 Старковский Владимир
 православный христианин
Тема: #37990
Сообщение: #1178040 06.02.05 13:06
|
Младенец плачет если ему голодно, мокро, больно, неудобно, страшно: одним словом – некомфортно. На крик к ребёнку приходит помощь и устраняет неудобства. В этой нехитрой связи с окружающим миром ребёнок и делает свой первый нравственный выбор. У ребёнка врождённого эгоцентрического склада быстро формируется убеждение, что миром правит его крик, он начинает требовать к себе неусыпного внимания и попечения, зачастую капризный ребёнок буквально тиранит родителей своим криком, (речь не идёт о детях, которых беспокоят болезни).
Другой же ребёнок, скромного и терпеливого нрава, стойко переносит неудобства бытия, и даёт знать о своих проблемах лишь в крайних случаях.
О том, что младенческая требовательность к окружающему миру является органичным свойством детского характера, свидетельствует её возрастная эволюция, младенческая капризность видоизменяясь, принимает сообразные возрасту формы эгоизма, такие как: бездушность, бестактность, бесцеремонность, грубость, жадность, жестокость, невежливость, несострадательность, неуважительность, чёрствость.
С возрастом, открытые проявления эгоизма иногда изживаются под давлением болезненных обстоятельств, а иногда вынужденно скрываются под маской лицемерно - дружественного этикета.
Важно отметить, что асоциальное поведение эгоизма обусловлено не стремлением к самоутверждению, как поведение гордыни, и не стремлением насыщать свои потребности, как поведение неумеренности, а неспособностью эгоиста отождествлять себя с другими людьми.
Асоциальное поведение эгоизма обусловлено бездушностью, которая и окружающих воспринимает как бесчувственных болванов.
Бездушность (несострадательность, бесчувственность, чёрствость, бессердечность) эгоизма обусловлена неспособностью человека отождествлять себя с другим человеком, и только как следствие этой неспособности, эгоизму присущи проявления недружественности.
Безнадёжность эгоизма в том, что бессердечность стала его естеством, и он её просто не замечает.
Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Джонатан Свифт.
На первый взгляд эта фраза может показаться лишь остроумным, но не очень точным парадоксом, если же вдуматься, то окажется, что английский писатель уловил самую тонкую суть воспитанности, или сам принцип поведенческой дружественности.
Человека можно научить соблюдать все нормы этикета, но тем не менее, он будет совершенно непереносим в общении, потому что узаконить в этикете тонкости дружественного общения невозможно, и человек неспособный ставить себя на место другого человека, человек неспособный сопереживать положению другого человека, то есть человек бездушный, никогда не сможет стать по настоящему воспитанным человеком.
Поведенческие проявления бездушности: бестактность, бесцеремонность, грубость, жадность, неблагодарность, невежливость, неуважительность, недоброжелательность, жестокость порождаются вовсе не незнанием правил хорошего тона, а неспособностью отождествлять себя с окружающими (туповатой эгоистической несострадательностью).
Именно способность к сопереживанию, чувствующая ситуационную некомфортность другого человека, как свою собственную и не позволяет человеку практиковать такое обращение с другими, какого он не желал бы испытывать на себе.
Эгоиста можно обучить правилам хорошего тона, но это приведёт лишь к усвоению им навыков лицемерной учтивости, которой он будет пренебрегать при любом удобном случае, человека же доброго, и воспитывать не надо, ибо закон дружественного поведения является его естеством.
Вежливость, деликатность, тактичность – это или форма вынужденного притворства, или проявление естественной благожелательности человеколюбия.
Обыденный педагогический процесс, как правило заключается лишь в намерении привить ребёнку «благоразумный» стиль поведения, в возникающих при этом прениях, проявления детской бесцеремонности, грубости, невежливости, становятся обыденно – незаметными, тогда как по большому счёту, детские проказы ни чего не значат в сравнении с бездушной неуважительностью детского отношения к окружающим.
Воспитателю следует быть внимательным прежде всего к проявлениям детской грубой неуважительности к окружающим, а равно и к детям, ибо кажущаяся несущественность детской бесцеремонности обусловлена лишь временным возрастным фактором.
Требовать от ребёнка соблюдать нормы показной, лицемерной, вежливости несложно, но педагогическая сверхзадача состоит в том, чтобы привить ребёнку истинную, органическую благожелательность основанную на сострадательности, на сочувственном, бережном, чутком, участливом отношении к людям.
Следующая за невежливостью степень бездушного отношения эгоиста к окружающим, это – жестокость.
Детская жестокость – это уже крайне тревожный симптом эгоистической обособленности души, требующий особого педагогического внимания, но что удивительно, порой даже откровенная детская жестокость оставляет наставника безучастным, что свидетельствует о нравственном состоянии самого воспитателя.
Ярким проявлением эгоизма является жадность.
Жадность безоговорочно предосудительна, однако для своего ребёнка, часто делается исключение, педагогическая близорукость даже любит наблюдать, как её чадо жадно потребляет предоставленные ему блага, не предлагая поделиться, не говоря спасибо, и более того, агрессивно защищая свои единоличные права на них.
Неблагодарность является нормой для эгоизма, детская неблагодарность порождается угодничеством слепой родительской любви, формирующей убеждённость ребёнка в его исключительном праве на всё.
Человека можно приучить говорить спасибо, но научить его испытывать чувство благодарности – это совершенно иная, несравненно более сложная, педагогическая задача.
Существует ложная семейно – клановая любовь, которая по существу является клановым эгоизмом, её признак – это полное пренебрежение интересами и проблемами посторонних.
Клановое единение основывается на взаимной заинтересованности, но как только клановые интересы становятся невыгодны для личных интересов, клановое единение разрушается, потому что не имеет в своём основании нравственных устоев, и родители прививающие ребёнку семейный эгоизм, строят дом на песке.
Искоренение эгоизма и воспитание альтруизма требуют внимания к таким детским качествам, к которым и бытовая, и научная педагогика если и обращаются, то делают это формально, но без чистосердечности воспитанность ни чего не стоит.
Искоренение эгоизма и воспитание человеколюбия, имеют лишь два рациональных педагогических метода: это воспитание сострадательности (способности отождествлять себя с теми кому плохо) и воспитание способности сорадоваться (способности радоваться с теми о ком ребёнок позаботился, оказал поддержку, или доставил радость).
Именно на сострадательности, и на способности сорадоваться, основано благородство деликатности, доброты, благожелательности, щедрости, отзывчивости, заботливости, предупредительности, благодарности и тому подобных качеств.
|