Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Внутрицерковные проблемы. Свет и тень в православии - осознание и выбор / Статья священника Даниила Сысоева "Парижское" богословие и неообновленчество" Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Статья священника Даниила Сысоева "Парижское" богословие и неообновленчество"
Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211669
26.02.05 23:56
Ответ на #1210738 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Приветствую, дорогие Андрей и Лариса!

"То, что Вы рассказываете – страшно"

Это мягко сказано!

"Но, может, это как-то отрезвит тех, кто и в духовной жизни хочет равняться на Америку?"

Не может

То же, что происходит в теме - это просто откровенная чертовщина.

Всякие апеллаяции к "апостольской практике" - это абсурд - мы живем не в апостольские времена -
и духовно убогие люди по сравнению с первыми христианами. Это ясно как день всякому,
кто хоть однажды исповедовался нормально.

Вообще, все наше обновленчество - это что-то вроде тоталитарной секты, обуреваемой жаждой власти - и разрушения нашего традиционного церковного уклада. Говорить, скажем, с кочетковцем или с сочувствующим Кочеткову - это то же самое, что говорить со "Свидетелем Иеговы" - успех будет тем же самым. И ужас в том, что вот разреши в одном храме регулярно допускать до причастия без исповеди - завтра то же самое будет в 10 храмах, а послезавтра - в 100. Это же касается и русского богослужения, и иного чего... За несколько лет мы окажемся в положении "что имеем, не храним, потерявши плачем". Воды святой не наберете. Вы думаете, здесь кто-то воду освящает... Ну может Лев из Торонто знает прецеденты - я - пока нет.

Обновленческий идеал - это, знаете, что-то вроде кальвинистского храма - икон нет, молебнов нет,
служба сокращена, - никакого благолепия, "отвлекающего от молитвы", редкие исповеди + еженедельное причастие всей общиной, святым никто не молится - только "непосредственно Христу". Именно эта картинка, как мне кажется, рисуется у того же прот. Николая Афанасьева в иных творениях...

Я думаю, будет уместен термин - ДРУГОЕ Православие

Ваш Е


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #38572
Сообщение: #1211661
26.02.05 23:50
Ответ на #1211599 | Евгений Мавродиев православный христианинНе показывать

"Чего только не сделают наши богословы и благочестивые батюшки для того,
чтобы отнять у людей исповедь, почитание святых, водосвятный молебен... "

Дорогой Евгений, только ради Бога, не передергивайте! Никто ни у кого ничего отнимать не собирается. Фактически в нашей церкви сейчас есть множество разных подходов к этой проблеме. И слава Богу, потому что мы все разные! А здесь мы только обсуждаем, но ничего не провозглашаем и ни к чему не призываем. С любовью во Христе, о.Ф.


Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211599
26.02.05 23:08
Ответ на #1211549 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

Конечно, спасибо! Теперь можно и без исповеди причащаться - "как в древности" или
"в Греции". Чего только не сделают наши богословы и благочестивые батюшки для того,
чтобы отнять у людей исповедь, почитание святых, водосвятный молебен... "Как в Древней
Церкви". А зачем Вам вообще исповедь? Разве того Бога, в которого Вы верите, можно
оскорбить грехом? Вот с этого и начинайте...


Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211549
26.02.05 22:44
Ответ на #1211518 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать

Уважаемый отец Филипп! Спасибо за это послание. Мне кажется, Вы все очень точно сформулировали.

Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211542
26.02.05 22:40
Ответ на #1211405 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Дорогие Андрей и Лариса! Ваша точка зрения понятна.
Мне кажется, что о.Александр Шмеман исходил не из теоретических соображений (теоретически, в идеале, вероятно, надо причащаться каждый день, исповедуя каждый же день помыслы опытному наставнику), а из своего опыта. Но идеал подразумевает соответствие целому ряду невыполнимых условий: наличие такого рода наставника, абсолютного слияния с жизнью Церкви.

Если исповедь понимается юридически и законнически, как пропуск на причастие (а ИМЕННО ТАК ее обычно и понимают), то снимается само ощущения покаяния как самостоятельного таинства. Личная ответственность перекладывается на священника.
Далее.
Мы говорим не об идеальной ситуации, а о реальной и вполне знакомой: приходской храм, где стоит большая или очень большая очередь на исповедь. Есть два варианта:
1. Священник быстро и формально исповедует всех, или просто дает разрешительную молитву, что как отмечает о.Александр, конечно, неправильно.
2. Он исповедует медленно и вдумчиво, но если исповедь - еженедельный допуск к Причастию, тогда исповедуется лишь малая часть желающих, в том числе и готовившихся к Таинству. Что совершенно ненормально как с точки зрения Евхаристии, так и с канонической.
Конечно, мы можем сделать вид, что не знаем реальности (я не о вас, вы давно в Церкви), но ясно же что 90 % стоящих в очереди будут рассказывать именно про то, что они отдавили лапу кошке, требовать от священника вникания в нюансы собственного психологического состояния и т.д., сами продолжите список.
Я была в храме, где священнник прямо говорил: "Я не хочу слушать про то, как Вы поссорились с мамой. Идите и помиритесь с ней". Причем человек, на душе у которого действительно тяжкий грех, не будет иметь времени на действительно важный разговор.

==противоречит святоотеческой мысли, что утопить (погубить) человека может не только камень на шее, но и мешок с мелкими камнями или песком, даже мелкие песчинки, попавшие в глаза могут погубить пловца в омуте. Каждый раз, перед Чашей, признавая, что грехи мои «привзыдоша главу мою», нельзя адекватно оценить, что из этого багажа требует разрешительной молитвы,

Конечно, можно без конца рассуждать в таком духе и засыпать священника этим песком повседневных грешков. Я уже написала, к чему это приводит в реальности. А часто человек каждую неделю приходит и жалуется, что ленив на молитве (что бывает с каждым и постоянно), съел колбаски в среду и т.д. А много ли людей кается в том, что не платит десятины? Священник в приходе, к которому я принадлежу, как-то раз сказал, что за 15 лет, что он принимает исповедь, в этом покаялось 2-3 человека. А это как раз серьезный канонический грех, не то что лапа кошки или ссора с мужем, в чем мы непрерывно полулицемерно каемся. А исповедь должна решать проблемы. Не платил - покайся и плати.
А распространен как раз вариант "православного" психоанализа, неуместного копания в себе и в окружающих. И как раз об этом говорить проще всего.
С уважением, М.Ивлева.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #38572
Сообщение: #1211528
26.02.05 22:31
Ответ на #1211457 | иерей Александр Зубков. православный христианинНе показывать

Но Бога ради не зовите меня Алексием.
Вашего Высокопеподобия недостойный молитвеник,
свящ. Александр ЗУБКОВ.

Прошу прощения, описка вышла! Дорогой отче, неизменно рад Вашему присутствию в данной теме! Но я еще не протоиерей, поэтому не "высокопреподобие". Но в любом случае испрашиваю у Вас братских молитв! свящ. Филипп


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #38572
Сообщение: #1211518
26.02.05 22:25
Ответ на #1211405 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Каждый раз, перед Чашей, признавая, что грехи мои «привзыдоша главу мою», нельзя адекватно оценить, что из этого багажа требует разрешительной молитвы, а что нет. С одной стороны, потому что точного списка «смертных грехов» невозможно составить («Ха, от насморка помер, вот если б от тифа!» или «что русскому хорошо, немцу – смерть»), с другой – «ложны мерила человеческие» и очень предрасположены к самообольщению и прелести.

Дорогие Андрей и Лариса!
По-моему, вопрос этот все-таки в идеале - сугубо индивидуальный. Нельзя "симулировать" покаяние, нельзя его навязать! В разные периоды нашей жизни бывают полосы относительно мирной жизни, а бывает череда искушений. Иногда можно и нужно несколько раз в седмице исповедоваться, а в другие периоды чувствуешь, что вполне можно обойтись без нее. Еще до своего священства я взял благословение у своего духовника причащаться регулярно (по воскресеньям, праздникам, да и в седмичные дни нередко приступал), а исповедоваться - по велению своей совести. Духовник (старше меня на 30 лет и более 25 лет к тому времени прослуживший) против не был, притом что общая для всех установка (напоминание об исповеди перед причащением) сохранялась, хотя не только я один испрашивал такое благословение. В истории Церкви были разные практики и покаянные дисциплины, и в древней Церкви причащались часто, где каждое воскресенье, где 3-4 раза в седмицу, где ежедневно (напомню, что миряне имели право хранить у себя на дому Св. Дары и причащаться на дому в отсутствие Литургии), без предварительной исповеди перед КАЖДЫМ причастием.
"Ложны мерила человеческие"... Но подходим мы к Таинствам в любом случае в меру своей ложности, в меру своей совести, относительной духовной крепости или слабости, так что сверх того, что мы можем о себе сказать на исповеди, мы не скажем (а другие, например, могут тем временем замечать наши недостатки, которые мы сами не признаем). Исповедоваться каждый раз в возможной гордости... можно, конечно, но приходит понимание, что преодоление ее не решается от того, что ты будешь каждый раз называть ее священнику, а решается всей оставшейся жизнью и внутренней работой над собой. Исповедовать помыслы? Их бывает настолько много иногда, что все не упомнишь, притом далеко не на все нужно серьезно обращать внимание, иначе еще больше искушений и смущений будет. Повторяю, здесь что ни человек - то случай. Поэтому нельзя устанавливать какое-то строгое общее правило для всех и вся по поводу дисциплины исповеди, но в наших условиях, конечно, не стоит ее совсем отделять от Литургии. Все должно складываться естественно. Причем - с благословения духовника! К тому же, покаянная дисциплина в монастырях и приходских храмах неизбежно будет складываться по-разному.
С любовью во Христе, о.Ф.


Венцеслав Крыж

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211484
26.02.05 21:48
Ответ автору темы | иерей Александр Зубков. православный христианинНе показывать

Братия, опять мы видим старые фразы и старые жесты. Нам предлагают на основании вселенской любви судить о тех или иных новациях в Церкви, «брать от святых отцов хорошее и отвергать плохое», святые угодники, этакой наглости, при этом оказывается, что взгляды отца Георгия Кочеткова и Александра Меня более соответствуют социальной концепции Православной Церкви, чем творения святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. Ну что сказать?! Как писал отец Павел Флоренский: «Любовь, любовь, любовь, и еще любовь» Повторяемое бесчисленное множество раз бесчисленным множеством тех, кто и не подходил к порогу религии… Благовидное перерождение религиозной ткани называется речами о любви… Но если мы действительно хотим говорить о религии, нам надо хотя бы на время этих рассуждений отбросить тряпичную дряблость и психологические «нравится – не нравится». Все это уже мы слыхали, например от известного униата Валентина Арсентьевича Никитина, который "исходит из кафолического, вселенского, открытого православия", и с помощью "бесконечной божественной любви", преодолеть все конфессиональные разделения, которые "не хотят знать никаких границ". Все это только новое издание унии, на которое работают тайные и явные враги Церкви.

иерей Александр Зубков.
иерей Александр Зубков.

православный христианин
(священник)

Тема: #38572
Сообщение: #1211457
26.02.05 21:19
Ответ на #1210491 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать

Согласен и я с Вами, отче Филиппе.
Но Бога ради не зовите меня Алексием.
Вашего Высокопеподобия недостойный молитвеник,
свящ. Александр ЗУБКОВ.


Дионисий Денисов

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211417
26.02.05 20:33
Ответ на #1211405 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Так держать!!

Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211405
26.02.05 20:23
Ответ на #1211008 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

Дорогая Мария!

Эту главу мы прочитали (и не раз) лет двадцать тому назад; правда, уже и позабыли насколько отец Александр увлекся чисткой школьного богословия, обличением недостатков синодального периода и католического влияния, что с разбегу уклонился, на наш нынешний взгляд, если уж не в «протестантство восточного обряда» (обещали не ставить ярлычков!), то, уж точно, в ненормальное отождествление нынешнего внутреннего и внешнего состояния Церкви с Древней Церковью.
Только, Машенька, не надо нас раскручивать на детальный анализ этого текста. Лишь несколько мыслей:
Утверждение о. Шмемана, что «несмертные» грехи не надо нести на исповедь («…приступая ко Святой Чаше, мы испрашиваем прощения в "прегрешениях вольных и невольных, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением", и верим, что в меру нашего покаяния получаем прощение чрез участие в Таинстве подлинного прощения и исцеления...») противоречит святоотеческой мысли, что утопить (погубить) человека может не только камень на шее, но и мешок с мелкими камнями или песком, даже мелкие песчинки, попавшие в глаза могут погубить пловца в омуте. Каждый раз, перед Чашей, признавая, что грехи мои «привзыдоша главу мою», нельзя адекватно оценить, что из этого багажа требует разрешительной молитвы, а что нет. С одной стороны, потому что точного списка «смертных грехов» невозможно составить («Ха, от насморка помер, вот если б от тифа!» или «что русскому хорошо, немцу – смерть»), с другой – «ложны мерила человеческие» и очень предрасположены к самообольщению и прелести.

Приведенный о. Шмеманом отрывок Николая Кавасилы («…ничто не препятствует тем христианам, которые не совершили грехов, отделяющих их от Христа и приводящих к смерти, причаститься Божественных Тайн и участвовать в освящении…») вовсе не говорит о ненужности исповеди. В Древней Церкви за серьезные прегрешения накладывалась епитимья («канон»), остальные же грехи не требовали такого врачества, но все равно требовали разрешения священника, как видно из отрывка из того же Кавасилы, приведенного Евгением («…людей, сознавших свои грехи и исповедавшихся пред священником, освобождает от великой ответственности пред Богом Судиею, но и оно не может быть действенно, если не будут они вкушать священной вечери…»).

Ваше первое утверждение (…таинство покаяния шире, чем понятие исповеди…), ведь не означает «таинство покаяния вне исповеди»? Ужели нет разницы между каждодневным исповеданием грехов в вечерних молитвах и церковным Таинством? У Вас равная со священником благодать вязать и решить?
Ваше второе утверждение (…ничто не делает человека вполне готовым к принятию Святых Даров…), с которым все согласны, никак не означает отрицание посильной подготовки к нему молитвой, постом и исповедью.
Ваше третье утверждение (…не стоит путать монастырскую практику "откровения помыслов" с каноническим таинством исповеди…) не означает, что откровение помыслов не связано с исповедью. Откровение помыслов старцу или духовнику никогда не заменяет, а лишь помогает исповеди грехов (в том числе и мысленных) у священника, где они не требуют подробного разбора. В условиях же отсутствия опытных духовников или их занятости, эта необходимая потребность часто удовлетворяется на исповеди, что вовсе не искажает ее смысл.
Ваше четвертое утверждение (…неверен … акцент на отпущении грехов в исповеди - а не на покаяние и примирение с Церковью…) совсем непонятен. В исповеди и совершается примирение с Церковью при непрестанном покаянии.

C неизменным уважением, Андрей и Лариса.


Дионисий Денисов

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211207
26.02.05 17:19
Ответ на #1210996 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

3.Не стоит путать монастырскую практику "откровения помыслов" с каноническим таинством исповеди - примирением с Церковью.***
Тот, кто причащается - он во вражде с Церковью? Как можно причащаться, будучи во вражде с Тем, Чему причащаемся? Вопрос....

**Неверен латинский, унаследованный Россией под влиянием Петра Могилы акцент на отпущении грехов в исповеди - а не на покаяние и примирение с Церковью. **
У староверов исповедь перед причастием обязательна. Стало быть Могила здесь не причем. Только говорилось до латинизации Русской Церкви "грехи твои на вые моей, чадо", а не "аз властию данной иерею".




Евгений Аврамчук
Евгений Аврамчук

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211146
26.02.05 15:50
Ответ на #1210996 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

Ура!!! Знакомый все текст... :-)

Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211008
26.02.05 13:51
Ответ на #1210765 | Венцеслав Крыж православный христианинНе показывать

===Вот видите, Мария Ивлева, я не был знаком с текстами Кавасилы, которые здесь привел более меня осведомленный брат во Христе

А причем тут св. Николай Кавасила? В приведенной г. Мавродиевым цитате нет ни слова об исповеди.
А на мои вопросы ответить не хотите?


Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1210996
26.02.05 13:39
Ответ на #1210696 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Уважаемые Андрей и Лариса!
===Так вот, в греческих монастырях, все насельники ежедневно бегают к духовнику (пневматикО), хотя бы на два слова, на откровение помыслов. А раз в неделю прочитывают общую разрешительную молитву. То есть, фактически, наша же исповедь, растянутая на неделю. :) Причащаться же среди седмицы - по разрешению духовника.

То, о чем вы пишите - "откровение помыслов", феномен монашеской жиэни. С жизнью в миру он связан мало и к таинству исповеди не имеет прямого отношения.

Впрочем, об исповеди и причащении куда лучше, чем это у меня может получиться, написал о.Александр Шмеман. Мне бы очень хотелось, чтобы вы прочитали этот текст. Отпадут многие вопросы:
8. ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАЩЕНИЕ
Пришло время открыто заявить, что сколь бы разнообразны, а иногда и серьезны ни были причины, которые способствовали появлению подобного учения и практики, они не только не основаны на Предании, но, по существу, ведут к весьма тревожным искажениям православного учения о Церкви, Евхаристии, да и о самом Таинстве Покаяния.

Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы в нескольких словах напомнить об изначальном понимании Церковью Таинства Покаяния. Согласно учению Церкви оно было и до сих пор остается таинством примирения с Церковью, возвращения к ней и в её жизнь отлученных от общения, т.е. исключенных из ее Евхаристического собрания. Первоначальные, высокие нравственные нормы жизни, которые предъявлялись к членам Церкви, и очень строгая церковная дисциплина допускали только одно такое примирение: "После этого великого и святого призвания [крещением], если кто, будучи искушен от диавола, согрешил, имеет одно покаяние, - читаем мы в Пастыре Ермы, христианском памятнике второго века. - Если же часто будет грешить и творить покаяние, не послужит это в пользу человеку, так делающему" [17] . Позднее, и особенно после массовой христианизации Империи, последовав шей за обращением императора Константина, покаянная дисциплина была отчасти ослаблена, но понимание самого Таинства нисколько не изменилось: оно применялось только к тем, кто был отлучен от Церкви за поступки и грехи, четко определенные в каноническом Предании Церкви [18] . И то, что такое понимание Таинства Исповеди осталось даже до сего дня, ясно видно из самой молитвы разрешения грехов: "Примири, и соедини его (ее) святей твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем..." (Между прочим, именно эта молитва является разрешительной и повсеместно употребляется в Православных Церквях. Что же касается второй молитвы, неизвестной во многих Православных Церквях, - "И аз, недостойный иерей, властию, мне данною, прощаю и разрешаю...", - то она имеет западное происхождение и была введена в наши богослужебные книги во времена крайней "латинизации" православного богословия). Означает ли это, что не отлученные, верные почитались Церковью безгрешными? Конечно, нет. Церковь учит, что никто, кроме Бога не безгрешен, "яко несть человек, иже жив будет и не согрешит". Церковь также всегда учила, что хотя определенные грехи и отлучают христианина, но есть и те, что не приводят к отделению от тела Церкви и от участия в таинствах. Николай Кавасила пишет:

Есть грехи не к смерти, по учению an . Иоанна. И вот почему ничто не препятствует тем христианам, которые не совершили грехов, отделяющих их от Христа и приводящих к смерти, причаститься Божественных Тайн и участвовать в освящении не только по наружности, но и действительно, дабы пребывать им живыми членами, едиными с Главою... [19]

Это вовсе не означает, что наши грехи - наша общая греховность, слабость и недостоинство всей нашей жизни, не нуждаются в покаянии и прощении; все приготовление к причастию, как мы видели, и есть такое покаяние и мольба о прощении. Таинство же Исповеди и разрешение грехов, ещё недавно применявшееся только для отлученных от общения, - не является необходимым. Наши "не смертные" грехи и наша общая греховность исповедуется членами Церкви всякий раз, когда мы собираемся вместе для Таинства Христова присутствия, и вся жизнь Церкви в действительности являет собою непрестанное покаяние. В продолжение самой Божественной Литургии мы исповедуем наши грехи и испрашиваем прощение в молитве Трисвятого:

Прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти наша души и телеса и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего...

Приступая ко Святой Чаше, мы испрашиваем прощения в "прегрешениях вольных и невольных, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением", и верим, что в меру нашего покаяния получаем прощение чрез участие в Таинстве подлинного прощения и исцеления.

И тогда становится понятно, что учение, которое объявляет Таинство Исповеди необходимым условием допущения мирян к Причастию, есть не только уклонение от подлинного общецерковного Предания, но также искажение православного учения о Церкви, Евхаристии и самом Таинстве Покаяния. Оно искажает учение о Церкви, так как вводит de facto деление её членов на две категории, за одной из которых (миряне) их возрождение в Крещении, освящение во Св. Миропомазании, то, что они стали "согражданами святым и своими Богу", не признается в качестве условия, обеспечивающего полное членство, т.е. участие в Таинстве, в котором Церковь исполняет себя как Тело Христово и Храм Святого Духа. Оно искажает учение о Евхаристии, ибо устанавливая для причастия дополнительные условия помимо членства в Церкви, в сущности не позволяет видеть и переживать Евхаристию как само Таинство Церкви, которое, по словам Литургии св. Василия Великого, "нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соединяет друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие". И наконец, оно искажает само Таинство Покаяния, потому что, сделавшись формальностью и, фактически, просто условием для причащения, исповедь подменяет собой подлинное приготовление к причастию, которое состоит, как мы видели, в истинном внутреннем покаянии. Акцент всего переживания в этом Таинстве сместился от покаяния к отпущению грехов, воспринимаемого почти на уровне магизма [20] . Этого формального, полумагического, полузаконнического "отпущения", а не примирения с Церковью, от которой отлучили грехи, ищут сегодня в исповеди; и ищут не потому, что их беспокоит собственная греховность (они обычно находят ее естественной и неизбежной), но потому, что это "дает право" приступить ко Святым Дарам с чистой совестью. Делаясь просто "условием для причащения", Таинство Исповеди, бывшее столь определяющим, столь устрашающим в жизни древней Церкви, сегодня теряет свою истинную функцию и место в ней.

Как могло такое учение появиться в Церкви и превратиться в норму, защищаемую многими в качестве чуть ли не квинтэссенции Православия? Это произошло по трем основным причинам. Об одной из них мы уже говорили: это номинальное, минималистическое, теплохладное, пренебрегающее Таинствами и осужденное Отцами отношение к требованиям Церкви, приведшее сначала к редкому причащению, а со временем и к его пониманию как "ежегодной обязанности". Совершенно ясно, что христианин, редко приступающий ко Святым Тайнам и вполне удовлетворенный таким своим de facto "отлучением", должен быть воссоединен с Церковью и не может быть допущен к Св. Чаше, не пройдя через Таинство Покаяния.

Второй причиной, коренным образом отличной от первой, было влияние на Церковь монашеской исповеди - духовного руководства, постоянного "откровения помыслов", проверки более опытным монахом менее опытного. Старец, которому вверялось такое духовное руководство и исповедь, мог и не быть священником (в своем первоначальном виде монашество представлялось несовместимым со священством), а эта исповедь совсем не обязательно была связана с Таинством Покаяния. Она была неотъемлемой частью монашеской жизни и дисциплины, основанной на всецелом послушании, на монашеском отречении от своей воли. В византийских монашеских типиконах XII - XIII веков монаху запрещалось как приступать к Чаше, так и воздерживаться от нее самовольно, без разрешения игумена или духовного отца, ибо - как сказано в одном из таких типиконов - "исключать себя самовольно от причастия - это поступать по своей воле". В женских монастырях та же власть присваивается игумений [21] . Таким образом, мы имеем дело с исповедью несакраментального типа, сравнимою (с соответствующими изменениями и поправками) с тем, что мы сегодня называем "наставлением" или "духовным руководством". Исторически эта исповедь оказала, однако, сильное, действительно решающее влияние на развитие исповеди сакраментальной. В эпоху духовного упадка (глубину которого хорошо показывают постановления, например, так называемого Пято-Шестого Трулльского собора, состоявшегося в Константинополе в 691 году) и потери белым духовенством нравственного и духовного авторитета, монастыри стали почти единственными центрами духовного руководства, а монахи - единственными духовными руководителями и для православного народа. Таким образом, два типа исповеди - "сакраментальная" и "духовная" - мало-помалу соединились в одну: "духовная" становится приготовлением ко Св. Причащению, а "сакраментальная" включает в себя не свойственное ей ранее разрешение духовных проблем.

Такое развитие, как бы исторически и духовно оно не оправдывалось, каким бы благотворным для своего времени оно не выглядело, привело, тем не менее, к путанице, которая в современных условиях приносит более вреда, нежели пользы. Нет ни малейшего сомнения относительно насущной потребности Церкви в пастырском и духовном руководстве и наставничестве. Но вот проблема: способна ли удовлетворить эту потребность наша современная краткая трех-пятиминутная исповедь с длинной очередью исповедающихся, ожидающих "исполнения своей ежегодной обязанности", - ни собственно исповедь, ни полноценная духовная беседа? Возникает и другой вопрос: всякий ли священник, в особенности молодой, вполне опытен, должным образом "снаряжен", чтобы разрешать все проблемы и верно понимать их? Скольких трагических ошибок, скольких духовно пагубных советов, скольких недоразумений можно было избежать, если бы мы придерживались сути церковного Предания, оставляли бы Таинство Исповеди для кающихся в своих грехах и находили другое время и обстановку для весьма необходимого пастырского и духовного окормления, которое, кстати, позволяет и самому священнику осознать собственную несостоятельность в определенных случаях и искать помощи и руководства у своего епископа, другого священника или в духовном опыте Церкви.

Третьей и, к сожалению, основной причиной оказалось, конечно, влияние западного схоластического и юридического понимания Покаяния. О "западном пленении" православного богословия писали много, но мало кто понимает всю глубину и значение тех искажений, к которым привело это западное влияние в жизни самой Церкви и, прежде всего, в понимании Таинств. Западное влияние привело к упомянутому выше смещению смысла Таинства Покаяния от раскаяния и примирения с Церковью к разрешению, понимаемому почти исключительно в терминах юридической власти. Если в исконном православном понимании разрешение происходит оттого, что священник есть свидетель покаяния, его искренности и действительности и потому уполомочен объявлять и "запечатлевать" божественное прощение кающегося, его совершившееся "примирение со Святой Церковью во Христе Иисусе", то западный юридизм все ударение ставит на власти священника прощать. Отсюда и совершенно неслыханная практика требовать и давать разрешительную молитву без всякой исповеди! Изначальное, упомянутое Кавасилой, различие между грехами, отлучающими человека от Церкви, и теми, которые к такому отлучению не приводят, было рационализировано на Западе в категориях с одной стороны, т.н. "смертных грехов", лишающих человека "благодатного состояния" и поэтому требующих Таинства Покаяния и разрешения, и, с другой стороны, "обычных грехов", не затрагивающих "благодатного состояния", для которых достаточно внутреннего покаяния. На православном Востоке, особенно же в России (под влиянием латинствующего богословия Петра Могилы и его последователей), теория эта обернулась обязательным соединением исповеди и причастия. Есть печальная ирония в том, что это наиболее очевидное из всех заимствований латинства выдается у нас за норму православия, а всякая попытка пересмотреть его в свете подлинно Православного Предания изобличается как католическое уклонение.

Основные, как мне кажется, выводы:
1. Таинство покаяния шире, чем понятие исповеди.
2. Невозможно законнческое отношение к исповеди и причащению. Ничто не делает человека вполне готовым к принятию Святых Даров.
3.Не стоит путать монастырскую практику "откровения помыслов" с каноническим таинством исповеди - примирением с Церковью.
4.Неверен латинский, унаследованный Россией под влиянием Петра Могилы акцент на отпущении грехов в исповеди - а не на покаяние и примирение с Церковью.

Если Вы с чем-то не согласны, давайте обсудим.


Страницы: 1 | ... | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ... | 16 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Творчество 368

День пустой тыквы.

19 октября 2019 в 15:33Андрей Бузик
Приближается Хеллоуин, который церковь Сатаны объявила своим официальным праздником. У меня осталось несколько книг "День пустой тыквы"- это сказка в стиле фэнтези, раскрывающая суть Хеллоуина. Очень ... читать далее »

Народный промысел 52

Ленок, хариус и кижуч. 10 дней в глуши

18 октября 2019 в 22:44Андрей Рыбак
Ленок, хариус и кижуч. 10 дней в глуши Ленок, хариус и кижуч. 10 дней в глуши читать далее »

Планета 200

Человек, рассмешивший смерть.

18 октября 2019 в 21:47Андрей Рыбак
Норман Казинс ЧЕЛОВЕК, РАССМЕШИВШИЙ СМЕРТЬ Это случилось более сорока лет назад. Полный сил и энергии журналист, главный редактор «Saturday Revue» Норман Казинс вдруг почувствовал себя плохо. У него ... читать далее »

Детям 524

Про медведя-простачка Сказка в стихах

18 октября 2019 в 12:15Виктор Шамонин
(СКАЗКА В СТИХАХ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ) медведь Про медведя-простачка Старым стал медведь совсем, Он теперь в обузу всем. День-деньской медведь рычит, День-деньской медведь ворчит, На охоту не ... читать далее »

Притчи 260

"Твой крест" Православный мультфильм.

18 октября 2019 в 08:59Андрей Рыбак
Твой крест Животворящий Крест Господень. Село Годеново. Переславль-Залесский. Православный мультфильм "Твой крест" Фильм-притча о том, как каждый христианин несет в жизни свой крест! читать далее »

Кино 24

Документальный фильм из цикла "Тайны забытых побед" " Закрытое небо".

17 октября 2019 в 22:32Андрей Рыбак
"Тайны забытых побед" Документальный фильм из цикла "Тайны забытых побед" " Закрытое небо". читать далее »

Иконы 244

Значение жестов рук на иконах.

17 октября 2019 в 16:34Андрей Рыбак
Значение жестов рук на иконах. Значение жестов рук на иконах., 8 Значение жестов рук на иконах., 2 Значение жестов рук на иконах., 3 Значение жестов рук на иконах., 4 Значение жестов рук на иконах., ... читать далее »

Природа 160

Осенние краски Телецкого озера. Алтай.

17 октября 2019 в 07:55Андрей Бузик
Осенние краски Телецкого озера. Алтай. Дайверы Алтайского заповедника сняли фильм о красотах уникального Телецкого озера в «золотой период», они показали скалистые берега, первозданную прителецкую ... читать далее »

Афон 105

Белая лилия! Загадки Симеона Афонского

16 октября 2019 в 22:09Андрей Рыбак
Лилия Белая лилия! Загадки Симеона Афонского Духовные загадки Симеона Афонского (иером. Симона (Безкровного)) представленные в виде сентенций, вопросов и апорий заставляют нас задуматься о мире, ... читать далее »

Наука 198

Мы проснулись! Галина Царева

16 октября 2019 в 07:57Олга
Проснитесь, вас зомбируют частотами Мы проснулись! Галина Царева читать далее »

Вейкборд

Два ирландских вейкбордиста примут участие в первой Всемирной пляжной игре ANOC в Дохе

Два ирландских вейкбордиста примут участие в первой Всемирной пляжной игре ANOC в Дохе. Два вейкбордиста будут соревноваться за сборную Ирландии на первых Всемирных пляжных играх ANOC, которые ... читать далее »

Парусный спорт

 За 300 миль до финиша я обнаружила, что в лодку поступает вода 

Mini Transat 2019. Ирина Грачева:  За 300 миль до финиша я обнаружила, что в лодку поступает вода  Ранним утром 14 октября в Лас-Пальмасе (Канарские острова) финишировали лидеры трансатлантической ... читать далее »

Календарь 2256

20 октября. Святых мучеников Сергия и Вакха. Святителя Ионы, епископа Ханькоуского.

19 октября 2019 в 14:57Андрей Бузик
7 октября по старому стилю / 20 октября по новому стилю воскресенье Неделя 18-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Поста нет. Мчч. Сергия и Вакха (290–303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (1925). Прп. Сергия ... читать далее »

Технологии 242

Создателей нейрочипов заподозрили в тайных экспериментах над людьми

18 октября 2019 в 22:26Андрей Рыбак
Прогресс в создании нейроинтерфейса невозможен без экспериментов на живом мозге Создателей нейрочипов заподозрили в тайных экспериментах над людьми Прогресс в создании нейроинтерфейса невозможен без ... читать далее »

Жития 228

Житие и страдание святого Апостола Фомы.

18 октября 2019 в 15:33Андрей Бузик
Святой Апостол Фома, называемый близнец, родился в Галилейском городе Панеаде. Когда Господь наш Иисус Христос, во время Своего пребывания на земле с людьми, проходил по городам и селениям, уча народ ... читать далее »

Семья 64

Помните: любовь плотская до гроба длится, а Любовь духовная та длится и за гробом

18 октября 2019 в 09:50Андрей Рыбак
Помните: любовь плотская до гроба длится Помните: любовь плотская до гроба длится, а Любовь духовная та длится и за гробом, в мире вечном. Митрополит Владимир (Тихоницкий) Если из двоих людей хотя ... читать далее »

Путешествия 200

Агафья. Родом из Евангелия

18 октября 2019 в 01:43Андрей Рыбак
Василий Песков и Агафья Лыкова Агафья. Родом из Евангелия читать далее »

Видео 354

Полководцы России. Александр Невский. Документальный фильм

17 октября 2019 в 17:30Андрей Бузик
Полководцы России. Александр Невский. Слава выдающегося полководца Александра Невского была велика уже при жизни. Но после смерти его стали почитать как святого, заступника земли русской. Князю было ... читать далее »

Документы 198

"Эти люди не только нечестивые, они злые и не боящиеся Бога"

17 октября 2019 в 14:44С. Александра
Митрополит Пирейский Серафим Затем старец указал рукой на облака, и вижу массу горящих, ярко горящих светильников. Вот они стали падать на землю: один, два, три пять, десять, двадцать, Затем стали ... читать далее »

Воины 299

Смоленская крепость в Смуту дала пример всей стране

16 октября 2019 в 22:26Андрей Рыбак
1 октября 1609 года началась 20-месячная оборона Смоленска против армии польского короля Сигизмунда III ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ. 1 октября 1609 года началась 20-месячная оборона ... читать далее »

Эсхатология 561

В России будет Царь Великий по Уму... Пророчество о России. Старец Алексей Валаамский

16 октября 2019 в 10:10Сергей Р
Спас нерукотворный Долой Дьяволократию, Да Здравствует Царь Божий! Жезл Железный "Из уст Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. ОН пасет их Жезлом Железным"/Откр.Иоанна ... читать далее »

Фотография 42

Осеннее настроение на молитву

15 октября 2019 в 22:43Андрей Рыбак
Осеннее настроение на молитву Осеннее настроение на молитву читать далее »

Фридайвинг

Чемпионат Беларуси по фридайвингу 2019

Чемпионат Беларуси по фридайвингу 2019. Белорусский фридайв-клуб  Энергия глубины  приглашает вас на Чемпионат Беларуси по фридайвингу 2019 (AIDA). Соревнования состоятся 23-24 ноября 2019 года в ... читать далее »

Велоспорт

Премьера! "RideThePlanet   Usturt. Mountainbike"

34-й фильм российского фрирайд-проекта RideThePlanet. Фильм снят в сентябре 2019 года в Западном Казахстане   в различных районах пустынного плато Устюрт и на побережье Каспийского моря и посвящен ... читать далее »

Спорт - Экстрим 209

Премьера! «RideThePlanet — Usturt. Mountainbike».

19 октября 2019 в 08:29Андрей Бузик
34-й фильм российского фрирайд-проекта RideThePlanet. Фильм снят в сентябре 2019 года в Западном Казахстане в различных районах пустынного плато Устюрт и на побережье Каспийского моря и посвящен ... читать далее »

Интересно 458

Вы все объекты разработок соответствующих служб! И вы зря смеетесь, сказал товарищ Путин Владимир

18 октября 2019 в 22:09Андрей Рыбак
В.В.Путин «Вы все объекты разработок соответствующих служб! И вы зря смеетесь»: Три года назад предупреждал нас компетентный человек сказал товарищ Путин Владимир читать далее »

Стихи 698

В трубе печной гуляет ветер...

18 октября 2019 в 12:20Виктор Шамонин
В трубе печной гуляет ветер, Кружит в истоме жёлтый лист. Играет осень на кларнете, Песчаный берег сер и мглист. Стоит церквушка над рекою, Над куполами серый крест. Проходит дождик стороною, Глаза ... читать далее »

Фото 81

Обитель

18 октября 2019 в 09:41Андрей Рыбак
Обитель Отражение обители Свято-троицкий макарьевский желтоводский монастырь читать далее »

Здоровье 367

Ведущие врачи выявили, что вакцины настраивают нашу иммунную систему против нас

18 октября 2019 в 01:11Андрей Рыбак
Ведущие врачи выявили, что вакцины настраивают нашу иммунную систему против нас Ведущие врачи выявили, что вакцины настраивают нашу иммунную систему против нас Согласно новому исследованию, которое ... читать далее »

Любовь 25

Гордость – это нехватка любви.

17 октября 2019 в 16:39Андрей Рыбак
Преподобный Паисий Святогорец Гордость – это нехватка любви. Преподобный Паисий Святогорец читать далее »

Поиск Святой Руси 217

Благодарение благословленного Креста.

17 октября 2019 в 09:37Андрей Рыбак
Благодарение Благословленного Креста. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; ... читать далее »

Церковь-Община 584

О слезах благодатных. Старец Фаддей Витовницкий

16 октября 2019 в 22:13Андрей Рыбак
.Из Всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну ЛИЛИЮ!" (3 Ездры 5.24.) О слезах благодатных. Старец Фаддей Витовницкий читать далее »

Общий 1128

Марафонец с ДЦП — о философии бега и своей жизни

16 октября 2019 в 09:19Андрей Рыбак
Марафонец с ДЦП — о философии бега и своей жизни Марафонец с ДЦП — о философии бега и своей жизни Это Павел Крысанов, ему 47 лет. Он пробежал 10 марафонов и 30 полумарафонов, на одном из них ... читать далее »

Разное 1044

«Антитеза» или долбославу на заметку...

15 октября 2019 в 22:27Андрей Рыбак
родноверы «Антитеза» или долбославу на заметку... От чего-то вдруг активизировались сторонники "истинной родной веры", созданной в чекистской пробирке, в последней трети прошлого века, где-то в ... читать далее »

Путешествия

Участники и организаторы экспедиции на Землю Франца-Иосифа подведут её итоги

Участники и организаторы экспедиции на Землю Франца-Иосифа подведут её итоги. 22 октября 2019 года в 12:00 мск в ТАСС (Москва, Тверской бульвар, дом 2, 2-й этаж) состоится пресс-конференция, ... читать далее »

Скалолазание

Первенство Европы в Воронеже: Кузнецова и Пашков завоевали золото!

18 октября в Воронеже стартовало Первенство Европы по скалолазанию 2019 года. В этот день были разыграны шесть комплектов медалей в скорости. Сборная России завоевала 8 медалей: 2 золотые, 4 ... читать далее »

Всего проголосовало: 149 человек
Одобряете ли вы навязчивую рекламу поисковыми машинами?
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что поисковые машины собирают и хранят всю историю ваших запросов?
Да
Нет
Одобряете ли вы пропаганду порнографии поисковыми машинами?
Да
Нет
Одобряете ли вы то что поисковые почтовые сервисы читают всю вашу личную переписку
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что поисковики занимаются растлением наших детей?
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что они отдают всю собранную о вас информацию третьим лицам?
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что они за ваш счет становятся по своей сути антихристовой властью?
Да
Нет
Важно!
1. В имени разрешено использовать только
буквы ( латинские / русские ), цифры и пробел.
2. Количество символов в имени может варьироваться от 2-х до 50-ти.
3. В качестве имени необходимо использовать нормальное человеческое имя ( не кличку, не ник, не логин ).
4. После правильного заполнения формы, на указанный email отсылается письмо с кодом для подтверждения голоса, поэтому email обязательно должен быть рабочим.
* Ваше имя:
* Email:
Итоги голосования
Одобряете ли вы навязчивую рекламу поисковыми машинами?
Да ( 1.3%, 2 голоса )
Нет ( 98.7%, 147 голосов )
Одобряете ли вы то, что поисковые машины собирают и хранят всю историю ваших запросов?
Да ( 2.7%, 4 голоса )
Нет ( 97.3%, 145 голосов )
Одобряете ли вы пропаганду порнографии поисковыми машинами?
Да ( 1.3%, 2 голоса )
Нет ( 98.7%, 147 голосов )
Одобряете ли вы то что поисковые почтовые сервисы читают всю вашу личную переписку
Да ( 0.7%, 1 голос )
Нет ( 99.3%, 148 голосов )
Одобряете ли вы то, что поисковики занимаются растлением наших детей?
Да ( 1.3%, 2 голоса )
Нет ( 98.7%, 147 голосов )
Одобряете ли вы то, что они отдают всю собранную о вас информацию третьим лицам?
Да ( 1.3%, 2 голоса )
Нет ( 98.7%, 147 голосов )
Одобряете ли вы то, что они за ваш счет становятся по своей сути антихристовой властью?
Да ( 2.7%, 4 голоса )
Нет ( 97.3%, 145 голосов )
© 1999-2019 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru
CIROTA.RU Rambler's Top100 Администратор форума:
andrey@vinchi.ru