Виктор
 православный христианин
Тема: #2272
Сообщение: #265468 18.01.02 10:35
|
В продолжение темы.
«Трудности овладения искусством мага состоят в том, от чего ты отказываешься, а не в том, что приемлешь». Дон Хуан.
Вопрос сновидений и их роли в жизни человека весьма и весьма интересен. К сожалению, в православной традиции сновидениям не посвящено много внимания.
Общераспространенно мнение, выраженное вроде как в православной аскезе, что сновидения по большой части приносят вред, нежели пользу.
Это представляется весьма верным. Действительно, сновидения таят в себе некую опасность для того, чья душа, не очистившись от страхов и страстей, решается приступить к миру духов, который соприкасается с нашим миром именно через врата сновидения.
Как известно из Писания, нередко пророческие откровения получались пророками в состоянии «тонкого сна», т.е. такого промежуточного положения, когда человек уже не бодрствует, но еще и не спит. Общеизвестно, что глубокий сон не вызывает сновидений, равно как и абсолютное бодрствование и кроме того, нужно отличать непосредственно сон от сновидения.
Если взглянуть на писания Ветхого Завета, то с одной стороны мы увидим, что сновидения или сны (в Ветхом Завете четкого разделения не прослеживается, по крайней мере, о сне в обычном смысле говорится редко, в основном о сне пророческом речь идет), рассматриваются и как явления положительные, как канал общения с Богом, и как явления отрицательные, вызванные наваждением ума и могущие привести к лжепророчествам.
3Цар.3:15 «И пробудился Соломон, и вот, это было сновидение (курсив здесь и далее мой – В.). И пошел он в Иерусалим и стал [пред жертвенником] пред ковчегом завета Господня, и принес всесожжения и совершил жертвы мирные, и сделал большой пир для всех слуг своих».
Здесь сновидение является особым актом общения с Богом. И даже более того, Бог обещает, что в Новозаветные времена «старцы ваши сновидениями вразумляемы будут».
«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». Иоиль 2.28-30, Деян. 2.17-19
Иер. 23.31,32 «Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь».
А здесь сновидения или сны (в Библейском смысле) являются обольщениями и обманами, не связанными с Божьим откровением.
На основании этого, просто отмахнуться от проблемы сновидения было бы неверно, ибо, кроме того, что сновидения могут привести к прелести и послужить падению, они, как видно, нередко бывают проводниками или каналами общения с Божеством.
В частности из Нового Завета известно, что Спаситель спасся от верной гибели именно благодаря сновидению или сну, посланному Богом Иосифу.
Матф.2:12 «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».
Поэтому однозначное заявление о том, что сновидение является дорогой в ад, видится, по крайней мере, легкомысленным. Конечно же, нельзя не согласиться с тем, что душа неукрепленная в добродетели, решившись приступить к миру сновидений, находится в большой опасности, как с точки зрения духовной, так и даже с точки зрения физического состояния.
Почему Бог нередко прибегает к сновидению в качестве орудия общения с человеком? Думается, что именно потому, что в сновидении человек менее уязвим перед явлением Божества и более открыт для мира идей или духов (это, конечно, не значит, что указанный мир существует как какая-то отдельная Вселенная, он находится «здесь и сейчас»), т.к. сновидение есть трещина или окно между мирами. Если бы Божество проявило бы себя в мире физическом, то сие могло бы повредить человеку, а уж как это могло бы повредить современному, так называемому человеку разумному, и говорить не приходится. Еще не известно как бы отреагировал бы разум, увидев явление Божества в мире физическом. Возможно, человек упал бы в обморок или бы остолбенел на пару тройку дней. В замечательной книге под названием «Посмертные вещания Нила Мироточивого» приводится момент, в котором епископ и трое его духовных детей, увидев вознесение Архангела Михаила прямо во время трапезы с Архангелом (архангел, конечно, не ел, а делал вид, что ест и был в виде архидиакона), так были поражены этим зрелищем, что просидели на одном месте целых три дня, пока прислуга не заподозрила что-то неладное и не потревожила горницу архиерея.
А уж про Преображение Господне и вовсе напоминать не стоит. Всем известно как Петр, настолько обалдев от увиденного, словно неразумный ребенок, предложил Господу сделать три палатки прямо на горе, по-видимому, для того, чтобы Господь с двумя Пророками поселился прямо там. :-)
При явлении Моисею Господь закрывает тому лицо и позволяет Себя видеть «сзади».
Исх. 33.22,23 «когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]».
В сновидении, как было подмечено выше, все эти проблемы физического характера как бы снимаются, физическая опасность для человека снижается до возможного предела, ибо человек, находясь в сновидении, находится в нем как бы в тонком, сновидческом теле, теле, которое само по себе принадлежит к миру духов.
Специально говорить здесь о том, что христианство содержит в себе учение о различных типах телесности не нужно. Вот лишь несколько цитат из Писания.
"Это - Я Сам; осяжите меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" Лук. 24,39
"Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных" (1Кор. XV, 39-40). "Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (44). Будущее тело будет во еже быти ему сообразну телу славы Его. (Фил. III, 21). И т.д..
Из жития оптинских старцев известны случаи, когда старец (к сожалению, не могу вспомнить имя и если кто читал и знает о каком случае я говорю, то напишите) являлся паломнице для того, чтобы проводить ее до своего домика. Причем явился, не перемещая своего физического тела. Когда та дошла до домика, где жил святой божий человек и увидела этого старца уже на месте, она искренне удивлялась тому, как он мог только что быть с нею в лесу и указывать ей, заблудившейся, дорогу, а потом вот оказаться уже в самом домике. На вопрос этот старец ответил, что они, святые отцы, могут видеть своих чад и то, что они (чада) делают, даже не присутствуя с ними и иногда по Божьей воли даже путешествуют вне тела. Так же я читал о том, что как-то зайдя к этому старцу в келью его духовные дети заметили его сидящим на кровати с как бы отсутствующим взглядом и посему, поняв где он сейчас, оставили его и зашли позже. Если я здесь ошибаюсь, то поправьте меня. Не люблю испорченный телефон, но суть донести хочется.
В замечательной книге Иоанна Мосха «Луг Духовный» описывается момент, когда некий авва-подвижник, проживший огромное количество лет в уединении, возжелал попасть на Рождество в Иерусалим и молился об этом Богу. И вот в теле ли или без (как правило у подвижников редко когда по этому вопросу дается однозначный ответ), но Бог его туда перенес. Он побывал на службе, причастился, его видела местная братия, а потом попал обратно к себе в келью. Причем оказался большой разрыв во времени. Если путь от его кельи до Иерусалима был несколько дней, то свое «путешествие» он проделал за то время, которое потребовалось ему для того, чтобы помолиться, поприсутствовать на службе и причаститься из рук местного архиерея.
Все это с точки зрения нагуализма, т.к. эта тема посвящена нагуализму и его сравнению с христианством, можно охарактеризовать как путешествие в теле сновидения.
Опять же надо оговориться и сказать, что если для человека сновидящего нет физической опасности непосредственной, от непосредственного контакта с миром духов, то это еще не значит, что ее нет вообще. Она есть. Опять же она заключается в том, что человек не обладает достаточной трезвостью, духовным совершенством и другими добродетелями, вырабатываемыми в процессе того же подвижничества и долгих трудрв, чтобы адекватно противостоять миру духов, в который он окунается во время сновидения.
Разницу в видении сновидения между христианскими подвижниками и шаманами можно объяснить тем, что, как говорил Марк Эфесский, цитируя Иоанна Златоустого, видение того мира или любого проявления Божества в нашем мире не есть видение непосредственное, но всегда есть «снисхождение до возможностей видящего». Соответственно, я могу как минимум предположить, что один увидит Ангела, водящего сновидца по миру духов, а другой «эмиссара сновидения».
«Проходя среднее из сих деланий, был я в средней мере видения, и (Ангел) просвещал меня, когда я жаждал больших откровений. И опять, бывши в той же мере, вопрошал я его: «Каким был (Господь) прежде принятия Им видимого образа естества человеческого?» Но князь небесных Сил не мог научить меня сему; да и не было ему позволено. Потом я просил его открыть мне, в каком Он ныне состоянии? «В свойственном Ему, - отвечал он, - а не в сих». Я спросил опять: «Какое есть Его состояние и седение одесную Отца?» Он отвечал: «Невозможно слухом принять разумение сей тайны». Я умолял его привести меня к тому, к чему влекло меня желание. Но он сказал: «Время это еще не пришло, потому что еще мало в тебе огня нетления». Впрочем, не знаю и не могу сказать, был ли я в теле, или вне тела, когда все сие со мною происходило». (Св. Иоанн Лествечник, Лествица, степень 27 «О безмолвии»).
Теперь можно сравнить с описанием Кастанеды. Но при сравнении всегда нужно помнить, что все эти «энергетические» термины не отражают действительных вещей, а есть лишь возможность говорить о том, что ты видел, плюс ко всему надо учитывать рациональный и научный ум самого Кастанеды, его определенную, конечно же, нехристианскую направленность.
«Голос был столь ясным и внушительным, что не только озадачил, но и испугал меня. Я с трепетом ожидал дальнейших появлений этого голоса, но этого не происходило. При первой же представившейся возможности я обратился с вопросом к дону Хуану.
Мои недоразумения не произвели на него никакого впечатления.
- Ты должен понять раз и навсегда, что такие вещи обычны в жизни мага, - сказал он. – Ты не сходишь с ума; ты просто слышишь голос эмиссара в сновидении. Пройдя первые и вторые врата сновидения, сновидящий достигает такого энергетического уровня, когда у него начинаются видения или когда он слышит голоса. Фактически, это не много голосов, а только один. Маги называют его голосом эмиссара в сновидении.
- Что такое «эмиссар в сновидении»?
- Чужая энергия, сконцентрированная в небольшой области пространства. Чужая энергия, претендующая на то, чтобы помогать сновидящим своими рассказами. Для эмиссара в сновидении характерно, что он может сказать лишь то, что маги уже знают или должны знать, если считают себя магами.
[…] Эмиссар не сказал тебе ничего нового. Его утверждения были правильными, но тебе только казалось, что он открывает для тебя что-то новое. Эмиссар просто повторял то, что ты уже знаешь.
- Боюсь, что я не знаю всего того, что он говорил, дон Хуан.
- Да нет же, знаешь. Ты уже сейчас знаешь бесконечно больше о тайне вселенной, чем предполагает твой здравый смысл. Это наша человеческая слабость – знать о тайне вселенной больше, чем мы подозреваем. […]
Я начал расспрашивать дона Хуана, слышал ли он когда-нибудь голос эмиссара.
Он перебил меня и, широко улыбнувшись, сказал:
- Да, конечно. Эмиссар говорит и со мной. …
- О чем он говорит, дон Хуан?
- Обо всем, что составляет суть моего намерения, но все еще не продумано мной до конца. Например, подробности, касающиеся поведения моих учеников. Что они делают, когда меня нет поблизости. В частности, он говорит мне и о тебе. Эмиссар рассказывает мне обо всем, что ты делаешь». (Карлос Кастанеда, Искусство сновидения)
Апостол Павел, по-видимому, тоже в теле сновидения бывал не раз «восхищен».
«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, - только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, - что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». 2Кор.12.2-4
Как я и сказал, тот, кто пускается в сновидческое путешествие, волей не волей подвергается воздействию мира духов, что само по себе не всегда есть занятие безопасное. Так как духи, как известно, разные бывают. Естественно то, что на человека «набрасываются» и те духи, которые видят в человеке свою потенциальную жертву, которые, собственно, только погублением человеков и занимаются. Обещания их поистине безграничны и видения их изумительные, но одним из свойств сатаны является то, что он нередко предстает в виде ангела света. И тот, кто не имеет дара различения духов, вполне без проблем может купиться на всю эту чепуху, которую он видит и собственно ради которой (корысть) и пускается в свои путешествия.
Вот что говорит дон Хуан Кастанеде предостерегая его от подобных вещей.
«- Неорганические существа не могут никого заставить остаться у себя, - продолжал дон Хуан. – Жизнь в их мире – добровольное дело. Но они способны обратить в рабство каждого из нас, потворствуя нашим желаниям, балуя и развлекая нас.[…]
- Это как раз то, что сразило магов прошлого, - сказал дон Хуан. – Неорганические существа поступили с ними так же, как они сейчас поступают с тобой; они создали у магов ощущение того, что те – единственные в своем роде; к этому следует прибавить еще более пагубное чувство: иллюзию обладания силой. Сила и уникальность – несокрушимые развращающие факторы. Остерегайся! […]
- Тебе не нужно меня предупреждать. Я очень осторожен, - уверял я его.
- Неорганические существа – любители интриг, - сказал он. – Я чувствую это и не могу успокоить себя тем, что они ставят ловушки только на начинающего сновидящего, и таким образом сновидящие, у которых уже нет желаний (бесстрастны – В.), всегда эффективно защищены» (Искусство сновидения)
И это взаимное сопряжение, соединение или, скажем так, близость бесовского и ангельского в мире сновидения с одной стороны кажется чем-то непонятным, неправильным, соблазнительным, но с другой стороны есть вполне понятная вещь, ибо бесы, подстерегающие подвижника на пути к познанию «дивных откровений» и «глубин Божиих», есть в тоже самое время те, кто как бы закаляет подвижника (нет худа без добра, как известно). Подвижник посредствам преодоления бесовских искушений как бы закаляется, что дает ему гарантию достижения цели. Это как бы поэтапное взросление, накопление силы или энергии. Если не ступишь на нижнюю степень, то не поднимешься и на высшую, так как на высшую нельзя подняться, не преодолев низшую.
«Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину таинств; но не вошел в оную, если бы не увидел и не услышал прежде дыхания бесовских ветров и возмущения волн искушений; а может быть, ими и обрызгался. Сказанное нами подтверждает Апостол Павел; ибо если бы он не был восхищен в рай, как в безмолвие, то не мог бы услышать глаголы неизреченные. Ухо безмолвника примет от Бога дивные откровения; потому что всемудрое безмолвие и говорит через Иова: Не примет ли ухо мое предивных от Него… (Иов. 4.12)?» (Иоанн лествичник, степень 27 «О безмолвии»).
Возвращаясь к Кастанеде, можно сказать, что этот молодой человек, с лихвой «обрызгался» «волнами искушений» и даже таки купился на одно такое предложение и чуть было не умер, но ему вовремя помогли его товарищи и вытянули его из ловушки. Поправлялся и приходил в норму он после этого достаточное количество времени.
«- Тебя заманили в ловушку. Именно это с тобою и произошло. – сказала она.
- Где именно я угодил в ловушку?
- Конечно в мире неорганических существ. Именно с этим миром ты годами имел дело. Разве не так?
-Конечно, Флоринда. Но ты можешь рассказать мне какого рода была эта ловушка?
-Нет, не могу. Все, что я могу сказать тебе, так это то, что ты потерял там всю свою энергию. Но ты отлично сражался. […]
- Я сражался с неорганическими существами?
- Да. Ты вступил с ними в смертельную схватку. Я на самом деле не знаю, как ты пережил этот их смертельный удар» (Карлос Кастанеда, Искусство сновидения).
Христианские аскеты проходили свои степени духовного взросления под неусыпным взором искушенного в этих делах наставника, так же как и Кастанеда под неустанным взором своего наставника дона Хуана. Кроме наставничества эти люди вели и особый образ жизни, способствующий их телесному и духовному укреплению. Но, если брать обычных людей, нас, тех, кто падок до различного рода чудес и необычностей, но совершенно не падок до безупречности и соблюдения предостережения тех, кто уже не раз бывал искушен подобными вещами? Что здесь можно сказать? Для нас занятия подобного рода будут весьма опасным и вредным увлечением, хотя и ужасно соблазнительным в тоже самое время.
Значит, если для опытного подвижника сновидение будет полезным явлением, позволяющим ему постигать неописуемые вещи его духовного роста, то для начинающего, а тем более корыстного или того хуже падкого до различного рода наслаждений человека, сновидение будет тем, что его, в конечном счете, погубит, как и не раз бывало у древних монахов.
Здесь есть один тоже вполне интересный и заслуживающий внимания аспект монашеской жизни.
Св. Иоанн Лествичник о цели безмолвника пишет:
«Иди, и расточи имение твое вскоре (ибо слово: продаждь, требует времени) и даждь нищим (Мф. 19.21), чтобы они молитвою помогли тебе в обретении безмолвия; и возьми крест твой, нося его послушанием; и тяготу отсечения воли своей крепко терпя; потом гряди и последуй мне к совокуплению с блаженнейшим безмолвием; и я научу тебя видимому деланию и жительству умных Сил. Не насытятся они во веки веков, восхваляя Творца: так и восшедший на небо безмолвия не насытится, воспевая Создателя. Невещественные не попекутся о веществе: не попекутся и о пище живущие в теле подобно бестелесным. Первые не чувствуют нужды в пище; но и последние не потребуют человеческой помощи в пропитании. Те небрегут о деньгах и стяжаниях, а сии – о бесовских озлоблениях. Нет в горних желания видимой твари: нет и в сих, мудрствующих горняя, желания видеть чувственное. Ангелы никогда не перестанут преуспевать в любви: не перестанут и безмолвники ежедневно стремиться подражать им. Тем не неведомо богатство их преуспеяния: не безызвестно и сим рачение к восхождению. И те не остановятся, доколе не достигнут превыспреннего устроения Серафимов: и последние не перестанут простираться вперед, пока не будут Ангелами. Блажен, надеющийся наслаждаться столь высоким блаженством; преблажен, кто удостоится оного в будущем веке; но тот, кто уже наслаждается сим блаженством, есть Ангел». (Иоанн Лествичник, Степень 27 «О безмолвии»)
Здесь высшей целью безмолвника есть изменение своей природы до того «пока не будут Ангелами» и тот, кто смог сделать это «уже наслаждается сим блаженством, есть Ангел».
В сравнении с Кастанедой я отождествляю христианских Ангелов и шаманских неорганических существ, которые имеют различные виды, так же как и ангелы делятся в христианстве на «начала», «власти», «силы», «господства», «престолы» и т.п.. и бестелесную природу.
«Он (дон Хуан) сказал, что, как и любой человек на земле, эти шаманы делали бесконечные классификации разных типов этой энергии, обладающей осознанием. Они называли их общим термином неорганические существа»(Кастанеда, Активная сторона бесконечности)., также как в христианстве все Ангелы независимо от их типа все же называются одним общим термином «ангел».
Так вот, по словам дона Хуана, целью жизни любого воина есть изменение своей природы человеческой до такой степени, чтобы он смог стать подобным неорганическому существу по уровню своего восприятия и осознанию Вселенной. Опять же словами «уровень восприятия» и «осознание Вселенной» очень легко соблазниться, но я уже говорил о терминологической специфики любого человека или группы людей.
Говоря христианским языком цель жизни по дону Хуану это изменить свою природу, стать ангелом и слиться с Богом, но ведь очевидно, что и такова же цель христианских подвижников. Цитату из Св. Иоанна Лествичника я уже приводил.
«…в смерти человека есть скрытая возможность выбора (у человека христианина, как известно, тоже – В.). Это как пункт юридического документа, пункт, написанный крошечными буквами, которые еле видно. Нужно использовать лупу, чтоб прочитать его, и все же это самый важный пункт документа.
- Какая скрытая возможность, дон Хуан?
- Скрытая возможность выбора в смерти открыта только для магов. Насколько я знаю, только они прочитали эти мелкие буквы. Для них эта возможность уместна и практична. Для обычных людей смерть означает прекращение их осознания, конец их организмов. Для неорганических существ смерть означает тоже самое: конец их осознания. […]
- Дон Хуан, а что это за скрытая возможность выбора в смерти, которую находят только маги?
Для мага смерть – это объединяющий фактор. Вместо того чтобы раздроблять организм, как это обычно происходит, смерть объединяет его.
- Как смерть может что-то объединить? – возразил я.
- Для мага смерть, - сказал он – кладет конец преобладанию отдельных настроений в теле. Маги древности (так же как и христианские подвижники – В.) считали, что именно преобладание различных частей тела руководит настроениями и действиями всего тела; части, которые перестали нормально действовать, тянут остальные части тела к хаосу, - например когда человек заболевает от того, что съел какую-то дрянь. В этом случае настроение живота влияет на все остальное. Смерть ликвидирует преобладание этих отдельных частей. Она объединяет их осознание в одну единицу.
- Ты имеешь в виду, что маги продолжают осознавать? – спросил я. […]
- … с ними происходит вот что: они превращаются в неорганические существа, очень своеобразные, высокоскоростные неорганические существа, способные на колоссальные маневры восприятия. Тогда маги начинают то, что шаманы древней Мексики называли их окончательным путешествием. Областью их действия становится бесконечность.
- Дон Хуан, ты имеешь в виду, что они становятся вечными?
- Моя трезвость как мага говорит мне – сказал он, - что их осознание прекратится, так же как прекращается осознание неорганических существ, но я никогда не видел, чтобы это происходило». (Кастанеда, Активная сторона бесконечности)
Если исходить из подобных позиций, то цель, в общем то, одна, что у шаманов, что у подвижников – изменение своей природы вплоть до того, чтобы стать бестелесным существом. Это, конечно, если не толковать слова того же Иоанна Лествичника в каком-либо ином ключе.
|