Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Иконография. Символика образа. / Икона Ангела-Хранителя - нелепица? Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Просмотр по страницам | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Икона Ангела-Хранителя - нелепица?
Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин
Тема: #30943    18.06.04 12:00    Просмотров: 47449 [111]

Сообщений: 44    Оценка: 0.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

Мы, иконописцы, неоднократно и с радостию писали образ "Ангела-Хранителя". Но вот нам попалась в сети статья по иконописи (над которой мы сначала посмеялись, но, по здравом размышлении, согласились), которая утверждает нелепость этой иконы:

"Сколько мы ни искали, но так и не обнаружили иконографию Ангела Хранителя в 11-вековом византийском искусстве. Силы небесные живописали достаточно часто, но не Ангела Хранителя.
Отцы Седьмого Вселенского Собора, указывая на совершенную бестелесность и невидимость Бога, подтвердили положение о допустимости изображать Ангелов на иконах: «Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими, воздухообразными или огненными телами, в которых они неоднократно являлись и были видимы». Отцы не уточнили, временно или постоянно носят Ангелы эти тонкие тела. Они засвидетельствовали только, что бесплотность Ангелов относительна, что Ангелы являлись людям, а потому они в известном смысле изобразимы.
Вопрос об их изобразимости (в качестве церковно почитаемого образа) оттого и решаем, что Ангелы – личности. Своим опровержением преп. Феодор Студит доказывал иконоборцам: « икона изображает не природу, а личность». Заметим: конкретную личность, а не символическую – символических личностей человека, как и «личностей вообще», не бывает.
Путать абстрактные формулы с людьми занятие вредное.
Символика же Ангела Хранителя ничем не поддержана – это типично головная работа иконописца, его «идеи». И в результате получилась символическая личность, безадресная для молитвы.
Седьмой Вселенский Собор на все века провозгласил, что «иконописание зависит от св. Отцов и только художественный его аспект принадлежит художнику».
Этого-то и не было, на наш взгляд, при разработке иконографии Ангела Хранителя."

Виктор Кутковой 09 / 06 / 04

Вот такая статья. Кому интересно, посмотрите подробно.
"Ангелов-Хранителей" больше писать не будем; это все равно, что писать икону какого-то "универсального Святого".
Ваше мнение?..









Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #1138561
11.01.05 18:00
Ответ на #1135892 | Елена Л православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогая Елена!
Спаси Вас Господи!
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Рождество


Елена Л

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #1135892
09.01.05 20:28
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогие о Господе Лариса и Андрей!
Такие чУдные ваши иконы! Пишите, пожалуйста!
У каждого человека будет выбор - и когда сердце его дрогнет при виде одной из таких икон - может, это его Ангел ему шепнет:"похожа эта иконка на меня", а, может, он своим изволением прилепится сердцем к этой иконке и будет молиться СВОЕМУ Ангелу-Хранителю...хоть у соседки будет стоять дома такой же образок


Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #1135881
09.01.05 20:14
Ответ на #1135255 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогой Валентин Константинович!
С Рождеством Христовым Вас!

А сценарий от Алекскя Толстых был взят с его прекрасного сайта
"http://romanov-murman.narod.ru/detki/rasskazy/rojdesvenskie/index.htm", за что мы ему очень и очень благодарны.

Поклон и поздравления Вашей супруге Ларисе, а также Владе и всей Вашей семье.
С любовью, Андрей и Лариса.



Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #30943
Сообщение: #1135255
09.01.05 14:59
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Собор Архангелов фр. Ангел-Хранитель

С Праздником, дорогие Андрей и Лариса!
Ну, вы и впрямь молодцы, такую мистерию закатили!
А что за сценарий был от Алексея Толстого?

Будьте благословенны!





















Икона 18 в."Собор Архангелов", фр. Ангел-Хранитель.

Марина Л.М.

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #30943
Сообщение: #1035740
27.10.04 07:34
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Интересно, а как вы относитесь к иконографии Образа Софии Премудрости Божией в виде Ангела с крыльями ?

Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #30943
Сообщение: #1030942
24.10.04 10:19
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ангел-хранитель
Ангел-хранитель, ангел-утешитель - частые гости классической русской литературы: «По небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел» (Лермонтов). «В дверях Эдема ангел нежный...» (Пушкин). «И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул желтый ангел» (Вертинский). Когда наступает молчание, говорят: «ангел пролетел». Несмотря на то, что безвозвратно ушли времена активного вторжения ангелов в пласт исторических событии, ангелы - частые гости современной литературы. Они появляются в романе Валерия Брюсова («Огненный Ангел»), в стихах Рильке, в романе Венедикта Ерофеева («Москва-Петушки»).
http://www.apress.ru/pages/greif/sim/a/an/angel.htm

Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #901958
24.06.04 10:39
Ответ на #900958 | Евгений православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогой Евгений!
Принимаем Ваши поправки к предложенной статье.
То, что Вы назвали "отличием символического изображения от иконы(-в-полном-смысле-этого-слова)", мы назвали отличием личного образа от компазиционного, в котором могут быть на своем месте символические изображения. Но икона Ангела-Хранителя претендует на роль именно личного образа ("иконы(-в-полном-смысле-этого-слова)"), хотя бы потому, что на ней ничего кроме самого Ангела нет.
На наш взгляд, не может быть иконы сплошь из одного символа. Это - произвольный отказ от языка иконы и возвращение к символическому языку той части раннехристианского искусства, которая в силу создавшихся условий вынуждена была прибегать к чистому символу. Что это за условия? Отношения между Церковью и окружающим ее миром требовали условного языка. Открывать священные тайны языческому миру не входило в интересы христиан.
"...неспособным слышать Господь говорил в притчах, ученикам же объяснял притчи наедине. Ибо то, что просвещенным - сияние славы, то неверным - ослепление... Не излагают язычникам таинственного учения об Отце, Сыне и Святом Духе, да и оглашенным о тайнах не говорится ясно, но о многом часто выражаемся прикровенно, чтобы знающие верные разумели, а не знающие не терпели от них вреда." (Свт. Кирилл Иерусалимский)
Но наряду с чисто символическими изображениями в первохристианской Церкви были и прямые личные изображения. Если Христос часто изображался символически, Богоматерь всегда изображалась прямо и непосредственно. Поэтому, как только Церковь вышла из катакомб, Она отказывается от чисто символического образа и идет по пути реалистической, правдивой иконографии, а на Пято-шестом Соборе (692 г.), Она сказала "о древних символах как о этапе, уже пройденном в жизни Церкви. (...) Собор предписывает заменять символы Ветхого Завета и первых веков прямым изображением того, что они изображали..." (Л. Успенский "Богословие иконы")
В самом деле, Вы можете себе представить православную икону, состоящую из одной только символики (как, например, в римокатолических иконах)? Например, доска, а на ней, кроме Агнца, Рыбы или Лозы - больше ничего нет? Ведь это будет не икона. А ведь с Ангелом-Хранителем именно так (только не так явно) обстоит дело.
"Это не икона в полном смысле этого слова, но тем не менее священное символическое изображение", как Вы заметили.
Если же есть необходимость (а она есть) в "учебном и вспомогательном пособии для молящегося", "средство возведения ума к изображаемому", в виде символического изображения, то, на наш взгляд, лучше воспользоваться настоящей канонической композиционной иконой, где есть на своих местах изображения Ангелов, чем выдумывать икону "не(-в-полном-смысле-этого-слова)". Ведь "ангелы-хранители никаким другим идентифицирующим признаком не отличаются друг от друга", как Вы изволили заметить (впрочем, мы бы сказали по-другому: "нам не известно, чем Ангелы-Хранители отличаются друг от друга"). Такие "просто Ангелы" есть на многих "праздниках", хотя бы на иконе "Собор Архистратига Михаила".
С благодарностью и уважением, Андрей и Лариса.
P.S. Цитата из Вашего второго сообщения не говорит о возможности личной иконы Ангела-Хранителя, а лишь указывает на изобразимость ангелов вообще.



Евгений

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #900958
23.06.04 12:06
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вот, кстати, вполне авторитетное свидетельство, что иконы ангелов -- это символические канонические изображения, имеющие достаточно древнее происхождение. Из контекста ясно, что речь идет, прежде всего, об ангелах-хранителях.

"Так как, для плотских глаз св. ангелы невидимы, то они созерцались в различных видах, сообразно с символами поручаемых им служений; так же они изображались и начертывались до сего времени христианами... Так как ангелы святы и суть служители божественного величия, вторые светы, воссиявшие от Света Первого, помощники нашего спасения, то и иконы их досточтимы и святы; мы воздаем им (ангелам) подобающее почтение, испрашиваем их святых молитв, потому что верим и знаем, что славословия и благодарения, молитвы и прошения наши возносятся ими к Богу, если только верно то, что сказано в Евангелии Спасителем нашим: "яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небесного" (Мф. 18, 10). И что иное они делают и чем занимаются, если не доводят до ушей Господа Саваофа наши прошения, уготовляя Его милости в отношении к деяниям нашим и предстательствуя за наше спасение?" (св. патр. Никифор Константинопольский. Антирр. 2, 11)


Евгений

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #898909
21.06.04 11:51
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спасибо, прочел указанную Вами статью. Она производит довольно-таки странное впечатление вроде того, когда из неправильных предпосылок делают в целом правильные выводы, и они от того выглядят малообоснованными и содержат, вдобавок, целый ряд мелких ошибок. Я бы изложил все это, вкратце, в следующих нескольких тезисах.

1. Икона Ангела-Хранителя, конечно же, символическое изображение.
2. Символическое изображение отличается от иконы(-в-полном-смысле-этого-слова) тем, что ипостась первообраза изображается в виде символов, а не видимых неотделимых акциденций изображаемого, так, как это подробно описано у Ареопагита в "Небесной иерархии".
[В частности, в статье неточно приводится цитата из Деяний 7-го Вс. соб., но это не так важно. Важно, что из этого делаются не совсем правильные выводы. Да, ангелы изображаются по тому виду, в котором чувственно являются, но этот "вид" относится не к ипостаси, а к природным идиомам. То, что относится именно к ипостаси у ангелов изображается, как я уже написал выше, не в чувственном, а в символическом виде, так как в чувственном виде эти ипостасные особенности неизобразимы, в отличие от (полуизобразимых) природных ангельских идиом].
3. С точки зрения присутствия изображаемого на изображении символическое изображение отличается от иконы следующим образом. В иконе присутствует (действует, чудотворит) сама ипостась изображаемого, в то время как символическое изображение является только средством возведения ума к изображаемому, то есть своего рода учебным и вспомогательным пособием для молящегося вроде тех же молитв Ангелу-Хранителю из повседневного правила. В них тоже изображаемое присутствует, но не ипостасным образом.
4. Из предыдущего пункта непосредственно вытекает и значение иконы Ангела-Хранителя в келейной молитве. Это не икона в полном смысле этого слова, но тем не менее священное символическое изображение. Молиться перед этой иконой "тому самому" Ангелу-Хранителю вполне можно, так как сам ум молящегося (кроме того, само присутствие этого изображение в данном, а не каком-либо ином месте) связывает данное символическое изображение с "тем самым" Ангелом, а ангелы-хранители никаким другим идентифицирующим признаком и не отличаются друг от друга, так как у них нет имен или каких-нибудь иных неотделимых акциденций. Когда мы молимся Ангелу-Хранителю с помощью молитвы из повседневного правила, мы ведь тоже молимся не какому-нибудь Ангелу, а нашему Ангелу-Хранителю несмотря на то, что молитва никаких признаков этого Ангела не содержит, кроме, разве, слов "мой" и пр.


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #30943
Сообщение: #898710
21.06.04 09:12
Ответ на #898670 | А.К. Виктор невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Уважаемый Виктор.
Пятидесятники, увы, - не однородны, как и православные... Есть и харизматическая ветвь, благослови ее Господь! Я же - христиан веры евангельской; однако в приведенном Вами примере, уважаемый Виктор, Вы на самом деле ошибаетесь. В данном случае, на форуме здесь мы, христиане и православные и пятидесятники, и упомянутые Вами баптисты, исповедуем одного Бога, поклоняемся одному Господу, и Символ Веры у нас един - Никейский. Разномыслие же в иных вопросах пусть не смущает Вас, уважаемый Виктор. И довольно, думаю, об этом.

Благослови Вас Христос Господь!


А.К. Виктор

невоцерковленный верующий

Тема: #30943
Сообщение: #898670
21.06.04 08:39
Ответ на #898546 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Валентин.
Честно говоря, я не слышал об ортодоксальных пятидесятниках, это, наверное, как православные харизматы? Простите, может я ошибаюсь?
Апостол Павел был в гостях в Афинском Ареопаге, но, проповедуя грекам, он не перестал быть христианином и не исповедал греческих богов, чтобы понравиться хозяевам.


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #30943
Сообщение: #898558
21.06.04 06:55
Ответ на #897854 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Приветствую, дорогие Андрей м Лариса!


В эпоху заката на иконах все чаше аоявляются отступления от церковного канона, от иконоаисных подлинников, и иногда ольно или невольно икона учит совсем не так, как учит Церковь. В икону проникают, с одной стороны, элементы чуждых вероучений, с другой - привносятся плоды личной фантазии иконописца

Из книги Валерия Лепахина Значение и предназначение иконы. М. Паломник, 2003. , стр. 497.
Думаю, вы знакомы с этим трудом.

Благослови вас Господь!


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #30943
Сообщение: #898546
21.06.04 06:46
Ответ на #898480 | А.К. Виктор невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Здравствуйте, Виктор!

В гостях (а мы на форуме - в гостях) я привык вести себя, как приличествует вести себя гостю. А потом, разве Вы не слышали об ортодоксальных пятидесятниках?


А.К. Виктор

невоцерковленный верующий

Тема: #30943
Сообщение: #898480
21.06.04 05:33
Ответ на #898093 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Когда я вижу, как пятидесятник квалифицированно рассуждает о тонкостях иконописания, то вспоминается яркий фрагмент из кинофильма "Двенадцать стульев", когда Киса боролся со священнослужителем за стул:"...Батюшка, может Вы еще и партейный?..."
Валентин Константинович, может и Вы тайный приверженец православия, ибо, насколько я помню, баптисты являются иконоборцами?


р.Б. Татьяна
р.Б. Татьяна

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #898442
21.06.04 05:00
Ответ на #897235 | Калинин Игорь Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Моя дочка (5 лет) любит эту икону. Для нее эта икона - изображение Ангела вообще.
Не знаю стот ли сейчас что-то менять.
Я, в принципе, тоже согласна со статьей. У нас Ангел-хранитель списан (если не ошибаюсь) с иконы Арх.Михаила. Меня это немного сбивает с толку.


Калинин Игорь Александрович

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #30943
Сообщение: #898305
21.06.04 02:28
Ответ на #897390 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогие Андрей и Лариса!

Ваши доводы логичны, но за ними вечный спор о целесообразности осязаемого выражения Несказуемого и Невыразимого. Неполное выражение Истины не есть ложь, верно? Икона Ангела - Хранителя, которую Вы показали, по моему непросвещенному мнению, изображение высокодуховное, и определение ее как какого-то штампа вызвали естетственный протест, тем более в день именин - 18 июня - блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского...

Простите мою неразумную попытку выразить свое непрофессиональное мнение по этой очень деликатной и специфической теме.

Спаси Господи!

С уважением и признательностью, Игорь.



Дарья Дмитриевна
Дарья Дмитриевна

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #898273
21.06.04 00:46
Ответ на #897803 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Тут, кстати, пришел ответ от вашего собрата-иконописца. Привожу:

"С другой стороны, в византийском и древнерусском искусстве (навскидку, задник известного домонгольского Спаса из Третьяковки, там правда перепутано -- серафимы надписаны херувимами и наоборот) существует масса безымянных серафимов и херувимов, которые надписаны просто "серафим" или "херувим." Посему, сдается мне, что можно и ангелов изображать "просто", а не только обладающих именами (как архангел Гавриил) или в сценах. Ну, а если можно "просто" ангелов, то можно и "просто" ангела-хранителя".


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #30943
Сообщение: #898093
20.06.04 13:08
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

образ XIII века Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Успенский Собор Московского Кремля Благослови вас Господь, возлюбленные!
Статью внимательнейше прочел и нашел ее весьма верной.
Доказательно показана почва, на которой культивировалась иконография Ангела Хранителя. Но исчезало полуторатысячелетнее сознание ее невозможности.
И далее:
Родословная этого феномена прослеживается от образа XIII века "Явление Архангела Михаила Иисусу Навину". Особую роль здесь сыграла икона Архистратига Михаила из Архангельского собора Московского кремля (XV в.). Из 18-ти ее клейм 6 отображают покровительственные и карающие деяния, 6 - спасительные и еще 6 - битву с сатаной. Перед нами никто иной, как Ангел Хранитель "всея Руси", с его функциями и действиями, но не в прямом, а в переносном значении. Московский памятник становится для Руси своеобразным эталоном. Икона из Углича - тому подтверждение, с учетом, конечно, "вкусовых" изменений XVI века. В свою очередь, угличский Архангел - эталонный образ для работавших вместе костромских и ярославских изографов, с которого они создают фрески Ангела Хранителя.
Проблема нововведений XVI - XVII веков остро стоит и в наше время. Широкое распространение непозволительных икон не находит надлежащей критики в церковной, литературе. Л. А. Успенский писал: "Мы знаем: так же как человеческая мысль не всегда была на высоте подлинного богословия, так и художественное творчество не всегда было на высоте подлинного иконописания, и среди прочих заблуждений мы часто встречаем образ Бога Отца, особенно распространившийся в православном мире с XVII века".

Добавим сюда и образ Ангела Хранителя.
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/kutkovoy4/#a15


Дарья Дмитриевна
Дарья Дмитриевна

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897906
20.06.04 03:09
Ответ на #897803 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Наконец, нам известна икона "Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных" (она, кстати, и является единственной возможной соборной иконой (в том числе и) Ангелов-Хранителей); можно писать личные иконы тех Архангелов, которые являлись людям и имена которых известны; прочих же Ангелов изображают собором и не подписывают; их личные иконы невозможны, как и икона, например, 13999-го младенца, как и невозможна личная икона Ангела-Хранителя.

Логично :)
А вот и решение вопроса - писать ангелов собором ;)
Помощи Божией в Ваших трудах.


Валентина У.

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897887
20.06.04 00:39
Ответ на #897829 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Бог в помощь!

Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897854
19.06.04 19:07
Ответ на #897583 | Юлия Л. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Дорогая Юлия!

//Пишите, и нам вывешивайте, когда напишете :) //

Да рады бы, но... Еще мы были бы рады, если бы в Евангелии было бы написано, что все спасутся, но там совсем другое написано. Еще мы были бы рады, если бы тесный путь был бы пошире, но... Да мало ли недозволенных радостей?!. Ей Богу, были бы рады, если б нас убедили, что писать Ангела-Хранителя возможно, но... наша "Церковь знает догмат иконопочитания, но не знает догмата искусствопочитания" (Л.Успенский)

//Церковь развивается с годами.
Тогда и Троица Рублева аналогов не имеет в Византии, а ведь великое откровение.//

Византийских аналогов Троицы сколько угодно. Загляните сюда. Может только, не столь прекрасных... Рублев только убрал из иконы все лишнее. А впервые написавшие Ангела-Хранителя лишнее только добавили.

С уважением и любовью, Андрей и Лариса.




Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897829
19.06.04 18:15
Ответ на #897563 | Валентина У. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Дорогая Валентина! Спаси Господь!

//Не лишайте людей радости видеть в молитвенные минуты такие образа...//

Мы нашли альтернативный вариант! Можно писать образ "Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных" (справа фрагмент; Дионисий, 1502 год, Ферапонтово). Среди этого Собора есть все Ангелы-Хранители. Прекрасная семейная или храмовая икона!

//Устами младенца!//

"Не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершенни бывайте" (1Кор.14,20).
До совершенства нам, конечно, ой, как далеко, но будем хотя бы пытаться.

С любовью, Андрей и Лариса.


Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897803
19.06.04 17:01
Ответ на #897671 | Дарья Дмитриевна православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогая Дарья Дмитриевна!
Есть разница между личной иконой, иконой Собора и сюжетной иконой ("праздником").
Мы хорошо знаем икону "14 тыщ младенцев от Ирода за Христа избиенных", но не знаем личной иконы хотя бы одного из них. Такая икона невозможна, потому что неизвестны ни имя, ни облик изображаемого.
Мы знаем икону "40 мучеников Севастийских"; нам также известны личные иконы мучеников из этого полка: Кириона, Кандида и других, потому что хорошо известны имена и облик каждого.
Наконец, нам известна икона "Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных" (она, кстати, и является единственной возможной соборной иконой (в том числе и) Ангелов-Хранителей); можно писать личные иконы тех Архангелов, которые являлись людям и имена которых известны; прочих же Ангелов изображают собором и не подписывают; их личные иконы невозможны, как и икона, например, 13999-го младенца, как и невозможна личная икона Ангела-Хранителя.
На сюжетных композиционных иконах (в том числе и на иконе "Страшный Суд") символические образы занимают второстепенное место, личными образами не являются; в центре же композиции всегда конкретные Личности, которые всегда подписаны.
Вся композиция иконы Ангела-Хранителя говорит о том, что это личный образ (хотя бы потому, что кроме самого Ангела на ней ничего нет). Вопрос в том, чья это Личность? Вашего Ангела-Хранителя, наших Ангелов, или кого-нибудь другого?

C уважением, Андрей и Лариса.

P.S. Все перечисленные Вами явления есть явления известных Архангелов.


Алексеев Вадим Георгиевич

сомневающийся
нет доступа
на форум


Тема: #30943
Сообщение: #897789
19.06.04 16:27
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте Андрей и Лариса.

Как указывет Библия , количество ангелов - неисчислимо.
Так же как и количество духов зла.
Так же неисчислимы и виды служения ангелов.
Вид или лики ангелов разнятся только от вида конкретного служения ангела.
Поэтому решение о прекращении писать "Ангелов-Хранителей" - ошибочно.

Универсального "Ангела-Хранителя" написать невозможно , так же как нельзя
написать "Универсального человека" - что то среднее между добрым негром , злым китайцем и глупым славянином.

Можно написать только "конкретного" человека.
Ангелы , оставаясь чистыми духовными созданиями не теряют своей индивидуальности и личности.
А поэтому каждый написанный образ Ангела будет отражать конкретную Ангельскую личность.

Удачи.


Дарья Дмитриевна
Дарья Дмитриевна

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897671
19.06.04 09:18
Ответ на #897632 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Давайте разберемся, что считать символом, а что - прямым, конкретным образом, что считать личностью, а что считать образом.
В терминологии я немного путаюсь, поэтому давайте разберем примеры:

Итак, конкретная Личность - Господь Исус Христос; конкретная личность - прп. Сергий Радонежский, прп. Моисей Мурин и проч. Вопрос - изображать их или не изображать - ясен.

А вот есть вифлеемский младенец. Мы знаем, что он был; мы знаем, что он имел образ, был во плоти. Но мы не знаем конкретно, что это за младенец, мы не знаем его имени, ни имен его родителей, часто ли он плакал, любил ли он сладости, его внешних, так сказать, примет. Поэтому на иконе мы изображаем обобщенный, типизированный образ младенца, который умерщевляется особым образом, и из сочетания изображение младенца, способа его умерщевления и надписи к картине получаем, что на ней изображен именно вифлеемский младенец.
Икона Страшного суда. Изображены "немцы, турки, греки" и проч. - зависит от иконописца. Но конкретные ли это люди или обобщенный образ народов, имущих попасть на Страшный Суд? Ответ, думаю, ясен :) - изображается типизированный, обобщенный образ, а не сумма конкретных личностей.

А теперь перейдем к собственно вопросу.
Ангел-Хранитель. Мы знаем, что ангелы являлись людям (напр., ангел явился Товии, ангел явился Богородице, ангел явился Иосифу). Мы знаем, в каком образе они являлись. Но мы не можем изобразить каждого ангела отдельно, потому что не знаем всех ангельских имен... и т.д.
Но чем в данном случае ангел отличается от вифлеемского младенца? Почему ангела изобразить нельзя, а младенца - можно? А ведь и в том, и в другом случае мы только знаем внешний вид (юноши для ангела, младенца для младенца :) ) и образ действия.

Т.е критерий конкретного образа, как мне кажется - зримое явление людям. Если некто являлся людям - значит, он изобразим. Изображают же на иконах бесов, хотя понятие "личность", наверное, к ним применима в еще меньшей степени...


Сергей Голоха

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897667
19.06.04 08:56
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Андрей и Лариса, спасибо вам за тему!
Меня давно смущала икона Ангела-Хранителя. Если перед другими образами легко молиться, то перед этим всегда что-то мешает...
Когда покупаешь в церковной лавке икону, допустим, преподобного Сергия Радонежского, то берешь икону именно этого конкретного святого. А если я покупаю икону СВОЕГО Ангела-Хранителя, а стоящий за мной человек тоже покупает точно такую же икону опять же СВОЕГО Ангела-Хранителя, то что-то здесь не то... А если члены всей семьи купят в одной церковной лавке абсолютно одинаковые иконы своих Ангелов-Хранителей и поставят их рядышком в общий домашний иконостас, то разве это нормально?


Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897666
19.06.04 08:56
Ответ на #897648 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Дорогой Валентин Константинович!
Очень рады Вашему участвию в теме в православном разделе, так как давно почитаем Вас за ортодокса. :)

//«Любовь к нам святых ангелов такова, что они желают, чтобы мы были чтителями не их, а единого истинного Бога» (Блаженный Августин)//

Значит Ангелы-Хранители на нас не обидятся! :)

С радостию, Андрей и Лариса.

P.S. Ангел из деисиса XII века. Надпись не сохранилась, но, наверно, это Архангел Гавриил.


Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897653
19.06.04 08:16
Ответ на #897611 | Васильев Андрей православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогой Андрей!
О недопустимости изображения Бога Отца в виде Старца посмотрите эту тему.
С уважением, Андрей и Лариса.


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #30943
Сообщение: #897648
19.06.04 08:05
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Martorana, Palermo, c. 1143 and later: The Pantokrator, angels and saints, Dome mosaicsБлагослови вас Господь, дорогие Андрей и Лариса!

Простите, скажу несколько слов:
признаваемый и чтимый православными великий Дионисий Ареопагит называет первые божественные силы самостоятельными, ибо остальные - не сами по себе, но через высших. Разумеете.

О молитве ангелу. Блаженный Августин седьмую главу 10 Книги О Граде Божием начинает словами: «Любовь к нам святых ангелов такова, что они желают, чтобы мы были чтителями не их, а единого истинного Бога». И далее: «все почитание приличествует Богу-творцу, Тому, от созерцания Которого они блаженны сами». Посредник же один, ходатай Бога и человеков, Иисус Христос (1 Тим.2:5)

Будьте благословенны!


Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897632
19.06.04 07:35
Ответ на #897533 | Дарья Дмитриевна православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогая Дарья Дмитриевна!

//Следуя логике автора статьи, надо эти иконы отменить (т.к. они неканоничны), и оставить иконы, достоверно и поименно изображающих конкретных людей.//

Здесь не только логика. 82-е правило Пято-шестого (Трульского) собора "требует заменять символ прямым, конкретным образом" (здесь и далее цитируем по "Богословию иконы" Л. Успенского, глава "Пято-шестой собор и его учение"). "Истина открывается не только словом, но и образом; она ПОКАЗЫВАЕТСЯ. в этом заключается совершенный и полный отказ от всякой отвлеченности... Истина имеет свой образ, ибо она не идея, не абстрактная формула: она - конкретное, живое Лицо... Истина отвечает на вопрос не ЧТО, а КТО. Она — Личность, Она — изобразима, поэтому Церковь не только говорит об истине, но и показывает Истину."

Вопрос: Какую личность показывает икона Ангела-Хранителя? Конкретную или символическую? (Вопрос риторический)

Далее: "Последняя часть 82 правила показывает, в чем должна заключаться символика церковного искусства: она должна быть не в самом сюжете, не в том, ЧТО изображается, а в том, КАК изображается этот сюжет, в манере изображения. (...) Иконографическая символика не исключается совершенно, но переходит на второй план. Мы и теперь употребляем некоторые подобные символы, как, например, три звезды на мафории Богоматери, чтобы указать на Ее девство до Рождества Христова, во время и после него. Или изображаем в небесах благословляющую руку, чтобы показать присутствие Божие. Но символика эта занимает подобающее ей ВТОРОСТЕПЕННОЕ МЕСТО и не заменяет собою личного образа."

Вопрос: Какое место занимает символика в иконе Ангела-Хранителя?
Наш ответ: Если с этой иконы убрать символ, на ней просто ничего не останется. Можно изображать символы на подобающем месте (например, образ Святого Духа на "праздниках" "Благовещение" или "Богоявление", где Он никогда не подписывается, т. к. не является Ипостастным, Личным образом), но нельзя заменять Личность на символ (например, образ Святого Духа на неканонических иконах "Новозаветная Троица" или "Отечество").

Далее: "...на деле Запад не принял постановлений Пято-Шестого Собора.
Таким образом, Римская Церковь осталась в стороне от формулировки учения Церкви о христологической основе священного образа. Учение это поэтому не смогло обогатить западное священное искусство, которое и по сей день остается верным некоторым чисто символическим изображениям..."

(На это вопросы только риторические)

С уважением и благодарностью за интересный вопрос, Андрей и Лариса.

P.S. А избиенных за Христа младенцев символом никак нельзя назвать, хотя имен и не знаем.



Орлянский Василий

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #30943
Сообщение: #897625
19.06.04 06:53
Ответ на #897592 | протоиерей Александр Стрижак православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

К сожалению на Валааме не был, но знаю, что каждый вечер братией монастыря читается Валаамское правило - Каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу Хранителю с присоединением Акафиста Божией Матери. Единственное отличие канона Ангелу Хранителю от того, что миряне читают так это то, что припев звучит как: Святые Ангелы Божие, Хранители наши, молите Бога о нас; остальное читается буква в букву.
А касательно имен... имена своих святых мы знаем, знаем их житие, подражаем их жизни (должны по крайней мере подражать), а Ангелы Божии? Знаем, что однажды они устояли в добре, любви к Богу... не достаточно ли нам знаний? Ангелы хранители призваны к одному служению - хранению наших душ, в отличии от Архистратигов, назначение которых разное - исхожу из состава молитв им предназначенных.
Спаси Вас Господи батюшка.


Васильев Андрей

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897611
19.06.04 06:27
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вопреки соборному, - кажется еще Стоглав,- решению о недопустимости изображения на иконах Бога Отца дружно пишут и дедушку с бородой. С этим что делать?


протоиерей Александр Стрижак

православный христианин
(священник)

Тема: #30943
Сообщение: #897598
19.06.04 05:38
Ответ на #897533 | Дарья Дмитриевна православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Дарья Дмитриевна.

В ряде икон со сложными символическими сюжетами (Достойно есть, например) также изображенные не названы поименно - т.е. как бы изображен типаж, "трафаретная личность", "клише, накладываемое на разные личности".

Не припомню на иконе "Достойно есть" ничего подобного. Развечто в ее русском варианте добавляется старец вверху, которого нет на Афонских иконах...

С уважением


протоиерей Александр Стрижак

православный христианин
(священник)

Тема: #30943
Сообщение: #897592
19.06.04 05:30
Ответ на #897550 | Орлянский Василий православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Василий.

К стыду своему не знаю этого, не был на Валааме. А икона Ангелу Хранителю там есть?

Стою между стеллажей и выбираю книгу, как вдруг неистественно громко библиотекарь, находящийся в другом помещении и где не было до этого слышно никаких разговоров, произнес "У ангелов нет имен, имена есть только у Архистратигов Божиих". Я это принял как вразумление свыше. Тоже самое мне сказал и наш приходской батюшка.

Интересно. Если имен нет, то и написание икон невозможно? Я не знаю ответа...
Хотелось бы верить, что услышанное Вами от Бога. Но странно это. Существа личные, но не имеющие имен. Может просто нам нет необходимости знать их? В это верится легче.

Простите неразумного.

Да незачто... :0)

Прошу Ваших молитв.

Помоги Господи.

С уважением


Юлия Л.

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #30943
Сообщение: #897583
19.06.04 05:07
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Пишите.

Андрей и Лариса, ведь Церковь развивается с годами.
Тогда и Троица Рублева аналогов не имеет в Византии, а ведь великое откровение.
Пишите, и нам вывешивайте, когда напишете :)

Бог в помощь, и, конечно же, Ангелов Хранителей!





Валентина У.

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897563
19.06.04 03:49
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте!
А вот моя дочь, когда была еще совсем маленькой, однажды попросила меня купить ей иконочку Ангела-хранителя, для ее красного угла. Я (а мы тогда еще только-только пришли в Церковь) ее спрашиваю: "Зачем? Ведь Ангел и так всегда рядом с тобой, к нему легко обращаться с молитвой"...
А она и отвечает, что ей очень хочется затеплить для него свечу, когда она ему молится. Устами младенца! У нас, у каждого, с тех пор своя икона Ангела-хранителя.
Не лишайте людей радости видеть в молитвенные минуты такие образа, как ваши!
С уважением,
В.У.


Орлянский Василий

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #30943
Сообщение: #897550
19.06.04 03:05
Ответ на #897528 | протоиерей Александр Стрижак православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

День добрый, о. Александр.
+++Единственный случай такой молитвы (кроме экстремальных обстоятельств) это домашнее правило, вечернее или утреннее.
А как же Канон Ангелу Хранителю в Монастырях? (Валаамское правило).

+++А знаем ли мы их имена? Нет...
Однажды мне засела мыслишка в голову - а какое имя у моего Ангела Хранителя? сие произошло после приснившегося мне сна, где было названо какое то имя (грешен, из-за мистической натуры часто обращаю внимание на сны :( ). И через некоторое время пошел в Православную библиотеку. Стою между стеллажей и выбираю книгу, как вдруг неистественно громко библиотекарь, находящийся в другом помещении и где не было до этого слышно никаких разговоров, произнес "У ангелов нет имен, имена есть только у Архистратигов Божиих". Я это принял как вразумление свыше. Тоже самое мне сказал и наш приходской батюшка.
Простите неразумного. Прошу Ваших молитв.


Дарья Дмитриевна
Дарья Дмитриевна

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897533
19.06.04 02:31
Ответ на #897390 | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Так вот, икона изображает конкретную личность (индивидуальными чертами). А какую личность изображает икона Ангела-Хранителя? Множество личностей, соответственно количеству молящихся (ведь у каждого свой Ангел-Хранитель). Получается эдакая трафаретная личность. Клише, накладываемое на разные личности.
На иконе Страшный суд изображено множество людей непоименно, идущих на Суд (турки, немцы, некоторые смелые иконописцы добавляют людей в современных костюмах).
На иконе, изображающей избиение вифлеемских младенцев, тоже ведь изображены не личности, а, так сказать, тип побиваемого вифлеемского младенца (кстати, побивающие тоже не конкретные личности).
В ряде икон со сложными символическими сюжетами (Достойно есть, например) также изображенные не названы поименно - т.е. как бы изображен типаж, "трафаретная личность", "клише, накладываемое на разные личности".
Следуя логике автора статьи, надо эти иконы отменить (т.к. они неканоничны), и оставить иконы, достоверно и поименно изображающих конкретных людей.
Оставив разве что животных :) так как в их случае возможно изобразить только типаж, как бы природу животного, т.к. они не обладают личностью.

Т.е. нелепица получается :)


протоиерей Александр Стрижак

православный христианин
(священник)

Тема: #30943
Сообщение: #897528
19.06.04 02:22
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Андрей и Лариса.

Все змечательно обосновано. Самое поразительное, что этому несоответствию удивляются люди воцерковляющиеся. Им все интересно и я не раз слышал этот вопрос "Ноу нее (него) ведь другой Ангел, как же быть?" Поделюсь некоторыми мыслями, навеянными вашей темой.

Вот храм, в нем икона Ангела Хранителя... не помню такого. Ни разу не видел. Может и есть где, я этого не знаю, но представим, что есть. Один человек подходит и молится своему Ангелу, а другой своему... Что-то не стыкуется... Не ходим мы своему Ангелу Хранителю помолиться в храм... Странная ситуация, нереальная.

Единственный случай такой молитвы (кроме экстремальных обстоятельств) это домашнее правило, вечернее или утреннее. Именно для домашнего использования писаны иконы Ангелов Хранителей. А знаем ли мы их имена? Нет... А если бы знали, то написали бы? Однозначно... Проблема в незнании имени... А вот дома перед одной иконой могут молиться разные члены семьи... Может каждому свою икону иметь?..

Хотя многим одной Богородичной иконы на всю жизнь хватает. На ней и Господь во плоти и Его Пречистая матерь, чего еще желать молящемуся?

С уважением


Мальцев Вячеслав Георгиевич

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897486
18.06.04 20:34
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогие иконописцы.

Где слишком "распухает" ум (критический ) там сжимается сердце - орган, которым принимаем Святаго Духа.

Хороших икон , написанных от расширившегося ума, я не видел... А сердцем написанных - немало.


Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897483
18.06.04 20:12
Ответ на #897400 | Георгий Николаевич Белодуров православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить



Дорогой батюшка! Спаси Господи!
Речь идет о конкретной иконе - "Ангел-Хранитель", а не о неизобразимости Ангелов вообще. На многих канонических иконах есть изображения Ангелов. Но всегда - каких-то конкретных Ангелов. В личной иконе это подтверждается Именем (напр. - Архангел Гавриил), а в композициях (напр. в "праздниках" - Рождество, Крещение и т.д.) - тех Ангелов, которых видели в зримом образе. В последнем случае, они подписываются "Ангел Господень" (или "Ангелы Господни"), но это именно те Ангелы, те Личности, которых видели.
А Имя и облик наших Ангелов-Хранителей сокрыт от нас. А если б кто и видел своего Ангела, то можно было бы писать образ "Ангела-Хранителя (например) Ивана Петрова" или "праздник" - "Явление Ангела Петру Иванову". Но к нашим Ангелам-Хранителям это отношения не имело бы. Ведь «неизвестно, являются ли Ангелы единосущными друг другу, возможно, что каждый из них – особое творение Божие, особый духовный мир» (Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 179.)
Из предложенной статьи: "В древности образ сначала одобрялся духовными лицами и потом уже освящался надписью (чина освящения, какой известен сегодня, до XVII в. не существовало: считалось, что икону освящает именно надпись", т. е. Имя изображенной Личности. Именем какой личности освящается икона Ангела-Хранителя?

//Может не будете накладывать табу на эти прекрасные образы?//

Здесь мы уже не властны - отец настоятель все равно обратно не отдаст. :)

С уважением, Андрей и Лариса.


Георгий Николаевич Белодуров
Георгий Николаевич Белодуров

православный христианин
(священник)

Тема: #30943
Сообщение: #897400
18.06.04 17:36
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ваши ангелы - прекрасны!

Подумайте о том, что ангелы неоднократно являлсь людям в зримом обличии. Таких случаев масса в т.ч. и в Св. Писании. Может не будете накладывать табу на эти прекрасные образы?


Жарковы Андрей и Лариса

православный христианин

Тема: #30943
Сообщение: #897390
18.06.04 17:18
Ответ на #897235 | Калинин Игорь Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогой Игорь Александрович!

//Личность, как совокупность свойств, составляющих ее общие признаки..//

Это нам кажется неправильным. Личность категория неколичественная. Она единственна и неповторима и не слагается из "совокупности свойств". То, что Вы написали, относится к индивидуальности. Эта фраза из обсуждаемой статьи:
"Умелая кисть мастера, водимая Творцом, каждый раз из совокупности таких сравнительных черт создает единственный и неповторимый образ человека – личность..."
означает, что "образ или изображение личности передается индивидуальными чертами". Как у (там же приведенного) Лосского:
«Мы привыкли считать эти два выражения – личность и индивид – почти что синонимами - мы одинаково пользуемся и тем и другим, чтобы выразить одно и то же. Однако в известном смысле индивид и личность имеют противоположное значение; индивид означает извечное смешение личности с элементами, принадлежащими общей природе, тогда как личность, напротив, означает то, что от природы отлично.
В нашем настоящем состоянии, сами будучи индивидами, мы воспринимаем личность только через индивид. Когда мы хотим определить, «охарактеризовать» какую-нибудь личность, мы подбираем индивидуальные свойства, «черты характера», которые встречаются у прочих индивидов и никогда не могут быть совершенно «личными», так как они принадлежат общей природе. И мы, в конце концов, понимаем: то, что делает его «им самим» - неопределимо, потому что в его природе нет ничего такого, что относилось бы собственно к личности, всегда единственной, несравнимой и «бесподобной».

Так вот, икона изображает конкретную личность (индивидуальными чертами). А какую личность изображает икона Ангела-Хранителя? Множество личностей, соответственно количеству молящихся (ведь у каждого свой Ангел-Хранитель). Получается эдакая трафаретная личность. Клише, накладываемое на разные личности. Понимаете, Ваш Ангел и наши Ангелы не одна и та же личность. Как же мы будем с Вами молиться на один и тот же софринский образок разным личностям? Профанация. С тем же успехом можно написать икону "Ваш святой", невзирая на имя и индивидуальные особенности.
Спаси Господи!
С уважением, Андрей и Лариса.




Калинин Игорь Александрович

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #30943
Сообщение: #897235
18.06.04 12:48
Ответ автору темы | Жарковы Андрей и Лариса православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте!
Личность и индивидуальность почти синонимы, но не одно и тоже, верно? Наверное, не стоит подвергать сомнению сложившуюся иконописную традицию изображения небесных покровителей, тем более что такое сомнение само по себе ставит эти прекрасные и чтимые иконы в разряд "неправильных". Личность, как совокупность свойств, составляющих ее общие признаки, прописана очень верно, а индивидуальность передается Божией благодатью, присутствующей в невидимом духе иконописца, и духовным состоянием молящегося.
Детальное изображение индивидуальности потребует неосуществимой фотографической точности индивидуальных характеристик, а так ли эта "натурализация" необходима для человека верующего?



Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Календарь 3856

28 марта. Священномученика Александра, иерея в Сиде. Мученика Агапия и с ним семи мучеников. Мученика Никандра Египтянина.

27 марта 2024 в 09:34Андрей Бузик
15 марта по старому стилю / 28 марта по новому стилю четверг Седмица 2-я Великого поста. Глас 1. Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Мч. Агапия и с ним семи ... читать далее »

Высказывания 659

Подполковник Александр Фёдоров - Кто же такой Сергий Алиев на самом деле?

26 марта 2024 в 09:51Андрей Рыбак
Сергий Алиев провел в горах две ночи Подполковник Александр Фёдоров - Кто же такой Сергий Алиев на самом деле Александр Фёдоров 🔹Экс-сотрудник Управления собственной безопасности МВД ... читать далее »

Еда 431

Кухня Великого Поста. Салаты, приготовленные с растительным маслом

25 марта 2024 в 09:14Андрей Бузик
Салат из картофеля с чесноком 1 кг картофеля, 1 луковица, 1 головка чеснока, 2 ст. л. растительного масла, 0,5 cт. воды, соль, укроп. Картофель отварить в мундире. Очищенные дольки чеснока истолочь ... читать далее »

Интересно 545

Искусственный интеллект проповедует Евангелие! В чем опасность?

24 марта 2024 в 05:11Андрей Рыбак
ученые на пуи создания искуственного мозга Искусственный интеллект проповедует Евангелие! В чем опасность? читать далее »

Духовное 1064

Бесы имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека - Никон Воробьев.

23 марта 2024 в 14:02Андрей Рыбак
игумен Никон (Воробьев) Бесы имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека - Никон Воробьев. Составитель Осипов А.И. читать далее »

Паломничество 271

«По стопам праведного Павла Таганрогского».

23 марта 2024 в 00:49Андрей Бузик
Таганрог, известный как малая родина великого Чехова, стал и местом притяжения для русских православных людей, приезжающих к нам поклониться и помолиться святому праведному старцу Павлу ... читать далее »

Жития 456

"Житие преподобных Лазаря и Афанасия, Муромских чудотворцев",

20 марта 2024 в 22:45Андрей Бузик
Издалека прибыл в холодный Олонецкий край преподобный авва Лазарь. Он родился и получил воспитание в Царьграде. От юности Христа возлюбив, он принял и иночество в обители Афанасия Дискота, в ... читать далее »

Картины 113

Василий Поленов. Жизнь и творчество

19 марта 2024 в 02:46Андрей Бузик
Василий Поленов. Жизнь и творчество Василий Дмитриевич Поленов – один из ярчайших русских художников второй половины XIX века и начала XX века. Он известен картинами «Московский Дворик», «Бабушкин ... читать далее »

Любовь 169

Родился от Духа, Жил Духом, испустил Дух.

17 марта 2024 в 02:54Андрей Рыбак
Круговорот Любви Святого Духа Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Прощенное воскресение. Простите. Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »

Лица 491

«Культура» с Николаем Бурляевым. Народный артист России Владимир Заманский

15 марта 2024 в 03:35Андрей Рыбак
Владимир Заманский «Культура» с Николаем Бурляевым. Народный артист России Владимир Заманский читать далее »

Ски-альпинизм

Российские спортсмены стали шестыми на командной гонке Sellaronda Ski marathon

Российские ски-альпинисты стали шестыми на командной гонке Sellaronda Ski marathon. В гонке стартовало больше 550 команд(1100+ человек). О том как это было, в своих соцсетях рассказал один из ... читать далее »

Триатлон

Участники регионального спортивного проекта "Суперлига Подмосковья" достигли цели

Участники регионального спортивного проекта "Суперлига Подмосковья" достигли цели совместно пройти, пробежать, проплыть и проехать 10 миллионов километров. ​Подсчет включает весь километраж, ... читать далее »

Планета 279

Пакистан. Главный секрет долголетия. 120 лет не предел

27 марта 2024 в 05:51Андрей Рыбак
Почему люди племени хунза живут больше 100 лет Пакистан. Главный секрет долголетия. 120 лет не предел читать далее »

Стихи 1466

Бог...

26 марта 2024 в 06:04Владимир Лучит
*** Бог – податель всех благ, всего сущего Он и Исток, и Основа! Что ж никак не утихнет о вере наш спор? – Ведь, казалось бы, так: От признания, собственно, Бога Единого, вечно Живого, До единства ... читать далее »

История 561

Святитель Григорий Великий (Двоеслов). История Европы дохристианской и христианской

24 марта 2024 в 22:40Андрей Бузик
История Европы дохристианской и христианской Ученый и аскет Преемником Пелагия на Римском престоле стал один из самых масштабных в истории папства иерархов – святитель Григорий Великий. Он родился в ... читать далее »

Поиск Святой Руси 410

Логика без Ума ничто.

24 марта 2024 в 03:00Андрей Рыбак
Пс. 138, 7-10: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя ... читать далее »

Церковь 720

Миротворческий Крестный ход "Слезное покаяние спасет Отечество"

23 марта 2024 в 06:46Андрей Рыбак
Крестный ход на Праздник 110 летия обретения мощей прп. Серафима Саровского Чудотворца. Саров - Дивеево. 31.07.2013 года, 32 Миротворческий Крестный ход "Слезное покаяние спасет Отечество" С САМОЙ ... читать далее »

Эсхатология 732

Отступники. Часть 1. Фильм о церковном расколе на Украине

22 марта 2024 в 13:42Андрей Рыбак
ПЦУ и католики Отступники. Часть 1. Фильм о церковном расколе на Украине читать далее »

Народный промысел 98

Отшельник Валерий. 85 лет. Более 30 лет в тайге

20 марта 2024 в 11:43Андрей Рыбак
Тайга с птичьего полета ОТШЕЛЬНИК ВАЛЕРИЙ /85 лет / БОЛЕЕ 30 ЛЕТ ЖИВЁТ В ТАЙГЕ / ИСТОРИЯ читать далее »

Память 382

Помолитесь за Артема. Героически погиб в зоне СВО

17 марта 2024 в 17:00Андрей Рыбак
Упокой Господи Артема в Своих Обителях и прости ему прегрешения вольные и невольные ,яко благ и человеколюбец Доброволец из Костромской области героически погиб в зоне СВО В Костромской области ... читать далее »

Праздники 359

Кто такие преподобные отцы Церкви, сколько их и в чем подвиг

16 марта 2024 в 00:11Андрей Бузик
Кончается «широкая Масленица», и уже совсем близко – всего два дня – до начала самого строгого поста, дороги к Пасхе. Готовя православных к будущему поприщу, Церковь напоминает о подвиге поста, ... читать далее »

Помогите! 221

Срочный Сбор! Вот и пришло время мне обратиться к нашему собору

12 марта 2024 в 17:46Андрей Рыбак
Патриарх Алексий II благословляет иконой Троицы. Андрей Рычковский / РыбакБудь бдителен Срочный Сбор! Вот и пришло время обратиться к нашему собору Мир вам братия и сестры и все кто посещает наш ... читать далее »

Горные лыжи

Алтайская горнолыжница Вероника Цупикова рассказала о спортивной мечте

Вероника Цупикова, 20-летняя воспитанница краевой СШОР "Горные лыжи", на первенстве России удивила и специалистов, и даже саму себя. У нее серебро в супергиганте и бронза в супер-комбинации. ... читать далее »

Гонки на собаках

На Камчатке сократили гонку на собачьих упряжках "Берингия" из-за таяния снега

Организаторы традиционной камчатской гонки на собачьих упряжках "Берингия-2024" сократили маршрут гонки из-за сильного таяния снега на одном из ее этапов, сообщил Камчатский выставочно-туристический ... читать далее »

Предание 407

Святитель Василий Великий. О добродетели и пороке.

26 марта 2024 в 23:53Андрей Бузик
О добродетели и пороке Господь наш Иисус Христос Апостолом Своим рек: Шедше научите вся языки, учаще их (Мф.28:19), не едино блюсти, а о другом нерадеть: но блюсти вся, елика заповедах вам, то есть, ... читать далее »

Святые 513

С чего начинается христианство? (в день памяти святителя Никифора, патриарха Константинопольского)

25 марта 2024 в 23:54Андрей Бузик
Мужественный защитник православной веры святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем ... читать далее »

Наука 263

Гормоны – «тайное правительство» организма.

24 марта 2024 в 11:44Андрей Рыбак
Дофамин. Гормон ожидания удовольствия Гормоны – «тайное правительство» организма. Светлана Калинченко читать далее »

Писание 119

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Евангелие о Господе Всеведущем и о человеке, в котором нет лукавства

23 марта 2024 в 23:06Андрей Бузик
Ин. 1:43–51 (5 зач.). Как велико и страшно присутствие Божие – о, как велико и страшно присутствие Бога живаго! В трепете предстоят Ему ангельские силы; серафимы закрывают крылами лица свои от ... читать далее »

Технологии 326

Экзамен сдан. С-500 «Прометей» поймал межконтинентальный «гиперзвук»

23 марта 2024 в 04:19Андрей Рыбак
Экзамен сдан. С-500 «Прометей» поймал межконтинентальный «гиперзвук» Экзамен сдан. С-500 «Прометей» поймал межконтинентальный «гиперзвук» читать далее »

Проповедь 179

Святитель Григорий Нисский. Похвальное слово святым сорока мученикам.

21 марта 2024 в 23:34Андрей Бузик
Похвальное слово святым сорока мученикам (1-е) Чем, предполагаю, многие тяготятся, тому я мысленно радуюсь. Многим, вероятно, неприятно толпиться между собою в тесноте, а для меня это верх радости. ... читать далее »

Будущее 416

Александр Дугин: будущее России и мира

20 марта 2024 в 11:01Андрей Рыбак
А. Г. Дугин Александр Дугин: будущее России и мира /// ЭМПАТИЯ МАНУЧИ читать далее »

Общий 1413

Коран прочитан в русском переводе...

17 марта 2024 в 07:15Владимир М.
Кому эта тема интересна (а это на сегодняшний день и в преддверии грядущих событий, эта тема для России судьбоносна), тот может ознакомиться с ней более внимательно по адресу: ... читать далее »

Разное 1240

Икона Державная. День рождения Светланы Медведевой. Электронное голосование, как есть.

15 марта 2024 в 05:18Игорь Афонин
Сегодня день памяти иконы Божий Матери Державная. Бог явил эту икону в день отречения царя от престола, показав тем самым, что оставляет Свой Промысел о России под покровом Божией Матери даже в таком ... читать далее »

Видео 447

Отец Сергий Романов. Слово Сергия Алиева

12 марта 2024 в 15:26Андрей Рыбак
Голуби / Схиигумен Сергий Романов О.СЕРГИЙ РОМАНОВ/ЛЕГКО НЕСТИ СТАРЦА, КОГДА ОН НЕСЁТ ТВОИ НЕМОЩИ, А ПОПРОБУЙ ПОНЕСТИ ЕГО/СЕРГИЙ АЛИЕВ читать далее »

Триатлон

Юрий Штанков забрал финишную ленту на дистанции 50 км Vietnam Ultra Marathon.

Юрий Штанков забрал финишную ленту на дистанции 50 км Vietnam Ultra Marathon. Гонку с набором высоты 2 450 м Юрий пробежал за 5:36:12, отрыв от соперников   около 30 минут. Этот ультрамарафон во ... читать далее »

Горные лыжи

Cиприен Сарразин о своем сезоне: "Я ни о чем не жалею"

Как и предполагалось, последний скоростной спуск в Заальбахе не состоялся. Француз Сиприен Сарразин не получил шанс побороться за "Малый хрустальный глобус" и остался на втором месте после Марко ... читать далее »

© 1999-2024 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru





/*