Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Писание и предание. Догматика. Богословие. (Вопросы и обсуждение) / православное богословие Ветхого Завета Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые сверху | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
православное богословие Ветхого Завета
Карякин Павел Федорович

баптист/евангелик
Тема: #30830    13.06.04 16:12    Просмотров: 6725 [28]

Сообщений: 60    Оценка: 5.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Здравствуйте, уважаемые участники форума.
Возможно, тема, которая меня интересует, уже поднималась где-то раньше, поэтому хочу заранее попросить прощение за неосведомленность и ссылки на соответствующий раздел. Если же нет – меня интересует православная мысль в сфере богословия Ветхого Завета.
Читая различные источники по «библейскому богословию» (в основном протестантского и католического толка), я не раз ловил себя на мысли, что нигде не могу узнать позицию православных ученых на поднимаемые в «ветхозаветной» сфере вопросы. Отчасти, я понимаю, что множество вопросов, составляющих предмет изысканий западных исследователей, спекулятивны по своему характеру, а потому и реагировать на подобные спекуляции – дело «суетное», согласился бы я с Экклезиастом. Но с другой стороны, я постоянно слышу о том, что православная богословская традиция не стоит на месте, что она постоянно пытается найти адекватные решения современным проблемам, поднимаемым в богословском мире.
Именно здесь я и вынужден просить Вашей помощи, братья и сестры. Я уверен, что кроме небезызвестного профессора А.А.Осипова, который под свое отречение подвел кроме всего прочего и богословскую базу (ссылками на проблематику богословия Ветхого Завета), в православии были и есть серьезные исследователи, у которых можно поучиться. К сожалению, кроме работ в этой сфере о. Александра Меня (богословскую позицию которого, насколько я разбираюсь в вопросе, православной назвать трудно), ничего мне найти не удалось.
Помогите найти источники, отражающие состояние православного богословия в сфере Ветхого Завета. Буду очень признателен всем.
Спаси Господи.


Александр Смирновв
Александр Смирновв

православный христианин
(невоцерковленный)
модератор

Тема: #30830
Сообщение: #892564
13.06.04 18:25
Ответ автору темы | Карякин Павел Федорович баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*** Отчасти, я понимаю, что множество вопросов, составляющих предмет изысканий западных исследователей, спекулятивны по своему характеру, а потому и реагировать на подобные спекуляции – дело «суетное» ***

Ветхий Завет называется ветхим потому, что книги его настолько обветшали, что восстановить истинный смысл сказанного иногда бывает практически невозможно. Тот язык, на котором были написаны книги ВЗ, оказался совершенно утрачен и восстанавливался научными догадками. Всё то понимание ветхозаветного языка, какое только есть сейчас - предположительное. Попытки "осовременить" переводы ветхозаветных книг дают плохой результат, современные переводы ещё более неточны и приблизительны, чем старые переводы. Это тупик. При таком состоянии Ветхий Завет уже не может являться достоверной основой для серьёзных теологических изысканий. На основе книг ВЗ можно "доказать" всё что угодно - слишком много есть элементов неопределённых: можно по-своему толковать смысл слов и получать желаемый результат, можно очень произвольно толковать ветхозаветные образы, какие-то строчки могут быть подделаны или объявлены подделками ("Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь." -- Иер.8:8).
Нередко исследованиям ВЗ занимаются "иудеи" и сектанты - иногда в силу религиозного рвения, иногда в силу стремлений обосновать при помощи книг ВЗ какие-то свои доктрины. Не вполне понятно что могли бы дать исследования ВЗ. Конечно, такие исследования ведутся.
Могу посоветовать по этой тематике работы Библейско-Богословского Института им. св. Апостола Андрея http://www.standrews.ru/


Карякин Павел Федорович

баптист/евангелик

Тема: #30830
Сообщение: #892587
13.06.04 19:55
Ответ на #892564 | Александр Смирновв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Александр, спасибо Вам за быструю реакцию.
Но что-то мне подсказывает, что мы с Вами под "богословием Ветхого Завета (ВЗ)" понимаем несколько разные вещи. Меня не очень интересуют вопросы перевода др.евр. текста - я читаю на иврит, а что касается "ухудшения современных переводов" - толкование ведь дело "вкуса", т.е. богословской позиции по поводу касаемых в тексте материй. Что же касается "неопределенных элементов" и отсутствия "достоверной основы для серьезных теологических изысканий", то где этого нет? В сфере Нового Завета их, поди, не меньше будет, элементов-то этих. И, соглашаясь об "обветшании книг", все же напомню, что эти самые книги еще никто из канона Священных Писаний Церкви Христовой за "ветхостью" изымать не решается. Почему? На это, как мне видится, и отвечает предмет богословия ВЗ.
Вот, скажем, Пятикнижье. Никто из христиан не станет отрицать важности этих книг (при всей "ветхости" их образов и пр. "элементов"). Однако, почему, практически, каждый сознательный христианин знает наизусть Десятословие (Декалог, Десять Заповедей), но с трудом ориентируется в содержании Второзакония? Так и появляется соблазн "маркионитства" (извините, если не точно произношу), или, в лучшем случае, "канона в каноне", когда Священное Писание (не)осознанно делится на "важную" для христианина часть, и "важную, но не очень" :-). Вот и начинается: кого-то обвинят в "передергивании Писания", "кусочничестве при цитировании", а кто-то, сам того не зная, другого "Писания" и знать не знает.
К тому же, без книг ВЗ, как мне думается, у нас не было бы и никакого основания верить Иисусу из Назарета, кроме, разве что, личного опыта поедания рыбы и лепешек, невесть откуда взявшихся. Вобщем, изучать ВЗ нужно не только иудеям и "сектантам" (я, по всей видимости, себя должен отнести к последним).
И спасибо Вам, Александр, за ссылку на ББИ. Только я боюсь, что ББИ - это мнение отдельных студентов "на тему" (с которыми я с удовольствием ознакомлюсь). А ведь должны же быть богословы в РПЦ, которые бы представляли собой мнение Церкви или, по крайней мере, чьи работы лежали бы в основе соответствующих курсов духовных семинарий и академий. Вот с чем хотелось бы познакомиться. Понимаете?
Но - еще раз спасибо. Надеюсь, что Вы будете не единственным, кто помогает в моем вопросе.


