Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Внутрицерковные проблемы. Свет и тень в православии - осознание и выбор / Статья священника Даниила Сысоева "Парижское" богословие и неообновленчество" Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Статья священника Даниила Сысоева "Парижское" богословие и неообновленчество"
Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211669
26.02.05 23:56
Ответ на #1210738 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Приветствую, дорогие Андрей и Лариса!

"То, что Вы рассказываете – страшно"

Это мягко сказано!

"Но, может, это как-то отрезвит тех, кто и в духовной жизни хочет равняться на Америку?"

Не может

То же, что происходит в теме - это просто откровенная чертовщина.

Всякие апеллаяции к "апостольской практике" - это абсурд - мы живем не в апостольские времена -
и духовно убогие люди по сравнению с первыми христианами. Это ясно как день всякому,
кто хоть однажды исповедовался нормально.

Вообще, все наше обновленчество - это что-то вроде тоталитарной секты, обуреваемой жаждой власти - и разрушения нашего традиционного церковного уклада. Говорить, скажем, с кочетковцем или с сочувствующим Кочеткову - это то же самое, что говорить со "Свидетелем Иеговы" - успех будет тем же самым. И ужас в том, что вот разреши в одном храме регулярно допускать до причастия без исповеди - завтра то же самое будет в 10 храмах, а послезавтра - в 100. Это же касается и русского богослужения, и иного чего... За несколько лет мы окажемся в положении "что имеем, не храним, потерявши плачем". Воды святой не наберете. Вы думаете, здесь кто-то воду освящает... Ну может Лев из Торонто знает прецеденты - я - пока нет.

Обновленческий идеал - это, знаете, что-то вроде кальвинистского храма - икон нет, молебнов нет,
служба сокращена, - никакого благолепия, "отвлекающего от молитвы", редкие исповеди + еженедельное причастие всей общиной, святым никто не молится - только "непосредственно Христу". Именно эта картинка, как мне кажется, рисуется у того же прот. Николая Афанасьева в иных творениях...

Я думаю, будет уместен термин - ДРУГОЕ Православие

Ваш Е


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #38572
Сообщение: #1211661
26.02.05 23:50
Ответ на #1211599 | Евгений Мавродиев православный христианинНе показывать

"Чего только не сделают наши богословы и благочестивые батюшки для того,
чтобы отнять у людей исповедь, почитание святых, водосвятный молебен... "

Дорогой Евгений, только ради Бога, не передергивайте! Никто ни у кого ничего отнимать не собирается. Фактически в нашей церкви сейчас есть множество разных подходов к этой проблеме. И слава Богу, потому что мы все разные! А здесь мы только обсуждаем, но ничего не провозглашаем и ни к чему не призываем. С любовью во Христе, о.Ф.


Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211599
26.02.05 23:08
Ответ на #1211549 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

Конечно, спасибо! Теперь можно и без исповеди причащаться - "как в древности" или
"в Греции". Чего только не сделают наши богословы и благочестивые батюшки для того,
чтобы отнять у людей исповедь, почитание святых, водосвятный молебен... "Как в Древней
Церкви". А зачем Вам вообще исповедь? Разве того Бога, в которого Вы верите, можно
оскорбить грехом? Вот с этого и начинайте...


Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211549
26.02.05 22:44
Ответ на #1211518 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать

Уважаемый отец Филипп! Спасибо за это послание. Мне кажется, Вы все очень точно сформулировали.

Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211542
26.02.05 22:40
Ответ на #1211405 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Дорогие Андрей и Лариса! Ваша точка зрения понятна.
Мне кажется, что о.Александр Шмеман исходил не из теоретических соображений (теоретически, в идеале, вероятно, надо причащаться каждый день, исповедуя каждый же день помыслы опытному наставнику), а из своего опыта. Но идеал подразумевает соответствие целому ряду невыполнимых условий: наличие такого рода наставника, абсолютного слияния с жизнью Церкви.

Если исповедь понимается юридически и законнически, как пропуск на причастие (а ИМЕННО ТАК ее обычно и понимают), то снимается само ощущения покаяния как самостоятельного таинства. Личная ответственность перекладывается на священника.
Далее.
Мы говорим не об идеальной ситуации, а о реальной и вполне знакомой: приходской храм, где стоит большая или очень большая очередь на исповедь. Есть два варианта:
1. Священник быстро и формально исповедует всех, или просто дает разрешительную молитву, что как отмечает о.Александр, конечно, неправильно.
2. Он исповедует медленно и вдумчиво, но если исповедь - еженедельный допуск к Причастию, тогда исповедуется лишь малая часть желающих, в том числе и готовившихся к Таинству. Что совершенно ненормально как с точки зрения Евхаристии, так и с канонической.
Конечно, мы можем сделать вид, что не знаем реальности (я не о вас, вы давно в Церкви), но ясно же что 90 % стоящих в очереди будут рассказывать именно про то, что они отдавили лапу кошке, требовать от священника вникания в нюансы собственного психологического состояния и т.д., сами продолжите список.
Я была в храме, где священнник прямо говорил: "Я не хочу слушать про то, как Вы поссорились с мамой. Идите и помиритесь с ней". Причем человек, на душе у которого действительно тяжкий грех, не будет иметь времени на действительно важный разговор.

==противоречит святоотеческой мысли, что утопить (погубить) человека может не только камень на шее, но и мешок с мелкими камнями или песком, даже мелкие песчинки, попавшие в глаза могут погубить пловца в омуте. Каждый раз, перед Чашей, признавая, что грехи мои «привзыдоша главу мою», нельзя адекватно оценить, что из этого багажа требует разрешительной молитвы,

Конечно, можно без конца рассуждать в таком духе и засыпать священника этим песком повседневных грешков. Я уже написала, к чему это приводит в реальности. А часто человек каждую неделю приходит и жалуется, что ленив на молитве (что бывает с каждым и постоянно), съел колбаски в среду и т.д. А много ли людей кается в том, что не платит десятины? Священник в приходе, к которому я принадлежу, как-то раз сказал, что за 15 лет, что он принимает исповедь, в этом покаялось 2-3 человека. А это как раз серьезный канонический грех, не то что лапа кошки или ссора с мужем, в чем мы непрерывно полулицемерно каемся. А исповедь должна решать проблемы. Не платил - покайся и плати.
А распространен как раз вариант "православного" психоанализа, неуместного копания в себе и в окружающих. И как раз об этом говорить проще всего.
С уважением, М.Ивлева.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #38572
Сообщение: #1211528
26.02.05 22:31
Ответ на #1211457 | иерей Александр Зубков. православный христианинНе показывать

Но Бога ради не зовите меня Алексием.
Вашего Высокопеподобия недостойный молитвеник,
свящ. Александр ЗУБКОВ.

Прошу прощения, описка вышла! Дорогой отче, неизменно рад Вашему присутствию в данной теме! Но я еще не протоиерей, поэтому не "высокопреподобие". Но в любом случае испрашиваю у Вас братских молитв! свящ. Филипп


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #38572
Сообщение: #1211518
26.02.05 22:25
Ответ на #1211405 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Каждый раз, перед Чашей, признавая, что грехи мои «привзыдоша главу мою», нельзя адекватно оценить, что из этого багажа требует разрешительной молитвы, а что нет. С одной стороны, потому что точного списка «смертных грехов» невозможно составить («Ха, от насморка помер, вот если б от тифа!» или «что русскому хорошо, немцу – смерть»), с другой – «ложны мерила человеческие» и очень предрасположены к самообольщению и прелести.

Дорогие Андрей и Лариса!
По-моему, вопрос этот все-таки в идеале - сугубо индивидуальный. Нельзя "симулировать" покаяние, нельзя его навязать! В разные периоды нашей жизни бывают полосы относительно мирной жизни, а бывает череда искушений. Иногда можно и нужно несколько раз в седмице исповедоваться, а в другие периоды чувствуешь, что вполне можно обойтись без нее. Еще до своего священства я взял благословение у своего духовника причащаться регулярно (по воскресеньям, праздникам, да и в седмичные дни нередко приступал), а исповедоваться - по велению своей совести. Духовник (старше меня на 30 лет и более 25 лет к тому времени прослуживший) против не был, притом что общая для всех установка (напоминание об исповеди перед причащением) сохранялась, хотя не только я один испрашивал такое благословение. В истории Церкви были разные практики и покаянные дисциплины, и в древней Церкви причащались часто, где каждое воскресенье, где 3-4 раза в седмицу, где ежедневно (напомню, что миряне имели право хранить у себя на дому Св. Дары и причащаться на дому в отсутствие Литургии), без предварительной исповеди перед КАЖДЫМ причастием.
"Ложны мерила человеческие"... Но подходим мы к Таинствам в любом случае в меру своей ложности, в меру своей совести, относительной духовной крепости или слабости, так что сверх того, что мы можем о себе сказать на исповеди, мы не скажем (а другие, например, могут тем временем замечать наши недостатки, которые мы сами не признаем). Исповедоваться каждый раз в возможной гордости... можно, конечно, но приходит понимание, что преодоление ее не решается от того, что ты будешь каждый раз называть ее священнику, а решается всей оставшейся жизнью и внутренней работой над собой. Исповедовать помыслы? Их бывает настолько много иногда, что все не упомнишь, притом далеко не на все нужно серьезно обращать внимание, иначе еще больше искушений и смущений будет. Повторяю, здесь что ни человек - то случай. Поэтому нельзя устанавливать какое-то строгое общее правило для всех и вся по поводу дисциплины исповеди, но в наших условиях, конечно, не стоит ее совсем отделять от Литургии. Все должно складываться естественно. Причем - с благословения духовника! К тому же, покаянная дисциплина в монастырях и приходских храмах неизбежно будет складываться по-разному.
С любовью во Христе, о.Ф.


Венцеслав Крыж

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211484
26.02.05 21:48
Ответ автору темы | иерей Александр Зубков. православный христианинНе показывать

Братия, опять мы видим старые фразы и старые жесты. Нам предлагают на основании вселенской любви судить о тех или иных новациях в Церкви, «брать от святых отцов хорошее и отвергать плохое», святые угодники, этакой наглости, при этом оказывается, что взгляды отца Георгия Кочеткова и Александра Меня более соответствуют социальной концепции Православной Церкви, чем творения святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. Ну что сказать?! Как писал отец Павел Флоренский: «Любовь, любовь, любовь, и еще любовь» Повторяемое бесчисленное множество раз бесчисленным множеством тех, кто и не подходил к порогу религии… Благовидное перерождение религиозной ткани называется речами о любви… Но если мы действительно хотим говорить о религии, нам надо хотя бы на время этих рассуждений отбросить тряпичную дряблость и психологические «нравится – не нравится». Все это уже мы слыхали, например от известного униата Валентина Арсентьевича Никитина, который "исходит из кафолического, вселенского, открытого православия", и с помощью "бесконечной божественной любви", преодолеть все конфессиональные разделения, которые "не хотят знать никаких границ". Все это только новое издание унии, на которое работают тайные и явные враги Церкви.

иерей Александр Зубков.
иерей Александр Зубков.

православный христианин
(священник)

Тема: #38572
Сообщение: #1211457
26.02.05 21:19
Ответ на #1210491 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать

Согласен и я с Вами, отче Филиппе.
Но Бога ради не зовите меня Алексием.
Вашего Высокопеподобия недостойный молитвеник,
свящ. Александр ЗУБКОВ.


Дионисий Денисов

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211417
26.02.05 20:33
Ответ на #1211405 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Так держать!!

Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211405
26.02.05 20:23
Ответ на #1211008 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

Дорогая Мария!

Эту главу мы прочитали (и не раз) лет двадцать тому назад; правда, уже и позабыли насколько отец Александр увлекся чисткой школьного богословия, обличением недостатков синодального периода и католического влияния, что с разбегу уклонился, на наш нынешний взгляд, если уж не в «протестантство восточного обряда» (обещали не ставить ярлычков!), то, уж точно, в ненормальное отождествление нынешнего внутреннего и внешнего состояния Церкви с Древней Церковью.
Только, Машенька, не надо нас раскручивать на детальный анализ этого текста. Лишь несколько мыслей:
Утверждение о. Шмемана, что «несмертные» грехи не надо нести на исповедь («…приступая ко Святой Чаше, мы испрашиваем прощения в "прегрешениях вольных и невольных, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением", и верим, что в меру нашего покаяния получаем прощение чрез участие в Таинстве подлинного прощения и исцеления...») противоречит святоотеческой мысли, что утопить (погубить) человека может не только камень на шее, но и мешок с мелкими камнями или песком, даже мелкие песчинки, попавшие в глаза могут погубить пловца в омуте. Каждый раз, перед Чашей, признавая, что грехи мои «привзыдоша главу мою», нельзя адекватно оценить, что из этого багажа требует разрешительной молитвы, а что нет. С одной стороны, потому что точного списка «смертных грехов» невозможно составить («Ха, от насморка помер, вот если б от тифа!» или «что русскому хорошо, немцу – смерть»), с другой – «ложны мерила человеческие» и очень предрасположены к самообольщению и прелести.

Приведенный о. Шмеманом отрывок Николая Кавасилы («…ничто не препятствует тем христианам, которые не совершили грехов, отделяющих их от Христа и приводящих к смерти, причаститься Божественных Тайн и участвовать в освящении…») вовсе не говорит о ненужности исповеди. В Древней Церкви за серьезные прегрешения накладывалась епитимья («канон»), остальные же грехи не требовали такого врачества, но все равно требовали разрешения священника, как видно из отрывка из того же Кавасилы, приведенного Евгением («…людей, сознавших свои грехи и исповедавшихся пред священником, освобождает от великой ответственности пред Богом Судиею, но и оно не может быть действенно, если не будут они вкушать священной вечери…»).

Ваше первое утверждение (…таинство покаяния шире, чем понятие исповеди…), ведь не означает «таинство покаяния вне исповеди»? Ужели нет разницы между каждодневным исповеданием грехов в вечерних молитвах и церковным Таинством? У Вас равная со священником благодать вязать и решить?
Ваше второе утверждение (…ничто не делает человека вполне готовым к принятию Святых Даров…), с которым все согласны, никак не означает отрицание посильной подготовки к нему молитвой, постом и исповедью.
Ваше третье утверждение (…не стоит путать монастырскую практику "откровения помыслов" с каноническим таинством исповеди…) не означает, что откровение помыслов не связано с исповедью. Откровение помыслов старцу или духовнику никогда не заменяет, а лишь помогает исповеди грехов (в том числе и мысленных) у священника, где они не требуют подробного разбора. В условиях же отсутствия опытных духовников или их занятости, эта необходимая потребность часто удовлетворяется на исповеди, что вовсе не искажает ее смысл.
Ваше четвертое утверждение (…неверен … акцент на отпущении грехов в исповеди - а не на покаяние и примирение с Церковью…) совсем непонятен. В исповеди и совершается примирение с Церковью при непрестанном покаянии.

C неизменным уважением, Андрей и Лариса.


Дионисий Денисов

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211207
26.02.05 17:19
Ответ на #1210996 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

3.Не стоит путать монастырскую практику "откровения помыслов" с каноническим таинством исповеди - примирением с Церковью.***
Тот, кто причащается - он во вражде с Церковью? Как можно причащаться, будучи во вражде с Тем, Чему причащаемся? Вопрос....

