Евгений Мухтаров
безверующий
Тема: #38035
Сообщение: #1182508 09.02.05 03:49
|
Я тут работаю над книжкой по российским неопятидесятникам. Пока сделан только черновик, текст которого стилистически не обработан. Но уж поскольку речь в этой теме идет о Сергее Ряховском – выложу, пожалуй, отрывки из двух глав. Надеюсь, они покажутся интересными. Готов, кстати, принять по изложенной фактуре всяческие замечания, уточнения и дополнения.
Звездопад сомнительных наград
... Мнимый авторитет Ряховского в "коридорах власти" должны подчеркивать три полученные им за последние годы медали. Официальные биографы "епископа" про эти награды, естественно, с гордостью упоминают. И более того: сразу разводят демагогию - мол, признавая заслуги Ряховского, государство признало таким образом огромную позитивную роль всех неопятидесятников. Однако в подробности получения самих наград такие биографы не вдаются, обходя "острые углы" - номера и даты соответствующих указов, выписки из наградных листов... Остается тайной за семью печатями и вопрос, кто именно всякий раз представлял на награждение кандидатуру "епископа". По закону, ходатайствовать о поощрении человека медалью вправе как государственные инстанции, так и объединения граждан - например, религиозные. Видимо, именно здесь следует искать причины. Если "за Ряховского" просили конкретные чиновники - озвучка их фамилий будет равносильна публикации секретного списка людей, лоббирующих интересы неопятидесятников в органах власти. Если же за него ходатайствовали религиозные организации - например, входящие в РОС ХВЕ - получится, что Сергей Васильевич, фактически, сам попросил наградить себя медалью.
Первое признание заслуг "епископа" со стороны государства произошло, как это не парадоксально, в 1997 году - на пике ненависти неопятидесятников к самому государству, принимающему новый федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Сергей Ряховский был одним из тех, кто особенно активно раздувал тогда антикремлевскую истерию. То ли его тайные сторонники вознамерились наградой чуть поднять авторитет недовольного "епископа", то ли власти решили сами умаслить бунтаря, грозящего вывести своих странных "христиан" на улицы - но как раз летом, перед принятием ненавистного закона, председатель РОС ХВЕ получил юбилейную медаль "В память 850-летия Москвы". Вообще-то она предназначалась в первую очередь участникам обороны столицы и труженикам тыла. Однако в Указе Президента об учреждении медали[1] была сделана оговорка, что награждать ей можно и прочих граждан, "внесших значительный вклад в развитие Москвы". Поэтому вручение награды быстро приобрело почти повальный характер. Достаточно заметить, что к юбилею столицы Гознак отчеканил аж 3 с лишним миллиона таких медалей при себестоимости 2 доллара каждая, а среди награжденных фигурировали врачи, слесари, учителя, операторы котельных и даже 41 сотрудник компьютерной компании "R-Style".[2] Где-то в этих бесконечных списках оказалась фамилия Ряховского. В результате "за вклад в диалог государства и церкви", как гласила официальная формулировка, сектант получил возможность гордо носить на груди латунный кругляш с изображением православного Георгия Победоносца.
Более весомой - хотя и не настолько, как представляют неопятидесятники, была вторая награда Ряховского - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Люди, которые представляли на нее кандидатуру епископа, тоже, естественно, остались за кадром. Сам Сергей Васильевич сообщает, что летом 2000 года его и председателя второго пятидесятнического союза (СХВЕП) Владимира Мурзу "пригласили в Администрацию Президента и, чуть позже, в правительство Москвы", где сказали, что оба представлены к награде за "вклад в диалог между государством и Церковью, межконфессиональный диалог и за возрождение духовности России христианской." Ряховский уверяет: "Награждение планировалось в середине августа самим Путиным в Кремле. Нам даже сказали купить хорошие костюмы." Однако затем странная акция чествования махровых сектантов была вроде бы отложена из-за трагических событий с подлодкой "Курск", и обоим "просто зачитали Указ Президента"[3].
