Вот еще одна икона, где прочитывается чаша - ее образуют крылья ангелов. Здесь иконописец склоняется к мысли, что святость на апостолов снизошла со дня Пятидесятницы.
"Во всем вообще Богодухновенном Писании внимательный изследователь увидит разныя указания на Пречистую Деву Mapию, разсеянныя повсюду" - замечает св. Андрей Критский; и св. Иоанн Дамаскин называет Пресвятую Деву "Богородицею, по предведению Божию предопределенною в предвечном совете, в различных образах и словах пророческих прообразованною и предвозвещенною Духом Святым".
По одному из определений, Пресвятая Дева, как причастная славы Сына Своего и Бога, "есть миро многоценное", или, еще точнее, "сосуд, миро неистощимое на Нее излиянное приемший". "Радуйся миро - восклицает св. Иоанн Дамаскин - безценный состав добродетелей. Ты благоухаешь всякою чистотою: из Тебя произошел Господь подобоименный Te6е, потому что сказано: миро излиянное имя Его".
В книге Песнь песней в высоких и таинственных чертах изображаются жених и невеста, под которыми обыкновенно понимают Господа Иисуса Христа и Св. Церковь Его.
По учению Св. Церкви, Богоматерь есть "Дева Богоневеста", "Невеста Божия", "Невеста неневестная" и неискусобрачная. Невестою Она называется по отношению к Св. Духу, а неневестною обозначается Она по отношению к людям, как несочетанная браком, небрачная.
Сосуду, или Чаше, уподобляет св.Андрей Церковь: "Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума во образ древняго и новаго, двоих вкупе заветов, Спасе наш"
(Великий канон, песнь 4, в среду первой седмицы).
Этот сосуд есть вместилище Света, что на иконе выражено светящимися одеждами ангелов, которыми окружена Богородица.
Св. Дионисий Ареопагит, чрез три года после его обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицем к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: "когда я введен был пред лице Богообразной, светлейшей Девы; - меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух - не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечнаго блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ея славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякаго понятия".
В иконе "Вознесение" преп. Андрея Рублева (которая стоит первой в теме) нужно суметь разглядеть скрытую связь с иконой "Троица", где форма чаши, стоящей на столе, повторена фигурами ангелов.
Таким образом эта чаша получает дополнительную символическую характеристику - в нее помещен ангел второй ипостаси, или новозаветный Агнец - Христос. Кроме того, круг, в который заключены три фигуры ангелов, символизирует бесконечность и единство, подчеркивая нерасторжимость Святой Троицы.
Мотив чаши (она выступает здесь как символ апостольской Церкви), и круг-мандорла прочитываются на иконе "Вознесение". Даже древо четырехкратно повторяется в "Вознесении", как бы говоря нам о четырех Евангелиях, отразивших замысел Бога о человеке.
"Говоря об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать и о другой ее черте, органически связанной с аскетизмом. Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена его архитектурному замыслу. Отсюда - изумительная архитектурность нашей религиозной живописи: подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую, внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и вне непосредственной связи ее с церковным зданием в тесном смысле слова.
Этот архитектурный замысел чувствуется и в отдельных ликах, и в особенности в их группах - в иконах, изображающих собрание многих святых. Архитектурному впечатлению наших икон способствует та неподвижность божественного покоя, в который введены отдельные лики; именно благодаря ей в нашей храмовой живописи осуществляется мысль, выраженная в первом послании св. Петра. Неподвижные или застывшие в позе поклонения пророки, апостолы и святые, собравшиеся вокруг Христа, "камня живого, человеками отверженного, но Богом избранного", в этом предстоянии как бы сами превращаются в "камни живые, устрояющие из себя дом духовный" (1 Петр. 2:4-5).
Эта черта больше, чем какая-либо другая, углубляет пропасть между древней иконописью и живописью реалистическою. Мы видим перед собою, в соответствии с архитектурными линиями храма, человеческие фигуры, иногда чересчур прямолинейные, иногда, напротив, - неестественно изогнутые соответственно линиям свода; подчиняясь стремлению вверх высокого и узкого иконостаса, эти образы иногда чрезмерно удлиняются: голова получается непропорционально маленькая по сравнению с туловищем; последнее становится неестественно узким в плечах, чем подчеркивается аскетическая истонченность всего облика. Глазу, воспитанному на реалистической живописи, всегда кажется, что эти стройные ряды прямолинейных фигур собираются вокруг главного образа чересчур тесно.
Быть может, еще труднее неопытному глазу привыкнуть к необычайной симметричности этих живописных линий. Не только в храмах - в отдельных иконах, где группируются многие святые, - есть некоторый архитектурный центр, который совпадает с центром идейным. И вокруг этого центра непременно в одинаковом количестве и часто в одинаковых позах стоят с обеих сторон святые".
Е.Н.Трубецкой. Умозрение в красках. часть III
"И во всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен в той славе и торжестве, в какой придет судить вселенную. Спасителю в Вознесении более всего присуще имя Пантократор - Вседержитель. Изображается Он сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, просветлённых золотыми лучами, асистом, образом божественных сил-энергий. Обе руки подняты для благословения, и не только руки, но и стопы (это не может быть выражено графически, но в стихирах праздника об этом говорится). Образ Спасителя заключен в мандролу, то есть в круги, представляющие собой небесную сферу, также обычно наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным лучам. И все изображение Христа является как бы солнцем. Солнцем правды, горящим над землей. Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками Ангелы, которые изображаются как бы несущими небесный круг и Спасителя в нем, сидящего на престоле".
Инок Григорий (Круг)
Христос меж нас!
"Праздник Вознесения Христова приходится на сороковой день после Пасхи. Сорок дней Спаситель по Воскресении Своем пребывал на земле. Отчего срок пребывания Спасителя на земле определяется сорока днями? Какой смысл в этом сроке? Сорок дней составляли срок ветхозаветного поста перед Пасхой. Сорок дней изливалась вода из туч во время потопа. Сорок дней продолжается Рождественский и Великий пост. На сороковой день душа скончавшегося видит Лице Божие, что и является основой для совершения сорокауста. Все эти сроки, определенные числом сорок, говорят о посте, о покаянии, об очищении. Какое же это может иметь отношение ко Христу, который не нуждается ни в очищении, ни в покаянии? Думается, как пост является предвратием наступающего праздника, так и для Спасителя эти сорок дней пребывания на земле были предварением возвращения к Отцу. Это праздник благословенной любви, это исполнение Божественной любви. И сорокадневное пребывание Христа на земле было делом предельного человеколюбия Христова, заботой о людях и об учениках, которым и явил Себя "по страдании Своем со многими", в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием".
Инок Григорий (Круг).
"Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога"
(Мк. 16:19)
"Вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее"
(1-я стихира на "Господи, воззвах" праздника Вознесения)
или: все народы восплещите от радости руками, потому что Христос восшел туда, где был прежде, т.е. на небо.
"…нет недостатка в указаниях на то, что за пределами нашего мира, нашего "неба” находятся иные "небеса". Апостол Павел в Послании к коринфянам говорит о себе, что он восходил до третьего неба. В "Апокалипсисе" читаем: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (Ап.21:1). Данте, синтезировавший все средневековое мировоззрение, изображает в "Божественной комедии" десять кругов неба, называя последнее, высшее небо, - эмпиреем. В иконописи мы также находим выражение этих представлений, весьма распространенных и общеизвестных в средневековую пору. На иконах, изображающих взятие на небо Илии-пророка, композиция строится кругами, на фоне которых Илия рисуется поднимающимся все выше и выше на колеснице, запряженной лошадьми. Основные догматы христианства: Воскресение Христа, Его Вознесение, взятие на небо ветхозаветных пророков Еноха и Илии, взятие на небо Богоматери, воскресение мертвых в будущем веке - возможно мыслить лишь при допущении изменений в составе земного тела. Вознесение необъяснимо, если мы представим его наивно материалистически. И оно становится понятным, если мы его будем рассматривать, как постепенное изменение тела по мере прохождения его через различные сферы бытия. Христос по Воскресении имел уже другое тело. Он мог появляться среди апостолов, когда двери дома были заперты: "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты, из опасения от Иудеев, пришел Иисус и стал посреди их и говорит им: "Мир вам"" (Ин.20:19). "После восьми дней опять были дома ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: "Мир вам"" (Ин.20:26). По Воскресении Христа не узнает Мария Магдалина, принимая Его за садовника (Ин.20:15). Не узнали Его и апостолы и среди них Петр, когда Он явился им при море Тивериадском (Ин.21:1-4). Не узнан был Христос и на пути в Еммаус, когда Он присоединился к ученикам своим по дороге. Когда же "открылись у них глаза, и они узнали Его, то Он стал невидим для них" (Лк.24:13-31). Явление Христа смущало их, пугало, и они думали, "что видят духа" (Лк.24:37).