**Неверен латинский, унаследованный Россией под влиянием Петра Могилы акцент на отпущении грехов в исповеди - а не на покаяние и примирение с Церковью. **
У староверов исповедь перед причастием обязательна. Стало быть Могила здесь не причем. Только говорилось до латинизации Русской Церкви "грехи твои на вые моей, чадо", а не "аз властию данной иерею".




Евгений Аврамчук
Евгений Аврамчук

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #38572
Сообщение: #1211146
26.02.05 15:50
Ответ на #1210996 | Мария Ивлева православный христианинНе показывать

Ура!!! Знакомый все текст... :-)

Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1211008
26.02.05 13:51
Ответ на #1210765 | Венцеслав Крыж православный христианинНе показывать

===Вот видите, Мария Ивлева, я не был знаком с текстами Кавасилы, которые здесь привел более меня осведомленный брат во Христе

А причем тут св. Николай Кавасила? В приведенной г. Мавродиевым цитате нет ни слова об исповеди.
А на мои вопросы ответить не хотите?


Мария Ивлева

православный христианин

Тема: #38572
Сообщение: #1210996
26.02.05 13:39
Ответ на #1210696 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать

Уважаемые Андрей и Лариса!
===Так вот, в греческих монастырях, все насельники ежедневно бегают к духовнику (пневматикО), хотя бы на два слова, на откровение помыслов. А раз в неделю прочитывают общую разрешительную молитву. То есть, фактически, наша же исповедь, растянутая на неделю. :) Причащаться же среди седмицы - по разрешению духовника.

То, о чем вы пишите - "откровение помыслов", феномен монашеской жиэни. С жизнью в миру он связан мало и к таинству исповеди не имеет прямого отношения.

Впрочем, об исповеди и причащении куда лучше, чем это у меня может получиться, написал о.Александр Шмеман. Мне бы очень хотелось, чтобы вы прочитали этот текст. Отпадут многие вопросы:
8. ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАЩЕНИЕ
Пришло время открыто заявить, что сколь бы разнообразны, а иногда и серьезны ни были причины, которые способствовали появлению подобного учения и практики, они не только не основаны на Предании, но, по существу, ведут к весьма тревожным искажениям православного учения о Церкви, Евхаристии, да и о самом Таинстве Покаяния.

Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы в нескольких словах напомнить об изначальном понимании Церковью Таинства Покаяния. Согласно учению Церкви оно было и до сих пор остается таинством примирения с Церковью, возвращения к ней и в её жизнь отлученных от общения, т.е. исключенных из ее Евхаристического собрания. Первоначальные, высокие нравственные нормы жизни, которые предъявлялись к членам Церкви, и очень строгая церковная дисциплина допускали только одно такое примирение: "После этого великого и святого призвания [крещением], если кто, будучи искушен от диавола, согрешил, имеет одно покаяние, - читаем мы в Пастыре Ермы, христианском памятнике второго века. - Если же часто будет грешить и творить покаяние, не послужит это в пользу человеку, так делающему" [17] . Позднее, и особенно после массовой христианизации Империи, последовав шей за обращением императора Константина, покаянная дисциплина была отчасти ослаблена, но понимание самого Таинства нисколько не изменилось: оно применялось только к тем, кто был отлучен от Церкви за поступки и грехи, четко определенные в каноническом Предании Церкви [18] . И то, что такое понимание Таинства Исповеди осталось даже до сего дня, ясно видно из самой молитвы разрешения грехов: "Примири, и соедини его (ее) святей твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем..." (Между прочим, именно эта молитва является разрешительной и повсеместно употребляется в Православных Церквях. Что же касается второй молитвы, неизвестной во многих Православных Церквях, - "И аз, недостойный иерей, властию, мне данною, прощаю и разрешаю...", - то она имеет западное происхождение и была введена в наши богослужебные книги во времена крайней "латинизации" православного богословия). Означает ли это, что не отлученные, верные почитались Церковью безгрешными? Конечно, нет. Церковь учит, что никто, кроме Бога не безгрешен, "яко несть человек, иже жив будет и не согрешит". Церковь также всегда учила, что хотя определенные грехи и отлучают христианина, но есть и те, что не приводят к отделению от тела Церкви и от участия в таинствах. Николай Кавасила пишет:

Есть грехи не к смерти, по учению an . Иоанна. И вот почему ничто не препятствует тем христианам, которые не совершили грехов, отделяющих их от Христа и приводящих к смерти, причаститься Божественных Тайн и участвовать в освящении не только по наружности, но и действительно, дабы пребывать им живыми членами, едиными с Главою... [19]

Это вовсе не означает, что наши грехи - наша общая греховность, слабость и недостоинство всей нашей жизни, не нуждаются в покаянии и прощении; все приготовление к причастию, как мы видели, и есть такое покаяние и мольба о прощении. Таинство же Исповеди и разрешение грехов, ещё недавно применявшееся только для отлученных от общения, - не является необходимым. Наши "не смертные" грехи и наша общая греховность исповедуется членами Церкви всякий раз, когда мы собираемся вместе для Таинства Христова присутствия, и вся жизнь Церкви в действительности являет собою непрестанное покаяние. В продолжение самой Божественной Литургии мы исповедуем наши грехи и испрашиваем прощение в молитве Трисвятого:

Прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти наша души и телеса и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего...

