Александр Ш.
православный христианин
|
--------------------------------------------------------------------------------
Спасительное значение сошествия в ад и
Воскресения Господа нашего Иисуса Христа
(по учению святителя Феофана Затворника Вышенского)
--------------------------------------------------------------------------------
Первым обнаружением царственного могущества Господа Иисуса Христа после крестных страданий и смерти было упразднение власти диавола над умершими от века в самом царстве его - во аде, куда Господь сходил по смерти Своей. По учению Святой Церкви, Господь Иисус Христос, пребывая во гробе плотски, душою Своею сошел во ад, где содержимы были в узах смерти души умерших от века. "Господь спит во гробе телом,- говорит епископ Феофан,- душею же сошел Он во ад и сущим там духовом проповедал спасение" [Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия, с. 106].
Сошествие Иисуса Христа в ад дало освобождение от уз адовых пленникам, уверовавшим во Христа. "Господь со креста сошел во ад и разрушил ад, изведши содержащихся в нем" [Толкование Послания ап. Павла к Колоссянам, с. 130].
Все ветхозаветные праведники уповали получить спасение через Мессию (Ин. 15, II; Лк. 10, 24). После земной жизни они не могли попасть в рай, а сходили в особое место - шеол - и там ждали, пока придет Обетованный и проложит им путь в Царство Небесное [Толкование первого Послания св. апостола Павла к Коринфянам, с. 549].
Когда Господь Иисус Христос еще совершал Свое земное служение роду человеческому, Его сошествие в ад предвозвестил находящийся там после мученической кончины святой Иоанн Предтеча. Когда же Спаситель сошел в ад, то все уверовавшие в Него были введены в рай, но введены они только в "предначинательный рай" [Там же], где находятся и все новозаветные святые, которые, хотя и "блаженствуют, но чают еще большего и совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех" [Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия, с. 107].
По разрушении ада Господом Иисусом Христом последовало Его Воскресение из мертвых - воссоединение Его человеческой души с пречистым телом, которое лежало во гробе, но восстало прославленным, светоносным и бессмертным. В какой момент и как совершилось Воскресение Господа, евангелисты не сообщают, "Они только удостоверяют сам факт Воскресения, свидетельствуя о многократных явлениях Господа по Воскресении" [Евангельская история о Боге Слове, воплотившемся нашего ради спасения, с. 60].
Воскресение Иисуса Христа - величайшее и чрезвычайное событие; оно есть беспримерное чудо, выходящее из ряда всех других чудес, какие когда-либо видел и слышал мир, превосходящее все чудеса, которые творил и Сам Иисус Христос. Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит прежде всего важнейшим доказательством Его Божественного достоинства и основанием нашей веры, что Он есть Бог, воплотившийся ради нашего спасения [Там же, с. 530].
Воскресение Христово есть истина, на которой, как на незыблемом основании, зиждутся все наши христианские упования. "Воскрес Господь и вознесся и сидит одесную Отца, ходатайствуя о нас и удостоверяя, что с Ним все нам даровано будет и что воистину где Он, там и слуга Его будет" [Толкование второго Послания св. апостола Павла к Тимофею, с. 531].
Воскресение Христово служит основанием веры в победу Искупителя над смертью. Бог, умерши естеством человеческим, разрушил смерть (2 Тим. 1, 10), ибо в третий день воскрес с человечеством прославленным, и с того момента пребывает уже в этом воскресении" [Значение смерти в домостроительстве Божием, с. 112].
Победа Господа Иисуса Христа над смертью есть начало победы над смертью и всего искупленного Им человечества, начало и основание общему для всех людей воскресению. "Христос воста от мертвых,- пишет святой апостол Павел,- начаток умершим бысть" (1 Кор. 15,20). Сила Воскресения Христова такова, что в Нем воскрешено все человечество, ибо Победивший и Разрушивший смерть уже не умирает и смерть Им не обладает, почему в Нем во свет изводится нетленная жизнь" [Толкование второго Послания св. апостола Павла к Тимофею, с. 500].
Сила Воскресения Христова так велика) что из него исходит жизнь духовная для всех людей. "Таинственно мы,- учит епископ Феофан,- соделываемся причастниками сего воскресения в Крещении, слагая в нем ветхую жизнь и облекаясь в новую. Но в этом только залог, начало и основание к будущему воскресению в славе, подобно Воскресению Господа" [Толкование второго Послания св. апостола Павла к Коринфянам, с. 174-175]. В таинстве Крещения христиане духовно возрождаются и "вместе с тем приемлют семя к славному воскресению" [Там же, с. 156]. Если верующие облекаются во Христа и "так с Ним сочетаются, как прививок с деревом, то и им необходимо быть воскрешенными; ибо нельзя членам оставаться в области смерти, когда Глава пребывает в светлости воскресения" [Толкование первых восьми глав Послания св. апостола Павла к Римлянам, с. 481].
Христос Спаситель уничтожил тление, поправ смерть Воскресением; "для общего же разрушения смерти и воссияния нетленной жизни в сем положено лишь прочное основание и совмещена совершительная сила, имеющая в свое время совершить сие" [Толкование второго Послания св. апостола Павла к Тимофею, с. 500].
Промыслом Божиим отложено всеобщее воскресение людей до кончины мира. Но Воскресение Иисуса Христа служит залогом и удостоверением, что оно совершится. "Воскресши, Иисус Христос воскрес как "начаток умерших, перворожденный из мертвых" (Кол. 1, 18), за Которым и другие все родятся из мертвых в жизнь нескончаемую" [Толкование первого Послания св. апостола Павла к Коринфянам, с. 547]. Во Второе славное пришествие Христово все люди воскреснут и оживут, но не все вкусят блаженной жизни) участь каждого определится по его достоинству. "Одни воскреснут во свете и для славы; а другие в мрачности и для мук. И светло воскресшие не в одной светлости явятся" [Толкование второго Послания св. апостола Павла к Коринфянам, с. 156].
Воскресение Христово имеет "всемирное значение, оно ввело чин бытия, на все простирающийся" [Толкование первого Послания св. апостола Павла к Коринфянам, с. 598].
С обетованием о воскресении мертвых в теснейшей связи стоит обетование об обновлении всей твари. "Если воскресший есть Бог и человеческое естество в Нем есть центр всего тварного, то сила Воскресения Христова, падая ближайшим образом на человечество, чрез Него должна нисходить и во все области бытия" [Толкование Послания св. апостола Павла к Филиппийцам, с. 130]. В воскресении мертвых дается ручательство, что в соответствии с воскресением людей совершится и обновление видимой природы, чтобы она могла быть удобной средой для жизни воскресших людей. И тогда, по словам епископа Феофана, "настанет период бытия неба и земли и всего, что в них, нетленный" [Толкование первого Послания св. апостола Павла к Коринфянам, с. 557].
Извлечено из книги Архимандрита Георгия Тертышникова "Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении"
|