Тарабукин Н.М. Смысл иконы
Вознесение. Монастырь св. Екатерины (Синай). VIII-IX вв.
Богоматерь – Оранта стоит на особом подножии, указывающем на царское достоинство. Редкий иконографический мотив - за спиной Богоматери пламенеющий куст, образ Неопалимой Купины.
Как видно, иконография Вознесения едина: двенадцать апостолов с Богородицей в центре, варьируется лишь количество ангелов. На некоторых иконах можно заметить такую деталь - на горе Елеонской, откуда Господь Иисус Христос вознесся на небеса, изображен след от ноги Его. Это изображение действительного отпечатка следа Христа на камне, который показывают всем паломникам, прибывшим в Иерусалим.
пришел еси со ученики Твоими на гору Елеонскую,
имея Рождшую Тя Творца и всех Содетеля..."
"Вознесение навсегда останется тайной для нас, потому что при этом делается попытка изложить то, что необъяснимо и описать то, что попросту неописуемо. Но очень важно было его как-то запечатлеть. Ибо было немыслимо предполагать, что явления Иисуса станут все реже и реже, а потом прекратятся вообще. Это действительно разрушило бы веру людей. Обязательно должен был наступить день расставания, когда земной Иисус окончательно стал Христом небесным.
Ученики не пошли домой с разбитыми сердцами. Они вернулись в Иерусалим с великой радостью, потому что теперь они знали, что у них есть Господь, с Которым их уже ничто больше не может разлучить.
"Ибо я уверен, - сказал Павел, - что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни
настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от
любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:38.39).
Вознесение придало ученикам уверенность в том, что у них есть друг не только на земле, но и на небесах. Несомненно, нет ничего дороже, чем знать, что на небесах нас ожидает Тот же самый Иисус, который был столь удивительно добр на земле. Умереть - не значит раствориться в темноте; это значит - отправляться к Нему".
В цепи двунадесятых праздников Пятидесятница имеет особое значение - это воплощение замысла Божиего о человеке и о Церкви, это начало домостроительства третьим Лицом Святой Троицы. От Вознесения "кончились дела Христовы телесные", говорит св.Григорий Богослов. "Что же относится ко Христу?" - спрашивает он и отвечает: "Дева, рождение, ясли...", то есть то, к чему Богоматерь имеет непосредственное отношение как Осуществительница воплощения с человеческой стороны, то, что имеет отношение к нашей природе, воспринятой Христом. С Пятидесятницы "начинаются дела Духа", продолжает св.Григорий Богослов, начинается земной путь Церкви в полноте ее благодатной жизни.
Апостолы изображаются благословляющими. Это тот жест благословения, источником которого является благословение возносящегося Христа, переданное Им апостолам, а через них их преемникам и всем тем, кого они благословляют.
В Пятидесятнице же все наоборот: из текста первой главы Деяний вытекает, что Она присутствовала в Сионской горнице; служба же, в связи с Сошествием Святого Духа, нигде Ее не упоминает и поэтому традиционная икона праздника не включает Ее изображение. Хотя, как мы с Вами убедились, на русской иконе Пятидесятницы иногда образ Пречистой встречается.
Спешу показать икону из так нам полюбившегося праздничного чина Ставроникитского монастыря (Афон)
23 мая 2022 в 16:21
— Андрей Бузик
Святые Кирилл и Мефодий
Приближение 1000-летия России в 1862 году усилило в стране интерес к тем, кто стоял у истоков славянской грамоты. Именно тогда было много сделано для прославления святых ... читать далее »
22 мая 2022 в 18:27
— Владимир Воробьев
После публикации предыдущей части статьи (в начале специальной военной операции на Украине) прошло около 3-х месяцев. За это время разные представители так называемого коллективного Запада, наделённые ... читать далее »
21 мая 2022 в 17:11
— Андрей Бузик
Неделя о самаряныне.