Приступая ко Святой Чаше, мы испрашиваем прощения в "прегрешениях вольных и невольных, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением", и верим, что в меру нашего покаяния получаем прощение чрез участие в Таинстве подлинного прощения и исцеления.

И тогда становится понятно, что учение, которое объявляет Таинство Исповеди необходимым условием допущения мирян к Причастию, есть не только уклонение от подлинного общецерковного Предания, но также искажение православного учения о Церкви, Евхаристии и самом Таинстве Покаяния. Оно искажает учение о Церкви, так как вводит de facto деление её членов на две категории, за одной из которых (миряне) их возрождение в Крещении, освящение во Св. Миропомазании, то, что они стали "согражданами святым и своими Богу", не признается в качестве условия, обеспечивающего полное членство, т.е. участие в Таинстве, в котором Церковь исполняет себя как Тело Христово и Храм Святого Духа. Оно искажает учение о Евхаристии, ибо устанавливая для причастия дополнительные условия помимо членства в Церкви, в сущности не позволяет видеть и переживать Евхаристию как само Таинство Церкви, которое, по словам Литургии св. Василия Великого, "нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соединяет друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие". И наконец, оно искажает само Таинство Покаяния, потому что, сделавшись формальностью и, фактически, просто условием для причащения, исповедь подменяет собой подлинное приготовление к причастию, которое состоит, как мы видели, в истинном внутреннем покаянии. Акцент всего переживания в этом Таинстве сместился от покаяния к отпущению грехов, воспринимаемого почти на уровне магизма [20] . Этого формального, полумагического, полузаконнического "отпущения", а не примирения с Церковью, от которой отлучили грехи, ищут сегодня в исповеди; и ищут не потому, что их беспокоит собственная греховность (они обычно находят ее естественной и неизбежной), но потому, что это "дает право" приступить ко Святым Дарам с чистой совестью. Делаясь просто "условием для причащения", Таинство Исповеди, бывшее столь определяющим, столь устрашающим в жизни древней Церкви, сегодня теряет свою истинную функцию и место в ней.

Как могло такое учение появиться в Церкви и превратиться в норму, защищаемую многими в качестве чуть ли не квинтэссенции Православия? Это произошло по трем основным причинам. Об одной из них мы уже говорили: это номинальное, минималистическое, теплохладное, пренебрегающее Таинствами и осужденное Отцами отношение к требованиям Церкви, приведшее сначала к редкому причащению, а со временем и к его пониманию как "ежегодной обязанности". Совершенно ясно, что христианин, редко приступающий ко Святым Тайнам и вполне удовлетворенный таким своим de facto "отлучением", должен быть воссоединен с Церковью и не может быть допущен к Св. Чаше, не пройдя через Таинство Покаяния.

Второй причиной, коренным образом отличной от первой, было влияние на Церковь монашеской исповеди - духовного руководства, постоянного "откровения помыслов", проверки более опытным монахом менее опытного. Старец, которому вверялось такое духовное руководство и исповедь, мог и не быть священником (в своем первоначальном виде монашество представлялось несовместимым со священством), а эта исповедь совсем не обязательно была связана с Таинством Покаяния. Она была неотъемлемой частью монашеской жизни и дисциплины, основанной на всецелом послушании, на монашеском отречении от своей воли. В византийских монашеских типиконах XII - XIII веков монаху запрещалось как приступать к Чаше, так и воздерживаться от нее самовольно, без разрешения игумена или духовного отца, ибо - как сказано в одном из таких типиконов - "исключать себя самовольно от причастия - это поступать по своей воле". В женских монастырях та же власть присваивается игумений [21] . Таким образом, мы имеем дело с исповедью несакраментального типа, сравнимою (с соответствующими изменениями и поправками) с тем, что мы сегодня называем "наставлением" или "духовным руководством". Исторически эта исповедь оказала, однако, сильное, действительно решающее влияние на развитие исповеди сакраментальной. В эпоху духовного упадка (глубину которого хорошо показывают постановления, например, так называемого Пято-Шестого Трулльского собора, состоявшегося в Константинополе в 691 году) и потери белым духовенством нравственного и духовного авторитета, монастыри стали почти единственными центрами духовного руководства, а монахи - единственными духовными руководителями и для православного народа. Таким образом, два типа исповеди - "сакраментальная" и "духовная" - мало-помалу соединились в одну: "духовная" становится приготовлением ко Св. Причащению, а "сакраментальная" включает в себя не свойственное ей ранее разрешение духовных проблем.

Такое развитие, как бы исторически и духовно оно не оправдывалось, каким бы благотворным для своего времени оно не выглядело, привело, тем не менее, к путанице, которая в современных условиях приносит более вреда, нежели пользы. Нет ни малейшего сомнения относительно насущной потребности Церкви в пастырском и духовном руководстве и наставничестве. Но вот проблема: способна ли удовлетворить эту потребность наша современная краткая трех-пятиминутная исповедь с длинной очередью исповедающихся, ожидающих "исполнения своей ежегодной обязанности", - ни собственно исповедь, ни полноценная духовная беседа? Возникает и другой вопрос: всякий ли священник, в особенности молодой, вполне опытен, должным образом "снаряжен", чтобы разрешать все проблемы и верно понимать их? Скольких трагических ошибок, скольких духовно пагубных советов, скольких недоразумений можно было избежать, если бы мы придерживались сути церковного Предания, оставляли бы Таинство Исповеди для кающихся в своих грехах и находили другое время и обстановку для весьма необходимого пастырского и духовного окормления, которое, кстати, позволяет и самому священнику осознать собственную несостоятельность в определенных случаях и искать помощи и руководства у своего епископа, другого священника или в духовном опыте Церкви.

