Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Литература. Книги и авторы / "Мастер и Маргарита": за Христа или против? Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
"Мастер и Маргарита": за Христа или против?
д. Андрей Кураев
д. Андрей Кураев

православный христианин
Тема: #29715    03.05.04 19:20    Просмотров: 60965 [562]

Сообщений: 274    Оценка: 5.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 19 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Буду помещать книжку по главам. Читать с конца темы, поднимаясь вверх.

«МАСТЕР И МАРГАРИТА»: ЗА ХРИСТА ИЛИ ПРОТИВ?


Отрекись от Него – и громом
Не расколется небосвод…
Только свет из грешного дома
Может быть, навсегда уйдет.
И заметишь ты это едва ли:
Всё заботы да суета…
Мы не раз уже предавали
И стыдились верить в Христа.
Но глядит Он из дальней дали,
Весь изъязвлен и весь в крови:
Дети, дети Моей печали,
Дети, дети Моей любви
(Надежда Павлович. Наши дети).




В ЗАЩИТУ ЧЕРНОВИКОВ
БУЛГАКОВ И ВЕРА
БУЛГАКОВ И БЕЗВЕРИЕ
КТО АВТОР РОМАНА О ПИЛАТЕ?
ЗАЧЕМ ВОЛАНДУ МАСТЕР?
РОМАН ИЛИ ЕВАНГЕЛИЕ?
ПУТЬ ПИЛАТА: ОТ РУКОПИСИ К ЛУНЕ
«РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ»
ШЕСТОЕ И СЕДЬМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
СВЕТ, ТЕНИ И СОФИСТИКА
ЕСТЬ ЛИ ЗАЩИТА ОТ ВОЛАНДА?
ЕСТЬ ЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ В РОМАНЕ?
СКОРО ЛИ ПАСХА?
ПОЧЕМУ ВОЛАНД – ИНОСТРАНЕЦ?
ОБ ОБЕЗЬЯНЕ БОГА
КНИГА ИОВА - «ФАУСТ» - «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ОБРАДУЕТ ЛИ ВЕЧНОСТЬ С МАРГАРИТОЙ?
«ОН ЗАСЛУЖИЛ ПОКОЙ»
ЗАСЛУЖИЛ ЛИ БУЛГАКОВ ПАМЯТНИК?


Пашка

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1973766
05.04.06 01:34
Ответ на #899253 | Лобанов М. Ю. безверующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

>>>А в каком месте евангелей Иисус говорит, что он бог? Не то, что он и отец едины (это можно трактовать как единство мнений), а то, что он бог?

Прямо таки нелепости люди пишут... Вот читал спор некоего келаврика со Степаном Безусовым, о том есть ли в Евангелиях упоминание о том Бог ли Христос... И всё уперлось в предсказание Иоанна Крестителя...и давай один софистикой заниматься, а второй никак от Иоаннова предсказания не отойдет... И никто в этот спор из сведующих не вмешался, не показал какую же чепуху товарищ атеист городит?? Это как же нету упоминания? Да весь конец Иоаннова Евангелия только и говорит о том что Христос - Господь. Там же его ученики прямо Господом называют! И он не опровергает этого. Мало вам? Хорошо. Есть и слово от первого лица: 13:13 Иоанна (странное совпадение...13:13):

Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

Как же мне..маловеру и грешнику, Евангелия то полностью и не читавшему, всегда было ясно что ну не может Христос о себе не свидетельствовать словом, но если этого мало - свидетельствует и делом:

36 "Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня."
- Так что даже вера, чтобы возникнуть, должна быть подтверждена не только словом но и делом - слово обозначает, а дело утверждает.


>>>А не задумывались о том, что многих людей называют сынами божьими? Фактически всех верующих... При этом никто не говорит о божественной составляющей этих людей... Или говорит

И неправда это что "сынами божьими" людей простых называют, их называют "братьями во Христе" максимум. За Сына Божьего Христа и распяли, за это "богохульство", и у креста кричали: "если Сын Божий спаси себя, сойди с креста?"

>>>(а ведь были и у него современники (Мандельштам), не шедшие на сделки и заплатившие жизнью за свою стойкость и принципы)

А вот таким бунтарям было грозное предупреждение: "Всякая власть от Бога." ведь отсюда следует что бунтующий против власти....
Так что не обвиняйте булгакова в этом грехе, который есть правильный разумный поступок.

>>>(а об очевидцах вы б лучше помолчали, их воспоминания записали через 50-200 лет, после описанных событий. Страшно подумать, какие искажения были внесены и сохранилась ли хоть .крупица истины)

Очень простая аналогия. У вас есть паспорт, удостоверяющий вашу личность, вы есть тот о ком там писано. И есть, так скажем, некие официальные органы, которым вы доверили делать копии этого документа, по, скажем прихождении его в физическую негодность. Позволите ли вы сменитьтам фамилию, на другую, или хотя бы букву выкинуть, год рождения, семейное положение, или вместо гербовой поставить туда печать "УПЛОЧЕНО"? Уверен - нив коем случае, и проследите ещё чтобы ничего из важнейшего утеряно не было! Вот теперь представьте себе Библию, являющуюся по сути ЕДИНСТВЕННЫМ официальным документом Господа Бога на земле...
Понятно надеюсь аналогии провел?
Так что поздравляю вас...господин соврамши...сели вы в приличную лужу, а всё по самоуверенности вашей, не подкрепленной и минимальными фактами и знаниями, и глупому наигранному театрализму... И людей смущаете, тем самым делая сатанинскую работу.

Чуть отвлекся...
О. Андрей, А ведь есть в романе еще один положительный герой... Скажу честно - читал давно, в школе, книги нет, а недавно только фильм смотрел... Так вот, Римский ему фамилия, очень по моему за себя говорящая....и что то же автор ей хотел сказать? Не знаю, второго ли плана этот герой, или первого... Наверное единственный человек во всем романе, который всё делал правильно... и жил и действовал. И вы поглядите! Его единственного пытаются просто уничтожить, а не злобно подшутить. Но даже это у нечисти не выходит - поёт петух и...
Может быть еще одна идея заложенная в роман и является скрытой за такими вот непохожими на общую массу людьми, да и событиями с ними произошедшими?

По Вашей книге - замечательная книга, примиряющая, согласен с вами наверное во всем. Спасибо Вам за нее. :)


Роман Бендер

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1902329
04.03.06 00:48
Ответ на #1897377 | Андрей Соколов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В том то все и дело, что рогатая луна в черновиках появилась в особом контексте, который исключает всякое другое толкование. В рукописи 28-29 гг., т.е. еще до разрушения Храма, Булгаков уже написал: "Над Храмом в это время зажглась рогатая луна и в лунном свете побрел Иванушка...". Это эпизод после смерти Берлиоза, когда Иванушка, исупавшись в реке, обнаружил пропажу своей одежды. Позже вокруг взорванного Храма появятся постройки, о которых уже писал о. Андрей. В рукописи Булгаков упоминает Девичий Монастырь в последний день Воланда в Москве. Воланд в сопровождении свиты к закату солнца дошел до Девичьего Монастыря. Пряничные зубчатые башни заливало косыми лучами из-за изгибов Москвы-реки. По небу слабый ветер чуть подгонял облака.
Воланд не задерживался у Монастыря. Его внимание не привлекли ни хаос
бесчисленных построек вокруг Монастыря, ни уже выстроенные белые громады, в
окнах которых до боли в глазах пылали изломанные отражения солнца, ни суета
людская на поворотном трамвайном круге у монастырской стены". Я не знаю Москвы, но, зная историю взорванного Храма, могу предположить, что речь идет о Храме Христа, на месте кот. строился в это время Дворец Советов. В окнах этого самого дворца, как упоминается и в окончательном тексте, не раз заостряется внимание на изломанном солнце. По-моему, этот символ недвусмыслен. "Рогатая луна" было уже тогда в черновиках зачеркнуто, на этом месте появилась "звезда". Булгакову пришлось выразить свою мысль иначе. Абсолютной уверенности в таком значении этого образа у меня нет, потому что рогатую луну можно понять и просто как указание на месяц. Но в окончательном варианте выстраивается следующая цепочка: когда-то луна висела между двух пятисвечий над Храмом. Свет десяти лампад над Храмом в Ершалоиме спорил со светом единственной лампады луны. Эту луну видел Берлиоз перед смертью расколанной на куски (повторено дважды). Теперь же эта луна цельная, созрела. Мы не знаем, что означают пятисвечия, но важно, что их больше нет, что они больше не спорят со светом луны. Это значение можно извлечь из их отношения между собой. Об их собственном значении за пределами текста, т.е. что Булгаков подразумевал под пятисвечиями, мы можем пока только гадать. Нам не хватает в этом случае контекста за рамками книги. Но это значение уже не было бы хужественным, т.е. узнаваемым непосредственно из самого текста.


Андрей Соколов

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1897377
02.03.06 09:39
Ответ на #1896626 | Роман Бендер православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Роман, а у меня "рогатая луна" ассоциируется совсем с другим. И я могу провести противопоставление "полнолуние (воландово время) и рогатая луна (антиволанд)". Рогатая Луна, как указание на то место - Ершалаим и места вблизи или несколько вдали от города, где происходят события и где впоследствии живут, проповедуют ученики Христа и живет Святая Мария (по-католически, но тоже христиански!). Перевернутая и поэтому рогообразная луна имеет место быть именно там, это атрибут места события. У черта рога - это тоже атрибут, не всегда явный, но узнаваемый. Мне это напоминает интерпретацию Кураева образа Марганиты с раскосым взглядом, как атрибут ведьмы. Над разбитым солнцем тоже можно поразмыслить и притянуть к контексту, совпадающему или нет с Вашим.
Так какова же Ваша базовая позиция, исходя из приведенного примера? Объясните, в чем она.


Роман Бендер

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1896626
01.03.06 21:58
Ответ на #1896309 | Андрей Соколов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

И по моему мнению это совершенно так. Я ведь привел в пример не свою, не Вашу точку зрения, а только самую крайнюю, какую мог найти в литературоведении. А другого познания контекста и быть не может. Просто, как мне кажется, не с контекста нужно начинать. Меня возмущает, например, во что превратился "Медный всадник" Пушкина, после того, как были описаны в нем все так наз. межтекстуальные связи. Из поэмы с историческим подтекстом сделали поэму историософскую, в которой уж совсем нельзя разглядеть авторский замысел. Я думаю, что нужно даже и не чувством меры руководствоваться, а просто не с контекста начинать. Вот, например, образ рогатой луны в черновиках у Булгакова - мимо значения такого образа не пройдешь. В исследованиях межконтекстуальных связей, такое у меня чувство, от подобного образа остались бы в конце концов одни рога. Нет, и тех не оставалось бы. Были бы черти, ад и вся преисподняя, т.ч. наконец, и понять нельзя было б, о чем речь. Я на этот счет такого мнения: если значение образа возникает через отношение внутри романа, то и нечего прибегать к контексту. Рогатая луна имеет очень недвусмысленное значение благодаря знаку сатаны. Значение этого образа создается благодаря тому, что в контексте культуры рога соотносимы с чертом. Без контекста этот образ неясен. Что же сделал Булгаков, отказавшись от этой внешней связи с контекстом. Он заменил значение образной пары "рогатая луна - черт" другой парой образов внутри романа: "луна - разбитое солнце". То, что эти образы внутри романа противопоставлены друг другу, - это увидеть можно и без того, чтобы притягивать всевозможный контекст. Худож. значение образуется, как правило, за счет сопоставления или противопоставления, если в тексте нет прямой характеристики от автора. Если же некоторые образы стоят в книге совершенно одиноко, то уместо искать кореллят вне книги в контексте культуры, да и это только в том случае, если образ в контексте романа может играть важную роль. О роли такого образа читатель судит по тому, как часто он упоминается в произведении. Уже только однажды ничто не повторяется в книге, как правило, без указание на определенное значение. По-моему, это азбука любого толкования лит. текста. Поиск контекста, помимо самой интерпретации, имеет, конечно, и другие задачи. Только не всегда эти задачи четко разграничены.

Андрей Соколов

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1896309
01.03.06 18:40
Ответ на #1894715 | Роман Бендер православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Для меня цель интерпретации пока не в том, чтобы медитировать на тему "что М.А." хотел скзать именно этим эпитетом или описанием или словом. А в том, что он хотел донести до нас, а не до современных ему читателей, т.к. это по-моему очень сложно. "Чтобы знали..." Что знали ? Ну и вторая цель - это по-школьному отделить положительных героев от отрицательных, или некаких. Смировать свою точку зрения на каждого героя.
В ссылках на привлекаемые тексты, естественно, необходимо установить рамки. Для меня рамки - это выписки автора, комментарии на полях других авторов, наличие в его библиотеке тех или иных книг, которые, возможно, он читал и т.п. Эти рамки у меня не идут до бесконечности, как у Кураева. Есть некая линия тех же героев в других произведениях и от этой линии желательно не отходить далеко, чтобы не нарваться на ветвистое дерево, откуда нет выхода.
Если не так, то укажите, можно на примере, свой путь познания истинного контекста. Только это должно быть аргументировано.


Роман Бендер

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1894715
01.03.06 01:07
Ответ на #1889526 | Андрей Соколов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

То, что Вы имеете в виду под уровнем 3, как я это понял, есть несколько иначе сформулированное различие двух видов чтения: адоптирующее и реконструирующее. При первом читатель бессознательно приспасабливает текст к своим нормам и ценностям, не выходя за рамки своей культуры. Во втором случае читатель сохраняет сознание исторической и культурной дистанции. Поэтому он вынужден реконструировать контекст, в котором произведение предстало современникам автора. Сам по себе текст, конечно, строго говоря, не имеет никакого значения вне контекста. Приближая пункты 1 и 3, как Вы выразились, мы должны были бы попытаться рассмотреть текст как раз в его историческом контексте. Найдем ли мы там "истинный" текст, зависит от того, что мы назовем целью такой интерпретации. Самое распространенное мнение на этот счет: мы ищем авторский замысел. Как бы естественно это ни казалось, есть все же не мало голосов против. Противники доводят как раз идею зависимости значения текста от контекста культуры до крайности и утверждают, что текст как таковой состоит из множества других текстов, которые определяют его значение. Сами по себе и эти тексты состоят из других текстов и так до бесконечности. До значения, т.е. до авторского замысла на этом пути никогда не дойти. Так "рукописи не горят" только цитата из другого текста. Ершалаим только посыл к Иерусалиму из Евангелия. И т.д.. На этом пути авторского замысла нет. Те, кто путь этот прошли до конца, огласили всему литературному обществу шокирующую весть о "смерти" автора. В смысле, в каком я это объяснял по поводу постструктурализма.


Мельцер Александр Сергеевич

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1892366
28.02.06 04:52
Ответ автору темы | д. Андрей Кураев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Почувствовав прохладу опасности, автор "Мастера" от вянущего утомления встречной жизни решил скрыться не то что в бездюдье, но там, где люди живут без помощи в серой грусти облачного дня, потому заранее приобретал себе чувство обязанности воевать за пострадавших..., поскольку не мог не знать слов Иоанна Златоустаго, который в беседах на Евангелиста Матфея, сказавшего словами Псалмопевца:" обратися душе моя в покой твой, яко благодействова тя Господь"(т.2,1887год), по сути лишил необходимости обсуждать позицию автора "За Христа или против"Мастер и Маргарита"!

Андрей Соколов

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1889526
26.02.06 21:26
Ответ на #1887103 | Роман Бендер православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Роман, для меня тоже существует несколько уровней. Они являются и источниками и результатом.
1. Текст, как источник с неизвестным для нас содержанием, истиной только для автора, он пока не для нас,
2. Авторская позиция, под которой я понимаю отношение автора к персонажам и действиям, происходящим в романе, схожесть позиций героев с позицией самого автора,
3. Впечатление, понимание и интерпретация романа читателем.
Что касается условий, окружения автора, медиа-культуры, то это относится ко всем перечисленным пунктам. Разве только условия разные при создании романа и при его прочтении, да еще в разном возрасте.
Пункт номер 2, видимо, наиболее легок в плане аргументов, т.к. можно опираться на биографию автора и отзывы его современников.
Насколько я понимаю, наша цель совместными усилиями приблизить пункты 1 и 3.
Так что же может считаться источниками для интерпретации "истинного" текста для того, чтобы аргументировать достигнутую близость 1-го и 3-го? Источников не так много: исторические факты и личности, произведения других авторов и их персонажи, знаковые или символьные посылы в тексте, биографические подробности автора и авторов притянутых к роману произведений.
Почему, встречая в тексте искаженные в плане транскрипции или исторической интерпретации упоминания имена, я не могу интерпретировать текст, взяв за основу легенды, книги, с которыми по биографическим данным мог быть знаком Булгаков? Например, для меня за "заменой" головы у Пилата во время приговора стоит сразу несколько легенд и исторических фактов. Что данный текст я могу интерпретировать и считать, что содержание раскрыто.
Почему, встречая в тексте слова Булгакова из жизни (интерпретации Елены С. & Чудаковой), произнесенные в сходных обстоятельствах, я не могу аргументировать содержание? Например, диалог в клинике о том, что болезнь неизлечима.
Так же и цитата "рукописи не горят" для меня только посыл к латинскому тексту первоисточника для дословного перевода этого текста.
Если говорить о знаках, то Булгаков был большой любитель символов в своих произведениях. Мы можем стоить связи в темах "город ","гроза " и других, привлекая тексты: палящее солнце, Лысая гора и Воробьевы горы, яду мне, яду, желтобрюхая, накрыла, ворчала, исчезли … мосты, будто не существовал на свете.
Но что это дает? Да, мы можем провести медианы в романе, основываясь на этих знаках, но аргументировать свою интерпретацию без дополнительного привлечения вышеперечисленных источников (исторический, культурный, биографический) нельзя. Это будет недостоверная аргументация. Почему я и говорил, что их может быть очень много, но это вовсе не означает, что у каждого в голове свой роман.
Я, например, не могу объяснить содержание сна Босого в клинике, вернее, аргументация не одна. Значит, в этой части - пока на уровне 3.



Роман Бендер

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1887103
25.02.06 16:51
Ответ на #1883640 | Андрей Соколов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Я различаю два уровня, на которых возможно исследование текста: непосредственно текст с его, как я по-прежнему утверждаю, самостоятельным значением и, с другой стороны, авторскую позицию, которая не совпадает со значением текста. Если говорят о том, что для того, чтобы лучше понять книгу, необходимо понять самого автора в его переживаниях, непосредственных побуждениях к написанию книги, то тем самым имеют в виду авторскую позицию, как она нашла отражение в тексте. Но даже в том случае, если читатель имеет ту же самую судьбу, что и автор, если авторская позиция читателю ясна, как его собственная жизненная позиция, то это еще не значит, что этот читатель способен подняться до второго уровня, понять значение и роль представленных персонажей. Знание авторской позиции облегчает в некотором смысле объяснение лит. образов, или, скажем, она ничего еще не объясняет, а служит только тому, что с ее помощью легче аргументировать свое видение книги. В советсткое время автору приписывалась заведомо ложная позиция, что вело к заведомо ложной интерпретеции текста. Я предпочитаю иметь дело только с текстом, обращаясь к авторской позиции лишь в крайних случаях. Поэтому я не считаю необходимостью обязательно пережить все, что пережил автор якобы для постижения книги. Если я написал, что несколько раз чувствовал близость автора в тексте, то имел в виду только второй уровень, уровень текста. Есть сигналы в тексте, кот. очень легко просмотреть и кот. век останутся незамеченными. Кстати, они могут иметь прямое отношение к авторской позиции, по причинам цензуры нашедшей такое скрытое воплощение в тексте. И в "МиМ", может быть, лишь много лет спустя откроют такие сигналы, кот. для нас всех были скрыты уже по то той причине, что мы близко стоим еще к той культуре. Каждая культура имеет свои слепые пятна. В этом смысле интерпретация произведений будет всегда зависеть от контекста культуры.
Если мы гадаем, имеет ли роман Булгакова религиозное значение, то это значит, что мы пытаемся обяснить авторскую позицию. Сама книга - это определенное логическое движение образов, кот. можно понять, пользуясь нехитрыми приемами, давно описанными в литературоведении, но в каком направлении происходит это движение, понять значительно труднее. Проблема эта обостряется еще тем, что мы практически всегда имеем дело только с текстом. Высказывания самого автора, если такие до нас дошли, о своем произведении, еще очень сомнительный материал, которые сами могут иметь форму условного худ. значения, т.е. должны быть сначала в свою очередь интерпретированы. Я считаю, что книга обязана содержать необходимые сигналы, указывающие на авторскую позицию. Слишком подробное знание судьбы автора и его переживаний может даже только усложнить дело, быть очередным приемом автора, чтобы скрыть свою позицию. Биографические реминесценции служат не всегда знаком авторской позиции. Некоторые авторы нарошно откажутся от своей позиции, чтобы потом посмеятся над наивными читателями. Если вы полагаете, что и Булгаков поступил таким же образом, сказав, что главной линии в романе не найти, то это ведь еще не значит, что авторская позиция в его романе отсутствует. Что она спрятана, в таком смысле я могу понять приведенную Вами цитату.


Андрей Соколов

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1883640
23.02.06 16:10
Ответ на #1882801 | Роман Бендер православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Роман, Вас с Мужским днем! Дай Бой, чтобы закончились все войны.
Понятно, что без внимательного прочтения самого текста, невозможно говорить о каком бы то ни было анализе произведения. В то же время смысл текста может быть интерпретирован как угодно. Где существует этот смысл: в сознании читателя или в подтексте романа – вопрос, лишенный смысла. Поэтому текст не может быть именно ИСТИНОЙ, т.к. может быть понят по-разному в силу тех обстоятельств, о которых я говорил в прошлом постинге. «Последняя литературная инстанция» - согласен. И Кураев интерпретирует текст исходя из своих профессиональных обязанностей. Он не может интерпретировать по-другому, т.к. живет в своей среде, имеет определенное мировоззрение. Считаю это вполне естественным. Иначе и быть не может.
А оси романа находятся не в сознании читателя, а в самом романе. Булгаков в 38 году пишет Елене Сергеевне : «Не уверен в том, что ей (имеется ввиду Бокшанская) удастся разыскать какую-то главную линию в романе…». То есть признает, что линий в романе много. И мы, думаю, уже с позиций сегодняшнего дня знаем основные линии или догадываемся о них. Другое дело, что они переплетены, формируются странными героями, окружены полу-добром и полу-злом. Субъективная точка зрения читателя на текст находится на этом уровне. Обязывать к убеждению – это прием немногих авторов, но не Булгакова.
Булгаков, как и многие авторы, пытается вступить в диалог с читателем, да и в полемику со своими оппонентами - другими писателями. Это уже та сторона, которую видят люди, читавшие этих авторов. Булгаков пытается достучаться до каждого из нас, сказать нечто главное, выстраданное. Донести хотя бы тривиально атмосферу тех лет, ситуацию, в которой находился он сам. Но в такой форме, что сложно отнести роман к любому из жанров, в нем сосредоточены почти все жанры. Поэтому анализ этого произведения не вписывается в рамки признанных литературоведческих методик. Зачем искать черную кошку во тьме стандартных методик ? Вопрос-то не во мнениях и убеждениях, а в том насколько мы сами будем похожи на прежних или станем другими после прочтения романа. Если изменений или ОТКРЫТИЙ, как Вы совершенно правильно обозначили, не произошло – не достиг Булгаков нашего сознания, это не его вина, а наша беда. Другую литературу нужно читать. В этом плане наши точки зрения, надеюсь, совпадают.
Подойти именно к автору! через текст настолько близко, чтобы понять его, возможно только в случае, если читатель или критик сам переживал, то, что довелось автору. Невозможно понять человека, если сам не был так безнадежно болен, если не знал, что через какое-то время наступит конец, и он не успеет закончить роман. Роман, который опять же будет «уложен во тьму ящика», как писал Булгаков. Можно сопереживать и другие со- , но понять НЕЛЬЗЯ. Впрочем, если у Вас это было в жизни, то - согласен.
Ремарка к «Последней литературной инстанции»: а о каком именно варианте литературного текста идет речь? Ведь их достаточно много. И все имеют право называться последней редакцией. Это чисто риторический вопрос, т.к. расхождения текстов в вопросах, которые именно мы обсуждали, не носят принципиального характера.


Роман Бендер

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1882801
23.02.06 02:10
Ответ на #1880047 | Андрей Соколов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Я заметил, что мы постепенно оставили попытки интерпретировать "МиМ" и перешли к вопросу о самой интерпретации. Между прочим, и эта тема косвенно касается статьи о. Андрея. В течение нашей дискуссии я приложил все силы к тому, чтобы дать представление о том, какой тип интерпретации мне близок. Увереннее всего я чувствую себя, если мне удалось как можно ближе подойти к тексту. Текст для меня та самая истина последней литературной инстанции, выше которой стоит уже только сам автор. Мне всегда хотелось спорить с теми, кто утверждал, что текст не ОБЯЗЫВАЕТ ни к какому убеждению, а, в лучшем случае, способен породить только мнения. Вот и по Вашему мнению выходит, что мы имеем только бесчисленные оси, которые находятся в сознании каждого читателя, может быть, даже на всякого приходится по нескольку таких осей, поскольку с возрастом человек иначе смотрит на вещи. Последнее слово филологии на этот счет прозвучало еще радикальнее: постструктурализм утверждает, например, что интерпретация вообще невозможна, т.к. читатель НИКОГДА не будет иметь дело с неким абстрактным лит. значением. Значение, по мнению постструктуралистов, существует только в наших головах во время чтения. Мы конструируем его, используя воспринятый нами культурно-исторический контекст, который, является таким образом последней инстанцией. Текст, как представление о неком носителе целостного худ. значения, был разбит ими в пух и прах. Такое значение лишь конструция читателя, который волей-неволей принужден рассматривать хотя бы в момент чтения книгу как источник информации, получаемой от самого автора. Т.е. читатель чувствует себя участником общения с автором книги, так же, как он является участником любого другого языкогого общения. Этот момент был высмеян в постструктурализме как один из предрассудков суеверия. Как сам автор, так и общение с ним только иллюзия. Вместо интерпретации был предложен эксперимент. И эксперименты эти теперь могли бы еще заинтересовать только психологов и социологов. Если многочисленные читатели не видят себя в числе таковых, то им придется утешиться тем, что они вправе наслаждаться своей иллюзией дальше, не имея, правда, никаких притязаний на истину. Одно необходимо им уяснить: в книге нечего ни трактовать, ни понимать!
Если Вы склоняетесь к этой точке зреня, то, по крайней мере, Вы будете знать,что и для нее есть свои основания в научном мире. Я сохраняю еще наивную веру в текст и в книгу, пусть они хоть трижды будут осмеяны. При этом мне нечем подтвердить своего взгляда на книгу. Все мои последние доказательства сводятся к одному особому ощущению, которое я не раз имел в результате своего личного исследования некоторых произведений. У меня было чувство, будто я настолько близко подошел к тексту, что будто даже вижу руку автора, пишущего те строки. То особое чувство, будто что-то только что ОТКРЫЛ в книге, до того неизвестное ни одному человеку. Это потдерживает меня и теперь в моем убеждении, что общение с автором, даже если его давно нет среди живых, вполне возможно. Труднее передать этот опыт другим, как это понятно.
Кстати, Ваше мнение, что Иван не доживет до своего прозрения, дает понять, что вы еще во многом воспринимаете текст подобно о. Андрею. Герои в книгах не умирают, не рождаются. Умер ли Понтий Пилат после двух тысячелетий? Вы скажете: но умер же Берлиоз. Конечно, не прежде чем автор отправил его устами Воланда в небытие. Смерть, как и рождение в книге совершенно условны. Это иллюзия. Грубая ошибка, если кто рассуждает о персонажах, как о живых людях.
Что касается текста, то я такого мнения на этот счет, что текст, как последняя воля автора, подобен духовному завещанию, которое уже не изменить и завещателю, если он не сделал того при жизни. Читатель, по-моему, - это то доверенное лицо, которое не вправе изменить последней воли автора, даже если тень покойного потревожит его среди ночи. Этим я хочу пояснить, что текст в моих глазах имеет все же неоспоримые сигналы, указывающие на определенное значение. По-моему, читатель даже не должен называть красное в книге красным (пусть оно в жизни и выглядит таким), если не найдет в самом тексте указания на то, т.е. что красное действительно названо красным. Но если в тексте написано "красный", то для меня это истина последней инстанции в том смысле, что я все же стараюсь никогда не забывать, что передо мной только фиктивный мир. Минимальное условие для возникновения значения в тексте - это любое отношение между двумя элементами текста. Зничение это проходит между ними, как ось. Этой оси я придерживаюсь в своем трактовании текста, чтобы не удариться в чистый субъективизм. В эту ось я верю.


Андрей Соколов

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1880047
22.02.06 08:08
Ответ на #1875822 | Роман Бендер православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Действительно, и до МиМ существовали труды и сценические постановки известных и забытых авторов, философов, богословов, евангелистов. Из этих трудов, написанных за все 1900 лет, М.А. черпал вдохновение, информацию. Неслабо потрудился! Сколько будет написано еще на эти темы…
М.А. "издевается" над читателем, у него столько осей, миров, существующих параллельно, что я не берусь выделить одну - основную и даже перечислить их. Нужно учесть, что за 10 лет сам М.А. сильно менялся. Закружил М.А. читателей вокруг этих осей. А все хотят видеть Истину. Не получиться, Роман. А "мнения и толки" вращаются вокруг знаний, увлечений, веры конкретных читателей и критиков. Вокруг уверенности в том, что они поняли, что же именно хотел сказать М.А., опять же: "где служить изволите?". Вот источники очередного небулгаковского романчика "МиМ № N".
У Мастера нет выхода, он уходит, не выполнив миссии перед москвичами и историей (с пафосом как-то), и передать эстафету некому, "поверил" Ивану, т.к. нет выхода. Могу предположить, что передал он Иванушке в лучшем случае "мастерство" (тогда он - ученик) в смысле заветных тайн "марания бумаги", как писал о себе и "МиМ" М.А., когда начал восстанавливать свой сожженный роман. Творческий потенциал невозможно передать, это дается Богом. Или возникает неизвестно откуда после поражения громом. Возможно, последнее произошло и с Иваном, но его последующая деятельность этого не подтверждает. Он "прозревает", но только в определенные моменты, при явном или неявном присутствии Мастера, а писать во сне… Я не пробовал. И о ком - о нем? О Пилате, Иешуа, Воланде - тоже за скобками. Судя по его высокому самомнению, пишет он если и о Нем, то по-прежнему в рамках, утвержденных на ученом совете. Иван не воспринял Его учение, понял не "чудовищность прежнего творчества", а факт полного отсутствия последнего. В этом он изменился к лучшему. А до своего прозрения Иван не доживет.


Роман Бендер

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1875822
20.02.06 16:23
Ответ на #1874905 | Андрей Соколов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Мне особенно нравится в Вас то, что Вы очень неохотно оставляете Ваши прежние позиции, принуждая меня тем самым еще не раз пересматривать мои собственные. Возможно, что я действительно склоняюсь по молодости лет к окончательному решению литературных проблем, кот. на самом деле как до меня имели длинную историю, так и после меня имеют перед собой необозримое будущее. С другой стороны, я верю, что есть в каждом настоящем худ. произведении некая ось, вокруг которой принуждены вращаться все мнения и толки.
Вы затронули вопрос творчества в романе. В какой степени можно считать Ивана творческим человеком? Это Вы совершенно верно заметили, что Иван, отказавшись от своих стихов, не бросил писать. Его последний разговор с Мастером доказывает это:
"-- Это хорошо, что вы сюда залетели. Я ведь слово свое сдержу, стишков
больше писать не буду. Меня другое теперь интересует, -- Иванушка улыбнулся
и безумными глазами поглядел куда-то мимо мастера, -- я другое хочу
написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял.
Мастер взволновался от этих слов и заговорил, присаживаясь на край
Иванушкиной постели:
-- А вот это хорошо, это хорошо. Вы о нем продолжение напишите!"
Вопрос: способен ли Иван творчески выполнить поставленную задачу? Есть ли у него вообще дар? Мастер критикует Иванушкины стихи с позиций творчества. Что же, Иван сдержит слово и чудовищных стихов писать больше не будет. Как обстоит теперь дело с его способностями? Нельзя не заметить, что Мастер в этот раз уже не останавливает Ивана, не высмеивает его намерения, но сам же подбадривает его. "Хорошо", что Иван сам понял чудовищность своего прежнего творчества. Волнение же Мастера ("взволновался") указывает на то, что он поверил в Ивана, как в своего ученика, и только теперь, прощаясь с ним, называет своим учеником. Все устремления Ивана теперь направлены в какое-то очень далекое будущее. В разговоре со следователем Иван глядит не на следователя, а вдаль, на гаснущий небосклон. Тот же момент отражен в разговоре с Мастером. Вспомните пророчество Ивана: "глаза его стали мутны, но неземной красоты". И здесь "бузумные" глаза! Можно представить, что Иван в этот момент видит не свою недалекую карьеру историка, а смотрит поверх ее. Значит, и писать о Нем он будет не как сотрудник института истории, скромный и все знающий И.Н. Понырев, а уже тогда, когда слепоте его придет конец. Этот момент можно уже далее связать с историческими реалиями. Булгаков, очевидно, не верил, что иванушки того времени смогут почувствовать себя настолько раскрепощенными. Но что Иванушка в эпилоге все же совершенно другой человек, у меня не возникает и сомнения. Мало того, Булгаков не хочет оставлять такого уж совсем безнадежного впечатления от своего героя. Иван в эпилоге симпатичен. Тем самым он "спасен" автором от полного беспамятства и как бы сохранен для будущего "прозрения".


Андрей Соколов

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1874905
20.02.06 09:21
Ответ на #1873729 | Роман Бендер православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Роман, действительно, очень интересно обмениваться информацией. Являясь театралом-зрителем, я не знаком с теорией драматургии, литературоведением и тем более филологией. Поэтому могу согласиться с тем, что применяются указанные Вами приемы. Первоначально я не понял, о чем идет речь.
Хотел бы пояснить свою позицию в отношении Бездомного, который для меня олицетворяет в первую очередь "народное творчество" в плане созданий шедевров под идеологический заказ. Мне кажется, что нарождение таких творцов послужило толчком для Н.А. высмеять в романе эту тенденцию и надежду новой власти на рождение творцов новой эпохи. Творит Иван в стихах или в научной прозе - не суть важно, т.к. и то и другое - это творчество. Оно не присуще ни Берлиозу, ни Ивану. И здесь действительно нет иронии автора, это скорее горечь. "Незрячего" Ивана не считаю невеждой, невежда не мог попасть в члены МАССОЛИТа. Речь у мастера идет только о творческом начале: его отсутствии.
Когда я только начинал изучать творчество Булгакова (МиМ), то наивно полагал, что он брал историческую информацию из энциклопедии Брокгауза. В дальнейшем убедился, что М.А. достаточно подробно изучал материалы виднейших зарубежных и наших историков, философов, писателей, труды которых посвящены жизни Иисуса. Забавно наблюдать, как меняется в романе (рукописях) название города, откуда родом Иуда, что означает Ершалаим, откуда имя "Иешуа" и т.п.
Поэтому начитанность редактора - это злая ирония М.А., т.к. все, что говорит Берлиоз - выдержки ТОЛЬКО из энц. Брокгауза, что подчеркивает его мнимую начитанность. Римский историк Иосиф Флавий наоборот упоминает Иисуса, но не Христа, в своих "Иудейских древностях" (~60 г.н.э.). Это тоже издевательство Булгакова над советскими "творцами". Видения Ивана - это информация, известная, если не ему, то его товарищу Берлиозу, и осада крестоносцами Иерусалима достаточно известна.
Уместно упомянуть и о правильном отношении М.А. Булгакова к "искажению" исторических фактов: а так ли происходило на самом деле. Не зря же в романе Левий неверно записывает за Иешуа на пергаменте, который может храниться всего лет 200, не более. Что память Ивана "исколота" только во сне - с этим я согласен.


Роман Бендер

православный христианин

Тема: #29715
Сообщение: #1873729
19.02.06 14:52
Ответ на #1872402 | Андрей Соколов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Мнение мое насчет Иванушки не изменилось, хотя мне пришлось еще раз перечитать историю Иванушки не только в окончательном тексте, но и в черновиках. Я не могу согласиться с вами, если вы утверждаете, что Иван, оставив свое прежнее занятие стихами, перенес характер своей поэзии на новую почву собственно истории. Мне казалось, что вы согласились со мной в том, что Булгаков верил или, по крайней мере, надеялся, что исторический урок не пройдет даром. Тема истории начинается уже с образом Берлиоза, который с позиций историка доказывает Ивану, что Христос никогда не существовал: «Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаменитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса». Прослушав рассказ Воланда об Иисусе Христе, который Воланд, кстати, вел в качестве историка, Берлиоз замечает, что в Евангелии эта история выглядит иначе. На это Воланд иронично осаживает Берлиоза:
« Помилуйте, -- снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор, --
уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в
евангелиях, не происходило на самом деле никогда, и если мы начнем ссылаться
на евангелия как на исторический источник... -- он еще раз усмехнулся, и
Берлиоз осекся, потому что буквально то же самое он говорил Бездомному, идя
с тем по Бронной к Патриаршим прудам». На что намекает Воланд? В черновой рукописи находится следующее место: «Дело между тем выходило дрянь: кого из историков ни возьми, ясно становилось каждому грамотному человеку, что Иисуса Христа никакого на свете не было. Таким образом, человечество в течение огромного количества лет
пребывало в заблуждении и частично будущая поэма Бездомного должна была
послужить великому делу освобождения от заблуждения».
Опять же не случайно встречается Иван с историком Мастером. В черновиках в одном из вариантов Мастер рассказывает при этой встрече Ивану продолжение романа о казни. В более ранней версии на его месте выступает сам Воланд, кот. является к Ивану. В этой более ранней версии уже идет речь о двух Иванах – о прежнем и новом Иване. В более поздней версии после описанной мастером по просьбе Ивана казни Иешуа Иванушка изумлен:
« Я ничего этого не знал, - сказал Иван, тревожась.
- Откуда же вам знать! - рассудительно отозвался гость, - неоткуда вам
что-нибудь знать.
- А я, между прочим, - беспокойно озираясь, проговорил Иван, - написал
про него стишки обидного содержания, и художник нарисовал его во фраке.
- Чистый вид безумия, - строго сказал гость, - вас следовало раньше
посадить сюда.
- Покойник подучил, - шепнул Иван и повесил голову.
- Не всякого покойника слушать надлежит…».
В последней редакции Иван обещает мастеру никогда не писать более стихов. Это обещание имеет не случайное сюжетное применение. Между сценой в лечебнице и эпилогом есть еще одна сцена, которая должна нам объяснить столь странную перемену в Иване. К Иванушке в палату является следователь:
« Но, увы, Иванушка совершенно изменился за то время, что прошло с
момента гибели Берлиоза. Он был готов охотно и вежливо отвечать на все
вопросы следователя, но равнодушие чувствовалось и во взгляде Ивана, и в его
интонациях. Поэта больше не трогала судьба Берлиоза.
Перед приходом следователя Иванушка дремал лежа, и перед ним проходили
некоторые видения. Так, он видел город странный, непонятный, несуществующий,
с глыбами мрамора, источенными колоннадами, со сверкающими на солнце
крышами, с черной мрачной и безжалостной башней Антония, со дворцом на
западном холме, погруженным до крыш почти в тропическую зелень сада, с
бронзовыми, горящими в закате статуями над этой зеленью, он видел идущие под
стенами древнего города римские, закованные в броню, кентурии.
В дремоте перед Иваном являлся неподвижный в кресле человек, бритый, с
издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой,
ненавистно глядящий в пышный и чужой сад. Видел Иван и безлесый желтый холм
с опустевшими столбами с перекладинами».
Пожелание следователя, что, выйдя из лечебницы, Иван снова возмется за стихи, Иван резко отклоняет:
«Нет, -- тихо ответил Иван, -- я больше стихов писать не буду.
Следователь вежливо усмехнулся, позволил себе выразить уверенность в
том, что поэт сейчас в состоянии некоторой депрессии, но что скоро это
пройдет.
-- Нет, -- отозвался Иван, глядя не на следователя, а вдаль, на
гаснущий небосклон, -- это у меня никогда не пройдет. Стихи, которые я
писал, -- плохие стихи, и я теперь это понял».
По-моему, это означает, что Иванушка по крайней мере знает, что его перемена окончательна, а не так, что он после курса лечения у Стравинского только переменит профессию, продолжая искажать русскую историю, т.к. и занятие его стихами понято, как это ясно из черновиков, в том числе в контексте искажения истории.
Теперь взглянем на Иванушку в эпилоге, который все знает и понимает. К Ивану Поныреву автор переходит, межу прочим, с такой вот фразой: «Да, прошло несколько лет, и затянулись правдиво описанные в этой книге происшествия и угасли в памяти. Но не у всех, но не у всех». Эта фраза объясняет, почему память Ивана исколота. Он НЕ ВСЕ забыл! Его «все знает и понимает» является лишь подтверждением того, что и он жертва луны. Но, надеюсь, история Пилата дает понять (вроде, вы с этим согласились), что слепота Ивана не вечна. Я лично не вижу никакой иронии автора в замечании о новой профессии Иванушки. Может быть, я просто не отягощен знанием тех исторический реалий, как вы и о. Андрей, но я могу и без этого разглядеть, что упоминание исторического института указывает на то, что, во-первых, невежество Ивана осталось в прошлом, и, во-вторых, его выбор истории опять же не случаен. Еще на приеме у Стравинского в черновых набросках он просит подать ему Библию, к которой он прибегает, как к историческому источнику, чтобы узнать, кто такой Пилат. В третей редакции мастер выносит Иванушке приговор: «Что же касается Ивана, то, по заключению гостя, Иван совершенно здоров, но вся беда в том, что Иван (гость извинился) невежествен…».

Что Иван мог бы быть "рабом" Мастера, до такого утверждения я бы никогда не дошел. Иван не целостная натура, а только условно созданный литературный персонаж. Именно поэтому в его оценке мы зависим только от отдельных высказываний автора, кот. об этом персонаже повествует. Что этот автор, обозревающий всю сцену и рассказывающий нам историю каждого героя в отдельности, сообщает нам не более, чем знают сами герои, я, как филолог, никак не могу подтвердить. Драматическая ирония применяется только в драматическом творчестве, поскольку там отсутствует рассказчик. В романе Булгакова мы имеем рассказчика, кот. находится в положении всезнающего повествователя. Достоевский, например, симулирует рассказчика, знание кот. ограничено. Но его рассказчик только временами кажется таким. Булгаковский автор ни разу даже не пожаловался на недостаток в знании о повествуемом. Он от начала и до конца всезнающ. Уже сам факт соединения многих сцен в любом романе говорит о том, что читатель романа, да и зритель в театре ВСЕГДА в конце концов знает больше, чем герои. В драме на сцене пришлось бы для этого устанавливать сцену над сценой, да еще актеров заставить заглядывать вверх: что там наверху происходит. Подобные попытки действительно были, т.е. сцена над сценой, что получило название эпического театра. Эпического в том смысле, что положение эпического рассказчика ничем в драме не заменишь. Сон или пророчества являются средством предварения сюжета для читателя, которое встречается равно в эпосе и в драме. Это я и имел в виду. Эпический рассказчик имеет для этого в запасе куда более средств, чем драматический. Например указание в той же черновой версии на то, что никто из МАССОЛИТовцев не знал о грядущем, от самого автора собственно эпический феномен. Все же эти средства имеют связь с перспективой повествования, которых вообще в эпосе наблюдается три разновидности. С психологией персонажа феномен этот не имеет ничего общего.


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 19 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Предание 251

Заветы святых Кирилла и Мефодия.

18 апреля 2021 в 17:21Андрей Бузик
Солунские святые Кирилл и Мефодий передают славянам азбуку Что значат для нас святые братья Кирилл и Мефодий, помимо того, что они создали нашу азбуку? Какие заветы они нам оставили? Первый завет — ... читать далее »

Песни 63

Песня "Солдаты Христа" поёт Среднеуральский женский монастырь

18 апреля 2021 в 15:43Андрей Рыбак
Монахини Среднеуральского женского монастыря Песня "Солдаты Христа" поёт Среднеуральский женский монастырь читать далее »

Проповедь 40

Мы должны стоять за правду. Протопресвитер Андрей Алешин

17 апреля 2021 в 22:11Андрей Рыбак
протопресвитер Андрей Алешин Мы должны стоять за правду. Протопресвитер Андрей Алешин читать далее »

Планета 237

Прямая трансляция посадки корабля «Союз МС-17» 17 апреля 7:20 мск

17 апреля 2021 в 06:02Андрей Рыбак
спускаемый аппарат космического корабля «‎Союз МС-17»Экипаж «Союза МС-17» Кэтлин Рубинс, Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков. Байконур, октябрь 2020 - 17 апреля 2021 года Прямая трансляция ... читать далее »

Паломничество 224

Христианская Эфиопия - 3: Королевский замок Гондора и другие "сказки"

16 апреля 2021 в 11:29Андрей Рыбак
Христианская Эфиопия Христианская Эфиопия - 3: Королевский замок Гондора и другие "сказки" 3-я серия фильма Христианская Эфиопия - это более глубокое знакомство с Эфиопской традицией. Мы поговорим о ... читать далее »

Эсхатология 645

Прощай Славянская Война

15 апреля 2021 в 18:25Фокин Сергей
Хругвь За Веру, Царя и Триединую Русь "Пророчества предостерегают; а кто противится, на том сбываются. Мир человека творится волею самого человека по благоизволению Божию" (Преподобномученик ... читать далее »

Катастрофы 269

Россию хотят превратить в самую настоящую "пустыню"

14 апреля 2021 в 20:05Андрей Рыбак
Такое будущее готовят России Сложно себе представить, что люди, наделённые властью, намерены нанести существенный, а может быть, и смертельный удар по России. Однако, когда анализируешь не ... читать далее »

Поиск Святой Руси 300

Каждый человек целая Вселенная. Или о проекции Небесного Царства.

14 апреля 2021 в 09:15Андрей Рыбак
Каждый человек целая Вселенная. Яхта на Плещеевом озере. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, ... читать далее »

История 504

Хронология подготовки и полета Гагарина в космос.

12 апреля 2021 в 16:37Андрей Бузик
Юрий Гагарин, первый человек в космосе Шестьдесят лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, который полетел в космос. Полет продолжился 108 минут. Как он готовился и проходил — в хронологии ... читать далее »

Молитва 336

Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего

12 апреля 2021 в 10:07Андрей Рыбак
Будь внимателен в молитве "Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего, Чтобы я вносил любовь туда - где ненависть, Чтобы я прощал - где обижают, Чтобы я соединял - где есть ссора, Чтобы ... читать далее »

Лыжи

Соревновательный сезон 2020-2021 года официально завершен.

Соревновательный сезон 2020-2021 года официально завершен. На этой неделе прошли Чемпионаты России по фристайлу в дисциплинах "слоуп-стайл" и "биг-эйр". Они стали заключительными в нынешнем сезоне. ... читать далее »

Каякинг

В Кракове прошел первый соревновательный день отборочных соревнований

Польский канал "Колна", расположенный в Кракове, в эти выходные стал местом отбора сразу в три национальные сборные   России, Польши и Словакии. Борьба на трассе идет очень напряженная, причем не ... читать далее »

Шутка 185

Бог Гагарина видел и благословил его.

18 апреля 2021 в 17:05Андрей Бузик
Митрополит Иосиф (Чернов) В 60-х годах ХХ века уполномоченный Совета по делам религий вызывает к себе митрополита Иосифа Алма-Атинского (ныне прославленного в лике святых) и говорит: «Вы должны ... читать далее »

Народный промысел 77

Счастливые люди Или почему у меня нет заграничного паспорта.

18 апреля 2021 в 12:21Андрей Рыбак
Природа и охота в работах Вадима Алексеевича Горбатова Счастливые люди Или почему у меня нет заграничного паспорта. Название к этому ролику было придумано до того как я узнал что под почти таким же ... читать далее »

Путешествия 263

Николай Пржевальский. Экспедиция длиною в жизнь. Тибет

17 апреля 2021 в 20:25Андрей Рыбак
Николай Михайлович Пржевальский. 1876 год Николай Пржевальский. Экспедиция длиною в жизнь | @Русское географическое общество | Тибет Николай Михайлович Пржевальский остался известен широкой публике ... читать далее »

Церковь 662

Мудрая дева. Фильм иеромонаха Игоря (Васильева)

16 апреля 2021 в 23:34Андрей Рыбак
Священномученник Игорь Розин Мудрая дева. Фильм иеромонаха Игоря (Васильева) Бог Един Благ и Благо все устраивает. Первый камень, который Отец Небесный положил в начале Своего строения, есть Сын ... читать далее »

Любовь 82

Этот "дивный" цифровой мир без Любви и свободы.

16 апреля 2021 в 11:06Андрей Рыбак
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и ... читать далее »

Интересно 506

Девятов А.П. "Барабаны Войны"

15 апреля 2021 в 18:08Андрей Рыбак
А. Девятов. Девятов А.П. "Барабаны Войны" 15-04-2021 читать далее »

SOS! 487

Верующих выгоняют из Среднеуральского женского монастыря / Гонения на православных в России

14 апреля 2021 в 10:23Андрей Рыбак
Верующих выгоняют из Среднеуральского женского монастыря / Гонения на православных в России Верующих выгоняют из Среднеуральского женского монастыря / Гонения на православных в России Прошли ... читать далее »

Выживание. 281

Советы ветеранов боевых действий на случай военных действий

13 апреля 2021 в 20:12Андрей Рыбак
Русские солдаты Советы ветеранов боевых действий на случай военных действий читать далее »

Патерик 181

Согрешивши не вини тело, но мысль

12 апреля 2021 в 10:21Андрей Рыбак
Согрешивши не вини тело, но мысль Согрешивши не вини тело, но мысль прп Марк Подвижник читать далее »

Притчи 283

Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас

12 апреля 2021 в 10:04Андрей Рыбак
Мудрые советы бабушки У одной доброй, мудрой старушки спросили: — Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет? — Есть, милые. Все ... читать далее »

Скалолазание

Гарнбрет и Ондра   сильнейшие в Майрингене

В Майрингене завершился первый этап Кубка мира по скалолазанию в дисциплине "боулдеринг". Победителем соревнований в Швейцарии второй раз подряд стал чех Адам Ондра. Он сделал три топа из четырех ... читать далее »

Прочее

Первый день международного этапа конкурса "Саянский марш"

Первый конкурс в рамках АрМИ-2021 - "Саянский марш" прошел 15 и 16 апреля в Красноярском крае на базе горной подготовки "Ергаки". Соревнования состояли из двух этапов и проходили два дня, во время ... читать далее »

Календарь 2800

19 апреля. Святителя Евтихия, архиеп. Константинопольского. Равноапостольного Мефодия, архиеп. Моравского. 120-ти Персидских мучеников.

18 апреля 2021 в 16:41Андрей Бузик
06 апреля по старому стилю / 19 апреля по новому стилю понедельник Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Свт. Евтихия, ... читать далее »

Стихи 984

Не из засады

18 апреля 2021 в 11:58Владимир Лучит
Не напускною торжествующей бравадой И не, хотя бы и стальною, многослойною бронёй Пред вызов свой тебе бросающим врагом хвались, на бой С ним выходя открытый и решительный не из засады, – Хвались, ... читать далее »

Творчество 404

Виссарион о жизни и смерти. А вы с ним согласны?

17 апреля 2021 в 20:06Андрей Рыбак
Виссарион с дочерью Дианой Виссарион о жизни и смерти. А вы с ним согласны? читать далее »

Акафисты 242

Акафист Похвала Пресвятой Богородице.

16 апреля 2021 в 22:14Андрей Рыбак
Дионисий. Похвала Богородице. Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре Акафист Пресвятой Богородице В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно ... читать далее »

Мир 332

Цифровая удавка для России. Люди больше не нужны

15 апреля 2021 в 22:10Андрей Рыбак
Цифровая удавка для России. Люди больше не нужны Цифровая удавка для России. Люди больше не нужны / Владимир Боглаев, Ольга Четверикова читать далее »

Иконы 322

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет».

15 апреля 2021 в 16:55Андрей Бузик
В 17-18 веках в московском Алексеевском монастыре появился новый образ Богородицы — икона «Неувядаемый Цвет». Благодаря красоте и изяществу, он полюбился насельницам монастыря и прихожанам. Однако ... читать далее »

Разное 1148

Эпохальное событие. Всем миром против геноцида

14 апреля 2021 в 10:12Андрей Рыбак
На побочку уже наплевать. Геноцид прививочный Эпохальное событие. Всем миром против геноцида читать далее »

Святые 259

Евфимий Суздальский. Печальник земли Русской

13 апреля 2021 в 15:58Андрей Бузик
Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский, чудотворец Документальный фильм «Евфимий Суздальский. Печальник земли русской» – совместный проект Нижегородского отделения ИППО и Печерского ... читать далее »

Высказывания 486

Три стадии стяжания благодати Духа Святого

12 апреля 2021 в 10:13Андрей Рыбак
преподобный Софроний Сахаров Первая стадия стяжания благодати Духа Святого - соединение с Богом как дар благоволения Божия. Вторая стадия стяжания благодати Духа Святого - период ... читать далее »

Общий 1289

Сергий Алиев - Процесс объединения начался!

11 апреля 2021 в 20:16Андрей Рыбак
Сергий Алиев - Процесс объединения начался! Сергий Алиев - Процесс объединения начался! читать далее »

Велоспорт

Результаты Всероссийских соревнований по маунтинбайку в Псебае

17 апреля в поселке Псебай (Краснодарский край) прошли Всероссийские соревнования по велоспорту маунтинбайк в дисциплине "кросс-кантри" среди женщин, юниорок, и юношей 15−16 лет. Для юниорок ... читать далее »

Лыжи

Ксения Орлова и Дмитрий Мулендеев выиграли Чемпионат России по фристайлу в дисциплине "биг-эйр".

Состоялся Чемпионат России по фристайлу в дисциплине "биг-эйр" сезона-2020/21, который прошел на курорте "Красная Поляна" (Сочи, Краснодарский край). Чемпионат России среди женщин выиграла спортсменка ... читать далее »

© 1999-2021 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru