Чалдонов В.Г.
православный христианин
Тема: #36776
Сообщение: #1131618 05.01.05 14:29
|
Думаю этим развеются недоумения (и не только Ваши)
“ПРОСИМ ПРОЩЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ…”
Вот уже долгие годы бесчисленные бедствия терзают наше Отечест-во. Сегодня многие сознают, что все русские беды ХХ века, так же как и нынешняя смута – есть не что иное, как последствия тяжких грехов вероотступничества, клятвопреступления и цареубийства. Но Россия в целом еще не примирилась с Богом. Еще не состоялось наше соборное, всенародное покаяние.
400 лет назад благодать разрешительной молитвы святых патриархов Иова и Гермогена, освободивших русский народ от тех же грехов, возроди-ла Россию. И сегодня мы жизненно нуждаемся в специальном богослу-жебном чинопоследовании – Чине всенародного покаяния, который мог бы служиться в храмах по всей России.
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей один из вариан-тов такого покаянного Чина. Он уже получил благословение пяти ар-хиереев: архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, архиепископа Вла-дивостокского и Приморского Вениамина, епископа Тульчинского и Брац-лавского Ипполита, епископа Анадырского и Чукотского Диомида.
В том виде, в котором мы его публикуем, этот покаянный Чин пред-назначен для служения сонмом духовенства во главе с самим Патриархом. Но при желании его легко приспособить и для служения епархиальным ар-хиереем, и для отдельного прихода, и для личного молитвенного правила.
Целиком молитвенное чинопоследование всенародного соборного покаяние опубликовано в брошюре “От покаяния к возрождению России”, выпущенной в свет издательством “Царское Дело”. Заказать эту брошюру можно в издательстве по адресу cd@rusk.ru
“ÐÏ”
Чин всенародного покаяния
Обращение от всенародного множества
к Патриарху
Мы, архипастыри, пастыри, иноки, инокини, военачальники, воины, атаманы, казаки и все чада Русской Православной Церкви, сыновне припа-даем к тебе, господину и отцу нашему, смиренно и с любовию дважды при-звавшему нас ради нашего спасения к покаянию в грехах вероотступниче-ства и попустительства цареубийства, народом нашим не раскаянных и Бо-гом не разрешенных.
Ныне же мы в томлении сердечном и с великою нуждою взываем: от-ступили, беззаконничали, неправо ходили пред Господом многие из пред-ков наших. Дары, которые Господь даровал святой Руси царством право-славным, небрежно принимали и благодарения ему, Владыке и щедрому Богу нашему, не воздали и отреклись от власти Его, которую Он утвердил через Помазанника Своего. Возлюбили земное более небесного и времен-ное больше вечного и обоих лишились. Возлюбили исполнять свою волю больше воли Божией и тем поработились врагу Божиему. Изменив Господу, отцы наши от святой веры отверглись, отца своего, Царя природного, По-мазанника Божия, предали и не возбранили убийства его.
И ныне стыд и поношение сомкнули уста наши. Но исповедуем, что за беззакония отцов наших и неправду нашу истиною и судом навел на нас Господь даже до третьего и четвертого рода страшные казни, ожидая вра-зумления и покаяния нашего: богоборческое пленение, храмов разорение, святынь осквернение, святых пастырей оболгание, унижение и умерщвле-ние их, городов разрушение, народа рассеяние, нищету, голод, болезнь, страх, муки адские, предательство друг друга, братоубийство. Мы же не вразумились, пуще ожесточились, и сердца наши от нераскаянности в ока-мененном бесчувствии омертвели. Заблудшие, обуреваемые страстьми, снедаемые враждою и завистью, мы самовольно предаемся многим соблаз-нам. Ныне же отрекаемся от нашей падшей греховной воли пред Господом Вседержителем ради крови святых Царственных Мучеников и всех святых новомучеников российских и по молитвам их с сокрушением сердечным просим: да откроет нам Господь Жизнодавец двери покаяния, да помянет отшедших отцов наших, яко благ и человеколюбив, и да отпустит грехи и потребит неправды, ослабит, оставит и простит все вольные и невольные их согрешения против веры православной и Царя, Помазанника Божия. Се-го ради каемся с умилением и воздыханием и духом сокрушенным испове-дуем грехи наши.
ВСЕНАРОДНАЯ ИСПОВЕДЬ
Каемся в том, что (каждый о себе):
1. Отступал от святой веры православной и ее учения о Помазаннике Божи-ем.
2. Не принимал любви истины (2Фес. 2: 10) и не искал правды Божией (Мф. 6: 33).
3. По страху человеческому многократно попирал христианскую совесть.
4. Не осознавал наследного греха измены царскому роду через преступле-ние Соборной присяги (1613 г., подтвержденной в 1913 г.), т.е. клятво-преступления.
5. Не осуждал клятвопреступный бунт против Помазанника Божия в фев-рале 1917 г.
6. Не сокрушался о причастности предков наших к страшному греху царе-убийства через одобрение или безгласное попустительство, не молился о прощении.
7. Не сокрушался о грехах предков наших, гнавших и убивавших священ-нослужителей и верных, осквернявших святыни, разорявших храмы и обители Божии.
8. Не осознавал происшедшей с Отечеством и родным народом беды.
9. Осуждал Помазанников Божиих, принимал клевету на них, на благочес-тивые семьи их и верных слуг их, распространял ее среди иных людей и детей наших.
10. Оправдывал богоборческую власть, участвовал в деяниях ее и не про-тивился ее лжеучению.
11. Не вразумлялся множеством примеров предательств, слепо следовал им.
12. Входил в антихристианские организации, враждебно относился к свя-торусскому самодержавию.
13. Преклонялся перед духом Запада и мистикой Востока, попирал свято-русское наследие.
14. Признавал останки, захороненные в Петропавловском соборе, царски-ми.1
15. Признавал нелигитимных претендентов на всероссийский царский свя-щенный престол.
16. Утратил богоданный разум о спасительном промысле святой Руси как православного царства вселенной.
17. Неправо мыслил о пути возрождения России, не внимая пророчествам святых.
18. Оправдывал себя неведением истин святой Церкви, попирал богодан-ный разум и не сознавал бесчестного своего жития.
К тому же мы, архипастыри и пастыри Церкви Христовой, каемся в том, что (каждый о себе):
1. Не соблюдал апостольскую заповедь “Бога бойтесь, царя чтите” (1Петр. 2: 17).
2. Уклонялся в различные искажения спасительного Предания святых от-цов.
3. Высокоумно мудрствовал о Помазаннике Божием, несоответственно уче-нию святой Церкви, учащей, что:
– Царь земной по чину своему есть образ Царя Небесного, который есть Любовь (1Ин. 4: 8), и православное царство земное устрояется по об-разу Царства Небесного.
– Как один Бог на небе, так один Царь на земле. Бог по образу Своего Вседержительства поставил Царя самодержавным, по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, — Царя наследственного (св. Филарет Московский).2
– Православные Государи возводятся на престолы по особому о них Бо-жию благоволению, и при помазании на них изливаются дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания (из чина обраще-ния заблудших в неделю Православия, 11 анафема).3
– Православный Помазанник есть священное лицо и внешний епископ и верховный защитник святой Церкви, хранитель и блюститель догма-тов, правоверия и благочиния ее (св. Константин Великий, св. Лев, папа Римский, 104 правило Карфагенского Собора, Свод основных Государственных законов Российской Империи).4
– В таинстве венчания на Царство судьба Царя и народа связываются неразрывно Божией благодатью по взаимной любви ради исполнения воли Божией (прп. Анатолий Оптинский и др.).5
– Православным Помазанникам дарована власть от Бога, и потому един-ственно пред Ним они ответственны за спасение своего Царства и не-подвластны суду человеческому.
– Союз Помазанника и Патриарха есть симфония двух богоустановлен-ных властей, которые реализуют на земле благодатные служения Спа-сителя как Царя и Первосвященника вместе (свт. Филарет Москов-ский).6
– Закон о престолонаследии, утвержденный благочестивейшим Импера-тором Царем-Мучеником Павлом I, действует по прямому наследству царского рода и установлен Самим Богом (свт. Филарет Москов-ский).7
Сие учение и предание святой Церкви не воспринимал, попирал и па-стве не передавал.
4. Не осуждал законопреступное свержение богоустановленной власти, от-мену церковного поминовения Помазанника Божия, решение Синода по-минать на богослужениях клятвопреступное Временное правительство (март 1917 года) и через это – измену присяге на верность богоустанов-ленной власти и прекращение молитвы за православную державу.
5. Не довел до слуха паствы тексты двух посланий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (1993 и 1998 годов), призывающих к покаянию в грехах вероотступничества и попустительства цареубийства.
6. Отвергал необходимость соборного покаяния в наследных грехах веро-отступничества и клятвопреступления, породивших цареубийство, оста-вив паству под бременем греха, зная, что нераскаянность более самого греха.
7. Не возносил молитвы о скором осознании и исповедании грехов измены и предательства.
