Рагзин Никита Сергеевич
православный христианин
Тема: #43002
Сообщение: #1463856 26.07.05 03:16
|
Благодарю Вас, Евгений за эту цитату из трудов святителя Иоанна Златоуста. Очень уважаемая мною личность.
А вот чем поделюсь я. Взято в сообществе pravoslavie на http://www.liveinternet.ru/users/pravoslavie/
СТАРЕЦ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ: "ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ".
http://orthodox.etel.ru/2005/22/piassy.htm
РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ВВЕРЯТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ БОГУ
Бог дал первозданным людям – Адаму и Еве – великое благословение быть Его сотворцами. Родители, деды, прадеды в свою очередь тоже являются сотворцами Бога, потому что они дают своим детям тело. Бог, если можно так выразиться, обязан заботиться о детях. Когда дитя принимает Святое Крещение, Бог выделяет ему и Ангела, чтобы тот охранял ребёнка. Таким образом, ребёнок охраняется Богом, Ангелом Хранителем и родителями.
Ангел Хранитель всегда находится вблизи ребёнка и помогает ему. Чем взрослее становится ребёнок, тем больше его родители освобождаются от ответственности. Если родители умрут, то Бог – и с высоты, и вблизи, а Ангел Хранитель вблизи – продолжают охранять ребёнка постоянно.
Родители должны духовно помогать детям, когда те еще маленькие, потому что, когда они маленькие, их недостатки тоже малы, и их легко отсечь. Они похожи на молодую картошку, кожица которой легко сходит, стоит только потереть. Однако если картошка полежит, то потом, чтобы её очистить, потребуется нож. А если она ещё и подпорчена, то надо врезаться этим ножом глубже. Если с младых ногтей дети получат помощь и наполнятся Христом, то они останутся близ Него навсегда. Даже если, подрастая, они немножко собьются с пути по причине возраста или дурной компании, то снова придут в себя. Ведь страх Божий и благоговение, которым были напоены их сердца в юном возрасте, никогда уже не смогут в них исчезнуть.
Впоследствии в подростковом – самом трудном – возрасте тревога родителей за детей становится больше. Эта тревога продолжается до того времени, пока родители не дадут детям образования и не выведут их на путь самостоятельной жизни. Когда дети находятся в этом возрасте, родителям надо сделать всё, чтобы им помочь. А то, что превосходит родительские силы, следует возложить на Всесильного Бога. Если родители вверят своих детей Богу, то Бог обязан помочь в том, чего нельзя сделать по-человечески. К примеру, если дети не слушаются родителей, то родители должны вверить их Богу, а не вдаваться в изыскивание различных способов, чтобы их «сломать». В таком случае мать должна сказать Богу следующее: «Боже мой, мои дети меня не слушаются. Я не могу ничего сделать. Позаботься о них Сам».
На меня произвела впечатление одна мать, пришедшая несколько дней назад сюда на всенощное бдение. Я знал эту женщину давно. Она подошла меня поприветствовать. Увидев, что вместе с ней только старшие дети, я спросил: «А где же малыши?» – «Дома, Геронда, – ответила она. – В такой праздник мы с мужем хотели пойти на бдение и поэтому решили: «Раз мы пойдем на бдение, а не на развлечения, то Бог пошлет Ангела, чтобы тот охранял наших малышей в наше отсутствие». Такое доверие сегодня встречаешь редко, ведь в наши дни иссякло как доверие детей к родителям, так и доверие родителей к Богу. Часто слышишь, как многие родители говорят: «Но почему именно наш ребёнок сбился с пути и пошел по кривой дорожке? Ведь мы же в Церковь ходим!». Такие родители не дают «отвёртку» Христу, чтобы Он подтянул их детям кой-какие «винтики». Они хотят справиться со всем сами. Такие родители мучаются эгоистичной тревогой до тех пор, пока не становятся больными – и это при том, что есть Бог, хранящий их детей, к тому же и Ангел Хранитель постоянно находится вблизи них и тоже их охраняет. Эти люди – несмотря на то, что они верующие – ведут себя так, словно Бога не существует, словно не существует Ангела Хранителя. Они препятствуют божественному вмешательству. Наоборот – им необходимо смиряться и просить помощи у Бога. И тогда Благий Бог покроет и защитит их детей.
ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
– Геронда, ответственность за воспитание детей несут одни лишь родители?
– Главным образом, родители. Ведь от того, какое воспитание они дадут детям, зависит, станут ли те хорошими священниками, хорошими педагогами и так далее. Потом – в свою очередь – они тоже будут помогать детям – и своим собственным, и всем остальным. Надо сказать и о том, что большую ответственность за воспитание детей несёт не отец, а мать. Если в то время, когда младенец ещё находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освящённым. И если они помогут ему духовно, то он станет освящённым человеком и в свою очередь будет помогать обществу: станет ли он служить в Церкви, войдёт ли в органы власти или займёт ещё какое-то место. Все мы должны помогать детям, чтобы они стали правильными людьми, чтобы и следующим поколениям осталось немного закваски. Ведь сейчас всё идёт к тому, чтобы не осталось даже закваски. А если её не останется, то к чему это приведёт?
Родители, рождая детей и давая им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению. Ведь если человек не возродится духовно, его ждёт адская мука. Впоследствии родителям следует возложить на учителей то, что они сами не могут сделать для своих детей. Поэтому наша Церковь и молится «о родителех и учителех». Однако есть и духовные отцы. Эти люди могут не иметь собственных детей, но их помощь в воспитании детей более результативна, потому что они трудятся над их духовным возрождением.
– Я хочу сказать, что все – каждый по-своему, каждый своим примером – должны помочь тому, чтобы дети духовно возродились, чтобы они мирно прожили в жизни сей и пошли в Рай. Если дети станут духовными людьми, то им уже не требуются ни [сдерживающие зло] законы, ничего подобного: «Праведником закон не лежит». Закон предназначен для беззаконников. Духовная власть стоит выше, чем власти человеческие.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРИМЕР
– Геронда, как быть родителям, если ребёнок не слушается, артачится?
– Если ребёнок не слушается и ведёт себя плохо, на то есть причина. Может быть, он наблюдает в своем доме или вне его неприличные сцены или слышит неприличные разговоры. Как бы то ни было, в отношении духовном мы помогаем детям главным образом не принуждением, а своим личным примером.
Надо сказать о том, что большую помощь оказывает детям мать: своим примером, своим послушанием супругу и уважением к нему. Если по какому-то вопросу мать имеет мнение, отличное от мнения отца, то она никогда не должна высказывать этого мнения перед детьми, чтобы этим не воспользовался лукавый. Мать никогда не должна портить помысл детей об отце. Даже если отец виноват, она должна его оправдывать. К примеру, если отец поведёт себя плохо, то мать должна сказать детям: «Папа устал, он всю ночь работал, чтобы закончить одно срочное дело. И ведь это он для вас старается».
Многие родители ругаются на глазах у детей и таким образом преподают им дурной урок. Несчастные дети печалятся и скорбят. Потом родители, чтобы их утешить, стремятся выполнить все их прихоти. Отец, желая угодить ребёнку, начинает его «покупать»: «Ну, золотой мой, говори, что тебе купить?». Мать со своей стороны исполняет прихоти своего чада, и в конечном итоге дети вырастают капризными ломаками. А впоследствии, если родители не в состоянии дать им то, что они хотят, дети угрожают родителям, что они наложат на себя руки.
Я вижу, насколько помогает детям добрый родительский пример. Сегодня у меня были гости: две девчушки – одна трех, а другая четырех лет от роду – со своими родителями, очень благоговейными людьми. Сколько же радости принесли мне эти крохи! Они были как ангелочки. Сидя рядышком, подолами платьиц они прикрывали свои коленочки. Сколько у них было скромности, сколько уважения! И всё от того, что они видели, как поступают их родители. Видя, что родители имеют между собой любовь, уважение, ведут себя благоразумно, молятся и совершают подобное этому, дети отпечатывают всё это в своей душе. Поэтому я и говорю, что если родители передадут детям своё благоговение, это будет самым лучшим наследством, которое они смогут им оставить.
Если бы вы только видели одну девчушку, с которой я познакомился в Австралии! Сколько же у нее было благородства! Мы приехали в Канберру. Приняв двух последних посетителей, которые хотели меня видеть, я собирался уезжать. Смотрю, останавливается машина и из неё выходит супружеская пара со своей маленькой девочкой. «Геронда, мы всё-таки успели Вас застать», – сказали они. «Да, – говорю, – мы уже собирались уезжать».– «Геронда, – говорит тогда муж, – меня не надо принимать, ничего страшного. Пусть только супруга ненадолго займёт Ваше время, чтобы она не расстраивалась. А то она у меня человек чувствительный». Мы отошли с его женой в сторонку, чтобы она могла сказать мне то, что хотела. Девчушка побежала было за ней. «Посиди, – сказал я девочке, – придёт мама, скоро придёт». – «А у тебя есть мама?» – спросила она меня. «Нет», – ответил я. Смотрю, в глазках у нее заблестели слезы. «А хочешь,– спрашивает, – я дам тебе свою маму?». Тогда я её тоже спрашиваю: «А у тебя есть дедушка?» – «Нет»,– отвечает. «А ты хочешь, чтобы у тебя был дедушка?» – «Хочу, хочу, – обрадовалась она. – Ты сам переедешь к нам жить или хочешь, чтобы мы переехали к тебе? Как ты хочешь!». Какое же благородство! Маленький ребёнок жертвует своей мамой! Вы поглядите: ведь это она скопировала со своих родителей. Её отец отличался большим благородством. Я обнял этого человека, поцеловал, поздравил с тем, что у него такая хорошая дочка. Сколько же я ему дал благословений!
Такие люди приводят в умиление даже человека с самым чёрствым сердцем – что уж тут говорить о Боге!
В РОДИТЕЛЬСКОМ ДОМЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАСЫЩАТЬСЯ НЕЖНОСТЬЮ И ЛЮБОВЬЮ
Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведет себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни.
Однако сегодня большинство детей видят своих родителей очень недолго, лишь по вечерам, – и не насыщаются любовью. Многие родители, будучи педагогами или врачами, у себя на работе имеют дело с детьми. Они отдают свою нежность детям чужим, а, возвращаясь домой, уже не имеют нежности для детей своих. Они приходят домой усталыми. Аккумулятор уже сел. Отец разваливается в кресле, берёт в руки газету, чтобы почитать о последних событиях и совершенно не занимается детьми. Малыш трётся возле него, чтобы отец поговорил с ним, погладил его, а отец отгоняет ребёнка от себя. Мать, в свою очередь, спешит на кухню, чтобы приготовить ужин, у неё тоже нет времени заняться детьми. И от этого несчастные дети растут лишёнными любви. Ещё пример: некоторые военные, привыкнув строго наказывать солдат, которые им не подчиняются, и семью хотят заставить жить по уставу армейской дисциплины. Они бывают жестоки к своим детям и за любую мелочь раздают им подзатыльники. А некоторые родители, работающие в судебных или правоохранительных органах, устраивают у себя дома целые «судебные процессы» над собственными детьми, которые что-то натворили. Все эти родители не ведут себя по отношению к детям с нежностью и любовью, поэтому впоследствии у детей начинаются психические расстройства.
КАК МУЧАЮТСЯ ДЕТИ ИЗ-ЗА РОДИТЕЛЕЙ
– Геронда, одна мать спросила нас, что ей делать. Её дочь хулит Пресвятую Богородицу.
– Пусть она разберётся, с чего начинается зло. Иногда в подобных случаях виноваты родители. Ведя себя нехорошо, сами родители вредят своим детям, и те начинают разговаривать с бесстыдством. Потом они начинают принимать бесовское воздействие и [на попытки их урезонить] реагируют просто отвратительно. В других случаях родители считают, что они могут насильственным путём сделать своих детей лучше. Подмешивается эгоизм, и родители начинают разговаривать с детьми в раздражении и гневе, тогда как они всегда должны вести себя с ними по-доброму.
Сегодня одна женщина довела меня до белого каления! У нее один ребёнок, и она его без жалости бьёт. От страха несчастный малыш дрожит, не может говорить, находится в состоянии нервного истощения. «В нём бес», – утверждает эта женщина и оставляет своё дитя голодным – якобы для того, чтобы бес ушел. «Я не даю ему есть, – объяснила она, – чтобы он освободился от нечистого духа». – «Слушай, – говорю, – да у тебя голова на плечах есть? Дай ребёнку поесть. И постарайся, чтобы вышли нечистые духи, которые сидят в тебе самой. Это ты стала причиной того, что твой ребёнок так изуродован. В ребёнке нет беса: он дрожит, потому что боится тебя, потому что ты его бьёшь! Причащаешь-то ты его регулярно?» – «Нет», – отвечает. Ну как тут быть? Попробуй с такой договорись!
– Геронда, может быть, она говорит, что в ребёнке бес, потому что дитя иногда сквернословит и богохульствует?
– «Сквернословит и богохульствует»! Да когда эта мамаша своим насилием чуть не душит его, то он и сам не понимает, что делает. Как жаль этого несчастного! Его мать одержима нечистым духом, а не он.
Как бы то ни было, в день Страшного Суда мы увидим удивительные вещи! В годы идолопоклонства матери сжигали своих детей перед статуей Молоха, чтобы таким образом принять участие в славословии «бога»! Если бы эти женщины знали Истинного Бога, то какие жертвы они бы Ему приносили! В день Страшного Суда эти женщины будут иметь смягчающие вину обстоятельства – потому что они были увлечены злом.
Однако какие смягчающие обстоятельства будут иметь нынешние матери, с безразличием, равнодушием относящиеся к собственным детям? Бог скажет им: «Вы знали Истинного Бога, вы были крещены Святым Крещением. Вы столько услышали, вы столько узнали. Сам Бог распялся, чтобы вас спасти. Но что сделали вы сами? Вам было лень отвести ваших детей в Церковь, чтобы их причастить! Идолопоклонницы думали, что Молох – это истинный бог, и приносили ему в жертву даже собственных детей. А что сделали вы?»
За родительские ошибки расплачиваются дети! Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость – от родителей или от кого-то ещё. Если причиной того, что ребёнок идет по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребёнка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. Бог устроит всё так, чтобы ему помочь. И вот мы видим, как некоторые юноши – да и не только юноши, но и пожилые люди – в какой-то момент резко поворачивают к добру. Я помню такой случай. В семье было двое детей. Отец, мать и дочь были равнодушными к вере и Церкви. Сын сначала спутался с какой-то марксистской организацией. Там ему пришлось не по душе, и он прибился к индуизму. Там ему тоже не понравилось, и тогда он приехал на Святую Гору. Он часто приходил ко мне в каливу, посещал и другие кельи. Его родители все это время повторяли: «Христе мой! Пресвятая моя Богородица! Сохраните нашего ребёнка». Юноша оказался не пригоден для монашества. Прожив какое-то время на Афоне, придя в себя и духовно укрепившись, он вернулся домой и духовно помог родителям. Сейчас я вижу, как его отец приезжает на всенощные бдения в числе самых первых. В своем приходском храме он читает предначинательный псалом, дома читает вечерню, повечерие, поёт молебный канон. Как Бог расставил все по своим местам! Диавол хотел сделать зло, но Бог, сглаживая это зло то с той, то с другой стороны, вывел этих людей на верную дорогу.
– А дочка, Геронда?
– И она потихоньку выходит на правильный путь. Бог даёт для этого благоприятные возможности.
– Геронда, некоторые родители, начинающие жить духовной жизнью в немолодом возрасте, переживают из-за того, что они не дали христианского воспитания своим детям, когда те были маленькими.
– Если, имея искреннее покаяние, они попросят Бога помочь их детям, то Бог сделает для них то, что Он может. Он бросит детям спасательный круг, чтобы те спаслись среди обуревающего их шторма. Даже если не окажется человека, способного помочь этим несчастным, Бог может устроить так, что им поможет что-то увиденное ими, и они вывернут на правильную дорогу. Знайте: родители, о которых идет речь, были по-доброму расположены, но в детстве они не получили помощи у себя в семье и поэтому сейчас имеют право на помощь Божественную.
– Геронда, иногда бывает, что дети, живя духовной жизнью, сталкиваются со множеством затруднений из-за родителей, которые равнодушны к вопросам веры.
– Об этих детях Бог заботится больше, чем о детях других – о тех, чьи родители живут духовно. Бог заботится о них так же, как Он заботится о сиротах.
ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДЫ НА ДЕТЕЙ
– Геронда, с какого возраста дети подвергаются воздействию окружения?
– Дети «снимают копию» со своих родителей уже с колыбели. Они видят то, что делают взрослые, снимают «копию» и записывают на свою чистую «кассету». Поэтому родители должны усердно постараться отсечь свои страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих собственных родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям.
– Геронда, отчего бывает, что малыши, получившие одинаковое воспитание в родительском доме, иногда бывают совершенно не похожи друг на друга?
– Часто ребёнок принимает и много воздействий из своего окружения. Но если у него есть доброе расположение, то, когда он вырастет, Бог даст ему большее просвещение, чтобы он понял те отрицательные воздействия, которым подвергся. И подъял подвиг, для того чтобы от них освободиться.
Сегодня в мире живет злоба. Детей хотят развратить с пелёнок. Вместо того, чтобы удержать детей от зла, пока они не придут в совершенный возраст, им препятствуют даже в добром. Потом, впадая в грех и мучаясь, несчастные дети хотят встать и не знают, как это сделать. Ведь, покатившись вниз по «сладкой» горке им уже непросто остановиться. Ко мне в каливу приходят ребята лет двадцати пяти - двадцати семи, принимающие наркотики, живущие во грехе. И эти несчастные просят помощи.
Однажды случилось так, что я помог кому-то из таких детей выйти на правильную дорогу. И вот сейчас они привозят ко мне своих друзей, а потом друзей своих друзей, чтобы и те получили помощь. Эти молодые разрывают тебе сердце. Один несчастный юноша принимал сильные наркотики и был уже одной ногой в могиле. Исколотые руки, сгнившие зубы... Но потом он остановился и помог другим. В его компании было около пятнадцати ребят. И, приходя ко мне, эти ребята представлялись: «Я из компании такого-то». Он был у них... «старцем»! Однако многие из таких несчастных летят в пропасть. Они сидят на игле, [а чтобы добыть деньги на наркотики] продают свою кровь... Эти юные губят и себя, и своих родителей. И вот потом видишь, как их отец умирает от инсульта, мать – от болезни сердца, печени или от чего-то ещё.
ЛЮБОВЬ МЕЖДУ БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ
Родители должны возделывать любовь между своими детьми. Желая поддержать более слабого ребёнка, они должны подготавливать для этого почву, получая на то «соизволение» ребёнка более сильного. То есть они должны помочь более сильному ребёнку понять, что его брат или сестра находятся в нужде. Справедливость есть дело Божие, и она должна быть в равной степени разделена между старшим и младшим. Старшему справедливость воздается уважением, младшему – любовью, так, чтобы он не повредился. Об этом упоминается и в Книге Второзакония. К примеру, если виноват старший брат, то мы должны оправдать младшего, но при этом не задевать старшего на глазах у младшего. Нам нужно переговорить с виноватым наедине, чтобы он понял свою ошибку.
– Геронда, а как излечивается ревность, которая обычно появляется у старших братьев и сестер по отношению к младшим?
– Ревность – это страсть. Однако если трёхлетний малыш видит, как мама кормит грудью новорождённого братца или сестричку, то он некоторым образом оправдан в своей ревности, потому что совсем недавно кормили грудью его самого. Сейчас он видит братика в объятиях мамы и думает: «До вчерашнего дня мама держала на ручках меня, а сейчас она переместила меня на последнее место!» Если у малыша есть бабушка, то ещё ладно: ему есть у кого утешиться. Однако, когда ему исполнится четыре года, он должен ревновать меньше. А уж когда ему исполнится шесть, мама должна сказать ему: «Ты стал совсем большой. Ну какая мама берёт на ручки такого большого ребёнка?». Если мать поможет малышу преодолеть свою ревность, то он будет прибегать к ней только по действительно серьёзному поводу. Если же ребёнок хочет, не отрываясь, держаться за мамину юбку, то в этом есть что-то нездоровое.
КОМПАНИИ ОКАЗЫВАЮТ НА ДЕТЕЙ ОГРОМНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
– Геронда, отчего случается, что юноша, с детства живший духовно и имевший любочестие, доходит до того, что совершенно сбивается с пути и отбивается от рук?
– Не нужно [легко] судить. Есть много причин. Дети, живущие мирской невнимательной жизнью, обличаются, видя других детей, которые живут целомудренно, духовно и хотят увлечь их к той жизни, которой живут сами. Как-то раз по дороге шли два паренька. Вдруг один поскользнулся и упал в грязнейшую лужу. Вся его одежда перепачкалась. Стоило им пройти чуть дальше и подойти к другой луже, как он толкнул в нее своего приятеля, чтобы испачкался и тот. Мальчик сделал это потому, что ему было не по себе от того, что сам он был грязным, а его приятель чистым.
Компании оказывают на детей огромное воздействие. Будучи маленьким, я имел прирождённую любовь. Она была у меня в естестве. Идя куда-нибудь с мулами, я старался посадить на животное и одного, и другого сверстника, а себе на плечи сажал своего младшего брата. Однажды, когда один из моих братьев убил птичку, я очень расстроился и отругал его. Потом взял эту птичку и с плачем её похоронил. Я водил дружбу с детьми того же возраста, что и я. Мы уходили в лес, молились, читали Жития Святых, постились. Потом матери этих детей стали запрещать им дружить со мной. «Не гуляйте с ним, – говорили они. – Он заразит вас чахоткой». Так дети оставили меня, и я почувствовал себя одиноким. Кроме этого, меня дразнили, со всех сторон кричали: «Монах, монах!». Они превратили мою жизнь в мучение. И я дошёл до того, что не мог переносить их насмешек. Тогда я решил: «Буду дружить со старшими ребятами и притворяться [будто веду себя так же, как они]». И вот я начал водить компанию со старшими подростками. Я раздобыл резинку и сделал себе рогатку. Сперва я только натягивал резинку, делая вид, что хочу выстрелить. Потом я раздобыл дробь и стал самым метким стрелком из рогатки. И вот однажды, стоило мне подстрелить одну птичку и увидеть её убитой, я вмиг пришёл в себя. Выбросил и резинки, и дробь и сказал себе: «Когда твой брат убил птичку, ты плакал и ругал его за то, что он сделал. А до чего докатился сам? Ты убиваешь птиц, и потихоньку дойдёшь до того, что станешь убивать и животных». И действительно, если бы я продолжил такой образ жизни, то потом от стрельбы из рогатки перешёл бы к охоте на животных, да ещё и сам сдирал бы с них шкуры.
До какой же злобности может докатиться человек, изначально отличавшийся тонкой чувствительной душой! Это может произойти, если он будет невнимателен и увлечётся дурными компаниями. А вот компании добрые приносят большую пользу. Бог наполнил людей разнообразными дарованиями. Подобно тому, как человек видит чужую испорченность, развращённость, он может увидеть и чужую добродетель – и подражать ей.
|