Мальцев Вячеслав Георгиевич
православный христианин
Тема: #29079
Сообщение: #860204 07.05.04 11:28
|
Дорогие Андрей и Лариса.
В предыдущих сообщениях я достаточно четко изложил святоотеческую позицию по данному вопросу, которая является и моей позицией. Можно сколько угодно приписывать мне «католицизм» и «талмудизм» -от этого учение Андрея не станет православнее.
**Сошествие во ад имеет вневременное пребывающее значение**
Безусловно!
Прежде всего – для ВСЕХ живых, чтобы они туда не попали.
Затем – для усопших христиан, не успевших при жизни взрастить плоды своего покаяния.
Для всех остальных – тоже, но только как усугубляющий вину фактор.
Снова повторяю отрывки из своих старых сообщений, из которых ВСЕ УМЕЮЩИЕ ЧИТАТЬ могут увидеть ту линию раздела , которая отделяет достоверное в Предании от примышлений и «бабьих басен».
**Кто же будет отрицать, что проповедь Спасителя в аду коснулась **всех готовых ее принять**, не исключая и тех, в ком лишь предсмертные страдания стимулировали покаяние, хотя оно при жизни и не успело принести плодов?! Если был человеком при жизни усвоен хоть какой-то залог благой вести, то недостающее и впрямь может быть гипервосполнено личной встречей с Богом и узнаванием Его – даже и в аду.
Ведь некоторые св. отцы высказывались в том ключе, что там где Господь – там рай.
И именно потому ад был взломан Спасителем , что, при схождении Его туда , невмещающийся рай разорвал ограды ада.
Здесь уместно вспомнить откровение Божие преп. Силуану Афонскому : «Я спасу всех, кто хотя бы раз искренне призвал Меня… , но только спасу, а потрудившиеся ради Меня будут Моими братиями и друзьями».
Вот тот максимум, за пределами которого душевный «гуманизм» по отношению к «противльшимся» становится анти-христианским !**
**Что из всего этого следует?
1)Конечно , то, что Господь вывел из ада только тех, кто УЖЕ направил в жизни сей свое произволение к Нему, пусть и не зная Его во плоти.
2) Тех, кто УЖЕ принес при жизни покаяние ( В Ветхом завете плоды покаяния пожинались при жизни – через продление жизни, отмену Божиих приговоров и т.д) . Вот недополученное и было получено.
3) Виновным же «удобопростительно» , оставшимся во аде, благовестие Христово о Духе дало надежду на восполнение Церковью Христовой их недостатка. Это касается «твари стенающей» (Рим. 18.19- 24), в «надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства в свободу славы детей Божиих» . Ведь недаром апостол Петр сразу после 1 Пет. 3. 19 говорит о крещении и проводит параллель с Ноевым ковчегом. Один св. Отец сказал так: «Если были во дни Ноевы спасшиеся от потопа , помимо ковчега, то и вне Церкви можно спастись». Спастись в полном объеме можно только в Церкви, а улучить хотя бы нечто от спасения – только через Церковь! . Вот смысл проповеди о Духе.
4) Для всех же остальных проповедь Спасителя во аду только усугубила их мучения, добавив предвкушение мучений уже вечных, а не временных**.
**По православному учению , залог спасения должен быть непременно положен в этой жизни, а недостающее может восполняться через
1) страдания плотию (вспомним, снова цитированное послание ап. Петра) – обязательно еще «во плоти» , в частности – при смерти - НО НЕ В АДЕ.
2) возрастание ( в частности, в потомках) семян добрых дел, посеянных еще при жизни.
3) по молитвам Церкви .
Никакого иного преобразования и доочищения через ад или полу-ад быть не может.
Кого же (из умерших до Христа) может коснуться молитвенное заступничество Церкви.
Господь Сам дает на это ответ: Принимавшему «праведника во имя праведника» , а «пророка во имя пророка» обещана «мзда» праведническая и пророчия.
Если же мы привлечем агиографические данные , то найдем много и других свидетельств тому, что язычники «невинно» не ведавшие Христа, так и пребывают в шеоле, впрочем извещенные о некоем снизхождении на Страшном Суде. Снизхождении! Но не спасении и уж, конечно, не о помещении в рай! **.
**Допускающие возможность спасения вне Церкви (бессознательно, конечно) богохульствуют.
Зачем же тогда Господь низпослал Святого Духа на Пятидесятницу? Так бы и ограничился
собственным Воскресением - далее все само собой пойдет, как по накатанному? Выходит, что Господь Бог совершил какие-то излишние , ненужные дела ? А сонм святых , празднованием памяти которых мы завершаем Цветную Триодь? Кто они, как не живые свидетели УСВОЕННОГО лично спасения? Вне Церкви есть такие свидетели?
Какая загробная проповедь и загробное оглашение?
