Общеизвестно, Алексей Витальевич, что изображения Господа Саваофа не каноничны, и тем не менее, они приняты и в обиходе по той простой причине, что невозможно запретить или переписать великое множество икон, как древних так и "недавних век".
ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ!
СВЯТОЙ БОЖИЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА, С ЖИТИЕМ
Россия, 1870 годы.
Дерево, темпера. Серебряный оклад, Москва, 1879 г.
30,5 x 26,5 см.
Частное собрание
Композиция состоит из шести рядов изображений, иллюстрирующих двенадцать членов «Символа веры». Все они сопровождены соответствующими текстами. На верхнем поле иконы из Покровского собора крупная надпись: «ИЗОБРАЖЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ». Композиции верхнего яруса иллюстрируют первые два члена «Символа веры». Слева в круге изображен Господь Саваоф, окруженный десятью красными, зелеными и желтыми медальонами с ангелами (надпись: «Верую в[о] единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видим[ым]ъ же всемъ и невидим [ым]ъ»). В центре на фоне развернутого небесного свода сидящий на престоле Христос в окружении 10 кругов, солнца и луны. Сопроводительная надпись располагается на верхнем поле: «И во единаго Господа Icyca Христа Сына Божия Единороднаго, / иже о(т) Отца рожденнаго прежде все(х) век». В правой части яруса — Христос Эммануил, восседающий на престоле в окружении 10 аналогичных кругов (сопроводительная надпись начинается над изображением и продолжается под медальонами Саваофа и Эммануила: «Света о(т) света, Бога истинна о(т) Бога истинна, рождена / а не сотворена, единосущна О(т)цу, Имъ же вся быша)».
В следующем ярусе слева и справа изображены композиции из истории прародителей: «Сотворение Адама и сотворение Евы» и «Изгнание из рая». Третий и четвертый члены «Символа веры» проиллюстрированы в следующем ярусе композициями «Благовещение» (надпись: «Нас ради человекъ / [и] нашего ради / спасения сше/дшаго с небесъ и / воплотившаго/ся о(т) Духа Свята») и «Рождество Христово» (надпись: «И Марии Девы вочеловечшася»); «Распятие с разбойниками» (надпись: «Распятие Господне»; текст «Распятаго за ны» не сохранился), «Христос перед Пилатом» (надпись: «при Понтийстемъ Пилате») и «Положение во гроб» (надпись: «Страда[в]ша и погребена»). Четвертый ярус включает изображения, относящиеся к пятому, шестому и седьмому членам «Символа».
Слева «Сошествие во ад» (надпись: «[И] воскресшаго в третии день по писаниихъ») и «Вознесение» (надпись: «И возшедшаго на небеса»); в центре яруса — «Троица Новозаветная» (надпись: «И седяща одесную Отца»). Вся правая часть до нижнего поля иконы отведена композиции «Страшный суд», сопровожденной надписями, относящимися к седьмому и одиннадцатому членам «Символа». На правом поле — начало седьмого члена: «И паки грядушаго со славою судити живым и мертвым». Продолжение седьмого и восьмой член проиллюстрированы в следующем ярусе иконы. Слева — композиция «Предста Царица...» с предстоящими апостолами. Надпись на левом поле: «Его же ц(а)р(с)твию несть конца»; надпись над апостолами: «апо(с)толи Господни». В центре яруса — многосоставная композиция, иллюстрирующая восьмой член «Символа». Ее центр образован расположенными одно под другим изображениями Господа Саваофа и Иисуса Христа, сидящего на огненных херувимах; по сторонам — группы из шести святых, предстоящих Святому Духу в образе голубя и Богоматери типа Знамение. В группах предстоящих изображены: три святителя, в том числе Григорий и Игнатий, и русские князья Владимир, Борис и Глеб (левая группа); пророки: Давид, Захария, Соломон, неизвестный, Даниил и Иезекииль (правая группа). Надписи: над левой группой — «И в Духа Святаго Господа истиннаго и Животворящего, [иже] / о(т) Отца исходящаго, иже со Отцем / и Сыном спокланяема и [с]славима»; над правой группой — «глаголавшего пророки». Иллюстрация к девятому члену «Символа веры» размещена в середине второго верхнего яруса между изображениями из истории прародителей. В центре композиции представлен стоящий на подножии Христос в окружении святых, выше надпись: «И во едину святую соборную [и] апо(с)тольскую Церковь». В нижнем ярусе представлены иллюстрации к десятому, одиннадцатому и двенадцатому членам «Символа»: «Крещение» (на левом поле надпись: «Исповедую / едино крещение»), «Крещение народа» (на нижнем поле надпись: «во оставление греховъ»), «Воскрешение мертвых» (входит в состав композиции «Страшный суд»; надпись: «Чаю воскресения мертвым»). Композиция в центре яруса представляет Небесный Иерусалим с 12 вратами (надпись: «И жизни будущего века»).
