Настиев Александр Сергеевич
агностик
|
Вера на мой взгляд дело личное. Не важно в какого бога или в каких богов верит человек, или не верит вообще. Все подвергай сомнению, - говорят агностики, но блаженны, - говорят христиане, - нищие духом.
Христианство великая религия, великая вера уже тем, что дала одного бога для всех народов, но при этом нельзя принуждать людей отказываться от отеческих вер.
Религии - как листья на дереве, их столько сколько людей на земле. Не будет осуждено, думаю, христианским богом, коли он существует, если человек будет молиться Аполлону или Митре, ибо все боги и богини один бог. Нет ничего постыдного в поклонении священным рощам, ведь если бог создал мир, и все его творение, то природа священна. Природа - это то, что при Роде - источнике сущего.
На эти мысли меня навело два обстоятельства. Первое то, что моя бабка была доброй язычницей, хотя я конечно с большой иронией относился ко всем эти красным лентам, повязываемым вокруг запястья, молитвам марийским богам, имена которых для меня все же больше из области этнографии, хотя они очень просты. Вот Кугуюмо - это «большой бог», Юмонудэр - это «дочь неба». Говорят, что марийцы - потомки сына божьей дочери Юмонудэр, это похоже на веру христиан в происхождение Христа от божьей супруги Марии. Христиане - в метафизическом смысле дети Христа. И так ведь во всех религиях, много глубинно общего, и это доказывает, что никакой неодолимой пропасти между христианством и язычеством нет, просто христианство для всех людей, это как бы очищенная от племенных обычаев вера в единого бога, единое начало мира. Вот у греков был Уран - прародитель богов, Небо.
Второе обстоятельство меня несколько отодвинуло от атеизма. В тяжелые минуты жизни человек хочет обратиться к чему-то личному, и самое личное и высшее это Бог, не важно какое он обличие примет - Христа или Изиды или Марии. Все они суть единое начало мира, наша мечта о его высшем совершенстве, свободном от болезней, страданий, исполненном красоты и гармонии.
Несколько лет назад крестилась моя двоюродная сестра и ее мать. Иногда я даже сам склоняюсь к этой мысли, но думаю дело не во внешней стороне, нет разинцы между священиком-христианином и деревенским туньо (жрецом). Они служат идолам, а истинный свет всегда у нас в груди и он не нуждается в жертвах, песнопениях, он нуждается в нашей вере. Если мы будем бережно относится к природе, к деревьям, разговаривать с ними, прежде чем решиться рубить, травам, зверям, птицам, - мы проявим уважение к тому, что называется богом.
Если мы будем помогать друг другу, помогать больным, убогим - мы больше будем христианами в том смысле о котором трактуют священники, чем если мы будем подобно суеверным и грубым людям, сжегшим в порыве ложной веры Александрийскую библиотеку, разорвавшим на куски тело женщины математика Аспазии, подобно тем из наших современников, кто хочет насильно учить детей «Библии», обличает женщин и мужчин за желание наслаждаться телом друг друга (при том, что я испытываю глубочайшее желание жить жизнью отшельнической, усмиряя плоть).
Все же есть своя правда в Изиде, которая есть еще Богоматерь христиан. Ибо ее сидящую с младенцем Гором, именуемого христианами Христом, видим в христианских храмах. Богиня-мать, это, на мой взгляд, отражение женской стороны божества. Несправедливо считать змей презренными гадами. Ужи например - почитаемые животные, они защищают хозяев от мышей, переносчиков опасных болезней. Недаром Ева - это богиня змея по своему происхождению. И грехопадение, если оно было, приключилось по вине младшего брата бога. Христиане называют его Сатаной, персы Ангро-Манью, удмурты Лудом, скандинавы Локки, греки и римляне Эпиметеем. Главная вина все же лежит на мужчине, а не на женщине. Женская божественная природа только оберегала нас все это время и было бы неблагодарно отрекаться от нее. Пандора была супругой Прометея и через него зачала новый человеческий род, она немало сотворила бед со своим ларцом, но ведь те беды были внушены ей вторым супругом Эпиметеем и богами, решившими наказать людей за гордыню.
Богиня-мать в какой-то степени предвосхитила жертвенный подвиг Христа. Она знавала падение, слабость. Вот богиня сибирская Эква решила выстроить из костей зверей и птиц себе жилище. Но явился мудрый филин и отговорил ее супруга Торума слушать Экву. Торум бросил ее с неба на землю. На земле Эква родила Митру, защитника людей. Торуму стало скучно одному на небе, он простил супругу и вернул ее на небо.
Марийская мифология знает историю воскрешения зятя верховного бога. Младший брат бога Ин влюбился в свою племянницу Юмонудэр плод союза Неба и Земли. Не желая такой кровосмесительной любви, она удалилась в священную в рощу, где встретила вышедшего из земляники прекрасного юношу - Эрга. Юмонудэр повесила белый девичий платок на ветку березы, чтобы ее отец небесный бог Кугу подумал, что его дочь утонула. Кугу долго горевал о потере, небо затянулось серыми тучами, его супруга, Мланд, богиня земли, перестала рожать хлеб, люди стали голодать. Тогда Юмонудэр возвратилась, но не одна, а с ребенком и супругом. Небо очистилось от туч, выглянуло солнце (око Кугу), расцвела земля, покрылась цветами, радуясь возвращению дочери. Кугу признал Эрга своим зятем и сыном. Ин, сгорая от ревности и злобы, на пиру повздорил с Эргом и бросил его вниз. Тело несчастного разбилось на множество кусков, но они не пропали, из них выросли могучие дубы и прекрасные березы, а сын бога Кугу, Лемда, стал родоначальником марийского народа. Это все схоже с историей Осириса и Изиды, а также карело-скандинавским мифом о Льекио-Бальдре, юных богов растительности. А история о том как богиня земля Мланд провалилась под убитыми злобным Ином людьми, низвергнув злого бога в преисподнюю, чем-то напоминает историю Деметры, а также христианские апокрифы.
Как видно во всех этих легендах есть главное, идея воскрешения, идея прощения, идея отеческого отношения бога к людям. Юмонудэр, как и греческая Афина, это посланница божья, это христианская Мария, вдохнувшая жизнь в созданных мужской частью божества людей, как воплощение его женской части, искру жизни. Без Евы Адам был только частично образ и подобие божье (путаница из-за того, что «Библия» свод очень разнородных текстов, писавшихся в разное время и разными людьми, пусть, вероятно, ведомыми десницей божьей). Но Ева сделала его человеком не только по названию. Она сделала его истинно подобием божьим. Это было настолько нестерпимо врагу Господа Сатане-Ину, что он решил использовать свободу человека в своих целях, внушив, что свобода ради свободы, познание ради познания - есть непременное условие бытия божьего. Мне кажется, древние легенды не нужно их отвергать целиком, в них есть своя глубокая истина. Их надо творчески сопрягать друг с другом, на предмет выяснения того общего, что их объединяет.
Движение к Христу - великое движение, он учил прощать, он был человеком столь же, сколь богом и это конечно неподвластно ни одному языческому богу, и в этом я вижу большую силу христианства даже в сравнении с формально более монотеистичными иудаизмом и исламом. И я думаю, что Христос на самом деле не выступал против старых культов. Отец-бог и сын-бог были тоже, что и Осирис и Гор, только имена носили иудейского корня. Они стали потом тоже, что Один и Бальдр; Сварог и Даждьбог. А бог - это и Стрибог - это «удача», бхарга. Христос выступал против потребительского отношения к богам, против племенного деления на «своих» и «чужих», хотя вероятно, потом некоторые переписчики священных книг стали вкладывать в его уста слова религиозного фанатика.
Мне кажется надо жить всем мирно, христианам, язычникам, атеистам, агностикам (себя я отношу к агностикам-прагматикам) постигать истину, и лучше рядом с храмом Христа-спасителя в Москве возвести Пантеон - храм всем богам и религиям мира, ведь наверное в каждом боге - единый бог, в каждой богине - единая богиня, во всех богах, во всех людях, в душе каждого из нас, - один бог, одно высшее и благое начало, одно объяснение всему существованию этого мира.
Мне кажется одного искупления греха мало, мир полн заблуждений, даже Иисус молясь отцу своему накануне своей мученической смерти говорил - и да избегнет меня чаша сия, - он здесь проявил малодушие человека, не войдя в грех человека. Малодушию же совершенно был чужд Будда, при том, что рос он самым из малодушных и был таковым до своего просветления. И он такой же для нас спаситель, как и Христос, - ибо для Господа, они суть Одно, для нас же - один из них богочеловек, другой человек. Первый Спас нас, а второй Внушил нам мысль о необходимости Спасения и о личном самосовершенствовании как необходимой предпосылке Спасения. Без этого бы решение Бога о нашем спасении было бы не таким чудесным. Люди многие тысячи лет после Окончания Золотого Века (изгнания из Эдема) жили мысилью о приходе защитника, но Будда указал им на необходимость осознания несправедливостей мира, указал на недолжность ожидания подачек от Бога. Только внутренне будучи готовыми принять Любовь его, они сами смогут Любить его. И Будда преодолел бесконечную круговерть наших перевоплощений. И он первый из человеков стал истинно образом и подобием божим, став частью Христа, одолев смерть не путем веры, не путем знания, как Аквинат, но путем осознания глубины греха. Опыт Будды был первым человеческим шагом на пути к Богу, который ответил на этот шаг всей своей горней неохватной Любовью.
Конечно человеку без помощи Бога не возможно было искупить грех, и была жертва, был Иисус, - его подвиг - неповторим. Но человек был бы куклой, марионеткой, если бы только надеялся на милость бога, он бы тем самым оскорблял Его рабопочитанием. Бог - это не кумир, требующий слепой любви, Любовь к Нему должна быть искренней и ясной, не замутненной никаким страхом. Бог ведь это то, чем мы должны были стать, но не стали, поддавшись искушению Темной Стороны.
Когда было падение человеков, был потоп, который вавилоняне приписывают буйству Энки, а эллины Зевсу, иудеи Яхве - но ведь то суть имена одного - Господа. Так вот было возмездие, и задумал Господь послать сына своего Бальдра. Иудеи прозвали его Христом, эллины Дионисом, египтяне Гором. Сын Господа искупил грехи своею кровию (Гор, говорят, потерял в битве с Сетом глаз). Так был побежден враг Света - Князь Тьмы, коварный Локки-Ангро-Манью. Но люди не избыли еще всех испытаний, выпавших на их долю. Еще было сказано, что Антихрист придет, ведь замысел божий был еще только в начале исполнения. Людей требовалось не только освободить от тяжести греха, но и довершить задуманное - сделать человека наконец существом по образу и подобию божьему, сделать его нераздельным и неслиянным с Господом. Вот тогда Господу будет угодно обратить внимание на Будду. Будда был древний человек, достигший просветления-небытия. Он светлый дух - лик Господа, и Господь чрез жертвенный подвиг своего сына, примет его, достигнув перла творения, и тем самым окончательно сокрушив власть Сатаны, ибо тьма еще существует благодаря нашей отдаленности от Господа.
Так в гармонии спасемся мы, по отвержению господом власти Сатаны, познаем жизнь вечную, неслиянную и нераздельную с Господом нашим.
|