Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Писание и предание. Догматика. Богословие. (Вопросы и обсуждение) / православное богословие Ветхого Завета Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
православное богословие Ветхого Завета
Александр Смирновв
Александр Смирновв

православный христианин
(невоцерковленный)
модератор

Тема: #30830
Сообщение: #894500
16.06.04 09:44
Ответ на #894090 | Карякин Павел Федорович баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*** текстологическая сохранность ветхозаветных книг ничем не уступает книгам новозаветным, а в некоторых случаях и превосходит последних! И язык никто терять не собирался – на его базе даже современный иврит выстроить умудрились ***

Давайте попробуем ответить хотя бы на один парадоксальный вопрос - о библейских именах.
Все мы знаем привычных библейских героев: Моисей, Соломон, Ева, Ной, Екклезиаст, Самсон, Измаил, Иисус, ну и так далее.
Если Вы знакомы с ивритом, то наверное знаете как эти имена читаются по-ивритски:
Моше, Шломо, Хава, Ноах, Кохелет, Шимшон, Ишмаэль, Иешуа, и так далее.

Конечно, можно вместо Моисея говорить Моше, или Муса - на арабский манер.
Но вот вопрос: почему традиция приносит Моисея, а по всем известным правилам должен быть Моше, или Муса? Даже "Мойша" - не по правилам, и уж тем более не Моисей.

Традиционные имена библейских героев похожи на их научно рассчитанные аналоги примерно как "Муси-пуси" похоже на MITSUBISHI - общие звуки кое-где местами попадаются.

Спрашивается, кто прав, кто ошибается? Современное ивритское прочтение ошибочно, или церковная традиция принесла нам исковерканные имена? Или ошибаются и те и другие, а истина ни тем ни другим не ведома?

Огласовка - пожалуй, самое устойчивое в языке. Малейший акцент мы уже замечаем на слух, кто-то "о-кает" мы уже это замечаем, кто-то "а-кает" мы тоже замечаем, мы легко заметим грузинский акцент, заметим белорусский акцент, хотя отличия от оригинала в общем-то незначительные.
Но каковы различия между традиционным церковным звучанием библейских имён и современным научно рассчитанным ивритским их звучанием? Они отличаются не акцентом, они отличаются принципиально, как слова из совершенно разных языков, из разных народов. Без специального знания никто и не поймёт что "Хава" - это "более правильная" "Ева".

Утрата огласовок - не самое страшное, но самое наглядное и показательное свидетельство о том разбросе в существующих знаниях о том языке, на котором написаны книги ВЗ. В том-то всё и дело, что эти знания на сегодняшний день носят очень приблизительный характер, и над всем реальным знанием давлеет современный иврит, который создан искусственно, но преподносится как подлинный язык древности. Вместо того, чтобы признать факт недостаточность знания, был избран более лёгкий путь - выдумать какую-то более-менее правдоподобную версию языка и настаивать на том, что именно это является истиной, а всё что не укладывается - просто отбросить и объявить ошибками. Если бы это касалось только огласовок - тогда бы с этим можно было мириться, но ведь это же касается и самого смысла библейских слов. Именно смысл слов совершенно искажен, принципиально извращен, до такой степени, что читающий книги ВЗ на иврите думает что даже понимает смысл, но на самом деле понимает СОВЕРШЕННО ИНОЙ смысл, потому что смысл слов смещен, переделан, наделён особенностями которых не было, лишен особенностей которые были.

Если бы ивритцы признавали великую неопределённость в понимании ВЗ и я бы занимал к этим книгам иную позицию. Но когда я вижу, как целенаправленно и успешно подменяется сам язык Писания, целенаправленно искажается в пользу иудейско-талмудического понимания, я уже не могу соглашаться с достоверностью современного восприятия ВЗ никоим образом. Когда ивритцы говорят "не учите нас пониманию ВЗ, это наш язык и мы знаем как его правильно понимать", тогда книги ВЗ становятся уже не свидетельством в пользу христианства, а напротив, средством иудейской буквалистской вражды против христианского богословия.


Александр Смирновв
Александр Смирновв

православный христианин
(невоцерковленный)
модератор

Тема: #30830
Сообщение: #894423
16.06.04 08:50
Ответ на #894170 | Расулов Марат баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*** Искренне не пойму, что заставляет Вас оскорблять слово Божие, когда ап. Павел в НОВОМ ЗАВЕТЕ написал "ВСЕ ПИСАНИЕ Боговдохновенно" ***

Отвергать достоверность современных переводов ВЗ - это не значит оскорблять слово Божие.
Давайте проверим, будете ли Вы "оскорблять слово Божие" или же напротив, станете принимать его с радостью, как и подобает принимать слово Божие. Я приведу пример:

"Вошел [однажды] Муса в город, когда его жители отдыхали, и набрел на двух мужей, которые дрались друг с другом. Один был из его народа, другой - из врагов. Тот, который был из его народа, воззвал к Мусе о помощи против того, кто был из врагов. И Муса прикончил его ударом кулака".
Коран, сура 28.

"Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых]. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина"
Исход 2:11-12

Смысл в обоих случаях приблизительно одинаков, особенно если отбросить погрешности переводов. Более того, с точки зрения современного языкознания, "Муса" - гораздо более правильное прочтение имени "МСА", которое нам более знакомо как "Моисей".

Коран - типичное ветхозаветное учение. Если от ислама отбросить арабский колорит, а от иудаизма отбросить нац-этнические заморочки, то получится в сущности одно и то же учение.
В основе Корана лежат ветхозаветные книги, и по-сути ислам - это арабское истолкование иудаизма. Выходит, Коран - слово Божие? Мусульмане именно так и считают. Попробуйте усомниться - обидятся, объявят "неверным". А знаете что с "неверными" мусульманам полагается делать? Правильно, "удар мечом по шее".

Вот я и спрашиваю: Коран - это слово Божие, или нет?
Не признавать Коран - значит "оскорблять слово Божие", или всё-таки не признавать весьма сомнительную переделку слова Божиего? До какой степени можно искажать и переделывать исходный текст Торы, чтобы мы всё равно почитали его как слово Божие?

Если следовать Вашей логике, то получается, что Коран - слово Божие: в основе его лежит Ветхий Завет, а любая степень искажений исходного текста не играет роли. Ведь слово Божие всегда остаётся священным, даже если его пропустить десять раз через мясорубку и полученный фарш слепить в нечто совершенно иное. Если любая степень искажений не вредит слову Божиему - тогда что же тогда мешает нам, христианам, почитать и Коран священной книгой?

Итак, почему современный перевод ВЗ - это слово Божие, а Коран - не слово Божие?


Расулов Марат
Расулов Марат

баптист/евангелик

Тема: #30830
Сообщение: #894170
15.06.04 21:18
Ответ на #893383 | Александр Смирновв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Александр,

Искренне не пойму, что заставляет Вас оскорблять слово Божие, когда ап. Павел в НОВОМ ЗАВЕТЕ написал "ВСЕ ПИСАНИЕ Боговдохновенно", когда Павел писал, что всё в Писание (подразумевая ВЗ) было записанно для НАС: " А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. (Рим 15:4) А вы говорите: "Ветхий Завет не вмещает Слово Божие"!!!
Как бы вы знали, что Иисус это обещанный Мессия если бы у нас не было Второзакония (в частности 18:18, на которое потом ссылались и Пётр и Стефан)? А Бытие 49:10? А Исайя 53 глава? А Даниил с его точным исчислением даты прихода Мессии?

Также я не согласен с Вами, что притча о старых и новых мехах свидетельствует о неуместности ВЗ в качестве Слова Божьего. Почитайте ещё раз притчу в контексте. На какой вопрос фарисеев была дана эта притча? Ничего подобного вашему толкованию я там не нахожу.

Но я согласен с тем, что те некоторые постановления ВЗ устарели и больше не имеют силу в Новом Завете. Пример этому я уже приводил. Это произошло потому, что эти постановления и были даны с тем, чтобы свидетельствовать о истинном Божием плане в спасении человека и являлись "тенью" (как их назвал Кальвин) будущего света. Поэтому их отмена не является свидетельством того, что это не Божие Слово.

С уважением

Марат


Карякин Павел Федорович

баптист/евангелик

Тема: #30830
Сообщение: #894090
15.06.04 19:34
Ответ на #893427 | Александр Смирновв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте,

«Даже если бы книги ВЗ были в полной сохранности, и язык был бы не утрачен» - я что-то не понимаю, о какой сохранности и утраченности идет речь? Меня, Саша, поражает Ваша безапелляционность (и не только в этом вопросе). Но на основании чего Вы делаете такие заявления? Мне, протестанту, верить, разумеется, нельзя, но почитайте труды кого-нибудь более правильного – вам расскажут, что текстологическая сохранность ветхозаветных книг ничем не уступает книгам новозаветным, а в некоторых случаях и превосходит последних! И язык никто терять не собирался – на его базе даже современный иврит выстроить умудрились (спустя столько-то лет! не смотря на все вавилонские вкрапления). Как писалось «лукаво сердце человеческое более всего», так и сейчас пишут «и крайне испорчено», как подразумевалось «не лжесвидетельствуй», так и понимаем – «не лжесвидетельствуй». А благодаря находкам угаритских и пр. письменных семитских источников многовекового срока давности, можно даже заниматься не только диахроническими исследованиями в сфере лексики (да и «задвинули» это уже – Барр (Barr) постарался), но и синхроническими – есть внебиблейские источники, то бишь.

«Букву НЗ обратить против Истины гораздо труднее» - ага, расскажите это свидетелям иеговы, мормонам, адвентистам 7-го дня, баптистам, евангелистам, лютеранам, реформатам, методистам (кого еще в сектанты-то записали?), да – католикам, и еще многим представителям того множества подразделений православных, о которых можно почитать в анкете при регистрации. Заметьте – все различия между вышеперечисленными коренятся в понимании именно книг Нового Завета! О какой тут «дуракоустойчивости» НЗ можно говорить! Ведь «дух»-то различают СКВОЗЬ «букву» (о. Лев Шихляров, конспект лекций «Введение в ВЗ»). Прав был кто-то из участников, сказав, что все можно извратить, безотносительно надежности источника.

«В церковной службе по крайней мере используется церковнославянский язык, и читаются далеко не все места ВЗ, а только избранные, которые наименее искажены» - тут, мне кажется, Вам нужно немножко в исторической литургике подчитать. Могу дать ссылки. Ибо «избранность» мест определялась/-ется не степенью «искаженности» (да и относительно чего?), а востребованностью богослужебного календаря.
Да и в ссылке на церковнославянский язык, как «гарант» верного донесения смысла (это заключение следует из контекста Вашего высказывания), можно тоже углядеть противоречие. Ведь ЦСязык есть не просто очередной перевод (ничуть не лучше так нелюбимых Вами современных), но и перевод, отражающий уровень осмысления ВЗ далекого и темного (термин технический) времени. Ведь то, что известно нам сегодня благодаря археологическим находкам в области Ближнего Востока, дает нам более точное представление о быте, творчестве, верованиях и воззрениях тех, о ком и среди кого ВЗ писался. Именно это я имел в виду, когда говорил об «аккумулятивном» характере знания. И если Вы предпочитаете воспринимать древний ближневосточный мир и его религиозно-философские достижения глазами средневековых людей – это Ваше право. Нужно просто себе признаться – я предпочитаю это толкование тому, и не давать оценку «хуже»-«лучше» (это же сравнительные категории!).

«Ветхий - он и есть ветхий, безнадёжно устаревший и негодный (не для всего негодный, а для вероучения негодный)» - а об этом поговорите с преподавателями Бого-словия, хамартиологии, богословской антропологии и христологии : НИКУДА БЕЗ ВЗ НЕ ДЕТЬСЯ, Саша.

О многом можно еще с Вами посудачить – но в следующий раз.
Благословений Вам.


Феликс Круциан

православный христианин

Тема: #30830
Сообщение: #893966
15.06.04 17:45
Ответ на #893662 | Александр Смирновв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

// Если бы эти образы (символы-притчи) были бы записаны вовсе без совершения тех же самых действий в лицах Авраама, Исаака, египта и прочего, смысл бы этих образов никоим образом не изменился бы //
Для меня – изменился бы радикально. Потому что реальный Авраам с ножом у горла своего сына это одно, а придуманный это другое. Между нравоучительными сказками и реальными событиями большое нравственное расстояние. Следуя вашей логике и Христа можно было бы придумать. Библия – книга жизни, книга реальной Божией любви к реальным людям (к нам в том числе). Она чужда всякой экзальтации. Выкинуть (объявить придуманной) самую малую часть из библейской истории невозможно и было бы непереносимо обидно. Можно лишь дорастать до неё понемногу, опираясь не только на более или менее достоверные тексты, но и на живой церковный опыт. Поэтому упрёк по поводу протестантского характера некоторых ваших аргументов мне кажется справедливым.


Феликс Круциан

православный христианин

Тема: #30830
Сообщение: #893965
15.06.04 17:44
Ответ на #893582 | Карякин Павел Федорович баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

// Да, здесь, по всей видимости, мне нужно признать – библейское богословие есть результат неправославной мысли. //

Есть такое святоотеческое изречение: «Кто истинно молится, тот истинный богослов». Что вы, как протестант, об этом думаете?


Карякин Павел Федорович

баптист/евангелик

Тема: #30830
Сообщение: #893938
15.06.04 17:23
Ответ на #893663 | Виктор Судариков православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

«Дело, мне кажется не в авторе, а в Вашем несколько искаженном понимании православной мысли...» В.С.

Виктор, любезный, так я о том же и переживаю! Соглашаюсь и переживаю!! Причем «несколькость» искаженности – это еще мягко сказано (спасибо Вам за вежливость). Я не только допускаю, но и открыто признаю это в начальном своем сообщении, открывшем тему, где подчеркиваю, что нигде не удается познакомиться с истинно православной позицией.

Но почему же я сделал ранее упомянутый вывод о природе «библейского богословия», назвав его «инославным»? Дело в том, - и здесь, возможно, я делаю методологическую ошибку, - что зарождение библейского богословия (не путать с богословием как таковым), как и отмечает о. Ианнуарий в своих лекциях, случилось на Западе. И там же получило свое развитие.

Чтобы свое понимание православной мысли прояснить хотя бы в этой сфере, я задался вопросом – ну, не могли же богословы в России игнорировать все «запахи» и «ароматы», которые приносил им западный ветер (простите за корявую метафору)? Тут я, значит, знакомлюсь с работами о. Меня и слышу (и в чем-то соглашаюсь) о его не совсем православной позиции по некоторым вопросам (см. цитату одного из его критиков в моем раннем «посте»). Соглашаюсь я потому, что историко-критическая школа в западном богословии нарубила такую кучу дров, что ими до сих пор топят и доводят до белого каления «неокрепшие умы» прихожан не только на Западе, но и в России (здесь я говорю, в первую очередь, о протестантах). А о. Мень очень свободно эти «дровишки» использует, из-за чего ему приходится порой делать очень смелые выводы (см. его толкования событий Исхода, например).

Такие вопросы, как единство Писания, непогрешимость, богодухновенность – все эти категории были поставлены под сомнение более «прогрессивными» учеными историко-критической школы. В свою очередь, выводы эти были отвергнуты за спекулятивностью более ортодоксальными протестантами. Хотя, должен признать, современные богословы на западе смирились и с теорией редакции источников, и со многими другими результатами критического анализа ВЗ (если у Вас есть возможность, почитайте «Introduction to the Hebrew Bible» Gottwald’a. – интересный труд).

Ну, так вот. Реакцию со стороны официальной Церкви на рукописи, легшие в основу изданной «Исагогики» о. Меня, я воспринял как некий критерий, мол, мы предпочитаем толкования отцов цитированию сектантов и догматическую лояльность историко-критическим спекуляциям.

И теперь, ознакомившись с лекциями одного из ведущих специалистов духовных школ России, я и думаю – и у о. Ианнуария нет ссылок на Отцов, и догматикой там не очень чадит… Где же найти ее, неискаженное понимание православной мысли?...

Ох, опять поддался соблазну графоманства… Прошу прощения. Если можете помочь (не с графоманством :о) – буду признателен. А пока я пытаюсь читать «Пути Русского Богословия» Флоровского (талантливый, все таки, человечище). Может там найду ссылки.


Александр Смирновв
Александр Смирновв

православный христианин
(невоцерковленный)
модератор

Тема: #30830
Сообщение: #893664
15.06.04 12:40
Ответ на #893657 | Виктор Судариков православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*** Так что Ветхий Завет стал для нас по праву ИСТОРИЕЙ Спасения, а Новый - Живым и действенным ИСПОЛНЕНИЕМ Спасения.
Да, с такой расстановкой Заветов нельзя не согласиться!


Виктор Судариков
Виктор Судариков

православный христианин

Тема: #30830
Сообщение: #893663
15.06.04 12:39
Ответ на #893582 | Карякин Павел Федорович баптист/евангеликНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

>Да, здесь, по всей видимости, мне нужно признать – библейское богословие есть результат неправославной мысли.

Дело, мне кажется не в авторе, а в Вашем несколько искаженном понимании православной мысли...

В.С.


Александр Смирновв
Александр Смирновв

православный христианин
(невоцерковленный)
модератор

Тема: #30830
Сообщение: #893662
15.06.04 12:38
Ответ на #893568 | Феликс Круциан православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*** вы верите в такие ИСТОРИЧЕСКИЕ факты как например – призвание Авраама, жертвоприношение Исаака, египетский плен, исход, завоевание земли обетованной, переселение в Вавилон и т. д. и т. п.? Или это придуманные символы-притчи?

Это придуманные Богом символы-притчи, изображенные Богом в библейских событиях.
Если бы эти образы (символы-притчи) были бы записаны вовсе без совершения тех же самых действий в лицах Авраама, Исаака, египта и прочего, смысл бы этих образов никоим образом не изменился бы.
Поэтому мне совершенно не важно, происходили ли события во плоти, или же только в притчах.
Хотя лично я - верю что Бог также и воплотил описанные события, а не только составил притчи для научения верующих.

*** В выражение же «народ Божий» я вкладывал не этнический смысл, а именно сакральный. Это само собой разумелось, по-моему.

Этот момент надо обязательно подчеркивать в нынешнее время, когда в слово "народ Божий" сплошь и рядом вкладывают этнический смысл, особенно на этом форуме, где многие люди лишь отдалённо знакомы с церковной терминологией.

*** для чего в православной богослужебной практике широко используются «сомнительные» тексты. Ответ «по традиции» слишком смелый, по-моему. Почему же возникла такая странная традиция?
Во-первых, тексты, используемые в богослужебной практике, не столь сомнительные, поскольку используются не все подряд тексты, а только избранные, причем на церковнославянском языке. Такие места, избранные и воспринятые церковной традицией, гораздо более достоверны.
Во-вторых, ничего странного в такой традиции нет. Традиция древняя, во времена своего возникновения она имела вполне понятное людям наполнение. Хранить древние традиции столь же важно, как важно и хранить Ветхий Завет - всё это нужно для Церкви, пригодится.

Если выбросить Ветхий Завет, выбросить богослужебные традиции, выбросить всё прочее Предание Церкви, то получится сухой и безжизненный протестантизм. Если наоборот, возвести букву и форму в ранг высшей истины - тогда получится католицизм. И тот и другой подход широко известны, но всё-таки лучше путь православия, когда ничего не выбрасывается, но и не преувеличивается, а всему находится должное и соответствующее место.


Виктор Судариков
Виктор Судариков

православный христианин

Тема: #30830
Сообщение: #893657
15.06.04 12:35
Ответ на #893623 | Александр Смирновв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Св. книги (да и вообще духовная жизнь) беззащитны не столько перед специалистами-толкователями, сколько перед человеческой злой волей.
А то, что и Новый Завет можно исказить с большИм успехом, мы видим в многочисленных, а подчас уж совсем далеких от христианства сектах - тех же скопцах, хлыстах и т.п.
Так что Ветхий Завет стал для нас по праву ИСТОРИЕЙ Спасения, а Новый - Живым и действенным ИСПОЛНЕНИЕМ Спасения.
В.С.


Александр Смирновв
Александр Смирновв

православный христианин
(невоцерковленный)
модератор

Тема: #30830
Сообщение: #893623
15.06.04 12:12
Ответ на #893522 | Виктор Судариков православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*** в любом Писании (в т.ч. и Новозаветном) есть буква и дух. Так вот, человек способен всегда заменить дух буквой.

Совершенно согласен. Поэтому, даже если бы книги Ветхого Завета были в полной сохранности, и язык был бы не утрачен, всё равно его бы запросто можно было трактовать очень произвольным образом. Не даром сказано - "потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор.3:6)

*** То же может произойти и с Новым Заветом - не из-за его каких-либо его недостатков, а из-за утери Духа

И во многом происходит. Любые книги беззащитны перед произволом толкователей.

*** ВЗ не безнадежно устаревший, он предыдущий...
Одно другому не мешает.
Устарел не Завет, а книги (то есть буква) Завета.
Есть предел допустимых искажений. Чем сильнее искажен текст, тем больше он убивает истинное.
С одной стороны мы понимаем, что Дух - это главное, а буква - второстепенное. С другой стороны мы понимаем и то, что исковеркать текст возможно до такой степени, что буквы вовсе перестанут свидетельствовать о Духе Божием, будут враждовать против Бога и убивать Дух. Именно это и произошло с буквой Ветхого Завета.

В Новом Завете книги ещё свидетельствует о Господе Боге, хотя и новозаветные буквы некоторые тоже превращают во вражду. Букву Нового Завета обратить против Истины гораздо труднее.


А.К. Виктор

невоцерковленный верующий

Тема: #30830
Сообщение: #893593
15.06.04 11:55
Ответ на #893383 | Александр Смирновв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Александр.
И Ветхий Завет и Новый Завет есть Слово Божие. Разница между ними очень простая: Ветхий Завет - это царство закона и предвестник прихода Мессии, Новый Завет - это царство благодати Божьей, через которую мы получили спасение.
Кроме того, Ветхий Завет - это предупреждение для христиан, чтобы они не стали фарисеями и законниками, служителями буквы, а не Духа.


Карякин Павел Федорович

баптист/евангелик

Тема: #30830
Сообщение: #893582
15.06.04 11:46
Ответ на #893282 | Феликс Круциан православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спасибо всем участникам за ценные советы и не менее интересные мнения. Надеюсь, на этом мы не остановимся.

И для тех, кому также интересны мои поиски, спешу поделиться некоторыми «находками». Во-первых, (особое спасибо за «наводку» о. Андрею - вот ведь, человек написал всего две строчки, и видно, что не зря "отец" :-) ) нужно сказать о конспекте лекций архим. Ианнуария (Ивлева), который я нашел на неофициальном сайте СПбДА (spb-da.narod.ru). Там дается несколько файлов, среди которых точно «по теме» является только один – bibl4.zip (это архив лекций «библейского богословия» за 1995 года). Это именно из той "оперы", что я и разыскиваю.

То, что я прочел в конспекте меня, с одной стороны, порадовало, а с другой – насторожило. Ссылки на Герхарда фон Рада (Gerhard von Rad), Фрейда (Freud), Лютера, Франца Розенцвейга (Rosenzweig) и Мартина Бубера (Buber), а также «иудейского философа Моисея Мендельсона», использование источников угаритской и шумерской мифологии, апелляция к «протоисайе» и «девтороисаие», свободное обращение с теорией источников/редакции (J, P, E) – все это говорит о широкой эрудиции и несомненном профессионализме о. Ианнуария.

Но при всем этом я должен констатировать, что курс архимандрита вполне мог бы читаться в любой из протестантских школ: и никто бы не догадался, что автор – православный богослов. Да, здесь, по всей видимости, мне нужно признать – библейское богословие есть результат неправославной мысли. И возможно, что мои поиски – напрасны: зачем православному заниматься «инославностями».

А может еще «поковырять»? Знаю из сферы НЗ богословия, что в конце XIX – начале XX вв. в РПЦ было немало богословов, хорошо ориентировавшихся не только в святоотеческом предании, но и в последних «достижениях» инославной богословской мысли (например, еп. Дмитрий (Богдашевский)). Вот бы и в сфере ВЗ найти представителей «расцвета русского богословия». Возможно, архим. Ианнуарий использовал таки чьи-то православные работы, только вот в конспекте нет самой важной для меня части – библиографии.

Надеюсь на помощь всех участников форума.
Павел.


Феликс Круциан

православный христианин

Тема: #30830
Сообщение: #893570
15.06.04 11:35
Ответ на #893522 | Виктор Судариков православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Совершенно верно.

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | >>

Помогите пожалуйста!

Календарь 3675

27 сентября. Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Преставление святителя Иоанна Златоуста. Леснинской иконы Божией Матери.

26 сентября 2023 в 15:53Андрей Бузик
14 сентября по старому стилю / 27 сентября по новому стилю среда Седмица 17-я по Пятидесятнице. Глас 7. Строгий пост. Пища с растительным маслом. Всемирное Воздви́жение Честно́го и ... читать далее »

Любовь 159

Все знания о Мироздании только у Отца Небесного

26 сентября 2023 в 06:25Андрей Рыбак
Кристаллы знания Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый ... читать далее »

Афон 238

Старец Гавриил Афонский об искушениях

25 сентября 2023 в 06:40Андрей Рыбак
Афонский старец Гавриил. Старец Гавриил Афонский об искушениях. Новое видео на Рождество Богородицы. читать далее »

Писание 100

Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве

24 сентября 2023 в 06:54Андрей Бузик
Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве Мф. 15:21–28 (62 зач.). Нельзя ощутить сладости добра без постоянства в добре. Ибо на пути к добру сперва встречается ... читать далее »

Разное 1230

Аборт и его последствия.

22 сентября 2023 в 16:37Сайко Александр Александрович
Аборт и его последствия. Аборт - искусственное прерывание беременности, заключающееся в расчленении на части без анестезии живого младенца в материнской утробе. http://theme.orthodoxy.ru/abort/ читать далее »

Видео 444

Рождество Богородицы. Документальный фильм.

21 сентября 2023 в 07:16Андрей Бузик
Рождество Богородицы. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Вся прекрасна ты, ближняя моя, и порока нет в тебе! Пленила ты сердце Наше, сестра моя, невеста! Единственная – она, ... читать далее »

Поиск Святой Руси 394

Почему Иисусу на Фаворе явились Моисей и Илия?

19 сентября 2023 в 01:35Андрей Рыбак
Преображение Господне Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон ... читать далее »

Память 370

Отважный. О жизни, смерти и миссионерском служении священномученика Пимена (Белоликова)

16 сентября 2023 в 05:48Андрей Бузик
1918 год, город Верный (Алма-Ата) Ташкентской епархии. По всему городу тянется многолюдный крестный ход – с иконами, хоругвями, сопровождаемый колокольным звоном, с молитвой о прекращении войны, ... читать далее »

Эсхатология 723

Основы Православного Царства

10 сентября 2023 в 20:14Фокин Сергей
1. СОБРАНИЕ-СОВЕЩАНИЕ В ЧЕТВЁРТОМ УДЕЛЕ БОГОРОДИЦЫ 2. НА ФОНЕ СОВРЕМЕННЫХ СОБРАНИЙ РПЦМП 3. КОЛЕЙДОСКОП ИДЕЙ И МЫСЛЕЙ ДИВЕЕВСКОГО СОБРАНИЯ. 4. ПРОМЫСЕЛ О ГРЯДУЩЕМ ЦАРСТВЕ В ПРОРОЧЕСТВАХ 5. ПРОРОЧЕСТВА ... читать далее »

Духовное 1057

Беседы великих русских старцев. Старец-затворник гефсиманского скита иеросхимонах Александр

25 августа 2023 в 06:13Андрей Бузик
Старец-затворник гефсиманского скита иеросхимонах Александр Иеросхимонах Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием ... читать далее »

Альпинизм

Простая Манаслу? Сотни альпинистов на вершине

Все эти дни с 19 сентября в прекрасную погоду вереницы альпинистов движутся к вершине Манаслу. Все, кто решил подняться уже в пути к вершине. Отстающие надеются, что хорошая погода продержится еще ... читать далее »

Велоспорт

Результаты первенства России по маунтинбайку "гонка в гору"

В поселке Псебай, Краснодарского края 23 сентября проходило первенство России по маунтинбайку в дисциплине "гонка в гору". Трасса очень техничная и способствовала острой борьбе среди юных гонщиков читать далее »

Проповедь 161

Архим. Иоанн Крестьянкин в день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

26 сентября 2023 в 15:41Андрей Бузик
Архим. Иоанн Крестьянкин в день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме читать далее »

Портал 124

Новый ролик. Вечно движимый покой

25 сентября 2023 в 22:31Андрей Рыбак
Вечно движимый покой Новый ролик. Вечно движимый покой Подписывайтесь, комментируйте https://youtu.be/G2k84m1lFsM?si=hM_VOTBRvopcMofB читать далее »

Стихи 1410

Как тайна тех островитян...

24 сентября 2023 в 13:22Владимир Лучит
*** Как тайна тех островитян, что величаво-молчаливые колоссы Хранят, незыблемы средь океанских волн, на протяжении веков, Едва ль не все не окончательными меж людьми ответы на вопросы Лишь, как ни ... читать далее »

Технологии 321

Искусственные нейронные сети. Когда начинать бояться?

23 сентября 2023 в 05:09Андрей Бузик
В человеческом мозге около 90 млрд нейронов. Это узкоспециализированные электрически возбудимые клетки. Они выполняют три основных функции: воспринимают и преобразуют стимулы из внешней среды, ... читать далее »

Высказывания 636

«Отбрось временное – и получи вечное» · Преподобный Иосиф Волоцкий и его поучения

22 сентября 2023 в 05:09Андрей Бузик
Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин) семилетним отроком был отдан в обучение иноку, а в 20 лет сам выбрал путь монашеского подвига. Был пострижен преподобным Пафнутием Боровским и жил в его ... читать далее »

Святые 457

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

20 сентября 2023 в 05:28Андрей Бузик
20 сентября мы празднуем день памяти великого Оптинского старца Макария. Жизнь преподобного глубоко назидательна для нас, современных людей. Какие же уроки мы могли бы вынести из жития старца? Родные ... читать далее »

Природа 257

Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна

17 сентября 2023 в 08:49Андрей Бузик
Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна Южная Сибирь — терра инкогнита азиатской части России. Горные хребты и живописные долины, дремучая тайга и бескрайние степи — все эти ... читать далее »

Воины 384

Русские святые XIX в. о воинском служении и посмертной участи павших воинов

15 сентября 2023 в 05:42Андрей Бузик
В настоящее время становится очевидным, что Россия не просто ведет СВО на Украине, но вступила в период экзистенциальных войн – длительной вооруженной борьбы за свое существование: за право быть самой ... читать далее »

Иконы 360

3 Сентября – Икона Пресвятой Богородицы, Именуемая «Светописанная»

3 сентября 2023 в 15:42Андрей Бузик
Сегодня, 21 августа / 3 сентября, Православная Церковь чествует Светописанный образ Божией Матери (слово «светописание» – калька с греческого слова «фотография»). Появление этого образа связано с ... читать далее »

Лица 486

Путин в опасности

21 августа 2023 в 21:33Игорь Афонин
Люди молятся не только о Владимире Путине, но и о его соратниках. Где-то в блогах промелькнуло о том, что среди силовиков внутри России есть инициатива сместить Шойгу и Герасимова, и активизировать ... читать далее »

Триатлон

Илья Слепов   абсолютный победитель Ironman 70.3 Salalah в Омане!

Илья Слепов   абсолютный победитель Ironman 70.3 Salalah в Омане! Триатлонную "половинку" на прошлых выходных (1.9 км плавание, 90 км велоэтап и 21.1 км бег) Илья финишировал за 4:06:01. Ближайший ... читать далее »

Фридайвинг

Глубинный чемпионат мира по правилам AIDA 2023.

Глубинный чемпионат мира по правилам AIDA 2023, ДЕНЬ 3   CWTB, женщины. Девушки ныряли в дисциплине CWTB (в раздельных ластах). День прошёл спокойно, без каких-либо тяжёлых состояний в виде блэкаутов. ... читать далее »

Песни 110

Песня "На безымянной высоте"

26 сентября 2023 в 10:51Андрей Рыбак
На безымянной высоте. Песня "На безымянной высоте" была написана поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером в 60-е годы ХХ века. Ее строки знакомы практически каждому жителю нашей ... читать далее »

Здоровье 458

Осенняя депрессия: как распознать и как пережить?

25 сентября 2023 в 07:59Андрей Бузик
Мы прекрасно помним восторженные строки Пушкина, посвященные осени. Многие любуются этим временем года, испытывая эмоциональный подъем. Но есть и те, кого красота осенней природы вовсе не восхищает. ... читать далее »

Патерик 311

Неисповеданный грех

24 сентября 2023 в 07:57Андрей Бузик
Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти. Преподобный Ефрем Сирин Помни, что грех исповеданный уменьшается, а грех неисповеданный становится больше. Свт. Иоанн Златоуст Нередко бывает, что ... читать далее »

Жития 425

Житие святой царицы Пульхерии

23 сентября 2023 в 04:53Андрей Бузик
Греческий император Аркадий1, умирая, оставил после себя восьмилетнего сына Феодосия и трех дочерей - Пульхерию, Аркадию и Марину. Пульхерия, бывшая по годам старше брата, отличалась разумом и ... читать далее »

Праздники 350

Матерь Божия есть рай

21 сентября 2023 в 07:27Андрей Бузик
Мы видим сегодня новорожденную Девочку и понимаем величие любви Божией. Слышим плач малого Ребенка и учимся неизреченной премудрости Троицы. Смотрим на человеческое Дитя и сквозь слезы видим, как ... читать далее »

История 546

Чудо в Хонех, чудо в Орде и Чудов монастырь

19 сентября 2023 в 05:50Андрей Бузик
Архангел Михаил имел особое почитание во Фригии, где близ города Иераполя находился посвященный ему храм. Язычники решили уничтожить православный храм, соединили вместе две горные реки и пустили ... читать далее »

Творчество 446

Свирепая дама по имени Жизнь.

16 сентября 2023 в 06:54Андрей Бузик
храмы на закате — Это жизнь меня наказала! - Борис размазывал по лицу пьяные слёзы, а также, извините, сопли и слюни. Вот такая неэстетичная картина предстала моему взору в 7.30 утра на пороге ... читать далее »

Молитва 394

Священномученик Киприан Карфагенский. Книга о Молитве Господней

13 сентября 2023 в 06:57Андрей Бузик
Евангельские заповеди – это не что иное, возлюбленнейшие братья, как божественные наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры, пища для укрепления сердца, кормило для ... читать далее »

Предание 387

Преподобный Максим Исповедник о страстях

26 августа 2023 в 05:15Андрей Бузик
В наследии преподобного Максима Исповедника страстное начало в человеке, с одной стороны, характеризуется как овладевающее нами и властвующее в нас начало греха. Такая страстность возникла в Адаме как ... читать далее »

SOS! 524

Освящение памятника Сталину

18 августа 2023 в 09:38Игорь Афонин
Освящение памятника Сталину Андрей Кураев сообщил, что памятник Сталину освятил православный священник: https://diak-kuraev.livejournal.com/4182883.html Об этой исторической и духовной ошибке ... читать далее »

Горный туризм

"Высшие вершины Урала". Не пропустите встречу с Олегом Чегодаевым!

5 октября в 19:00 в лектории Red Fox Олег Чегодаев расскажет про "Высшие вершины Урала" - некоммерческий туристко/альпинистский проект по восхождению на 7 высочайших вершин Урала. Олег Чегодаев - ... читать далее »

Альпинизм

Шесть россиян поднялись на Манаслу, еще и с рекордом

24 сентября основная группа российских альпинистов из экспедиции Клуба "7 Вершин", поднялась на Манаслу, был установлен и рекорд России. Это не первые восхождения в сезоне на этом ... читать далее »

Всего проголосовало: 37 человек
Почему в Яндексе перестала работать поисковая выдача?
Поиску не уделяется должного внимания
Поиск Яндекса направлен туда, куда и их корпоративная политика
Нет профессиональных программистов
Нет профессионального постановщика задачи
Задача Яндекса зарабатывать деньги другими способами и поиск им не очень интересен
Почему Яндекс понижает выдачу "Чистого Интернета"
"Чистый Интернет" обличает двойные стандарты Яндекса
"Чистый Интернет" против разврата и лжи, которым наполнены страницы в выдаче Яндекса
"Чистый Интернет" Яндексу не по духу
Яндексу противно благочестие и чистота
Яндексу противно Православие в Его чистоте.
Важно!
1. В имени разрешено использовать только
буквы ( латинские / русские ), цифры и пробел.
2. Количество символов в имени может варьироваться от 2-х до 50-ти.
3. В качестве имени необходимо использовать нормальное человеческое имя ( не кличку, не ник, не логин ).
4. После правильного заполнения формы, на указанный email отсылается письмо с кодом для подтверждения голоса, поэтому email обязательно должен быть рабочим.
* Ваше имя:
* Email:
Итоги голосования
Почему в Яндексе перестала работать поисковая выдача?
Поиску не уделяется должного внимания ( 16.0%, 19 голосов )
Поиск Яндекса направлен туда, куда и их корпоративная политика ( 29.4%, 35 голосов )
Нет профессиональных программистов ( 16.0%, 19 голосов )
Нет профессионального постановщика задачи ( 17.6%, 21 голос )
Задача Яндекса зарабатывать деньги другими способами и поиск им не очень интересен ( 21.0%, 25 голосов )
Почему Яндекс понижает выдачу "Чистого Интернета"
"Чистый Интернет" обличает двойные стандарты Яндекса ( 19.5%, 26 голосов )
"Чистый Интернет" против разврата и лжи, которым наполнены страницы в выдаче Яндекса ( 22.6%, 30 голосов )
"Чистый Интернет" Яндексу не по духу ( 22.6%, 30 голосов )
Яндексу противно благочестие и чистота ( 17.3%, 23 голоса )
Яндексу противно Православие в Его чистоте. ( 18.0%, 24 голоса )
© 1999-2023 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru