Валентин Kонстантинович Казерский
 православный христианин модератор
Тема: #26200
Сообщение: #736908 26.12.03 13:07
|
Рождество Христово.
Давным-давно, лет сорок тому назад один очень молодой поэт написал, решительно-злые и, как ему казалось, бесспорные слова:
Когда тот польский педагог,
В последний час не бросив сирот,
Шёл в ад с детьми и новый Ирод
Торжествовать злодейство мог,
Где был любимый вами бог?
Или, как думает Бердяев,
Он самых слабых негодяев
Слабей, заоблачный дымок?
Не стоило бы, может быть, сегодня и вспоминать их, если бы не повторялись эти слова на все лады и задолго до молодого поэта, и постоянно после того, как он в очередной раз предъявил счёт своему Богу. Богоборцы всех времён и народов упрекают Спасителя в том, что Он-де слаб, что Он – не видит, не слышит, не замечает горя и боли, страданий и скорбей. Так сбываются над ними слова Христовы: «слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите» (Мф.13.14). Потому что гордецы не мелочатся: они убеждены, что, если бы им представилась возможность, уж они бы сотворили мир без скорби, без слёз, без крови, а что до сих пор не удалось – так это от того, что всё недосуг.
Как им, бедным, помочь увидеть эти убогие ясли среди зимнего ненастья! Как открыть их слепые от рождения очи, чтобы они узрели дивный и тихий свет Вифлеемской Звезды, чтобы в уши их, оглохшие от суетливого шума дня, пролилась кроткая ночная песнь ангелов, доныне звучащая и над Полем пастушков в далёкой Палестине, и над всем скорбным и горестным миром Божиим?
«Где любимый вами Бог», – вопят они изо дня в день, уткнувшись в свои душные страсти, в свой пыльный скарб, в свою ослепляющую телесность, в смертность свою, которая застит им очи, которая глушит им души, – «Где любимый вами Бог»?
Господи! Да как же тебе увидеть Его, когда ты и глаз-то поднять от земли не хочешь, когда вся душа твоя, все помыслы твои, все надежды и упования твои – на земле, среди праха, среди того, что на Небо не возьмёшь, когда желания твои неразрывны с тем, о чём ещё апостол говорил: «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1.Кор.15.50). А потому и ты, бедняга, не можешь увидеть, не можешь уразуметь того, зачем это Всемогущий, Всесильный и Всеведущий стал слабым Младенцем, Который, конечно же, слабее «самых слабых негодяев»! Как тебе, уверенному в правоте силы и ничего не знающему о конечной победе слабости, как тебе понять, почему это Тот, Кто мог бы призвать Себе на помощь «двенадцать легионов Ангелов» (Мф.26.53), вместо этого покорно простёр руки Свои на Кресте?
Все взыскуют Бога. Одни – чтобы молить о милости, другие – чтобы предъявить счёт. Сейчас, в эту тихую и святую ночь, преклонив колени пред убогой пещерой, спросим и мы себя: чего ищем мы, чего ждём от Младенца Христа? Хотим ли мы немедленного и правого суда над негодяями, и сильными, и слабыми, – всякими? Сможем ли мы сейчас, вот в эту минуту, попросить Его покарать наших врагов, да что там – наших, врагов всего рода человеческого? Если сможем, тогда нам надо пойти дальше. Тогда нам, вслед за апостолом Петром, нужно будет встать поперёк пути Иисуса на Голгофу, встать, раскинуть руки и завопить: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою» (Мф.16.22)! Но тогда уж и нам, как и первоверховному апостолу, придётся услышать гневные и горькие слова Спасителя: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16.23).
Человеческое – думать, что Бог мстит и карает. Божье – принимать на Себя всю боль, всю скорбь, всю муку падшей человеческой природы только для того, чтобы разрушить узы смерти, связывающие не Бога, нет! Человека! Человеческое – прятаться в ужасе пред грядущими скорбями и призывать: «тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас» (Лк.23.30)! Божье плакать от жалости, глядя на предавший Его город: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Лк.13.34)!
Только слепой не увидит, только глухой не услышит, только бездушный не уразумеет, что, если Бог Всемогущий и Всесильный благоволил стать слабым Младенцем, так это для того только, чтобы быть с нами везде: в болезни и скорби, в тоске и одиночестве, среди убиваемых Вифлеемских младенцев и среди дрожащих от страха Варшавских подростков, которых их старый учитель сопровождает в газовую камеру, чтобы им было не так страшно, не так одиноко. Наш Бог был с ними! Наш Бог со всеми, кто плачет, наш Бог со всеми, кому больно и тяжело. Наш Бог стал Человеком, чтобы каждый человек не боялся смерти, потому что смерти больше нет. Этот Младенец, обретающийся ныне среди волов и овец, победил и уничтожил её!
«Разумейте, языцы, и покаряйтеся»! «Разумейте», уразумейте, наконец, что Бог, в Которого мы верим и на Которого надеемся – не Страх, не Ураган, не Каратель! Наш Бог – Любовь! Вместе с нами, вместе со всей Церковью, «покаряйтеся» Любви, Которая сегодня «нас ради, человек, и нашего ради спасения» воплотилась и возлегла в смиренных Вифлеемских яслях. Аминь.
http://www.hram.info/p218.htm
|