Протоиерей Евгений Левченко
 православный христианин (священник)
Тема: #31215
Сообщение: #1137147 10.01.05 19:44
|
Дорогие отцы, братья и сестры!
Праздник Рождества Христова напоминает нам о многомудрых волхвах, пришедших поклониться Богомладенцу Христу. И сейчас, в святые дни попразднства, надеюсь, будет уместно вспомнить о них и в этой теме...
Протоиерей Глеб Каледа. Рождественская проповедь:
«...В Евангельской истории волхвов можно выделить три этапа: первый, о котором уже говорилось, от момента появления звезды до прихода в Иерусалим; второй - от прихода в Иерусалим до прихода в Вифлеем; и, наконец, третий - от поклонения Христу до отшествия в страну свою.
Чем замечательны эти этапы и чему они нас учат? Первый - от появления звезды до прихода в Иерусалим - это рассмотрение, постижение и познание воли Божией через природу. Оно потребовало от волхвов огромного труда - далекого путешествия, но дало лишь приблизительное познание воли Божией: Родился "царь во Иудеи".
Чистоте сердечной в научных исследованиях учит нас шествие волхвов за звездой. К науке надо подходить как к чтению Евангелия, с душою, чуждою зависти и лукавства, гордости и честолюбия, ибо "кто возносится естественными дарованиями, - пишет св. Иоанн Лествичник, - как-то: остроумием, понятливостью, искусством в чтении или произношении, быстротою ума и другими подобными способностями, без труда нами получаемыми, тот никогда выше естественных благ не получит, ибо неверный в малом и во многом неверен будет по своему тщеславию".
История волхвов от появления звезды до прихода в Иерусалим показывает, кроме того, невозможность через одну только науку в совершенстве познать волю Божию.
Более совершенное познание ее волхвы получили в Иерусалиме из Священного Писания: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, - прочитали им книжники слова пророка Михея, - ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля" (Мф 2:6).
Изучая природу, "бездонную реальность, нас окружающую", можно придти к тому выводу, к которому пришел Вернадский, - "в мире существует некая Разумная Сила". Но вчитываясь в священные книги, мы можем постигнуть волеизъявление этой Разумной Силы - Бога, и читая одновременно Библию и великую книгу природы, мы видим удивительное между ними согласие, что свидетельствует об истинности их обеих. Изучая одновременно обе книги, написанные Творцом - Природу и боговдохновенное Священное Писание, мы глубже постигаем каждую из них в отдельности. Это расширяет ум и облагораживает душу, помогает видеть идею Творца в каждом Его творении.
Священное Писание является Божественным откровением, рассказывающим о Божием домостроительстве и научающим жизни. Читая его, в особенности Четвероевангелие, люди шли на подвиги самоотречения, любви, милосердия, самоотвержения и мужества, наполнялись живой верой в Бога. Известно много случаев, когда читая попавшее "случайно", с точки зрения человеков, в руки Евангелие, люди неверующие проникались верой, вместо самоубийства шли в церковь, вместо пропаганды атеизма принимали венец мучеников за проповедь христианства. Вот почему распространения Евангелия боятся атеисты, - ибо в нем заключена сила.
Волхвы, узнав от первосвященников и книжников народных, что в Священном Писании написано через пророка «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля»... пошли. «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф 2:6,9-11).
Таким образом волхвы вошли в третий этап своего развития, поднялись к непосредственному богообщению. "И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою" (Мф 2:12), - это тоже непосредственное богообщение и богооткровение...
Путь волхвов - это путь от изучения природы к Библии, от Библии к непосредственному богообщению, к высшей степени богопознания и духовной жизни. Свою жизнь они окончили как благовестники Евангелия. Этот путь длинный и трудный. Сколько опасностей поджидало волхвов на пути! Сколько сомнений, вероятно, пришлось пережить им в их трудном шествии! Их было трое, и они помогали друг другу в минуту опасности, поддерживали в моменты душевных депрессий и сомнений. "Как хорошо... жить братьям вместе" (Пс 132:1), - восклицает псалмопевец. Мог ли на подвиг волхвов отважиться один человек? Вряд ли...»
http://www.cdrm.ru/kerigma/rek-lit/nauka/stat/volhvi.htm
Н.Борисов Предлагаю объединиться под эгидой православия и науки:
«...если существует фонд "Искусство во имя Христа", то почему бы ученым не создать свой фонд – "Наука во имя Христа". Среди деятелей науки немало верующих, но, пожалуй, еще больше тех, кто находится на распутье, не решаясь прямо обратиться в Церковь. Им легче будет сделать такой шаг с помощью своих коллег, уже объединившихся под эгидой науки и Православия. Всех нас, зрелых людей, значительную часть жизни проживших в атеистическом обществе, воспитывали в том духе, что наука и религия – антиподы. Но теперь-то мы знаем, что это далеко не так... Я разработал программу и получил благословение Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на деятельность православного научно-инженерного общества, которое в перспективе сможет создать и свой фонд. На сегодня вырисовывается несколько направлений. Первое – это, конечно, просветительская деятельность, как в научно-технической среде, так и с выходом за ее пределы, в более широкий круг людей. Пробным шаром стала моя встреча с активистами Объединения православной молодежи Крыма, в один из вторников, когда они собираются для общения. Вторым направлением нашей деятельности, думаю, станет благотворительность. Ну а дальше жизнь подскажет, где еще понадобятся знания и энергия православных ученых. Я хотел бы обратиться к научным сотрудникам: дорогие коллеги, надеюсь, что вы поддержите идею создания нашего общества. Преодолевать искусственное разделение научной и духовной сфер – наше с вами святое дело. Кто первый пришел приветствовать родившегося на земле Спасителя? Волхвы. А они, как известно, были образованнейшими людьми своего времени, близкими к науке, к астрономии, снискавшими знаменитость своими познаниями. Сам этот факт говорит о том, что наука и христианская религия изначально находились в тесной связи.
http://orthodox.sf.ukrtel.net/tavrida/2003/85/list11.htm
В_Катасонов Задача христианизации образования и науки:
«Противопоставление научного знания и веры пришло к нам с Запада. Там оно было обязано своим происхождением католическому богословию и именно тем его положениям, которые всегда были чужды Православию... Разум в католической культуре не есть нечто, что преображается божественной благодатью, а лишь то, что используется христианами для своих целей. В подобном воззрении на человеческий разум сказалась коренная слабость западной христианской мысли. Отделенное от Вселенской Церкви католическое богословие утеряло интуицию определяющего характера нравственной основы мысли, не смогло противостоять искушению чисто формального, узко рационалистического понимания мышления... Cегодня эти идеи уже не "Запад", не "католичество". Сегодня они являются уже частью нашей русской культуры и бороться с ними нужно уже "на своей территории". Тем острее встает для нас вопрос: как возможна христианская культура, христианская наука? Ответ на него связан с самыми основами православного мировоззрения. Спасение, принесенное нам проповедью и искупительным подвигом Иисуса Христа, не есть просто избавление от зла. Оно понимается в православии как преображение всего человеческого естества, включая и наш разум. Об этом говорит уже тропарь праздника Рождества Христова: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!" "Звездам служащие" - это волхвы, астрономы и ученые своего времени, которых звезда Рождества привела поклониться новорожденному Спасителю. Какой символ может лучше проиллюстрировать церковное понимание отношений науки и религии? Здесь нет ни нигилизма по отношению к научному знанию, ни безрассудного "творения кумира" из науки. По апостолу Павлу через покаяние, через духовную жизнь во Христе мы "обогащаемся всем - всяким символом и всяким познанием" (I Кор. 1:5)... Разум по своей природе целостен. И корни рационально-технической образованности лежат именно в области образованности духовно-экзистенциальной. Всякое творческое движение в науке, остроумное применение даже известных методов, сами основы научного знания всегда связаны с самоопределением человека в сфере духовной свободы, с верой человека. Исследования по истории и философии науки в ХХ столетии дали не мало подтверждений этому тезису. Даже в естествознании, казалось бы столь объективистском и обезличенном, анализ выявляет существенную зависимость от мировоззренческих установок... Задача построения христианской культуры и науки имеет твердые богословские и философские основания в Православии. Однако, задача эта не решается автоматически. Наука не дедуцируется из богословских положений (и печальная попытка сделать это любой ценой также имела место в истории западной церкви). Задача построения христианской науки есть задача творческая. Мало для этого просто ходить в церковь и заниматься наукой. Нужно очень хорошо знать свою науку и обладать глубокой умственной совестью, направляющей поиски целостного миропонимания. Это невозможно без полновесной жизни в Церкви, без участия в ее таинствах, без приобщения к богословскому богатству Православия. Целостный разум есть плод приобщения к истине целостного человека и задача обретения этого разума есть не просто интеллектуальная, а одновременно, - и в главном, - нравственная задача. Русская культура по праву гордится именами, дающими пример подобного "воцерковления ума": И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, о. Георгий Флоровский ... Задача воцерковления науки сложная, но необходимая задача... В России сложилась сегодня уникальная культурная ситуация: несмотря на десятилетия тоталитарной идеологии наша связь с христианской культурой, с Православием более существенна и более жизненна, чем на Западе. Этот факт объясняется множеством причин, но главная из них - поверхностность и, так сказать, неорганичность российского либерализма. Все наиболее творческое и самобытное в русской культуре питалось соками Православия. Нам сегодня выпала почетная и сложная задача продолжить традицию русской христианской культуры. Прежде всего в школе, потом и в университете (в науке). Нельзя отдавать науку в безбожные руки. Мы уже имели печальный опыт того, как придавленная атеистическими идеологемами наука хиреет, загнивает и извращается, ибо по самой природе своей она есть также определенное познание Божьей Премудрости и не может существовать без веры в Истину, в Логос, правящий миром. Безбожная наука дегуманизируется, отчуждает отдельные способности человека и противопоставляет их целому человеку. Безбожная наука неизбежно порождает экологические и социальные кризисы. Борьба за христианскую культуру и науку сегодня - это борьба за преодоление глубокого духовного и общецивилизационного кризиса современного человечества, борьба за души неверующих людей и, одновременно, борьба за целостное христианское мировоззрение».
http://www.pstbi.ru/institut/book/1997/kat.htm
Придите, видим, верни, где родися Христос, последуем прочее, аможе идет звезда с волхвы, восточными цари; Егоже Ангели поют непрестанно тамо, пастырие свиряют песнь достойную, слава в Вышних, глаголющее, днесь в вертепе Рождшемуся от Девы и Богородицы в Вифлееме Иудейстем
(седален по полиелеи).
|