Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Иконография. Символика образа. / Архимандрит Зинон: безгласная проповедь Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые сверху | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Архимандрит Зинон: безгласная проповедь
Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #32581
Сообщение: #3063867
25.09.08 03:41
Ответ на #3060908 | Артёс Тасалов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить



МОНИТОРИНГ СМИ: Новая работа знаменитого иконописца.

Архимандрит Зинон, по приглашению епископа РПЦ МП Илариона (Алфеева), расписал Никольский собор в Вене



Архимандрит Зинон расписал Никольский собор в Вене



О том, что в Вене есть русский православный храм, до недавнего времени знали даже не все жители города, но теперь он отмечен во всех путеводителях как особая достопримечательность столицы Австрии. Завершается архитектурная реставрация храма, а его интерьеры уже украсили росписи и иконостас работы архимандрита Зинона (Теодора).

Никольский храм в Вене был построен в 1890-е годы в традициях древнерусского зодчества по проекту архитектора Григория Котова, строительные работы велись архитекторами Джакомелли и Румпельмайером. Закладка его состоялась в 1893 году, а через шесть лет архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский) уже совершил освящение собора. Верхний храм был освящен во имя св. Николая Мирликийского, нижний – во имя св. Александра Невского.

Это величественное пятикупольное здание, центральный купол которого поставлен на шатровый барабан, что придает храму пирамидальный силуэт. Стены красного кирпича украшены белокаменными деталями и полихромными изразцами. На фронтоне великолепного крыльца с широкой каменной лестницей – мозаичная икона Воскресения Христова работы Федора Бруни. Храм вносит жизнерадостный аккорд в архитектурный ансамбль Вены.

В 1999 году русский собор в Вене отпраздновал свое столетие. Сегодня его приход составляют не только русские эмигранты и выходцы из бывшего Советского Союза, но также австрийцы, немцы, сербы, румыны, люди множества разных национальностей.

В 2003 году Венскую и Австрийскую епархию возглавил епископ Иларион (Алфеев). С его назначением в жизни прихода открылась новая страница. Сразу же после приезда владыки в храме начались масштабные реставрационные работы. Осенью 2006 года епископ Иларион пригласил выдающегося иконописца архимандрита Зинона (Теодора) расписать храм.

Архимандрит Зинон расписал Никольский собор в Вене...


Имя этого мастера не нуждается в рекомендациях. Он работал в Псково-Печерском монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре, восстанавливал Свято-Данилов монастырь, работал во многих городах России, а также в Финляндии, Бельгии, Италии.

Работа над росписью венского храма шла около двух лет – с ноября 2006 года по сентябрь 2008 года. Архимандрит Зинон работал вместе с целой бригадой иконописцев из России, среди которых были Евгений Малягин, Антон Кушаев, Илья Иванишин, Александр Мысык, Василий Соколов, Анна Каширина. С ним также работали Ярослав и Иоанна Якимчуки из Польши и Татьяна Шиловская из Австрии. Теперь храм обрел не просто новый вид – его росписи можно смело назвать выдающимся произведением современного церковного искусства. Когда вы входите в храм, вас охватывает чувство восторга: словно перед взором распахивается небо, вы созерцаете образы горнего мира.

Сложное внутреннее пространство храма св. Николая потребовало неординарного композиционного решения. И архимандрит Зинон блестяще справился с этой трудной задачей. Голубой фон, светлый колорит росписи, четкое членение на ярусы, крупный масштаб композиций и свободно стоящих фигур – все это создает впечатление ясности, чистоты и свободы. Изящные орнаменты и декоративные детали придают храму нарядный вид. Но главное – роспись глубоко продумана с богословской точки зрения и тесно связана с богослужением.

В куполе размещена композиция "Сошествие Св. Духа на апостолов". В алтарной апсиде – образ Христа-Пантократора. И коностас начала ХХ века, сохранившийся со времен постройки храма, закрывает алтарную арку на две трети ее высоты, оставляя видимым глазу образ Спасителя в апсиде. Перед ним оказываются и священники, стоящие в алтаре, и миряне, молящиеся в храме, тем самым образ Христа объединяет народ Божий в соборной молитве. В алтаре изображены также пророки, святители, сцены истории Авраама, в которых пророчески раскрывается смысл Евхаристии, главного таинства Церкви.

На стенах изображены евангельские сюжеты – земная жизнь Христа окружает молящихся в храме, делая их свидетелями спасительных событий и причастниками Царства Божия. Фигуры святых в полный рост в нижнем ярусе показывают, что они незримо присутствуют рядом с нами, совершая литургию вместе с земной Церковью.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Архимандрит Зинон расписал Никольский собор в Вене


Поражает стилистическое единство росписи. Заданный мастером стиль выдержан иконописцами безупречно. Ориентированный на классические образцы русской домонгольской и балканской иконописи, – спокойный, гармоничный, благородный – этот стиль очень созвучен нашему времени, требующему глубины и ясности свидетельства. Это поистине уникальное произведение монументальной живописи.

В нижнем храме, также обновленном в ходе недавнего ремонта, по проекту архимандрита Зинона сооружен новый иконостас, выполненный из трех видов мрамора. Иконы для него были написаны еще в России: образы торжественно великолепны и по стилю также близки домонгольской традиции. И в иконах, и архитектуре иконостаса торжествует классика – безупречность пропорций, точность рисунка, благородство цвета. Это поистине шедевр церковного искусства.

В декабре этого года запланирован визит в Вену Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. К этому времени все реставрационные и ремонтные работы должны быть завершены.

А что же архимандрит Зинон? Иконописец не сидит без дела. Закончив роспись венского собора, он отправился дальше, теперь – на Афон, где греки заказали ему роспись храма в монастыре Симона Петра. Возможно, к Пасхе эта роспись будет готова, и мы сможем рассказать читателям об очередной работе выдающегося российского иконописца.

Александра Стрельцова

"НГ-РЕЛИГИИ", 17 сентября 2008 г.



Максим Ю. Д.

православный христианин

Тема: #32581
Сообщение: #3066382
29.09.08 13:23
Ответ на #3023776 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В Пскове идет уничтожение творческого наследия современного православного иконописца архимандрита Зинона (Теодора), сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".

Верхний ряд иконостаса Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора Пскова изъят и отправлен в Москву неизвестному адресату. Нижний ряд в настоящий момент, с благословения митрополита Евсевия (Савина), "переписывается" масляными красками местным богомазом Александром Молдаваном. Серебряная басма, которой был отделан весь иконостас, исчезла и судьба ее в настоящий момент неизвестна.

Напомним, что придел был спроектирован и расписан самим мастером с благословения митрополита Владимира (Котлярова), ныне Санкт-Петербургского.

Подобные инициативы предпринимаются и в Псково-Печерском монастыре. Архимандритом Зиноном там расписаны три храма – Корнилиевский, за который иконописец был удостоен Государственной премии, Покровский и выстроенный самим Зиноном деревянный храм "на Горке".

Все перечисленные объекты, находящиеся в распоряжении Псковской епархии РПЦ МП, закрыты "на ремонт", и доступ в них возможен лишь "с личного благословения владыки". Однако, по словам нанятых для разных нужд рабочих, в них "художники делают что-то с иконами и стенами".

Источник: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=65312&cf


Максим Ю. Д.

православный христианин

Тема: #32581
Сообщение: #3066385
29.09.08 13:27
Ответ на #3023776 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В Пскове идет уничтожение творческого наследия современного православного иконописца архимандрита Зинона (Теодора), сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".

Верхний ряд иконостаса Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора Пскова изъят и отправлен в Москву неизвестному адресату. Нижний ряд в настоящий момент, с благословения митрополита Евсевия (Савина), "переписывается" масляными красками местным богомазом Александром Молдаваном. Серебряная басма, которой был отделан весь иконостас, исчезла и судьба ее в настоящий момент неизвестна.

Напомним, что придел был спроектирован и расписан самим мастером с благословения митрополита Владимира (Котлярова), ныне Санкт-Петербургского.

Подобные инициативы предпринимаются и в Псково-Печерском монастыре. Архимандритом Зиноном там расписаны три храма – Корнилиевский, за который иконописец был удостоен Государственной премии, Покровский и выстроенный самим Зиноном деревянный храм "на Горке".

Все перечисленные объекты, находящиеся в распоряжении Псковской епархии РПЦ МП, закрыты "на ремонт", и доступ в них возможен лишь "с личного благословения владыки". Однако, по словам нанятых для разных нужд рабочих, в них "художники делают что-то с иконами и стенами".

Источник: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=65312&cf

Иконостас работы архимандрита Зинона будет возвращен в придел псковского храма св. Серафима к 15 января 2009 года
Портал-Credo.Ru разместил информацию о том, что в Пскове уничтожается творческое наследие современного православного иконописца архимандрита Зинона (Теодора). За комментарием корреспондент ПсковИнформбюро обратился к протоиерею Иоанну Муханову, настоятелю Свято-Троицкого Кафедрального Собора Пскова...

По поводу того, что «верхний ряд иконостаса Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора Пскова изъят и отправлен в Москву неизвестному адресату», собеседник агентства сказал следующее: «Все это полное вранье. Весь смысл в том, что нижний предел в Соборе был напитан влагой, когда было запущено отопление, то иконостас претерпел некоторые изменения, пострадали иконы, и их сегодня мы отремонтировали и даже не в Москве...»

«Полной чушью» назвал протоиерей и то, что «нижний ряд иконостаса в настоящий момент, с благословения митрополита Евсевия (Савина), "переписывается" масляными красками местным богомазом Александром Молдаваном, а серебряная басма, которой был отделан весь иконостас, исчезла и судьба ее в настоящий момент неизвестна». «Никто ничего не переделывал. Басма, во–первых, была не серебряная, а просто медная, прибита ржавыми гвоздями. А вот сейчас, например, устанавливается на этих иконах серебряная басма. В помещении проходила реставрация просто необходимая».

Собеседник агентства высказал предположение, что иконостас «архимандритом Зиноном был написан, может быть не для этого помещения, потому что основа была слабенькая, поэтому и пострадали иконочки».

Троицкий кафедральный собор не отапливался 300 лет, пять лет назад в 2003 году отопление было проведено. Троицкий кафедральный собор – памятник федерального значения, входит в ансамбль Псковского Кремля. Начало псковского кафедрального собора (деревянного), согласно древней легенде, относится к X в. и связано с именем княгини Ольги. Строительство нынешнего каменного собора завершилось в 1699 году.

О местонахождении иконостаса о. Иоанн сказал, что он находится в Пскове «практически в Соборе, мастер приезжает и делает». Однако, о том, кто является мастером, собеседник агентства говорить не стал: «Вот это я тоже буду пока скрывать, это наш местный псковский человек. Я ничего не утаиваю, но в данной ситуации нет необходимости что-то рассказывать…»

Имеет ли мастер лицензию на подобные работы? «Да, конечно. Иконостас не имеет никакой исторической ценности. Но человек ювелир, профессиональный мастер. Это же не с улицы человек…»

«Даст Бог, иконостас вернется на место 15 января 2009 года, к престольному празднику прп. Серафима Саровского. Если говорить о климате в храме, то сделанное отопление нормализовало его. Теперь как в любом хорошем помещении иконы можно отремонтировать и хранить. Вся проблема была в том, что была жуткая влажность: и икон, и всего остального – это было плохо, все окислялось, портилось. Такая проблема существовала не только в Серафимовском, но и в главном храме. Главный иконостас является исторической ценностью и, разумеется, к нему будет особенное внимание. Нужны колоссальные средства, чтобы его привести в порядок. Об этом идет разговор уже на государственном уровне».

По материалам сайта ПсковИнформбюро: http://newspskov.ru/



Чукина Анна

православный христианин

Тема: #32581
Сообщение: #3082176
23.10.08 22:31
Ответ на #3063867 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Валентин Константинович,
я к Вам уже 1 раз обращалась за помощью, хочу еще раз попросить.
Я сейчас делаю альбом по современной фреске. Среди других мы публикуем эту роспись архим. Зинона в Вене. Дело в том, что нам нужна фотография мастера за работой и та, что стоит вверху статьи Александры Стрельцовой, нам бы идеально подошла, только нам надо, чтобы она была по размеру не меньше 6х9 см, при разрешении 300 dpi. Если она у Вас есть, не могли бы Вы ее мне выслать на эл. почту: nikolaevaa@mail.ru
Заранее огромное Спасибо!
С уважением, Анна.


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #32581
Сообщение: #3204292
15.05.09 13:50
Ответ на #2774076 | Тасалов Артем Владимирович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

2009-05-15

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА - НЕДЕЛЯ": "По рецептам древних. Иконописец Зинон (Теодор) - о Боге, вере и себе"

ПРОДОЛЖЕНИЕ


Безгласная проповедь

- Казалось бы, иконоборчество давно ушло в прошлое. Однако и сегодня время от времени вспыхивают дискуссии о том, чем же принципиально отличается иконопочитание от идолопоклонства, в чем же суть слов: "не сотвори себе кумира"? Как Вы формулируете для себя ответы на эти вопросы?

- В Ветхом Завете описано, как израильтяне уклонялись в идолопоклонство. Господь через пророков их обличал. Зачем поклоняться мертвому веществу: камню, дереву, золоту? Ведь за идолом никакой реальности нет - это вымышленный бог. Язычники изображали богов, которых никогда не было или они выглядели, как самые обычные люди. Например, когда древние римляне завоевывали какую-нибудь страну, весь пантеон местных богов переходил в Рим. Они считали, что и эти покоренные боги будут им покровительствовать. Как можно верить такому и поклоняться? Икона, хотя и имеет форму видимую, но за ней реальность - воплотившийся Бог.

Ветхозаветный запрет: "Не сотвори себе кумира" до сих пор в силе. Бога изобразить невозможно, потому что Он невидим. Но когда Слово стало плотью, Он стал видимым, а, значит, изобразимым. Почему древние иконопочитатели утверждали, что, если допустить в принципе невозможность изображения Христа, тогда таким образом мы отрицаем реальность Его воплощения? Если Он стал видимым, если Бог стал человеком, разговаривал, общался с людьми, Его можно было потрогать, а после Воскресения Фома даже осязал Его язвы, то, стало быть, Его можно изображать. Но только таким, каким Он явился - в образе Человека. За идолом не стоит никакой реальности, понимаете? А за иконой стоит. Вот и вся разница. Хотя внешне они могут быть похожи.

- Но в католической Церкви существуют скульптурные изображения Христа и святых - мы видели их в Ватикане...

- Это допустимо, вполне. В Византии такие же были. И барельефы. Главное, чтобы отображался Бог истинный, Который существует реально.

Надо заметить, что современное иконоборчество ничего общего с древним не имеет. У ранних иконоборцев были очень серьезные аргументы. Думаю, что даже не всякий сегодняшний священнослужитель - может быть, только единицы - сумеет вам это правильно объяснить. Они не просто говорили "нельзя изображать", а весьма убедительно аргументировали свой запрет. Ересь иконоборчества отвергала почитание священных изображений под предлогом борьбы с идолопоклонством. Она возникла в 20-х годах VIII века при самом активном участии Византийских императоров Льва III и Константина V. Борьба разгорелась нешуточная. Во многом это стало борьбой интеллектуалов.

Вот какой, к примеру, характерный диалог произошел однажды между императором и одним из приверженцев иконопочитания. Император вызвал к себе исповедника и грозно спросил: "Как ты смеешь почитать идолов, ведь ты христианин?" Тот молча достал из кармана монету с изображением императора, бросил на пол и стал топтать ногами. Властитель в ярости набросился на обидчика. "Ну, вот, - сказал тот, - сам-то не терпишь, когда твое изображение попирают, а икону Христа, значит, можно! Так кто же из нас христианин?"

Церкви понадобилось полтора столетия, чтобы осмыслить эту проблему и представить весомые аргументы для опровержения ереси. Простое утверждение, что икона необходима, звучало для иконоборцев абсолютно неубедительно. Эта догматическая проблема рассматривалась в период иконоборческих споров VIII-IX веков, причем спорили о смысле и возможности передачи, представления Божественного естества средствами человеческого искусства.

- Что такое, по-вашему, красота?

- Красота в отвлеченном понятии - вещь довольно размытая, потому что у каждого свои представления о Красоте, чисто индивидуальные. Я же понимаю Красоту как одно из имен Божьих. Есть свод аскетических правил, называемый "Добротолюбие". Что понимать под этим? Я спрашивал у старых монахов, и даже они отвечали по-разному: любовь к добродетели, к добру, доброделание. "Доброта" - слово славянское, и означает Красоту как одно из имен Бога. Значит, любовь к Красоте есть любовь к Богу.

Обилие всевозможной информации в современном мире захлестнуло человека, оно вызвало безразличное, легкомысленное отношение к слову, как устному, так и печатному. Поэтому самым мощным, самым убедительным сегодня становится голос иконы. Слову теперь мало кто доверяет, и безгласная проповедь может принести больше плодов. Образ жизни священнослужителя, каждого христианина, иконы, церковное пение, архитектура храма должны нести на себе печать Небесной Красоты.

...................

- Важно правильно понимать: без Христа, без Божией благодати человек ничего не может. Только к Богу должен обращаться тот, кто в чем-то нуждается. Надеяться исключительно на собственные силы нельзя - тогда в душе не остается места Богу. А сами по себе мы все-таки слабы: как бы ни старались, ничего доброго сделать не сможем. Без Господа мы ничто.

Бог никогда не навязывает человеку Свою благодать, но Он ждет от нас сердечного отклика. Ранее полученные навыки преодолеваются и изживаются тяжким трудом. Духовная жизнь происходит на таких глубинах, которые недоступных внешнему взору, и только Богу они видны. Свою любовь к человеку Господь явил самым совершенным образом - Сам Себя предал на смерть ради спасения человека и ждет от него только ответной любви.

Как уподобиться Христу

- Вот вы - христианин, живете на земле, а для чего? Ваша главная цель: написать как можно больше хороших икон, расписать все возможные православные храмы?

- Иконы, храмы - это не цель, а мое церковное послушание. И дело тут, разумеется, совсем не в количестве. Главная цель у меня, как и у каждого христианина, - уподобиться Христу по мере сил и возможностей.

- Но эта цель - недостижима для человека!

- Да, но стараться ведь надо. Одно из средств на этом пути - аскеза. Ограничение. То, без чего вообще не может существовать христианство, без чего невозможна жизнь в Церкви. Если человек не будет себя ограничивать - он не христианин.

Принципиально со временем ничего не меняется, хотя формы аскезы несомненно уже изменились, в сравнении даже и с XIX веком, не говоря о XIV веке или IV-м. Монашество в таких формах, в каких оно существовало в IV веке, теперь уже невозможно. А если кто-то вздумает это культивировать, я уверен, что это принесет худые плоды. Уже епископ Игнатий Брянчанинов осуждал тех монахов, которые пытались делать каждый день по 300 поклонов, считая, что они совершают нечто великое. Ведь аскетические подвиги у аскетов древности были только средством, и не больше. А средство это было нужно, очевидно, потому, что они были физически очень здоровыми людьми, и им нужно было себя утомлять.

- Пост - одно из таких ограничений. Почему в православной церкви он гораздо строже, чем в католической?

- У нас все строже. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал в V веке, что для римлян посты, которые совершают египетские монахи, непосильны по причинам чисто климатическим. Что же тогда говорить о русских, которые живут много севернее. Ведь наш Типикон (Устав) и все содержащиеся в нем предписания относительно пищи - появились в Палестине, где к началу Великого Поста уже весна, много всякой зелени и витаминов. На севере России в это время ещё зима... Поэтому если кто-то вздумает в точности выполнить предписания относительно пищи в Четыредесятницу, то он едва ли доживет до Пасхи, а если и доживет, то и в церковь идти не сможет. Ведь в течение первых двух дней Первой Седмицы не положено вовсе ни есть, ни пить, в среду - только после Литургии Преждеосвященных Даров разрешается тёплая вода с мёдом и кусок хлеба с солью, в четверг опять ничего не едят и не пьют, в пятницу после отпуста Литургии разрешается варево без елея (постного масла), и только в субботу пища с елеем и с вином, так же и в воскресенье. Во все прочие седмичные дни Четыредесятницы - сухоядение, а рыба - только в Благовещенье и в Вербное Воскресенье. На Страстной седмице такой же пост, как и на Первой седмице. Едва ли кто сможет физически выдержать такой режим, при этом ещё работая и посещая все богослужения, например, в монастыре, где на первой седмице в сутки положено совершать около 300 поклонов (и земных, и поясных вместе).

- Как же быть?

- Дело в том, что прежде люди были физически более здоровы. Если в XIX веке некоторые подвижники, даже среди мирян, могли вообще не есть в течение всех сорока дней поста, вплоть до Пасхи, то сегодня это никому не по силам. Но это телесные ограничения, они могут варьироваться в зависимости от физического состояния человека. К тому же Устав православной Церкви при всей его строгости, делает оговорки: тем, кто немощен; тем, кто стар; тем, кто в пути - им бывает послабление в посте.

А вот соблюдение заповедей: не убий, не прелюбодействуй, не пожелай того, что принадлежит ближнему - такая аскеза, конечно, никогда отменена быть не может, сколько бы столетий ни прошло. Без борьбы с грехом не может быть христианства. Слово "пост" заимствовано из терминологии военных - "стоять на посту". Если вы спросите у человека, считающего себя верующим, но редко посещающего храм и не вникающего глубоко в вопросы веры, он скажет, что поститься - это не есть мяса и прочей скоромной пищи. А если спросите людей церковных, они скажут, что, кроме воздержания в пище, нужно наблюдать за своими мыслями, чувствами; то есть воздерживаться от всяких дурных помыслов, духовно поститься.

Пост - это стояние Церкви в ожидании Христа, а завершается это стояние встречей с Ним в Евхаристии. Жизнь всякого христианина в Церкви становится постом (в глубоком смысле этого слова) - приготовлением и ожиданием. (Тогда не страшен и Страшный Суд!) Пост всегда предшествует Евхаристии; так же и бдения, ночные службы, являются приготовлением к Литургии. Пост - это, прежде всего, сосредоточенное ожидание.

- Отец Зинон, вот молодежь порой говорит: ходили бы в церковь почаще, не только на Пасху, но там очень уж скучно. Но вы-то, когда живете в монастыре, исполняете строгий устав, не чувствуете, наверное, никакой скуки. Почему так?

- Все, наверное, зависит от установки. Я заметил одну вещь: для подавляющего большинства современных людей определяющим в жизни является гедонизм - жажда удовольствий. Однако на то, чтобы жить в свое удовольствие, нужны деньги. Помню, как в Москве на каждом углу можно было увидеть рекламу: "Бери от жизни все!" Вот это в первую очередь и откладывается в мозгах, особенно людей молодых, неокрепших, толком не знающих жизни. Пока есть силы, молодежь пытается взять от жизни действительно как можно больше, но итог зачастую плачевен. Наступает разочарование, депрессия, потеря собственного лица. Реальная жизнь - это все-таки не реклама.

- В таком состоянии остается одно: идти в монастырь?

- Не обязательно. Надо просто жить по Заповедям Христа, и все непременно наладится. На свете много достойных занятий. Завести семью, родить детей, вырастить их - это не меньший подвиг, чем труды в монастыре. Может, даже и больший. Каждый должен выбирать образ жизни в соответствии со своими внутренними духовными наклонностями, потому что Бог благословил и тот, и другой образ жизни. Не надо весь мир превращать в монастырь. Каждый должен сам сделать свой выбор и потом ему следовать.

- Как же "заманить" людей в церковь?

- А и не надо заманивать. Разве в церковь веселиться идут? Когда человек направляется в театр или в кино, он ждет, что увидит или услышит что-то новое. А в Церкви мы собираемся на одно и то же. Там ничего нового не бывает. Раньше христиане собирались в каждый воскресный день, который так и назывался Господним, был днем Евхаристии. В Римской империи это был первый день недели. Седьмым была суббота - выходной, день отдыха и покоя. А с воскресенья неделя начиналась, первый день. Но для христиан это ведь день, когда вспоминалось Воскресение Христа, день Его особого присутствия. Совершалась Литургия, и все причащались тела и крови Христовой. Поэтому позже в Римской и Византийской империи и воскресный день объявили выходным. Христиане регулярно собираются в церкви на Евхаристию - действие, в общем-то, одно и то же. Но для верующих людей это всегда нечто новое.

- Объясните, пожалуйста.

- Христос - вечно живой, и Он никогда не может надоесть верующему человеку. Если люди, христиане любят Христа, значит, каждая встреча с Ним желанна. Христиане чем отличаются в этом мире от прочих людей? Только тем, что искренне любят Христа. А больше ничем.

Конечно, если в церковь зайти, чтобы просто понаблюдать и послушать, то вскоре, после третьего, скажем, раза, это может наскучить. Но так случится, если самому не участвовать в церковном действии, не зажить новой жизнью. В противном случае ничего интересного здесь не найдешь, и тогда действительно лучше отправиться в кинозал или на дискотеку.

По-другому надо...

- Помните свой первый иконостас?

- Конечно, он до сих пор существует в церкви Илии Пророка в Одессе. Еще будучи учащимся художественного училища, я работал с мастерами, которые не владели иконописной техникой. Поэтому делали, что могли, используя повсеместно распространенный тогда живописный академический стиль. Было это, по-моему, в 1972 году.

- От руководства училища вам за это не нагорело?

- Нет, никто тогда ничего не узнал. Потом я и в кафедральном соборе Одессы иконы писал. Так и пошло...

- Вам, как творцу, наверное, сложно выделить какую-то самую главную свою работу. Для вас они все, наверное, как дети. И, тем не менее, какие-то "любимчики" у вас, наверное, есть?

- Дело в том, что, когда я заканчиваю очередную работу, дня через три или чуть больше понимаю: а ведь делать надо было совсем по-другому. Но исправить уже ничего нельзя - что вышло, то есть.

- Какие храмы вы расписывали? Давайте попробуем составить перечень хотя бы основных ваших работ.

- В 1976 году я поступил в Псково-Печерский монастырь, весьма богатый своими иконописными традициями, стал монахом. Иконопись стало моим основным служением, хотя поначалу даже там приходилось писать иконы полулегально, потому что это занятие приравнивалось к религиозной пропаганде. Но со временем стало легче. Так вот, самое значимое, из того, что я там написал, это, наверное, иконостасы храмов преподобномученика Корнилия, Покрова над Успенским собором и Печерских святых на горке. Для древнего Троицкого собора Пскова создал иконостас нижнего храма, освященного во имя преподобного Серафима Саровского. Это было уже, кажется, в 1988 году.

- Все эти годы вы из Пскова не выезжали?

- Нет, почему же, приходилось отлучаться - и не раз. В 1979 году патриарх Пимен вызвал меня в Троице-Сергиеву Лавру.

- Почему именно вас? Вы были лично знакомы с патриархом Пименом?

- Так получилось. Патриарх Пимен любил приезжать в Одессу и отдыхать в своей резиденции. При этом непременно посещал кафедральный собор. И вот однажды летом зашел как раз в то время, когда я там что-то писал. С ним был митрополит Одесский Сергий, он тогда и представил меня, совсем мальчишку, патриарху всея Руси. Почему-то Святейший меня запомнил, хотя я еще не был монахом, а просто в свободное от учебы в художественном училище время работал в храме. Ну, а потом, когда потребовалось, Святейший Патриарх Пимен вызвал меня в Троице-Сергиеву Лавру.

- Какие отношения сложились у вас с патриархом?

- Самые доброжелательные. К тому же патриарх Пимен был большим знатоком древней иконописи, также высоко ценил и современных мастеров, которые дерзали работать в византийской стилистике. Таковых, к сожалению, было немного. Славились в то время работы Марии Николаевны Соколовой, тайной монахини, принявшей в постриге имя мученицы Иулиании. Я звал ее матерью Марией... Святая женщина! Она была духовной дочерью святого праведного Алексея Мечёва, многое в Лавре принадлежит ее кисти. При Московской Духовной Академии была создана реставрационно-иконописная мастерская, Соколова ее возглавляла. К тому времени, когда позвали меня, Мария Николаевна была в весьма почтенном возрасте и работать уже практически не могла. Видимо, патриарх Пимен думал, что в какой-то степени я мог бы ее заменить. Возражать не имело смысла, да и не принято у нас перечить старшим, тем более Святейшему. Делай, что велено, это же послушание!..

- Что хорошего удалось вам создать в Троице-Сергиевой Лавре?

- В Троице-Сергиевой Лавре я написал иконостасы приделов в крипте Успенского собора, а также немало других икон. Семь лет жил там. Хотя довольно быстро понял: столичный монастырь не для меня. Слишком шумно, люди толпятся - и так каждый день! Добро бы еще верующие, так в основном туристы - зеваки... Все это страшно отвлекало меня от работы, трудно было сосредоточиться. В конце концов я не выдержал и запросился домой - на более спокойную и милую сердцу Псковщину. Написал прошение патриарху.

Однако Святейший отпускать меня почему-то не захотел. Вместо этого направил восстанавливать Данилов монастырь. В 1983 году разоренную обитель вернули Церкви, и мы стали готовиться к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Там я работал год, больше не смог - Москва не по мне, аляповатый город, до самых печенок достала... Написал второе прошение патриарху, и тогда Святейший меня, наконец, отпустил. Примерно через год меня пригласили во Владимирскую область, где я расписывал церковь святой Параскевы Пятницы. А затем вновь вернулся и работал уже совершенно спокойно в своем Псково-Печерском монастыре, где написал много разных икон.

- Мало кто знает о вашей работе в подмосковном поселке Семхоз, где жил и трагически погиб Александр Мень. Вы сами вызвались расписывать храм во имя преподобного Сергия Радонежского, выстроенный на месте гибели священника?

- Меня пригласил отец Виктор, настоятель этого храма. Пришлось отложить уже начатые дела, но отказаться я, конечно, не мог. Александра Меня я с юности почитаю.

- Вы были знакомы?

- К сожалению, нет. Хотя я и жил буквально в пяти километрах от отца Александра - в Троице-Сергиевой Лавре, но с ним так ни разу не встретился. Зато его книги, например, серию "В поисках Пути, Истины и Жизни", читал с большим удовольствием. Книги издавались за границей и выходили под псевдонимом Эммануила Светлова. Они помогли мне точнее понять церковную жизнь, осознать свою роль в ней. Не все окружающие меня в то время монахи одобряли эти произведения, но я давно привык не ориентироваться на чужие вкусы.

- Но потом все-таки встретились с ним - храм "на крови" душа отца Александра наверняка посещает...

- Храм выстроен неподалеку от места, где 9 сентября 1990 года неизвестные до сих пор душегубы напали на отца Александра и нанесли ему смертельные раны... Это как только себе представишь - мороз по коже. Мне сразу захотелось сделать что-то особенное, и я придумал не совсем привычный для русских храмов иконостас. Древняя традиция - фрески на известняке. Берешь живой камень и кладёшь на него раствор. Живопись выполняется по сырой штукатурке. Весь фокус в том, что штукатурка впитывает краски часа четыре-пять, не больше, поэтому к моменту окончательного высыхания вся работа должна быть завершена. По мелочам еще что-то там допускается, но в целом икону нужно успеть написать. Цейтнот! Но ничего, я вроде справился - шесть икон написал за неделю. Кстати, использовался материал, специально привезенный из Пскова. Есть у нас там прекрасные известняки - долговечные, чистые по цвету... На мой взгляд, получилось то, что надо.

- Расскажите о своих работах в Мирожском монастыре.

- В общих чертах это выглядит так: в своих трудах я все время пытаюсь вернуться к истокам русского христианства. Вот и в Мирожском монастыре начал с храмового пространства: вместо привычного сегодня иконостаса реконструировал дрвнейшую форму невысокой каменной алтарной преграды. И расписал ее фресками в византийском стиле. С помощью итальянских архивов восстановил греческую литургию по древнейшим образцам...

- Расскажите о Ваших зарубежных работах.

- В Крестовоздвиженском храме бенедиктинского монастыря в Шеветони (Бельгия) я создал композицию фресок, среди которых "Христос - Грядущий Судия", "Небесный Иерусалим" и другие. В Ново-Валаамском монастыре в Финляндии - трапезную целиком расписал, во Франции, Германии делал иконостасы, в Италии преподавал в иконописной школе. Расписал верхний храм Свято-Никольского венского кафедрального собора и написал иконостас для нижнего храма.

Святой Дух и апостолы

- Расскажите, пожалуйста, о своей работе в Венском Свято-Николаевском соборе. Ведь это самый величественный храм Московского Патриархата за пределами его канонической территории. Сложные задачи поставил перед вами епископ Иларион (Алфеев)?

- Дело большое и, действительно, непростое. Поначалу, я не больно-то хотел за него браться. Согласился расписывать Венский храм лишь потому, что давно был знаком с владыкой Иларионом.

- А почему не хотели браться?

- Да стар уже, не хочу нервы тратить на всякие глупости. Потому что по опыту своему знаю: договариваться с архиереями всегда непросто. Приходится вступать в бесконечные споры, доказывать свою правоту, тратить на совершенно бессмысленные разговоры уйму бесценного времени - нет, я больше так не могу...

- Но с епископом Иларионом, по-видимому, у вас сложились иные отношения?

- Мы знакомы очень давно. И маму его я прекрасно знаю, она привозила будущего владыку еще двенадцатилетним мальчиком в Троице-Сергиеву Лавру, когда я тогда подвизался. Потом мы встречались и в Псково-Печерской Лавре, неоднократно. Тогда и сошлись. Наши взгляды по основным вопросам церковного искусства совпадают, поэтому с этим человеком мне работается легко и плодотворно, без нервотрепки.

Все время я делаю то, что предлагает мне сама жизнь. По мере сил и возможностей. Венский храм я страшно не хотел расписывать, но потом мне стало интересно. В каждой ситуации я привык находить что-то свое, а когда работа становится по душе, ни о чем другом даже мечтать не хочется.

- А когда она стала вам "по душе"?

- Когда родилась в голове композиция и само решение росписи. До этого я просто даже не представлял себе, как и что буду делать. Если бы владыка Иларион сжалился надо мной и сказал тогда: ну, не хочешь, и не надо - я бы отказался и, возможно, даже не сожалел.

- Как возникла идея росписи Венского собора?

- Когда приехал сюда в первый раз, все осмотрел, то выяснилось, что архитектура храма плохо приспособлена для росписи. Взять алтарную часть: окна слишком высокие и расстояние между ними недостаточное, поэтому так непросто разместить там нужное изображение. То ли это в процессе строительства какие-то коррективы вносились, то ли что-то еще - но когда возводили храм, о росписи, видно, совсем не задумывались. Купол опять же - поначалу я плохо представлял себе, как его делать. Диаметр сравнительно небольшой - всего пять метров. К тому же из центра спускается провод и цепь, на них подвешено паникадило. Изображение Вседержителя разместить в данных условиях невозможно. Что делать? Я долго думал, пока меня не осенило: надо изобразить на куполе сошествие Святого Духа на апостолов.

- Об этом событии рассказывается в "Деяниях святых апостолов"...

- Да, конечно. В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, собрались "единодушно вместе". Внезапно налетел сильный ветер, которым "наполнился весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им предвещевать" (Деян.2,1-4).Так Христос дал апостолам способность и силу для проповеди Своего учения всем народам. Замечу, что такие композиции допускались в православных храмах и раньше.

- Где и когда?

- К сожаленью, не сохранился до нашего времени купол знаменитого храма святой Софии Константинопольской, ставшего в VI веке главным рукотворным чудом Византийской империи. Именно там древние иконописцы изобразили сошествие Святого Духа на апостолов. А вот в Греции в монастыре преподобного Луки (Осиос Лукас), расположенного на западных склонах горы Геликон между Беотией и Фокидой - его история насчитывает более тысячи лет, это один из наиболее выдающихся памятников византийского зодчества и изобразительного искусства - такая мозаика существует до сих пор. Сама идея прекрасна: Дух Святой через апостолов нисходит на все собрание Церкви... Как только я осознал это, сразу у меня вся композиция и выстроилась...



Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #32581
Сообщение: #3204293
15.05.09 13:51
Ответ на #2774076 | Тасалов Артем Владимирович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

2009-05-15

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА - НЕДЕЛЯ": "По рецептам древних. Иконописец Зинон (Теодор) - о Боге, вере и себе" Архимандрита Зинона, одного из самых авторитетных мастеров современной русской иконописи - не только практика, но блестящего теоретика и церковного мыслителя - кое-кто восторженно называет Андреем Рублевым нашего времени. Сам он, разумеется, решительно возражает против такого сравнения, однако все, кто видел и знает работы вдохновенного приверженца древних византийских традиций, склонны согласиться и с такой высокой оценкой.

В последние годы мастер работал в Вене. Купол, своды и стены отреставрированного ныне Свято-Николаевского собора, самого крупного храма Московского Патриархата в Западной Европе, на многие месяцы стали творческой мастерской всемирно известного иконописца. Прямо на глазах было создано настоящее чудо!..




- Как вы стали иконописцем?

- Когда я начинал, иконописью в Советском Союзе официально никто не занимался. Это было в 70-е годы. В советской конституции писание икон приравнивалось к религиозной, а, следовательно, и антисоветской пропаганде. Вполне реальное преступление, за него, кстати, можно было и в тюрьму сесть...

- Но Вы в тюрьму не попали?

- Мне просто повезло. После школы я поступил в Одесское художественное училище, на отделение живописи. На втором курсе впервые взял в руки Евангелие...

- Случайно?

- Видимо, нет. Всякий художник неизбежно сталкивается с работами старых мастеров на библейские темы, евангельские сюжеты. Возникают вопросы, ответы на которые может дать только Евангелие - основа основ, азбука понимания и жизни человеческой в целом, и живописи в частности. Иначе картины старых мастеров не понять. Чем хороша ещё живопись: эта область искусства наиболее близка к религии.

- Выходит, увлечение живописью и привело вас к Богу?

- В конечном итоге, наверное, так и было. Но ещё в раннем детстве бабушка водила меня в наш деревянный храм. Я прекрасно помню, как там причащали, какой необычной казалась обстановка - не встречал такой больше нигде: тихо, красиво и необъяснимо таинственно. Даже строгость казалась мне там особой: она усмиряла мальчишеский нрав, но при этом совсем не пугала. Ещё помню, как замечательно пахло ладаном, а батюшку звали отцом Иоанном...

- Сколько лет вам было тогда?

- Три года. Потом, в 60-е, наш старенький храм был разобран по брёвнышку. Видимо, местные власти исполнили указание свыше.
.....

...Я жил в разных монастырях. Начинал в Псково-Печерском. После работы в Вене меня пригласили на Афон, в греческий монастырь - там тоже требуется храм расписать. Года на четыре работы, по-моему. Но я думаю там и остаться. Потому что старый уже, передвигаться с места на место мне становится всё труднее.

- Простите, а сколько вам лет?

- Да что тут прощать - 56.

- Какой же старик - возраст расцвета!

- Возможно. Но только силы - я же чувствую - не те. В монастыре один год за три засчитывается, понимаете.

- Вы серьёзно?

- Шучу!

...

- В миру у вас было много друзей?

- Всю жизнь искал себе друга, да так и не нашел.

- Что вы вкладываете в понятие "дружба"?

- Понятие "друг" для меня настолько высокое... Идеалом здесь, мне кажется, может служить дружба Давида и Ионафана, в "Книге Царств" об этом всё сказано. Перечитайте внимательнее, и вы поймете, что такое настоящая дружба: "...душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу" (1 Цар. 18.1). Настоящая дружба, это когда двое - как одно существо, как одна душа... Что хочется одному, того же желает и другой. Чего не хочется одному, без того и другой обойдется. Так, кстати, дружбу понимали и древние греки. Друзей может быть много, а настоящий друг только один. Я всю жизнь искал себе настоящего друга, того самого, единственного. Теперь уже не ищу, думаю, поздно. Нельзя же волевым решением определить, что вот такой-то человек будет моим самым большим другом. Жизнь должна предложить.
...
- В монастыре трудно найти себе друга?

- У священника Павла Флоренского есть магистерская диссертация - "Столп и утверждение Истины", которую он потом издал отдельной книгой. По форме это 12 писем - философская переписка с другом по келье. "Мой светлый! Мой ясный!" - такими словами начинается каждое письмо. Так вот в 11 письме, которое называется "Дружба", Флоренский цитирует Марка Валерия Марциала, римского поэта I века в переводе Аполлона Майкова. Мне врезалось в память четверостишие:

Если ты хочешь прожить безмятежно, безбурно, Горечи жизни не зная, до старости поздней, - Друга себе не ищи и ничьим не зови себя другом: Меньше ты радостей вкусишь, меньше и горя!

Ключевое слово тут "если". Дружба - это жертва, прежде всего. Мне кажется, что сегодня люди почти не понимают, зачем вообще им нужно это. Гедонизм (от греческого слова hedone - наслаждение) стал всеобщей установкой современного общества. А с другом-то придется немало помучиться, затратить определенное количество душевных сил, чтобы получилось по Флоренскому - "созерцание Себя через Друга в Боге". Далеко не у всех хватает на это терпения.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что монах должен иметь другом Христа. Есть даже такая стихира: "Стяжи друга - Господа". Сообразно этому живу и я.

- Кто из современных священнослужителей произвел на вас наибольшее впечатление, оставил неизгладимый след, так скажем, в вашей душе?

- Осенью 1975 года, сразу после армии, я поехал в село Ракитное, где познакомился с удивительным человеком - архимандритом Серафимом (Тяпочкиным). Четырнадцать лет он провел в сталинских лагерях, перенес страшные мучения, но дух и веру его так никто и не смог сломить. Как ревностного "служителя культа" отца Серафима осудили на десять лет. Когда срок истек, его вызвал начальник лагеря и поинтересовался, чем он намерен заняться, если выйдет на свободу. "Я - священник и намерен служить", - кротко, но твердо ответил Тяпочкин. За это ему еще пять лет добавили. Лишь после смерти "вождя народов" священника освободили и отправили в захолустный район "возрождать" разоренный и поруганный Свято-Никольский приход. Новое назначение он принял с радостью. В храме, где не было даже стекол на окнах, а все последние годы жили лишь птицы да мыши, а зимой от холода замерзала вода, зазвучала горячая молитва отца Серафима. Так затеплилась новая жизнь.

- Вы приехали, чтобы помочь батюшке Серафиму?

- Я как раз собирался поступать в монастырь. Узнав о батюшке, просто захотел посмотреть на человека, претерпевшего в своей жизни так много горя и несправедливостей. Я почти ни о чем его не спрашивал, а только наблюдал за ним, слушал, что и как он говорил. Был потрясен: человек совершенно не озлобился! Ни разу я не слышал, чтобы батюшка Серафим кого-нибудь осудил или о ком-нибудь пренебрежительно отозвался. К нему приезжали самые разные люди, всех он принимал с любовью. Я тоже не стал исключением. Узнав, что я занимаюсь иконописью, батюшка попросил меня написать для алтаря храма творцом литургии - Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова, апостола Иакова. Сам алтарь еще не был тогда восстановлен, но я с радостью взялся за дело. Потом расписывал купол. В центре изобразил Христа Пантократора. Правда, получилось излишне цветасто, как бы в васнецовском стиле. Но отцу Серафиму работа понравилась, он и благословил меня на монашеское служение.

- Что, по-вашему, приобретают окружающие, общаясь с такими людьми, как батюшка Серафим?

- Лучшая форма проповеди в наше время - это жизнь человека, воплотившего в себе идеал Евангелия. Архимандрит Серафим как раз и был таким редкостным человеком. Нам всем до него расти и расти.

...То, чем занимается иконописец - это служение, а не "муки творчества". В этом, если хотите, принципиальная разница. Художник, когда творит, мучается, хочет выразить что-то свое, а что именно - толком, подчас, и не знает. Он пишет, и ему все время кажется - это "не то". Он переделывает, но все равно недоволен. Что делать, если нет вдохновения? Ждать. Это творчество на уровне эмоций.

- У иконописцев иначе?

- Иконописец служит так же, как и священник, который идет совершать Литургию. Ему что - ждать, когда вдохновение снизойдет? Указан час, когда надо служить, он начинает службу. Постепенно входит в молитвенный дух. Точно так же и иконописец. С художником у иконописца общее только одно - изобразительные средства. Все остальное, в принципе, совершенно разные вещи.

... Писать иконы надо в каноническом стиле. Для нас, православных иконописцев, это значит строго придерживаться древних византийских традиций.

- Легко сказать, придерживаться...

- Непросто, согласен. Совсем недостаточно освоить только ремесленную сторону дела. Учителей иконописи в те времена, когда я пришел к этому делу, не было. Потому технику иконы, каноны, художественные приемы и другие секреты иконописного ремесла приходилось осваивать самостоятельно. Довольно рано я понял: чтобы заниматься этим делом всерьез, необходим особый церковный настрой, постоянная подпитка духа подлинным Православием. Лишь в этом случае можно пытаться переосмыслить то богатейшее наследие, которое мы получили от предков, что-то преобразовать с учетом современного церковного понимания. Только в этом случае можно рассчитывать на появление каких-то достойных вещей.

Пока же все, что делается сегодня, я могу назвать только опытами. Каждый иконописец, если он серьезно относится к своему делу, должен ощущать себя учеником. И не больше. Может быть, многие с этим не согласятся. Но я думаю так.

- Насколько мы понимаем, в иконе самое главное - образ?

- Разумеется. Ведь икона предназначена для молитвы, для молитвенного предстояния, в помощь и облегчение молитвенного соединения с Богом, как свидетельство о Боговоплощении. Далеко не всегда взгляды на икону искусствоведа и человека молящегося совпадают: икона - не для эстетического созерцания, это узко - видеть в ней только один из видов народного творчества, памятник искусства.

- В своей книге "Беседы иконописца" вы, богословски осмысливая иконопись, пишите: "Икона ничего не изображает, она являет..."

- И это, на мой взгляд, полностью соответствует действительности. Потому что в византийской традиции к иконе - в отличие от традиции латинской, католической - предъявляли такие же требования, как к словесной проповеди. Как слово может искажать учение Церкви или его излагать верно, точно так же икона - вместо того, чтобы свидетельствовать об Истине, она может и лжесвидетельтвовать.

По сути, икона - это постижение Духа. Будучи плодом молитвы, икона является и школой молитвы для тех, кто созерцает ее и молится перед ней. Всем своим духовным строем икона располагает к молитве. В то же время молитва выводит человека за пределы иконы, поставляя его перед лицом самого первообраза - Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святого...

- Значит, правильно говорят, что сам Господь Бог, Божия Матерь, святые смотрят на нас с иконы?

- Правильно. Известны случаи, когда во время молитвы перед иконой человек видел живым изображенного на ней. Например, преподобный Силуан Афонский увидел живого Христа на месте Его иконы.

- Со всеми иконами возможны подобные чудеса?

- Боюсь, что далеко не со всеми. Посмотрите, что творится в наших храмах сегодня: люди молятся перед чем угодно, церкви наполнены иконами самыми неожиданными и чуждыми. Многие из них и даже целые иконостасы написаны так, что явно мешают молитве. Человек должен молиться благодаря иконе, а не вопреки, об этом почему-то часто забывают.

- И все-таки, согласитесь, икона - творение рук человеческих, в данном случае, мы говорим о ваших руках!..

- Не совсем так. Исполнение - да, я согласен, дело моих рук. Но сама икона - результат творчества Церкви, а не одного какого-то человека.

- Хорошо, но ведь по вашей воле, благодаря вашим талантам организуется это явление...

- Личная роль тут весьма условна. Она точно такая, как и у епископа или священника, который совершает богослужение. Руки, ноги, голос - да, его, но действует-то Христос! Епископ стоит на том месте, которое по праву принадлежит только Богу. Исключительно по Его милости он находится тут, исполняя Его волю.

Икона рождается из живого опыта Неба, из литургии. Поэтому иконописание всегда рассматривалось как церковное служение. Отсюда и высокие требования к иконописцам, такие же, как и к клирикам.
...
-Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них нет правды. Еще гораздо раньше митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил, что поддельные камни и поддельные металлы нельзя употреблять в церковном обиходе не потому, что они малоценны, а потому что заключают в себе ложь. Всякие механические способы воспроизведения икон Церковью не одобряются. Но, очевидно, теперь обстоятельства заставляют... Это принимает иногда чрезвычайно уродливые формы, и в наших иконных лавках продаются такие иконы, которые не имеют права на существование. Та продукция, которую выпускают различные мастерские, далеко не всегда соответствует требованиям, предъявляемым Церковью к своему искусству. Это очень тревожный симптом.

- Но разве техника не пришла на помощь иконописцам?

- Техника много вреда принесла церковному искусству. Я заметил, что люди приходят в Третьяковскую галерею, смотрят на "Троицу" Андрея Рублева, и ничего особенного в ней не видят. Уж настолько она примелькалась... И на марках почтовых, и на открытках, и даже на конфетных коробках к Пасхе - повсюду тиражируется великое церковное творение. Примелькалось так, что люди на него уже и не реагируют как на икону вовсе...

... Известный русский иконописец и богослов Леонид Александрович Успенский в одной из своих статей о красках в иконе, опубликованной некогда в Журнале Московской Патриархии, очень просто и убедительно объясняет, почему цветная фотография не может быть применена в церковном обиходе: она только имитирует цвет, тогда как собственного цвета не имеет. Потому употреблять цветные фотографии в качестве икон не следует. Икона должна свидетельствовать об истине, а мы вводим элемент лжи туда, где ее по определению быть не может.

...
- ...отец Зинон, ваши работы известны на весь мир, и не только православный. Да и краски у вас теперь есть - любые!

- Как раз много красок использовать нехорошо. Например, расписывая стены венского собора, я работал с четырьмя красками. На иконе можно позволить себе и больше цветов. Но сильно увлекаться цветом нельзя все равно. Посмотрите на картины известных художников. Венецианец Тициан - колорист высочайшего класса! Однако, его ранние работы несколько пестроваты, слишком много ярких драпировок. Но если вы будете в Санкт-Петербурге и зайдете в Эрмитаж, то, думаю, непременно обратите внимание на одну из его поздних картин, например, "Святой Себастьян". Всего три краски, но какая заложена сила в портрете, какая мощь!

- Чем сдержаннее палитра, тем ценнее картина?

- Каждый художник с течением времени, превращаясь в более зрелого мастера, стремится обходиться минимальным количеством цветов. Тот же Веласкес: ранние его работы довольно контрастные, яркие, но в последних всё гораздо благороднее. Мне кажется, это связано как с внутренним ростом художника, так и с ужесточением требований к себе, своему творчеству.

- Наверное, подбор и количество красок зависит еще и от того, что художник задумал изобразить: для портрета старика достаточно будет трех красок, а, скажем, для девушки на фоне цветущего сада этого маловато. Так?

- Возможно. Но ведь я пишу иконы. Это иное. И тут своя техника, ни с чем не сравнимая.

- Иными словами, есть свои секреты? Вы могли бы нам что-то открыть?

- Для того, чтобы писать иконы по-настоящему, надо в точности соблюдать ту технологию, которой пользовались в старину. Традиционным фоном на иконе всегда было листовое золото (или серебро). Металлы эти дорогостоящие, поэтому за неимением использовали простые, но натуральные материалы. В бедных храмах, особенно на севере России, все фоны на иконах написаны светлыми красками. Фон - слово нерусское, иконописцы называют его "светом". Краски должны быть натуральными, на минеральной основе, за исключением простейших, например, свинцовых белил. Грунт на доске готовится на осетровом клею. Опять же сегодня это накладно, но и в древности иконы стоили дорого. Олифу я сам варю, краски растираю... Начиная с доски и заканчивая покрытием олифой, все стараюсь делать сам, по рецептам, которые сохранились от древних мастеров.

- Можно сказать, что в России появилась школа древнерусской иконописи?

- Школа - понятие искусствоведческое, не церковное, поэтому мне трудно судить об этом. В Древней Руси таких контактов между людьми, как сейчас, не было. Жили все достаточно изолированно, даже по говору различались. Если, к примеру, ярославцы, костромичи, новгородцы говорили как бы из глубины гортани - окали, то москвичи, калужане, рязанцы были приучены больше распахивать рты - акали. И в этом проявлялась их самобытность. Очень многие за всю жизнь из своей деревни никуда не выезжали. У них складывались свои представления о красоте, местные обычаи и традиции. Потому-то строили храмы так, как считалось красивым в их местности, в этом и заключалось отличие. Но никто ничего особенного не выдумывал. Так что говорить о какой-то ярко-выраженной школе в такой исторической ситуации я бы не стал. "Школа" - это все-таки больше условность, классификация.

- Учебников по древнерусской иконописи тоже ведь нет?

- Зато есть замечательные книги. Советовать всем одно и то же я бы не стал. В начале восьмидесятых годов, когда я жил в Троице-Сергиевой Лавре, мне принесли книгу отца Николая Афанасьева "Церковь Духа Святого". Полистал ее и отложил, подумав, что она не для меня. Теперь без нее не представляю своей работы. До всего, очевидно, следует дорасти.

- В России сегодня открыты десятки, если не сотни, мастерских, даже центров иконописи. Вас это радует?

- В целом - конечно. Но я считаю, что требования к тем, кто идет туда учиться, должны быть такими же, как и к будущим семинаристам. И по статусу иконописцы должны быть уравнены со священнослужителями. Тогда в будущем, может быть, и появится что-то стоящее в отечественной иконописи. Во всяком случае, древние традиции будут неуклонно сохраняться.

- У вас есть ученики?

- Нет.

- Почему?

- Да как вам объяснить... Мне нравится эпоха Возрождения - времена Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Учеников тогда держали в абсолютной строгости. Как пример обучения строгому рисунку: между глазом ученика и гипсовой моделью ставили промасленный пергамент, голову закрепляли на штатив, чтобы не шевелилась, один глаз ученик закрывал, и он воспроизводил на пергаменте абсолютно точные очертания гипсовой модели. Потом это все убиралось, и ученик должен был от руки сделать рисунок такой же точности. Чтобы при наложении двух рисунков контуры абсолютно совпадали. Сто, двести, триста, тысячу раз повторялось задание, до тех пор, пока не выйдет, как надо. Теперь так не учат. Некого. Никто не соглашается на такой каторжный труд. А ведь это всего-навсего обучение...

- Или все-таки мучение?

- Возможно. Но иначе не достичь чего-то серьезного, стоящего. Все через труд, через муку. Пока не придет настоящее умение.

- К чему в вашем деле ведет недостаточное, скажем так, мастерство?

- Мастерство недостаточным не бывает. Либо есть оно, либо нет. А к чему ведет неумение, это ж понятно. Наглядный пример - возведение соборов. Через пятьдесят лет после постройки Константинопольской Софии обрушился купол, потом его заново возводили. Успенский Собор в Московском Кремле сначала строили русские мастера, работали "на глазок", без точных расчетов. В результате обрушилась вся северо-западная часть собора. Пришлось "выписывать" мастера из-за границы - им стал талантливейший итальянский архитектор XV века, католик Аристотель Фиораванти. В качестве примера ему показали Собор Успения Божьей Матери во Владимире и потребовали соблюсти строгий канон при сооружении православного храма в Москве. Он посмотрел и построил: похожий и совершенно другой. Так же и иконописцы: заказчик показывает, как бы он хотел расписать храм, подобно какому известному образцу, мастер посмотрит, ну и что в памяти останется, пишет. Получается - и похоже, и все-таки по-своему.

Между прочим, католиков в то время еретиками считали, однако все равно приглашали - куда-то же надо было деваться от своих неумех... Поэтому и Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле, усыпальницу великих князей и русских царей, строил католик - миланский архитектор Алевиз Фрязин. И башни кремлевские - это все тоже произведения итальянских зодчих. Всех иностранцев тогда называли "немцами". По-русски не разумеет, значит, немой - "немец". Неважно, француз он или итальянец. Наши, конечно, у них многому научились. Слава Богу!

- Но иконописец - не зодчий. Не слишком ли высоки ваши требования к тем, кто желал бы идти за вами?

- Не спорю: возможно, они и вправду завышены. Но это с моей стороны. А с другой, посмотрите-ка, что творится! Приходят ко мне так называемые ученики, в глазах лихорадочный блеск - хотят постичь тайны иконописи как можно быстрее. А для чего? Да чтобы тут же начать зарабатывать "большие деньги". Такие покрутятся два-три месяца возле меня, уедут куда-то, потом, глядишь, а у них уже самостоятельные заказы, да зарабатывают так, что другим не снилось. Ко мне же дорогу забыли. Посмотрел я на это и однажды решил: все, хватит! Не надо мне больше никаких учеников. Толку от таких все равно не будет.

http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=9941
см. продолжение


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #32581
Сообщение: #3216780
08.06.09 10:00
Ответ на #2614756 | Максим Ю. Д. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

 Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!

C ПРАЗДНИКОМ ТРОИЦЫ СВЯТОЙ и ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ!
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!




http://arttasalov.livejournal.com







Иконостас в Мироже, в храме перводьякона Стефана





иконостас в Мироже в храме перводьякона Стефана. http://arttasalov.livejournal.com/












Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #32581
Сообщение: #3253300
26.08.09 11:26
Ответ на #2614756 | Максим Ю. Д. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Aрхимандрит Зинон после работ в Вене и на Афоне приехал в Белоруссию и трудится сейчас в Гомеле. Вернется ли он когда-нибудь на Псковскую землю? Оставит ли здесь еще свои произведения? Восстановит ли утраченное?

http://gubernia.pskovregion.org/number_450/01.php


Андрей Петрович Коломиец

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #32581
Сообщение: #3253310
26.08.09 11:43
Ответ на #3253300 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вернется ли он когда-нибудь на Псковскую землю? ================



После того, как трудами м. Евсевия был уничтожен,
точнее осквернен-обезображен, его иконстас, маловероятно.






Восстановит ли утраченное? =====================



А зачем?
Если можно творить новое там, где оно не станет утраченным.


Вячеслав М. Н.
Вячеслав М. Н.

православный христианин

Тема: #32581
Сообщение: #3309337
15.12.09 14:28
Ответ на #3253300 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, дорогой Валентин Kонстантинович! Сподобил меня Господь освежить Вашу великолепную тему об отце Зиноне, горячо мною любимом, выложив его новые работы.
Спасибо Георгию, давшему ссылку на сайте www.icon-art.

Приведённые здесь материалы выложены Павлом Князевым в его "ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ"

Начинаем:






СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ!







СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ НА ПРЕСТОЛЕ



Фрески монастыря Симона Петра на Афоне
Это одна из последних работ о. Зинона, роспись была закончена летом этого года.





http://community.livejournal.com/saint_icons/52896.html



Вячеслав М. Н.
Вячеслав М. Н.

православный христианин

Тема: #32581
Сообщение: #3309345
15.12.09 14:49
Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить



Приведённые здесь материалы выложены Павлом Князевым в его "ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ"







СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ!







СВЯТЫЕ ПРЕПОДОБНЫЕ: СЕРАФИМ САРОВСКИЙ, ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ, СИЛУАН АФОНСКИЙ, САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ(?)



Фрески монастыря Симона Петра на Афоне
Это одна из последних работ о. Зинона, роспись была закончена летом этого года.





http://community.livejournal.com/saint_icons/52896.html



Вячеслав М. Н.
Вячеслав М. Н.

православный христианин

Тема: #32581
Сообщение: #3309346
15.12.09 14:53
Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить



Приведённые здесь материалы выложены Павлом Князевым в его "ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ"







СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ!







БЕГСТВО В ЕГИПЕТ


Фрески монастыря Симона Петра на Афоне
Это одна из последних работ о. Зинона, роспись была закончена летом этого года.





http://community.livejournal.com/saint_icons/52896.html



Вячеслав М. Н.
Вячеслав М. Н.

православный христианин

Тема: #32581
Сообщение: #3309350
15.12.09 14:59
Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить



Приведённые здесь материалы выложены Павлом Князевым в его "ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ"







СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ!







ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ

Фрески монастыря Симона Петра на Афоне
Это одна из последних работ о. Зинона, роспись была закончена летом этого года.





http://community.livejournal.com/saint_icons/52896.html



Вячеслав М. Н.
Вячеслав М. Н.

православный христианин

Тема: #32581
Сообщение: #3309355
15.12.09 15:09
Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Приведённые здесь материалы выложены Павлом Князевым в его "ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ"







СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ!







ЦАРЬ ИРОД, ОТДАЮЩИЙ ПРИКАЗ ОБ ИЗБИЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ В ВИФЛЕЕМЕ И ВСЕХ ПРЕДЕЛАХ ЕГО

Фрески монастыря Симона Петра на Афоне
Это одна из последних работ о. Зинона, роспись была закончена летом этого года.





http://community.livejournal.com/saint_icons/52896.html



Вячеслав М. Н.
Вячеслав М. Н.

православный христианин

Тема: #32581
Сообщение: #3309373
15.12.09 15:34
Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Приведённые здесь материалы выложены Павлом Князевым в его "ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ"







СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ!







РОЖДЕСТВО ГОСПОДНЕ, ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА ПАСТУХАМ, ДАРЫ ВОЛХВОВ.


Фрески монастыря Симона Петра на Афоне
Это одна из последних работ о. Зинона, роспись была закончена летом этого года.





http://community.livejournal.com/saint_icons/52896.html



Страницы: 1 | ... | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | >>

Помогите пожалуйста!

Поиск Святой Руси 355

Два сердца человека

27 ноября 2022 в 11:16Андрей Рыбак
Крещение на Афоне Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Праздником Апостола Филиппа и святителя Григория Паламы Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: ... читать далее »

Планета 262

Фильм "Дом" История путешествий, демонстрирует нам красоту планеты и последствия разрушений

26 ноября 2022 в 23:42Андрей Рыбак
Фильм "ДОМ" История путешествий, демонстрирует нам красоту планеты и последствия разрушений Фильм "ДОМ" История путешествий, демонстрирует нам красоту планеты и последствия разрушений, нанесенных ... читать далее »

Календарь 3373

27 ноября. Святого апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Преподобного Филиппа Ирапского.

26 ноября 2022 в 17:53Андрей Бузик
14 ноября по старому стилю / 27 ноября по новому стилю воскресенье Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Поста нет. Апостола Филиппа (I). Прп. Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя ... читать далее »

Разное 1200

Запрещённое ЛГБТ. Теперь заживем?

25 ноября 2022 в 14:01Андрей Рыбак
Google - ЛГБТ Запрещённое ЛГБТ. Теперь заживем? / Александр Редько / Александр Пасечник читать далее »

Общий 1366

Лучшие в аду

25 ноября 2022 в 00:45Андрей Рыбак
ЧВК «Вагнер» "Контракт с Родиной" Российский общественный деятель , меценат, автор фильма "Оболганный Государь. Правда о Последнем Русском Царе", и Лидер Боевого Братства "За Державу обидно!", ... читать далее »

Природа 235

Грозный и уязвимый: почему 24 ноября отмечают День моржа

24 ноября 2022 в 06:21Андрей Бузик
24 ноября в России отмечается День моржа. Этот мощный морской зверь, несмотря на внушительные размеры и грозный вид, является одним из самых уязвимых обитателей Арктики и нуждается в защите человека. ... читать далее »

Кино 98

Остров Колдун 1964

24 ноября 2022 в 00:43Андрей Рыбак
Остров Колдун Остров Колдун читать далее »

Любовь 128

Что означает двойное утверждение: истинно, истинно

21 ноября 2022 в 11:27Андрей Рыбак
Познайте Волю Божию Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Праздником Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, ... читать далее »

SOS! 512

Цифровой рубль, введение тотального контроля

20 ноября 2022 в 15:14Андрей Рыбак
Генетические опыты и цифровое рабство Цифровой рубль, введение тотального контроля Александр Лежава читать далее »

Народное творчество 55

Полный цикл строительства таёжного зимовья.

18 ноября 2022 в 17:14Андрей Рыбак
В избе охотника полный цикл строительства таёжного зимовья. читать далее »

Путешествия

Мощный шторм заставил кругосветку РГО выбросить тримаран на берег Огненной Земли

Суровым штормом встретила Атлантика на подходе к побережью Огненной Земли кругосветную экспедицию Томского отделения Русского географического общества. Сквозь леденящий ветер и мощные волны экипажу ... читать далее »

Сноуборд

Красноярские сноубордисты завоевали восемь медалей на всероссийских соревнованиях

С 21 по 24 ноября в горнолыжном центре "Абзаково" (Новоабзаково, Республика Башкортостан) прошли всероссийские соревнования по сноуборду. Спортсмены боролись за победу в дисциплинах "параллельный ... читать далее »

Путешествия 314

Затерянный мир Эвенкии - путешествие на внедорожниках в Арктику

27 ноября 2022 в 05:43Андрей Бузик
Транссибирская экспедиция 2022 | Затерянный мир ЭвенкииТранссибирская экспедиция - экспедиционный маршрут по труднодоступным арктическим районам: Таймыр, Чукотка, Якутия, Эвенкия. На внедорожниках по ... читать далее »

Видео 435

Истинные причины начала СВО, в очереди на утилизацию. Владимир Боглаев

26 ноября 2022 в 20:26Андрей Рыбак
Кто и зачем тащит нас в Электронный концлагерь Сводки (25.11.22): истинные причины начала СВО, в очереди на утилизацию / Владимир Боглаев читать далее »

Технологии 308

Airshow China 2022 - выставка военных технологий Китая

25 ноября 2022 в 21:35Андрей Рыбак
AIRSHOW CHINA 2022 - выставка военных технологий Китая Airshow China 2022 - выставка военных технологий Китая / Новые типы оружия, дроны-невидимки и роботы читать далее »

Семья 136

Я Марина и я живу в аду. Бросили бизнес, чтобы спасти семью. Клочковы уплыли в Антарктиду

25 ноября 2022 в 11:59Андрей Рыбак
На яхте через Атлантику. Тристан да Кунья. Самый недоступный остров Я Марина и я живу в аду. Бросили бизнес, чтобы спасти семью. Клочковы уплыли в Антарктиду Сейчас расскажу вам про историю, которую ... читать далее »

Интересно 529

Как исправляют зрение. Офтальмолог о Коррекции, Операциях, Генетике и Мозге

24 ноября 2022 в 11:35Андрей Рыбак
строение глаза Как исправляют зрение -10. ОФТАЛЬМОЛОГ о Коррекции, Операциях, Генетике и Мозге В гостях Интересного Подкаста Кирилл Першин, ведущий офтальмохирург и медицинский директор сети ... читать далее »

Святые 383

Святой преподобный Феодор Студит.

24 ноября 2022 в 05:50Андрей Бузик
Преподобный Феодор Студит, исповедник Очерк жизни св. Феодора Студита* Св. Феодор, сын высокородных и сановитых родителей (отец его заведовал сбором царских податей), воспитан был в добром наказании ... читать далее »

Афон 222

Беседа с учеником старца Софрония

23 ноября 2022 в 18:39Андрей Рыбак
Преподобный Софроний (Сахаров). Беседа с учеником старца Софрония читать далее »

История 531

История Чудова монастыря и собора Чуда св. Архистратига Михаила

21 ноября 2022 в 07:07Андрей Бузик
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь. Чудов монастырь. История Чудова монастыря и собора Чуда ... читать далее »

Лица 472

Ольга Будина: гей-парады, побег из ЕС

19 ноября 2022 в 22:16Андрей Рыбак
Ольга Будина Ольга Будина: гей-парады, побег из ЕС и работа с Литвиновой Актриса Ольга Будина откровенно про эмиграцию в Европу с семьей, влияние ЛГБТ на учебу сына, причины ухода из профессии, ... читать далее »

Жития 360

Житие Карпа Лыкова 1989 г.

18 ноября 2022 в 13:58Андрей Рыбак
Василий Песков и Агафья Лыкова Житие Карпа Лыкова 1989 г. 1930-е годы несколько семей, в том числе и Лыковы, ушли в Саянскую тайгу и много лет жили в строгой изоляции. Они принадлежали к умеренному ... читать далее »

Парашютизм

Матвей Силаев  победитель Фестиваля аэротрубных дисциплин в Санкт-Петербурге

В аэродинамическом комплексе FlyStation прошел Фестиваль аэротрубных дисциплин на "Кубок Губернатора Санкт-Петербурга". Соревнованиям присвоен статус Всероссийских. В Фестивале приняли участие более ... читать далее »

Авиация

Новости малой авиации от Flight TV. Выпуск 137

Для всех любителей малой авиации, канал Flight TV подготовил новый выпуск свежих новостей! Вы узнаете о космическом корабле "Нептун", который был разработан командой Space Perspective, чтобы стать ... читать далее »

Духовное 1042

«Восхождение к Фаворскому свету»

27 ноября 2022 в 05:29Андрей Бузик
С одной стороны, человек изначально предназначен к обожению; с другой стороны, своими подвижническими усилиями человек исправляет в себе то, что он, как внук Адама, совершает греховного. Он очищает ... читать далее »

Песни 94

Добрая сказка (Милая мама) - Юлия Щербакова

26 ноября 2022 в 19:38Андрей Рыбак
Юлия Щербакова Добрая сказка (Милая мама) - Юлия Щербакова Накануне Дня Матери, хочу поздравить всех мам с праздником и пожелать, чтоб все сказки были только добрыми 🙏🏻 Песня для ... читать далее »

Проповедь 111

Встреча в Ташкенте. Отец Андрей Ткачёв

25 ноября 2022 в 20:04Андрей Рыбак
Протоиерей Андрей Ткачев Встреча в Ташкенте. Отец Андрей Ткачёв читать далее »

Патерик 294

Святитель Иоанн милостивый и преподобный Нил постник. (примеры из жития святых)

25 ноября 2022 в 06:31Андрей Бузик
Св. Иоанн милостивый, патриарх Александрийский Нищие суть господа Св. Иоанн повелел экономам церковным списать имена всех нищих в городе, именуя их своими господами, которые могут принять нас в вечные ... читать далее »

Стихи 1297

Дерзание...

24 ноября 2022 в 10:59Владимир Лучит
*** Дерзание можно рассматривать, в числе других приёмов, развивающих души и сердца пыл, как именно неиссякаемый источник нагнетения тех же духовных сил. *** Всё дело в степени сознанья каждый раз. ... читать далее »

Церковь 697

До мурашек. Вразумление схимонаха Сергия

24 ноября 2022 в 01:02Андрей Рыбак
Схиигумен Сергий не признал свою вину ни по одному из эпизодов уголовного дела. До мурашек читать далее »

Здоровье 446

Об этом не расскажут официальные СМИ / Александр Редько

22 ноября 2022 в 20:09Андрей Рыбак
Александр Редько Об этом не расскажут официальные СМИ / Александр Редько читать далее »

Литература 400

Беседы с Виктором Астафьевым. Фильм 1 (1992)

20 ноября 2022 в 19:55Андрей Рыбак
Виктор Астафьев Беседы с Виктором Астафьевым. Фильм 1 (1992) читать далее »

Высказывания 596

Архимандрит Фаддей Витовницкий. «Возблагодарим Господа». (Поучения, примеры и советы)

18 ноября 2022 в 17:20Андрей Бузик
архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович) Нет ни одного мгновения, ни одного шага, которые не были бы даны для поучения человеку. * * * Можем идти куда хотим, делать что хотим, и опять это не ... читать далее »

Искусство 1290

Православные фильмы о людях с непростой судьбой «Подворье». Фильм 1 «Соня, домой»

14 ноября 2022 в 12:18Андрей Рыбак
Окунание на подворье Свято - Eлисаветинского монастыря в 2021 году Православные фильмы о людях с непростой судьбой «Подворье». Фильм 1 «Соня, домой» читать далее »

Путешествия

Горы, пещеры и озера: почему Башкирию не зря называют второй Швейцарией

В условиях сокращения возможностей для внешнего туризма российские путешественники все активней исследуют регионы. Блогер Эльвина Рахматуллина, путешествующая с семьей, за последний год посетила свыше ... читать далее »

Альпинизм

Команда 3D: Татьяна, Инна и Ирина на 5А Рыбакова

Очередные номинанты из шорт-листа премии "Стальной ангел". Нынешним летом три девчонки Татьяна Щекинова, Инна Кравченко и Ирина Васильева в составе женской команды прошли красивый маршрут в Узунколе: ... читать далее »

© 1999-2022 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru





Error: Incorrect password!