Третьей и, к сожалению, основной причиной оказалось, конечно, влияние западного схоластического и юридического понимания Покаяния. О "западном пленении" православного богословия писали много, но мало кто понимает всю глубину и значение тех искажений, к которым привело это западное влияние в жизни самой Церкви и, прежде всего, в понимании Таинств. Западное влияние привело к упомянутому выше смещению смысла Таинства Покаяния от раскаяния и примирения с Церковью к разрешению, понимаемому почти исключительно в терминах юридической власти. Если в исконном православном понимании разрешение происходит оттого, что священник есть свидетель покаяния, его искренности и действительности и потому уполомочен объявлять и "запечатлевать" божественное прощение кающегося, его совершившееся "примирение со Святой Церковью во Христе Иисусе", то западный юридизм все ударение ставит на власти священника прощать. Отсюда и совершенно неслыханная практика требовать и давать разрешительную молитву без всякой исповеди! Изначальное, упомянутое Кавасилой, различие между грехами, отлучающими человека от Церкви, и теми, которые к такому отлучению не приводят, было рационализировано на Западе в категориях с одной стороны, т.н. "смертных грехов", лишающих человека "благодатного состояния" и поэтому требующих Таинства Покаяния и разрешения, и, с другой стороны, "обычных грехов", не затрагивающих "благодатного состояния", для которых достаточно внутреннего покаяния. На православном Востоке, особенно же в России (под влиянием латинствующего богословия Петра Могилы и его последователей), теория эта обернулась обязательным соединением исповеди и причастия. Есть печальная ирония в том, что это наиболее очевидное из всех заимствований латинства выдается у нас за норму православия, а всякая попытка пересмотреть его в свете подлинно Православного Предания изобличается как католическое уклонение.

Основные, как мне кажется, выводы:
1. Таинство покаяния шире, чем понятие исповеди.
2. Невозможно законнческое отношение к исповеди и причащению. Ничто не делает человека вполне готовым к принятию Святых Даров.
3.Не стоит путать монастырскую практику "откровения помыслов" с каноническим таинством исповеди - примирением с Церковью.
4.Неверен латинский, унаследованный Россией под влиянием Петра Могилы акцент на отпущении грехов в исповеди - а не на покаяние и примирение с Церковью.

Если Вы с чем-то не согласны, давайте обсудим.


Страницы: 1 | ... | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ... | 16 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Детям 532

Не повторяется такое никогда

10 декабря 2019 в 20:56Андрей Рыбак
Не повторяется такое никогда Не повторяется такое никогда ВИА Самоцветы читать далее »

Молитва 295

Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя.

10 декабря 2019 в 19:04Андрей Рыбак
Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам ... читать далее »

Стихи 716

Не в том ли...

10 декабря 2019 в 16:53Владимир Лучит
*** Не в том ли вся, как она есть, неприукрашенная правда и заключена как раз, что ради нашего спасения никто самого главного не сделает за нас? *** Вполне возможно, с точки зрения, с какой на нас ... читать далее »

Путешествия 205

Фёдор Конюхов о путешествиях, космосе, Высоцком и Пикассо

10 декабря 2019 в 00:35Андрей Рыбак
Фёдор Конюхов о путешествиях, космосе Фёдор Конюхов о путешествиях, космосе, Высоцком и Пикассо читать далее »

Помощь храмам 31

Построим ХРАМ Вместе! Помогите!

9 декабря 2019 в 19:14Андрей Рыбак
Построим ХРАМ Вместе Дорогие друзья! В связи с тем, что за последние годы в Свято-Алексиевской Пустыни значительно увеличилось количество детей и взрослых насельников, наш главный храм прп. Алексия ... читать далее »

Наука 202

Числа фибоначи

8 декабря 2019 в 22:03Андрей Рыбак
земля шар Числа фибоначи читать далее »

Паломничество 174

Свято-Пантелеимонов монастырь. Афон

8 декабря 2019 в 20:32Андрей Рыбак
Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь. Свято-Пантелеимонов монастырь. Афон Holy Panteleimon Monastery Athos читать далее »

Интересно 463

Грядущий Князь мира сего, Грядущий Хам.

8 декабря 2019 в 16:10Андрей Рыбак
Д. Мережковский. Иногда, глядя на этих молодых стариков, интеллигентных аскетов и постников, хочется воскликнуть. - Милые русские юноши! Вы благородны, честны, искренни. Вы - надежда наша, вы - ... читать далее »

Предание 178

О свободе ума. Макарий Египетский

7 декабря 2019 в 16:31Андрей Рыбак
Макарий египетский СЛОВО 7. О свободе ума. Духовные беседы о совершенстве. Преподобный Макарий Египетский. читать далее »

Спорт - Экстрим 214

Осталось только одно место в группе Федора Конюхова на Килиманджаро!

7 декабря 2019 в 10:58Андрей Рыбак
осталось только одно место в группе Федора Конюхова на Килиманджаро! Фёдор Конюхов и его команда активно готовится к новогоднему восхождению на Килиманджаро с Клубом 7 Вершин. Подготовка идет полным ... читать далее »

Ледолазание

В Кирове завершились два крупных старта по альпинизму

С 6 по 8 декабря в Кирове на базе спортивного комплекса "Трамплин" прошли всероссийские юношеские соревнования и первый этап Кубка России по ледолазанию зимнего сезона 2019   2020 годов. Как сообщает ... читать далее »

Триатлон

Третья подряд победа Кристиана Блюмменфельта и Холли Лоуренс на IRONMAN 70.3 Bahrain

Третья подряд победа Кристиана Блюмменфельта и Холли Лоуренс на IRONMAN 70.3 Bahrain впечатлила: и норвежец, и британка финишировали с самыми быстрыми результатами в истории "половинок". Однако ... читать далее »

Туризм 95

Песня "Морзянка". Но только ты об этом лучше песню расспроси.

10 декабря 2019 в 20:45Андрей Рыбак
Поёт Владислав Гейх Русская романтика. Песня "Морзянка". Поёт Владислав Гейх. Но только ты об этом лучше песню расспроси. читать далее »

Высказывания 411

Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал в себе самом

10 декабря 2019 в 19:00Андрей Рыбак
Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал в себе самом Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал в себе самом, поэтому отношение человека к ближнему есть ... читать далее »

Акафисты 234

Акафист и Канон священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому

10 декабря 2019 в 16:30Андрей Бузик
Священномученик Серафи́м (Чичагов), Петроградский Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 15 апреля ... читать далее »

Музыка 149

Высоцкий В.С. "... значит, нужные книги ты в детстве читал"

9 декабря 2019 в 22:22Андрей Рыбак
Высоцкий Владимир Высоцкий В.С. "... значит, нужные книги ты в детстве читал" читать далее »

Афон 111

Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иеромонах Симон (Бескровный)

9 декабря 2019 в 18:46Андрей Рыбак
Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иеромонах Симон (Бескровный) Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иеромонах Симон (Бескровный) Книгу «Практическое ... читать далее »

Народное творчество 17

Сотворение мира согласно книге Бытие

8 декабря 2019 в 21:23Андрей Рыбак
Земля и солнце Сотворение мира согласно книге Бытие читать далее »

Творчество 372

Забери меня на Пасху, сынок...

8 декабря 2019 в 17:22Андрей Бузик
Забери меня на Пасху, сынок... — Вась, возьми меня на Пасху домой, возьми меня, сынок. Я прислонюсь где-то в уголке, в рот платок, чтобы не кашлять, и пробуду несколько дней в родном доме, где и ... читать далее »

Документы 201

Как Яндекс сам себя выпорол. Детям не показывать! Строго 18+

8 декабря 2019 в 12:31Андрей Рыбак
Яндекс дарк Прошу ваших молитв, а особенно Патриарха и монашествующих. Будем говорить о самом главном, об антихристовых технологиях киберцифрового безумия. Господи огради от одержимых! Те кто из ... читать далее »

Семья 75

Ребёнок, окружённый любовью — учится любить и дарить любовь

7 декабря 2019 в 14:43Андрей Рыбак
Ребёнок, окружённый любовью — учится любить и дарить любовь Ребёнок, окружённый критикой — учится обвинять; Ребёнок, окружённый насмешками — учится быть недоверчивым; Ребёнок, окружённый ... читать далее »

Фотография 46

Как-то осенью к нам Аист прилетел.

6 декабря 2019 в 20:44Муравьев Максим
Удивительно было для нас. Долго мы смотрели друг на друга. Надеюсь в новом году он вновь нас посетит. читать далее »

Парусный спорт

Программа Парусный спорт. Выпуск 19. Ноябрь 2019

Смотрим ноябрьский выпуск авторской программы Алексея Жирова на телеканале МАТЧ! СТРАНА. В этом выпуске: итоги сезона RC44 CUP и класса "Дракон", обзоры Геленджикской и Черноморской регаты, итоги ... читать далее »

Горные лыжи

Официальное открытие 50-го горнолыжного сезона на Эльбрус состоится 14 декабря 2019 г.

Официальное открытие 50-го горнолыжного сезона на Эльбрус состоится 14 декабря 2019 г. Зимний сезон 2019/2020   юбилейный для склонов Эльбруса. Впервые канатная дорога заработала здесь 50 лет назад, ... читать далее »

SOS! 446

Интернет с их поисковыми системами ниже телевидения. Он не в яме, он в аду

10 декабря 2019 в 19:22Андрей Рыбак
Интернет с их поисковыми системами ниже телевидения. Он не в яме, он в аду Интернет с их поисковыми системами ниже телевидения. Он не в яме, он в аду Наше ТВ находится в глубокой яме! Я бы назвал ... читать далее »

Шутка 153

Понимаешь… Мы ведь ссоримся… Всё время…

10 декабря 2019 в 18:56Андрей Рыбак
Понимаешь… Мы ведь ссоримся… Всё время… — Понимаешь… Мы ведь ссоримся… Всё время… Мы не можем быть вместе, да? — А ты любишь вишню? — Да. — А ты выплёвываешь косточки, когда её ешь? — Ну да. — Так и ... читать далее »

Календарь 2308

11 декабря. Святителя Феодора, архиеп. Ростовского. Преподобномученика и исповедника Стефана Нового.

10 декабря 2019 в 15:45Андрей Бузик
28 ноября по старому стилю / 11 декабря по новому стилю среда Седмица 26-я по Пятидесятнице. Глас 8. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Свт. Феодора, архиеп. ... читать далее »

Фото 86

Удивительные фотоснимки

9 декабря 2019 в 20:01Андрей Рыбак
Удивительные фотоснимки Отражение самолета в каплях на стекле Что же там под накрывающей волной? Отражение северного сияния в разрыве льда Пикирующая калибри читать далее »

Общий 1143

Работы ведущих современных мастеров церковного искусства покажут в Москве.

9 декабря 2019 в 17:08Андрей Бузик
Работы ведущих современных мастеров церковного искусства покажут в Москве.16 декабря откроется совместный проект Валаамского монастыря и Гильдии Храмоздателей, призванный познакомить жителей средней ... читать далее »

Еда 360

Архиерейская солянка. Постный Наполеон.

8 декабря 2019 в 20:36Андрей Рыбак
Монастырская кухня Архиерейская солянка. Постный Наполеон. читать далее »

Катастрофы 236

Биометрию собирают, чтобы "взломать" человека!

8 декабря 2019 в 17:20Андрей Рыбак
Биометрию собирают, чтобы "взломать" человека! Биометрию собирают, чтобы "взломать" человека! читать далее »

Разное 1057

Юмор святых людей

7 декабря 2019 в 17:15Андрей Бузик
А что если человек не только существо прямоходящее, ну или даже разумное. Что если человек в первую очередь существо способное иронизировать. Ведь мы каждый день смеемся. Даже когда нам очень тяжело ... читать далее »

Любовь 33

Выше закона может быть только Любовь

7 декабря 2019 в 14:08Андрей Рыбак
Святейший Патриарх Алексий II Выше закона может быть только Любовь, выше права – лишь милость, и выше справедливости – лишь прощение. Святейший Патриарх Алексий II читать далее »

Святые 157

«Земное воплощение идеала...»

6 декабря 2019 в 16:22Андрей Бузик
Ко дню памяти святой великомученицы Екатерины - 7 декабря Святая Великомученица Екатерина Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы: и якоже пресветлая луна ходящим в ... читать далее »

Сноукайтинг

! Результаты Кубка Сибири по парусному спорту

Одиннадцатый Кубок Сибири по парусному спорту! подошел к концу, а вот и результаты: начнем с подведения итогов самой многочисленной дисциплины - курс-рейс. На старт вышли 59 спортсменов-лыжников. И ... читать далее »

Парусный спорт

 Яхтсмен года Санкт-Петербурга 2019 . Завершается прием заявок

 Яхтсмен года Санкт-Петербурга 2019 . Завершается прием заявок. 21 декабря в Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта  Яхтсмен года ... читать далее »

Всего проголосовало: 186 человек
Одобряете ли вы навязчивую рекламу поисковыми машинами?
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что поисковые машины собирают и хранят всю историю ваших запросов?
Да
Нет
Одобряете ли вы пропаганду порнографии поисковыми машинами?
Да
Нет
Одобряете ли вы то что поисковые почтовые сервисы читают всю вашу личную переписку
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что поисковики занимаются растлением наших детей?
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что они отдают всю собранную о вас информацию третьим лицам?
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что они за ваш счет становятся по своей сути антихристовой властью?
Да
Нет
Важно!
1. В имени разрешено использовать только
буквы ( латинские / русские ), цифры и пробел.
2. Количество символов в имени может варьироваться от 2-х до 50-ти.
3. В качестве имени необходимо использовать нормальное человеческое имя ( не кличку, не ник, не логин ).
4. После правильного заполнения формы, на указанный email отсылается письмо с кодом для подтверждения голоса, поэтому email обязательно должен быть рабочим.
* Ваше имя:
* Email:
Итоги голосования
Одобряете ли вы навязчивую рекламу поисковыми машинами?
Да ( 2.2%, 4 голоса )
Нет ( 97.8%, 182 голоса )
Одобряете ли вы то, что поисковые машины собирают и хранят всю историю ваших запросов?
Да ( 3.8%, 7 голосов )
Нет ( 96.2%, 179 голосов )
Одобряете ли вы пропаганду порнографии поисковыми машинами?
Да ( 1.6%, 3 голоса )
Нет ( 98.4%, 183 голоса )
Одобряете ли вы то что поисковые почтовые сервисы читают всю вашу личную переписку
Да ( 0.5%, 1 голос )
Нет ( 99.5%, 185 голосов )
Одобряете ли вы то, что поисковики занимаются растлением наших детей?
Да ( 1.6%, 3 голоса )
Нет ( 98.4%, 183 голоса )
Одобряете ли вы то, что они отдают всю собранную о вас информацию третьим лицам?
Да ( 1.1%, 2 голоса )
Нет ( 98.9%, 184 голоса )
Одобряете ли вы то, что они за ваш счет становятся по своей сути антихристовой властью?
Да ( 2.7%, 5 голосов )
Нет ( 97.3%, 181 голос )
© 1999-2019 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru