Брат Павлушка
православный христианин модератор
Тема: #27807
Сообщение: #791360 25.02.04 08:44
|
Статьи из интернета об иконе
_________________________________________________________________
Молитва к Божией Матери
Пресвятая Дева, Мати Христа Бога нашего,
смиренно молимся Ти:
душ наших страсти лютыя исцели
и прощение даруй нашим многим прегрешениям,
ихже безумно содеяхом рабы Твоя (имена).
Душу и тело осквернихом, окаянныя,
увы нам, что сотворим в час онь,
внегда грознии ангели душу нашу разлучат
от страстнаго нашего телесе?
Тогда помощница нам буди и предстательница теплейшая,
Тя бо имамы твердую и необоримую стену, рабы Твоя.
Русский народ,
свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы,
всегда уповал на Божию Матерь как на последнюю надежду
погибающих людей.
Образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»
с давних пор почитался в России.
Особенно почитался чудотворный образ Пресвятой Богородицы
«Взыскание погибших» в селе Бор Калужской губернии,
который прославился в XVIII веке.
Однажды зимой крестьянина Федота Обухова из села Бор
застала в дороге страшная вьюга.
Его лошадь выбилась из сил, и, заплутавшись,
он остановился на краю непроходимого оврага.
Лошадь невозможно было сдвинуть с места, а мороз все крепчал.
Федот помолился Божией Матери о спасении и дал обет
написать список с иконы «Взыскание погибших»,
находящейся в храме в городе Болхове,
и подарить его в свою сельскую церковь.
Пресвятая Богородица спасла замерзающего крестьянина,
внимая его молитве.
Случилось чудо: сани вдруг оказались не у оврага,
а у ворот крестьянской избы соседней деревни.
Федота Обухова внесли в дом, отогрели и вернули к жизни.
Когда Федот поправился, он заказал в Болхове, согласно обету,
список с иконы «Взыскание погибших».
Этот список он отвез в свой дом,
а затем благоговейно перенес в деревянный храм.
Список этот прославился чудесами.
Со всех областей стекались богомольцы в село Бор
к чудотворной иконе.
Вскоре для чудотворной иконы был построен новый храм.
Великое чудо сотворила Божия Матерь
через Борскую икону «Взыскание погибших»
в 1871 году в городе Серпухове.
При принесении в город чудотворной иконы
по молитвам верующих прекратилась эпидемия холеры,
а немой мальчик с расслабленными ногами
стал ходить и говорить.
Увидев икону, он вдруг произнес: «Вот «Взыскание погибших»!» –
и сразу же встал на ноги и пошел.
В воспоминание об этом серпуховчане пожертвовали
в храм села Бор драгоценное Евангелие
с изображением иконы и с надписью, говорящей о чуде.
Известны еще чудотворные иконы «Взыскание погибших»:
в Москве, в Болхове (первообраз Борской иконы),
в Воронеже, в Козлове.
В Москве святой образ «Взыскание погибших»
проявил свою благодатную силу в XVIII веке
в семье одного благочестивого прихожанина
церкви Рождества Христова в Палашах.
В настоящее время чудотворный образ «Взыскание погибших»
пребывает в храме Воскресения словущего в Брюсовом переулке.
Его чтимые списки находятся в Богоявленском соборе,
а также в храмах Ризоположения на Донской улице
и Святителя Николая в Кузнецах.
_________________________________________________________________
САМАРСКАЯ ЕПАРХИЯ.
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»
Чудотворная икона «Взыскание погибших»
приплыла по Волге к Саратову в 1666 году
и была явлена местному воеводе Кадышеву.
С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода,
неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.
Анна Ивановна Кадышева, получив от бабушки в наследство
чудотворную икону, не расставалась с нею,
собирая по всей России пожертвования для основания
Раковского Свято-Троицкого женского монастыря.
Известно чудесное исцеление у иконы неизлечимо больного
сына графа Шереметьева.
В 1862 году А.И. Кадышева стала первой игуменьей
Раковского монастыря и икону передала в монастырь.
На поклонение чудотворному образу Богородицы шел
православный люд со всей губернии.
В монастырской летописи хранилось немало свидетельств
чудес исцелений, творимых верою и благодатью
(за период с 1862 по 1900 год засвидетельствовано
около 40 чудес: исцелений бесноватых, немых, слепых,
помощи Божией Матери при засухе, нашествии саранчи).
После революции монастырь был закрыт
и сейчас эта икона находится
в Самарском Покровском кафедральном соборе.
По вторникам перед иконой поется
акафист Пресвятой Божией Матери,
а 18 февраля,
в день памяти чудотворного образа «Взыскание погибших»,
в соборе совершается торжественный молебен и крестный ход.
_________________________________________________________________
НАТАЛЬЯ СУХИНИНА
«ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»
Мы знаем: уныние - грех. Паче уныния - отчаяние.
Но нет человека, не согрешившего этим хотя бы раз в жизни.
Когда совсем становится невмоготу, сделайте шаг к иконе,
наделенной как раз этой силой - укреплять отчаявшихся.
События недавние, близкие. Закрывают храмы, взрывают колокольни,
на серпы и молоты сгребают оставшийся от колоколов лом.
«В буднях великих строек» корежатся человеческие судьбы.
Много отчаявшихся по России,
еще вчера верящих в завтра, а сегодня...
В опустевшем доме одного священника,
уведенного под руки в «никуда», горько плакала молодая женщина.
Матушка, попадья, оставшаяся одна с тремя малыми детьми.
Детки не плакали.
Они измученно жались к ней и таращили глаза в злую темень за окном.
Понимала матушка: не вынести ей свалившихся тягот,
детей ждет голод, полная нищета,
а ее саму могут точно так же увести под руки
не сегодня – завтра. Мысль, которой она испугалась
и обрадовалась одновременно,
легко коснулась ее воспаленного рассудка:
уйти из жизни, не мучиться, все равно ведь умирать...
Она взглянула на прижавшихся к ней детей, потом на потолок,
ища крюк для черного дела,
и только тут почувствовала на себе чей-то взгляд.
Кто-то смотрел на нее, точно кто-то смотрел.
Оглядела комнату и в углу,
в верхнем углу простенького домашнего иконостаса
встретилась с глазами... с Божьей Матерью.
Она смотрела на женщину строго. Пристально.
Бросилась матушка на колени перед иконой:
«Отведи от греха, погибаю, нет больше сил!»
А Богородица все смотрела.
И строгость взгляда будто сменялась состраданием и грустью.
«Неси крест свой, матушка, Господь не оставит».
Даже не услышала она эти слова - почувствовала.
Они вошли в сердце незаметно,
но, войдя, потеснили, выжали черные мысли.
Не оставит Господь.
И не оставил.
Вечером будущего дня матушка нашла в своей сумке
небольшой сверток с золотыми червонцами царской чеканки.
Эта история известна многим.
Ее рассказывают именно тогда, когда заходит речь
о чудотворной иконе «Взыскание погибших»,
перед которой и получила утешение плачущая попадья.
Икона удивительно красива.
Божья Матерь изображена на ней со слегка склоненной головой
к Своему Предвечному Младенцу.
Она держит в объятиях Сына, а Он обнимает мать.
Взгляд Богородицы обращен к каждому, подходящему к иконе,
но бывает он и строг, и печален, и умилен, и суров, и радостен.
Каждый по-своему видит его, каждый по-своему понимает.
Все, что сокрыто от людей,
открыто для Пречистой Девы.
Икона в богатом окладе.
На ней серебряная с золотом, тончайшей работы риза.
Творящая чудеса икона была очень любима православными людьми.
Как-то само собой сложилось:
получал человек утешение от иконы –
приносил ей свой нательный крестик, вешал на оклад.
Много крестиков висело на цепочках,
некоторые из них использовали для подновления ризы.
...Очередная комиссия в шапках-ушанках,
нахлобученных на самые глаза, с цигарками,
выбрасывающими в потолок храма едкий дым, смеясь и ругаясь,
сорвала с церковных стен последние дорогие иконы.
Дорогие – значит в окладах, блестящие.
Осталась одна богатейшая риза на «Взыскание погибших».
Подошли к ней...
«Сколько вы хотите за эту ризу? Мы соберем, мы возместим,
только не трогайте!» – бросился к комиссии настоятель храма.
Растерялась комиссия, а батюшка кинул клич.
Понес русский народ последнее:
один снял с себя обручальное кольцо, другой образок,
подаренный покойницей-матерью,
третий принес аккуратно завернутую в тряпицу серебряную ложку,
которую он берег дочке в приданое.
Спасали ризу чудотворной иконы, а значит, и саму икону.
Много принесли, больше назначенного выкупа.
Спасли.
Сейчас иконы в Московском храме
Воскресения Словущего на Успенском Вражке,
что в Брюсовом переулке (бывшая ул. Неждановой).
Многие идут сюда, не зная истории иконы,
просто добрая слава приводит:
помогла соседке выйти из депрессии, совсем пропадала соседка.
Спился муж, похоронивший жену, два раза вены резал,
еле спасли, да вот подсказали добрые люди –
сходи к иконе «Взыскание погибших» да попроси,
да лоб-то перекрести, да на колени встань, не развалишься.
Скорее любопытства ради отправился погибающий человек,
встал на колени, а подниматься не хочет.
Долго плакал, каялся,
просил простить его за черные мысли о самоубийстве.
Потом уверял: слышала меня Божья Матерь,
не могу объяснить как, но слышала...
Она действительно слышит.
Само словосочетание «Взыскание погибших»
на первый взгляд кажется непонятным.
Взыскивать – значит, искать,
оказывать кому-либо меру своего расположения –
гнев или милость.
Взыскивать – миссия Божья, миссия Пречистой Его Матери.
А погибшие – это мы.
Те, которые черным отчаянием травят в себе робкие ростки веры.
Те, которые греховными мыслями глушат едва затеплившуюся молитву,
те, которые отвернулись от Господа.
Иваны, не помнящие ни родства, ни Бога.
Наши радости не тянут наших рук,
сколько надо, пронесем с удовольствием.
А наши беды тяжелы до свинцовости.
Их бы бросить, оставить, переложить на того, кто сильнее,
а надо нести. И нет конца изнуряющей дороге.
Вот тут-то и подступает с привычными кознями
враг рода человеческого.
Нашептывает мысли, которые мы легко принимаем за свои.
А мысли те отчаянные.
Ничего хорошего не жди, впереди мрак, впереди беда на беде,
не выдержишь, так стоит ли...
Так легко можно избавиться от горемычной жизни,
вариантов не счесть:
шагнуть в черноту забалконного пространства,
найти прочный крюк в кладовке,
острым лезвием коснуться уставшей руки.
В минуты отчаяния забывается,
вышибается из головы самое главное:
самоубийство – великий грех.
Он велик так, что его разрушающая сила подкашивает судьбы тех,
кого считаем близкими
и ради которых нередко и идут люди на страшный шаг.
Не хочу мучить дорогого человека,
хочу облегчить ему жизнь своим уходом.
А получается: наш грех настолько разъедает душу близкого,
что жизнь его становится адом.
Очень часто этот великий грех открывает эстафету грехов поменьше:
пьянка, наркомания, прожигание жизни «назло», блуд.
Отцы Церкви говорят: страшна не смерть, страшен грех нераскаянный.
Потому что пока живем – имеем время покаяться.
У самоубийцы этого времени нет, он сам сделал свой выбор.
И еще: Господь устроил так, что живем мы ровно столько,
сколько Он нас благословит.
Ни дня, ни минуты еще никто на грешной земле не задержался
помимо воли Создателя.
Значит, это Его, и только Его дело: кому, сколько, когда...
А мы дерзко берем на себя Божьи функции распоряжаться тем,
чем не имеем никакой власти распоряжаться.
Мы погибшие.
Но, оказывается, даже погибших нас не отвергает от Себя Господь.
Через Свою Пречистую Матерь Он взыскует нас,
Он дает нам надежду, даже когда мы хулим Его,
даже когда отворачиваемся от Него,
даже когда в гневе бросаем Ему страшные слова:
не верю, не верю, лучше уж пропасть...
Название иконы «Взыскание погибших» пошло издревле.
Жил в Малой Азии преподобный Феофил,
смиренный инок Аданской церкви.
Был он экономом в архиерейском доме,
был честен, скромен, благодарен.
А «добрые люди» взяли и оклеветали его.
Изгнан был Феофил с позором, унижением.
Не выдержал. Возроптал на Бога.
Да не просто возроптал.
Сорвал с себя в гневе крест,
отрекся от Христа
и, Господи прости, заключил союз с дьяволом,
закрепив этот союз «рукописанием на хартии».
Вот какой великой беды наделал он от отчаяния.
Стало ему после этого легче? Хуже стало.
Понял Феофил весь ужас своего положения.
Мыслимое ли дело – самому врагу человеческого рода
засвидетельствовал росписью свою верность?
А когда опомнился, похолодело сердце, обуял ужас.
Затворился в храме подальше от людских глаз.
Спаси от вечной гибели!
Спаси от дьявольской власти!
Спаси и сохрани!
Сохрани и спаси!
Долго молился перед тем самым образом,
который впоследствии и будет назван
«Взыскание погибших».
Строго, даже сурово взирала на него Пречистая Дева.
А он не отступался, молился,
покаянными слезами омывал погрязшую в грехе душу.
Много прошло времени.
И вот явилась ему Богородица, светел был Ее лик.
Возвестила о прощении Феофила
и протянула подписанную им хартию.
«Его пример - другим наука...» – писал поэт.
В житии Феофила, в его покаянии поражает именно это.
Человек низко пал, он позволил себе самое страшное,
что только могло с человеком произойти:
отступился от Самого Бога!
А Богородица его, погибшего, взыскует!
Она прощает его, спасает его. Вместить это трудно.
Понять это почти невозможно. Но это так.
История оставила нам неопровержимые факты
покаяния инока Аданской церкви.
Промыслительно оставила.
Нет безвыходных положений.
Нет путей, ведущих в пропасть.
Даже на краю ее,
даже в самой пропасти нельзя отчаиваться и этим гневить Бога.
Надо надеяться на Него даже тогда,
когда уже по всем нашим земным меркам это бессмысленно.
Ведь даже дьявольская хартия –
это еще не конец.
Даже дьявольская хартия...
«Взыскание погибших» – икона, перед которой
особенно глубоко постигается Божья любовь.
Она последнее прибежище отчаявшихся.
Последним прибежищем стала она
и для отчаявшегося дворянина,
в доме которого находилась родовая святыня –
список с иконы " Взыскание погибших».
Дворянин разорился.
Вскоре скончалась жена, оставив трех дочерей-подростков.
Нужда брала за горло.
И отчаяние.
Уйти из жизни, уйти от позора и нищеты.
Последним усилием воли,
вопреки помраченному рассудку,
потащил он себя к фамильной иконе.
И – услышал вразумление.
И – устыдился мысли о страшном грехе.
И вот, потихонечку все стало налаживаться в дворянском доме:
и достаток вернулся,
и дочери-бесприданницы замуж вышли удачно.
Именно этот дворянин передал в храм
Рождества Христова в Палашах чудотворную икону.
Позднее храм разорили французы.
Икону выбросили в мусорную кучу.
Но потом православные люди собрали святыню по кусочкам,
до сих пор заметны на ней следы продольных трещин.
Долго, до 1935 года, дивный образ «Взыскание погибших»
находился в храме Воскресения Христова.
Но потом не французы – свои, русские,
храм решили уничтожить.
Надо было спасать святыню.
Надумали определить ее в храм Пимена Великого.
Пришел настоятель, хотел забрать икону, но унести не смог.
Отслужили молебен, приехали за иконой на подводе.
Положили ее на подводу, а лошадь стоит.
Так с места и не тронулась.
Тогда решили перенести икону в другой храм –
Воскресения Христова на Малой Бронной.
Пришел настоятель и легко забрал образ.
Но и этот храм попал под снос.
Икона отправилась в храм Вознесения Христова,
а уж когда и его закрыли –
в церковь Воскресения Словущего,
где до сих пор и находится.
Скольких людей утешила икона,
скольких отчаявшихся повергла на колени
в покаянных слезах о грехе.
Многие прихожане замечают: Богородица на иконе живая.
Ее лик меняет выражение:
то смотрит Она задумчиво и отрешенно,
то светло, то очень строго, а кому-то улыбается...
Сначала место для образа выбрали не совсем удачное:
темно, неудобно подходить.
Перенесли ближе к алтарю,
и вот ведь поистине чудотворная икона –
засияла она дивным светом.
А потом... потом угас этот свет.
Старые прихожане, которые помнят ту, сияющую икону,
в один голос утверждают – былого сияния на иконе нет,
лик Богородицы стал печален.
Почему? Что случилось с иконой?
А может быть, не с ней, а с нами случилось?
Ведь что оказывается,
уныние для нас сейчас не сиюминутная слабость,
а почти привычное состояние.
Нет стабильности, нигде и ни в чем нет.
Как тут не впасть в отчаяние,
как не испугаться перспектив далекого и близкого будущего?
Мы живем в постоянном страхе за себя, за детей, за работу,
за карьеру, за все, из чего смогли слепить жизнь.
И – привыкли. И совсем даже не считаем нашу жизнь греховной.
Несчастной – да. Неопределенной – да. Безрадостной – да.
Но греховной? Чем мы виноваты?
Вот тем и виноваты, что научились обходиться
без молитвы на устах,
без благословения Божьего,
без взыскующего взгляда Божьей матери с чудотворной иконы.
Сами по себе. Может так нам лучше?
Может, мы счастливы донельзя в этой самостоятельности
и сладкой свободе? Что-то нет вокруг счастливых, почти нет.
Это ли не вразумление?
Даже уже летя в черную пропасть, мы не просим: помоги.
Статистика самоубийств ужасает.
Дети, почти дети, еще не нажившиеся всласть и не уставшие,
казалось бы, от жизни, жизни боятся и от жизни бегут.
Может, это Божья кара на них за отступников-родителей,
не выкупивших собственным покаянием
росчерк пера на дьявольской хартии?
Ждет Пречистая Дева, взыскует.
А – пустота.
Звук свирели только там прозвучит, где есть свирель.
Нет свирели – нет веры.
Одна прихожанка подошла
к иконе «Взыскание погибших» помолиться.
Вгляделась в нее и ахнула: чернота. Сплошная чернота.
Испугалась, попросила другую женщину:
«Пойди посмотри, что-то я ничего не пойму».
Но и та увидела черноту.
Чудотворная икона «Взыскание погибших»
имеет силу предупреждать.
Так, например, перед началом афганской войны ночью,
без всяких видимых причин, она загорелась.
Предупреждала о грядущих испытаниях.
Один батюшка сказал тогда:
«Знамение это не только для нашего храма,
для всего мира знамение».
Огонь закоптил лик на иконе, ее отреставрировали.
Богородица опять готова всматриваться в наши глаза,
ища в них покаяния в грехах и устыжение.
И готова спасать, поднимать из бездны,
отводить от роковой черты всех,
кто в минуту отчаяния вдруг повернет к ней свою бедную голову.
Самоубийства совершаются в домах, где нет икон.
Там же в домах, где нет икон, живут самые отчаявшиеся,
почти погибшие люди.
Нет-нет, конечно же, завесив все углы в доме
большими и маленькими иконками,
не застраховать себя от напастей, трагедий, тяжких невзгод.
Но, когда подступит к сердцу комок и кажется:
все, нет и не может быть лучшей доли,
можно всегда отыскать глазами светлый лик Пречистой Матери
и с мольбой всмотреться в Ее глаза.
Поверьте: обязательно почувствуете всю неземную силу
неземной мудрости. И любви. И прощения.
Это может быть, конечно же, любая икона.
Но если это будет «Взыскание погибших», значит,
на счет чудотворного святого образа запишется
еще одно свершившееся чудо.
Свершившееся с нами.
А то, что свершается с нами, убеждает особенно.
Чужой опыт не убеждает, убеждает свой.
Пусть горький, но свой.
И лишь бы во спасение.
|