Андрей Добронравов
православный христианин
|
Читая сообщения на форуме я заметил, что многие православные христиане, даже христиане со стажем, не очень ясно себе представляют какова же цель их христианской жизни, верней как же достичь цели каждого христианина - спасения души и жизни вечной.
Тем, кто не читал хочу предложит документ наиболее подробно отвечающий на этот вопрос. Это беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни.
“Господь открыл мне,” — сказал великий старец, — “что в ребячестве вашем вы
усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих
великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали.”
Но никто не сказал вам о том определенно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, творя заповеди Божии, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты небогоугодным любопытством и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так
говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем,
действительно, эта цель состоит.
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они
сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской
жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же
цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же и
бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть
средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только лишь
ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради
Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века не представляет да
и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус
Христос сказал: “Кто не собирает со Мной, тот расточает” (Лк. 11:23). Доброе
дело иначе нельзя назвать, как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа
делается, однако же доброе.
Тем и ограничивается эта приятность Богу добрых дел, не ради
Христа делаемых: Создатель дает средства на их осуществление. За человеком
остается осуществить их или нет. Воспользуется человек,
приятностью Богу своего дела, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его,
то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру
в Него. В противном же случае человек не в праве жаловаться, что добро его не
пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого либо добра
Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века
венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека
благодатью Духа Святого и притом, как сказано: “Не мерою дает Бог Духа” (Иоан.
3:34).
Так то, ваше Боголюбие. Так и в стяжании этого то Духа Божия и состоит истинная
цель нашей жизни христианской, а молитва, пост, бдение, милостыня и другие ради
Христа делаемые добродетели есть только средства к стяжанию Духа Божьего.
— Как же стяжание? — спросил я батюшку Серефима — я что то этого не понимаю.
— Стяжание все равно, что приобретение, — отвечал мне он: — ведь вы разумеете,
что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше
Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель мирской жизни
обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того —
получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание
Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и
денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень
сходными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек, Иисус Христос
уподобляет нашу жизнь торжищу, и дело нашей жизни на земле именует куплею и
говорит всем нам: “употребляйте их в оборот, пока Я возвращусь” (Лк. 19:13),
“дорожа временем, потому что дни лукавы” (Еф. 5:16) т. е. выгадывайте время для
получения небесных благ через земные товары. Земные товары это добродетели,
делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа. В притче о
мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: “Пойдите
лучше к продающим и купите себе” (Мт. 25:9). Но когда, они купили, двери в
брачный чертог уже были затворены и они не могли войти в него. Некоторые
говорят, что недостаток елея у юродивых дев означает недостаток у них
прижизненных добрых дел. Такое понимание не вполне правильное. Какой же это
недостаток у них в добрых делах, когда они, хоть и юродивыми, но все же девами
называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние
равноангельское и могло бы служить заменой само по себе всех прочих
добродетелей.
Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божьего не
доставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали,
что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы,
де, добродетель и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была
ими благодать Духа Божиего, достигли ли они ее, им дела не было. Про такие
образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного
испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодать Духа Божьего, и
говорится в отечественных книгах: “Иногда некоторый путь кажется благим, но
конец его ведет в ад.”
воля Божия и всеспасительная — в том только и состоит, чтобы делать добро
единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого
и ничем вполне и достойно оцениться не могущего.
Оно то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого
недоставало у юродивых дев. За то они и названы юродивыми, что забыли о
необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без которого и спасения
никому быть не может, ибо: “Святым Духом всяка душа оживляется и чистотой
возвышается.” Сам Дух Святой вселяется в наши души, и это то самое вселение Его,
Вседержителя, в души наши, и сопребывание с духом нашим Его Троического Единства
и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого,
которое и приуготовляет в нашей душе и плоти престол Божьему всетворческому с
духом наши сопребыванию, по непреложному слову Божиему: “Вселюсь в них и буду
ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” (2 Кор. 6:16; Лев.
26:12).
Вот это то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и
продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться
и Жениха, пришедшего в полунощи и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же,
увидев, что светильники их угасают, хотя и пошли на торжище купить елея, но не
успели возвратиться во время, ибо двери уже были затворены. Торжище — жизнь
наша; двери чертога брачного затворенные и не допустившие к Жениху — смерть
человеческая. Девы мудрые и юродивые — души христианские. Елей не дела, но
получаемая через них благодать Всесвятого Духа Божия претворяющего оное от сего
в сие, т.е. от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в
свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, — в
храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе нашем,
Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших.
“В чем застану, в том и сужу,” говорит Господь.
Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями
житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его кто станет. Вот
почему сказано: “бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Мк.
14:38), т.е. да не лишиться Духа Божьего, ибо бдение и молитва приносят нам
благодать Его.
Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого,
но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших, как
оружие для стяжания благодати Духа. Захотели бы Вы, например, в церковь сходить,
да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего
нет, либо нечего дать, захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить
по вашему сложению или по усилиям вражеских козней, которым вы по человеческой
немощи не можете противостоять; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради
Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А к молитве это
уже никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность — богатому и
бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и
праведнику и грешнику.
велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа
Божьего, и ее удобнее всего всякому исправлять. Блаженны будем, когда обрящет
нас Господь Бог бдящими, в полноте даров Его Святого Духа. Тогда мы можем
благодарственно надеяться быть восхищенными на облаках, в сретение Господа на
воздухе, грядущего со славою и силою многою судить живых и мертвых и воздать
каждому по делам его (1 Фес. 4:17, 1 Пет. 4:5, Мт. 16:27).
— Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями,
торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые нам больше прибыток дают.
Примерно дает вам
более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа
Божьего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите и таким образом
о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.
Так и вы, батюшка, поступайте и, как в торговом деле, не в
том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить,
так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое
какое либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит: “непрестанно молитесь” (1
Фес. 5:17), но да ведь, как помните, и прибавляет: “Хочу лучше пять слов сказать
умом моим, нежели тьму слов языком” (1 Кор. 14:19). И Господь говорит: “Не
всякий говорящий Мне Господи, Господи спасется, но творящий волю Отца Моего
Небесного” (Мт. 7:21), т.е. делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо
“Проклят, кто дело Божие делает небрежно” (Иер. 48:10). А дело Божие есть: “Да
веруете в Бога и в кого Он послал Иисуса Христа” (Иоан. 14:1). Если рассудить
правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское
состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих только средством к цели нашей
христианской жизни, но и извлечения из них большей выгоды, т.е. большем
приобретении даров Духа Святого.
Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим по примеру воженной свечи, которая и сама
светит, горя земным огнем, и другие вещи, не умаляя своего собственного огня,
освещает все кругом. И если это так в отношении огня земного, то что скажем об
огне благодати Всесвятого Духа Божия? Ибо, например, богатство земное, при
раздаче его, оскудевает, богатство же небесное Божией благодати, чем более
раздается, тем более приумножается у того, кто его раздает. Так и сам Господь
изволил сказать Самарянке: “Всякий, пиющий воду сию, возжаждет опять: а кто
будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век, но вода,
которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную”
(Иоан. 4:13-14).
эту-то самую огневдохновительную благодать Духа Святого, когда подается
она нам всем верным Христовым в таинстве святого крещения,
священно-запечатлевают миропомазанием в главнейших указанных Святой Церковью
местах нашей плоти, как вековечной хранительницы этой благодати. Говорится:
“Печать дара Духа Святого.” На что кладем мы печати свои как не на сосуды,
хранящие какую-нибудь высокоценимую нами драгоценность? Что же может быть выше
всего на свете и что драгоценнее даров Духа Святого, ниспосылаемых нам свыше в
таинстве крещения, ибо крещенская эта благодать столь велика и столь необходима,
столь живоносна для человека, что даже и от еретика не отъемлется до самой его
смерти, т.е. до срока, обозначенного свыше по промыслу Божию для пожизненной
пробы человека на земле — на что, де, он будет годен и что, он в этот Богом
дарованный ему срок при посредстве свыше дарованной ему силы благодати сможет
совершить.
если бы мы не грешили никогда после крещения нашего, то во веки пробыли бы
святыми угодниками Божиими, непорочными и изъятыми от всякой скверны плоти и
духа. Но вот в том то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в
благодати и в разуме Божием, а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся
благодати Всесвятого Духа Божьего и делаемся в многоразличных мерах грешными и
даже многогрешными людьми.
Если человек, по началу связаванный греховными узами, которые своим насилием не
допускают его придти к Богу, Спасителю нашему, и толкают его на все новые грехи,
все же заставляет себя каяться и, презирая всю крепость греховных уз, нудит себя
расторгнуть их, — такой человек является потом перед лицом Божиим действительно
паче снега убеленным Его благодатью. “Придите, говорит Господь, и если грехи
ваши будут, как багряное, то как снег убелю их” (Ис. 1:18).
|