Что до самого награждения - оно случилось 23 февраля 2001 года, когда, по словам Ряховского, "от имени президента Путина ордена вручали Юрий Михайлович Лужков и Алексий II."[4] Даже здесь «епископ» не удержался и по-быстрому "передернул карты", чтобы выдать желаемое за действительное. Ведь официальный пресс-релиз ОВЦС МП сообщает, что награды вручались не "Лужкым и Алексием II" - а мэром Москвы просто "в присутствии Святейшего Патриарха".[5] Который, безусловно, пришел, чтобы поблагодарить государство за награждаемых из числа клириков Русской Православной Церкви, а не за Ряховского и Мурзу.
Такова краткая история получения медали. Сам Сергей Васильевич, правда, склонен забывать, что имеет именно медаль ордена. "Когда меня награждали ОРДЕНОМ "За заслуги перед Отечеством"..."[6] - как бы случайно оговаривается он. И не единыжды.
Любопытно также, а мог ли Ряховский вообще получить такую награду? Медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" первой и второй степени вместе с самим орденом была учреждена в 1994 году по указу Президента РФ "О государственных наградах в Российской Федерации".[7] В принятом тогда же Положении о медали говорится, что ее могут быть удостоены "граждане за осуществление конкретных и полезных для страны дел в промышленности и сельском хозяйстве, строительстве и на транспорте, в науке и образовании, здравоохранении и культуре, в других областях трудовой деятельности; за большой вклад в дело защиты Отечества, успехи в поддержании высокой боевой готовности подразделений, частей и соединений, за отличные показатели в боевой подготовке и иные заслуги во время прохождения военной службы; за укрепление законности и правопорядка, обеспечение государственной безопасности."
На этом перечень заслуг заканчивается. И сразу возникает вопрос - под какую же именно разновидность "конкретных и полезных для страны дел" попала работа Ряховского? Видимо, некто потратил массу усилий, убеждая президентскую комиссию по наградам, что "крышевание" сект относится как раз к таинственным "другим областям трудовой деятельности".
Наконец, в 2002 году, что совсем уж непонятно, "епископа" удостоили некой медали по случаю "200-летия Министерства юстиции"[8] – хотя достоверно известно, что в этом ведомстве он никогда не трудился. О точном названии награды Сергей Васильевич почему-то умалчивает, поэтому пришлось обратиться к ведомственной документации. Из нее выяснилось, что у Министерства существуют медали пяти разновидностей, и все они были учреждены приказом Министра юстиции 25 февраля 2000 года[9]. При этом четыре награды - "За укрепление уголовно-исполнительной системы", "За усердие", "За службу", "За доблесть" - предназначены для поощрения работников Министерства[10], и лишь последняя, пятая, может присваиваться, наряду с ними, "другим гражданам". Это медаль имени Анатолия Кони.
Кто посодействовал, чтобы пусть скромная, но все же министерская награда оказалась на сектантской груди? Здесь есть одна версия. По Положению, вносить Министру юстиции представления о награждении могут руководители структурных подразделений этого ведомства. И в этой связи любопытно, что еще лет пять назад рядом с обоими Ряховскими начал подозрительно часто мелькать Александр Кудрявцев - глава отдела регистрации религиозных объединений Министерства юстиции. Желание сектантов "окучить" именно эту фигуру понятно. От Кудрявцева прямо зависят вопросы регистрации различных сомнительных "церквей" - и он же способен охладить пыл местных органов юстиции, если они вдруг начнуть слишком пристально интересоваться деятельностью неопятидесятников. Видимо, чиновник быстро нашел с сектантами "полное взаимопонимание". Кудрявцева начал публиковать журнал "Религия и право"[11], а сам он стал желанным участником организуемых просектантским лобби конференций и семинаров с последующими фуршетами. В итоге прежде четкая державная речь государственного служащего стала сбивчива и туманна, унося слушателей в миры "общечеловеческих ценностей" и нерушимых прав на "свободу совести" с частыми кивками в сторону Страсбургского суда - де, если будем поступать иначе, в этой инстанции нас мигом поставят на место.
Весной 2004 года Кудрявцев де-факто заступился за "церкви", входящие в РОС ХВЕ, у которых органы юстиции на местах стали требовать списки членов, необходимые в качестве доказательства легитимности принимаемых на общих собраниях решений. Он заявил, что Министерство юстиции распоряжений требовать списки не отдавало - чем практически свернул начатые в регионах проверки, которые, безусловно, выявили бы в "церквях" массу нарушений.
Без визы господина Кудрявцева была бы абсолютно невозможна и провернутая летом 2004 года авантюра по перерегистрации "Союза христиан веры евангельской-пятидесятников России" в "Российскую церковь христиан веры евангельской" - то есть структуру, чье название, вопреки требованиям закона, балансирует на грани конфессиональной анонимности, чего сектанты давно добивались, понимая, что слово "пятидесятники" народ отпугивает.
Наконец, недавно "Славянский правовой центр" с ликованием сообщил об изменении состава Совета по вопросам религиозных объединений при Президенте РФ, где теперь, наряду с С.Ряховским, оказался все тот же Кудрявцев...
"Человек президента"
... Не надо скрывать, что за время активных заигрываний с государством у Сергея Ряховского - в том числе благодаря связям брата, юриста Владимира Ряховского - появились в кремлевских кабинетах определенные знакомства. Одному чиновнику из аппарата Правительства, курирующего там связи с религиозными объединениями, фальшивые "протестанты" помогли напечатать бесплатно монографию, другого без конца зазывали на конференции "по свободе совести", после которых обильно "фуршетили", третьего обещали поддержать, если государство воссоздаст Совет по делам религий, которому обязательно потребуется понятливый руководитель.
Таким образом, появилась прослойка госслужащих, которые по тем или иным причинам упорно убеждали Администрацию Президента, что "пятидесятники" Ряховского - это очень полезные для общества граждане, а самого Сергея Васильевича давно пора стимулировать, сделав членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
Этот орган, созданный в 1995-м, является, правда, всего лишь консультативным и не имеет никаких властных полномочий. В Положении о его деятельности четко сказано: "Совет... является консультативным органом... Члены Совета осуществляют свою деятельность на общественных началах... По итогам заседаний Совет принимает рекомендации... Совет не обладает контрольными или распорядительными функциями по отношению к религиозным объединениям"[1]. Учитывая столь призрачный статус, понятно, почему раз в полтора-два года члены Совета из числа чиновников и представителей крупных конфессий собирались, нудно рассказывали друг другу о своих проблемах и расходились. К следующему протокольному заседанию кто-нибудь из участников, людей в основной массе пожилых, мог запросто умереть от старости - что, увы, иногда и случалось. Тем не менее, название у Совета было красивое, "президентское" - и если член не будет оговаривать его смешной статус, то может запросто прослыть важным государственным лицом.
Особенно усилия по "проталкиванию" Ряховского в Совет активизировались, когда он сам стал заявлять о мифических "сотнях тысяч" единоверцев, а затем начал играть первую роль в им же, собственно, созданном «Консультативном Совете Глав протестантских церквей». Это дало лоббистам возможность говорить, что за Сергеем Васильевичем стоит весьма солидная часть электората, а как член КСГПЦ, он отражает мнение не только своего Союза, но и "всех российских протестантов".
Детали торга, который стоял по поводу «епископа» в разных кабинетах, неизвестны. Однако не мытьем - так катаньем друзья "пятидесятников" добились нужного решения, и в августе 2002 года указом В.Путина Сергей Ряховский был введен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.[2]
Сам он даже не скрывал, зачем требуется участие в этом органе, определяя главную ценность своего назначения так: "член Совета имеет привилегию быть приглашенным на семь специальных приемов у Президента, где собирается вся политическая, экономическая элита и т.д. И вот там ты можешь подходить к Президенту, к премьер-министру, к самым известным людям России, политикам, чиновникам, предпринимателям, и завязывать контакты. Это открывает широкие возможности для интеграции нашего евангельского протестантского движения в общественную гражданскую жизнь России. Для нас сейчас открывается доступ в комитеты общественного, регионального, федерального уровня, и нам нужно как можно больше людей, которые бы могли достойно представлять наше движение. Государство задыхается, ему не на кого положиться, ему нужен партнер."[3]
Иными словами, статус члена Совета сразу стал использоваться как раз для "проникновения и влияния" - задач, которые определил в качестве стратегических на недавней Генеральной конференции РОС ХВЕ сам Ряховский.
Еще более лицемерно «епископ» использовал свое новое положение в глубинке. Как правило, региональные власти не питали к "церквям", входящим в РОС ХВЕ, никакой любви - да это и трудно, когда перед чиновниками всё время появляются родители, требующие вытянуть свое чадо из "секты неопятидесятников". Естественно, деятельность подобных общин привлекала самое пристальное внимание и частые проверки.
Всё изменилось, когда Сергей Васильевич стал членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Сектантские СМИ тут же начали формировать Ряховскому новый имидж, представляя его человеком, который сперва является "лицом, близким к Путину", а уж затем – «епископом» псевдопятитесятнического Союза. Пошли в ход даже откровенные передергивания, когда члена Совета представляли, вольно играя словами, как "советника Президента".
При этом информация о посещении Ряховским тех или иных регионов приобрела помпезность и выдерживалась в том "канцелярском" темпе, что свойственен обычно пресс-службам государственных инстанций.
"27 и 28 октября в Ярославле с официальным визитом находился член Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте Российской Федерации, епископ России, председатель РОСХВЕ Сергей Васильевич Ряховский" - так начиналась, например, статья под заголовком "С официальным дружественным визитом" в ноябрьском номере газеты "Екклесиаст" за 2002 год. Сам "государев человек" тоже пытался всячески соответствовать новому имиджу и сообщал: "В августе 2002 года я был назначен членом Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ. Мой визит в Ярославль проходил в рамках моей деятельности как члена этого Совета. Также я являюсь сопредседателем Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей. Сейчас готовится важное совещание у Президента России, тема которого - "религиозный экстремизм". Пройдет оно в конце ноября - начале декабря. Это будет заседание Госсовета, Совета Безопасности и Совета по взаимодействию с религиозными организациями... Недавно у меня прошла встреча с Эллой Памфиловой, руководителем Совета при Президенте по правам человека, и мы договорились о сотрудничестве. Буквально на днях мы встречались с Анатолием Приставкиным, Советником Президента по вопросам помилования и обсуждали вопросы борьбы с наркоманией и детской преступностью. Мне удалось участвовать в форуме, организованном Фондом имени Конрада Аденауэра, темой обсуждения которого было соотношение религии и выборов. Вел эту встречу Глеб Павловский."[4]
А вот в каких выражениях, явно списанных с пресс-релиза РОС ХВЕ, рассказывало о планируемом визите епископа РИА "Новости"-Урал»:
"18 февраля Ханты-Мансийский округ впервые посетит с официальным рабочим визитом член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, сопредседатель консультативного совета глав протестантских церквей России, председатель российского объединенного союза христиан Веры евангельской, епископ Сергей Ряховский. Визит будет проходить в рамках подготовки к назначенному на первую половину этого года совместному заседанию Совета Федерации, Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России по вопросам религиозного экстремизма. Сергей Ряховский планирует встретиться с губернатором округа, председателем окружной Думы, с начальником управления юстиции РФ по Ханты-Мансийскому округу, а также с главами городов Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Сургута, пасторами и лидерами Евангельских церквей округа."[5]
Постоянно тиражируемая сектантской прессой ложь стала быстро давать эффект. Чем глубже в Россию забирался Ряховский - тем ниже скланялись перед ним чиновники. Вроде бы каждый из них должен понимать, что консультативно-совещательный орган, пусть и при Президенте - это красивая пустышка, за которой ничего не стоит. Однако мифическая причастность к Кремлю словно гипнотизировала и государственных, и муниципальных служащих. Прибытие Ряховского в очередной регион стало напоминать выход указа об амнистии - только из поля зрения выпускали не преступников, а местные "церкви" РОС ХВЕ, за которые заступался целый "член Совета при Президенте". Иногда, впрочем, для этого было достаточно и просто звонка из Москвы с вальяжным перечислением якобы "государственных" регалий и намеком на близость к главе страны.