ДОНЫНЕ ДЕЛАЕТ Господь. Бог промышляет о каждом человеке . Это церковный догмат! Доныне не прекращается Его проповедь, и ВСЕ желающие могут ее слышать. Церкви открыты. Предваряющая проповедь идет и вне Церкви. Она тоже никогда не прекращалась. Через потрясающие душу человека обстоятельства, выводящие его из жизненной спячки, через встречи с Его посланниками, и иными многобразными способами проповедует там Господь. Воспринявший нелукаво "Глас Его" вне Церкви обязательно придет и в Церковь!
Разве Всеблагий Бог попустит человеку умереть, не сделав все необходимое именно для него , чтобы и он улучил спасение? Поэтому , если кто при жизни не входит в разряд спасаемых - он не оправдится. Ничем! Нет таких, которые "не могли бы воспользоваться" ! Вспомним евнуха из "Деяний апостольских"... Как только появилось желание, так и Филипп сразу был послан! Или Бог пременился с этих времен? Если новая проповедь Христа во аду возможна, то и распяться заново Господь тоже должен? Не будет этого!
Могут спросить: как же тогда получается, что люди все же умирают , не соединившись с Церковью, по не зависящим от них причинам (как некрещеные младенцы)? Наверно так: там, где Господь провидит умножение зла в человеке, Он забирает его в невинном состоянии - чтобы избавить создание Свое от сугубой ответственности**.
***********************************************************
Я вовсе не приписываю Вам, Андрей, проповедь о всеобщем спасении. Слава Богу, до этого Вы не дошли! Но Вы уже вывели из ада и причислили к лику святых Каина (на том основании, что , раз его смерть не описана в Библии, то, мол, он, наверно, покаялся перед кончиной) , а утопленных при потопе тоже, кажется, причислили к лику спасенных , приписав апостолу Петру изобретенную Вами идею о **завершении синэргии во аду** Еще раз повторяю : в церковном Предании и в Священном Писании нет никаких оснований для этого мифотворчества.
В сообщении 853213 приведены выдержки из великих отцов, показывающие, что язычники , не обратившиеся к Богу при жизни – безответны. Кто хочет спорить с Афанасием Великим – пусть спорит, но для меня это величайшее безумие. А если безответны язычники дохристианские , то что же говорить о постхристианских упрямцах?! Вы все время говорите о каких-то современных язычниках, не слышавших ничего о Боге по каким-то объективным причинам. Где таковые реликты сохранились ?
В какой-нибудь необследованной пропасти Тибета? Впрочем, о таких гипотетических язычниках св. отцы выражались однозначно. Они писали, что , если таковые есть, то Бог, знающий тайная, будет судить их не по делам, а по намерениям, т.е. по тому, что бы из них произрасло – услышь они Слово Божие. Если же мы возьмем всю массу Церковного Предания, включая агиографические источники, то поймем, что доверяющий Богу православный человек просто не может допустить, чтобы Бог не предоставил ищущему Его человеку возможности познать и полюбить Его при жизни – в какой бы глуши и отдалении от храма он ни находился. Этому есть великое множество свидетельств! Если же Бог попускает кому умереть, не познав Его, то это не для того, чтобы потом оглашать за гробом. А по всеведению и милосердию Божию. Чтобы таковой не понес гораздо более тяжкую ответственность за презрение предваряющей благодати.
Кроме того, мысль о некоем загробном восполняющем развитии личности человека еретична также с точки зрения христианской антропологии. Это эволюционизм какой-то! Ничего нового приобрести за гробом уже невозможно. Бесконечность и неограниченность блаженства святых и мучений грешников не с человеческой природой связана , а с усвоенной (или не усвоенной) на земле причастностью к Божественным энергиям . Бог неограничен – поэтому унесший с собой туда нечто от Св. Духа – будет блаженствовать через бесконечное РАСКРЫТИЕ этой Божественной части. А отошедший «голым» - будет мучиться, потому что Бог тогда будет «Вся и во всем», Дух будет непрестанно изливаться и, за отсутствием сродного Ему в душе, - отторгаться.
Словом, ВСЕ СКАЗАНО.
Возжелаете и далее спорить – буду просто молчать .
Настроенные оглашаться во аду противльшиеся пусть, если хотят, питаются этой тщетной надеждой.
Теперь по частному вопросу.
Я Вас обоих с Ларисой не только **уважаю**, но и по-христиански люблю.
Оскорблять кого-либо у меня и в мысли не было.
Любому единомыслию и единодушию (конечно же и супружескому) , можно только порадоваться!
И кто меня уполномочивал критиковать Ваш союз? Напрасно Вы так все восприняли.
Просто я намекнул, что в той форме подачи , которую Вы избрали, как-то поглощается Вашей ипостасью ипостась Вашей творческой и жизненной половины. Я бы сам, в ответ на такой дружеский намек, не «вставал на дыбы», а просто , посоветовавшись с подружием, усовершенствовал бы форму подачи.
Если же намекнул недостаточно тактично, то за это прошу прощения!
Спаси Господи. Ваш В.
|