8. Не почитал или отрицал жертвенный мученический подвиг Государя ра-ди будущего покаяния народа в грехе измены и тем укрывал от паствы правду Божию и нарушал молитвенную связь народа со святым Царем-Мучеником, предстателем пред Богом за Россию.
9. Препятствовал или не способствовал прославлению святого Царя-мученика и его благочестивейшей Августейшей семьи.
10. Не почитал святые образы святых Царственных Мучеников, прослав-ленных Церковью, и не поставлял их в храме.
11. Оправдывал неведением себя и кающихся на исповеди пасомых в гре-хах против богоданной царской власти, не заботился о должном просве-щении паствы.
12. Не внимал Соборному постановлению (1666–1667 годов), гласящему, что изменники Царю лишаются христианского звания.
13. Не стоял в вере за честь и славу православной государственности.
14. Разделял ложное убеждение, что благодатное устроение жизни государ-ства по заповедям Христовым возможно без Государя.
15. Не уяснял себе и не разъяснял пастве истинное значение священной символики двуглавого орла.
16. Попирал православное мировоззрение о единстве народа, то есть дер-жавы, поддержкой какой-либо партии.
17. Толковал слова апостола Павла (Рим. 13: 1) о власти от Бога несогласно с Преданием святых отцов.
18. Не признавал происхождения Царской власти от Бога, вопреки свиде-тельству Св. Писания, не осознавал ее необходимости и благотворности.8
19. Осуждал Русскую Православную Церковь, в рассеянии сущую.
К тому же мы, архипастыри и пастыри зарубежной части Русской Православной Церкви, каемся в том, что (?????? ? ????):
1. Не осуждал клятвопреступную присягу, принесенную тем, кто свергал Царя.
2. Поминал на проскомидии и в евхаристическом каноне Божественной ли-тургии неправославные власти.
3. Не призывал паству к осознанию грехов отцов наших: клятвопреступле-ния и невозбранения цареубийства.
4. Не призывал паству к молитве о прощении отшедших отцов наших, ви-новных в грехах против Помазанника Божия.
5. Присваивал себе право суда о благодатности церковных таинств.
6. Теплохладно исполнял заветы о молитвенном содействии воскресению России.
7. Не проповедовал о благочестивой жизни и христианских подвигах свя-той Царской Семьи.
8. Не отмечал молитвенно Царские дни, особенно после прославления свя-тых Царственных Мучеников.
9. Допускал к церковно-приходской деятельности людей, входящих в анти-церковные организации.
10. Не воспитывал в пастве сострадания к страждущему российскому наро-ду.
11. Осуждал Русскую Православную Церковь в страждущем отечестве.
К тому же мы, русские, в рассеянии сущие, каемся в том, что (?????? ? ????):
1. Отрекался от своего русского происхождения ради земного устроения.
2. Осуждал страждущий русский народ с гордым надмением, жестокосер-дием и отсутствием сострадания к нему.
3. Утратил сыновнюю любовь к Отечеству и чести его, безучастно отно-сился к историческому бытию его и достоинству его.
4. Утратил веру в воскресение России.
5. Устраивал свою жизнь по западному образцу, не желал возвращаться в Отечество свое.9
6. Не радел о воспитании наших детей в святоотеческих традициях, давая им враждебное образование и тем ставя их под угрозу измены вере и Отечеству.10
7. Не радел о том, чтобы помочь российскому народу, по безразличию и малодушию.
8. Чуждался верующих братий наших, вышедших из-под ига безбожной власти и жаждущих истинного покаяния и постижения святорусского на-следия, не признавал их духовные нужды.
9. Не осознавал причастности своего рода к измене Царю и попустительст-ву цареубийства.
10. Восхвалял генералов, изменивших присяге на верность Государю.
11. Проявлял почтение к лицам, непосредственно свергавшим Царя с пре-стола.
12. Не осознавал, что русское рассеяние есть одна из епитимий Божиих за грех отступления от Помазанника Божия и попустительства цареубийст-ва.
К тому же мы, военачальники и воины, каемся в том, что (?????? ? ????):
1. Безразлично относился к клятвопреступлению против законного Всерос-сийского Государя и его Наследника и к последующей цепи преда-тельств.
2. Не познавал православное учение о симфонии властей, отвергал истин-ный смысл священной символики двуглавого орла, не отстаивал его чес-ти.
3. Не только не защищал чести всероссийских Государей, но вольно или невольно хулил их словом, делом или помышлением.
4. Не осознавал последствий измены священной военной присяге в роду.
5. Не осознавал, что дух подвига русского христолюбивого воинства зиж-дется на святорусском наследии.
6. Принимал награды от нелигитимных претендентов на священный все-российский царский престол.
7. Восхвалял имена клятвопреступников, предавших Государя на смерть.
К тому же мы, атаманы и казаки, каемся в том, что (?????? ? ????):
1. Не осуждал и не сокрушался о грехах отцов наших, попустивших фев-ральский переворот и не защитивших Верховного атамана Наследника Цесаревича Алексея и Верховного Главнокомандующего Государя Им-ператора Николая Александровича, тем самым нарушив воинскую при-сягу и целование креста на верность им.
2. Предавал богоустановленную власть России по государственной беспеч-ности и духовной нестойкости.
3. Не имел благоговения перед спасительным Царским Отечеством и люб-ви к отцу русского народа, забывая смысл жертвенного земного служе-ния на верность Богу даже до смерти во спасение душ наших.
4. Не почитал жертвенный мученический подвиг Государя-Страстотерпца ради будущего покаяния русского народа в грехе измены.
5. Оставлял исконный казачий образ жизни, предавал забвению отцовские уставы и порядки служения Богу, Царю и Отечеству.
За все сие молим и просим прощения и разрешения, ибо тебе, гос-подин наш, дана власть вязать и разрешать от Владыки всех Христа, Бога нашего. И ныне ожидаем от твоей святыни прощения – не только мы, жи-вущие в граде сем, но просим и обо всех православных христианах, во всех городах страны нашей живущих, и не только о сих, но и об отшедших от мира сего отцах и братьях наших, о них молим и просим от твоей же святыни разрешения все вместе, равно, от мала до велика в православной вере живущие, все прощения и разрешения от грехов против веры и Царя от твоей же святыни просим, да переменит Господь гнев на милость, да поможет нам в разум истины придти, дарует страждущей стране нашей умирение, душам нашим исправление и державе нашей православной еди-номыслие, да поживем во всяком благочестии и чистоте во спасение душ наших.
Молитва Патриарха перед разрешением
Благословен Бог отцов наших Господь Иисус Христос, Спаситель наш. Ты сказал пречистыми Твоими устами, что радость будет на небесах и о едином грешнике кающемся. Сколь же более о множестве народа Твоего, кающегося с трепетом смиренным и в сокрушении духа предстоящего и молящегося Тебе каждый как о своих прегрешениях, так и о прегрешениях отошедших в мир иной отцов и братьев наших.
Молю Тебя и прошу: не отврати лица Твоего от людей Твоих, ибо скорбим, скоро услыши нас, внемли гласу моления нашего, прости нам со-грешения наши и избави нас от лютых напастей. Умалились более всех на-родов и уничижены по всей земле за грехи наши, окаянны, умалишенны, мерзостями растления осквернены и озлоблены. Претерпели разорение и поругание нашей земли, бесчестие, глубокое падение и охлаждение любви, также и горькие скорби во очищение и великие бедствия во вразумление. Ум наш, умерщвленный страстьми, впал во мрак неведения, по буйной гордыне отклонился от пути Божиего.
За нерадение о правде Божией обуяли нас ереси, расколы и неверие. Отцы наши в новое Смутное время творили клевету, злоречие и напасти законному и природному Царю, обратили крестоцелование в Иудино лоб-зание и предали кротчайшего Помазанника Божия. Но и мы, как и отшед-шие от нас отцы и братия наши, отступили от Тебя, Господи, Бога и Спаса нашего, отреклись от Тебя, Царя Небесного, как и от царя земного, и уте-шения не обрели.
Ныне, как некогда киевляне пред умученным ими князем Игорем, как владимирцы пред убиенным святым великим князем Андреем Боголюб-ским, как Всероссийский Собор пред убиенным святым царевичем Димит-рием, так и мы каемся пред святыми Царственными Мучениками.
Отпусти, Господи, грех наш и отцов наших. Ибо не оставил нас до конца в испытаниях наших даже до третьего и четвертого рода, не лишил нас милости Твоей, но за вольную благоприятную жертву и по молитвам сострадательнейшего отца нашего святого царя мученика Николая даровал нам сей день покаяния, день спасения для возобновления завета Твоего. Сего ради услыши многоболезненный вопль, многомилостивый Боже наш, и выведи нас из истления. Посети благодатию Твоею, уврачуй изнеможе-ние духа народа Твоего, ослаби тяжелые соблазны, укроти дух обольщения и всех нас обрати, спаси и сохрани и сердцу ведение истины даруй. Сподо-би нас, обретших через падение смиренномудрие, возрастать в подвиге верности и приносить плоды ее Тебе, Владыке нашему, и державе право-славной.
Церковь же Твою святую всесильною рукою от всяких злых обстоя-тельств милостиво избави, страждущую землю Российскую от всех врагов видимых и невидимых освободи и святую православную Русь воскреси. Да будет день сей знамением соборного единения народа нашего в силе прав-ды и обновлении духа.
Сподоби нас, Господи, пребывать в верноподданстве православному Отечеству, ибо не на себя надеемся во всяком обещании и присяге, но только на Твою всесильную помощь уповаем, ибо сказал Ты: без Меня не можете делать ничего.
Сего ради укрепи нас силою святого Твоего Духа устоять в брани до конца и сподобиться небесных венцов вместе со святыми Царственными Мучениками и святыми новомучениками российскими, да все мы в едино-мысленном согласии и нелицемерной любви прославим пресвятое имя Твое Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Разрешительная молитва Патриарха
Молю скорбным сердцем и плачевным гласом премилостивого Царя царствующих и Господа господствующих, благоутробного Владыку нашего Христа Бога, да умилосердится о всех нас по Своему предивному челове-колюбию, и да изольет на нас елей благости Своей, и да явит на нас в эти последние смутные времена Божественные Свои изрядные чудеса, и подаст нам Свои бесчисленные щедроты, и да прострет нам дародательную Свою десницу и воздвигнет нас из глубины потопления, и да покроет нас пре-светлым облаком огнезарного Своего Божества.
Также и вас, архипастыри, пастыри, иноки, инокини, военачальники и воины и все православные христиане, смиренно умоляю: потрудитесь усердно в посте и молитве, в соблюдении чистоты душевной и телесной и прочих духовных добродетелях, да подаст нам премилостивый Бог молит-вами Пречистой Матери Своей Приснодевы Марии, святых Царственных Мучеников, святых новомучеников и исповедников и всех святых, в земле Российской просиявших, всем – мир, радость, любовь и скорое примирение людей Своих в православной вере и святых церквах, да утвердит в сердцах наших крепость и великое усердие, да приведет государство Российское от нынешнего недолжного разделения в прежнее благое единство и мирный союз.
Я, Патриарх Московский и всея Руси, по данной мне благодати от Пресвятого и Животворящего Духа и полагаясь на премилостивые щедро-ты Божии, вас и всех живущих в городах этой страны и в рассеянии сущих, всех вместе православных христиан, а также и всех отошедших в мир иной праотцов, отцов и братьев наших, от мала до велика, в тех во всех прежних и нынешних грехах здесь исчисленных прощаю и разрешаю в этом веке и в веке будущем и молю Владыку нашего и Создателя Христа Бога, да подаст всем нам, православным христианам престольного города Москвы и всех городов, где нуждаются в благословении и прощении, разрешение грехов, мирное житие, любовь и радость; да исполнит нас Владыка наш Христос Бог всяческих благ и в будущем веке на Страшном судище сподобит пре-бывания со святыми и наследия небесного Иерусалима.
Милость Божия и Пресвятой Богородицы молитвами святых Царст-венных Мучеников, святых новомучеников и исповедников и всех святых, в земле Российской просиявших, и всех святых и благословение нашей многогрешной руки да есть и будет со всеми вами, православными хри-стианами, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
СНОСКИ:
1 См. Послание Св. Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи (1998 г.), с. 12–14 настоящего издания.
2 Свт. Филарет Московский. Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных. М., “Лествица”, 2000, с. 217. Издано под названием “Русская идеология”.
3 Последование в неделю Православия. СПб, 1904, с. 30–31.
4 Свод Основных Государственных Законов. Т. 1, ч. 1, раздел 1, гл. 7, § 64, 1906, с. 6; еп. Никодим. Православное Церковное право. СПб, 1897, с. 684; проф. С. Смирнов. Древнерусский духовник. М., 1913, с. 551.
5 Голгофа и Воскресение России. Одесса, 2001, с. 10.
6 Сочинение Филарета, митр. Московского и Коломенского. Слова и речи. М., 1877, т. 3, с. 203–205.
7 Там же, т. 8, с. 552–553.
8 О. Иоанн Ильич Сергиев. ПСС. Новые слова. Кронштадт, 1904, с. 89–90; прп. Исидор Пелусисот. Творения. Ч. II, письмо 65; Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. М., 1895, т. 5, с. 126.
9 Свт. Иоанн (Максимович). Духовное состояние русской эмиграции, 1938 // Святая Русь – русская земля. М., 1997, с. 39.
10 Там же.
|