Н.В. Пивоворова.
"Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым".
ИКОНОСТАС
Пророческий и Праотеческий ряды
Палехские письма. Середина - третья четверть XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
53,7 х 44 см
Иконостас, представленный на данной иконе, имеет следующие особенности. Праздничный ряд размещен не над деисусным чином, как в древности, а под ним, как было принято со второй половины XVII в. Икона «Спас в силах», обычно являвшаяся средником Деисуса, находится в центре пророческого ряда. Очевидно, с точки зрения поздних иконописцев такое ее расположение было вполне оправданным, ведь на этой иконе Христос представлен в видении пророка Иезекииля. И наконец, первое лицо Святой Троицы в композиции «Отечество» в надписи названо «Господь Саваоф» — отличие от древности, когда Бога Отца можно было представить только в образе Иисуса Христа Ветхого Деньми. Но в русской иконописи подобные надписания не были редкостью уже с середины XVI в., а в XVII в. вошли в обычай. Таким образом, с точки зрения людей XIX в., как иконописцев, так и заказчиков, иконография и сюжетный состав иконостаса, изображенного в публикуемом произведении, ни в чем не отступали от канона.
В.М Сорокатый.
Котловка.ру
"Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым".
ИКОНОСТАС
икона
Палехские письма. Середина - третья четверть XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
53,7 х 44 см
В плоскость ковчега иконы вписано изображение иконостаса или даже храма, представленного очень условно — в разрезе, с видом на иконостас, над которым возвышаются барабаны и главы здания, показанные как бы с западного фасада. Иконостас о шести ярусах. В местном ряду справа от Царских врат находятся иконы: «Спас Смоленский», «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни», «Богоматерь Всех скорбящих радость»; слева: «Богоматерь Неопалимая Купина», «Богоматерь с Младенцем на престоле», «Покров Богоматери». На Царских вратах изображены Благовещение и четыре евангелиста, на боковых дверях иконостаса — архидиаконы Стефан и Лаврентий. Над Царскими вратами помещена икона «Тайная вечеря», над боковыми дверьми — «Евхаристия» в двух видах. Под местными иконами — разноцветные подвесные пелены. По сторонам от Царских врат — пара резных витых колонн (или полуколонн), тянущихся до самого верха иконостаса и выделяющих его осевую линию, с самыми значительными иконами каждого из верхних ярусов. В праздничном ряду тринадцать икон, с иконой «Воскресение. Сошествие во ад» в центре. В деисусном ряду — столько же икон, в центре — «Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей и архангелами Михаилом и Гавриилом», по сторонам — иконы двенадцати апостолов. В следующем ярусе — «Спас в силах» и двенадцать икон пророков, выше — «Отечество» и столько же икон праотцев. Завершающий ярус составляют пять икон полуциркульной формы (либо это изображение настенной живописи в люнетах восточной стены): в центре — «Распятие», по сторонам от него — «Снятие со креста», «Положение во гроб и оплакивание Христа», дальше, к краям композиции — «Поцелуй Иуды» и «Моление о чаше». Храм венчают семь луковичных главок на розово-красных барабанах. Пара главок по сторонам от центральной главы стоит на сводиках, в которые вписаны огненно-красные херувим и серафим (как они названы в надписях)...
Декоративное решение иконостаса на этой иконе и на всех подобных ей иконах XIX в. для того времени было весьма архаичным — на них не изображается обильная позолоченная резьба в барочном, рокайльном или классицистическом стиле, которая в действительности служила обычным оформлением иконостасов, создававшихся вновь или подвергавшихся переделкам в XVIII—XIX вв. Возможно, иконы данного типа в XIX в. создавались в расчете на любителей древностей, прежде всего из старообрядческой среды. На указанной иконе, как и на множестве ей подобных, представлен скорее традиционный тябловый иконостас с весьма умеренным резным декором — с позолоченными накладками на тяблах и с узкими столбиками, тоже с позолотой, отделяющими иконы друг от друга в горизонтальных рядах. Однако изображенная на ней резьба при всей ее простоте все-таки напоминает о декоре иконостасов середины — третьей четверти XIX в. в стиле так называемого второго рококо.
В.М Сорокатый.
Котловка.ру
В православных храмах мы нередко можем видеть иконы с изображением Бога Отца в виде седовласого старца. Иногда Он изображается отдельно, иногда вверху иконы, на облаке, а иногда на иконе, которая называется «Троица Новозаветная». На этой иконе Он изображен сидящим на престоле, одесную Его сидит Господь Иисус Христос с крестом в руке, а вверху изображен Дух Святой в виде голубя. Изображение это настолько распространено, что встречается и в сельских храмах, и в кафедральных соборах. В иконных лавках и в домах православных христиан мы также постоянно встречаем эти иконы. Как это ни прискорбно, но изображения эти являются не свидетельством истины, каковым должны служить иконы, а ее искажением.
Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 г. «соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».
Еще за столетие до этого Большой Московский Собор постановил: «Повелеваем убо отныне Господа Саваофа образ впредь не писати: в нелепых и неприличных видениих, зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда во плоти. Токмо якоже Христос виден бысть во плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти, а не по божеству... Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. По Дионисию Ареопагиту «Саваоф» толкуется от жидовска языка «Господь сил», се Господь сил - Святая Троица есть: Отец и Сын и Святой Дух».
Главным аргументом в защиту изображения Бога Отца являются неверно истолкованные ветхозаветные пророчества: «Яко человек сый... и Царя Господа Саваофа видех очима моима» (Ис. 6, 5) и преимущественно пророчества пророка Даниила: «...И Ветхий денми ceдe, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста...» (Дан. 7, 9); «Видех во сне нощию, и се на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше и даже до Ветхого денми дойде и пред него приведеся» (Дан. 7, 13). Есть еще несколько мест из Ветхого Завета, которые защитники изображения Бога Отца толкуют в свою пользу. Но если мы обратимся к святоотеческим толкованиям и к богослужебным текстам, то увидим, что Церковь эти места подобным образом никогда не толковала.
Преподобный Иоанн Дамаскин изъясняет эти места так: «И Адам увидел Бога и услышал звук от ног Его, ходяша по полудни, скрылся в раю (Быт. 3, 8). И Иаков увидел борящеся с Богом (Быт. 32, 24). Ясно же, что Бог явился ему как человек. И Моисей увидел как бы задняя человека (Исх, 33, 23); также и Исайя увидел как бы человека, седяща на престоле (Ис. 6,1). Увидел и Даниил подобие человека и яко Сына человеча, дошедшего до Ветхого денми (Дан. 7, 13). И никто не увидел естества Бога, но (только) образ и подобие Того, Кто намеревался в будущем явиться. Ибо Сын и невидимое Слово Божие намеревалось поистине стать человеком для того, чтобы соединиться с нашим естеством и быть видимым на земле». Святые отцы учат, что все ветхозаветные богоявления надо относить к Богу Сыну, Который являлся в образе Своей будущей плоти.
4 июня 2023 в 16:06
— Андрей Бузик
23 мая по старому стилю / 5 июня по новому стилю
понедельник
Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная). Глас 7.
В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.
День Святого Духа
Прп. ... читать далее »
4 июня 2023 в 06:05
— Андрей Бузик
Троица — это, в первую очередь, великий православный праздник. Как и в другие церковные праздники на Троицу с утра принято идти в церковь, а после службы родные и близкие собираются за одним столом. ... читать далее »
3 июня 2023 в 00:00
— Андрей Рыбак
Духовный образ восхождения
Образ Духовного восхождения. Ролик
Подписывайтесь. Комментируйте, Оценивайте.
https://youtu.be/CA6grVhEvA4 читать далее »
1 июня 2023 в 11:59
— Андрей Бузик
Белые хризантемы.
— Девушка, скажите, пожалуйста, сколько стоит этот букет?
— Девушка? — продавец, женщина средних лет, улыбнувшись, взглянула на запрашиваемый букет роскошных белых хризантем, затем ... читать далее »
29 мая 2023 в 06:08
— Андрей Бузик
Старец Иосиф Исихаст. Советы
Великий старец Иосиф Исихаст канонизирован как местночтимый святой на Афоне. Блаженная кончина старца последовала 15/28 августа 1959 года. Светлый образ этого подвижника ... читать далее »
28 мая 2023 в 13:41
— р Б Сергий
Печать икон для иконостаса.
Материал пластик 3 мм или холст.
УФ метод печати, фотокачество. Изображение стойкое к выцветанию и истиранию.
Редактируем образы по размеру и меняем фон при ... читать далее »
26 мая 2023 в 00:41
— Андрей Рыбак
Отшельник монах Варнава + и Сергий Алиев на Мельнице Силуана Афонского на Афоне 2006 год
Телемост: Народный диалог: "В поисках мира!" или "Киев и Москва садятся за стол переговоров"
Пресс-служба ... читать далее »
24 мая 2023 в 05:22
— Андрей Бузик
Сердце и сосуды. Как им помочь
Что делать, чтобы сердечно-сосудистая система работала как часы? Какие продукты «любит» наше сердце? Какие травы и сборы будут полезны? На эти и другие вопросы отвечает ... читать далее »
В Перми 3 июня прошли Всероссийские соревнования по скалолазанию в дисциплине "лазание на скорость". Это уже четвертый турнир сезона для самых быстрых скалолазов страны. Победительницей среди женщин ... читать далее »
3 июня, начался чемпионат столицы по гребному слалому. Соревнования торжественно открыли президент Федерации гребного слалома России, Федерации гребного слалома Москвы Сергей Папуш глава Управы района ... читать далее »
4 июня 2023 в 11:26
— Владимир Лучит
***
Недаром истинная мудрость
выражает себя просто,
без изысков и прикрас. –
Ведь никакое красноречие,
однако, не раскроет
сути всех вещей для нас.
***
Ослеплённый блеском славы,
как в потёмках
иль ... читать далее »
4 июня 2023 в 05:24
— Андрей Бузик
Слово в день Святой Троицы.
«Поклонимся Отцу и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице»
Прелюбезный слушатель мой! В нынешний праздник пресвятой, единосущной, животворящей и нераздельной Троицы, ... читать далее »
2 июня 2023 в 09:33
— Виктор Шамонин
Бык, шёл лесом, напролом,
Место он искал под дом,
Та зима, не за горой,
Тёплый угол нужен свой.
Вдруг пред ельником густым,
Встал барашек перед ним:
- Ты куда, дружище, прёшь,
Ног совсем не ... читать далее »
1 июня 2023 в 06:25
— Андрей Бузик
Жития святых без купюр
Как известно, Введенская обитель Корнилия Комельского взрастила в своих стенах многих иноков, которым в скором времени суждено было покинуть обитель пострига и основать новые ... читать далее »
29 мая 2023 в 05:38
— Андрей Бузик
Седмица 7-я по Пасхе
ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 49. (14,27–15,7) О ХРИСТИАНСТВЕ
Христиане – розги Христовы, которые во Христе укоренены, в Нем плодоносны и делают и имеют все то, что Христу свойственно и ... читать далее »
28 мая 2023 в 20:19
— Андрей Рыбак
На границе
Всех погранцов с Праздником ПогранВойск! 2023
Далекий 81 год, Приморье, Находка. ВЧ 2020. Идет подготовка к соревнованиям "Комплексная полоса пограничника". Тихоокеанский погранотряд ... читать далее »
28 мая 2023 в 11:18
— Андрей Рыбак
Святитель Василий Великий
Василий Великий о сущности и ипостаси
Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси
1. Поскольку многие, не отличая в таинственных догматах общего, [то есть] ... читать далее »
26 мая 2023 в 16:24
— Фокин Сергей
Богородица Луганская в Трёх Лицах
ОБРАЩЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ
«Россия спасется Крестными ходами» (Преподобный Серафим Саровский).
«Россия будет спасена крестными ходами» (Иоанн Кронштадтский).
«Крестными ... читать далее »
25 мая 2023 в 12:30
— Андрей Рыбак
Катасонов Валентин Юрьевич
Полная изоляция страны, или Как поднять экономику
Профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов объясняет, почему современная модель мировой экономики ... читать далее »
Японский скалолаз Акира Ваку прошел боулдеринговый маршрут Birth of the Cool категории 8B+(V14). Линия расположена в районе Шиобара в префектуре Точиги, Япония. 52-летний японец стал старым ... читать далее »
С 24 по 29 мая 2023 года в Приозерском районе состоялся Чемпионат Ленинградской области по воздухоплавательному спорту и Областные спортивные соревнования "Кубок губернатора Ленинградской области" по ... читать далее »
4 июня 2023 в 09:14
— Андрей Рыбак
Света от Света
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Троица!
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон ... читать далее »
3 июня 2023 в 05:06
— Андрей Бузик
Равноапостольные царь Константин (337 г.) и матерь его царица Елена (327 г.)
В то время как языческий мир, вооружаясь против христианства огнем и мечем, помышлял в конце III и начале IV столетий ... читать далее »
2 июня 2023 в 04:37
— Андрей Бузик
Блестящий государственный деятель, переводчик Нового Завета, строитель храмов и монастырей, церковный канонист и реформатор, дипломат, молитвенник и чудотворец — таким был святитель Алексий, ... читать далее »
30 мая 2023 в 20:53
— Андрей Рыбак
игумен Никон (Воробьев)
Молитва Иисусова. Страшное и сильное средство во спасение
Игумен Никон Воробьев
https://www.youtube.com/shorts/x-BT3P-jb0E читать далее »
28 мая 2023 в 18:40
— Андрей Рыбак
Агафья Лыкова
Агафья Лыкова. От медведей нет покоя!
Агафья Карповна ежедневно звонила в РТУ МИРЭА с просьбой направить в заимку помощника. Медведица с медвежатами рвутся прямо на заимку. ... читать далее »
27 мая 2023 в 08:42
— Андрей Бузик
преподобный Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Я не вижу в себе болезни, а вижу одну – любовь Христову
Благодарю Бога, давшего мне много болезней, – писал Старец. – Часто я говорю Ему: «Христе мой, ... читать далее »
24 мая 2023 в 21:01
— Леонид Ф.
Отрок Вячеслав (1982-1993): "НЛО – это полуматериальные объекты, построенные бесами для борьбы с Богом и для зомбирования людей"
Из книги "Посланный Богом", глава "Они готовятся к войне с ... читать далее »
22 мая 2023 в 19:19
— Андрей Рыбак
Анатолий Газарян +17.4.2021
Братия и сестры, сегодня ровно два года, как от нас отошел ко Господу Анатолий Газарян. Об был нашим большим помощником, активным форумчанином и прекрасным человеком.
Мы ... читать далее »
2 июня в яхт-клубе Tenzor Sailing Club открылась международная серия парусных регат Tenzor International Cup 2023. Насыщенная повестка дня традиционно началась с церемонии торжественного открытия, ... читать далее »
Более 200 триатлетов принимают участие в соревнованиях. Для Белорусских спортсменов это первый старт на открытой воде в сезоне. Плавательный этап проходит в акватории Брестского гребного канала. В ... читать далее »