Обсуждая тему 3028, ее участники вступили в далеко ушедший и довольно частный спор. Проф. Дворкин упрекнул иеговистов, что где-то у них на картинке изображен Конец света, при этом счастливые спасшиеся свидетели Иеговы с ликованием созерцают, как погибают все прочие люди. Вопрос уперся в то, с ликованием они наблюдают или без.
Не дожидаясь, когда они рассмотрят картинку, хочу поставить на обсуждение довольно наивный вопрос, который мы, возможно, боимся себе задать. Ведь куда ни смотри, а праведники будут радоваться с Господом, а грешники же мучаться в аду. А как можно вообще радоваться, да еще праведнику, если в это время кто-то мучается? Не следует ли из этого вывод о необходимости всеобщего спасения?
Ин. 3-20,21:
Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны
\\\Если все начнут учиться на Евангелии, Минеи и Октоихе, можно представить результат, зачем ерничать над этим, вы ведь профессор.///
О времена, о нравы!
Саша! О чем ты?
Не забывай что, например, духовный наставник мп и председатель Всемiрного Совета Церквей г.Конрад Райзер - тоже профессор.
Алексей II также является почетным профессором теологического факультета омского университета - совершенно бредовой затее под флагом булгак-бердяевщины. Куратором этого факультета является, кстати, некий Казанник, бывший генпрокурор РФ, тот самый, что затолкнул в свое время Ельцына в Верховный Совет РСФСР. Тоже профессор.
В общем, профессоров много.
Но с рогами один, тут ты прав. Впрочем, рога явно бараньи.
Не следует ли из этого вывод о необходимости всеобщего спасения?
``````````````````
Дорогой отец Александр!
Эти мысли явно навеяны падшим аггелом, он хочет добиться всеобщей идеи его небытия, а теперь и отсутствием ада. Развязать руки беззаконию, используя человеческую доброту (испорченную грехопадением). Сейчас легко можно купить книгу святителя Игнатия (Брянчанинова) “Слово о смерти”, там есть глава о “аде”.
Вот несколько выписок:
“Вечныя муки ожидающия грешников во аде, так ужасны, что человек живущий на земле, не может получить о них Я С Н О Г О П О Н Я Т И Я без особеннаго откровения Божия. Все наши лютыя болезни и злоклучения, все страшнейшия земные страдания и скорби ничтожны в сравнении с адскими муками. Напрасно вопиют сладострастные эпикурейцы: “ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТОБЫ АДСКАЯ МУКА, ЕСЛИ ТОЛЬКО ОНА СУЩЕСТВУЕТ, БЫЛА ТАК ЖЕСТОКА, БЫЛА ВЕЧНА! ЭТО НЕСООБРАЗНО НИ С МИЛОСЕРДИЕМ БОЖИИМ, НИ С ЗДРАВЫМ РАЗУМОМ….”
Оставляя этот клич на произвол произносящим его …. Сын Святой Церкви, пребывающий на земле для покаяния, РУКОВОДСТВУЕТСЯ В СВОИХ ПОНЯТИЯХ О ВЕЧНОСТИ И ЛЮТОСТИ АДСКИХ МУК СЛОВОМ БОЖИИМ.
Грех всякой ограниченной твари пред ея Творцем, безконечно совершенным, есть грех безконечный; а такой грех требует безконечнаго наказания. Наказание твари за грех пред ея Творцем должно должно вполне растлить ея существование: ад с своими лютыми и вечными муками удовлетворяет этому требованию неумолимой справедливости.”
Так говорят святые, так говорит Церковь!
(Лук. 16, 23)
Осторожно, иподиакон забодает!
`````````````
Пока из всех форумских фотографий, вы один с рогами получились. Это случайность?
Если все начнут учиться на Евангелии, Минеи и Октоихе, можно представить результат, зачем ерничать над этим, вы ведь профессор.
Прошу заметить, что ответ на вопрос так и не найден - Лазарь с праведниками радуются на небесах видя как Богач и прочие грешники мучаются в аду и при этом сообщают ему, что "не может перейти"....
Прошу заметить, что ответ на вопрос так и не найден - Лазарь с праведниками радуются на небесах видя как Богач и прочие грешники мучаются в аду и при этом сообщают ему, что "не может перейти"....
Здравствуйте О.Александр, я имел в виду, конечно, не то, что грешникам в аде будет "хорошо" (даже и подумать то это немыслимо!!!), а то, что они и по своей воле (а не только Божией - о точном соотношении между волями говорить здесь не буду) будут там.
Как говорил один из Святых Отцов, перефразируя, "грешник лижет пилу и не замечает боли от этого". Об этом где-то (также не помню) писал отец Андрей.
Надеюсь, что Вы теперь поймете правильно. Извиняюсь, если ввел кого-то в заблуждение.
Мир всем.
Чаще всего по этой теме встречается посылка: грешник сам не хочет в рай и упорством в злонравии пребывает в аду.
ОБЪЯСНИТЕ: как в притче о Лазаре и Богаче (Лк 16:19-31) Богач видя вдали лице Авраама и Лазаря просит:
1. омочить конец перста для того чтобы прохладить язык свой ("ибо мучаюсь в пламене сем")
2. о вразумлении живущих родственников (воскрешением Лазаря) чтобы как и он по неразумию и нерадению не попали в ад. "ЕСЛИ кто ИЗ МЕРТВЫХ ПРИИДЕТ - ПОКАЮТСЯ"
Получает ответ:
1. ты уже получил хорошее в прошлой жизни и теперь хотящие перейти (из ада в рай и наоборот) НЕ МОГУТ.
2. ВСе равно не поверят.
Разве Богач не хочет перейти? !!!! - опомнитесь! хочет - но не может!!!!
Разве теперь в аду он не рыдает жизни своей скверной - и рыдает и более - ближних вразумить просит - но НЕТ ЕМУ УТЕШЕНИЯ!!!!!
Николай п. [Участник: православный МП/Поместные Церкви] [info] 02-14-2000 11:41:05 x [ 3278/51835 ] [ ответить ]Здравствуйте, о.Александр. .
Попрубую кое-что добавить к уже высказанным мнениям, хотя вопрос уже почти и так ясен.
Человека, которому будет нравиться пребывать в аду, оттуда вряд ли чем "вытащишь". Грешник, нераскаявшийся и так и не узнавший о Боге на Земле - ДУХОВНЫЙ СЛЕПЕЦ, духовный урод (в смысле - калека), наверно, также НЕ СМОЖЕТ НАЙТИ и рай в следующей жизни.
//Мы люди милосердные и никого тащить силой в Царство Небесное не собираемся Пусть остается там, где ему лучше. //
Не совсем так. Вы - собираетесь. Обратитесь к собственному заглавному сообщению:
//Не следует ли из этого вывод о необходимости всеобщего спасения? //
Необходимость - значит сила.
//Хотя не могу не удержаться заметить, что на концепции "приятного" для грешников ада строится модный ныне сатанизм. Типа того, что, мол, зачем лезть в Рай, если , служа сатане, можно обеспечить себе неплохое место ав аду. Честно сказать, был поражен, когда кто.то из православных форумчан высказал аналогичные мысли. Советую быть поосторожнее. ..
Передергиваете. Никто из форумчан не говорил о "приятном" рае. Не нужно навязывать ложь сатанизма своим оппонентам - негодный прием. Говорилось о том, что даже адские мучения милосердней для некоторых, чем пребывание в присутствии Божием. А "неплохих местечек" в аду нет. Не верьте сатанистам. Они Вас обманут.
Основной же Ваш постулат строится опять на том же: на кощунственных спекуляциях. Вы выдумываете гипотетическую ситуацию и ставите себя, с собственными понятиями о справедливости, добре и милосердии на место Бога.
"Антоний! себе внимай", - сказал Господь великому подвижнику, которому было открыто не в пример больше нашего. Призываю Вас последовать этому совету.
А так, ну хоть Льюиса почитайте. "Расторжение брака". Вы ведь либерал. Ну вот и посмотрите, что думает по этому поводу не "заскорузло-фанатичный православный свечконосец", а "просвещенный англиканин".
Неужели до сих пор не приходилось читать Льюиса?
Мир вам, братья и сестры!
Небольшое уточнение вопроса. Я заметил, что , когда мы говорим о праведниках и грешниках, то представляем себе совсем уже праведника и ужаснейшего грешника - какого-то насильника, убийцу и т д , погрязшего в своей мерзости, не хотящего никакого рая, предпочитающего милый его грешному сердцу ад. Мы люди милосердные и никого тащить силой в Царство Небесное не собираемся Пусть остается там, где ему лучше. Пусть так. Хотя не могу не удержаться заметить, что на концепции "приятного" для грешников ада строится модный ныне сатанизм. Типа того, что, мол, зачем лезть в Рай, если , служа сатане, можно обеспечить себе неплохое место ав аду. Честно сказать, был поражен, когда кто.то из православных форумчан высказал аналогичные мысли. Советую быть поосторожнее.
Но - вернемся. Итак, справа праведники, слева грешники. Теперь представьте границу, е не крайние позиции. Допустим я и мой друг христиане. Ходим в Церковь, участвуем в Таинствах, грешим, но каемся. Или, допустим, жена , мать, сестра - неплохой человек, даже лучше меня, только где-то сомневается. Или не домолилась. Или помыслы допустила. Или еще как-то согрешила. Не сильно. Но денег на подкуп всей "небесной таможни" не хватило. Я прохожу, а друг, сестра, жена, мать остается там, среди козлов, отправляется в ад. А ведь в принципе они были меня не хуже, и вера была, и желание в Рай попасть. Где критерий? Да какой критерий, если сподобляемся мы Царства небесного не за заслуги, а по милости Божией. Так что есть пределы этой милости? Нет? Тогда все спасутся?
> Вообще тяжеловато рассуждать о вещах, которые во-первых, никто никогда не видел, во-вторых, будут происходить в вечности (т.е. времени там больше не будет).
Сергей, вечность - это вроде бы когда наоборот СЛИШКОМ МНОГО времени. Торопиться не куда. Живешь, созерцаешь Бога, Его Творения, разговариваешь со святыми людьми. Не то, что здесь сейчас слушаешь гнустную врань по телевизору и лже-пацифизм... Конечно, живешь в раю, если - ПРАВЕДНИК, если покаялся в грехах... :-)
> Конечно, тяжело представить себе самого себя, находящегося в небытие
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот дароовав, Сергей.
И люди все воскреснут. Нет уже "небытия" как такового.
> Ведь не забудется то, что было на земле. Но это с одной стороны. Но возможны варианты - для одного некий человек - дорогой сыночек, а для другого - сексуальный маньяк-убийца.
Не забудется ничего, и здесь я с Вами абсолютно согласен. Наоборот - проявиться, вылезет наружу такое, о чем мы даже не подозревали, или то, что спрятолось в самых удаленных уголках нашей души...
> Но с другой стороны мы всё равно расстаемся со своими близкими уже здесь, расстаемся - как мы доказываем, плача и скорбя на похоронах, навсегда, хотя где-то в глубигне души мы надеемся на встречу, на то, что смерти нет, но тем не менее только немногие проносят скорбь потери через всю жизнь.
Сергей, Вы отчасти сами отвечаете себе... Грех обновленных людей, которым простил Господь, будет просто как-бы изъят от них. И не будет уже убийцы, а будет просто раскаявшийся грешник, НОВАЯ ТВАРЬ, ибо истинное покаяние действительно меняет человека. Но если убийца не раскается, он там так и останется убийцей, отверженным от Бога, и значит от родных, близких. Покаяние и прощение в свете Божественной Любви, перед Лицом Бога - вот что решит нашу судьбу.
> неужто убийца-помещик, затравивший ребенка на глазах у матери, в пакибытии обнимется и с затравленным мальчиком, и с его матерью?
Если убийце грех прощен, грех как-бы извергнут, отторгнут от него, то убийца - уже как-бы новая тварь. Он может и обняться с затравленным им мальчиком, но как *новая тварь*.
Не верите, что грех может ИЗЫМАТЬСЯ БОГОМ из человека при его покаянии?
Здравствуйте!
Вопрос очень интересный. Вообще тяжеловато рассуждать о вещах, которые во-первых, никто никогда не видел, во-вторых, будут происходить в вечности (т.е. времени там больше не будет). Когда-то мне попалось некое формальное объяснение, которое способно удовлетворить формально, логически.
Все бытие - у Бога, без Бога ничто не существует. То, что существует без Бога - это небытие. Так во всяком случае можно думать об аде. Конечно, тяжело представить себе самого себя, находящегося в небытие (поскольку все употребляемые слова мы употребляем по отношению в объектам существующим, т.е. находящимся в бытии). Поэтому для праведников, которые будут с Богом (а соответственно в Бытии), грешников, находящихся в аду, как бы не существует. Посему и радоваться никто мучениям грешников не может, поскольку их нет.
Объяснение чисто формальное.
Другое дело как быть человеку с его родными и близкими и любимыми, если «один берется, а другой оставляется». Ведь не забудется то, что было на земле. Но это с одной стороны.
Но возможны варианты - для одного некий человек - дорогой сыночек, а для другого - сексуальный маньяк-убийца. И тогда придется задаваться вопросами Ивана Карамазова - неужто убийца-помещик, затравивший ребенка на глазах у матери, в пакибытии обнимется и с затравленным мальчиком, и с его матерью?
Может быть человечество для Бога - такой соборный организм, что ему может лучше войти без руки или без ноги в Царство Божие, чем всё тело будет ввергнуто в геенну огненную? Но как тогда быть с тем представлением, что каждый человек - личность и каждый дорог для Бога?
Но с другой стороны мы всё равно расстаемся со своими близкими уже здесь, расстаемся - как мы доказываем, плача и скорбя на похоронах, навсегда, хотя где-то в глубигне души мы надеемся на встречу, на то, что смерти нет, но тем не менее только немногие проносят скорбь потери через всю жизнь. Так может никаких переживаний и не будет, поскольку каждый будет на Страшном Суде перед своим Богом стоять и падать?
Анна, вопрос этот все-таки тонкий... "Традиционного ада" может и не быть, но может быть - "нетрадиционный". Есть же еще и мытарства!
Чем больше воцерковляешься, тем больше понимаешь, что достоин именно ада, все больших и больших пыток. И вот - вот, иногда кажется, бесы во время молитвы начнут царапать спины сзади, постоянно стараются отвлечь всем, чем ни попадя от нее. Без Бога грешники прямо сейчас были в их абсолютной власти!
Итак, с другой стороны, воцерковляясь, одновременно чувствуешь все больше и больше и любовь, и милость Господа Бога. Достоверно известно, что эта милость Божья простирается во времени ДО ГРОБА ЧЕЛОВЕКА. А дальше - мытарства, частный Суд, Страшный Суд. Самое страшное, на мой взгляд - последнее. Не прошедший мытарств может так и не увидеть Бога до Страшного Суда...
Сочинения же отца Андрея, конечно, проливают бальзам на душу, успокаивают, дают НАДЕЖДУ, и закоренелым грешникам. Но важно же не слишком расслабляться. :-)
Сейчас вот думал насчет того, что Страшный Суд будет в некотором смысле "аппеляцией" для грешников. Да, может быть, это сказано "мягко". Но с какой стороны на это посмотреть...Осознает ли душа умершего после всех мытарств, пыток в аду с бесами, что нужно воспринять Христа, отвергнуться себя или озлобится еще больше?
Спасибо за поправку.
А насчет справедливости - думаю никакого противоречия между Вами и о.Андреем нет. Вы же сами употребили термин "Божественная справедливось", она отличается от человечского понятия справедливости, о котором и пишет о.Андрей пишет.
"Человек достоин только ада и никак не менее, если он не достоин Небес"
Иеромонах Серафим (Роуз)
вывод о необходимости всеобщего спасения... апокатастасис... Ой, на какие вопросы мы замахнулись! Только о чем бы мы ни спрашивали, что бы ни отвечали - разве в нашей компетенции решать эти вопросы? За гробом нет покаяния, и участь грешника может быть облегчена лишь по молитвам - мы все это знаем. А если грешника, с его черной от грехов душой, - да в рай (грешника нераскаявшегося)? Как говорил Свт. Феофан Затворник, он там будет, как эфиоп среди убеленных, и рай для него станет адом. Не сможет тот, кто был богоборцем и богоненавистником, пребывать в раю с Богом."Введите вы в круг людей высшего тона человека-простеца, - для него пребывание среди них будет настоящая пытка. То же должен испытывать и грешник, если неочищенным втянуть его в рай... Господь милосердый всех готов простить, только покайся и прибегни к Его милосердию. Но невозможно помилование тех, которые упорно противятся Богу".
И еще... Не помню, кто из Св. Отцов написал слова, поразившие и взволновавшие меня в свое время до слез, но сказано было, что праведникам, радующимся с Господом,после Страшного Суда будет даровано забвение о грешниках, мучающихся в аду. Представить это трудно и больно по меркам земной жизни. А как это действительно будет - Бог веси.
С уважением. С.М.
Здравствуйте, Анна.. Здравствуйте, братья и сестры
Поскольку вновь указывается ссылка на статью о.Андрея "Страшный Суд" позволю обратить Ваше внимание на следующий факт:
Цитата из статьи:
"В Евангелии притча кончается иначе: едва разглядев вдали возвращающегося сына, еще не зная, зачем он идет, еще не услышав ни слова раскаяния, отец выбегает навстречу и велит приготовить праздничный пир…"
Цитата из Евангелия:
"И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!" (Луки 15:20-23).
Сжалился и пал на шею и целовал сына отец ДО покаяния сына, а вот повелел рабам - ПОСЛЕ.
Вывод: Даже статьи многоуважаемого о.Андрея нужно читать внимательно.
А слова К.С.Льюиса: "Разве боги не справедливы? – Конечно, нет, доченька! Что бы сталось с нами, если бы они всегда были справедливы?" мне не кажуться православными. Как я уже писал, я считаю, что Божественная справедливость и Божественное милосердие существуют не во взаимовытеснении, а во взаимоисполнении.
С любовью и уважением Александр Битков.
о.Александр, на тему наказаний грешников хочу еще посоветовать посмотреть статью о.д.Андрея - http://www.trimo.com/foma/n8/3.htm
В одной из своих лекций о.Андрей говорил, что много внимания уделял изучению образов ада в писаниях свв. отцов. Не могу привести цитату дословно, но получается примерно так - традиционного ада и рая сейчас нет: рай разрушен после грехопадения Адама, ад разрушен после Воскресения Христа. Так что тут есть о чем подумать :)
Может быть о.Андрей не откажется высказаться в этой теме?
//Советую прочесть К.С.Льюиса "Расторжение брака", в библиотеке wco.ru имеется. //
Осторожно, иподиакон забодает! Читать можно только Октоих (с пяти лет) и, в крайнем сучае еще и Минею.
А все остальное - масонство!
Признаться честно, Елена, у меня в свое время тоже были серьезные вопросы к К.Льюису, особенно к указанному Вами произведению, хотя и не в такой мере, как у уважаемого о.Виктора (иподиакона Виктора Заводова).
Мне кажется, практически любое литературное произведение рисует все же весьма грубую картину по сравнению с реальным положением вещей. Автобусы, ходящие из рая в ад, в прямом или переносном смысле, представить очень трудно человеку с естественно-научным складом ума, поверьте. Хотя это, возможно, моя личная проблема.
Здравствуйте, Александр Леонидович.
Спасибо за предупреждение. Клириков боятся - на форум не ходить.
Что бы не засорять тему отвечу Вам в "Огласительной литературе" (3052).
С любовью и уважением Александр Битков.
//Наверное все читали А.Беляева "Человек - амфибия". //
Осторожно, Александр!
Вот обвинит Вас новосибирский иподиакон в чтении сатанинско-масонской литературы и начнет выспрашивать - бываете ли Вы Церкви - хоть раз в году на Пасху. Читать можно только Октоих! И детей на нем воспитывать.
А Беляев - точно масон. И намекает не на то. Вот возьмут наши дети и начнут вместо Евангелия "Ихриандром" зачитываться. А там уже и до проституции с наркоманией недалеко. Караул!
> Наверное все читали А.Беляева "Человек - амфибия". Ихтиандр любит Гутиере, но его легкие погибли, он не может быть с ней. Справедливо теперь и милосердно уйти ему в море. И быть без любви.
Благословите, о.Александр.
Мне кажеться сначала хорошо бы разобраться с проблемой сфкры действия Божественной справедливости и Божественного милосердия.
Человеческие справедливость и милосердие взаимно не проникают.Что справедливо не может быть милосердно, а где милосердие убывает справедливость
Не так Божие. Милость Божия справедлива, а справедливость - милосердна. Полное взаимопроникновение.
Наверное все читали А.Беляева "Человек - амфибия". Ихтиандр любит Гутиере, но его легкие погибли, он не может быть с ней. Справедливо теперь и милосердно уйти ему в море. И быть без любви.
Как бы плохо не было грешнику в геенне огненной, ему все же лучше, чем если бы он оказался в Царствии Небесном. Пока я вижу все как через туманное стекло рассуждать трудно, но кажеться мне, что ни радости от свершившийся справедливости, ни сожаления от недостатка милосердия Божия мы не проявим. Но восславим всемогущество, милосердие и справедливость Божии, которые ничуть не утесняют друг-друга, а одно в другом раскрываются во всей полноте.
Еще бы хотел добавить. Это, конечно, только гипотеза...
Отношения между грешниками и праведниками (если они в той или иной мере состоятся) будут напоминать отношения между нормальными и психически больными людьми.
грешник, одержимый страстями, будет на следующей ступени просто как неизлечимый пациент клиники им. Кащенко, одержимый всякого рода "греховными" страстями: страстью наживы, прелюбодеяниями, желанием уничтожения и так далее.
Диалог между праведниками и грешниками будет просто невозможен. Как Иисус казался для фарисеев и первосвященников врагом, так и праведники будут для грешников врагами. Будт шарахаться от них...
Да, милосердие к грешникам, наверно, будет, но милосердие, вряд ли большее, чем врачей к неизлечимому душевно-больному пациенту.
Попрубую кое-что добавить к уже высказанным мнениям, хотя вопрос уже почти и так ясен.
Человека, которому будет нравиться пребывать в аду, оттуда вряд ли чем "вытащишь". Грешник, нераскаявшийся и так и не узнавший о Боге на Земле - ДУХОВНЫЙ СЛЕПЕЦ, духовный урод (в смысле - калека), наверно, также НЕ СМОЖЕТ НАЙТИ и рай в следующей жизни.
Евангелие от Матфея, гл.5
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой
Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они -- слепые вожди слепых; а если слепой ведет
слепого, то оба упадут в яму.
... Упадут в яму - то есть в ад? ....
> Ведь куда ни смотри, а праведники будут радоваться с Господом, а грешники же мучаться в аду. А как можно вообще радоваться, да еще праведнику, если в это время кто-то мучается?
так что, возможно, нераскаявшиеся, отвергнувшие Бога грешники праведников ПРОСТО НЕ НАЙДУТ, равно как и Бога...
Я думаю, проблема в том, что мы все время почитаем себя мудрее и милосерднее Господа - тот самы знаменитый карамазовский "возврат билета" - повторяется вновь и вновь! Хотя от священника это странно слышать.
Думаю, нужно взглянуть на этот вопрос по-другому - Господь уважает свободу человека - даже если человек и выбирает свободц без Бога. Вспомним речение, что все запоры на адских воротах - изнутри. Все, кто пребывают в аду - хотят там быть! Если человек всю жизнь живет во тьме - у него атрофируются органы зрения и свет для него мучителен. Так что ад - это тоже проявление милосердия Божия.
А как праведники будут радоваться и проч. - это тайна, которую не разрешить нашим земным психологизмом. И, думаю, не стоит в нее и вдаваться.
А апокатастис был осужден именно потому, что он лишает человека свободы и вводит детерминизм - хочешь, не хочешь, а спасешься! За шиворот в рай приволокут!
Думаю, радость о Господе и печаль о заблудших братьях друг другу не противоречат. "Быть поэтом - это самая печальная радость", и то же можно сказать о Святых. Иногда я даже чувствую это, но словами выразить точно не получается...
А знаете, я не уверен, что это такой уж "краеугольный" вопрос в смысле - что будет там и кому? Вот как-то резануло меня в последнем выпуске "Русского дома" - сюжет, где рассказывается про одного благочестивого нашего современника и все бы хорошо кроме последних слов, эдаким прочувственно задушевным голосом произнесенных: "Вот так он живет и готовится к вечной жизни..." Так вот, разве Христианский образ жизни есть в первую очередь подготовка? Разве не здесь и сейчас мы выбираем между раем и адом в каждую напряженную минуту нашего бытия... Разве не из всякого момента, прожитого в актуализации духовных сил происходит выхот в вечность, о которой обетовано Тайновидцем "и времени больше не будет"... Разве святые на высотах бесстрастия и боговидения не начинают жить как бы вне времени. Так вот думается мне, что чем меньше мы готовимся, и уж если совсем неподобающе, начинаем определять близких дальних туда или сюда, так вот чем менее выражена в нас "подготовка" тем более интенсивна настоящая жизнь, тем больше мы становимся уже здесь причастниками Вечности...
Да...
Вопрос краеугольный. Я его задавал не раз и не только себе самому...
Сейчас я, все-таки, думаю что он остается без ответа в обычном слове (с мал.буквы) до дня Господня. Да, мы верим в Спасителя Всеблагого, безгранично милосердного и надеемся на спасение и свое и других грешных людей... Но ведь есть и прямые слова в Писании.
А как же быть, когда эти "кандидаты" в ад или ты сам или близкие тебе?.. Возликовать? Что же это за "ликование"...
Не раскрыто это нам пока. (Мне, по крайней мере.)
А приблизиться к ответу мы можем лишь все большим вхождением в Любовь и Свет, отказываясь потихоньку от "самости" и без трусости доверившись Господу.
Эк как Вас зацепило, адолюбивый, Вы наш (простите ради Бога за ерничество) И нет в этом утверждении никакой логики, во всяком случае не больше логики чем в представлении о переполненном аде. И не догматический это тезис вовсе, а скорее упование на милость, взыскующую погибших. Имени автора этой фразы я не знаю, просто слышал где-то и показалась мне она доброй что ли... Ну сели хотите авторитеных православных мнений, пожалуйста. "Милость превозносится над судом" "Не называй Бога справедливым, если бы Он был справедлив, мы бы давно уже были в аду" "Никого из живущих не дерзну осудить, отправляя их в ад". Не, доктрина апокатастазиса представляется мне именно логичной, а в высказывании этом, вызвавшем неприятие Ваше, больше чувства, я бы назвал это духовной интуицией. Впрочем, возможно я не прав, мне это свойственно :-)
Человек, который это сказал не имеел ни малейшего понятия о духовной жизни. Наверное, был какой-нибудь философ или богослов-теоретик. Кто это сказал-то, назовите пожалуйста имя этого "тонкого духовного мудреца" ?
То, что ад пуст, это чисто логическое заключение, за которым не стоит никакой духовной мудрости, не говоря уже о тонкой. Цепь рассуждений здесь такая: Бог безконечно благ + Ад существует => Как может всеблагой Бог отправить кого-то в ад ? => Конечно, не может, следовательно => ад пуст.
Чистая логическая цепь + критический недостаток информации (в данном случае, духовного рассуждения) => Ложный вывод.
Хотя, я уверен, у этого вывода найдется множество сторонников, поскольку он чрезвычайно удобен и утешителен. Ведь какая прелесть -- надо себя в чем-то заставить на доброе дело (а очень не хочется) -- и тут же можно себе сказать: "Ааа, в следующий раз. Все равно ад-то ведь пустой, значит все все равно спасутся. Так что ничего страшного что возможность упущена"
Логика человеческая ВСЕГДА служит страстям. И если чего-то очень хочется, под это что-то ВСЕГДА можно подвести логическую основу, и порой очень основательную.
Уважаемый Александр.
Я хочу отметить разницу между двумя взглядами (упрощённо).
Первый - так учат Свидетели Иеговы - наступает "День оный брани Бога Вседержителя". Нечестивые навеки погибают, праведники - остаются в живых. Начинается новая жизнь.
Второй - так учат православные - наступает "Конец света"... Праведники идут блаженствовать навечно в небесный рай, нечестивые идут мучиться навечно в огненный ад.
А как говорит Писание?
Не раз в человеческой истории уже были случаи, когда Бог из-за вопиющего нечестия людей активно вмешивался в земные дела и... уничтожал нечестивых (потоп, Содом и Гоморра...), но спасал при этом праведных (Ной, Лот...)
И это всё нам в Писании описано не просто так. Так будет и в будущем. Наступит день, когда "нечестивые будут истреблены с земли, а праведные пребудут на ней".
Именно поэтому я считаю, что первый взгляд верный.
Ну а самое главное - нет никакой нужды Богу уничтожать в Армагеддоне человека, у которого в сердце есть хоть зернышко правды! Лишь бы мы не растеряли эти зёрна и сохранили хоть одно...
Еще раз прошу простить - я почувствовал упрек - за то, что мы так "разделались" с Вашей темой...
С уважением,
Сергей
25 сентября 2023 в 15:48
— Андрей Бузик
13 сентября по старому стилю / 26 сентября по новому стилю
вторник
Седмица 17-я по Пятидесятнице. Глас 7.
Поста нет.
Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме ... читать далее »
25 сентября 2023 в 04:59
— Андрей Бузик
Седмица 17-я по Пятидесятнице
Понедельник. О полноте света и полноте тьмы
Мк.10:46–52
Еф.1:22–2:3
У апостола Павла был удивительный дар: говорить о неизреченном, говорить кратко и исчерпывающе. И для ... читать далее »
24 сентября 2023 в 07:57
— Андрей Бузик
Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти.
Преподобный Ефрем Сирин
Помни, что грех исповеданный уменьшается,
а грех неисповеданный становится больше.
Свт. Иоанн Златоуст
Нередко бывает, что ... читать далее »
23 сентября 2023 в 04:53
— Андрей Бузик
Греческий император Аркадий1, умирая, оставил после себя восьмилетнего сына Феодосия и трех дочерей - Пульхерию, Аркадию и Марину. Пульхерия, бывшая по годам старше брата, отличалась разумом и ... читать далее »
21 сентября 2023 в 07:27
— Андрей Бузик
Мы видим сегодня новорожденную Девочку и понимаем величие любви Божией. Слышим плач малого Ребенка и учимся неизреченной премудрости Троицы. Смотрим на человеческое Дитя и сквозь слезы видим, как ... читать далее »
19 сентября 2023 в 05:50
— Андрей Бузик
Архангел Михаил имел особое почитание во Фригии, где близ города Иераполя находился посвященный ему храм. Язычники решили уничтожить православный храм, соединили вместе две горные реки и пустили ... читать далее »
16 сентября 2023 в 06:54
— Андрей Бузик
храмы на закате
— Это жизнь меня наказала! - Борис размазывал по лицу пьяные слёзы, а также, извините, сопли и слюни.
Вот такая неэстетичная картина предстала моему взору в 7.30 утра на пороге ... читать далее »
13 сентября 2023 в 06:57
— Андрей Бузик
Евангельские заповеди – это не что иное, возлюбленнейшие братья, как божественные наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры, пища для укрепления сердца, кормило для ... читать далее »
26 августа 2023 в 05:15
— Андрей Бузик
В наследии преподобного Максима Исповедника страстное начало в человеке, с одной стороны, характеризуется как овладевающее нами и властвующее в нас начало греха. Такая страстность возникла в Адаме как ... читать далее »
18 августа 2023 в 09:38
— Игорь Афонин
Освящение памятника Сталину
Андрей Кураев сообщил, что памятник Сталину освятил православный священник:
https://diak-kuraev.livejournal.com/4182883.html
Об этой исторической и духовной ошибке ... читать далее »
24 сентября основная группа российских альпинистов из экспедиции Клуба "7 Вершин", поднялась на Манаслу, был установлен и рекорд России. Это не первые восхождения в сезоне на этом ... читать далее »
Глубинный чемпионат мира по правилам AIDA 2023. Выдающийся день состоялся сегодня! Снова мировой рекорд установил Алексей Молчанов, нырнув на 123 метра за 4 минуты и 33 секунды, хоть и гораздо ... читать далее »
25 сентября 2023 в 07:59
— Андрей Бузик
Мы прекрасно помним восторженные строки Пушкина, посвященные осени. Многие любуются этим временем года, испытывая эмоциональный подъем. Но есть и те, кого красота осенней природы вовсе не восхищает. ... читать далее »
24 сентября 2023 в 13:22
— Владимир Лучит
***
Как тайна тех островитян, что величаво-молчаливые колоссы
Хранят, незыблемы средь океанских волн, на протяжении веков,
Едва ль не все не окончательными меж людьми ответы на вопросы
Лишь, как ни ... читать далее »
24 сентября 2023 в 06:54
— Андрей Бузик
Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве
Мф. 15:21–28 (62 зач.).
Нельзя ощутить сладости добра без постоянства в добре. Ибо на пути к добру сперва встречается ... читать далее »
22 сентября 2023 в 16:37
— Сайко Александр Александрович
Аборт и его последствия.
Аборт - искусственное прерывание беременности, заключающееся в расчленении на части без анестезии живого младенца в материнской утробе.
http://theme.orthodoxy.ru/abort/ читать далее »
21 сентября 2023 в 07:16
— Андрей Бузик
Рождество Богородицы.
Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Вся прекрасна ты, ближняя моя, и порока нет в тебе! Пленила ты сердце Наше, сестра моя, невеста! Единственная – она, ... читать далее »
19 сентября 2023 в 01:35
— Андрей Рыбак
Преображение Господне
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон ... читать далее »
16 сентября 2023 в 05:48
— Андрей Бузик
1918 год, город Верный (Алма-Ата) Ташкентской епархии. По всему городу тянется многолюдный крестный ход – с иконами, хоругвями, сопровождаемый колокольным звоном, с молитвой о прекращении войны, ... читать далее »
10 сентября 2023 в 20:14
— Фокин Сергей
1. СОБРАНИЕ-СОВЕЩАНИЕ В ЧЕТВЁРТОМ УДЕЛЕ БОГОРОДИЦЫ
2. НА ФОНЕ СОВРЕМЕННЫХ СОБРАНИЙ РПЦМП
3. КОЛЕЙДОСКОП ИДЕЙ И МЫСЛЕЙ ДИВЕЕВСКОГО СОБРАНИЯ.
4. ПРОМЫСЕЛ О ГРЯДУЩЕМ ЦАРСТВЕ В ПРОРОЧЕСТВАХ
5. ПРОРОЧЕСТВА ... читать далее »
25 августа 2023 в 06:13
— Андрей Бузик
Старец-затворник гефсиманского скита иеросхимонах Александр
Иеросхимонах Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием ... читать далее »
14 августа 2023 в 19:26
— Андрей Бузик
14 августа – начало Успенского поста, посвященного Божией Матери. Это самый короткий пост в году, он продлится две недели и закончится праздником Успения Пресвятой Богородицы 28 августа
Собор Успения ... читать далее »
В Красноярске 24 сентября проходит финал Кубка России по скалолазанию в олимпийском двоеборье. Трофей разыгрывается впервые. Утром за него поборолись сильнейшие женщины. 8 финалисток были определены ... читать далее »
23 сентября в Тольятти на базе яхт-клуба "Дружба" завершились крупнейшие парусные регаты чемпионат России в олимпийских классах и чемпионат России в классе Европа. На субботу были запланированы ... читать далее »
25 сентября 2023 в 06:40
— Андрей Рыбак
Афонский старец Гавриил.
Старец Гавриил Афонский об искушениях. Новое видео на Рождество Богородицы. читать далее »
24 сентября 2023 в 08:24
— Андрей Рыбак
Байкал
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
День памяти прп. Силуана Афонского
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; ... читать далее »
23 сентября 2023 в 05:09
— Андрей Бузик
В человеческом мозге около 90 млрд нейронов. Это узкоспециализированные электрически возбудимые клетки. Они выполняют три основных функции: воспринимают и преобразуют стимулы из внешней среды, ... читать далее »
22 сентября 2023 в 05:09
— Андрей Бузик
Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин) семилетним отроком был отдан в обучение иноку, а в 20 лет сам выбрал путь монашеского подвига. Был пострижен преподобным Пафнутием Боровским и жил в его ... читать далее »
20 сентября 2023 в 05:28
— Андрей Бузик
20 сентября мы празднуем день памяти великого Оптинского старца Макария. Жизнь преподобного глубоко назидательна для нас, современных людей. Какие же уроки мы могли бы вынести из жития старца?
Родные ... читать далее »
17 сентября 2023 в 08:49
— Андрей Бузик
Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна
Южная Сибирь — терра инкогнита азиатской части России. Горные хребты и живописные долины, дремучая тайга и бескрайние степи — все эти ... читать далее »
15 сентября 2023 в 05:42
— Андрей Бузик
В настоящее время становится очевидным, что Россия не просто ведет СВО на Украине, но вступила в период экзистенциальных войн – длительной вооруженной борьбы за свое существование: за право быть самой ... читать далее »
3 сентября 2023 в 15:42
— Андрей Бузик
Сегодня, 21 августа / 3 сентября, Православная Церковь чествует Светописанный образ Божией Матери (слово «светописание» – калька с греческого слова «фотография»). Появление этого образа связано с ... читать далее »
21 августа 2023 в 21:33
— Игорь Афонин
Люди молятся не только о Владимире Путине, но и о его соратниках.
Где-то в блогах промелькнуло о том, что среди силовиков внутри России есть инициатива сместить Шойгу и Герасимова, и активизировать ... читать далее »
7 августа 2023 в 06:42
— Андрей Бузик
Рыба — полезное и необходимое блюдо в нашем рационе. Только не все умеют ее готовить правильно, чтобы это было действительно вкусно и полезно. Сегодня в нашей постоянной рубрике монастырских рецептов ... читать далее »
Как живут триатлеты? Что едят? Чем гордятся больше всего? Как тренируются и отдыхают? Новый спецпроект Федерации триатлона России "По домам" в стиле той самой культовой передачи 90-х на MTV. Это ... читать далее »
Россиянка Анастасия Рубцова стала третьей на гонке Gorbeia Suzien в Стране Басков. Забег является частью Skyrunner World Series. Россиянка уступила пять минут победительнице, которая смогла установить ... читать далее »