19.12.2003 Православный праздник Святителя Николая Чудотворца.
Святителе отче Николае моли Бога о нас.
Братия и сестры.
Гордость (гордыня) есть первый грех, через который в мире начало проявлять себя зло.
У меня есть предположение, что основным свойством гордости, через которое мы узнаем об его носители, является осуждение. Личность, осуждающая или судящая другого относительно себя, всегда превозносит себя по отношению к осуждаемому.
Не будь в мире осуждения, мир смог бы существовать в Божьих законах Любви к Богу и ближнему сколь угодно долго по Божьему Промыслу о мире, и страдание не имело бы такой формы безысходности.
Прошу вас, поразмышлять на тему каким образом проявляет себя гордость и является ли осуждение, суд, основным ее признаком, указующим на присутствие таковой у ее носителя.
С Праздником!
Святителе отче Николае моли Бога о нас.
Да, осуждение - это грех.
Но вместе с тем важно и не попустительствовать своим молчанием греху наших младших ближних. А научение может подойти очень близко к осуждению.
>Гордость есть первый грех
Скорее всего первым грехом было неведение (изображаемое в библии через неведение Евы) - которое проявляется в тупости, мутности, туманности ума, ленности разума, рассудка и тела...
А Гордость это высший грех. В том смысле, что до нее, истинной божественной гордости еще надо попотеть - дорасти, сотворить что-то ценимое многими, что-бы этим можно было по праву гордиться...
Носители настоящей божественной гордости никого не осуждают. Им просто лень снисходить до этого с небес блаженства и славы.
>Самым тонким признаком гордости
является имя - (копирайт). Чем длинее и заворотистее имя (должность, звание) - тем больше гордость и меньше скромности.
Осуждение же берется из тайной зависти.
Тот кто судит - завидует в душе тому кого судит.
Осуждающим людям не хватает умиротворенности - спокойствия в имеющемся у них достатке.
>Да, осуждение - это грех. Но вместе с тем важно и не попустительствовать своим молчанием греху наших младших ближних. А научение может подойти очень близко к осуждению.
Обличить грех можно, но осуждать его носителя мы имеем ли право? Необходимо быть внимательным к себе, коль беремся обличать, и эту грань перехода на личность надо чувствовать всегда, как бы нас не искушал лукавый ее перейти.
Сергей П.Р. православный христианин нет доступа на форум
Тема: #26173
Сообщение: #730901 19.12.03 14:03
Ответ автору темы | Андрей - Рыбак православный христианин
Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожин. Невежество. Смерть души.
Еп.Игнатий (Брянчанинов), "Аскетические опыты", "Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями. - Гордость".
Не является ли любое оценивание человека проявлением гордости? Говоря, например, "ах, имярек такой духовный" я ставлю себя в положении судии.
По поводу обличения чужих грехов. Мне думается, что мы имеем право (и даже обязаны) на это только по отношению к ближним, которых Бог дал нам для попечения о них. Родители - ответственны за своих детей, пастыри - за пасомых, начальники - за подчиненных. Причем каждый - лишь в какой-то ограниченной области допустимого влияния.
>начало проявления зла
это истовое желание существовать любой ценой и в любых условиях.
В Адах уже нет ничего кроме боли, но истовое желание жить воскрешает грешников снова и снова из мертвых на новые мучения. Почему?
Потому что:
Я есмь! - Эго. Вот корень зла!
Осуждение, - да, безусловно, оно есть плод гордости.
А так же упрямство и желание спорить, обличать, доказывать свою правоту.
Вообще-то здесь целый букет: и уныние, и обидчивость, и гнев....
"Когда придет тебе помышление гордости или превозношения,-ты исследуй совесть свою:сохраняешь ли все Божественные заповеди?любишь ли врагов твоих?радуешься ли, когда возвышается и прославляется человек,действующий против тебя?огорчает ли тебя унижение его?признаешь ли себя рабом неключимым?признаешь ли себя грешнейшим всех грешников?Если же в противоположность этому,ты находишься в таком настроении,что готов всех учить и исправлять, то знай, что это настроение духа разрушает все твои добродетели"(Авва Исаия)
Осуждал ли Господь подвижников,допускавших в своей жизни осуждение ближних?
"Однажды авва Исаак Фиваидский пришел в общежитие.Увидев там брата,впадшего в грех,прогневался на него и повелел изгнать.После этого, когда Исаак возвращался в келлию свою,пришел Ангел Господень и , встав перед дверьми келлии и сказал: я не допущу тебе войти в келлию твою.Исаак начал просить Ангела,чтоб объявил ему вину его.Ангел отвечал:Бог послал меня,сказав:поди и спроси у Исаака,куда повелел он поместить согрешившего брата,которого он осудил?Исаак немедленно принес покаяние,сказав:Господи! я согрешил, прости меня.Ангел сказал ему :встань.Бог простил тебя.Но впредь не поступай так: не осуждай кого-либо прежде,нежели Господь осудит его.Восхитили человеки суд и не предоставляют его Мне, говорит Господь."
"Ключ к Отечнику св.Игнатия (Брянчанинова)",
составленный митр.Иоанном (Снычевым)
Не будь в мире осуждения, мир смог бы существовать в Божьих законах Любви к Богу и ближнему сколь угодно долго по Божьему Промыслу о мире, и страдание не имело бы такой формы безысходности.
Если "сколь угодно долго" (вечно что ли?), то как быть со словами Господа Иисуса Христа о Его Славном Пришествии и Воскресении мертвых? С Символом Веры в этой части?
Действительно, как уже писали, "Аз Есмь" есть начало гордости. Отсюда и вывод "я - цель, а все и всё остальное - средство для меня". Ну а путей для реализации.... смотря чего добивается возгордившийся. Например, непременно выразить своё мнение на Форуме ;-)
Михаил А. православный христианин нет доступа на форум
Тема: #26173
Сообщение: #731350 19.12.03 21:01
Ответ автору темы | Андрей - Рыбак православный христианин
Вообще, святые отцы говорят, что гордость противоположна любви, то есть в основе гордыни лежит нелюбовь. Осуждение - одно из проявлений гордыни, но не сама гордость. Осуждение мы еще можем в себе заметить, а вот гордыню подчас сложнее заметить. Еще гордыня очень близко стоит к тщеславию, а уж эту змею бывает очень трудно заметить.
>Осуждение, - да, безусловно, оно есть плод гордости.
А так же упрямство и желание спорить, обличать, доказывать свою правоту.
Вообще-то здесь целый букет: и уныние, и обидчивость, и гнев....
Илья, Здравствуй.
Я согласен, что гордость распадается на букет прочих грехов, а проявляют они себя через грех ОСУЖДЕНИЯ. Согласен, что обидеться ты можешь на кого-то, но прежде его надо осудить, разгневаться можешь на кого-то, но прежде его также надо осудить, впасть в уныние сможешь тоже только после того, как осудишь всех и вся вокруг, а споры, обличения и доказательства своей правоты начинаются, тем более, по отношению к кому-то прежде уже осужденному, т.к. мы не согласны с лично его мнением. Упрямимся мы тоже только кому-то, ибо чему-то упрямиться просто глупо, а на кого направлено наше упрямсятво? Правильно, опять же на того, кого мы уже осудили.
Вывод прост, осуждение первичное действие, через которое себя выказывает гордость, далее рапускающаяся целым букетом сопутствующих грехов.
>Вообще, святые отцы говорят, что гордость противоположна любви, то есть в основе гордыни лежит нелюбовь. Осуждение - одно из проявлений гордыни, но не сама гордость. Осуждение мы еще можем в себе заметить, а вот гордыню подчас сложнее заметить. Еще гордыня очень близко стоит к тщеславию, а уж эту змею бывает очень трудно заметить.
Здравствуй, Михаил.
Хорошо говорят святые отцы. Любовь совместима со смирением, а с гордостью, увы, никак.
Гордыня и гордость это разное?
Гордыня похожа на возношение, так? Когда человек себя уже поставил на пьедестал и даже уже просто не желает думать кого-то в чем-то осуждать, т.к он его, как-бы, просто не замечает вовсе, так, "мелочь пузатая" под ногами крутится, жить мешает. Гордыня это крайняя степень гордости, если можно так сказать, когда осуждены все и вся от начала, и речи даже нет о том, чтобы кого-то там мелкого и серого еще и осуждать, его просто не существует для такового. Тщеславие тоже следствие возгордившегося.
Ненавидеть грех, но любить грешника, поддавшегося искушению, это по-моему одно из самых сложных испытаний для христианина, сравнимое с заповедью "Любите врагов ваших", для этого надо обладать по-истине огромной силой духа, которая дана немногим, и не все способны следовать этому пути... Этот форум может служить примером - очень часто в сообщениях, присылаемых христианами, к сожалению много неприкрытой агрессии, желания морально подавить "идеологического противника". Впрочем - вот и я только что выступил в роли осуждающего, и я не в силах идти по пути смирения и всепрощения.
Андрей, сам не люблю когда приводят без коментариев писания, но здесь добавить нечего...
Из Павла, Галатам...
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
ибо плоть желает противного духу, а дух -- противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Гал. 5 (15-26) - 6 (1,2)
Михаил А. православный христианин нет доступа на форум
Гордыня похожа на возношение, так? Когда человек себя уже поставил на пьедестал и даже уже просто не желает думать кого-то в чем-то осуждать, т.к он его, как-бы, просто не замечает вовсе, так, "мелочь пузатая" под ногами крутится, жить мешает. Гордыня это крайняя степень гордости, если можно так сказать, когда осуждены все и вся от начала, и речи даже нет о том, чтобы кого-то там мелкого и серого еще и осуждать, его просто не существует для такового. Тщеславие тоже следствие возгордившегося.
Увы, но гордыня проявляется не только в этом: она ярче всего характеризуется непослушанием в тех случаях, когда человек призван к послушанию(исполнение заповедей Бога, почитание родителей и старших, добросовестное исполнение своих обязанностей и т.д. и т.п.). А вообще, святые отцы от опыта и от внушения Духа все говорили, в том числе и рассуждение о страстях и пороках, поэтому мне тоже трудно ясно сформулировать четкое определение и гордости и гордыни.
Очень хорошо и доступно обо всем этом есть в Лествице прп. Иоанна.
Михаил А. православный христианин нет доступа на форум
А так же упрямство и желание спорить, обличать, доказывать свою правоту.
Вообще-то здесь целый букет: и уныние, и обидчивость, и гнев....
Все так.
Я согласен, что гордость распадается на букет прочих грехов, а проявляют они себя через грех ОСУЖДЕНИЯ. Согласен, что обидеться ты можешь на кого-то, но прежде его надо осудить, разгневаться можешь на кого-то, но прежде его также надо осудить, впасть в уныние сможешь тоже только после того, как осудишь всех и вся вокруг, а споры, обличения и доказательства своей правоты начинаются, тем более, по отношению к кому-то прежде уже осужденному, т.к. мы не согласны с лично его мнением. Упрямимся мы тоже только кому-то, ибо чему-то упрямиться просто глупо, а на кого направлено наше упрямсятво? Правильно, опять же на того, кого мы уже осудили.