Воскресение. О пшенице Господней
Ин.4:5–42
Однажды на пути в Галилею Господь Иисус Христос остановился у колодца близ города Самарии. Когда ученики ушли достать что-нибудь ... читать далее »
20 мая 2022 в 16:38
— Андрей Бузик
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
1. Авва Антоний говорил: думаю, что тело имеет движение естественное, прирожденное ему; но оно не действует, когда душа не хочет, – и ... читать далее »
18 мая 2022 в 16:32
— Андрей Бузик
Преподобный Иов, игумен и чудотворец Почаевский
Поучение преподобного Иова о Божестве Иисуса Христа
Помянем Иону, который был в морской глубине, во чреве китовом, три дня и три ночи, прообразуя ... читать далее »
15 мая 2022 в 21:00
— Андрей Рыбак
Штурмовики уходят в бой (еще полчасика).
Передовая. Азовсталь. Штурмовики уходят в бой (еще полчасика). России трудно, а бойцы шутят.
Большой репортаж из расположения специального штурмового ... читать далее »
14 мая 2022 в 20:05
— Андрей Рыбак
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Какой знак того, что человек-христианин близок ко Христу? Иоанн Кронштадтский читать далее »
11 мая 2022 в 22:10
— Андрей Рыбак
На Афоне отреставрируют храмы и здания 12 монастырей
На Афоне отреставрируют храмы и здания 12 монастырей
На ремонт храмов и монастырей Святой Горы Афон потратят свыше 18,5 миллионов евро.
12 ... читать далее »
7 мая 2022 в 23:05
— Андрей Рыбак
Никогда еще Россия не была так хороша, как при Зеленском.
Зеленский - наш агент, так как всего за два месяца:
1. Активно выдоил Запад на деньги - безвозмездно, потому что отдавать будет некому. Не ... читать далее »
У Ками Рита Шерпы, которому принадлежит рекорд по количеству восхождений на Эверест 26 раз, есть сильные конкуренты. В их числе два альпиниста, о восхождениях которой сообщил 21 мая Мингмы Гьялдже ... читать далее »
21-22 мая на акватории Финского залива прошла регата "Открытие парусной навигации". В ней приняли участие более 400 спортсменов, представляющих различные классы. Праздник в честь открытия навигации и ... читать далее »
23 мая 2022 в 15:43
— Андрей Бузик
11 мая по старому стилю / 24 мая по новому стилю
вторник
Седмица 5-я по Пасхе. Глас 4.
Поста нет.
Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учи́телей Словенских. Равноап. ... читать далее »
22 мая 2022 в 16:39
— Андрей Бузик
Преподобная Исидора, Христа ради юродивая
Богу было угодно, чтобы знаменитый основатель знаменитого Тавенского братства, в Верхней Фиваиде, открыл и другому полу путь чистых, действенных молитв о ... читать далее »
21 мая 2022 в 09:49
— Андрей Рыбак
Святая Гора Афон
Симеон Афонский. Моя Гора!
Глубокий символизм Симеона Афонского зиму растапливает в лето, а летом - находит зиму... читать далее »
19 мая 2022 в 17:09
— Андрей Бузик
Преподобный Нил Сорский
к. ХV – н. ХVI в.
Смысл писаний этих заключается в том, чтобы показать, какое делание подобает иметь иноку, истинно хотящему спастись во времена нынешние, как мысленно и ... читать далее »
18 мая 2022 в 05:15
— Андрей Бузик
Преполовение пятидесятницы.
Преполовение Пятидесятницы - это один из самых древних праздников в Церкви. О нём упоминает, например, великий святой и учитель, живший в V веке, святитель Иоанн Златоуст. ... читать далее »
15 мая 2022 в 10:59
— Андрей Рыбак
Игорь Шнуренко
Объявлена охота на здоровых людей. Игорь Шнуренко
Зачем современная наука меняет человека? Как человек утрачивает свободу над собственным телом? Принудительная медицина - во имя ... читать далее »
14 мая 2022 в 13:14
— Андрей Рыбак
Кино ко дню Космонавтики. Салют - 7
БИТВА ЗА «САЛЮТ». ИСТОРИЯ ПОДВИГА. Документальный фильм.
В апреле 1982 года ракетой «Протон» на орбиту выведена советская орбитальная станция «Салют-7». Спустя ... читать далее »
11 мая 2022 в 22:09
— Андрей Рыбак
память иеромонаха Дионисия (Игната) - он отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет
Сегодня память иеромонаха Дионисия (Игната) - он отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из ... читать далее »
10 мая 2022 в 16:09
— Андрей Бузик
Епископ Туровский, духовный писатель, проповедник, богослов, гимнограф.
Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении Божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о ... читать далее »
7 мая 2022 в 22:47
— Андрей Рыбак
Праздник иконы "Страшное предстательство". Монастырь Кутлумуш
"Страшное Предстательство" (Фовера Простасия) читать далее »
Тренер команды Свердловской области, член Президиума Федерации гребного слалома России Ольга Гвоздева подвела итоги Кубка молодежи, который прошел в Окуловке. Кубок молодежи новое соревнование во ... читать далее »
Проект "Фристайл в лицах" открыл новую главу. Мы продолжаем знакомить вас не только со спортсменами, но и с тренерами, врачами, специалистами и другими сотрудниками нашей с вами большой команды ... читать далее »
23 мая 2022 в 11:52
— Александр В.А.
Господи, спаси и помоги!
Митрофорный протоиерей Валерий (Галайда) почил 5 ноября 2020 года. Около 30 лет служил в храме Архангела Михаила в селе Хрустовая (Приднестровье). Очень решительно ... читать далее »
22 мая 2022 в 16:17
— Андрей Бузик
Советы девушке христианке
От издателей
«Московский старец» – так называют отца Алексея Мечева. Посланный «в народ», к страждущим людям святым праведным Иоанном Кронштадтским, он был одним из тех, на ... читать далее »
19 мая 2022 в 09:33
— Андрей Бузик
6 мая, в день великомученика Георгия Победоносца, в деревню Федора Конюхова собрались гости. Отец Федор и благочинный Заокского района Тульской области протоиерей Евгений совершили молебен в ... читать далее »
15 мая 2022 в 22:59
— Андрей Рыбак
Устье главного притока Телецкого
ЗАПОВЕДНЫЙ АЛТАЙ. ДОЛИНА ЧУЛЫШМАН. Телецкое озеро на пароме. Каменные грибы. Артыбаш. Гора Кокуя.
Путешествие по Горному Алтаю. Самые красивые и заповедные места. ... читать далее »
14 мая 2022 в 22:18
— Андрей Рыбак
Афонский старец
Афон.Рассказ пустынника о...о юродивых.
3.05.22.Видео м.Салафиила.
Спасение – не от места, а от душевного настроения.
Везде можно спастись и везде можно погибнуть. читать далее »
11 мая 2022 в 22:12
— Андрей Рыбак
"Тигры" - коты горы Афон, возле монастыря Симонопетра
"Тигры" - коты горы Афон, возле монастыря Симонопетра читать далее »
11 мая 2022 в 16:40
— Андрей Бузик
Все необходимые микроэлементы участвуют в процессах переваривания и усвоения пищи, регулируют обмен веществ, препятствуют отложению холестерина, улучшают работу нервной, эндокринной, ... читать далее »
7 мая 2022 в 20:27
— Андрей Рыбак
Экстремальное путешествие на лодке "Апостол Андрей" из Сургута на Диксон
Экспедиция в Арктику на ДИКСОН. 1 серия
Экстремальное путешествие на лодке "АПОСТОЛ АНДРЕЙ" из Сургута на Диксон. Река Обь, ... читать далее »
Любители авантюрных приключений на Курилах решились на очередной экстрим. Компания спустилась с вершины вулкана Алаид, высота которого превышает 2200 метров, на сноубордах и лыжах. Все происходящее ... читать далее »
Слаломисты из Северной столицы заняли первое общекомандное место, завоевав четыре медали две золотые и две бронзовые. Впечатлениями после Кубка молодежи до 17 лет, который на этой неделе прошел в ... читать далее »