Монах Иоанн
православный христианин
|
Тема: #34150
17.10.04 15:48
Просмотров: 23188 [197]
Сообщений: 198
Оценка: 0.00 |
|
В одной из тем о католичестве шла долгая и упорная дискуссия,между католиками и православными,которая касалась догматических и вероучительных разногласий.
Однако,как только разговор зашел о католических святых тема сразу заглохла.
Последние слова,которые удалось услышать от католиков,по этому поводу,звучали так:
"Вы понимаете, тут не проблема знания языка. Тут проблема знания КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА. Культурология разрабатывает некоторые методы сравнения и прочтения
Это не ПРОБЛЕМА ПЕРЕВОДА. Это проблема культурного взаимодействия.
Мне кажется - судя по тому, что я читала - что есть мощная традиция православной критики всего католического, идущая из глубины веков, от раскола, обладающая мощной инерцией.
Особенности российского менталитета плюс особенности условий, в которых существовала русская православная церковь, плюс политические, организационные, и Бог весть еще какие разногласия тоже играют свою роль.
И я читаю эту критику - ну хотя бы на св.Фому Кемпийского, или на св.Фому Аквинского, или на св.Терезу вот - и вижу, что она в фундаменте своем основана на НЕЗНАНИИ. На НЕПОНИМАНИИ. Часто - простительном. Но иногда - злобном."
Или вот еще:"Но вы НЕ МОЖЕТЕ их сравнивать, пока не знаете их опыта. А как вы узнаете их опыт? Как вы оцените опыт св.Франциска вне контекста эпохи и тогдашнего состояния церкви? Или опыт иезуитов? Или опыт японских христиан, мучеников восстания в Симабара?"
Короче говоря мы православные читаем работы католических святых в отрыве от того культурного контекста в котором они были написанны.
Здесь возникает ряд вопросов (в первую очередь к католикам и лингвистам):
1) Почему подобных проблем,непонимания культурного контекста,не возникает при прочтении,например,древнегреческих текстов,сирийских текстов и т.д? Мы (православные) можем адекватно понять византийское богословие или египетских подвижников,например,а средневековую Европу нам уже и не понять?
2) Что именно мы не может понять?
3) Опыт действительно может быть разным,но отличить христианский опыт от нехристианского очень просто,в какую бы эпоху этот опыт не был явлен.Разве не так?
4) Позволю себе привести некоторые цитаты из жития св.Терезы Авильской,а также цитаты из ее работы "Внутренний Замок или Обители".Скажите,какие места в нижеприведенных цитатах трудно понять вне культурного контекста?
- 1.Третье знамение: в комнате ее,над изголовьем постели,висела картинка,изображавшая беседу Христа с Самарянкой и колодца Иакова."Господи дай мне этой воды,чтобы мне не жаждать вовек!"- гласила надпись на картине.И глядя на Христа влюбленными глазами все повтаряла маленькая Терезина с неутомимою жаждою:"Дай мне,дай мне этой воды!" и умирала,и не могла умереть от блаженства.Что это была за жажда,поймет она много лет спустя,когда,читая в молитвеннике слова из Песни Песней:"Да лобзает Он меня лобзанием уст своих,ибо ласки Его лучше вина!" - вся задрожит и с лицом,зардевшимся,как от первого поцелуя любви,подумает:"О,какая блаженная смерть в обьятиях Возлюбленного!..О,приди,приди,- я Тебя желаю,умираю и не могу умереть!"И еще яснее поймет,когда Христос в видении скажет ей:" С этого дня ты будешь супругой Моей...Я отныне не только Творец твой,Бог,но и Супруг".Этим последним великим знамением,в детстве ее,предсказан ей главный религиозный опыт всей жизни ее - Богосупружество.
2."Так,от рассеянея к рассеянею,от суеты к суете,от греха ко греху я дошла,наконец,до того,что мне было стыдно обращаться к Богу с молитвой: я чувствовала себя такой недостойной,что под предлогом смирения боялась молиться"."Около двадцати лет прожила она в великой сухости и никогда не желала ничего большего,потому что была так убеждена в низости своей,что считала себя недостойной возноситься душою к Богу",- вспоминает о себе Тереза в третьем лице.
3.Червертая ступень экстаза - видения Христа.
Все ее видения,как и сама она утверждает,-"не внешние,а внутренние"."Плотскими очами я никогда ничего не видела,а видела только духовными...Но признаюсь,что хотела бы увидеть и плотскими,чтобы духовник мой не мог сказать,что все мои видения лишь мнимые".
После света - Голос: "Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом,что нельзя этого не услышать,-вспоминает Тереза.-Этот зов действует на душу так,что она изнемогает от желания,но не знает,о чем просить,потому что с нею Бог,а большего счастия могла ли бы она пожелать?"
4.Пятая ступень ее экстазов - Видение.