За себя скажу так, если я впадаю во что-либо из перечисленного, то совсем не обязательно этому сопутствует осуждение конкретно у меня, по себе сужу. Осуждение чувствую тоже, если осуждаю (правда не всегда его чувствую!). Но у меня осуждение не часто сопутствует другим грехам. Зато бывает и такой феномен: осуждаю уже ПОСЛЕ того, как совершил какой-либо из перечисленных Вами проступков, но опять же не всегда и так бывает.
Иное дело - ЧТО осуждение. Просто "плохо о ком-то сказать", в попытке РАЗОБРАТЬСЯ, или приём преслолвутого "ИГНОРИРОВАНИЯ", когда что-то крикнув, "тявкув", "гавкнув", тут же ВООБЩЕ ЗАКРЫВАЮТ ДВЕРИ ОБЩЕНИЯ (отправляя при жизни - "за гроб"!), да ещё если этот "последний выкрик" в себе содержал КЛЕВЕТУ! "Игнорация+Клевета" даёт УБОЙНУЮ смесь, в том смысле что после этого часто и ЖИТЬ НЕВОЗМОЖНО, т.е., это ещё и УБИЙСТВО! (А "просто плохо сказавший" о ком-то ведь может потом и исправиться; а может быть конструктивная критика приведёт к исправлению и самого того человека - при условии, если, естественно, БУДЕТ ОБЩЕНИЕ; какое же то "осуждение"?!..). О-суждение - о-КОНЧАТЕЛЬНОЕ суждение, которое обжалованию не подлежит! Да; делают то ИЗ ГОРДЫНИ. Гордыне ведь ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО провести о-ПРЕДЕЛённую пере-ГОРоДку, и делают то всеми правдами и не правдами! (как угодно фабрикуют действительность, лишь бы "сфабриковать"); осуждение - Её ИНСТРУМЕНТ!
Противоположность гордости есть смирение, а согласно преподобный Иустину Поповичу “смирение – есть ФИЗИЧЕСКИЙ закон бытия’
Именно физический. Ибо пока кто не смирен во фразе апостола Павла, обращенной к собравшимся в афинском Ареопаге, “Создатель ВСЕГО дал ВСЕМУ дыхание и жизнь и все” (ср. Деян. 17, 25), он исключает из этого “ВСЕМУ”, объемлющему всю полноту Наполняющего все во всем (Еф. 1,30) такие вещества, как золото, серебро, камень, т.е. не смиренный вымышляет некий образ о материи (Деян. 17.29) мира Создателя ВСЕГО, дающего ВСЕМУ дыхание и жизнь и все, и этим осуждает Создателя, как якобы создавшего мир, где есть не дышащее, не живое и не обладающее неким “всем” (cр. Деян. 17, 25), т.е осуждает Создателя, как якобы создавшим мир не совершенным, ибо совершенство там, где все, что ни есть, разумно и живет (см. Дионисий Ареопагит)
И корень всякого душевного греха, по мысли Афанасия Великого, состоит ни в чем ином, как в отказе помышлять совершеннейшее.
Ибо тот, по мысли Афанасия Великого, кто вместо созерцания Создателя во всем его создании во всей его полноте Наполняющего все во всем (Еф.1,23), а значит от созерцания всего окрест себя дышащим, живым и наделенным всем, потребным для вечной жизни ВСЕГО, а чрез это и его самого, отделил себя от животворящей полноты Наполняющего все во всем и посчитав материю мира Создателя не дышащей, не живой и не имеющей в себе все благопотребное для жизни, и сам стал дышать не Духом Создателя (ср. Иов. 27.3), Наполняющим полноту ВСЕГО во ВСЕМ, а неким не дышащим и не живым кислородом, что привело его к тому, что он стал “человеком греха”, ибо превознесся выше всего, называемого Богом или святынею и сел в Храме Божиим (мире Создателя) как некий бог, выдавая себя за некоего бога (2 Фес. 2,3:4), уже хотя одним тем, что слово “тварь” в устах его стало произносится с неким пренебрежением так, будто при Ное ему одному, а не всякой плоти земной и любой душе живой во плоти любой был поставлен Завет Создателем ВСЕГО, да однажды вспомнит Завет Свой и пошлет Отрока Своего Иисуса и Слово станет материей мира Его (или по старинному плотью), да видит “человек греха” и золото и серебро и камень и хлеб и соль и питие любое и все окрест себя животворящим телом Иисуса и перестанет жить самим собой, душа себя Законом Моисея, которым не оправдывается он, ведь сказано по-русски НЕ УБИЙ, а значит и не мысли, что в мире что-то неживое есть сейчас и здесь всегда и всюду. И старцы говорят с Афона: “и стол Христос, и потолок и пол и стены и все, что между ними и вне их есть все одно живое тело Иисуса, животворящее любого, кто вспомнит, что “Бог смерти не творил (а значит, не творил и неживого) и все в мире спасительно (животворяще и обожающе) и нет пагубного яда (нет ничего неживого), а значит нет и ада на земле’ (Прем. 1,13,14)
Кто призван Богом быть по благодати, тот помнит обо одном: Создатель рода Своего (Деян. 17,28) не жаждет мыслить никого и ничего не дышащим и не живым и не имеющим в себе всю полноту Божества телесно (Прем. 1, 13; Кол. 2,9).
Благодарю Николая Угодника Христова, Чудотворца, что дал мне слово это рассказать Андрею, да зла не помнит и не мыслит ни о чем, что создал наш Создатель животворящим все окрест него. Аминь.
Премудрость Христова создала Себе Храм. живой, животворящий и нетленный...
А Вот примеры проявления гордости вне греха осуждения:
1) Прелестное состояние: "Живу свято, никого не осуждаю, всех люблю, делаю только
добро, говорю только правду, целыми днями молюсь, и очень люблю Бога. Ко мне
являются ангелы и Бог даёт мне откровения..."
2) Безбожие и атеизм. "Бога нет, это выдумки слабаков"
Не будь в мире осуждения, мир смог бы существовать в Божьих законах Любви к Богу и ближнему сколь угодно долго по Божьему Промыслу о мире, и страдание не имело бы такой формы безысходности.
И так можно сказать, благоверный Андрей! Ибо только любовь, по Слову, не превозносится, не ищет своего... Потому спасение наше и погибель наша - в ближнем, в отношении нашем к нему. А кто наш ближний?! да всякий, с кем довелось встретиться, хотя бы и на форуме на твоем. Любовь "не точию более нашей молитвы", - старцы Божии учат, - но и выше всех жертвоприношений. Любовь покрывает всё. Исполненный любви исполняет весь закон.
За тему спасибо. Благослови тебя Господь!
Валентин
Уважаемый Андрей, второй день думаю над вашей темой. И не могу найти в своем личном опыте, ничего, в чем бы моя гордость себя не проявляла. Просто минное поле какое-то, куда ни кинь - она всюду... Господи, спаси и помилуй.
>Уважаемый Андрей, второй день думаю над вашей темой. И не могу найти в своем личном опыте, ничего, в чем бы моя гордость себя не проявляла. Просто минное поле какое-то, куда ни кинь - она всюду...
А это потому-что гордость голова всех грехов. Будь Вы или кто другой смиренными, то и уподобились бы любви.
Попробуйте понаблюдать над тем, как часто грех связан с осуждением. Ведь грех он имеет место быть только тогда, когда он направлен на кого-то, на Бога, себя (очень надо подумать) или ближнего. Голова всякого греха начинается в осуждении другого, когда мы его мерим по своей мерке, а он не похож на нас, и уж здесь то мы точно знаем, что мы то самые лучшие. =)
Или, вдруг, начинаем Бога осуждать, мол почему не так все устроено, как бы должно было. Мы же видим, что вокруг одни беззакония, а Бог все молчит и молчит, ведь, даже, до подобных рассуждений многие доходят, и этот форум тому пример.
Или, вдруг, себя на чем свет стоит поносить начинаешь, что тоже ведь осуждение, т.к. ты осуждаешь образ Божий, заложенный в тебе Богом от начала.
Вот так и крутимся, от осуждения до осуждения, а всему виной, конечно же, наша самость, наше я, наша гордыня.
Гордость - первопричина, смирение, между тем, высшая из ступенек. То есть, не отсечешь первопричины сразу, прыгнув на верхушку лестницы. Тогда как несмиренному блюсти себя - хорошо, не от гордости, но от осуждения?
>Гордость - первопричина, смирение, между тем, высшая из ступенек.
Смирение позволяет Богу поселиться в нас, а гордость селит в нас беса. Мало по малу надо очищать свой "сосуд" от "нечистот", чтобы через нас миру воссиял истинный свет. Это, вроде бы, понятно. Но, что же получается в реальной жизни? Человек удобопреклонен ко греху, т.к. его природа уже испорчена, а он не знает, где можно черпать ту энергию, которая смогла бы эту природу изменить, обожить. Ведь посмотрите на мир, он отвергнул источник чистейшей Божественной энергии в угоду суррогатов оной. И после всего этого всех и вся вокруг судит и пересуживает, ища, кто - справедливого воздаяния, кто - праведного суда, кто еще чего, и не понимая даже, что каким судом судят, тем и осуждают себя же.
>То есть, не отсечешь первопричины сразу, прыгнув на верхушку лестницы. Тогда как несмиренному блюсти себя - хорошо, не от гордости, но от осуждения?
Во временном мире ничего не бывает без последствий и инерции, за все придется расплатиться, как бы кто не верил в "Дедов Морозов" с волшебными палочками. Закон сохранения он и в Африке закон. =)
Насчет хорошо ли блюсти себя несмиренному от осуждения, а кто смирен то? Всякий так или иначи судит и пересуживает, правда алкоголик, с кучей сложнейших зависимостей, м.б. уже к миру и относится, как к чему-то его не касающемуся, хотя это отдельная и тонкая тема.
Абсолютно согласна с тем, что вы говорите об осуждении как о деле гордости. Вопрос остается: как именно, какими повседневными способами несмиренному человеку соблюсти себя от осуждения? Только что выводила собаку на прогулку. У почтовых ящиков весь пол усыпан рекламными листовками. Люди вынимают их и выбрасывают. Прежде чем я сделала шаг вниз, уже выскочили мысли: "Ходят тут со своей ерундой", "и ведь открывают же им!", "а потом мусорят!"
Простенькое такое повседневное падение, которых за день миллион. Вот на него - какая управа?
Ну если подходить к этому философски то люди утверждающие :
1) Прелестное состояние: "Живу свято, никого не осуждаю, всех люблю, делаю только
добро, говорю только правду, целыми днями молюсь, и очень люблю Бога. Ко мне
являются ангелы и Бог даёт мне откровения..."
2) Безбожие и атеизм. "Бога нет, это выдумки слабаков"
сами себя и осуждают на смерть.
А вообще насколько мы "заражены заразой" под названием гордость узнаем на страшном суде.
Личного опыта борьбы "сам против себя" у меня нет. Но единственное хочу сказать, покаместь не свалишся с высоты не узнаешь на сколько ты высококо забрался (о гордости). А спихнуть может только Господь, а он и спихивает и доходит это в зависимости как сильно ты упадешь и каким местом (о смирении). Вот как упадешь (беда или горе) начинаешь смиряться.
Поэтому я думаю конкретного одного рецепта для всех нет, а к каждому человеку у Бога свой подход.
Насколько мы "заражены заразой" под названием гордость узнаем на страшном суде.
Личного опыта борьбы "сам против себя" у меня нет. Но единственное хочу сказать, покаместь не свалишся с высоты не узнаешь на сколько ты высококо забрался (о гордости). А спихнуть может только Господь Бог, а он и спихивает и доходит это в зависимости как сильно ты упадешь и каким местом (о смирении). Вот как упадешь (беда или горе) начинаешь смиряться.
Поэтому я думаю конкретного одного рецепта для всех нет, а к каждому человеку у Бога свой подход.
>Но единственное хочу сказать, покаместь не свалишся с высоты не узнаешь на сколько ты высококо забрался (о гордости). А спихнуть может только Господь Бог, а он и спихивает и доходит это в зависимости как сильно ты упадешь и каким местом (о смирении). Вот как упадешь (беда или горе) начинаешь смиряться.
Согласен, что о гордости скорее узнаешь, только тогда, когда упадешь, но совершенно не согласен, что Бог тебя спихнет, не Божее это дело.
Человек сам лезет на гору "самоутверждения", по своей воле и упадет, как и положено, ибо закон "земного притяжения" прекрасно работает и в духовной плоскости. Так, что Бог здесь влияет на человека только косьвенно, через установление этих духовных законов (как в нашем разбираемом случае), которые действуют от начала, а мы должны о них знать, и их не преступать, если не хотим свернуть себе шею.
>Вопрос остается: как именно, какими повседневными способами несмиренному человеку соблюсти себя от осуждения?
Всеми возможными способами пытаться не осуждать, как бы эта зараза не укоренилась в нас. Просить Бога помогать преодалеть эту зависимость, т.к. самому человеку трудно отойти от нее без помощи Божией. Смирять себя во всем и ставить свое достоинство ниже всякой твари, так советовали святые отцы, которые всю свою жизнь этому и посвещали.
Гордость - это закономерная радость по поводу правильно и успешно сделанного дела, позитивная оценка собственных деяний, или деяний других людей. Ничего плохого в гордости нет. Я думаю, что гордость часто путают с гордыней и заносчивостью. Гордость имеет под собой все основания, эта награда. Гордыня - это беспочвенное превознесение собственных (порою мнимых) заслуг.
>Гордость - это закономерная радость по поводу правильно и успешно сделанного дела
Очень любопытно наблюдать, как одно понятие - радость подменили другим - гордость. =(
Я бы сказал, что радость это радость, и к гордости отношение вряд ли имеет. Если бы Вы были верующим, то тогда бы сказал, что добрые дела делает Бог нашими руками, и гордиться при этом собой, как-то неловка, что-ли.
Хотя порадоваться, а не погордиться, за ближнего всегда надо.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского". М. 1996. с.220-221
Признаки гордости
"Знаки" гордости сии суть: 1) высшим не покаряется; 2) равным и нижним не уступает; 3) гордость велеречива, высокоречива и многоречива; 4) славы, чести и похвалы всяким образом ищет; 5) высоко себе и дела свои превозносит; 6) других презирает и уничижает; 7) ищет себя показать; 8) бесстыдно себе хвалит; 9) какое добро имеет, себе приписует, а не Богу; 10) хвалится и тем добром, котораго не имеет; 11) недостатки и пороки свои весьма тщится сокрывать; 12) в презрении и уничтожении быть не терпит; 13) увещания, обличения, совета не приемлет; 14) в дела чужия самовольно мешается; 15) сана или чести лишившись, и в прочем несчастии ропщет, негодует, а часто и хулит; 16) следовательно, гордость гневлива; 17) гордость завистлива, не хощет бо, чтобы кто равен ей и выше ея был, равную или большую честь имел, но чтобы она всех во всем превышала; 18) гордость нелюбительна, ненавистлива. - Самолюбие же корень всех зол. - И так ГОРДОСТЬ есть начало и корень всякаго греха (2:172)
Гордость - это закономерная радость по поводу правильно и успешно сделанного дела, позитивная оценка собственных деяний, или деяний других людей. Ничего плохого в гордости нет. Я думаю, что гордость часто путают с гордыней и заносчивостью. Гордость имеет под собой все основания, эта награда. Гордыня - это беспочвенное превознесение собственных (порою мнимых) заслуг.
///
У советских - собственная гордость -
На буржуев смотрим свысока!
ВВМ
>Ненавидеть грех, но любить грешника, поддавшегося искушению, это по-моему одно из самых сложных испытаний для христианина, сравнимое с заповедью "Любите врагов ваших",
Это проверка на наше христианство, коль мы взяли на себя этот крест. Кто не знает об этом, но стремится в жизни стоять в этом законе более близок ко Христу, чем тот, кто об этом знает, но из-за гордости своея не может преодалеть искушения осудить всякого иноверца. Надо не осудить, а найти возможность показать истину.
>Этот форум может служить примером - очень часто в сообщениях, присылаемых христианами, к сожалению много неприкрытой агрессии, желания морально подавить "идеологического противника". Впрочем - вот и я только что выступил в роли осуждающего, и я не в силах идти по пути смирения и всепрощения.
В данном случае Вы не осудили кого-то лично, во всяком случае я этого не вижу в Вашем послании, т.е. данное высказывание обезличено, оно отражает существующее положение, которое действительно таково на форуме, да и в жизни в целом. Именно так и надо обличать, но не уклоняться на конкретного носителя греха. Говоря о проблеме, можно не осуждая какую-либо личность, найти конструктивное решение и придти к изменению существующего положения.
Спаси Вас Христос, брат Андрей. Я так рад, что слова святых отцов, особенно четко зазвучавшие в наши времена, начинают раскрывать нам самую суть Христианства во всей её детской простоте и Божественной полноте..
***У меня есть предположение, что основным свойством гордости, через которое мы узнаем об его носители, является осуждение.***
Святые отцы подходили к этому вопросу существенно иначе. Они выделяли 8 душевных страстей или греховных помыслов:
1. Гнев
2. Осуждение (злословие) - злорадство - жестокость
3. Уныние и ленность
4. Печаль
5. Тщеславие
6. Дерзость
7. Ложь
8. Гордость
Св. Григорий Богослов же выделял лишь 7, относя гордость к тщеславию. Ибо победивший тщеславие не может гордиться. Гордость и осуждение противоположны друг другу. Гордость направлена на себя, свои дела. Осуждение направлено на других, на чужие дела. Некоторые, например, гордятся тем, что никого не осуждают.
Св. Иоанн Лествичник говорил: "Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы." (Слово 23,1)
"Начало гордости - корень тщеславия; средина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть к обличениям; а конец - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав." (Слово 23,2, выделения мои)
(Обратите внимание: "уничижение ближнего", а не "осуждение".)
А вот, что пишет про осуждение еп. Варнава (Беляев):
"Осуждение, злословие - великий грех, но всё же человеческий. В отношении ближнего мы ведём себя дурно, не можем не видеть зла в нём, сердцем источаем сукровицу пямятозлобия, но всё-таки на этом и останавливаемся, самого зла ему не желаем, наоборот, даже и осудительные разговоры имеют личину добра и затеваются как бы ради пользы ближнего. Но злорадство является уже делом демонским. Только бесы могут радоваться падению и гибели человека." ("Искусство святости", т.2)
P.S. Посмотрите, Андрей, на злорадные реплики, которые появляются на каждое Ваше отключение очередного "юридиста" от форума, и подумайте, кому Вы помогаете. Не пора ли извиниться перед Пановым, Мавродиевым и другими?
Главное очень избирательно настроить слух.:( Гордость - вообще "хранилище грехов". Но нигде я не встречал, что "основным свойством гордости, через которое мы узнаем об его носителе(!), является осуждение". А вот совершенно негордых людей, которые при этом осуждали всё и вся, я встречал неоднократно. А ещё встречал людей, которые никого не осуждают, потому, что не видят достойных осуждения или хотя бы внимания.
>Но нигде я не встречал, что "основным свойством гордости, через которое мы узнаем об его носителе(!), является осуждение". А вот совершенно негордых людей, которые при этом осуждали всё и вся, я встречал неоднократно. А ещё встречал людей, которые никого не осуждают, потому, что не видят достойных осуждения или хотя бы внимания.
Остается только посоветовать Вам присмотреться повнимательней в заданных направлениях и попытаться понять почему "гордость матерь осуждения".
Здесь в теме я уже размышлял над тем, что гордость распадается на букет грехов, но основной признак гордости, теперь могу добавить - всегда, который есть ее внешнее проявление, осуждение личности. Это очень тонкое утверждение, попробуйте разобраться. Я же не против обсуждения.
Прочтите сначала ответы в этой теме, и, если останутся вопросы, готов спокойно обсудить их по мере возникновения оных.
***Здесь в теме я уже размышлял над тем, что гордость распадается на букет грехов, но основной признак гордости, теперь могу добавить - всегда, который есть ее внешнее проявление, осуждение личности. Это очень тонкое утверждение, попробуйте разобраться.***
А чего тут разбираться? Какой отличительный признак расцвета гордыни по св.Иоанну Лествечнику? Читаем: "средина (гордыни) - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть к обличениям".
Т.е. человек, впавший в гордыню, должен навешивать на оппонентов ярлыки (напр., "иудо-католик"), гнать на кухню, проповедывать какое-нибудь "новое" учение, теорию или озарение, восхвалять свою праведность. Ну, и самое главное должен ненавидеть обличения, должен гнать обличителей, и говорить о недопустимости осуждения и суда. Кого-то мне это напомнило.:((((
Гордость (гордыня) есть первый грех, через который в мире начало проявлять себя зло.
У меня есть предположение, что основным свойством гордости, через которое мы узнаем об его носители, является осуждение. Личность, осуждающая или судящая другого относительно себя, всегда превозносит себя по отношению к осуждаемому.
///
Гамлет
Стихи Б.Пастернака
Гул затих, я вышел на подмостки, Am Am+5 Ddim Am
Прислонясь к дверному косяку. G F E7sus E7
Я ловлю в далеком отголоске, Dm Dm/H Ddim Am
Что случится на моем веку. G F E Am
Я ловлю в далеком отголоске, Dm Dm/H Ddim Am
Что случится на моем веку. G F E Am
На меня наставлен сумрак ночи Am Am+5 Ddim Am
Тысячью биноклей на оси. G F E7sus E7
Если только можно, Авва Отче, Dm Dm/H Ddim Am
Чашу эту мимо пронеси! G F E Am
Я люблю твой замысел упрямый Hm Hm+5 Edim Hm
И играть согласен эту роль, A G F#7sus F#7
Но сейчас идет другая драма, Em Em/C# Edim Hm
И на этот раз меня уволь. A G F# Hm
Но продуман распорядок действий, Hm Hm+5 Edim Hm
И неотвратим конец пути. A G F#7sus F#7
Я один - все тонет в фарисействе! Em Em/C# Edim Hm
Жизнь прожить - не поле перейти! A G F# Hm
===============
Вот эта Ваша тема, Андрей, если Вы сами к себе ее обратите, последняя надежда Форума.
Задумайтесь почему у Бога Любовь и злобное лукавство вместе не уживаются. Как только разберетесь, то и поймете, почему правила форума согласуются с Божиим Законом Любви и здесь также не приветствуется злобное лукавство.
Мы стремимся показать лукавству его место, которое вне этого форума.
Клеопатра К. православный христианин нет доступа на форум
Тема: #26173
Сообщение: #839578 14.04.04 17:57
Ответ автору темы | Андрей - Рыбак православный христианин
"Личность, осуждающая или судящая другого относительно себя, всегда превозносит себя по отношению к осуждаемому."
ИМХО, не всегда. Иногда просто ставишь себя на место другого человека, потому что не можешь понять мотивацию его поступков. Кстати, это очень выдает человека.
У меня был случай- моя родственница в одной ситуации обвинила меня в корысти. Я удивилась и обиделась, потому что о корысти в той ситуации даже не думала. Но потом поняла, что она примерила мою ситуацию на себя и уж она бы в этом случае не упустила бы корыстных мотивов, в чем меня и заподозрила. А я на самом деле имела несколько иные мотивы....
Поэтому думаю, что человек не всегда себя превозности, а просто сравнивает, пытается понять. Вы вот общаетесь с приютскими детьми как я поняла, Вы же наверное вспоминаете при общение свое детство, сравниваете их поступки с Вашими и не для того, чтобы осудить, а чтобы понять?!
Простите, что вмешиваюсь в разговор православных, но уж очень тема хорошая :)
Мне кажется, что гордость - это когда человек получает удовольствие от своего превосходства, действительного или мнимого, над другими. Поэтому гордость не всегда связана с осуждением других, она может выражаться в приятном чувстве "Я лучше, чем он".
Вера у человека одна, а вот религий много. Скажем так, кого то потянуло в какую то религию - это дело его, а прозелитизм дело трудное и опасное, много на себя тот человек берет, а если берет то ответ держать должен перед Богом, если своим обращением - Веру у человека погубил. И так же свою религию очернил своими действиями настырными, а путного не добился( 1 пришел, а 10 ушло). Насчет сверхъестественного - есть оно, только не каждый каждому об этом скажет, мудрый смолчит, что бы неискушать других мудрых.
30 марта 2023 в 04:44
— Андрей Бузик
преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев)
Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других, – погубляет и то, что имел.
О помощи Божией
Всякому хотящему спастись надо всем сердцем ... читать далее »
29 марта 2023 в 16:08
— Андрей Бузик
17 марта по старому стилю / 30 марта по новому стилю
четверг
Седмица 5-я Великого поста. Глас 8.
Великий пост.
Пища с растительным маслом
Четверток Великого канона. Прп. Алексия, человека Божия ... читать далее »
28 марта 2023 в 11:38
— Владимир Лучит
***
Жить уж отчасти можно в будущем,
над обликом желаемым его
только раздумывая чаще,
как живописец или зодчий –
над величественным замыслом своим,
во дне хотя б и настоящем.
***
Тот, кто привык ... читать далее »
27 марта 2023 в 20:07
— Новер
Этимология слова Бог в русском языке
слово Бог
На Руси в допетровские времена, точнее до начала Романовской династии слово Бог по отношении к Творцу не употреблялось. Было православие древней Веры ... читать далее »
27 марта 2023 в 04:56
— Андрей Бузик
Лукас Кранах Старший. Страшный суд
Седмица 5-я Великого поста
ПОНЕДЕЛЬНИК О ВНУТРЕННЕЙ БОРЬБЕ
Два, точно два во мне ума: один добрый – он следует всему прекрасному, а другой падший – он следует ... читать далее »
26 марта 2023 в 16:26
— Фокин Сергей
обложка книги
Братья и сёстры! Мы живём во времена Апокалипсиса, в самом конце Чёрного Века! Во времена начала торжества Света над тьмой и в великие времена создания БОГОМ Царства Святого Духа на ... читать далее »
25 марта 2023 в 09:09
— Андрей Рыбак
Кресту Твоему поклоняемся Владыка и Святое Воскресение Твое, Славим!
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Прп. Симеона Нового Богослова, Иоанна Лествечника
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, ... читать далее »
24 марта 2023 в 06:10
— Андрей Бузик
Страдание святого священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и прочих с ним
Апостол велит почитать памяти святых: "поминайте, - говорит он, - наставников ваших, которые проповедовали вам слово ... читать далее »
23 марта 2023 в 11:14
— Андрей Рыбак
Папа Франциск и Патриарх Варфоломей
Экуменическая служба в Стамбуле | Идет подготовка к введению католической пасхалии
что нам говорят каноны о молитве с еретиками. Вообще, насколько они ... читать далее »
21 марта 2023 в 12:53
— Андрей Рыбак
Банкиры приготовились торговать нашей жизнью!
Банкиры блокируют счета через искусственный интеллект. Кто попал, тот вне жизни
Блокировка карт и внесение в черный список без решения суда. Новый Закон ... читать далее »
Лидер российского горнолыжного спорта XXI века Александр Хорошилов - многократный призёр и победитель этапов Кубка мира, пропустил почти весь сезон 2022/23 из-за обострения травмы. Операция на ... читать далее »
На третий гоночный день Новосибирское водохранилище затянуло туманом, видимость сильно упала, ветер ослаб до 7-8 узлов. Старт откладывали до часа дня из-за погоды, но ситуация на акватории почти не ... читать далее »
29 марта 2023 в 20:43
— Андрей Рыбак
Анна Кикина провела на орбите 157 суток
Послеполётная пресс-конференция Анны Кикиной
Чуть больше недели назад у берегов Флориды приводнился корабль Crew Dragon. На борту — единственная девушка из ... читать далее »
29 марта 2023 в 11:18
— Андрей Рыбак
Эдуард Артемьев.
музыка Э.Артемьева (саундтрек) из кинофильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" читать далее »
28 марта 2023 в 05:43
— Андрей Бузик
Преподобный Григорий Синаит
Преподобный Григорий Синаит. Весьма полезные главы расположенные акростихами, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, – и еще – о безмолвии и молитве.
[Общий] ... читать далее »
27 марта 2023 в 10:20
— Андрей Бузик
Джузеппе Мадзини на смертном одре. Художник: Сильвестро Лега
Мой друг отец N о смерти говорит часто. По-разному говорит. Иногда со слезами и болью, иногда – со страхом и трепетом, иногда – с ужасом и ... читать далее »
26 марта 2023 в 17:25
— Андрей Рыбак
Игорь Острецов
Игорь Острецов. Если бы люди знали правду
интересная беседа с доктором физических наук Игорем Николаевичем Острецовым. читать далее »
26 марта 2023 в 05:19
— Андрей Бузик
Лествица. Фрагмент иконы
Покаяние – это наше примирение с Богом.
Святой Иоанн Лествичник
Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать ... читать далее »
25 марта 2023 в 05:20
— Андрей Бузик
Преподобный Симеон Новый Богослов
Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает, или низвергается и гибнет. Кто эти три образа употребляет в свое время и как следует, тот ... читать далее »
22 марта 2023 в 20:55
— Дмитрий С.Е.
Угловая полка для икон: особенности конструкции, применение
Для православных важно обустроить правильно домашний уголок для молитвы. С этой целью потребуется угловая полка для икон, где можно ... читать далее »
20 марта 2023 в 22:53
— Андрей Рыбак
Игорь Ашманов
Игорь Ашманов: К ВЛАСТИ ПРИХОДИТ НОВЫЙ ЦИФРОВОЙ КЛАСС, МЫ ИДЕМ К ЦИФРОВОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
17 марта 2023 г в Московской Государственной Думе прошел круглый стол "Проблемы защиты ... читать далее »
Французский скалолаз Жюль Маршалан прошел маршрут "Just two fix" категории 9a/+ в секторе Déversé в ущелье Gorges du Lou одноименного французского региона. Этот 32-метровый маршрут включает ... читать далее »
Еще не сошел лед с рек, а в Алтайском края, в г. Бийске, уже прошли соревнования по рафтингу
В минувшую субботу, 25 марта, в спортивном комплексе "Заря" города Бийска прошли соревнования по ... читать далее »
29 марта 2023 в 18:52
— Владимир Воробьев
Подписание соглашений
— Добрый день, Михаил. Мы беседуем всё чаще, последний разговор состоялся месяц назад. Тогда обсуждали Послание президента Федеральному собранию. Сейчас хотел поинтересоваться ... читать далее »
29 марта 2023 в 04:23
— Андрей Бузик
архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович)
1. Господь наш пришел сюда к нам, чтобы вернуть нас в первозданное состояние, сделать нас такими, какими Он создал нас. Он сделал все, чтобы человек смог ... читать далее »
27 марта 2023 в 22:16
— Андрей Рыбак
Подводная Лодка в Морях Благодати
Великопостный дневник. Про погибших подводников. У Бога все живы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Дорогие братья и сестры! Вчера было Крестопоклонное ... читать далее »
27 марта 2023 в 09:45
— Андрей Рыбак
Отдых в каштановых листьях недалеко от анти Афона
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и ... читать далее »
26 марта 2023 в 16:31
— Андрей Рыбак
Протоиерей Андрей Ткачев
Без монахов нет ни России, ни Церкви: Раскрывая истинный смысл монашества — отец Андрей Ткачёв
ольшинство современных людей смотрят на монахов как на "пришельцев". В этом ... читать далее »
25 марта 2023 в 16:55
— Андрей Рыбак
Сергий Алиев
На протяжении последних 9 лет, мною много говорилось о том, что нужно переезжать в свой дом! Находясь последний год на Донбассе, я убедился в правильности своих взглядов.
В Донецке и ... читать далее »
24 марта 2023 в 09:05
— Андрей Бузик
Уйти в монастырь. Фильм Алексея Полякова
Почти весь XX век Спасо-Каменный монастырь на озере Кубенское лежал в руинах. И, скорее всего, разрушился бы совсем, если бы на нём не появилась Надежда, ... читать далее »
23 марта 2023 в 11:40
— Андрей Рыбак
Мороз и солнце.
Морозы -42 не могу попасть в избу и тайгу. Проверка продольников зимой. Таежные будни.
морозы под -40 и четыре дня мы не могли выехать в тайгу, потому что не заводилась машина и было ... читать далее »
21 марта 2023 в 22:38
— Андрей Рыбак
атомный взрыв
Первый подводный атомный взрыв в СССР (21.09.1955)
Маленькая торпеда мощностью 1/4 бомбы взорванной в Хиросиме. читать далее »
19 марта 2023 в 20:51
— Андрей Рыбак
Поле
Полюшко - поле - Юлия Щербакова и Роман Бобров
Полюшко-поле — русская песня, которая, благодаря широкой популярности, считается народной. Между тем, песня имеет своих авторов. Согласно ... читать далее »
Третий ежегодный фестиваль "Скалы Крыма-2023" готов принять гостей со всей страны с 9 по 15 июня 2023 года в селе Баштановка Бахчисарайского района. Это лучший вариант провести длинные летние выходные ... читать далее »
Динара Фахритдинова ворвалась в большой мир скалолазания в 2006 году, став чемпионкой мира среди юниоров. Это был настоящий фурор, и останавливаться на достигнутом она не собиралась. В сентябре ... читать далее »