 Старковский Владимир
 православный христианин
|
Вульгарные представления человека о Боге - это представления человека о самом себе.
Гордый человек непроизвольно переносит свою гордыню на Бога и от этого склоняется к мысли, что Бог смотрит на него как на ничтожество.
Человеческая гордыня, питающаяся сладостью превосходства, не допускает существования даже братской любви, а уж тем более для самодовольного человеческого естества представляется совершенно невозможным, что Бог - существо неизмеримо более совершенное, может испытывать к человеку чувство любви.
Мера же этой любви соразмерна совершенству и величию Божьему, а потому она просто непостижима для гордого, эгоистичного, мелочного человека.
Для человека непостижимо, что Бог мог отдать своего Сына на растерзание людям, но Господь сделал это, сделал потому, что никакие другие меры не могли бы спасти такого множества людей от добровольно выбираемой ими власти зла над своей душой и волей, потому, что никакие другие действия не могли бы обратить столько людей к добровольному, чистосердечному принятию ими нравственного закона.
Евангельское определение «Бог есть любовь» может восприниматься эгоистичным человеком лишь как дежурное славословие, но отнюдь не как основной закон мироздания.
Для человека, чье мироощущение неизменно искажено гордыней, слова Бога: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11.29) просто непонятны, гордое ничтожество не в состоянии понять смирения Всемогущего, естеству Которого, самоутверждение гордыни несвойственно хотя бы в силу Его совершенства и абсолютного величия.
Порочной человеческой природе даже на бессознательном уровне органично присуще стремление к собственной значимости, к самоутверждению и превосходству, а потому человек не в состоянии принять умом то, что Существо, в чьей власти находится вся вселенная, может быть кротким и смиренным.
Человек, чье естество поражено гордостью, не в силах поверить, что Сын Бога мог родиться в стойле для животных, жить в бедности и умереть мучительной смертью вместе с преступниками от рук палачей, во имя спасения тех же палачей и преступников.
Человек невольно переносит свою гордыню и свой эгоизм на Бога и неосознанно приходит к мнению, что Сын Божий не мог быть таким скромным, простым и самоотверженным.
Для гордого человека доказательством божественности могут служить только престижные обстоятельства и предметы гордости божественных же величин.
Господь в силах остановить движение Земли в космосе, так что никто этого даже не почувствует, потому что законы физики для Бога - ничто, но Господь не в силах нарушить нравственный закон даже в малом, ибо нравственный закон - это закон блага (мира, добра и справедливости), а совершенство Бога, прежде всего в Его совершенном благе.
По совершенному закону справедливости, определенному для всего мира совершенством Самого Бога, падший человек за привносимое им в мир зло навсегда утрачивал свою свободу (в аду), чтобы освободить человека от этой ответственности, лишающей смысла само человеческое существование, наказание на себя принял Сам Бог, как первооснова и неотъемлемая часть естества каждого человека.
Крестная жертва Бога стала новым претворением независимого ни от чего закона уравновешения зла воздаянием: абсолютное величие, абсолютно чистой жертвы и искупает бесчисленные человеческие беззакония перед непреложным законом воздаяния за зло.
Господь сделал возможным прощение грехов человеку в счет наказания, которое понес Он Сам.
Господь, вочеловечившись, поделился с человеком своей Божественностью, чтобы человеку было чем расплатиться за своё зло, потому что ни каких других средств искупить своё зло, у человека просто не существует.
Слова Христовы о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мк.10.45).
Если после этого кто-то намерен предъявить претензии Богу в безучастности к его судьбе, то Всемогущий Господь может просто показать ему Свои руки со следами от гвоздей и сказать: «Вот Моя жертва тебе, а что ты сделал для меня?».
Свидетельством любви может быть только жертвенность, свидетельством же Абсолютной Любви –Абсолютная Жертвенность.
Вероучения, исповедующие господство Бога, поклоняются силе, в надежде польстить ей своим раболепием, и тем самым добиться её благосклонности.
В отличие от других религий, авторитет Бога в православии утверждается не Его господством, силой и правом на все, но Его абсолютным добром и любовью.
Если предположить, что Бог не является нравственным абсолютом, тогда каждый может совершенно ЗАКОННО претендовать на воцарение своих собственных представлений о справедливости, тогда каждый обретает моральное ПРАВО на непризнание авторитета Бога, тогда основанием для авторитета Бога будет являться только сила, Его право силы.
Если предположить, что Бог не является нравственным абсолютом, тогда исчезает и надежда на справедливость, потому что если в Боге нет справедливости, то ее больше не может быть нигде.
Абсолютная ценность нравственного закона отрицает справедливость ВСЕХ учений, во главе которых не стоит нравственный абсолют.
Присутствие в человеке понимания абсолютной ценности нравственного закона свидетельствует о том, что абсолют (Бог) является, прежде всего нравственным абсолютом, то есть держателем абсолютного добра.
Вера в Бога - это вера в справедливость, но не в свою, а в совершенную, в справедливость Любви и Прощения.
Истинный Бог не может не являться Добром, Законом Добра и его совершенным воплощением, иначе это не Бог, а один из бесчисленных человекоподобных, эгоистичных, мстительных, бездушных, высокомерных, неприступных, непонятных, честолюбивых идолов, созданных самим человеком по образу и подобию своему.
Иисус дал мне возможность быть выше этих богов, даже если бы они действительно существовали.
Господь не может не олицетворять Своей совершенной природой пути совершенного мироустроения, а иначе совершенство Бога не будет совершенством, совершенное добро – вот свидетельство о Боге, вот к чему должно стремиться человеку.
Совершенное добро – вот первооснова, закон и направление бытия, только исходя из этого положения, можно продвигаться к истинному миропониманию.
Человеку, пораженному злом, трудно принять христианство именно потому, что нравственная высота христианского мировоззрения и Образа Божьего представляется ему абсурдной, «не от мира сего».
Представляющие Бога безличным, бессознательным внеморальным «абсолютом», приравнивают Бога к всемогущему животному, к существу менее совершенному чем даже человек духовный.
Какими бы качествами, доступными человеческому пониманию, не обладал Бог, но в православии Бог - это, прежде всего нравственный абсолют, причем не абстрактный, а конкретный, личностный абсолют любви, кротости и смирения; именно любви, кротости и смирения - основополагающих нравственных качеств, качеств добра, справедливости и мира.
Богопочитание необходимо человеку как процесс признания и принятия законов добра, богопочитание необходимо Богу лишь в той мере, в которой оно необходимо человеку.
«Тогда сказал Иисус уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Ин.8.31,32)
|