Николай П.Г.
 эзотерик
Тема: #25454
Сообщение: #706673 21.11.03 21:16
|
КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ
(этническая картина)
Большая часть албан состояла из христиан, но некоторая часть сохранила верность язычеству. Осевшие же в Албании тюрки лишь частично приняли христианство. Немало было в Албании и представителей другой веры: в Прикаспийской полосе проживали ираноязычные огнепоклонники, на севере - тюркоязычные хазары наряду с евреями и ираноязычными татами, придерживавшимися иудаизма.
Эта этническая и религиозная пестрота Албании сказалась при завоевании Албании арабами в VII веке. Часть населения, в первую очередь огнепоклонники и язычники, были насильно как "неверные" исламизированы. Христиан и иудеев, как "людей Писания", арабы принимать ислам особо не принуждали. Это был трагический период в истории Кавказской Албании, отзвуки которого дошли до наших дней. Для средневековья присуще было доминирование религиозных интересов над национальными и каждый человек, и соответственно народ, были частью определенного мира "своих" и "неверных". Переход в другую веру означал переход в иной мир ценностей и отказ от своего народа. То есть, если грек принимал ислам, то соотечественники и окружающие воспринимали его как мусульманина, даже если тот продолжал говорить на родном языке и считал себя греком. Вот почему вероотступничество воспринималось крайне негативно и как правило каралось смертью. Смешанные браки представителей разной веры практически исключались, так как в таком случае один из супругов должен был отказаться от своей веры.
Вот почему средневековые летописцы особый упор делали на религиозное, а не этническое происхождение жителей той или иной страны. В сочинении грузинского автора Х века Георгия Мерчула прямо указывается, что Грузией считается та земля, где церковная служба ведется на грузинском языке. Естественно, что те страны, где церковная служба велась на армянском языке, рассматривались современниками как часть Армении, хотя этнически это могли быть и не армяне, а политически это вообще было другое государство.
Даже в рамках единой веры переход в другое направление или секту рассматривался тогда как разрыв со своим народом. В этом отношении примечательна судьба тех армян, которые в средние века отрекались от "национального" монофизитства и стали православными. Если эти армяне придерживались грузинской ориентации, то сразу же соотечественники и окружающие именовали их "иверами", т.е. грузинами, а если византийской, то тогда - "цатами", т.е. греками (В.А. Арутюнова "К вопросу об армянах-халкидонитах". "Вестник общественных наук Академии Наук Армении", Ереван, 1971, с.85-98). При этом никто не сомневался, что по происхождению и языку они армяне, но тем не менее таковыми из-за принадлежности к другой вере не признавались. Со временем эти армяне забывали родной язык и деэтнизировались, становясь греками или грузинами.
Еще более трагичной оказалась судьба албан. Так, еще в середине VI века, когда Албания и Армения были под властью Ирана, по сообщению армянского историка Себеоса (VI век) правитель албанской области Сюник (современный Зангезур), находившейся тогда в составе Армении, "восстал и отделился от армян и просил персидского царя Хосрова, чтобы он архивы Сюникской земли перенес из Двина в город Пайтакаран (Байлакан) и их город внес в границы Атрпатакана (Южного Азербайджана), чтобы имя армян было снято с них. Приказ был приведен в исполнение".
После арабского завоевания Албании большая часть населения приняла ислам, став мусульманами, меньшая сохранила верность своей религии. Впоследствии албаны-мусульмане ассимилировались, став частью азербайджанского этноса. Правда еще долго тюркизированные албаны-мусульмане помнили о своем происхождении. На территории еще недавно азербайджанского села Уруд в современном Сисианском районе Армении (исторический Сюник) в 1961 году было обнаружено надгробие, относящееся к 1578 году, где на азербайджанском языке написано "Ифтихар овладе агван" (из поколения албан). Судьба же христиан страны, - албан и тюрок, была иной. Меньшая их часть, проживавшая на северо-западе Албании и придерживавшаяся диофизитства. со временем огрузинилась. Большая часть, в первую очередь в Карабахе, придерживалась монофизитства и воспринималась окружающими как армяне, что нашло отражение в трудах армянских и мусульманских средневековых авторов.