Всего лучше механизм спекуляций на имени Путина описал сам Ряховский в ходе прошедшего 5 июля 2004 года круглого стола "Перспективы развития межконфессиональных отношений в России". Он не без гордости рассказывал присутствующим: "Ездил я в Орел, встречался с губернатором. Егор Семеныч Строев принял меня хорошо, поговорили, а потом он меня спрашивает: мол, скажите, очень личный вопрос - а у вас по-прежнему приносят в жертву младенцев и пьют их кровь? Я говорю: "Как вы считаете, Президент РФ нормальный человек? Он ведь приглашал меня". Губернатор отвечает: пожалуйста, закройте уши - я кое-что должен сказать своим помощникам. Я-то заткнул уши, но чуть-чуть слышал, как он трехэтажным матом крыл их..."[6]
Сомнительно, конечно, что Егор Строев задавал такие глупые вопросы. Зато, безусловно, Ряховский отвечал именно так, как сообщил.
Правомерно ли использование статуса члена Совета для лоббирования интересов определенных религиозных органгизаций? Безусловно, нет. Как следует из Положения об этом органе, его работа осуществляется только коллективно - не отдельные члены, а лишь Совет в целом может запрашивать и получать различные материалы, привлекать в установленном порядке к работе те или иные учреждения, использовать государственные средства связи, готовить и предоставлять информацию и аналитику, "изучать проблемы, связанные с поддержанием межконфессионального диалога, достижением взаимной терпимости и уважения в отношениях между представителями различных вероисповеданий" и так далее. Поэтому представление поездок Ряховского по региональным сектам как "официальные рабочие визиты члена Совета" - это фальшивка. И уж тем более Сергей Васильевич не может в ходе таких "визитов" что-то от властей требовать и заступаться за какие-либо религиозные объединения. Он просто не наделен такими полномочиями, поскольку, напомню, в соответствии с Положением не то что отдельный член, но и весь Совет "не обладает контрольными или распорядительными функциями".
Видимо, в Администрации Президента о том, как использует Ряховский свой чисто символический статус, то ли не знают, то ли делают вид, что не знают. Как бы то ни было, 7 февраля 2004 года Президент РФ утвердил новый состав членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями - и Сергей Ряховский опять был туда включен.
Конечно, гастроли в «глубинке» не единственный способ «епископа» подчеркнуть свою мифическую принадлежность к власти и попутно укрепить положение местных харизматических сект. Не менее значимым событием в этом отношении стало приглашение "члена совета" на инаугурацию президента России 7 мая 2004 года, о чем долго и победно трубила вся сектантская пресса. Сам Сергей Васильевич тоже подлил масло в огонь своего околокремлевского имиджа. В интервью, размещенном несколькими изданиями, он сообщал: "Для нас было большой привилегией и честью присутствовать на церемонии вхождения в должность Президента Владимира Владимировича Путина... я немного волновался, потому что находился в окружении уважаемых губернаторов и политиков, депутатов Государственной Думы и высших чиновников государства. Рядом со мной стояли губернатор Орловской области Егор Строев, руководитель Компартии Геннадий Зюганов, Президент Башкортостана Муртаза Рахимов, Президент Татарстана Ментемир Шаймиев, новый губернатор Рязанской области генерал Шпак, чуть сзади стоял председатель ФСБ Патрушев. Мы находились в самом престижном Андреевском зале, где Президент произносил присягу и где стоит трон российского самодержца... Вечером приглашенных было в три раза меньше... У меня сложилось впечатление, что приглашенные на вечерний банкет по случаю инаугурации - это те люди, которым правительство и Президент доверяют и с кем будут работать. Я благодарен Богу, что мы попали в их число." И опять - старая песня о проникновении и влиянии: " Мы много общались в коридорах и залах Кремля. В разговорах касались различных аспектов общественной и духовной жизни России, построения гражданского общества... Господь дал мне возможность переговорить со многими на самые важные для евангельского движения России темы. С руководителем аппарата Администрации Президента Медведевым мы коснулись вопроса предстоящей встречи глав протестантских конфессий нашей страны с Президентом Путиным..."[7]
Примечения к главе «Звездопад сомнительных наград»
1 "О медали "В память 850-летия Москвы". Указ Президента РФ от 26 февраля 1997 г. № 132.
2 41 сотрудник компании "R-Style" награжден медалью "В память 850-летия Москвы". Сайт компании "R-Style". Доступно по: http://www.r-style.com/rubrs.asp?art_id=330&rubr_id=73
3 Видимо, имеется в виду Указ Президента Российской Федерации В.В.Путина от 11 августа 2000 года, № 1491 о награждении почти восьми десятков священнослужителей разных конфессий. К сожалению, сам его текст найти не удалось.
4 П.Ожгибесов. Признание роли евангельской церкви. Интервью с С.Ряховским. Газета "Екклесиаст" - печатный орган Ярославского регионального управленческого центра ХВЕП, №2(50), февраль, 2001 год
5 В московской мэрии состоялось вручение государственных наград служителям Церкви. Официальный пресс-релиз Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата от 23 февраля 2001 года. Доступно по: http://www.orthodox.org.ru/nr102271.htm
6 С днем рождения, дорогая церковь. Газета "Екклесиаст", №10(58), 2001 год. Доступно по: http://www.ekklesiast.ru/arhiv/2001/10_2001/01.htm
7 О государственных наградах Российской Федерации. Указ Президента РФ №442 от 2 марта 1994 года с изменениями и дополнениями от 1 июня 1995 года, 6 января 1999 года.
8 Ряховский Сергей Васильевич. Биография на сайте организации "Посольство Божье", г. Киев. Доступно по: http://www.godembassy.org/2003/letopis/godov2/riahovskiy.htm
9 Об учреждении ведомственных медалей Министерства юстиции Российской Федерации. Приказ №75 от 25 февраля 2000 г. Министра Юстиции РФ. Доступно по: http://uvest.garant-ural.ru/Uuv4(11)00/s10/s10.htm
10 Положение о ведомственных наградах Министерства Юстиции РФ. Приложение №1 к приказу Министерства юстиции РФ от 29 апреля 2002 года, № 120 "О ведомственных наградах Министерства Юстиции Российской Федерации". Доступно по: http://www.mkr.mos.ru/200min/12.htm
11 А. И. Кудрявцев. О деятельности органов юстиции по применению Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Журнал "Религия и право", №1(10), 1999 год.
Примечание к главе «Человек Президента»
1 Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Утверждено Президентом РФ 2 августа 1995 года. "Российская газета", 30 августа 1995 года.
2 В президентском Совете - новые лица. 9 августа 2002 года. Доступно по: http://txt.newsru.com/religy/09aug2002/president_religion.html
3 А.Мунтян. В партнеры государству. Газета "Харизма-новости" ассоциации христиан веры евангельской "Харизма", 7 февраля 2003 года. Доступно по: http://www.i4j.net/charisma-news/nwin/ch0702.htm
4 С официальным дружественным визитом. Газета "Екклесиаст" - печатный орган Ярославского регионального управленческого центра ХВЕ(П), №11 (71), 2002 год. Доступно по: http://ekklesiast.ru/arhiv/2002/11_2002/05.htm
5 В ХМАО обсудят вопросы религиозного экстремизма. РИА "Новости" - Урал", 7 февраля 2003 года. Доступно по: http://www.urforum.ru/hmao/news/news_2884.html
6 В.Барабанов. Священники против толерантности. Центральная еженедельная профсоюзная газета "Солидарность", №24, 7 июля 2004 года. Доступно по: http://www.solidarnost.org/article.php?issue=46§ion=98&article=965
7 Ю.Олейникова. Епископ Сергей Ряховский: "Построим сильную Россию". Газета "Екклесиаст" - печатный орган Ярославского регионального управленческого центра ХВЕ(П), №5(90), 2004, доступно по: http://ekklesiast.ru/arhiv/2004/05_2004/02.htm#continue; Газета "Власть. Бизнес. Политика", Ярославль, №9 (63), 20 мая - 2 июня 2004
|