"Я бы радовалась,если бы другие прославлены были на небе больше,чем я;но не знаю,радовалась ли я,если бы кто-нибудь любил Бога не земле больше,чем я"."Бога",говорит она,но может быть точнее было бы сказать:"Сына Божия",или даже "Сына Человеческого".Только такая любовь к Нему и могла ей дать такое проникновение в душу Его...
В этом (несказанно-блаженном соединении души с Богом) и тело немного участвует",- признается Тереза и прибавляет:"Нет,тело в этом очень много участвует".
5.Иногда злые духи нападали на Терезу,которую тогда защищал окружавший ее большой свет.Но,по ее собственному признанию,она имела еще более страшного врага в лице своих духовников."Без сомнения,-писала она,- я боюсь более людей,боящихся дьявола,чем его самого, ибо дьявол не может ничего мне сделать,а люди,в особенности,если они духовники,очень беспокоят".
Впоследствии и сама Тереза научилась распознавать свои видения.Она писала:"Как дурной сон не освежает,но еще более утомляет голову,так и некоторые создания воображения только обессиливают душу.Вместо обогащения души - они вселяют в нее одно томление и отвращение,тогда как истинно небесное видение дает несказанные духовные сокровища и чудотворное оживление телесных сил.Я привожу эти рассуждения для тех,кто осуждает меня,говоря,что мои видения - дело Врага человеческого или игра моего воображения...Я могла бы показать им те богатства,какими Божья длань одарила меня:они мое подлинное достояние.Все,знающие меня,видят,как я изменилась.Мой исповедник сам подтверждает это.Перемена,произошедшая во мне,явственна для людских глаз;она не скрыта в глубине,но сияет ослепительным светом.Я не могу поверить,что Сатана,-если он виновник всего этого,- прибегал с целью погубить меня и низвергнуть в ад,к средствам столь противоречащим его намерениям: к искоренению моих пороков,к преисполнению меня мужеством и иными добродетелями.Ибо я ясно вижу,что хотя бы одного из этих видений достаточно для того,чтобы обогатить меня всеми этими сокровищами".
6.Другое важное и страшное ее видение последователи назвали "Баней Крови":"В Вербное Воскресенье,возвращаясь из церкви,я была вне себя,так что не могла проглотить Причастия;я держала его во рту,и мне казалось,что уста мои наполняются Кровью, и что по лицу моему и по всему телу льется Кровь,такая горячая,как буддто прямо из ран Господних,и что было мне невыразима-сладостно.И Христос мне сказал:"Я пролил эту Кровь за тебя в несказанных страданиях,а ты услаждаешься ей в несказанном блаженстве!"
"Чувствует себя душа упоительно раненой,но не знает кем,и начинает жаловаться,как влюбленная"."Смерть кажется душе в такие минуты упоительным восторгом в обьятиях Возлюбленного"."Я хотела бы растерзать сердце мое на части,чтобы только сказать,как мука эта сладостна"."О,какое блаженство - смерть в обьятиях Возлюбленного,в упоении любви!" "Господи,или страдать (с Тобой),или умереть (за Тебя)!" - молится Тереза и падает в изнеможении,дыхание прерывается,и по всему телу ее пробегает содрогание.
7.Седьмая,высшая точка постижения,точка Экстаза открылась ей,когда Христос в видении сказал ей:"С этого дня ты будешь супругой Моей...Я отныне не только Творец твой,Бог,но и Супруг".
"Часто Он (Христос) мне говорит: "Отныне Я - твой,и ты - Моя!.."Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение".В ласках этих - "боль и наслаждение вместе"."Это рана сладчайшая".
"Страстно желать - в этом вся моя природа".
Человек пламенных чувств и сильных страстей,она одновременно была крайне рассудочна.Живя почти исключительно во власти аффектов,она всегда стремилась в них все понять до малейшего оттенка,и,отдаваясь опьяняющему экстазу,она никогда не переставала наблюдать и рассуждать.
Далее привожу полностью главу X1 из "Обители шестой.Внутреннего Замка".
В ней говорится о том, что Бог дает нам великое, стремительное
желание наслаждаться Собою, которое даже опасно для жизни, и о
пользе от этой Господней милости.
2. Так вот, все эти желания, все слезы и вздохи, и пылкие порывы, о которых я говорила, по-видимому, происходят от нашей любви, ибо они совершенно искренни; и тем не менее, все это -лишь тлеющий огонь, хоть и с трудом, перетерпеть его можно, ведь по сравнению с другой милостью он - ничто. Порою душа воспламеняется изнутри, из-за мимолетной мысли, то из-за какого слова - скажем, о том, что смерть все медлит - и вдруг, нивесть откуда, ее настигает удар или как бы пронзает огненная стрела. Я не говорю, что это стрела и есть, но что-то ей подобное, и явственно не от нашего естества. Да и не удар это, хоть я гак и сказала, но ранит сильно. И боль от него не такая, как от здешней, земной раны, она вроде бы в самой сокровенной глубине души, туда этот луч и попал, испепелив всю нашу земную природу; и пока это длится, ни о чем своем не помнишь, ибо в одно мгновение отрешаются все силы душ и и она уже ничего не может, только ей все больнее.
3. Вы не думайте, что я преувеличила, я даже выразить всего не могу, об этом никак не скажешь. Все силы души и все чувства отрешаются от того, что не усиливает боли, это я уже говорила. Ведь разум живо понимает, как горько, что душа отдалена от Бога; Господь же в тот самый миг живо дает ощутить Себя, и становится так больно, что та, с кем это бывает, громко кричит. Она много перенесла, терпела больше скорби, а тут не может сдержаться, ибо болит не тело, а, как сказано, самая глубь души. Вот она и поняла, что такие муки сильнее телесных, и ей представилось, что так страдают в чистилище, ибо тело им не мешает, и мука их куда больше, чем здесь, на земле.
4. Я видела одну особу в таком состоянии; и прямо подумала, что она умирает, и ничего в этом нет удивительного, тут и впрямь умрешь. Длится это недолго, но все тело разбито, а пульс совсем слабый, словно душа вот-вот уйдет к Богу. Природное тепло уходит, и не хватает малого, чтобы Ьог исполнил ее желание, и не потому, что ей больно - очень ли, не очень - хотя после этого такая слабость, что через два, через три дня даже писать нет силы, и боли немалые, да и вообще, мне кажется, тело слабее, чем рань-ше. Но боли и не чувствуешь, очень уж болит глубь души, так что и не до тела; словно что-то одно очень болит, а другого и не заметишь, это уж со мной бывало. Так и тут, ничего не чувствуешь, хоть бы тебя резали.
5. Вы скажете, что это - несовершенство; душа не согласна с' волей Божией, вот она и страдает. До сей поры она была согласна, так и жила; но не теперь, разум уже не повинуется воле, она им не владеет, и может думать только о причине своих страданий -зачем ей жить, если она далеко от своего Блага? Она так странно одинока, ведь с нею нет ни одного создания земного, да и, наверное, небесные бы ее не утешили, если с ней нет Возлюбленного, скорее ее все мучает. Она как будто подвешена, ни па землю спуститься не может, ни подняться на небо; жажда жжет ее, а до воды не дотянуться.
6. О, Господи помилуй, Боже, как Ты испытываешь любящих Тебя! Но все это мало перед тем, что Ты дашь им после. Так и надо, чтоб многое стоило много; особенно если это помогает очистить душу, и она вошла бы в седьмую обитель, как очищаются души в чистилище перед тем, как войти в рай; и все эти муки - словно капля в море. Хоть они и превышают вес страдания на земле (та особа немало претерпела и телом, и душой, но все ей • кажется ничтожным перед ними), душа так ценит их, что прекрасно знает: она их заслужить не могла. От этого ей ничуть не легче, но она страдает охотно, пусть бы и всю жизнь, если Бог пожелает, хотя тогда она не умерла бы один раз, а умирала все время, ибо поистине это не меньше смерти.
8. Возвращаясь к тому, о чем мы толковали (мы ведь оставили душу в большой муке), скажу, что она пребывает в оцепенении не так уж долго, три-четыре часа самое большее, я думаю; ведь если бы это длилось дольше, то из-за нашей природной немощи этого нельзя было бы выдержать, разве что чудом. Как-то она лежала только четверть часа, и то вся была разбита. Правда, на сей раз она совсем лишилась чувств. Было это во время разговора, на Пасху, в последний день, и все праздники она провела в сухости, почти и не разумела, что праздник; и вот услышала одно только слово, что жизнь еще не кончена. Разве тут устоишь! Тебя как будто ввергли в самый огонь, а ты захотела бы потушить его, чтобы не обжечься. Таких ощущений не скроешь, и те, кто рядом, понимают, как это опасно, хотя не могут сказать, что же внутри. Они словно бы окружают душу, будто тени, и все земное кажется ей таким же.
9. Заметьте, если с вами это будет, что природная наша немощь сможет одолеть, и душа, которая жаждала смерти и страдает так, что, кажется, вот-вот выйдет из тела, вдруг испугается и попросит ослабить страдания. Ясно, что страх этот порождается нашим естеством, ибо душа хочет, чего хотела, да и страданий не ослабить, пока Сам Господь не облегчит их, обычно как бы рывком отрешая душу от чувств или являя в видении Истинного Утешителя,Который утешает ее и укрепляет, чтобы она захотела жить столько, сколько Ему угодно.
10. Очень это тяжко, но плод для души - великий, она больше не боится скорбей, которые могут прийти; ведь в сравнении с мукой, какую она испытала, они ей — ничто. Так что она получила пользу, и рада бы много раз пострадать; но и это невозможно, этого никак не вернешь, пока Господь не захочет, точно так же, как не воспротивишься муке и не устранить ее, когда она есть. Теперь душа намного больше презирает то, что в мире, ибо видит, что ничто земное не помогло ей в том мученьи; меньше связана она и с созданьями, ибо видит, что только Создатель может утешить и насытить душу, и особенно боится и опасается оскорбить Его, ибо видит, что Он не только утешает, но и мучает.
|