Правда, христианское население Карабаха еще долго помнило свое прошлое и продолжала борьбу за восстановление независимой Албании. В 866 году "благочестивый князь Хамам восстановил разгромленное царство Албании, как Ашот Багратуни - Армянское царство. Это произошло одновременно" ("The History of the Caucasian Albanians by Movses Dasxuranci", Tr. by Dowsett C. J. F. London: Oxford University Press, 1961, p.5-6). Но вскоре это государство было разгромлено арабами, однако в высокогорном Арцахе албанам удалось частично сохранить независимость. В XII веке здесь возвысилось Хаченское княжество, которое достигло взлета в XIII веке при Хасан Джалале, титуловавшемся "царем Албании". Он, с 1216 по 1238 годы, построил ныне знаменитый Гандзасарский храм. Именно с этого времени Гандзасар становится центром албанской церкви и резиденцией ее католикоса. Даже потеряв в XV веке политическую независимость, род Джалалидов продолжал оставаться духовным владыкой христиан Албании. Все это задержало процесс деэтнизации христиан Албании, не случайно мусульманские авторы X-XIII веков (Масуди, Истахри, Мукаддаси, Йакут и другие) отмечали, что большинство населения Азербайджана говорит на "языке азери", тогда как в Арране - на "аррани" или албанском. То есть, несмотря на широкую исламизацию и тюркизацию Азербайджана и проникновение в Карабах отдельных групп армян местные албаны-христиане сумели сохранить себя как этнос. В этом отношении примечательно указание армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци, что в свою "Историю Армении" он счел необходимым поместить "главу о просветителях страны Агванк как сородичах и единоверцах наших, наипаче что предводители их были армяноязычны, многие из них говорили по-армянски" и потому "следует говорить об обоих народах вместе".
Перелом наступил в конце XIV века, когда Закавказье подверглось опустошительному нашествию войск Тамерлана. Вспоминая в 1422 году об этом времени армянский поэт Григор Хлатеци писал, что войска Тамералана "из Араратского края вошли в страну албан", где устроили дикий погром, превратив Карабах "в пустыню". Тогда же часть албан (4 тысячи семей или 15-20 тысяч человек) Тамерлан переселил в Афганистан, где они впоследствии приняли ислам. Эту трагедию так запомнили в Карабахе, что даже в начале XVIII века албанский католикос Есаи Хасан Джалалян вспоминал ее, указав также, что именно от переселенных албан ведут свое происхождение афганцы.
Если учесть, что тогда же прекратило существование Хаченское княжество, становится ясно, что у спасшихся от войск Тамерлана албан было мало шансов сохранить себя как этнос. Тем более, что усилилась религиозная экспансия армянских католикосов, стремившихся подчинить себе албанский католикосат. Борьба армянской и албанской церквей была долгой и носила острый характер. В 1750 году армянский католикос Лазарь даже разослал по армянским общинам, в том числе в России грамоту, где, возвращаясь к временам Тамерлана, особо указывал, что тогда "подняли весь народ агванский от мала до велика, от вельмож до нищих, вместе с их пленниками переселили в глубь Хорасана и далее, чем Кабул, в Кандахар, также как и некоторые из армян, как поселились в новой благословенной столице Джуге, в Фахрабчце, в краю Мазандаранском в Хамадане, а переселившиеся агване в местечке Кандахаре поселились там и, живя с персами, привыкли к нравам персов... Итак наша речь, если говорить вкратце, сводится лишь к тому, что восседающие в Гандзасаре и называемые агванскими католикосами пасли местное население, армян по происхождению, но не агванов, наш народ, но не их, владели ими по сей день мятежно..." ("Армяно-русские отношения в XVIII веке". Сборник документов, том 3, Ереван, 1978, с.269). Аргументация армянского католикоса, как видим, проста: албаны были угнаны, а проживающие ныне в Карабахе христиане - это армяне, во главе которых стоит непокорный Эчмиадзину албанский католикос. Однако даже в этот период албаны Карабаха все еще сохраняли этническое самосознание. Так, в знаменитом письме к Петру I, составленном в 1724 году карабахскими удинами, сказано: "Мы агваны и по нации утийцы". А в конце XVIII века, при Екатерине II, правящие круги России, по настоянию карабахских албан, наряду с созданием Армянского и Грузинского государств намеревались восстановить и Албанское царство.
Развязка наступила в начале XIX века, когда Закавказье было завоевано Россией. Последняя в своих внешнеполитических интересах на Кавказе рассчитывала на помощь армян и пошла на ряд уступок им. В 1836 году, согласно положению об армянской церкви, албанский католикосат был упразднен, а подведомственные последнему области подчинены Эчмиадзинскому католикосату. В 1857 году понятия "албанская церковь", "албанская епархия" были упразднены вообще. А в 1909-1910 годах Русский Синод разрешил Эчмиадзинскому Синоду уничтожить старые архивы подведомственных епархий, в том числе албанской.
Так завершила свою историю Кавказская Албания, о которой еще тогда, задолго до армяно-азербайджанского противоборства достаточно точно написал хорошо знакомый с реалиями Кавказа русский журналист и историк В. А. Величко: "Весьма интересен также вопрос о закавказской Албании или, по-армянски, Агвании. Эта страна, в состав которой входили и нынешняя Елисаветпольская губерния, и части Тифлисской и Дагестана, была населена народами не армянского происхождения... До начала XIX века существовал отдельный агванский или гандзасарский католикос, соперничавший с эчмиадзинским и по временам совершенно независимый от последнего. В настоящее время христиане, бывшие некогда паствою агванского католикоса, считаются армянами и, перемешавшись с ними, усвоили их характер" (В. Л. Величко "Кавказ". Санкт-Петербург, 1904, с.60).
http://www.azerbaijan-info.com/history3.htm
|