Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Внутрицерковные проблемы. Свет и тень в православии - осознание и выбор / Статья священника Даниила Сысоева "Парижское" богословие и неообновленчество" Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Статья священника Даниила Сысоева "Парижское" богословие и неообновленчество"
Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211669
26.02.05 23:56
Ответ на #1210738 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Приветствую, дорогие Андрей и Лариса!

"То, что Вы рассказываете – страшно"

Это мягко сказано!

"Но, может, это как-то отрезвит тех, кто и в духовной жизни хочет равняться на Америку?"

Не может

То же, что происходит в теме - это просто откровенная чертовщина.

Всякие апеллаяции к "апостольской практике" - это абсурд - мы живем не в апостольские времена -
и духовно убогие люди по сравнению с первыми христианами. Это ясно как день всякому,
кто хоть однажды исповедовался нормально.

Вообще, все наше обновленчество - это что-то вроде тоталитарной секты, обуреваемой жаждой власти - и разрушения нашего традиционного церковного уклада. Говорить, скажем, с кочетковцем или с сочувствующим Кочеткову - это то же самое, что говорить со "Свидетелем Иеговы" - успех будет тем же самым. И ужас в том, что вот разреши в одном храме регулярно допускать до причастия без исповеди - завтра то же самое будет в 10 храмах, а послезавтра - в 100. Это же касается и русского богослужения, и иного чего... За несколько лет мы окажемся в положении "что имеем, не храним, потерявши плачем". Воды святой не наберете. Вы думаете, здесь кто-то воду освящает... Ну может Лев из Торонто знает прецеденты - я - пока нет.

Обновленческий идеал - это, знаете, что-то вроде кальвинистского храма - икон нет, молебнов нет,
служба сокращена, - никакого благолепия, "отвлекающего от молитвы", редкие исповеди + еженедельное причастие всей общиной, святым никто не молится - только "непосредственно Христу". Именно эта картинка, как мне кажется, рисуется у того же прот. Николая Афанасьева в иных творениях...

Я думаю, будет уместен термин - ДРУГОЕ Православие

Ваш Е


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #38572
Сообщение: #1211661
26.02.05 23:50
Ответ на #1211599 | Евгений Мавродиев православный христианинНе показывать

"Чего только не сделают наши богословы и благочестивые батюшки для того,
чтобы отнять у людей исповедь, почитание святых, водосвятный молебен... "

Дорогой Евгений, только ради Бога, не передергивайте! Никто ни у кого ничего отнимать не собирается. Фактически в нашей церкви сейчас есть множество разных подходов к этой проблеме. И слава Богу, потому что мы все разные! А здесь мы только обсуждаем, но ничего не провозглашаем и ни к чему не призываем. С любовью во Христе, о.Ф.


Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211599
26.02.05 23:08
Ответ на #1211549 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

Конечно, спасибо! Теперь можно и без исповеди причащаться - "как в древности" или
"в Греции". Чего только не сделают наши богословы и благочестивые батюшки для того,
чтобы отнять у людей исповедь, почитание святых, водосвятный молебен... "Как в Древней
Церкви". А зачем Вам вообще исповедь? Разве того Бога, в которого Вы верите, можно
оскорбить грехом? Вот с этого и начинайте...


Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211549
26.02.05 22:44
Ответ на #1211518 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать

Уважаемый отец Филипп! Спасибо за это послание. Мне кажется, Вы все очень точно сформулировали.

Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211542
26.02.05 22:40
Ответ на #1211405 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Дорогие Андрей и Лариса! Ваша точка зрения понятна.
Мне кажется, что о.Александр Шмеман исходил не из теоретических соображений (теоретически, в идеале, вероятно, надо причащаться каждый день, исповедуя каждый же день помыслы опытному наставнику), а из своего опыта. Но идеал подразумевает соответствие целому ряду невыполнимых условий: наличие такого рода наставника, абсолютного слияния с жизнью Церкви.

Если исповедь понимается юридически и законнически, как пропуск на причастие (а ИМЕННО ТАК ее обычно и понимают), то снимается само ощущения покаяния как самостоятельного таинства. Личная ответственность перекладывается на священника.
Далее.
Мы говорим не об идеальной ситуации, а о реальной и вполне знакомой: приходской храм, где стоит большая или очень большая очередь на исповедь. Есть два варианта:
1. Священник быстро и формально исповедует всех, или просто дает разрешительную молитву, что как отмечает о.Александр, конечно, неправильно.
2. Он исповедует медленно и вдумчиво, но если исповедь - еженедельный допуск к Причастию, тогда исповедуется лишь малая часть желающих, в том числе и готовившихся к Таинству. Что совершенно ненормально как с точки зрения Евхаристии, так и с канонической.
Конечно, мы можем сделать вид, что не знаем реальности (я не о вас, вы давно в Церкви), но ясно же что 90 % стоящих в очереди будут рассказывать именно про то, что они отдавили лапу кошке, требовать от священника вникания в нюансы собственного психологического состояния и т.д., сами продолжите список.
Я была в храме, где священнник прямо говорил: "Я не хочу слушать про то, как Вы поссорились с мамой. Идите и помиритесь с ней". Причем человек, на душе у которого действительно тяжкий грех, не будет иметь времени на действительно важный разговор.

==противоречит святоотеческой мысли, что утопить (погубить) человека может не только камень на шее, но и мешок с мелкими камнями или песком, даже мелкие песчинки, попавшие в глаза могут погубить пловца в омуте. Каждый раз, перед Чашей, признавая, что грехи мои «привзыдоша главу мою», нельзя адекватно оценить, что из этого багажа требует разрешительной молитвы,

Конечно, можно без конца рассуждать в таком духе и засыпать священника этим песком повседневных грешков. Я уже написала, к чему это приводит в реальности. А часто человек каждую неделю приходит и жалуется, что ленив на молитве (что бывает с каждым и постоянно), съел колбаски в среду и т.д. А много ли людей кается в том, что не платит десятины? Священник в приходе, к которому я принадлежу, как-то раз сказал, что за 15 лет, что он принимает исповедь, в этом покаялось 2-3 человека. А это как раз серьезный канонический грех, не то что лапа кошки или ссора с мужем, в чем мы непрерывно полулицемерно каемся. А исповедь должна решать проблемы. Не платил - покайся и плати.
А распространен как раз вариант "православного" психоанализа, неуместного копания в себе и в окружающих. И как раз об этом говорить проще всего.
С уважением, М.Ивлева.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #38572
Сообщение: #1211528
26.02.05 22:31
Ответ на #1211457 | иерей Александр Зубков. православный христианинНе показывать

Но Бога ради не зовите меня Алексием.
Вашего Высокопеподобия недостойный молитвеник,
свящ. Александр ЗУБКОВ.

Прошу прощения, описка вышла! Дорогой отче, неизменно рад Вашему присутствию в данной теме! Но я еще не протоиерей, поэтому не "высокопреподобие". Но в любом случае испрашиваю у Вас братских молитв! свящ. Филипп


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #38572
Сообщение: #1211518
26.02.05 22:25
Ответ на #1211405 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Каждый раз, перед Чашей, признавая, что грехи мои «привзыдоша главу мою», нельзя адекватно оценить, что из этого багажа требует разрешительной молитвы, а что нет. С одной стороны, потому что точного списка «смертных грехов» невозможно составить («Ха, от насморка помер, вот если б от тифа!» или «что русскому хорошо, немцу – смерть»), с другой – «ложны мерила человеческие» и очень предрасположены к самообольщению и прелести.

Дорогие Андрей и Лариса!
По-моему, вопрос этот все-таки в идеале - сугубо индивидуальный. Нельзя "симулировать" покаяние, нельзя его навязать! В разные периоды нашей жизни бывают полосы относительно мирной жизни, а бывает череда искушений. Иногда можно и нужно несколько раз в седмице исповедоваться, а в другие периоды чувствуешь, что вполне можно обойтись без нее. Еще до своего священства я взял благословение у своего духовника причащаться регулярно (по воскресеньям, праздникам, да и в седмичные дни нередко приступал), а исповедоваться - по велению своей совести. Духовник (старше меня на 30 лет и более 25 лет к тому времени прослуживший) против не был, притом что общая для всех установка (напоминание об исповеди перед причащением) сохранялась, хотя не только я один испрашивал такое благословение. В истории Церкви были разные практики и покаянные дисциплины, и в древней Церкви причащались часто, где каждое воскресенье, где 3-4 раза в седмицу, где ежедневно (напомню, что миряне имели право хранить у себя на дому Св. Дары и причащаться на дому в отсутствие Литургии), без предварительной исповеди перед КАЖДЫМ причастием.
"Ложны мерила человеческие"... Но подходим мы к Таинствам в любом случае в меру своей ложности, в меру своей совести, относительной духовной крепости или слабости, так что сверх того, что мы можем о себе сказать на исповеди, мы не скажем (а другие, например, могут тем временем замечать наши недостатки, которые мы сами не признаем). Исповедоваться каждый раз в возможной гордости... можно, конечно, но приходит понимание, что преодоление ее не решается от того, что ты будешь каждый раз называть ее священнику, а решается всей оставшейся жизнью и внутренней работой над собой. Исповедовать помыслы? Их бывает настолько много иногда, что все не упомнишь, притом далеко не на все нужно серьезно обращать внимание, иначе еще больше искушений и смущений будет. Повторяю, здесь что ни человек - то случай. Поэтому нельзя устанавливать какое-то строгое общее правило для всех и вся по поводу дисциплины исповеди, но в наших условиях, конечно, не стоит ее совсем отделять от Литургии. Все должно складываться естественно. Причем - с благословения духовника! К тому же, покаянная дисциплина в монастырях и приходских храмах неизбежно будет складываться по-разному.
С любовью во Христе, о.Ф.


Венцеслав Крыж

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211484
26.02.05 21:48
Ответ автору темы | иерей Александр Зубков. православный христианинНе показывать

Братия, опять мы видим старые фразы и старые жесты. Нам предлагают на основании вселенской любви судить о тех или иных новациях в Церкви, «брать от святых отцов хорошее и отвергать плохое», святые угодники, этакой наглости, при этом оказывается, что взгляды отца Георгия Кочеткова и Александра Меня более соответствуют социальной концепции Православной Церкви, чем творения святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. Ну что сказать?! Как писал отец Павел Флоренский: «Любовь, любовь, любовь, и еще любовь» Повторяемое бесчисленное множество раз бесчисленным множеством тех, кто и не подходил к порогу религии… Благовидное перерождение религиозной ткани называется речами о любви… Но если мы действительно хотим говорить о религии, нам надо хотя бы на время этих рассуждений отбросить тряпичную дряблость и психологические «нравится – не нравится». Все это уже мы слыхали, например от известного униата Валентина Арсентьевича Никитина, который "исходит из кафолического, вселенского, открытого православия", и с помощью "бесконечной божественной любви", преодолеть все конфессиональные разделения, которые "не хотят знать никаких границ". Все это только новое издание унии, на которое работают тайные и явные враги Церкви.

иерей Александр Зубков.
иерей Александр Зубков.

православный христианин
(священник)

Тема: #38572
Сообщение: #1211457
26.02.05 21:19
Ответ на #1210491 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать

Согласен и я с Вами, отче Филиппе.
Но Бога ради не зовите меня Алексием.
Вашего Высокопеподобия недостойный молитвеник,
свящ. Александр ЗУБКОВ.


Дионисий Денисов

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211417
26.02.05 20:33
Ответ на #1211405 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Так держать!!

Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211405
26.02.05 20:23
Ответ на #1211008 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

Дорогая Мария!

Эту главу мы прочитали (и не раз) лет двадцать тому назад; правда, уже и позабыли насколько отец Александр увлекся чисткой школьного богословия, обличением недостатков синодального периода и католического влияния, что с разбегу уклонился, на наш нынешний взгляд, если уж не в «протестантство восточного обряда» (обещали не ставить ярлычков!), то, уж точно, в ненормальное отождествление нынешнего внутреннего и внешнего состояния Церкви с Древней Церковью.
Только, Машенька, не надо нас раскручивать на детальный анализ этого текста. Лишь несколько мыслей:
Утверждение о. Шмемана, что «несмертные» грехи не надо нести на исповедь («…приступая ко Святой Чаше, мы испрашиваем прощения в "прегрешениях вольных и невольных, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением", и верим, что в меру нашего покаяния получаем прощение чрез участие в Таинстве подлинного прощения и исцеления...») противоречит святоотеческой мысли, что утопить (погубить) человека может не только камень на шее, но и мешок с мелкими камнями или песком, даже мелкие песчинки, попавшие в глаза могут погубить пловца в омуте. Каждый раз, перед Чашей, признавая, что грехи мои «привзыдоша главу мою», нельзя адекватно оценить, что из этого багажа требует разрешительной молитвы, а что нет. С одной стороны, потому что точного списка «смертных грехов» невозможно составить («Ха, от насморка помер, вот если б от тифа!» или «что русскому хорошо, немцу – смерть»), с другой – «ложны мерила человеческие» и очень предрасположены к самообольщению и прелести.

Приведенный о. Шмеманом отрывок Николая Кавасилы («…ничто не препятствует тем христианам, которые не совершили грехов, отделяющих их от Христа и приводящих к смерти, причаститься Божественных Тайн и участвовать в освящении…») вовсе не говорит о ненужности исповеди. В Древней Церкви за серьезные прегрешения накладывалась епитимья («канон»), остальные же грехи не требовали такого врачества, но все равно требовали разрешения священника, как видно из отрывка из того же Кавасилы, приведенного Евгением («…людей, сознавших свои грехи и исповедавшихся пред священником, освобождает от великой ответственности пред Богом Судиею, но и оно не может быть действенно, если не будут они вкушать священной вечери…»).

Ваше первое утверждение (…таинство покаяния шире, чем понятие исповеди…), ведь не означает «таинство покаяния вне исповеди»? Ужели нет разницы между каждодневным исповеданием грехов в вечерних молитвах и церковным Таинством? У Вас равная со священником благодать вязать и решить?
Ваше второе утверждение (…ничто не делает человека вполне готовым к принятию Святых Даров…), с которым все согласны, никак не означает отрицание посильной подготовки к нему молитвой, постом и исповедью.
Ваше третье утверждение (…не стоит путать монастырскую практику "откровения помыслов" с каноническим таинством исповеди…) не означает, что откровение помыслов не связано с исповедью. Откровение помыслов старцу или духовнику никогда не заменяет, а лишь помогает исповеди грехов (в том числе и мысленных) у священника, где они не требуют подробного разбора. В условиях же отсутствия опытных духовников или их занятости, эта необходимая потребность часто удовлетворяется на исповеди, что вовсе не искажает ее смысл.
Ваше четвертое утверждение (…неверен … акцент на отпущении грехов в исповеди - а не на покаяние и примирение с Церковью…) совсем непонятен. В исповеди и совершается примирение с Церковью при непрестанном покаянии.

C неизменным уважением, Андрей и Лариса.


Дионисий Денисов

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211207
26.02.05 17:19
Ответ на #1210996 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

3.Не стоит путать монастырскую практику "откровения помыслов" с каноническим таинством исповеди - примирением с Церковью.***
Тот, кто причащается - он во вражде с Церковью? Как можно причащаться, будучи во вражде с Тем, Чему причащаемся? Вопрос....

**Неверен латинский, унаследованный Россией под влиянием Петра Могилы акцент на отпущении грехов в исповеди - а не на покаяние и примирение с Церковью. **
У староверов исповедь перед причастием обязательна. Стало быть Могила здесь не причем. Только говорилось до латинизации Русской Церкви "грехи твои на вые моей, чадо", а не "аз властию данной иерею".




Евгений Аврамчук
Евгений Аврамчук

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211146
26.02.05 15:50
Ответ на #1210996 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

Ура!!! Знакомый все текст... :-)

Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211008
26.02.05 13:51
Ответ на #1210765 | Венцеслав Крыж православный христианинНе показывать

===Вот видите, Мария Ивлева, я не был знаком с текстами Кавасилы, которые здесь привел более меня осведомленный брат во Христе

А причем тут св. Николай Кавасила? В приведенной г. Мавродиевым цитате нет ни слова об исповеди.
А на мои вопросы ответить не хотите?


Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1210996
26.02.05 13:39
Ответ на #1210696 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Уважаемые Андрей и Лариса!
===Так вот, в греческих монастырях, все насельники ежедневно бегают к духовнику (пневматикО), хотя бы на два слова, на откровение помыслов. А раз в неделю прочитывают общую разрешительную молитву. То есть, фактически, наша же исповедь, растянутая на неделю. :) Причащаться же среди седмицы - по разрешению духовника.

То, о чем вы пишите - "откровение помыслов", феномен монашеской жиэни. С жизнью в миру он связан мало и к таинству исповеди не имеет прямого отношения.

Впрочем, об исповеди и причащении куда лучше, чем это у меня может получиться, написал о.Александр Шмеман. Мне бы очень хотелось, чтобы вы прочитали этот текст. Отпадут многие вопросы:
8. ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАЩЕНИЕ
Пришло время открыто заявить, что сколь бы разнообразны, а иногда и серьезны ни были причины, которые способствовали появлению подобного учения и практики, они не только не основаны на Предании, но, по существу, ведут к весьма тревожным искажениям православного учения о Церкви, Евхаристии, да и о самом Таинстве Покаяния.

Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы в нескольких словах напомнить об изначальном понимании Церковью Таинства Покаяния. Согласно учению Церкви оно было и до сих пор остается таинством примирения с Церковью, возвращения к ней и в её жизнь отлученных от общения, т.е. исключенных из ее Евхаристического собрания. Первоначальные, высокие нравственные нормы жизни, которые предъявлялись к членам Церкви, и очень строгая церковная дисциплина допускали только одно такое примирение: "После этого великого и святого призвания [крещением], если кто, будучи искушен от диавола, согрешил, имеет одно покаяние, - читаем мы в Пастыре Ермы, христианском памятнике второго века. - Если же часто будет грешить и творить покаяние, не послужит это в пользу человеку, так делающему" [17] . Позднее, и особенно после массовой христианизации Империи, последовав шей за обращением императора Константина, покаянная дисциплина была отчасти ослаблена, но понимание самого Таинства нисколько не изменилось: оно применялось только к тем, кто был отлучен от Церкви за поступки и грехи, четко определенные в каноническом Предании Церкви [18] . И то, что такое понимание Таинства Исповеди осталось даже до сего дня, ясно видно из самой молитвы разрешения грехов: "Примири, и соедини его (ее) святей твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем..." (Между прочим, именно эта молитва является разрешительной и повсеместно употребляется в Православных Церквях. Что же касается второй молитвы, неизвестной во многих Православных Церквях, - "И аз, недостойный иерей, властию, мне данною, прощаю и разрешаю...", - то она имеет западное происхождение и была введена в наши богослужебные книги во времена крайней "латинизации" православного богословия). Означает ли это, что не отлученные, верные почитались Церковью безгрешными? Конечно, нет. Церковь учит, что никто, кроме Бога не безгрешен, "яко несть человек, иже жив будет и не согрешит". Церковь также всегда учила, что хотя определенные грехи и отлучают христианина, но есть и те, что не приводят к отделению от тела Церкви и от участия в таинствах. Николай Кавасила пишет:

Есть грехи не к смерти, по учению an . Иоанна. И вот почему ничто не препятствует тем христианам, которые не совершили грехов, отделяющих их от Христа и приводящих к смерти, причаститься Божественных Тайн и участвовать в освящении не только по наружности, но и действительно, дабы пребывать им живыми членами, едиными с Главою... [19]

Это вовсе не означает, что наши грехи - наша общая греховность, слабость и недостоинство всей нашей жизни, не нуждаются в покаянии и прощении; все приготовление к причастию, как мы видели, и есть такое покаяние и мольба о прощении. Таинство же Исповеди и разрешение грехов, ещё недавно применявшееся только для отлученных от общения, - не является необходимым. Наши "не смертные" грехи и наша общая греховность исповедуется членами Церкви всякий раз, когда мы собираемся вместе для Таинства Христова присутствия, и вся жизнь Церкви в действительности являет собою непрестанное покаяние. В продолжение самой Божественной Литургии мы исповедуем наши грехи и испрашиваем прощение в молитве Трисвятого:

Прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти наша души и телеса и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего...

Приступая ко Святой Чаше, мы испрашиваем прощения в "прегрешениях вольных и невольных, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением", и верим, что в меру нашего покаяния получаем прощение чрез участие в Таинстве подлинного прощения и исцеления.

И тогда становится понятно, что учение, которое объявляет Таинство Исповеди необходимым условием допущения мирян к Причастию, есть не только уклонение от подлинного общецерковного Предания, но также искажение православного учения о Церкви, Евхаристии и самом Таинстве Покаяния. Оно искажает учение о Церкви, так как вводит de facto деление её членов на две категории, за одной из которых (миряне) их возрождение в Крещении, освящение во Св. Миропомазании, то, что они стали "согражданами святым и своими Богу", не признается в качестве условия, обеспечивающего полное членство, т.е. участие в Таинстве, в котором Церковь исполняет себя как Тело Христово и Храм Святого Духа. Оно искажает учение о Евхаристии, ибо устанавливая для причастия дополнительные условия помимо членства в Церкви, в сущности не позволяет видеть и переживать Евхаристию как само Таинство Церкви, которое, по словам Литургии св. Василия Великого, "нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соединяет друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие". И наконец, оно искажает само Таинство Покаяния, потому что, сделавшись формальностью и, фактически, просто условием для причащения, исповедь подменяет собой подлинное приготовление к причастию, которое состоит, как мы видели, в истинном внутреннем покаянии. Акцент всего переживания в этом Таинстве сместился от покаяния к отпущению грехов, воспринимаемого почти на уровне магизма [20] . Этого формального, полумагического, полузаконнического "отпущения", а не примирения с Церковью, от которой отлучили грехи, ищут сегодня в исповеди; и ищут не потому, что их беспокоит собственная греховность (они обычно находят ее естественной и неизбежной), но потому, что это "дает право" приступить ко Святым Дарам с чистой совестью. Делаясь просто "условием для причащения", Таинство Исповеди, бывшее столь определяющим, столь устрашающим в жизни древней Церкви, сегодня теряет свою истинную функцию и место в ней.

Как могло такое учение появиться в Церкви и превратиться в норму, защищаемую многими в качестве чуть ли не квинтэссенции Православия? Это произошло по трем основным причинам. Об одной из них мы уже говорили: это номинальное, минималистическое, теплохладное, пренебрегающее Таинствами и осужденное Отцами отношение к требованиям Церкви, приведшее сначала к редкому причащению, а со временем и к его пониманию как "ежегодной обязанности". Совершенно ясно, что христианин, редко приступающий ко Святым Тайнам и вполне удовлетворенный таким своим de facto "отлучением", должен быть воссоединен с Церковью и не может быть допущен к Св. Чаше, не пройдя через Таинство Покаяния.

Второй причиной, коренным образом отличной от первой, было влияние на Церковь монашеской исповеди - духовного руководства, постоянного "откровения помыслов", проверки более опытным монахом менее опытного. Старец, которому вверялось такое духовное руководство и исповедь, мог и не быть священником (в своем первоначальном виде монашество представлялось несовместимым со священством), а эта исповедь совсем не обязательно была связана с Таинством Покаяния. Она была неотъемлемой частью монашеской жизни и дисциплины, основанной на всецелом послушании, на монашеском отречении от своей воли. В византийских монашеских типиконах XII - XIII веков монаху запрещалось как приступать к Чаше, так и воздерживаться от нее самовольно, без разрешения игумена или духовного отца, ибо - как сказано в одном из таких типиконов - "исключать себя самовольно от причастия - это поступать по своей воле". В женских монастырях та же власть присваивается игумений [21] . Таким образом, мы имеем дело с исповедью несакраментального типа, сравнимою (с соответствующими изменениями и поправками) с тем, что мы сегодня называем "наставлением" или "духовным руководством". Исторически эта исповедь оказала, однако, сильное, действительно решающее влияние на развитие исповеди сакраментальной. В эпоху духовного упадка (глубину которого хорошо показывают постановления, например, так называемого Пято-Шестого Трулльского собора, состоявшегося в Константинополе в 691 году) и потери белым духовенством нравственного и духовного авторитета, монастыри стали почти единственными центрами духовного руководства, а монахи - единственными духовными руководителями и для православного народа. Таким образом, два типа исповеди - "сакраментальная" и "духовная" - мало-помалу соединились в одну: "духовная" становится приготовлением ко Св. Причащению, а "сакраментальная" включает в себя не свойственное ей ранее разрешение духовных проблем.

Такое развитие, как бы исторически и духовно оно не оправдывалось, каким бы благотворным для своего времени оно не выглядело, привело, тем не менее, к путанице, которая в современных условиях приносит более вреда, нежели пользы. Нет ни малейшего сомнения относительно насущной потребности Церкви в пастырском и духовном руководстве и наставничестве. Но вот проблема: способна ли удовлетворить эту потребность наша современная краткая трех-пятиминутная исповедь с длинной очередью исповедающихся, ожидающих "исполнения своей ежегодной обязанности", - ни собственно исповедь, ни полноценная духовная беседа? Возникает и другой вопрос: всякий ли священник, в особенности молодой, вполне опытен, должным образом "снаряжен", чтобы разрешать все проблемы и верно понимать их? Скольких трагических ошибок, скольких духовно пагубных советов, скольких недоразумений можно было избежать, если бы мы придерживались сути церковного Предания, оставляли бы Таинство Исповеди для кающихся в своих грехах и находили другое время и обстановку для весьма необходимого пастырского и духовного окормления, которое, кстати, позволяет и самому священнику осознать собственную несостоятельность в определенных случаях и искать помощи и руководства у своего епископа, другого священника или в духовном опыте Церкви.

Третьей и, к сожалению, основной причиной оказалось, конечно, влияние западного схоластического и юридического понимания Покаяния. О "западном пленении" православного богословия писали много, но мало кто понимает всю глубину и значение тех искажений, к которым привело это западное влияние в жизни самой Церкви и, прежде всего, в понимании Таинств. Западное влияние привело к упомянутому выше смещению смысла Таинства Покаяния от раскаяния и примирения с Церковью к разрешению, понимаемому почти исключительно в терминах юридической власти. Если в исконном православном понимании разрешение происходит оттого, что священник есть свидетель покаяния, его искренности и действительности и потому уполомочен объявлять и "запечатлевать" божественное прощение кающегося, его совершившееся "примирение со Святой Церковью во Христе Иисусе", то западный юридизм все ударение ставит на власти священника прощать. Отсюда и совершенно неслыханная практика требовать и давать разрешительную молитву без всякой исповеди! Изначальное, упомянутое Кавасилой, различие между грехами, отлучающими человека от Церкви, и теми, которые к такому отлучению не приводят, было рационализировано на Западе в категориях с одной стороны, т.н. "смертных грехов", лишающих человека "благодатного состояния" и поэтому требующих Таинства Покаяния и разрешения, и, с другой стороны, "обычных грехов", не затрагивающих "благодатного состояния", для которых достаточно внутреннего покаяния. На православном Востоке, особенно же в России (под влиянием латинствующего богословия Петра Могилы и его последователей), теория эта обернулась обязательным соединением исповеди и причастия. Есть печальная ирония в том, что это наиболее очевидное из всех заимствований латинства выдается у нас за норму православия, а всякая попытка пересмотреть его в свете подлинно Православного Предания изобличается как католическое уклонение.

Основные, как мне кажется, выводы:
1. Таинство покаяния шире, чем понятие исповеди.
2. Невозможно законнческое отношение к исповеди и причащению. Ничто не делает человека вполне готовым к принятию Святых Даров.
3.Не стоит путать монастырскую практику "откровения помыслов" с каноническим таинством исповеди - примирением с Церковью.
4.Неверен латинский, унаследованный Россией под влиянием Петра Могилы акцент на отпущении грехов в исповеди - а не на покаяние и примирение с Церковью.

Если Вы с чем-то не согласны, давайте обсудим.


Страницы: 1 | ... | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ... | 16 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Афон 139

«Ибо все, что в мире....»??? Не короновирус... А любовь, побеждающая страх.

4 июня 2020 в 16:59Андрей Рыбак
Архимандрит Григорий (Зумис). «Ибо все, что в мире....»??? Не короновирус...А любовь, побеждающая страх. Старец Григорий Зумис + Дохиарский читать далее »

Документы 210

Внедрение нового формата паспорта начнется в июле 2020 года.

4 июня 2020 в 15:10Андрей Рыбак
Внедрение нового формата паспорта начнется в июле 2020 года. внедрение нового формата паспорта начнется в июле 2020 года. Предсказание блаженной Пелагеи Рязанской (1890 -1966): "Будут давать ... читать далее »

Разное 1106

Экс - сотрудник ВОЗ рассказала о главной цели 5G

4 июня 2020 в 14:06Андрей Рыбак
Экс - сотрудник ВОЗ рассказала о главной цели 5G Экс - сотрудник ВОЗ рассказала о главной цели 5G читать далее »

Стихи 790

Кто взыдет на Гору Господню?

3 июня 2020 в 19:27Андрей Рыбак
Кто взыдет на Гору Господню? С ВОЗНЕСЕНИЕМ! Кто взыдет на Гору Господню? Земля — чужбина. Небо — дом родной, Который тянет вверх своим магнитом Свободы бесконечно-неземной К постылой пашне суетой ... читать далее »

Сайты 75

Незаметное служение – надёжный путь в Царство Небесное.

3 июня 2020 в 14:54Андрей Рыбак
Незаметное служение – надёжный путь в Царство Небесное. Геронда Григорий (Зумис). «ЛЮДИ ЦЕРКВИ, КОТОРЫХ Я ЗНАЛ». Главы из книги. БОГ НАГРАЖДАЕТ СВОИХ НЕЗАМЕТНЫХ СЛУЖИТЕЛЕЙ Незаметное служение – ... читать далее »

Паломничество 194

Святой Афон открывает свои границы

3 июня 2020 в 14:03Андрей Рыбак
Свет миру. Афон Что говорит Парламент Святой Горы о пандемии и карантине Радостные новости о прекращении карантина пришли со Святой Горы: монашеское государство объявляет об открытии своих границ ... читать далее »

Церковь 621

Интервью с игуменом монастыря преподобного Герасима Иорданского, архимандритом Хризостомом (Тавулареасом).

3 июня 2020 в 10:15Андрей Рыбак
Интервью с игуменом монастыря преподобного Герасима Иорданского, архимандритом Хризостомом (Тавулареасом). Интервью с игуменом монастыря преподобного Герасима Иорданского, архимандритом Хризостомом ... читать далее »

Здоровье 395

Оздоровление по методу свмч.Серафима Чичагова

2 июня 2020 в 23:22С. Александра
По отзывам многих людей эффективность данного метода оздоровления дает поразительные результаты. И это без применения лекарственных средств. Даже, напротив. Люди отказываются от приема лекарственных ... читать далее »

Выживание. 259

Цифровая идентификация личности является преступлением против человечности!

2 июня 2020 в 19:29Андрей Рыбак
Цифровая идентификация личности является преступлением против человечности! На Нюрнбергском процессе (20.11.1945 – 1.10.1946) Международный военный трибунал в числе прочих преступлений нацизма ... читать далее »

Притчи 274

Вспоминаю, как бабка наша оставила нас с братом на даче. Оставила с дедом.

2 июня 2020 в 18:17Андрей Рыбак
Дед Вспоминаю, как бабка наша оставила нас с братом на даче. Оставила с дедом. Надо ей было уехать по делам. Нам по 8 лет было. Улеглись спать, болтаем, бесимся. Дед говорит: - Спите. Завтра подниму ... читать далее »

Парусный спорт

Елена Калинина   об индивидуальных тренировках, подготовке к сезону и желании поскорее вернуться в соревновательный ритм

Елена Калинина   об индивидуальных тренировках, подготовке к сезону и желании поскорее вернуться в соревновательный ритм. Смотрим сюжет о спортсменке Академии парусного спорта Яхт-клуба ... читать далее »

Путешествия

Подведены итоги кругосветной экспедиции парусников Росрыболовства

Подведены итоги кругосветной экспедиции парусников Росрыболовства. За время кругосветной экспедиции "Паруса мира", посвящённой 75-летию Победы и 200-летию открытия Антарктиды, парусные суда ... читать далее »

Молитва 314

Как правильно молиться за усопших?

4 июня 2020 в 15:39Андрей Бузик
Как правильно молиться за усопших? Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то зачем было Церкви с самого начала своего существования молиться за усопших? А она постоянно ... читать далее »

SOS! 464

Вакцина от коронавируса будет содержать "ген люцифера" и наночипы

4 июня 2020 в 14:53Андрей Рыбак
Вакцина от коронавируса будет содержать "ген люцифера" и наночипы Вакцина от коронавируса будет содержать "ген люцифера" и наночипы читать далее »

Литература 360

"Чем ближе крах империи, тем безумнее ее законы" Марк Туллий Цицерон.

4 июня 2020 в 10:27Андрей Рыбак
"Чем ближе крах империи, тем безумнее ее законы" Марк Туллий Цицерон. "Чем ближе крах империи, тем безумнее ее законы" Марк Туллий Цицерон. читать далее »

Природа 181

Коробка любви, верности и нежности...

3 июня 2020 в 18:37Андрей Рыбак
Коробка любви, верности и нежности... Коробка любви, верности и нежности... ЛЮБОВЬ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ. Авва Дорофей – Представьте себе круг, средину его – центр и из центра исходящие радиусы-лучи. ... читать далее »

Кино 43

В эфире радио "Вера", продюсер фильма "Где ты, Адам?" протодиакон Александр Плиска.

3 июня 2020 в 14:35Андрей Рыбак
Гран-при фестиваля православного кино «Покров» получила документальная кино.. В эфире радио "Вера", продюсер фильма "Где ты, Адам?" протодиакон Александр Плиска. Гран-при фестиваля православного ... читать далее »

Наука 213

Воздействие 5G приводит к смерти пациентов с коронавирусом?

3 июня 2020 в 13:54Андрей Рыбак
Воздействие 5G приводит к смерти пациентов с коронавирусом? Воздействие 5G приводит к смерти пациентов с коронавирусом? Может ли воздействие 5G изменять структуру и функцию гемоглобина, вызывая ... читать далее »

Предание 207

Пророчества об эшелонах.

3 июня 2020 в 08:32Андрей Рыбак
Игумен Гурий (Чезлов) Пророчества об эшелонах. Эшелоны уже готовят. Жириновский озвучил планы. читать далее »

Фотография 51

Covid-19: # Cov (cow) - корова, скот, гой # id - индивидуальный идентификатор (чипирование)

2 июня 2020 в 19:56Андрей Рыбак
Covid-19: # Cov (cow) - корова, скот, гой # id - индивидуальный идентификатор (чипирование) Covid-19: # Cov (cow) - корова, скот, гой # id - индивидуальный идентификатор (чипирование) читать далее »

Детям 551

Различие между "думать" и "мыслить"

2 июня 2020 в 18:36Андрей Рыбак
Различение между "думать" и "мыслить" РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ "ДУМАТЬ" И "МЫСЛИТЬ" Вот яркий пример того, как человек МЫСЛИТ. Ведь думать и мыслить, это далеко не одно и то же. Думающий человек – думает, но ... читать далее »

Картины 103

Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье.

2 июня 2020 в 16:43Андрей Рыбак
Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье. читать далее »

Триатлон

Домашние тренировки триатлонистов СШ (ОРК) СЦ (г. Чита) филиала ЦСКА/Хабаровск отличаются динамичностью и напряженностью

Триатлон   вид спорта достаточно молодой. В олимпийскую программу он был включен лишь 20 лет назад на играх, проходивших в Сиднее. Тем не менее, это троеборье быстро стало популярным, и сегодня в СШ ... читать далее »

Лыжи

Россия может принять пять этапов Кубка мира по фристайлу в новом сезоне.

Россия может принять пять этапов Кубка мира по фристайлу в новом сезоне. В проект календаря на сезон-2020/2021 FIS включила пять этапов: 20 января 2021 года дебютный этап Кубка мира по акробатике ... читать далее »

Календарь 2486

6 июня. Троицкая родительская суббота. Преподобного Симеона столпника на Дивной горе. Блаженной Ксении Петербургской.

4 июня 2020 в 15:30Андрей Бузик
24 мая по старому стилю / 6 июня по новому стилю суббота Седмица 7-я по Пасхе. Поста нет. Троицкая родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий ... читать далее »

Мир 310

Пока не скажешь "Нет" автоматической системе...

4 июня 2020 в 14:39Андрей Рыбак
Пока не скажешь "НЕТ" автоматической системе... Пока не скажешь "НЕТ" автоматической системе... (Истории из жизни) Эта история произошла со мной и началась 5 августа 2001 года. Я проснулся посреди ... читать далее »

Патерик 170

Записки русского миссионера. Архимандрит Спиридон (Кисляков)

3 июня 2020 в 19:56Андрей Рыбак
Записки русского миссионера. Архимандрит Спиридон (Кисляков) Из виденного и пережитого. Записки русского миссионера . архимандрит Спиридон (Кисляков) Встретил я здесь одного раскольника-арестанта, ... читать далее »

Народное творчество 27

Пасхальный фестиваль колокольных звонов в Костроме.

3 июня 2020 в 16:52Андрей Бузик
Пасхальный фестиваль колокольных звонов в Костроме.В начале мая в храме Александра и Антонины прошел первый в Костроме онлайн-концерт колокольных звонов, организаторы и участники которого получили ... читать далее »

Святые 186

Премьера фильма об афонском старце Григорие

3 июня 2020 в 14:15Андрей Рыбак
Архимандрит Григорий +2018, игумен монастыря Дохиар. Афон Премьера фильма об афонском старце Григорие Последние дни жизни игумена монастыря Дохиар в кадрах нового документального фильма Архимандрит ... читать далее »

Шутка 167

Многократное продление "карантина" по чуть-чуть — это меньше всего похоже на научно обоснованные эпидемиологические мероприятия.

3 июня 2020 в 10:33Андрей Рыбак
Многократное продление "карантина" по чуть-чуть — это меньше всего похоже на научно обоснованные эпидемиологические мероприятия. СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ на COVID-19 Многократное продление "карантина" ... читать далее »

Туризм 118

19 сентября 1971 году в Ивановской области на реке Шача был произведён мирный подземный ядерный взрыв.

2 июня 2020 в 23:31Андрей Рыбак
19 сентября 1971 году в Ивановской области в 4-ех километрах от деревни Галкино на реке Шача был произведён мирный подземный ядерный взрыв. "Здесь был ПОДЗЕМНЫЙ ЯДЕРНЫЙ ВЗРЫВ". Проект ГЛОБУС-1. ... читать далее »

Путешествия 228

Белоруссия со своим особым путём крепко застряла костью в горле у функционеров ВОЗ.

2 июня 2020 в 19:36Андрей Рыбак
Белоруссия со своим особым путём крепко застряла костью в горле у функционеров ВОЗ. Белоруссия со своим особым путём крепко застряла костью в горле у функционеров ВОЗ. Их логика понятна, если и ... читать далее »

Интересно 477

Тепловые карты эмоций человека.

2 июня 2020 в 18:22Андрей Рыбак
Тепловые карты эмоций человека. Тепловые карты эмоций человека.Теплые цвета показывают области, где люди чувствовали возбуждение во время эмоции, а холодные цвета – неактивные области. читать далее »

Иконы 272

О нашествии Мехмет-Гирея и Владимирской иконе Божией Матери.

2 июня 2020 в 15:22Андрей Бузик
3 июня – празднование Владимирской иконы Божией Матери в честь Её чудесного заступничества при нашествии на Москву Мехмет-Гирея. В 1521 году крымские, ногайские и казанские татары под ... читать далее »

Скалолазание

Комплекс  2 серии "Тренировки_PRO"

Федерация скалолазания России продолжает проект "Тренировки.PRO". Во второй серии тренировок Дмитрий Шарафутдинов, четырехкратный чемпион мира, тренер сборной России предлагает новые варианты ... читать далее »

Парапланеризм

Парапланеризм в Джебель-Фая, ОАЭ

Парапланеризм в Джебель-Фая, ОАЭ Джебель Фая   это известняковая горная возвышенность в Центральном регионе Эмирата Шарджа, ОАЭ. Именно здесь археологами были найдены каменные орудия, возраст которых ... читать далее »

© 1999-2020 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru