Платошин Игорь Иванович
православный христианин
Тема: #31405
Сообщение: #916952 09.07.04 11:50
|
Мир вам Александр!
Вот вам материал изучайте, частичка христианского катихизиса. благословений вам Александр.
Спаси и сохрани Господи.
Единство между земною и небесною Церковью
Оно есть следствие не только того, что есть единый Глава. Есть еще единство человеческого рода. Оно не должно нарушаться и при переходе в другой мир, скажем, при потере тела. Оно может быть выражено следующим правилом — должно быть нравственное единство. Там, где мы добродетельны, там мы едины с торжествующей Церковию на небесах; там, где мы грешим, мы едины в другом плане, а именно в греховном, в падшем. Единство надо рассматривать не в природном плане, а в нравственном. Нравственное совершенствование дает человеку возможность принимать наибольшую благодать от Господа нашего Иисуса Христа, становиться ближе к Нему. Самое основное в нравственности — это любовь. "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор. 13, 8). Любовь распространяется на те области, где все прекращается, уходит в вечность; такая любовь пребывает независимо от всего, "теперь мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное (т.е. в будущем веке), тогда то, что отчасти, прекратится" (1 Кор. 13, 9-10).
Мы природно не едины с Ангелами, но нравственно мы можем быть с ними едины. Об этом нравственном единстве люди знают на собственном опыте и тем более на церковном — как Ангелы заботятся о людях и как они направляют нас к спасению, "...между пребывающею на земле и небесною Церковию... без сомнения существует (единство), как по отношению их к единой главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и по взаимному общению между тою и другою" (Кат.).
Средство общения Церкви земной с небесною
Каким образом небесная Церковь участвует в спасении земной Церкви и каким образом земная обращается к небесной?
Общее у них это вера и любовь и молитва, основанная на вере и любви. Молитва едина как в Церкви торжествующей, так и в Церкви воинствующей. Уточним эти положения.
Со стороны земной Церкви — призывание Святых для помощи нам; со стороны святых — имеется ходатайство за нас. Кроме того, имеется наше ходатайство за усопших (это те постоянные церковные молитвы о спасении тех, которые попали туда, куда бы нам ни хотелось попадать).
"Верные, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь Святых, принадлежащих к Церкви небесной: и сии, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Богом молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или невидимою силою, или чрез свои явления и некоторыя другия посредства" (Кат). Например, помощь подается через мощи, иконы.
Учение о призывании в молитве Святых
Здесь надо понять, почему наше призывание Святых действенно, тем более, что протестанты учат о том, что нет общения между нами и Святыми.
Протестантские секты характеризуются не единством вероучения, а одинаковостью интересов. Что мы знаем из Священного Писания? Бог повелел Авимелеху, царю Герарскому просить молитвы за себя у Авраама: "...пророк есть, и помолится о тебе, и жив будешь" (Быт. 20, 7). Видите в какой древности Бог повелевает просить молитв.
Повеление друзьям Иова: "Идите к рабу Моему Иову... Иов же раб Мой помолится о вас, понеже точию лице его прииму: аще бо не его ради, погубил бы убо вас" (Иов. 42, 8).
Иудеи просят молитв у Самуила, тот отвечает: "...не буди мне, еже отступити от Господа Бога моего, и не вопити о Вас молением" (1 Цар. 7, 8).
И действительно: "...возопи ко Господу о Израиля, и послуша его Господь" (1 Цар. 7, 9).
Пророк Давид взывает в молитве: "Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших" (1 Пар. 29, 18).
В Катихизисе говорится: «Царь и пророк Давид воспоминает Святых в подкрепление своей молитвы, точно также, как и ныне Православная Церковь призывает "Христа, истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых"» (Кат).
Апостол Павел просит молитв о себе: "Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизатися со мною в молитвах за меня к Богу" (Деян. 15, 30).
"Братия, молитесь за нас" (1 Сол. 5, 25). У апостола Иакова мы читаем: "Много может усиленная молитва праведнаго" (Иак. 5, 16). Здесь есть один оттенок, который может смутить, потому что в указанных примерах обращение в молитвах идет за помощью к праведникам, которые еще находятся на земле, еще не умерли. А мы говорим о призывании Святых, которые уже на небесах. Мы можем опираться на то, что, поднимаясь к Богу, праведники становятся более прозорливыми, лучше понимают цель молитвы. Они обладают большей благодатью, чем другие люди. Конечно, свойство прозорливости при приближении к Богу усиливается. Поэтому апостол Павел говорит: "...теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан" (1 Кор. 13, 12).
Господь Сам говорит: "сподобившиеся достигнуть того века, умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам, и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения" (Лк. 20, 35-36).
О том, что они знают о наших нуждах, можно прочесть в Евангелии от Луки: "говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Лк. 15, 10).
В притче о Лазаре и богаче Авраам, живший ранее Моисея, говорит: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их" (Лк. 16, 29). Значит ранее живший Авраам знает о Моисее и знает какова роль Моисея в жизни иудейского народа.
Приведу цитаты из Отцов Церкви. Св. Кирилл Иерусалимский в изъяснении Божественной Литургии говорит: "поминаем и прежде почивших, во-первых, Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их молитвами и представительством принял Бог моление наше" (Поуч. Тайновод. 5, гл. 9).
Свт. Василий Великий в Слове на день Святых 40 мучеников: "скорбящий к четыредесятим прибегает, веселящийся притекает к тем же: один да обрящет разрешение скорбей, другий, да соблюдутся у него благая. Здесь жена благочестивая о чадех молящися зрится; отшедшаго мужа возвращение, недугающему здравия просит. С мучениками да бывают прошения ваши".
Свт. Иоанн Златоуст в Беседе на Евангелие от Матфея: " Молитвы Святых имеют очень великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (во грехах) и исправляемся... Впрочем, сие говорю не для того, чтобы не призывать Святых в молитвах, но для того, чтобы мы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны сами делать. Зная сие, возлюбленные, будем прибегать к предстательству Святых и призывать их, чтобы они за нас молились; но не будем полагаться только на их молитвы, а сами станем действовать по примеру их, как должно".
Ни Бог, ни Ангелы за нас ничего не делают, они делают через нас; спасение наше тоже осуществляется через нас, а не вопреки нам и вместо нас.
Учение о ходатайстве за нас Святых
Любовь Святых к нам очевидна. Праведники обладают большей любовью, наибольшим нравственным совершенством; они наиболее чутким к нуждам всех просящих. Уже древние иудеи об этом знали. Господь говорит пророку Иеремии: "хотя бы предстали пред Меня Моисей и Самуил, то и тогда душа Моя не будет с этим народом; отгони их от лица Моего, пусть отойдут" (Иер. 15, 1, 4—6). Речь идет о деяниях Манассии, Царя, уклонившегося от Бога.
В более позднее время Иуда Маккавей видит в видении Онию (иудейский Первосвященник), который молился "за вся люди иудейския"; в этом же видении Ония указывает на иного молящегося с ним: "сей есть братолюбец, иже много молится о людех и о святем граде, Иеремия Божий Пророк" (2 Мак. 15; 12,14).
Апостол Петр обещает не оставлять своего попечения об учениках и после смерти: "справедливым почитаю, доколе нахожусь в сей телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне, — и тут же добавляет, — буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память" (2 Пет. 1, 13-15). Это надо понимать так: "но я не перестану заботиться о вас и после моей смерти, и там, на небеси, буду молиться за вас, чтобы вы не забыли всего сказанного мною вам".
Св. Иоанн Богослов видит в Откровении, "как двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотыя чаши, полныя фимиама, которые суть молитвы Святых" (Апок. 5, 8).
В другом видении: "и пришел Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех Святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами Святых от руки Ангела пред Бога" (Апок. 8, 3— 4).
Остается вопрос — как согласовать ходатайство Святых за нас со словами ап. Павла: "един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех" (1 Тим. 2, 5—6). Святые, ходатайствуя за нас, являются сомолитвенниками, которые обращаются к Господу нашему Иисусу Христу.
Явления и чудотворения Святых
Святые действительно оказывали помощь тем, кто к ним взывает. В Свщ. Писании говорится: "Многия тела усопших Святых воскресли; и вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во Святой град, и явились многим" (Мф. 27, 52-53).
Ничего без цели не бывает; они воскресали, очевидно, для свидетельства об истине. И это было чудесным явлением.
"Поелику чудо, столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие Святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся тогда новозаветную" (Кат).
О чудесах, совершаемых через Святых, Свщ. Писание говорит следующее.
В 4-й книге Царств говорится, что от прикосновения к костям Елисея воскрес мертвый: "и умре Елисей, и погребоша его: воины же Моавли приидоша в землю наставляющу лету тому. И бысть им погребающим мужа, и се видеша воинов, и повергоша мужа в гроб Елисеев: (и впаде тело человека мертва) и прикоснуся костем Елисеевым и оживе, и воста на ноги своя" (4 Цар. 13, 20-21).
Св. Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса еще при жизни своей, но исцеляли взятые от тела его платки и опоясания, когда возлагали их на больных, в отсутствие его: "Бог творил не мало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них" (Деян. 19, 11-12). Катихизис говорит, что "по сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земныя посредства, получивший от них освящение" (Кат).
Свт. Григорий Богослов в первом обличительном слове против Юлиана (богоотступника) говорит: "Не постыдился ее и жертв, за Христа закланных, ниже убоялся еси великих подвижников: Иоанна онаго, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы, и прочих, прежде и после оных за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверем, и мучителем, и настоящим бедствиям, и возвещаемым, якоже в чуждых телесех и бестелесии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великия чести и торжества праведно учреждена суть. От нихже и демоны прогоняются, и недуги врачуются. Ихже явления и ихже пророчества. Ихже едина телеса равномощна суть душам святым, егда или осязаема, или почитаема бывают. Ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем".
Св. Иоанн Дамаскин: "Мощи святых аки спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличная благодеяния источают" (Богосл., кн. 4, гл. XV, ст. 3, 3). Как бы в изъяснение сего он замечает: "Яко посредством ума, и в телеса их вселися Бог".
Мы молимся теми же молитвами, что и молитвы, которыми молились наши святые. Идет много споров о переводе на русский язык богослужения. Но скорее всего, люди получат помощь по молитвам святых и от намеленной древней чудотворной иконы, нежели от неудачного списка с нее или переведенных молитв, которые при их переводе на русский язык не становятся ни понятней, ни благодатней.
С уважением и любовью, наименьший брат во Христе, Игорь.
|