Валентин Дубинин

безверующий

Тема: #30830
Сообщение: #892592
13.06.04 20:07
Ответ на #892564 | Александр Смирновв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

> Ветхий Завет называется ветхим потому, что книги его настолько обветшали, что восстановить истинный смысл сказанного иногда бывает практически невозможно. Тот язык, на котором были написаны книги ВЗ, оказался совершенно утрачен и восстанавливался научными догадками.

Я еще и такое мнение читал:
2Кф 3 4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
2Кф 3 5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
2Кф 3 6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
2Кф 3 7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, -
2Кф 3 8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
2Кф 3 9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
2Кф 3 10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
2Кф 3 11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
2Кф 3 12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
2Кф 3 13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
2Кф 3 14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
2Кф 3 15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
2Кф 3 16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
2Кф 3 17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
2Кф 3 18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.


Александр Смирновв
Александр Смирновв

православный христианин
(невоцерковленный)
модератор

Тема: #30830
Сообщение: #892615
13.06.04 21:34
Ответ на #892587 | Карякин Павел Федорович баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*** Что же касается "неопределенных элементов" и отсутствия "достоверной основы для серьезных теологических изысканий", то где этого нет? В сфере Нового Завета их, поди, не меньше будет, элементов-то этих. ***

Достоверность текстов Нового Завета и его русских переводов практически вне сомнений. К тому же новозаветный язык на несколько тысячелетий ближе к современному по сравнению с языком ВЗ, уже поэтому восприятие книг НЗ нашими современниками горзадо правильнее.

*** И, соглашаясь об "обветшании книг", все же напомню, что эти самые книги еще никто из канона Священных Писаний Церкви Христовой за "ветхостью" изымать не решается. Почему? На это, как мне видится, и отвечает предмет богословия ВЗ. ***
Православие не ставит под сомнение каноничность книг ВЗ, однако, это не означает что православные живут по Второзаконию. Ветхий Завет - это объект для исследователей-энтузиастов, но никак не для вероучительных наставлений.

*** Вот, скажем, Пятикнижье. Никто из христиан не станет отрицать важности этих книг (при всей "ветхости" их образов и пр. "элементов"). Однако, почему, практически, каждый сознательный христианин знает наизусть Десятословие (Декалог, Десять Заповедей), но с трудом ориентируется в содержании Второзакония? ***
В том и дело что кроме "Декалога" из Ветхого Завета на сегодняшний день верующему человеку и знать-то нечего. Ну разве что ещё Псалмы да Притчи, выборочно. Уж никак не Второзаконие.
Понимая всю степень искаженности восприятия ВЗ, невозможно всерьёз говорить о том, чтобы эти книги рассматривались бы как современные вероучительные. Если кому интересно - те знакомятся с этими книгами, но вполне можно обойтись и без этого, христианство по большому счёту в Ветхом Завете не нуждается. Разве что для богословских дискуссий.

*** К тому же, без книг ВЗ, как мне думается, у нас не было бы и никакого основания верить Иисусу из Назарета ***
Очень сомнительный постулат. По крайней мере в моём обращении ко Христу книги ВЗ никакой роли не сыграли. Гораздо позже, когда я стал заниматься всерьёз Ветхим Заветом, мне потребовалось приложить немало усилий чтобы пробиться сквозь стену абсурда. Пока не добрался до изучения древнееврейского языка, очень много было совершенно непонятно. И вот я многое понял - а ничего в моей вере не поменялось. Просто узнал, что на самом деле в книгах ВЗ вовсе нет того абсурда, который предстаёт глазам неподготовленного читателя. Лезть читать Ветхий Завет без подготовки - это всё равно что прыгать со скалы в море не умея плавать.

*** Только я боюсь, что ББИ - это мнение отдельных студентов "на тему" (с которыми я с удовольствием ознакомлюсь). А ведь должны же быть богословы в РПЦ, которые бы представляли собой мнение Церкви или, по крайней мере, чьи работы лежали бы в основе соответствующих курсов духовных семинарий и академий. Вот с чем хотелось бы познакомиться. Понимаете? ***
На самом деле ББИ довольно серьёзно занимается, ибо финансирование есть, и несколько человек там вполне грамотных. Книги богословские издают, обучения проводят. Подобного рода миссионерская деятельность всегда имеет некоторую дистанцию, не ассоциируется с РПЦ. Потому и А.Меня некоорые воспринимают как нечто чуждое РПЦ, хотя на самом деле этот выдающийся богослов действовал именно в РПЦ и никто его официально не осуждал, и уж тем более не отлучал. Есть особые мнения о том, что А.Мень недостаточно православный - ну и что? Такие мнения есть о любом миссионере. Кто бы в РПЦ ни миссионерствовал, обязательно найдутся другие, какие-нибудь именитые деятели, которые будут кричать "это же неправославно!", "это же еретик!". Это рабочее состояние, жизненное. В среде РПЦ существует диапазон мнений, мнения порой противоречат друг другу, но это нормально. Ведь Православие - не идеология, а своего рода среда обитания и система стремлений верующих, отдельные расхождения во взглядах вполне естественны и допустимы.
Православных единит стремление к правому вероисповеданию, к правильному пониманию, к правильному образу действий. Но это не шаблон некоей "идеальной правильности". Это не шаблон правоты, а стремление к правоте. Как это ни парадоксально, но даже противоречащие друг другу люди бывают православными, поскольку каждый по своему прав.
Поэтому не удивляйтесь когда найдёте в Православии широкий диапазон взглядов и по Ветхому Завету. Это нормально. Нет какого-то шаблонного отношения, какой-то идеологии или доктрины отношения к ВЗ, которая была бы обязательна для исповедания каждому православному. Где-то учат так, где-то иначе, не значит что только одно из них мнение - православное, на самом деле это может быть широкий спектр взглядов и подходов.


Виктор Судариков
Виктор Судариков

православный христианин

Тема: #30830
Сообщение: #892670
13.06.04 22:29
Ответ на #892587 | Карякин Павел Федорович баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Приветствую!
С одной стороны, Ветхий Завет - "детоводитель ко Христу" (Гал 3, 24), а с другой -
"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, "(2 Тим 3 16). Так что Писание ВЗ конечно же необходимо нам, просто мы смотрим на него через призну завета Нового.
В.С.


священник Андрей Дудченко
священник Андрей Дудченко

православный христианин
(пресвитер)

Тема: #30830
Сообщение: #892705
14.06.04 00:01
Ответ автору темы | Карякин Павел Федорович баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Мы издали заслуживающую внимания, на наш взгляд, книгу:

Сорокин Александр, протоиерей. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. Киев: "Пролог", 2003.

В продаже точно есть в Киеве, должна быть и в Москве.


Карякин Павел Федорович

баптист/евангелик

Тема: #30830
Сообщение: #892717
14.06.04 00:39
Ответ на #892592 | Валентин Дубинин безверующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спасибо за Ваше участие, Валентин. И за цитату – спасибо. Только у меня к Вам одна просьба – я ценю мнения людей, но вот вопрос у меня не дискуссионный, если Вы заметили. Поэтому я был бы очень признателен и Вам лично, и всем остальным участникам форума, если бы Вы помогали по существу моего вопроса, а не по деталям мнений других участников: у меня нет возможности много времени проводить в «сети». А следовательно, в будущем, если вдруг Вы не увидите своего сообщения в данной теме – не обижайтесь. Знайте – я удалил его прочитав и мысленно поблагодарив Вас.

Карякин Павел Федорович

баптист/евангелик

Тема: #30830
Сообщение: #892720
14.06.04 00:45
Ответ на #892615 | Александр Смирновв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Александр, приветствую.
Спасибо за сообщение. Чувствую, задел я Вас за «православную» жилку (это, разумеется, образная речь – не обсуждайте, пожалуйста, мой корявый язык: лучше внимательнее вникните в суть моей просьбы) потому что на вполне конкретный вопрос получил апологию православия с перекрестными ссылками из личной биографии. Извините меня, я не хотел бы никого обижать, но и форум перегружать – тоже дело не самое достойное.
Но, возможно, обсуждение такое будет и полезно – глядишь, дрогнет чей-нибудь палец на мыши, кликнув по теме, взор не замутится и разглядит-таки какой человек хороший, чего от него ждет автор темы НА САМОМ ДЕЛЕ.

А потому – отреагирую (ну, сколько раз зарекался!), встану на защиту православия. Только не отвечайте сразу – позвольте себе удовольствие подумать!

«новозаветный язык на несколько тысячелетий ближе к современному по сравнению с языком ВЗ, уже поэтому восприятие книг НЗ нашими современниками гораздо правильнее» - отмечу лишь три момента.
1) Логика, как мне кажется, не вполне правильная. Неужели палестинцы I в.н.э. лучше разбирались в работах Платона только лишь потому, что «жили ближе»? Правильно – это абсурдно: знание понятие аккумулятивное, т.е. имеет свойство со временем накапливаться, теряя в деталях, но наращивая в целом. А потому у нас с Вами, Александр, большое преимущество перед «современниками», как бы это странно ни казалось, когда речь заходит о смысле и интерпретации. Здесь, как мне показалось, Вы повторяете ход мыслей о. Андрея Кураева, который в одной из своих работ отмечал, что, мол, «отцам, говорившим на греческом, как на своем родном языке, было виднее, что имели в виду новозаветные авторы» (прошу прощения за неточность цитаты). Мысль хорошая, но не без изъяна.
2) Далее, «новозаветный язык» - это ведь и не язык даже, а диалект, интерпретация которого до сих пор вызывает трудности понимания не только семинаристов, но и филологов-классиков (надеюсь, что у Вас есть возможность это проверить лично). Мы ведь с Вами прекрасно понимаем, что одно дело – перевести со словарем с греческого на русский два слова «в Господе», и совсем другое – понять, а чего от нас-то хотят? чего мы делать/думать/говорить должны теперь в свете этого? Другими словами, возникают герменевтические проблемы. И Вы правы, когда говорите, что «православные живут не по Второзаконию» - у христиан подход к Торе отличается от иудеев. Чем? – герменевтикой.
3) И, чтобы не растягивать, не могу согласиться с оценкой «сохранности» др.евр. языка, т.к. знаю как они относились и до сих пор относятся к «букве» (это и Иисус им в заслугу ставил, помните про «йоты»), а также немного знаком с результатами исследований свитков из Мертвого Моря, и еще немного сравнивая М с LXX. Что я хочу всем этим сказать – текстологических разночтений (а ведь это, если я правильно перевожу Вашу мысль, Вы имеете в виду, когда говорите о «достоверности») в рукописях ВЗ не больше, а то и меньше, чем в доступных нам рукописях НЗ.

«Ветхий Завет - это объект для исследователей-энтузиастов, но никак не для вероучительных наставлений» - а зачем гигантскую часть литургического годичного круга «переводить» на чтение «объекта исследователей-энтузиастов»? Или богослужебное пользование ВЗ носит эстетический характер? В общем, я верю, что Вы, Александр, имели в виду что-то другое, только времени подобрать нужные слова у Вас не было. Только батюшке своему не рассказывайте, что «христианство по большому счёту в Ветхом Завете не нуждается» - епитимьи, как сказал бы Гоголь, «довольное количество потребовалось бы». Это я, конечно, шучу – не сердитесь. Только вся загвоздка в том-то и состоит – где и кем «большой счет» поверяется? А где начинается «по маленькому счету»? Верифицировать эмпирически (как Вы по другому поводу сказали «в моем обращении ко Христу книги ВЗ никакой роли не играли»)? – этот метод не универсален, это уже и не вера христианская, да к тому же уж точно не православная! Не в «личном переживании» истина, хотя без него и не обходится личное обращение...

Ох, много слов – мысль бы сохранить. А мысль-то одна – вопрос: ведь должны же быть серьезные работы авторитетных православных богословов (ну, хоть царских времен), которые разоблачали «спекуляции западных богословов-ветхозаветников», защищая тем самым чистоту православия? А не то мне становится непонятным, почему разработки, легшие в основу «Исагогики» глубокоуважаемого мною о. Меня, не приняли на рассмотрение на соискание степени доктора богословия (извините, если не точно выражаюсь, но защититься ему ведь не дали). С величайшим сожалением должен согласиться с прот. Сергеем Антиминсовым , который в своей работе «Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания» сказал: «хотя о. Александр и был священником Православной Церкви, в его трудах очень много идей и положений, которые противоречат основным истинам православной веры».

А есть ли кто-то в сфере православного богословия ВЗ, чьи труды выражали бы истины православной веры?

Ой, пока писал - пришло дельное сообщение об изданной книге - спасибо большое, постараюсь приобрести.


Карякин Павел Федорович

баптист/евангелик

Тема: #30830
Сообщение: #892723
14.06.04 00:53
Ответ на #892705 | священник Андрей Дудченко православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

о. Андрей, благодарю сердечно.

Надеюсь, что у меня будет возможность приобрести Вашу книгу в самое ближайшее время. Но ведь Вы наверняка использовали наработки других богословов, творивших до Вас. Кто, по Вашему мнению, внес наибольший вклад в развитие православной мысли в сфере ВЗ (особенно в отношении к Пятикнижью)? Кому, как Вам показалось, лучше удавалось отвечать на софистику западников?

Спасибо Вам и благословений Господних.


Андрей Шаройко

православный христианин

Тема: #30830
Сообщение: #892743
14.06.04 02:53
Ответ автору темы | Карякин Павел Федорович баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Павел.

Вопрос Ваш, на мой взгляд, вызван тем, что в понятие богословие несколько другой смысл, не православный.
Православие - это с одной стороны практическая школа, где важно не количество привлечённых в Церковь последователей, но качество обучения. Господь говорит, что задача сеятеля - сеять, а вырастет из этого, даст Бог, всего одно зернышко, но когда вырастет - то вырастет дерево, такое, что птицы небесные смогут укрываться в его ветвях.
С другой стороны - приход, где количество прихожан имеет большее значение, нежели качество их просвещённости. Нет задачи из каждого прихожанина принудительно сделать пророка и чудотворца. Такие способности даются человеку Господом Духом Святым, а не священником, который его крестит, исповедует или причащает.
Потому и богословие имеет целью не популяризировать учение, то есть - проповедь, но ответить на сложные вопросы, которые задают проповедникам. Опять же, цель проповеди - не сделать человека прихожанином, ибо сам придёт, когда поймёт, зачем ему это нужно, или когда почувствует необходимость придти. Цель проповеди - донести до человека слово Божие.
Господь говорит, что слушать слово недостаточно, чтобы научиться, но нужно поступать, как сказано. И Дух научит всему, что нужно говорить. В этом - ключевая разница.
В своё время меня как-то пригласили сходить попроповедовать члены некой СПбЦХ. Целью было ходить и приглашать людей придти на собрание. И я пошёл, и даже кого-то пригласил. Мне говорили: Спасибо за приглашение, я подумаю. Ну, и я благословлял их на прощание.
Когда же я крестился в Православной Церкви, то через небольшое время ко мне уже сами пришли "свидетели" Иеговы, чтобы мне проповедовать. Первой мыслью было: а не отправить ли их восвояси? Потом решил: а, ладно, попробую с ними побеседовать, может быть кто-нибудь из них станет православным от этого. То, что я не стану "свидетелем" для меня было вполне очевидно.
И вот тут мы стали встречаться у меня дома и дискутировать. Я намеренно не говорил с ними об их организации, мы беседовали исключительно о богословских вопросах. И хотя никто из них православным так и не стал, это многому научило меня самого. Потому что мне пришлось очень досконально исследовать вопросы, а во что же я собственно верю. И Дух, действительно, как Господь и говорит, открыл мне массу интересных вещей, которых я не встречал нигде в православной литературе. В самой Библии всё это написано прямым текстом, просто общий смысл разроненных мест срастается между собой, открывая ответ на вопросы: как, почему, зачем.
Но критерием является не желание узнать, а именно практическая необходимость в этих сведениях. Что делает проповедь очень полезной для обучения практикой. Но важна цель. Если цель - привлечь людей в Церковь, то это путь миссионера, популяризатора, если цель - донести до людей слово Божие, а уж что они с этим будут делать - им решать, то и вещи открываются именно богословские - ответы на сложные вопросы, необходимые проповеднику.
Без проповеди невозможно узнать многих вещей. Апостол Павел пишет об этом, что учиться нужно следовать Духу, а не букве. То есть бесполезно копаться в тексте Библии - запутаешься в собственных домыслах и гипотезах, Дух же объясняет, просто открывая, что нужно сказать: в один момент вспоминаешь все связанные места; слова, которые говорил Господь об этом. И тут желание любой ценой заставить человека стать последователем скорее мешает, чем помогает.

Благодать Вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.


Александр Александрович Санкин

неоязычник/new-age
нет доступа
на форум


Тема: #30830
Сообщение: #892754
14.06.04 04:31
Ответ на #892615 | Александр Смирновв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"христианство по большому счёту в Ветхом Завете не нуждается"

Привет, тёзка!

Поразительная перемена в твоём мировозрении, в частности в твоём отношении к Ветхому Завету произошла со времени нашей последней дискуссии.

Я очень рад за тебя.

У меня было такое же примерно отношение к ВЗ как у тебя сейчас, когда я считал себя православным христианином, но иер. Димитрий убедил меня, что занимая такую позицию православным себя называть никак нельзя.

С уважением,

Александр



Александр Смирновв
Александр Смирновв

православный христианин
(невоцерковленный)
модератор

Тема: #30830
Сообщение: #892766
14.06.04 07:12
Ответ на #892720 | Карякин Павел Федорович баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*** вполне конкретный вопрос получил апологию православия ***
В общем-то конкретная ссылка у меня сейчас только одна - на ББИ. Всё остальное - наши с Вами рассуждения теоретического плана. Разумеется, другие участники дадут какие-нибудь ещё ссылки на ветхозаветные исследования в контексте православия, а мне пока добавить нечего.

*** знание понятие аккумулятивное, т.е. имеет свойство со временем накапливаться, теряя в деталях, но наращивая в целом. ***
Иногда бывает так, что полученное "в целом" не соответствует действительности, а разобраться в том, из чего целое суммировалось - нелегко. Чем сложнее и недоступнее исходные аргументы, тем более уязвимо суммарное "в целом".
Вот простейший пример из ветхозаветного аккумулирования: известно, что многие убеждены в том, что Ветхий Завет разделяет людей на евреев и неевреев, причём неевреи - это "гои". Вот так просуммировалось-аккумулировалось. Кто полезет проверять, так ли это на самом деле? Я полез и проверил - оказалось не так. На самом деле, во-первых, слово "гои" означает "народ", и это слово в принципе невозможно применять к одному человеку. Один гой - это один народ. Во-вторых, слово "гой" часто применяется к Евреям, поэтому миф о "нееврействе" слова "гой" совершенно безоснователен. В-третьих, библейские Евреи - это вообще, как выясняется, никакая не национальность, а обозначение наследников обетования Авраама, отца верующих. Обратим внимание: это я затрагиваю едва ли не самый главный вопрос Ветхого Завета - о том, кто есть народ избранный. Если уж в самом главном не суммировалось правильно, что же говорить о мелочах? На такие переводчиские перлы можно вообще не обращать внимания: "А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим." (2Цар.12:31) - разумеется, из подобных образов и суммируется восприятие ветхозаветных героев как людей, исполненных самыми низменными и садистскими побуждениями, которые за это избраны Богом, на фоне других людей, которые для Бога вообще ничего не значат. Ну и как, спрашивается, исправлять полученную "сумму знаний", если она вцелом неверна, если каждое отдельное слагаемое в какой-то степени извращено? В отношении Ветхого Завета такое исправление совершенно невозможно. Можно лишь верить что там написано всё правильно, только мы этого не понимаем, но доказать это практически невозможно, слишком много неопределённостей и допущений в исходном наборе аргументов.

*** «Ветхий Завет - это объект для исследователей-энтузиастов, но никак не для вероучительных наставлений» - а зачем гигантскую часть литургического годичного круга «переводить» на чтение «объекта исследователей-энтузиастов»? ***
А никто сейчас и не переводит. Это из древности идёт, с самых ветхозаветных времён, когда всё это было гораздо понятнее. Сейчас это непонятно многим, чтож тут поделаешь. Язык ветхозаветной символики очень труден для понимания в нынешние дни, но всё равно он используется в богослужебной системе, по традиции.

*** А есть ли кто-то в сфере православного богословия ВЗ, чьи труды выражали бы истины православной веры? ***
Сам объект - "православное богословие ВЗ" - не вполне корректен, и вот почему: православное богословие - это христианское богословие, а ВЗ это дохристианское богословие. Конечно, православные исследуют и дохристианское богословие, но эти исследования не могут быть вероучительной частью православного (христианское) богословия. Ветхий Завет - он ветхий, и возвращаться к нему от христианства нет особой нужды, разве что для общего развития, для повышения своей теологической грамотности. Можно и Коран прочитать ради интереса, но мы же не станем этой книге всерьёз верить и жить по Корану. Ветхий Завет ценен как религиозная реликвия, но в христианское богословие он вероучительно не включается. Не даром же в Новом Завете сказано:
"если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью." (Гал.5:2-6). - выходит, что христиане не могут быть формально причастны Ветхого Завета, ибо он только для обрезаных.


Расулов Марат
Расулов Марат

баптист/евангелик

Тема: #30830
Сообщение: #893204
14.06.04 20:01
Ответ автору темы | Карякин Павел Федорович баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Действительно хороший вопрос

Между нами б/е :) скажу что возможно, не уверен пока до конца, но предположу, что такое непонимание друг друга Западного (протестанского) и Восточного (православного) богословия кроется в этом. Именно в понимании и цене В.З.

Поразил ответ что В.З от того и ветхий, что очень старый, обветшалый :) (в смысле смысла:):) ) А мы-то всегда считали, что В.З называется ветхим заветом, потому что Бог провозгласил Новый Завет.
ВЗ говорит: "вот кровь Завета, который Господь заключил с вами..." (Исх. 24:8)
НЗ провозглашает: "Сие есть Кровь Нового Завета, за многих проливаемая" (Мф.26:28)




Валентин Дубинин

безверующий

Тема: #30830
Сообщение: #893218
14.06.04 20:35
Ответ на #892766 | Александр Смирновв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте (уж и не помню в который раз), Александр.

Я и не собирался возвращаться в эту тему, но такое вежливое "пошел вон!" меня заинтриговало. Тем более, что мое дополнение к Вашему сообщению, если и не совсем соответствовало, но вполне удачно вписывалось в контекст темы. Если еще и учесть уровень вотемнения других сообщений, а так же живость интереса к данной теме (на 1 страницу) возникает вопрос - чем же вызвана озабоченность автора? И уже становится совсем интересно, когда после удаления сообщений Векова и Санкина (какие-никакие, а на тему ВЗ), автор оставляет более раннее сообщение того же Санкина, но вообще вне темы:
"..У меня было такое же примерно отношение к ВЗ как у тебя сейчас, когда я считал себя православным христианином, но иер. Димитрий убедил меня, что занимая такую позицию православным себя называть никак нельзя."
Вы улавливаете взаимосвязь? Как после дисквалификации мормона команда клонов активизировалась? Сколько еще мнимых православных объявят себя неверующими и именно из-за отца Димитрия? Такая возня сатанистов еще более поднимает авторитет отца Димитрия в глазах думающих православных. Нужно этот пример сохранить - я думаю он еще пригодится.

С ув., ВД


Александр Смирновв
Александр Смирновв

православный христианин
(невоцерковленный)
модератор

Тема: #30830
Сообщение: #893242
14.06.04 21:22
Ответ на #893204 | Расулов Марат баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*** Поразил ответ что В.З от того и ветхий, что очень старый, обветшалый :) (в смысле смысла:):) ) А мы-то всегда считали, что В.З называется ветхим заветом, потому что Бог провозгласил Новый Завет. ***

Вот, положа руку на сердце, признаюсь: всегда считал баптистов знатоками Писания. Поэтому всегда удивляюсь когда не слышу от баптистов чётких и грамотных указаний на соответствующие цитаты. Восполним этот пробел.
Насчёт эпитета "ветхий" я думал все знают его источник, в трёх Евангелиях есть такая притча:
"Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое." (Матф.9:17, Мар.2:22, Лук.5:37)
Образ "ветхие мехи, не вмещающие молодого вина" как раз и является образом Ветхого Завета. Потому я и говорю - ветхий в смысле обветшый, состарившийся, не подходящий для христианского благовестия.

Уже в то время, когда Христос говорил эти слова, Ветхий Завет был подобен ветхим мехам, неспособным вмещать истинное, а за прошедшие два тысячелетия состояние ВЗ никоим образом не улучшилось. ВЗ ещё больше обветшал, до такой степени, что уже ни на что не годится. Он как руины древнего города, который когда-то был прекрасен, но разрушен и максимум что можно найти - это раскопать какие-то контуры древних развалин, в которых уже нет ни красоты, ни стройности, ни практической пользы, кроме как для музея.


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | >>

Помогите пожалуйста!

Календарь 3672

24 сентября. Преподобного Силуана Афонского. Преподобной Феодоры Александрийской. Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев.

23 сентября 2023 в 17:09Андрей Бузик
11 сентября по старому стилю / 24 сентября по новому стилю воскресенье Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 7-й. Прп. Феодоры Александрийской (474–491). Перенесение мощей прпп. ... читать далее »

Любовь 157

Что такое нетварные энергии.

23 сентября 2023 в 00:42Андрей Рыбак
Тянитесь к Свету и Любви Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: ... читать далее »

Высказывания 636

«Отбрось временное – и получи вечное» · Преподобный Иосиф Волоцкий и его поучения

22 сентября 2023 в 05:09Андрей Бузик
Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин) семилетним отроком был отдан в обучение иноку, а в 20 лет сам выбрал путь монашеского подвига. Был пострижен преподобным Пафнутием Боровским и жил в его ... читать далее »

Видео 444

Рождество Богородицы. Документальный фильм.

21 сентября 2023 в 07:16Андрей Бузик
Рождество Богородицы. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Вся прекрасна ты, ближняя моя, и порока нет в тебе! Пленила ты сердце Наше, сестра моя, невеста! Единственная – она, ... читать далее »

Поиск Святой Руси 394

Почему Иисусу на Фаворе явились Моисей и Илия?

19 сентября 2023 в 01:35Андрей Рыбак
Преображение Господне Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон ... читать далее »

Природа 257

Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна

17 сентября 2023 в 08:49Андрей Бузик
Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна Южная Сибирь — терра инкогнита азиатской части России. Горные хребты и живописные долины, дремучая тайга и бескрайние степи — все эти ... читать далее »

Воины 384

Русские святые XIX в. о воинском служении и посмертной участи павших воинов

15 сентября 2023 в 05:42Андрей Бузик
В настоящее время становится очевидным, что Россия не просто ведет СВО на Украине, но вступила в период экзистенциальных войн – длительной вооруженной борьбы за свое существование: за право быть самой ... читать далее »

Иконы 360

3 Сентября – Икона Пресвятой Богородицы, Именуемая «Светописанная»

3 сентября 2023 в 15:42Андрей Бузик
Сегодня, 21 августа / 3 сентября, Православная Церковь чествует Светописанный образ Божией Матери (слово «светописание» – калька с греческого слова «фотография»). Появление этого образа связано с ... читать далее »

Лица 486

Путин в опасности

21 августа 2023 в 21:33Игорь Афонин
Люди молятся не только о Владимире Путине, но и о его соратниках. Где-то в блогах промелькнуло о том, что среди силовиков внутри России есть инициатива сместить Шойгу и Герасимова, и активизировать ... читать далее »

Общий 1398

Успенский пост – время собраться перед осенней меланхолией, зима опять будет долгой

14 августа 2023 в 19:26Андрей Бузик
14 августа – начало Успенского поста, посвященного Божией Матери. Это самый короткий пост в году, он продлится две недели и закончится праздником Успения Пресвятой Богородицы 28 августа Собор Успения ... читать далее »

Скалолазание

Якоб Шуберт прошел маршрут как 9c, но категорию не говорит

20 сентября, австриец Якоб Шуберт первым прошел, возможно, самый сложный скалолазный маршрут мира  Project Big . Самое интересное, он сделал это, буквально, в прямом эфире во время трансляции на ... читать далее »

Фридайвинг

Глубинный чемпионат мира по правилам AIDA 2023.

Глубинный чемпионат мира по правилам AIDA 2023. 21 и 22 сентября мужчины и женщины соревновались в дисциплине CNF   в самой энергозатратной дисциплине глубинного фридайвинга. Среди российских ... читать далее »

Технологии 321

Искусственные нейронные сети. Когда начинать бояться?

23 сентября 2023 в 05:09Андрей Бузик
В человеческом мозге около 90 млрд нейронов. Это узкоспециализированные электрически возбудимые клетки. Они выполняют три основных функции: воспринимают и преобразуют стимулы из внешней среды, ... читать далее »

Афон 237

Обращение Симеона Афонского к пустынникам и "монахам в миру": о чем стоит подумать....

22 сентября 2023 в 18:40Андрей Рыбак
иеромонах Симон (Безкровный) или Симеон Афонский Обращение Симеона Афонского к пустынникам и "монахам в миру": о чем стоит подумать.... читать далее »

Стихи 1409

Бывало так: зажглась мечта...

21 сентября 2023 в 09:51Владимир Лучит
*** Бывало так: зажглась мечта – и постепенно целый мир преобразила Неиссякаемой своей творящей мощью титанической… Словно эфирная волна, тонка, невидима психическая сила – Однако всё же неизменно ... читать далее »

Святые 457

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

20 сентября 2023 в 05:28Андрей Бузик
20 сентября мы празднуем день памяти великого Оптинского старца Макария. Жизнь преподобного глубоко назидательна для нас, современных людей. Какие же уроки мы могли бы вынести из жития старца? Родные ... читать далее »

Проповедь 159

Седмица 16-я по Пятидесятнице. Полный круг проповедей

18 сентября 2023 в 06:18Андрей Бузик
Седмица 16-я по Пятидесятнице Понедельник. О свободе Мк.6:54–7:8 Гал.4:26–5:10 «Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства», – писал Апостол тем, кого ... читать далее »

Творчество 446

Свирепая дама по имени Жизнь.

16 сентября 2023 в 06:54Андрей Бузик
храмы на закате — Это жизнь меня наказала! - Борис размазывал по лицу пьяные слёзы, а также, извините, сопли и слюни. Вот такая неэстетичная картина предстала моему взору в 7.30 утра на пороге ... читать далее »

Молитва 394

Священномученик Киприан Карфагенский. Книга о Молитве Господней

13 сентября 2023 в 06:57Андрей Бузик
Евангельские заповеди – это не что иное, возлюбленнейшие братья, как божественные наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры, пища для укрепления сердца, кормило для ... читать далее »

Предание 387

Преподобный Максим Исповедник о страстях

26 августа 2023 в 05:15Андрей Бузик
В наследии преподобного Максима Исповедника страстное начало в человеке, с одной стороны, характеризуется как овладевающее нами и властвующее в нас начало греха. Такая страстность возникла в Адаме как ... читать далее »

SOS! 524

Освящение памятника Сталину

18 августа 2023 в 09:38Игорь Афонин
Освящение памятника Сталину Андрей Кураев сообщил, что памятник Сталину освятил православный священник: https://diak-kuraev.livejournal.com/4182883.html Об этой исторической и духовной ошибке ... читать далее »

Еда 428

Жаркое из рыбы

7 августа 2023 в 06:42Андрей Бузик
Рыба — полезное и необходимое блюдо в нашем рационе. Только не все умеют ее готовить правильно, чтобы это было действительно вкусно и полезно. Сегодня в нашей постоянной рубрике монастырских рецептов ... читать далее »

Скалолазание

Юлия Каплина и Лев Рудацкий   победители всероссийских соревнований по лазанию на скорость в Красноярске

В Красноярске 22 сентября прошли Всероссийские соревнования по скалолазанию в дисциплине "лазание на скорость". Это уже шестой старт в сезоне среди самых быстрых скалолазов страны. Среди женщин победу ... читать далее »

Скайранинг

Стартуют заключительные этапы кубка России по скайраннингу

С 21 по 25 сентября проходят заключительные этапы кубка России по альпинизму в дисциплинах скайраннинг - вертикальный километр и скайраннинг гонка. Соревнования проходят в Краснодарском крае, недалеко ... читать далее »

Жития 425

Житие святой царицы Пульхерии

23 сентября 2023 в 04:53Андрей Бузик
Греческий император Аркадий1, умирая, оставил после себя восьмилетнего сына Феодосия и трех дочерей - Пульхерию, Аркадию и Марину. Пульхерия, бывшая по годам старше брата, отличалась разумом и ... читать далее »

Разное 1230

Аборт и его последствия.

22 сентября 2023 в 16:37Сайко Александр Александрович
Аборт и его последствия. Аборт - искусственное прерывание беременности, заключающееся в расчленении на части без анестезии живого младенца в материнской утробе. http://theme.orthodoxy.ru/abort/ читать далее »

Праздники 350

Матерь Божия есть рай

21 сентября 2023 в 07:27Андрей Бузик
Мы видим сегодня новорожденную Девочку и понимаем величие любви Божией. Слышим плач малого Ребенка и учимся неизреченной премудрости Троицы. Смотрим на человеческое Дитя и сквозь слезы видим, как ... читать далее »

История 546

Чудо в Хонех, чудо в Орде и Чудов монастырь

19 сентября 2023 в 05:50Андрей Бузик
Архангел Михаил имел особое почитание во Фригии, где близ города Иераполя находился посвященный ему храм. Язычники решили уничтожить православный храм, соединили вместе две горные реки и пустили ... читать далее »

Писание 99

Анафема – это не проклятие (Первое послание к коринфянам 16:22 св. апостола Павла)

17 сентября 2023 в 20:50Александр В.А.
Стих 22 главы 16 Первого послания к коринфянам святого апостола Павла в некоторых официальных переводах на церковно-славянский язык, например, /1/, пишется так (перевод не правильный): « Аще кто не ... читать далее »

Память 370

Отважный. О жизни, смерти и миссионерском служении священномученика Пимена (Белоликова)

16 сентября 2023 в 05:48Андрей Бузик
1918 год, город Верный (Алма-Ата) Ташкентской епархии. По всему городу тянется многолюдный крестный ход – с иконами, хоругвями, сопровождаемый колокольным звоном, с молитвой о прекращении войны, ... читать далее »

Эсхатология 723

Основы Православного Царства

10 сентября 2023 в 20:14Фокин Сергей
1. СОБРАНИЕ-СОВЕЩАНИЕ В ЧЕТВЁРТОМ УДЕЛЕ БОГОРОДИЦЫ 2. НА ФОНЕ СОВРЕМЕННЫХ СОБРАНИЙ РПЦМП 3. КОЛЕЙДОСКОП ИДЕЙ И МЫСЛЕЙ ДИВЕЕВСКОГО СОБРАНИЯ. 4. ПРОМЫСЕЛ О ГРЯДУЩЕМ ЦАРСТВЕ В ПРОРОЧЕСТВАХ 5. ПРОРОЧЕСТВА ... читать далее »

Духовное 1057

Беседы великих русских старцев. Старец-затворник гефсиманского скита иеросхимонах Александр

25 августа 2023 в 06:13Андрей Бузик
Старец-затворник гефсиманского скита иеросхимонах Александр Иеросхимонах Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием ... читать далее »

Патерик 310

Святитель Симеон Солунский о священстве

16 августа 2023 в 04:40Андрей Бузик
Святитель Симеон Солунский К одному благочестивому монаху, удостоенному священнослужения (диаконства); также и об архиерее, посвящающем в сан пресвитера. Возлюбленный и добрый брат мой во Христе! ... читать далее »

Паломничество 263

Валаам, Карелия: Места силы России

29 июля 2023 в 05:43Андрей Бузик
Валаам, Карелия: Места силы России Наш сегодняшний выпуск проекта "Места силы России" посвящен загадочному, уединенному, одухотворенному месту, находящемуся в суровых северных водах Ладожского озера. ... читать далее »

Скайранинг

Алексей Чахлов из Владивостока выиграл кубок России по скайраннингу

В Республике Северная Осетия состоялся "Забег на Казбек 2023", который стал третьим заключительным этапом Кубком России по альпинизму в дисциплине "скайраннинг-марафон". Уверенную победу в забеге ... читать далее »

Альпинизм

Альпинисты потянулись к китайским восьмитысячникам

Команды альпинистов, собранные непальскими турфирмами, 20 сентября пересекли китайскую границу. Большинство из примерно сотни альпинистов находятся на пути к восьмитысячнику Чо-Ойю. Достигшие границы, ... читать далее »

Всего проголосовало: 37 человек
Почему в Яндексе перестала работать поисковая выдача?
Поиску не уделяется должного внимания
Поиск Яндекса направлен туда, куда и их корпоративная политика
Нет профессиональных программистов
Нет профессионального постановщика задачи
Задача Яндекса зарабатывать деньги другими способами и поиск им не очень интересен
Почему Яндекс понижает выдачу "Чистого Интернета"
"Чистый Интернет" обличает двойные стандарты Яндекса
"Чистый Интернет" против разврата и лжи, которым наполнены страницы в выдаче Яндекса
"Чистый Интернет" Яндексу не по духу
Яндексу противно благочестие и чистота
Яндексу противно Православие в Его чистоте.
Важно!
1. В имени разрешено использовать только
буквы ( латинские / русские ), цифры и пробел.
2. Количество символов в имени может варьироваться от 2-х до 50-ти.
3. В качестве имени необходимо использовать нормальное человеческое имя ( не кличку, не ник, не логин ).
4. После правильного заполнения формы, на указанный email отсылается письмо с кодом для подтверждения голоса, поэтому email обязательно должен быть рабочим.
* Ваше имя:
* Email:
Итоги голосования
Почему в Яндексе перестала работать поисковая выдача?
Поиску не уделяется должного внимания ( 16.0%, 19 голосов )
Поиск Яндекса направлен туда, куда и их корпоративная политика ( 29.4%, 35 голосов )
Нет профессиональных программистов ( 16.0%, 19 голосов )
Нет профессионального постановщика задачи ( 17.6%, 21 голос )
Задача Яндекса зарабатывать деньги другими способами и поиск им не очень интересен ( 21.0%, 25 голосов )
Почему Яндекс понижает выдачу "Чистого Интернета"
"Чистый Интернет" обличает двойные стандарты Яндекса ( 19.5%, 26 голосов )
"Чистый Интернет" против разврата и лжи, которым наполнены страницы в выдаче Яндекса ( 22.6%, 30 голосов )
"Чистый Интернет" Яндексу не по духу ( 22.6%, 30 голосов )
Яндексу противно благочестие и чистота ( 17.3%, 23 голоса )
Яндексу противно Православие в Его чистоте. ( 18.0%, 24 голоса )
© 1999-2023 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru