Христос воскресе, Виктор! Извините, что так долго не
отвечал, ибо не было доступа к сети. Итак, Ваша тема из
"Неужели иегова и господь одно и то же" трансформируется в
"Христос - это творец или творение" :-) Ну как хотите...
Вопрос первый: творение ли Христос?
Греческое слово πρωτοτοκος означает первородный, а не первосотворённый. Если бы это было так, то Павел употребил бы другое слово в сочетании с «первый». Вместо слова τικτω (родить) он употребил бы слово κτιζω (творить). В таком случае он употребил бы слово πρωτοκτισματος (первосотворённый). Но он этого не сделал. Это означает, что Павел не верил в сотворение Христа.
Являются ли слова о рождённости Христа свидетельством Его сотворения???
Между словами "родить" и "сотворить"
есть существенная разница. Родить можно только то существо, кот. идентично нам по природе и равномощно. скажем, чел. может родить толькл человека, причём не большего и не меньшего по сущности, а равносущного себе. Собака может родить только собаку. Змею она родить не может! Имеется в виду, что рождённое будет принадлежать к тому роду бытия, что и родивший.
Поэтому, если мы говорим о рождении Бога, то Бог рождает по природе Бога, а не что-то другое. Родить что-то можно только из недр самого себя, изнутри. Поэтому незря сказано о Христе, что Он "Единородный Сын, сущий в недре Отчем" (см. Ин.1:18)
Естественно, я не привожу паралелей с земным образом рождения.
Слово "сотворить" относится к вещам, кот. происходят на свет по нашей воле. Сотворённое - это нечто, иное нам по природе. Невозможно сотворить нечто, тождественное нам по форме существования. Оьратите при этом внимание, что в Библии нигде прямо не говорится, что Христос сотворён - Он рождён. И это родждение вечное. Христос - вечный Сын Отца. Сын потому является таковым, что источник Своего бытия имеет в Отце. Как луч существует всегда, если существует солнце (не позже солнца), так и Сын - это всегда Свет Отца, Свет неиссякаемого,
вечного Источника Бытия.
Слово «первородный» имеет ещё одно значение в Библии. Оно обозначает не только первого из рожденных в семье, но вообще главенствующее положение. Иллюстрацию различия между первенцем, означающим превосходство, и первенцем, означающим того, ко был рожден первым, находим в Исходе 4
22 И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой ;
23 Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.
Израиль как нация называется «первенцем» Божиим, но в стихе 23 Бог говорит, что поразит первенца фараона, имея в виду его старшего сына.
Также о царе Давиде в ВЗ Бог говорит Псалтирь 88: 28 «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли». «Первенец» - то же самое, что и «первородный». Мы знаем, что Давид родился последним сыном у своих родителей. Бог не собирался изменить этот факт. Бог сделал его первенцем в том смысле, что Он сделал его могущественнее всех соседних царей.
Поэтому слово «первородный» в отношении Христа в Кол.1:15 обозначает главенство Его положения. Это подтверждается в К Колоссянам 1:18 «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Ап. Павел говорит, что Иисус, будучи первенцем творения, является Тем, Кто всё сотворил.
И всё же попробуем копнуть глубже! В лучших и самых признанных манускриптах (Синайский, Ватиканский кодекс) стоит πρωτοσ “первый”. В Александрийском кодексе, где отсутствуют знаки акцентуации, это место следует перевести как “Тот, Кто сотворил в начале”, чтобы не нарушать законы текстового критицизма (Кол.1:15). Правильное ударение в πρωτοτοκος Александрийского кодекса согласуется со всеми другими текстами, и в результате Христос называется буквально “Превознесённым”, что соответствует истине. Следует добавить, что все авторитетные и надёжные переводы отдают предпочтение слову «Первый» вместо «Первенец», не подкрепляя очередную из многих искусных попыток извратить Слово Божие неправильным переводом и лингвистическими манипуляциями.
В Библии ап. Иоанн употребляет 5 раз слово μονογενησ «единородный». Есть причина, почему апостолы используют разные слова. В то время как Павел указывает на первенствующее положение Христа в сравнении со всем духовным и материальным творением, Иоанн говорит об уникальном единстве Бога Отца и Его вечного Сына.
Рассмотрим теперь Откровение 3:14 «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия»
Для кого Христос «свидетель верный и истинный»? Для нас или для Отца?.. Вот поэтому по отношению к нам Он – начало (причина) создания. «Начало» в греческом варианте Нового Завета обозначено словом αρχη, которое означает источник или происхождение Божьего творения. Брюс Метцгер указывает на то, что если бы отрывок говорил, что оанн Христос был создан «Богом», то это требовало бы предлога «hupo», а не «tou theou», что означает «Божия» (Bruse Metzger, “Theology Today”, 1953 г., с. 79-80)
А давайте заглянем в древнегреческо-русский словарь Нового Завета!
Слово «αρχη» может переводиться так:
- начало во времени, происхождение, основание
- первопричина, основа
- предел
- господство, начальство, власть, царство
- принцип
Более того, Виктор. Сын Божий воплотившись, став Богочеловеком, действительно стал первым творением Божиим (Не онтологически , а по домостроительству нашего спасения) 1) Как самое совершенное существо 2) Как начало новой твари, начало, ведущее к Царству Небесному.
Итак, Сын Божий - рождение из природы Отца, а весь сотворённый мир - творение, действие Бога, пришедшее в бытие по Его воле.
Что же касается 8-й главы Притч , то «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли». (Притч 8:22 – 23). Церковно – славянский вариант выглядит так: «Господь созда мя начало путий своих, в дела своя, прежде век основа мя, в начале». В сноске к церковно – славянскому тексту сказано, что в еврейском оригинале, в отличие от перевода Семидесяти, стоит «Господь стяжа мя начало путий своих». В любом случае это – не «первое, что сотворил Господь». Слова «созда мя» относятся не к творению из ничего. Как писал Василий Великий в 50-м псалме, слова «Сердце чистое сотвори во мне Боже» (Пс 50:12), значат не просьбу сотворить новое сердце, а преобразить его, обновить, очистить. Поэтому, учитывая еврейский текст, а также довольно точный в этом месте синодальный текст, мы понимаем его не в смысле сотворения Отцом Премудрости. Отец начал свои дела Словом, Словом он сотворил мир, поэтому Слово и было послано для спасения мира. Слово – всегда начало путей Отца. Еще более точно эти слова можно было бы понимать как указание на воплощение Сына: ради спасения мира, ради новой твари Бог стал человеком.
А вот слова Григория Богослова по этому поводу: «…и рассмотрим их несколько внимательнее. Какое из существ не имеет причины? Божество. Ибо никто не скажет нам причины Бога; иначе она была бы первоначальнее самого Бога. Но какая причина тому, что Бог ради нас приемлет человечество? – Та, чтоб все мы были спасены. Ибо какой быть иной причине? Итак, поскольку здесь находим и слово: созда, и другое ясное речение: раждает мя (Прит. 8, 25); то объяснение просто. Сказанное с присовокуплением причины припишем человечеству, а сказанное просто, без присовокупления причины, отнесем к Божеству. Но не слово ли: созда, сказано с присовокуплением причины? Ибо Соломон говорит: созда мя начало путей Своих в дела Своя. Дела же рук Его истина и суд (Пс. 110, 7), для которых помазан Он Божеством; потому что это помазание относится к человечеству. Но слово: раждает мя, употреблено без присовокупления причины; иначе укажи, что к нему прибавлено. Итак кто будет спорить, что Премудрость называется творением по рождению дольнему, и рождаемою – по рождении) первому и более непостижимому?"
********если речь идёт о мудрости Иеговы - ответ очевиден, - НЕТ.
Но в Притчах, под Премудростью кое-кто подразумеваеться. Не догадываешся кто?
*****
Пусть "Премудрость" в притчах носит личностный характер, это сути не меняет! Не было такого времени, когда б у Иеговы не было премудрости!
ИТАК: Христос не является первым творением
Вопрос второй: Выступает ли Христос
помощником в деле творения?
Вы (в смысле СИ) часто утверждаете, что Сын учавствовал
в деле творения как искусный помощник. А в чём же
эта помощь? Вы, Виктор, можете ответить, что помощь эта
как художника, как оформителя, как подмастерья... Но!..
Обратите внимание, что в Ин.1:3 сказано Все
чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть,
что начало быть, т.е. без участия Сына ничто не
начало быть! . Значит Сын не просто
"художник-оформитель" материала, предоставленного Отцом.
Нет, здесь прямо говорится, что Сын учавствовал в творении
вещей из ничего. Он причастен к самомму моменту бытия
каждой вещи! А как это вдруг сотворённое существо
может иметь возможность помогать творить из ничего?
Может ли Ангел творить из ничего??? Ответте, Виктор!
Виктор, а не странно ли утверждать, что Иегова сначала
создал "помощника", а потом всё остальное??? Напротив,
повторюсь, см. Быт.1:1 Где там говорится о
сотворение Христа? Не есть ли это посягательство на
Всемогущего Творца??? Напротив, см. Мал.2:10
Не один ли Бог сотворил нас? Виктор, я бы не советовал Вам
приводить примеры о генерале, взявшем город, о Ное, построившем
ковчег, о Соломоне, построившем храм и т.д., так как
примеры абсолютно не обоснованные. Видили ли Вы где-нибудь
чтобы кто-либо из них утверждал, что всё зделал сам один???
Что ж, давайте посмотрим, как говорит Библия:
Ис.44:24 Так говорит Господь [Иегова], искупивший
тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь,
Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою
разостлал землю
Ис.45:12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.
Ис.48:13 Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе.
ИТАК: Христос не помощник, а Иегова творит всё Сам
Вопрос третий: Кто же тогда Христос?
Рассмотрим Пс.101:26 В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук;
Виктор, о Ком здесь идёт речь??? Понятно, об Иегове. Но!..
В 1-й главе послания к Евреям ап. Павел сравнивает положение Сына Божьего
с положением Ангелов. Сначала Павел приводит несколько цитат с пояснением: "Об Ангелах сказано:..."
И затем - "А о Сыне: "престол Твой, Боже,..." И: "в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;... " ... "
ИТАК: ап. Павел утверждает, что эти стихи из 101 псалма говорят о Сыне!
Кол.1:16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано
Ин.1:3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
Евр.1:10 в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих
ИТАК: Христос - это Творец!
P.S. Что касается слова "начало", его употребеления в Библии (особенно в Откр.3:14) напишу позже :-)
С ув., Рома.