Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Идеи и концепции, явления и феномены. Православная точка зрения. / "Православная" психология? Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
"Православная" психология?
Безвестный Ростислав

невоцерковленный верующий
Тема: #30542    01.06.04 21:11    Просмотров: 28929 [88]

Сообщений: 224    Оценка: 5.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 15 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Мужи братия! Что такое "православная психология"? Изучая различные подходы к описанию психологических феноменов, узнал, что они, подходы в психологии, г.о., анти-религиозные (что и понятно, т.к. психология появилась как противостояние Церкви), атеистические, наполовину оккультные и пр.; с соответствующими способами решениями человеческих проблем. И вот вокруг плодятся "православные" психологи. Семинары, тренинги, психотерапевтические методики, "программы саморазвития"…
И вот я думаю: а что есть методологическая база "православной" психологии? Разве можно религию взять и положить в основу науки? А методы "православной" психологии – в чем? Если болезни (в т.ч. психические) от грехов, то у Церкви есть средства борьбы с этими последствиями греха – Причастие, исповедь, пост, молитва и т.д. Методы психологии идентичны церковным или альтернативны им? Если первое – зачем психологию примешивать? Если второе – зачем такая психология (или что в ней православного?) И, если роль православного психолога – помогать человеку жить по правой вере, то не возносится ли такой психолог над свв. Отцами, наделенными Всевышним соответствующими дарами и над священниками, которым эта функция изначально вменена в обязанность? Если православная психология предлагает некие методики, помогающие человеку жить по правой вере, то вот цитата (приблизительная) Юнга: "изучая статистику своих пациентов, я пришел к выводу, что среди них большинство было атеистами, меньше – протестантами, а католиков почти не было" ("Воспоминания, сновидения, размышления"); вывод Юнга отсюда – традиционные конфессии сами по себе целительны для своих сознательных приверженцев. Зачем тогда психология, в частности тот же – любимый мною когда-то – юнгианский анализ, если его функции выполняет религия? И можно ли "православно" проводить, например, психоанализ? …гештальт? …психодраму? …холотропную терапию;)?
Все остальное, "православно-психологическое" – можно (- ?) растащить по полочкам философии, секулярной психологии, христианской антропологии и т.д.
Если не существует "православной психологии", то как объединить психологию с Православием? И где граница между ними и между "можно" и "нельзя" в практике психолога – православного человека (к обычной этике добавив этику Евангелия)?
Итак – православные психологи и неправославные, все интересующиеся – растолкуйте "чайнику": что такое "православная психология"?


Безвестный Ростислав

невоцерковленный верующий

Тема: #30542
Сообщение: #1008061
06.10.04 10:37
Ответ автору темы | Безвестный Ростислав невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

ПРОШУ В ТЕМУ НИЧЕГО НЕ ПИСАТЬ
НОВЫЕ СООБЩЕНИЯ БУДУТ УДАЛЯТЬСЯ. Если Вы, уважаемый читатель, хотите лично мне сказать, что Вы обо мне думаете, пишите на эл. адрес, я с удовольствием узнаю;)
Всему своё время. На данный момент я считаю "смерть" темы благом по ряду причин.
1. Она исчерпала себя. Крупных прорывов нет, лучше дать ей выстояться, что бы после (через годы и, конечно, не здесь) снять урожай мысли. Я не могу взять и проанализировать все предложенные тексты, их много, это прочитать, осмыслить, сопоставить одни с другими – годы труда…
2. Узок круг П-психологов (и даже анти-П-психологов:). Страшно далеки они то друг от друга, то от темы. Стороннему (свежему) человеку совершенно немыслимо влезть в тему, ему придется перелопатить немыслимое количество страниц. В текстах полно провоцирующих реплик, атак и контр-атак личного плана, что является эмоционально-энергетическим фоном полемики, но не делает её научной (или научно-религиозной). Страшнее всего то, что это не делает её приятной. Кроме того, я всё чаще в последнее время старался сам себе отвечать на вопрос того иерея, что в начале темы назвал её умствованием (сообщение было удалено). Тема имела смысл до того момента, как она стала умствованием. А она почти сразу вышла за границы моей компетентности и я в ней могу только дёргаться в выборе между "умными и красивыми";)… "Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех".
3. Я не получил ни одного ясного ответа на вопросы темы, даже удивительно. Я и сейчас не знаю, можно ли назвать наукой преподаваемое под названием "П-психология", как идеально соотносятся функции П-психолога и священника, как корректно пересекается наука психология с православием, как "воцерковлять" психологию. Как был я чайником, так и остался:(. Единственно полезным результатом для себя я считаю установление факта наличия огромного информационного массива как в области пересечения психологии и вообще христианства, так и психологии и философии (и, наверное, это последнее пересечение важнее первого, во всяком случае, оно должно ему предшествовать). Какие там вопросы звучат – я могу только гадать, поскольку читать – не могу:(.
4. Предполагаю, что для разговора о П-психологии, необходимо разрешить ряд фундаментальных проблем, г.о. философии (в частности, что такое "православность" и "католичность" в науке, чем именно последнее помешало развитию первого; способы решения обоими вопроса о соотношении субъекта и объекта и, по всей вероятности, почти бесчисленное множество прочих).
5. Для себя я сделал вывод, что разрешить вопросы такого порядка (я о заглавных в постинге) – дело одного гиганта мысли, а не плод коллективного разума. С другой стороны, должна быть среда психологов - верующих; эта среда может породить такого гиганта. И даже он на них ответит жизнью (т.е. ответ будет дан сперва в практике, а уж потом как-то осмыслен теоретически, обоснован богословски, отстоян в полемике).
6. Подвести итоги темы в смысле нахождения некоего интегрирующего, синтетического или хотя бы компромиссного варианта ответа на её заглавные вопросы – невозможно; я, во всяком случае, не в состоянии.
7. Я устал от темы, я уже ничего в ней не хочу. И по времени – не могу. Ближние важнее темы на форуме. Благодарю всех участников: я понял, насколько я отстал в плане образования. И я понял, что это отставание – учитывая мою ситуацию - фатально. Преподавать (только тогда я смогу много читать, осмысляя и полемизируя хоть с кем-то, тогда это будет органично, а не через силу, не на надрыве) я не могу себе позволить (по финансам) в силу взятых на себя обязательств перед близкими.
8. Прошу прощения у тех, кого ввел в искушение своим поведением на Форуме, чьё время затратил впустую, чьих оправданных ожиданий я не оправдал, кто в теме был оскорблён в лучших чувствах, оклеветан, обманут. Надеюсь, что таких немного, но знаю, что они есть и я в ответе за это.
9. С молитвой за участников (хотя из всех я могу молиться только за Алексея; Александр и Ефим – маски…), с просьбой помянуть меня,
с поклоном за науку, Р.


Протоиерей Евгений Левченко

православный христианин
(священник)

Тема: #30542
Сообщение: #1007059
05.10.04 13:02
Ответ на #989354 | Безвестный Ростислав невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Ростислав!
Что Вы думаете делать со своей темой? Не хотелось бы, чтобы она просто так зависла (особенно, если в качестве подводящих «итоги» мы будем видеть нечто вроде «Сообщение: #1005739 04.10.04 12:46», - слово «софизм», конечно же, не передает полноты и глубины манипулятивной техники, которую опробывает на участниках автор подобных сообщений).


Протоиерей Евгений Левченко

православный христианин
(священник)

Тема: #30542
Сообщение: #1007057
05.10.04 13:01
Ответ на #992203 | Александр Сергеев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, уважаемый Александр!
Простите, долго не отвечал: был сильно занят.
Однако, прежде, чем продолжать обсуждение, хотел бы уточнить некоторые детали.
1. Будем ли мы продолжать обсуждение здесь, или все-таки начнем новую тему – благо есть с чего начать: хотя бы с этого Вашего проекта? Затянувшаяся пауза показывает, что сюда едва ли кто захочет присоединиться: хоть бы скандальчик настоящий был – и того нет, - так, вялое какое-то препирание. Я думаю, в большой степени этот тон – и не рабочий, и не дискуссионный – был задан в теме изначально.
2. Ваш проект из восьми пунктов можно было бы и начать обсуждать, но неясна стержневая мысль всего этого. Т.е. предлагается нечто вроде сборника очерков, а ради чего – непонятно.
3. Особо непонятно Ваше нежелание принять предлагаемое Вл. Лосским, о. Михаилом Дроновым и другими формулу: личность = ипостась.
4. Как Вы относитесь к моим словам: «если предварительно пособирать людей (пусть не 10-15, а хотя бы 5), и чтоб каждый ответственно взялся за разработку интересующих его тем, - можно было надеяться, что что-то получится»?
4. Я мог бы предложить альтернативный проект, но прежде хотелось бы получить ответы на поставленные выше вопросы.


Алексей Ксендзюк

безверующий

Тема: #30542
Сообщение: #1006910
05.10.04 11:14
Ответ на #989354 | Безвестный Ростислав невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

PS Да, Ефим дал Вам совет:

++а если Вас заинтересовали кседзюковы рассуждения о произвольном внимании, то почитайте труды школы П.Я.Гальперина (я их уже упоминал), - очень серьезные наработки и - безо всякого оккультного антуража.++

Так я в связи с этим хочу обратить Ваше внимание на то, что гальперинское понимания "произвольных психич. процессов" хоть и принес некоторые плоды в педагогике, для познания самого явления произвольного внимания не годится.
Во-первых, он просто устарел, т.к.все эти исследования и размышления ("серьезные наработки") происходили по большей части в 1950-60-х годах.
Во-вторых, сама концепция Гальперина (то, что внимание - это "контроль") ведет нас в ложную сторону. Это я Вам говорю как человек, специально занимающийся психологией внимания и восприятия уже лет двадцать.
В-третьих, странно слышать подобные рекомендации от человека, который вроде бы занимался когнитивной психологией, где концепция внимания разработана намного лучше. Даже У. Найссер (работавший в 70-х, положивший начало направлению, так сказать, "классик") куда ближе подобрался к сути произвольного внимания (и внимания вообще).
Вся эта леонтьевская школа породила помимо отдельных находок множество заблуждений. Уже во времена Гальперина это было ясно многим психологам. Советую почитать, напр., его дискуссию с Пиаже.
Избавиться от ограничений "деятельностного подхода" очень просто. Достаточно понять и заявить, что фундаментальной деятельностью человека, от которой происходят все остальные виды деят-ти, является перцепция и обеспечивающее эту специф. челов. перцепцию внимание.
Чтобы вниманию было что "контролировать", сначала надо упорядочить перцептивный мир, выделить фигуру(ы) из фона, этим создать объекты (а значит, цели и мотивы деят-ти). Все это делает произвольное внимание.
Впрочем, "православного психолога" эти тонкости, наверное, мало интересуют :)


Алексей Ксендзюк

безверующий

Тема: #30542
Сообщение: #1005739
04.10.04 11:46
Ответ на #985629 | Безвестный Ростислав невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Ростислав,
Хочу выразить Вам свое искреннее сожаление по поводу "смерти" темы и извиниться за то, что, возможно, приложил к этому руку.
Оно и с самого начала было очевидно, что НАУЧНОЙ "православная психология" быть не может. Но всегда есть надежда, что упустил какие-то факты, не знаешь каких-то аргументов - а вдруг?
Судя по дружному молчанию наших форумных специалистов по "православной психологии" (которые то ли ее преподают, то ли ее разрабатывают), научных аргументов как не было, так и нет. А ведь господа психологи имеют на что опереться - я имею в виду работы других таких же искателей (Братусь и Ко). Ефим, так тот и вовсе читает труды по православной "философии" и неустанно их рекомендует (небось, тоже надеется найти методологич. базу или еще какие "основания") - правда, источники у не все какие-то малоавторитетные, ну, это дело читательских симпатий :)
Беда в том, что они не могут никак без православной догматики. Ведь есть простой выход из положения: сказать "я - ученый, психолог, но верю в Бога". И этим ограничиться. Ан нет! Как с "душою" быть, с эволюцией, с грехом и спасением? Все все это надо как-то согласовать с научным знанием. А потом новое знание (если оно появится) опять согласовать.
Короче, гиблое дело.
Не слушайте тех, кто называет мои мысли "софизмами". Я ведь занимаюсь наукой всю жизнь и знаю, где софизм, где не софизм. И могу ответственно сказать:
проблема с православной психологией (а равно вообще "наукой") есть. И проблема эта неразрешима сегодня. Не родился еще гений, способный ее разрешить. Да и родится ли хоть когда?
А книжки писать можно про что хошь. Для этого совсем не надо РЕАЛЬНО решать проблемы.
Так что, через пару лет Вы непременно в лавке найдете какой-нибудь "труд" на сию безнадежную тему - хоть этих авторов, хоть других. Но в науке от этого все равно ничего не изменится.
(Не подумайте, что злорадствую. В моих работах тоже есть "безнадежные" в научном смысле моменты. Но я и сам знаю про их "безнадежность", а потому называю их "допущениями", кроме того - моя концепция (нагуализм) не предусматривает выдвижения идей, которые ПРИНЦИПИАЛЬНО никто и никогда не сможет проверить. Это другое дело, согласитесь.)
С уважением А.К.


Александр Сергеев

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #30542
Сообщение: #992203
21.09.04 11:59
Ответ на #992079 | Протоиерей Евгений Левченко православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Ефим!
"Вопросительные знаки" в моем постинге означают лишь несоответствие символов - я хотел поставить троечие, но в KOI8-P они перекодируются в вопросительные знаки - ну никак не хочет форумский движок мои сообщения вопринимать.
Что касается тем, то мне это видится примерно так.

1. Может ли психология быть православной: состояние вопроса, методологические аспекты (Возможно, здесь же должны быть очерчены методологические основы православной психологии как науки). Точки соприкосновения светской и христианской психологии. Терминологические споры. Авторы, работающие в теме. Хронологические этапы развития отечественной психологии.
(Возможно, здесь сгодятся мои наброски, которые проходили в теме Ростислава. Так что можно считать, что это уже сделано). Возможно, здесь же должны быть очерчены методологические основы православной психологии как науки.
2. Введение в христианскую антропологию. Различные взгляды на человека. Человек как образ и подобие Божие. Отличия понятий "душа" и "психика", "личность" и "человек". Тело-душа-дух. Последствия грехопадения. "Кожаные ризы".
Здесь тоже уже кое-что сделано, остается только собрать воедино.
3. Виртуальность и реальность. Подлинное и мнимое. Виртуальная личность.
Совершенно авторский подход, есть наброски, есть Вам эта тема видится актуальной, готов поделиться наработанным.
4. Иерархия уровней человека. Темперамент-характер-личность-человек. Патология характера, патология личности (смыслообразование и мировоззрение). Понятие нормы и патологии применительно к различным уровням человека. Духовные болезни (грех, страсти, прелесть). Потребность и грех. Преображение или отсечение. Аномалии личности и акцентуации характера в контексте христианской психологии. Характер-акцентуация-психопатия-болезнь.
Вот тут еще предстоит очень много чего сделать, и мне необходима помощь (опять-таки, если считаете это плодотворным).
5. Психология и психопатология духовного руководства. Реалии нашего времени и писания Святых Отцов. Духовное окормление и проблема "младостарчества". Обрядоверие. Нездоровый мистицизм. Психология рабства. Конформизм и духовная свобода.
Здесь многое проходило в книге "Очерки современной церковной психологии" известных Вам авторов. Скажем так, можно взять приемлемое в качестве отрывков "хрестоматии". Но есть два вопроса: нужно ли говорить об этом в рамки книги; и - каково Ваше мнение об этой книге (Вы как-то обещали поделиться).
6. Вопросы медицинской психологии. Причины болезни. Грех и болезнь. Психосоматика. Разные типы отношения к болезни. Смертельная болезнь и умирание. Проблема эвтаназии. Христианское отношение к смерти и отношение к смерти в современной культуре. Взаимоотношения врача и пациента. Идеал врачебного служения.
Все то же самое, что в пятом пункте. Материала масса.
7. Общение и его значение для человека. Особенности общения у людей с разными типами характера. Манипуляции. Конфликты и барьеры в общении. Почему люди не понимают друг друга. Принципы и правила общения.
Сюда же было бы, на мой взгляд, полезно включить раздел об эмпатии, ее формировании, а также о стилях мышления, их плюсах, минусах и т.д. (развивая темы книги "Поймите меня правильно"). Здесь Ваша роль может быть очень важной.
8. Различные психологические и психотерапевтические учения в свете Православия.
Опять-таки, у меня есть наработки по этой теме, рассмотрены девять важных течений (критика психоанализа с точки зрения православной антропологии (основную часть Вы видели, я внес изменения по Вашим замечаниям); аналитическая психология Карла Юнга (тут в первую очередь Ростислав может помочь); гештальттерапия; поведенческая психотерапия; НЛП; гуманистическая психология; экзистенциальный анализ и логотерапия; когнитивная терапия (тут Вам "карты" в руки; психосинтез). Не хватает, на мой взгляд, анализ теорий Эрика Берна. Возможно, этот раздельчик можно присоединить к первой части, где делается обзор отечественной психологии.

Что еще? Возможно, то, что было в Вашем курсе, но не вошло в перечисленные восемь пунктов. Например (цитирую из темы Ростислава):
// представление о юридическом ('законническом'), нравственном и религиозном смыслах? о иерархическом устроении психики (внутреннем и внешнем - по ценностям) - это и в связи с 1-й заповедью, о важности послушания в воспитании и на протяжении всей жизни (в частности, встраивание послушания в интериоризацию и экстериоризацию действий (тут мы вспоминаем Гальперина и его школу), о либеральных тенденциях в современной психологии - Фрейд, Адлер, Перлз и др. (запредельно-деструктивная их реализация - в сайентологии, богородичном центре и др.сектах). Девятую заповедь рассматриваем в связи с 3-ей, - и в связи с психосемантикой, лингвистическим и логическим упорядочением сознания, механизм образования разрывов и - эго-защитных механизмов; влияние разных видов лжи, лицемерия, манипулятивного мышления, а также пустословия, сквернословия, кощунства и пр. В связи с 4-й заповедью рассматриваем представление о психологическом времени - сочетание цикличности (повторяемости) и однонаправленности (уникальности), жизненный путь, жизнь и смерть, конечность (эсхатологичность) и бесконечность (вечность); мера спонтанности и упорядоченности; овладение временем? о покаянии, о вере, о Таинствах? образ жизни обычного современного православного христианина - семья, работа, домашняя и церковная молитва, отношения с духовным отцом, паломничества, послушания, духовная брань, взлеты и падения, радости и горести //

Конечно, пока это только мой взгляд. Что Вы по этому поводу думаете?


Протоиерей Евгений Левченко

православный христианин
(священник)

Тема: #30542
Сообщение: #992079
21.09.04 10:33
Ответ на #983883 | Александр Сергеев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Александр!
Возвращаюсь к вопросу об открытии новой темы. На мои слова - "Вообще-то я думал, что все участники (будут соавторами книги, которую предлагается писать, обсуждая ее части в форуме), но вполне может быть, что я тут проявляю наивность" - Вы отвечали: "Думаю, что проявляете… Получается, что мы тут обсуждаем какие-то темы, делимся мыслями, а потом вдруг сама собой возникает книга?"
Позвольте мне еще немного проявить свою наивность. То, что книги пишутся не сами собой, это я как бы понимаю. Но если предварительно пособирать людей (пусть не 10-15, а хотя бы 5), и чтоб каждый ответственно взялся за разработку интересующих его тем, - можно было надеяться, что что-то получится.
Вы пишите: "И какой будет эта структура? У меня слишком много мыслей по этому поводу? Просто растекаюсь?"
Я тут не понял, что означают вопросительные знаки (2-й и 3-й). А "слишком много мыслей" надо в любом случае по мере возможности высказывать и обсуждать. О том и речь.

Впрочем, возможно, разговор о книге сейчас преждевременный. Тогда я предложил бы очертить круг вопросов, которые хотелось бы обсуждать в связи с православной психологией. иначе растекание неизбежно. В любом случае я предлагаю, чтобы новая тема была не вокруг да около, а по действительно важным проблемам.


Безвестный Ростислав

невоцерковленный верующий

Тема: #30542
Сообщение: #989354
17.09.04 22:52
Ответ на #988815 | Алексей Ксендзюк безверующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Алексей!
Не смог найти тему про нагуализм с Вашим участием (или даже авторством), надо обсудить то, чем же является нагуализм с т.з. аксиологии, однако здесь это будет излишним. Вы не будете столь любезны дать точные реквизиты той темы? И, если она не совсем умерла, то продублируйте, пожалуйста, Ваше последнее сообщение там, здесь оно странновато, на мой взгляд, выглядит: у стороннего (ни в чём неповинного:) человека может что-то произойти с психикой (точка сборки поедет:) при попытке проследить одновременно в двух темах за развитием нескольких общих для них течений/подтем. И так уже всей темой (П-психология) переехали в П-науку…
С уважением, Р.Л.


Алексей Ксендзюк

безверующий

Тема: #30542
Сообщение: #989028
17.09.04 15:47
Ответ на #988934 | Александр Сергеев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Александр,

++согласиться не могу. Наука должна. Она ведь не "сама-по-себе" существует. Для чего-то она нужна, точнее, для кого-то - для людей в конечном итоге. А то получается, что знания нужны для самих знаний.++

Я имел в виду, что наука - это инструмент. Что от инструмента требуется? Чтобы он был удобным, эффективным, словом - практичным. Знание - это ведь уже плод науки, и тут от человека зависит, ЧТО он с этим знанием сделает. Мы ведь не предъявляем нефункциональных требований к инструментам? Например, чтобы на ручке молотка был нарисован Будда, а то этот молоток работать не будет. :)

++Мне кажется, утверждая данную вещь об ученых, Вы или слишком оптимистичны, или недостаточно хорошо их знаете, или просто лукавите. Можно привести массу примеров того, как за настоящую науку выдается невесть что.++

Конечно. Просто есть ученые и "ученые". Те, которых Вы привели в пример, на самом деле науку не делают, они лишь прикидываются "учеными". К сожалению, таких большинство. Но проходит 20-30 лет - и кто их вспомнит? Толпами они бродят по академическим просторам, не оставляя за собой сколько-нибудь заметного следа. Так уж повелось.


Александр Сергеев

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #30542
Сообщение: #988934
17.09.04 14:07
Ответ на #986781 | Алексей Ксендзюк безверующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Алексей!
Попытаюсь ответить на некоторые Ваши вопросы.
// как Вы намерены использовать идеи Лосева в качестве методологии для психологической науки //
Объяснить это означает не больше и не меньше чем написать книгу по психологии - только в этом случае будет корректно показана возможность применения философского метода Алексея Федоровича в психологической науке. Надеюсь, что подобная книга будет когда-нибудь написана.
С тем, что
// Наука никому ничего НЕ ДОЛЖНА //
согласиться не могу. Наука должна. Она ведь не "сама-по-себе" существует. Для чего-то она нужна, точнее, для кого-то - для людей в конечном итоге. А то получается, что знания нужны для самих знаний.
// Тяжкий труд - превратить науку в не-науку так, чтобы этого никто не заметил. Сомневаюсь в успехе, ведь ученые - народ приметливый и сообразительный //
Мне кажется, утверждая данную вещь об ученых, Вы или слишком оптимистичны, или недостаточно хорошо их знаете, или просто лукавите. Можно привести массу примеров того, как за настоящую науку выдается невесть что. Вот лишь один.
Ровно десять лет назад мне пришлось побывать на одной "научной" (приходится брать в кавычки) конференции. Одна из выступавших "ученых" делала доклад по этнографии. Проводя исследование, она побывала во многих деревнях и селах российской глубинки. И выяснилось, что в некоторых местах жители до сих пор (вот дикость-то!) имеют привычку читать перед сном перед иконами "правило" под мудреным названием "на сон грядущим". Так, вот, эта кандидат наук самостоятельно проанализировала текст этого самого правила и сделала важное научное открытие (сама она об этом говорила с нескрываемым восторгом). Оказывается, читают эти самые непонятные люди данное правило для того, чтобы лучше уснуть. На чем основывается этот глубокомысленный вывод? На впечатлениях самой исследовательницы. Когда она попыталась прочесть упомянутое правило, ей захотелось спать. Соответственно, все читающие этот текст, скорее всего и даже наверняка испытывают то же самое. Так вот где собака порылась!
Если Вы скажете, что эта женщина была права в выводах своего "исследования", не знаю, как мы будем дальше общаться в этой теме. Если Вы мне возразите, что это единичный случай, то случаев таких можно немало привести.
Так что - не все так хорошо и в самой науке. Кстати, я согласен с диаконом Андреем Кураевым в том, что одним из важных путей взаимодействия науки и религии может быть борьба с лже-наукой.


Алексей Ксендзюк

безверующий

Тема: #30542
Сообщение: #988815
17.09.04 12:26
Ответ на #985629 | Безвестный Ростислав невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

++Что за ценности несут нагуалисты (я помню, что нагуализм - не является наукой; но идеологией он является (вероятно, в несравнимо большей степени, чем магической практикой), а наука - всегда та или иная идеология)? Милосердие, любовь к ближнему, "ответственность за тех, кого приручил", любовь к Родине - им чужды. Нагуалисты не пойдут на войну, не сдадут кровь, не полезут в пожар ребёнка вытаскивать (надеюсь, что в реальности это не так, реально те, что играют в нагуализм, и пойдут, и сдадут, и полезут; но из нагуализма такие действия логически не вывести).
Нагуалисты - "отАрки" (был фантастический фильм, в котором сухо-рационалистичные люди-мутанты, пользуясь преимуществом перед обычными людьми в IQ, исповедывали нигилизм). "Изобрели бомбу - давайте её испытаем (просто ради интереса, заодно и войну выиграем)." Что, кроме христианства, может встать на пути такой логики?++

Уважаемый Ростислав,
Пишу в Вашу тему, так как Ефим мое сообщение, скорее всего, удалит.
У Вас сложилось неверное впечатление по поводу нагуализма. Это вовсе не нигилизм в том понимании, как Вы написали. И тем более - не сухой рационализм. В чем заключается одна из важнейших задач нагуализма? В освобождении от описания мира. Не в отрицании описания, а в преодолении социального гипноза.
Если человек хочет реализовать потенциал своего осознания, он должен вспомнить, что описание не есть Реальность, что Реальность, стоящая за созданным нами описанием, нам неведома. Вот в каком смысле можно говорить, что нагуализм а-социален.
Как эта позиция влияет на социальное поведение человека, на его этос? Прежде всего, человек стремится различать реальное и не-реальное, внушенное обществом интерпретирование и ту самую Реальность, которая существует независимо от наших суждений. (Как сказал Мамардашвили: "Но реальность-то продолжает существовать, и если мы этого не узнаем, она скажет о себе ударом по нашему темечку.")
Вот Вы сказали, что нагуалистам чужды "милосердие, любовь к ближнему, "ответственность за тех, кого приручил". А почему, собственно? Если высшей и подлинной ценностью мы считаем человеческое осознание (ведь без него никакого нагуализма быть не может, правда?), то очевидно, что точно так же ценится человеческая жизнь и возможность познания. Все это вместе и называется у Кастанеды "уважением к человеческому духу".
Из этого следует, что это мировоззрение призывает беречь человеческую жизнь (как и Жизнь вообще), а также всячески способствовать познанию и самопознанию. Из этого и следует исходить.
Поэтому, если кто-то, почитав Кастанеду, пришел к выводу, что он не должен оберегать ближних и помогать им, не должен нести ответственность "за тех, кого приручил", - он просто ничего не понял. Вы ошибочно приравняли нагуалиста к "пофигисту" - мол, на его глазах будет погибать человек, а он пальцем не шевельнет. Это неверно. Человеческая жизнь, человеческое осознание - это не какая-то высосанная из пальца "национальная идея" или "моральный кодекс строителя коммунизма", это Реальность, которая имеет реальное значение и ценность.
Сравнение с "отарками" сюда совсем не подходит. Хотя бы потому, что в нагуализме все живое имеет ценность. Неужто не помните? И лишнего кролика не убей, и ползущую улитку не тронь, даже перед цветком извинись, - это ведь все из уроков дона Хуана. Не причини зла, не умножай страданий. Не представляю, как, признавая это мировоззрение, можно взрывать бомбы, вести войны и т.п.
Большинство людей, к несчастью, запутались. Все у них смешалось: любовь к Свободе и любовь к государству, личная вера и абсолютная Истина, ответственность за других и преследование инакомыслия. Корыстолюбцы убивают других корыстолюбцев во имя денег, гордецы мучают друг друга ради власти, выдуманных амбиций, собственной важности. Наконец, одни верующие убивают других верующих - не во имя Жизни, не во имя Человека (т.е. реальности), а во имя собственного бога. Им ли учить кого-то морали, рассуждать о "нигилизме" и проч?
Призываю Вас задуматься.


Алексей Ксендзюк

безверующий

Тема: #30542
Сообщение: #986781
15.09.04 15:06
Ответ на #983880 | Александр Сергеев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Александр,
Вы угадали. Книга А.Ф. Лосева действительно стоит у меня на книжной полке - та самая, 1994 г. издания. Прочитана не раз.
(А вот Анри де Любака не читал, увы. "Дурной сциентизм" в моем понимании - это вера в то, что наука способна познать все сущее вплоть до абсолютной Истины.)
Лосев - глубокий мыслитель, но рассуждать о его понимании диалектики - дело долгое. Если говорит о конкретном отрывке, к-рый Вы упомянули, то несомненно, что личность существует в пространстве нашего сознания как миф. Только как Вы намерены использовать идеи Лосева в качестве методологии для психологической науки? Эта Ваша мысль мне неясна.
Что касается феноменологии и диалектики, то они не противоречат друг другу. Вы и у самого Алексея Федоровича не раз найдете словосочетание "феноменолого-диалектический" (подход, описание etc.). Мне кажется, что я размышляю диалектически. По крайней мере, никто еще не упрекнул меня в обратном.
Вот Ефим в соседней теме ссылается на И. Непомнящих. Книгу я, конечно, не читал. Но цитируемые сентенции страдают явным отсутствием этой самой диалектики. Например:

"Подмена Божественных энергий 'законами природы', то есть якобы законами самоуправления и даже самоорганизации, саморазвития природы, но на самом деле сформулированных самим человеком на основе замены действительности некоторой ее целевой моделью, естественно, ведет, и частично уже привела к опасным последствиям, разрушающим этот мир и сам внутренний мир человека. И опасным является не столько сам по себе современный технический прогресс, а сколько подмена истинно научного мировоззрения техническими представлениями, сформированными при технических разработках, а не собственно при познании мира."

Если где и есть подмена, то - в голове автора. Нет никакой "целевой модели", скорее уж наоборот, ее отрицание. Замена действительности на целевую модель происходит у тех, кто сначала называет Истину, а потом начинает искать для нее "научные" оправдания. Вот тут мы точно видим "целевую модель".

В чем заключена суть НАСТОЯЩЕЙ науки? Наука говорит "Я не знаю" - и ищет, что и как можно НАУЧНО познать. Лженаука говорит: "Существует Истина. Она такая-то." И принимается усиленно размышлять, как бы "научно" подтвердить априорную Истину.
Почувствуйте разницу! Наука НЕ МОЖЕТ ПОДМЕНЯТЬ "божественные энергии" законами природы. Она про это не знает и, стало быть, выводов никаких не делает. Она ОПИСЫВАЕТ, ЧТО НАХОДИТ. Назовите это "самоорганизацией", назовите "божественной энергией", любым -измом - это лишь термины, слова, знаки. (Автору не помешало бы почитать работы по семиотике.)
Наука находит некий Х (икс). Потом наука использует этот Х, чтобы что-то построить или перестроить, изменить.

Что это за мифическая "подмена истинно научного мировоззрения техническими представлениями, сформированными при ТЕХНИЧЕСКИХ разработках, а НЕ СОБСТВЕННО ПРИ ПОЗНАНИИ мира"? Диалектик скажет вам, что это - словоблудие. Ибо познание мира выражается в сотворении модели, а модель применяется для технической "разработки". Это ОДНО знание. Или речь идет о каком-то "темном", мистическом "познании", которое нельзя формализовать и превратить в модель? Тогда причем здесь наука?
Модель в науке НЕ ПОДМЕНЯЕТ Реальность. Пока мы помним об этом, наука остается наукой. А вот И. Непомнящих как раз ПОДМЕНЯЕТ умственной МОДЕЛЬЮ Реальность. Да еще и полагает, что это наука! Например:

"Структура православной науки должна заключаться в том, чтобы физика (химия) ДОЛЖНЫ быть геоцентричной, геология - биоцентричной, биология - антропоцентричной, антропология - христоцентричной"?

Наука никому ничего НЕ ДОЛЖНА. Ее задача - порождать научное знание о Реальности-как-она-есть. Так как абсолютное знание такого рода невозможно, наука должна делать все, чтобы ПРИБЛИЗИТЬСЯ к подобному знанию. Если вы ЗАРАНЕЕ УКАЗАЛИ науке, какой она должна быть, все дальнейшее исследование станет ЛЖЕНАУКОЙ.
Антропоцентричная биология? Браво! Значит, отметаем все данные биологии и биофизики, указывающие на единый организмический процесс, в котором человек - только элемент ОБЩЕГО становления живой стихии, а вовсе никакой не "центр". Вы представляете, сколько накоплено научных данных о над-человеческом единстве биологических форм, - единстве, восходящем к химическим и физическим (т.е., по представлениям Непомнящих, "геоцентрическим") понятиям, вплоть до метрики пространства и квантовомеханической модели с ее полями и неоднородностями? Автор явно не представляет.
Биоцентричная геология? Что за чудище такое?:)
(Кстати, Дмитрий Ал. справеливо вопрошает в указанной теме, однако Ефим "не понимает" его вопроса.)

И над всем этим реет националистическое знамя:
"Только целостное православное мировоззрение позволит освободиться РУССКОЙ мысли от пленения ее ЗАПАДНЫМ узко направленным эгоцентричным мышлением."

Интересно, что сулит освобожденная "русская мысль"? Перетолкование научных знаний, собранных западной и русской не-православной наукой, вымарывание из науки, "замазывание" всего, что не вписывается в православный христоцентризм?
Тяжкий труд - превратить науку в не-науку так, чтобы этого никто не заметил. Сомневаюсь в успехе, ведь ученые - народ приметливый и сообразительный.


Безвестный Ростислав

невоцерковленный верующий

Тема: #30542
Сообщение: #985629
14.09.04 16:59
Ответ на #985004 | Протоиерей Евгений Левченко православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Да, мне действительно кажется, что это (сообщение#985001), если не прорыв, то эвристически (ну и духовно, конечно) полезный взгляд.

Протоиерей Евгений Левченко

православный христианин
(священник)

Тема: #30542
Сообщение: #985004
14.09.04 08:46
Ответ на #983883 | Александр Сергеев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Александр (и все участники)!
Многие ответы на Ваши (и наши) вопросы - см. тему 31215, - мое последнее там сообщение.


Александр Сергеев

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #30542
Сообщение: #983883
13.09.04 09:18
Ответ на #982730 | Протоиерей Евгений Левченко православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Ефим!
// национальный вопрос должен будет занимать достойное место в православной психологии //
Поясните, пожалуйста. Пока мне непонятно, при чем здесь православная психология.
// "Адекватное самосознание" не "может способствовать", а является необходимым условием спасения, т.к. напрямую связано с покаянием. А "интеллигентность" тут почти не при чем //
Позвольте, но ведь "интеллигенция" и подразумевает прежде всего самосознание! Именно в этом смысле говорил об интеллигенции А.Ф. Лосев, да и Н.П. Ильин, насколько я помню, об этом упоминает.
// Вообще-то я думал, что все участники, но вполне может быть, что я тут проявляю наивность //
Думаю, что проявляете. У меня есть опыт работы в соавторстве, я немного представляю себе его трудности. Но сейчас вопрос о другом. Получается, что мы тут обсуждаем какие-то темы, делимся мыслями, а потом вдруг сама собой возникает книга?
// Какие Ваши предложения? //
Самые простые. Кто-то (скажем, я, нескромно, но реально) берет на себя смелость и говорит: ребята, то, что мы сейчас с вами обсуждаем, я намерен положить в основу своей новой книги. В этой самой книге я, разумеется, укажу, как она появилась на свет, назову наиболее плодотворных соавторов. Но выйдет книга все же под моим именем, а не под именем "участников темы номер -цать". Конечно, это непринципиально, лично для меня, я буду рад появлению хорошей, полной работы под чьим бы то ни было именем. И все же этот вопрос следует оговорить.
// зачем переписывать то, что уже написано?! //
Вообще-то, я сказал "пересказать", а не "переписать". Я имею в виду хотя бы тот факт, что зачастую весьма ценные идеи изложены крайне непонятным языком. Иногда требуется перевод "с русского на русский" (посмотрите на работы С.С. Хоружего - я там половины не понимаю, хотя того же А.Ф. Лосева, например, читать - одно удовольствие). Просто корректно указывать: эти мысли принадлежат такому-то ученому, я лишь излагаю их более доступно.
// И вообще надо бы поглубже осваивать технологию гиперссылок //
Для Форума это безусловно хорошо. Но для книги - думаю, не всегда. Ведь даже "с экрана" Вы не всегда читаете какую-то статью при включенном доступе к Сети. До этого мы все же пока не дошли.
У меня возникли еще некоторые мысли по поводу эмпатии, которыми и спешу поделиться, пока сам не забыл (улыбаюсь).
Что применяет консультант для того, чтобы лучше "почувствовать" клиента? "Отзеркаливание", копирование позы, жестов, мимики клиента, вплоть до ритма дыхания и сердцебиения (по крайней мере, так нас в институте учили). Нужно как бы выйти за пределы своей самости для того, чтобы понять другого ("искусство быть другим"), но при этом оставаться самим собой ("искусство быть собой"). В этом отношении классическими считаются работы В.Л. Леви. Многие из этих принципов используют в своей работе практики NLP. Вопрос: как к этому относиться и приемлемо ли это для нас? Скажем, я в принципе против того, чтобы вводить клиента в трансовое состояние. Но если он уже в него вошел, следует ли его "выводить", возвращать к нормальному функционированию воли, критическому мышлению etc.? Конечно, не обойти вопрос о манипуляции.
Далее. Возможно, было бы интересно проследить роль трех сил души в процессе формирования и осуществления на практике эмпатии. Возможно, ведущую роль должна играть все же умственная сторона. Возможно, консультант должен откорректировать свою "карту мира", в какой-то мере приблизив ее к тому, как видит и ощущает окружающее клиент. Здесь, конечно, когнитивистам все "карты в руки" (прощу прощения за каламбур). Что Вы на это скажете, как старый когнитивщик?
Далее. Одним из путей формирования эмпатии должно быть развитие саморефлексии. Нельзя понять другого, если сам себя не понимаешь. Это опять-таки вопрос о самосознании, следовательно, о личности. Вероятно, именно зрелая личность может наиболее безопасно "становиться другой". Именно потому, что обладает свободой, умеет пользоваться своими возможностями, обладает широким диапазоном мыслей, чувств, способов самовыражения. Выходит, что один из важных путей формирования эмпатии - это личностное становление.
Еще вопрос. Опять-таки в институте нас учили тому, что консультант ни в коем случае не должен оценивать слова, мысли etc. своего клиента. Вопрос: насколько это приемлемо для нас? По всей видимости, это отголоски гуманистической психологией с их "безусловным принятием" всего, что есть в человеке. Но почему нельзя назвать ложь - ложью, грязь - грязью?
Вот, видите, сколько вопросов возникает. Вы как-то говорили о том, что не видите особенной нужды рассматривать различные учения и высказывать отношение к ним (конкретно речь шла об "автрийском пошлячке" ((с) А.А. Ахматова)). Так может, имеет все же смысл высказаться в связи с вышеизложенным?


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 15 | >>

Помогите пожалуйста!

Календарь 3561

4 июня. День Святой Троицы. Пятидесятница. Праведного Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца. Мученика Василиска.

3 июня 2023 в 17:07Андрей Бузик
22 мая по старому стилю / 4 июня по новому стилю воскресенье Неделя 8-я по Пасхе. Глас 7. Поста нет. День Святой Троицы. Пятидесятница Мч. Василиска (ок. 308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского ... читать далее »

Детям 601

Как звери зимовье строили Сказка в стихах

2 июня 2023 в 09:33Виктор Шамонин
Бык, шёл лесом, напролом, Место он искал под дом, Та зима, не за горой, Тёплый угол нужен свой. Вдруг пред ельником густым, Встал барашек перед ним: - Ты куда, дружище, прёшь, Ног совсем не ... читать далее »

Творчество 440

Белые хризантемы.

1 июня 2023 в 11:59Андрей Бузик
Белые хризантемы. — Девушка, скажите, пожалуйста, сколько стоит этот букет? — Девушка? — продавец, женщина средних лет, улыбнувшись, взглянула на запрашиваемый букет роскошных белых хризантем, затем ... читать далее »

Видео 443

Старец Иосиф Исихаст. Советы

29 мая 2023 в 06:08Андрей Бузик
Старец Иосиф Исихаст. Советы Великий старец Иосиф Исихаст канонизирован как местночтимый святой на Афоне. Блаженная кончина старца последовала 15/28 августа 1959 года. Светлый образ этого подвижника ... читать далее »

Природа 252

По Приморью на каяке. Плаваем с котиками!

28 мая 2023 в 20:29Андрей Рыбак
Тюлень никогда не болеет! По Приморью на каяке. Плаваем с котиками! читать далее »

Выживание. 308

Агафья Лыкова. От медведей нет покоя!

28 мая 2023 в 18:40Андрей Рыбак
Агафья Лыкова Агафья Лыкова. От медведей нет покоя! Агафья Карповна ежедневно звонила в РТУ МИРЭА с просьбой направить в заимку помощника. Медведица с медвежатами рвутся прямо на заимку. ... читать далее »

Патерик 307

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Тайна болезни.

27 мая 2023 в 08:42Андрей Бузик
преподобный Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) Я не вижу в себе болезни, а вижу одну – любовь Христову Благодарю Бога, давшего мне много болезней, – писал Старец. – Часто я говорю Ему: «Христе мой, ... читать далее »

Афон 235

Беседа с афонским старцем Никодимом Карульским

26 мая 2023 в 09:54Андрей Рыбак
Схимонах Никодим Карульский Беседа с афонским старцем Никодимом Карульским (исправленный звук) читать далее »

Любовь 148

Какое Имя выше всякого имени?

25 мая 2023 в 09:08Андрей Рыбак
Да Любовь будет со всеми вами Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Вознесение Господне! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и ... читать далее »

Будущее 413

Шваба попросили заткнуться

24 мая 2023 в 00:43Андрей Рыбак
Шваб Шваба попросили заткнуться. 😎 https://youtu.be/bxN5BY_E__I читать далее »

Приключенческие гонки

Иван Заборский установил новый рекорд России на Backyard Ultra

Исторический момент! Новый рекорд России на Backyard Ultra   49 кругов, 328,6 км. Гонка продолжалась 49 часов. Соревнования начались 27 мая и завершились 29 мая. В этой игре на выживание победил Иван ... читать далее »

Горный туризм

Житель Тамбова Владимир Антонов поднялся в базовый лагерь горы Эверест

Житель Тамбова Владимир Антонов поднялся в базовый лагерь горы Эверест, поднявшись на высоту почти в пять с половиной километров. Дойдя до высшей точки маршрута, Владимир Антонов развернул на ней флаг ... читать далее »

Жития 401

Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены

3 июня 2023 в 05:06Андрей Бузик
Равноапостольные царь Константин (337 г.) и матерь его царица Елена (327 г.) В то время как языческий мир, вооружаясь против христианства огнем и мечем, помышлял в конце III и начале IV столетий ... читать далее »

Стихи 1372

Бродят тучи дождевые...

2 июня 2023 в 09:31Виктор Шамонин
Бродят тучи дождевые, Пахнет утренней грозой. Кони резвые гнедые, Устремились на покой. Дождь приходит осторожно, Поливает даль и ширь, Моет нежно придорожный, Деревенский монастырь. Вдоль дорог и ... читать далее »

Святые 425

Ревнитель «жестокого жития» преподобный Корнилий Комельский.

1 июня 2023 в 06:25Андрей Бузик
Жития святых без купюр Как известно, Введенская обитель Корнилия Комельского взрастила в своих стенах многих иноков, которым в скором времени суждено было покинуть обитель пострига и основать новые ... читать далее »

Предание 375

Сокровищница духовной мудрости. Седмица 7-я по Пасхе.

29 мая 2023 в 05:38Андрей Бузик
Седмица 7-я по Пасхе ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 49. (14,27–15,7) О ХРИСТИАНСТВЕ Христиане – розги Христовы, которые во Христе укоренены, в Нем плодоносны и делают и имеют все то, что Христу свойственно и ... читать далее »

Праздники 341

Всех погранцов с Праздником ПогранВойск! 2023

28 мая 2023 в 20:19Андрей Рыбак
На границе Всех погранцов с Праздником ПогранВойск! 2023 Далекий 81 год, Приморье, Находка. ВЧ 2020. Идет подготовка к соревнованиям "Комплексная полоса пограничника". Тихоокеанский погранотряд ... читать далее »

Народное творчество 58

Печать иконостасов. Световых икон.

28 мая 2023 в 13:41р Б Сергий
Печать икон для иконостаса. Материал пластик 3 мм или холст. УФ метод печати, фотокачество. Изображение стойкое к выцветанию и истиранию. Редактируем образы по размеру и меняем фон при ... читать далее »

Эсхатология 721

Кто нами владеет?

26 мая 2023 в 21:42Андрей Рыбак
Зомби Кто нами владеет? «Изображая жертву…»: ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ bastyon читать далее »

SOS! 522

Телемост: Народный диалог: "В поисках мира!" или "Киев и Москва садятся за стол переговоров"

26 мая 2023 в 00:41Андрей Рыбак
Отшельник монах Варнава + и Сергий Алиев на Мельнице Силуана Афонского на Афоне 2006 год Телемост: Народный диалог: "В поисках мира!" или "Киев и Москва садятся за стол переговоров" Пресс-служба ... читать далее »

Разное 1220

"Они готовятся к войне с Богом". Отрок Вячеслав про инопланетян (бесов)

24 мая 2023 в 21:01Леонид Ф.
Отрок Вячеслав (1982-1993): "НЛО – это полуматериальные объекты, построенные бесами для борьбы с Богом и для зомбирования людей" Из книги "Посланный Богом", глава "Они готовятся к войне с ... читать далее »

Лица 483

Сегодня ровно два года, как отошел ко Господу Анатолий Газарян.

22 мая 2023 в 19:19Андрей Рыбак
Анатолий Газарян +17.4.2021 Братия и сестры, сегодня ровно два года, как от нас отошел ко Господу Анатолий Газарян. Об был нашим большим помощником, активным форумчанином и прекрасным человеком. Мы ... читать далее »

Скалолазание

Российские скалолазы поучаствовали в Международном форуме юных олимпийцев

В Москве 1-2 июня прошел Международный форум юных олимпийцев. Мероприятие было организовано в пятый раз. По приглашению Олимпийского комитета России в Москву прилетели молодые спортсмены из 9 ... читать далее »

Альпинизм

Этап кубка России по альпинизму проведут в Иркутской области

В районе посёлка Ангасолка Слюдянского района Иркутской области с 24 по 25 июня будет проходить VI этап кубка России по альпинизму в дисциплине "скальный класс". К соревнованиям допускаются спортсмены ... читать далее »

Портал 114

Образ Духовного восхождения. Ролик

3 июня 2023 в 00:00Андрей Рыбак
Духовный образ восхождения Образ Духовного восхождения. Ролик Подписывайтесь. Комментируйте, Оценивайте. https://youtu.be/CA6grVhEvA4 читать далее »

История 543

Почему язычники просили молитв святителя Алексия Московского

2 июня 2023 в 04:37Андрей Бузик
Блестящий государственный деятель, переводчик Нового Завета, строитель храмов и монастырей, церковный канонист и реформатор, дипломат, молитвенник и чудотворец — таким был святитель Алексий, ... читать далее »

Молитва 388

Молитва Иисусова. Страшное и сильное средство во спасение

30 мая 2023 в 20:53Андрей Рыбак
игумен Никон (Воробьев) Молитва Иисусова. Страшное и сильное средство во спасение Игумен Никон Воробьев https://www.youtube.com/shorts/x-BT3P-jb0E читать далее »

Семья 142

«Гражданский брак…»

28 мая 2023 в 22:48Владимир М.
«…Но я сказал себе: Сигизмунд! Не спеши себя отдавать! Ты ещё не всё взял от жизни!» . ... читать далее »

Проповедь 142

Горе от ума. Протоиерей Сергей Баранов

28 мая 2023 в 20:00Андрей Рыбак
Аудиоверсия книги протоиерея Сергия Баранова "Мой Афон". Горе от ума. Протоиерей Сергей Баранов читать далее »

Духовное 1056

Василий Великий о сущности и ипостаси

28 мая 2023 в 11:18Андрей Рыбак
Святитель Василий Великий Василий Великий о сущности и ипостаси Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси 1. Поскольку многие, не отличая в таинственных догматах общего, [то есть] ... читать далее »

Помогите! 216

Пятый Удел Богородицы

26 мая 2023 в 16:24Фокин Сергей
Богородица Луганская в Трёх Лицах ОБРАЩЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ «Россия спасется Крестными ходами» (Преподобный Серафим Саровский). «Россия будет спасена крестными ходами» (Иоанн Кронштадтский). «Крестными ... читать далее »

Катастрофы 298

Полная изоляция страны, или Как поднять экономику

25 мая 2023 в 12:30Андрей Рыбак
Катасонов Валентин Юрьевич Полная изоляция страны, или Как поднять экономику Профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов объясняет, почему современная модель мировой экономики ... читать далее »

Здоровье 454

Как поддержать сердечно-сосудистую систему?

24 мая 2023 в 05:22Андрей Бузик
Сердце и сосуды. Как им помочь Что делать, чтобы сердечно-сосудистая система работала как часы? Какие продукты «любит» наше сердце? Какие травы и сборы будут полезны? На эти и другие вопросы отвечает ... читать далее »

Народный промысел 97

Современный Робинзон Белого моря. Четыре года спустя.

22 мая 2023 в 14:14Андрей Рыбак
Иваньковская тоня Белое море Современный Робинзон Белого моря. Четыре года спустя. Летом 2021 года мы снова заглянули на экскурсию в избушку энтузиаста, любителя жизни на природе, архитектора, ... читать далее »

Мультиспорт

BASK наградил сильнейших в Двоеборье МАИ

В последнее воскресенье весны в Москве прошли традиционные соревнования среди альпинистов при поддержке BASK. 28 мая состоялось ежегодное "МАЁвское двоеборье", мероприятие альпклуба Московского ... читать далее »

Альпинизм

Харила едет к Аннапурне, другие - в Каракорум

Муссон может прийти в Непал с небольшим опозданием, и любители рекордов пользуются возможностью успеть на очередной восьмитысячник в последний момент. Харила все еще в Непале и хочет закончить ... читать далее »

© 1999-2023 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru