Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Трибуна /  Спешите делать добро! Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Спешите делать добро!
Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор
Тема: #22679    24.07.03 23:50    Просмотров: 8016 [12]

Сообщений: 15    Оценка: 3.00   
Не показывать | Исправить | Ответить


«Спешите делать добро!» Каким он был, доктор Гааз, о котором память жива и поныне
Самый верный путь к счастию
не в желании быть счастливым,
а в том, чтобы делать других счастливыми.

Ф.П. Гааз.

Уже более ста лет на могиле доктора Федора Петровича Гааза на старинном московском Немецком (Введенском) кладбище в Лефортово – живые цветы. Каким же должен был быть этот человек, если память о нем жива и поныне?

О «святом» докторе с большим уважением и теплотой писали А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, М. Горький, очень подробную работу посвятил ему известный адвокат и писатель А.Ф. Кони. И сам Федор Петрович Гааз обладал прекрасным слогом, о чем говорят его немногие дошедшие до нас работы. К сожалению, широкому читателю малоизвестно духовное завещание доктора Гааза, которое можно назвать «проповедью любви, уважения к человеческому достоинству и серьезного отношения к жизни». Этот удивительный документ, относящийся к середине XIX века, написан в форме обращения к русским женщинам и является настоящим Гимном милосердию, человеколюбивым воззванием в будущее. Доктор Гааз понимал, насколько важна роль женщины и велика ее ответственность в деле формирования нравственной основы общества. Сегодня – начало XXI века, но как современно звучат его слова:

«Вы призваны содействовать перерождению общества, и этого вы достигнете, действуя и мысля в духе кротости, терпимости, справедливости, терпения и любви. Поэтому, избегайте злословия, заступайтесь за отсутствующих и беззащитных, оберегайте окружающих от вредных увлечений, вооружаясь твердо и мужественно против всего низкого и порочного, не допускайте близких до злоупотребления вином, до увлечения картами… Берегите свое здоровье. Оно необходимо, чтобы иметь силы помогать ближним, оно – дар Божий, в растрате которого без пользы для людей придется дать ответ перед своей совестью. Содействуйте, по мере сил, учреждению и поддержанию больниц и приютов для неимущих, для сирот и для людей в преклонной старости, покинутых, беспомощных и бессильных. Не останавливайтесь в этом отношении перед материальными жертвами, не задумывайтесь отказываться от роскошного ненужного. Если нет собственных средств для помощи, просите кротко, но настойчиво у тех, у кого они есть. Не смущайтесь пустыми условиями и суетными правилами светской жизни. Пусть требование блага ближнего одно направляет ваши шаги! Не бойтесь возможности уничижения, не пугайтесь отказа…
Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Не стесняйтесь малым размером помощи, которую вы можете оказать в том или другом случае. Пусть она выразится подачею стакана свежей воды, дружеским приветом, словом утешения, сочувствия, сострадания, – и то хорошо… Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно-разрушенное».

«Нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом и делом, словом, любить их, причем, чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться…» Эти слова доктора Гааза стали лозунгом всей его жизни, каждый день которой был их живым подтверждением и осуществлением.

К чести москвичей, памятник Федору Петровичу Гаазу стоит не только на Введенском кладбище, где он похоронен, но и в одном из переулков около Земляного вала, во дворе бывшей Полицейской больницы (современный адрес – Мечников переулок, д. 5). На обоих памятниках можно прочесть: «Спешите делать добро». Эти два памятника поставлены не только врачу душ и телес, но и служителю долга в самом высоком смысле этого слова. Федор Петрович Гааз понимал, что христианский идеал любви и милосердия не есть нечто, чем можно любоваться лишь издали. Посвятив себя всецело добру, он показал, как следует идти по этому пути. Ему приходилось действовать в очень тяжелые времена, при господстве насилия и неуважения к человеческому достоинству, среди непонимания и оскорблений. «Что может один против среды?» – говорят практические мудрецы, ссылаясь на поговорку «один в поле не воин». «Нет!» – отвечает им всей своей личностью Гааз: «И один в поле воин!». Вокруг него, в память его, соберутся многие, и сам доктор Гааз останется в сердцах всех, кто узнает о нем, – и как отлитый в бронзе молчаливый укор малодушным, – и как утешение жаждущим правды и пример деятельной любви к людям.
http://www.sedmitza.ru/


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #22679
Сообщение: #3271090
05.10.09 07:10
Ответ на #650953 | Цыбин Юрий православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить



Сто лет назад в Москве был поставлен памятник человеку, призвавшему спешить делать добро...

Одиночество «святого доктора»




В Германии его звали Фридрих Йозеф Гааз, в России окрестили Федором Петровичем. Он приехал к нам совсем молодым человеком в начале девятнадцатого столетия и прожил в Москве полвека, за это время отлучившись из Первопрестольной всего три раза. В 1809 и 1810 годах он ездил изучать кавказские минеральные источники (один из них до сих пор носит его имя), затем был в рядах русской армии, гнавшей двунадесять языков от Москвы до Парижа.

Врач с европейским образованием, он быстро приобрел в Москве признательных и состоятельных пациентов, разбогател, купил дом на Кузнецком, ездил в карете, запряженной шестеркой лошадей, что по тем временам было примерно то же самое, что в наши дни шестисотый «Мерседес».

Умер он, однако, в бедности, и его хоронили за казенный счет. За гробом Федора Петровича шло, по подсчетам полицмейстера Цинского, около двадцати тысяч человек. В Москве в ту пору (1853 год) народу было тысяч не более четырехсот, и, таким образом, мы можем исчислить высочайший показатель любви к доктору Гаазу и скорби о нем. Его похоронили на Введенском (Немецком) кладбище.

Если с Госпитального Вала войти в кладбищенские ворота и двинуться по главной аллее, то через несколько минут по левую руку будет видна могила с висящими на ограде кандалами, большим, почти круглым камнем с установленным на нем крестом и выбитыми словами: «Спешите делать добро». Эти слова, равно как и кандалы, — ключ к судьбе Федора Петровича, главный знак его жизни, объяснение тому поразительному почитанию, которым Москва окружила Гааза, и тому пристальному вниманию, с каким сейчас, более полутора века спустя, мы всматриваемся в облик «святого доктора». В 1828 году восклицанием «Это то, о чем я мечтал всю жизнь!» он ответил на предложение губернатора Москвы князя Д. Голицына войти в состав Попечительского о тюрьмах комитета и тем самым до гробовой доски предопределил свои труды и дни. Отныне его непреходящей заботой стали несчастные России, ее униженные и оскорбленные, ее идущие по этапу в Сибирь кандальники, ее бедняки, силой помещичьего произвола оторванные от родителей дети. Боль России стала его болью.

Он два с лишним десятилетия сражался с жестокостью государства, на все время бесконечно долгого этапа в Сибирь велевшего приковывать к одному железному пруту по восемь человек сразу — детей, стариков, женщин, здоровых, больных, воров, беспаспортных, ссыльнопоселенцев… Идти они были обречены только вместе, спать — вместе, справлять нужду — на глазах невольных спутников.

Он восставал против бесчеловечности чиновников, гнавших за Урал здоровых наравне с больными, и рядом с пересыльной тюрьмой на Воробьевых горах устроил больницу, в которой укрывал слабых, лечил занемогших, давал передышку отчаявшимся.

Он в меру сил смягчал ледяное равнодушие власти, выхаживая неимущих и бездомных в созданной им лечебнице в Малом Казенном переулке, впоследствии получившей название Полицейской, в народе же известной как Газовская. Сменивший Д. Голицына на посту генерал-губернатора князь А. Щербатов однажды потребовал привести количество больных в ней к норме — сто пятьдесят, и ни единым человеком больше. Гааз, пишет его первый биограф А.Ф. Кони, опустился в кабинете губернатора на колени и горько заплакал. Щербатов отступил. О Федоре Петровиче же с тех пор говорили, что он выплакал своих больных.

Всё, приобретенное врачебными трудами: дом, карета, лошади, фабрика, имение, — всё поглотило его бездонное милосердие. Он изо всех сил спешил делать добро, но ездил теперь гораздо медленнее: в старой пролетке, запряженной двумя клячами, — а жил в двух комнатках Полицейской больницы, где ночами иногда рассматривал в телескоп звездное небо. Таково было единственное утешение его распахнутой состраданию души.

Если чуть более внимательно присмотреться к его жизни, то без труда можно обнаружить, что она протекала как бы в двух измерениях. С одной стороны, гуща народной беды: тюрьмы, этапы, прут, с которым он бился, будто Георгий Победоносец с драконом, Екатерининская и Полицейская больницы, долговая яма, откуда он выкупал людей, горячие споры в тюремном комитете, в том числе и с непреклонным и властным митрополитом Филаретом (Дроздовым); а с другой — общение с московскими интеллектуалами. Кстати, сам Гааз написал книгу «Проблемы Сократа», которую завещал издать своему другу и душеприказчику, доктору Полю. Увы, по неведомым причинам книга так и не увидела свет, а рукопись ее бесследно исчезла.

Почти ежевечерне он был желанным гостем в каком-нибудь доме, вроде дома Елагиных, средоточии умственной жизни Москвы, который современники называли «Республикой у Красных Ворот». Федор Петрович наверняка знал (и его знали) братьев Киреевских, Хомякова, Чаадаева, Вяземского, Александра Ивановича Тургенева, зимой сорок шестого приехавшего в пересыльную тюрьму на Воробьевых горах с милостыней, там простудившегося, заболевшего и вскоре скончавшегося, и многих других.

Единство исторических судеб русского народа с народами Европы — вот что было основной мыслью бесед в «Республике у Красных Ворот».

Как ни тянет Ватикан с причислением Федора Петровича к сонму святых, русский народ давным-давно поместил Гааза, католика и немца, в свой нравственный иконостас. «Святой доктор». Что тут прибавить? Отец Георгий Чистяков насчитал шесть даров католичества православию. Один из них — Фридрих Йозеф Гааз.

В нынешнем октябре исполнится сто лет памятнику Гаазу в Малом Казенном переулке, возле здания бывшей Газовской больницы. Отмечать юбилей собираются с размахом; я же в таких случаях всегда вспоминаю Николая Васильевича Гоголя, завещавшего не устраивать ему пышных похорон, а вместо этого накормить несколько нищих. Лучшая память Гаазу — наше общее деятельное сострадание к тем, кому в этой жизни выпала тяжкая доля. К больным детям, к заключенным, среди сотен тысяч которых много просто-напросто заблудившихся, несчастных людей; к старикам, которые обделены любовью и хлебом.

После советских заморозков общество постепенно оттаивает, и на стылой земле появляются ростки милосердия и благотворительности. Есть фонды, организации, комитеты; но, как говаривал странствующий философ Григорий Сковорода, всё есть, а чего-то великого недостает. Я даже предполагаю — чего или скорее кого. Нужен Федор Петрович с его светом неиссякаемой доброты в глазах; нужен человек-подвижник; человек, который не только читает Священное Писание, но и живет в полном соответствии с ним.

Федор Петрович прожил жизнь так, как учил Христос. Но в этом мире он был одинок. И не только оттого, что был, по сути, монах.

С другой же стороны…

Соотечественник Фридриха Йозефа Гааза, погибший в нацистском застенке Дитрих Бонхоффер сказал: один человек и Бог — это уже большинство.

Александр Нежный


30.09.2009



Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #22679
Сообщение: #2844772
13.11.07 04:08
Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить



newsru.com/religy/28apr2007/haas.html


Mитрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) подчеркнул, что Гааз "показал человечеству, что у нас один Христос и мы можем во Христе быть едины и неделимы, а все наш разделения и споры, кто главнее, - это все человеческое".

"В делах милосердия мы должны быть выше конфессиональных различий", а "Евангелие преображает любого человека", считает представитель РПЦ.


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #22679
Сообщение: #2665681
29.04.07 20:00
Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Федор Гааз, немецкий врач, католик, посвятивший свою жизнь служению беднякам и арестантам в православной России, доказал единство христиан в делах милосердия и почитается в Москве как святой, убежден председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин).


Об этом он заявил РИА "Новости" на проходящей 27-29 апреля в Москве международной конференции, посвященной выдающемуся врачу и благотворителю XIX века, которая приурочена к процессу его беатификации - причисления к лику блаженных Римско-католической церкви.

"Для православного русского человека Федор Петрович Гааз - это святой человек. Свидетельство тому - то, что его почитают", - сказал митрополит Сергий.

http://www.newsru.com/religy/28apr2007/haas.html


Цыбин Юрий

православный христианин

Тема: #22679
Сообщение: #652894
21.09.03 15:01
Ответ на #650965 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Cпасибо за отклик, братик. ))))))

Что не сделать для ищущего. Заходи ко мне в Храм. Исповедуем и причастим.
У нас памятник Лууке установлен. Иконы.
Посмотри на форуме в поиске я тему делал.


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #22679
Сообщение: #651075
18.09.03 18:23
Ответ на #651050 | Балытников Вадим Владимирович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Признаться, я много знал о докторе, но всегда полагал, что он - лютеранин, а не католик...

Благослови Вас Господь!


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #22679
Сообщение: #651070
18.09.03 18:04
Ответ на #651050 | Балытников Вадим Владимирович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить



Приветствую, Вадим Владимирович!

Вы правы. Спасибо.
С уважением,
ВК



Балытников Вадим Владимирович

православный христианин

Тема: #22679
Сообщение: #651050
18.09.03 17:42
Ответ на #650975 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Милосердию Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа да предадим душу Ф. П. Гааза.
А статью Павлова я бы почистил. Хула на святых (св. Димитрий Донской, по мнению Павлова, вместо сохранения княжества и династии должен был геройски погибнуть в безнадежной борьбе) сию статью не украшает.


Цыбин Юрий

православный христианин

Тема: #22679
Сообщение: #651022
18.09.03 17:22
Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

http://russdom.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl

Посмотрите новый форум Русский Дом.


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #22679
Сообщение: #651012
18.09.03 17:19
Ответ на #650975 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

«Федор Петрович Гааз – «московский святой доктор»Доктор Гааз


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #22679
Сообщение: #650975
18.09.03 16:55
Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Иннокентий Павлов.
НЕЮБИЛЕЙНЫЕ ЗАМЕТКИ О ЗНАМЕНАТЕЛЬНОМ ЮБИЛЕЕ.
29 (16 по ст. ст.) августа 150 лет тому назад преставился Фридрих Йозеф Гааз – «московский святой доктор»


I. Дивен Бог во святых Своих. – Доктор Гааз в Рунете

Фридрих Йозеф он же Федор Петрович Гааз – московский святой доктор - в представлении не нуждается. Его жизнь на московской земле и жертвенное служение попираемому богоподобному достоинству человека надежно засвидетельствованы, задокументированы и известны досконально. Мало, о каком святом (доктор Гааз почитается Римско-Католической Церковью) мы знаем столько, сколько о нем. Совсем недавно вышла большая книга, где собраны его документальные жизнеописания, принадлежащие перу Анатолия Кони и Льва Копелева, опубликованы его собственные "Азбука благонравия" и "Призыв к женщинам", а также представлен богатый архивный и иллюстративный материал, а также размышления уже наших современников о его подвиге (см.: Врата милосердия. Книга о докторе Гаазе. Составление и комментарии А. Нежный. М.: "Древо добра", 2002, 542 с. – Многие из вошедших в этот сборник материалов размещены на веб-сайте: http://drevo.org.ru/Texts/Gaaz/gaaz01.htm). Это замечательное издание, за которое низкий поклон моему другу и коллеге по церковно-историческому и публицистическому цеху Александру Нежному, по чьей инициативе и благодаря усилиям которого она вышла в свет.

Кроме того, обращение к Рунету показывает, что доктор Гааз фигура востребованная в современной России. Востребованность эта особого рода. Речь здесь идет не просто о подвиге христианского благочестия, но именно о подвиге, имеющем колоссальное общественно-историческое значение и сохраняющем актуальность для сегодняшнего дня нашей страны, уже даже независимо от его религиозной основы. Но тем не менее именно о ней следует говорить в первую очередь. В связи с этим несколько неожиданно выглядит обращение к доктору Гаазу, именно как к христианскому подвижнику таких веб-сайтов как "Православие.ру" (московский Сретенский монастырь) и "Седмица.ру" (ЦНЦ "Православная энциклопедия"). В первом случае речь идет о вышедшей в серии "Храмы Москвы" заметки Е. Лебедевой "Храм святого Александра Невского и "святой доктор" (сентябрь 2002 г.), где церковь при созданной доктором Гаазом Полицейской (Гаазовской) больнице, построенная, кстати, спустя 33 года после его кончины, дала повод написать о нем панегирический материал. Во втором случае имела место статья, появившаяся в июле этого года уже в связи с юбилеем. Правда, теперь, когда юбилей собственно наступил, ее заголовок снят с главной страницы "Седмицы". Статья это довольно обстоятельна и опять же панегирична по отношению к своему герою. И все бы хорошо, но в обоих публикациях, думаю, явно не случайно опущена одна существенная деталь, а именно: ничего не говорится о церковной принадлежности доктора Гааза, о том, что он входил в число активных прихожан католического (немецкого) храма свв. апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке в Москве, где при великом по тогдашним московским меркам стечении народа его и отпели в далеком августе 1853 года. А ведь его воистину святая жизнь, нашедшая выражение в беспрецедентной для России христианской филантропии, есть прежде всего результат принадлежности к Церкви.

"НГ-религии", имеющие как печатную, так и электронную версию, прозевавшие в январе с.г. 150-летие со дня рождения Владимира Соловьева, на этот раз (номер от 20.08.03) сработали оперативно. Однако некий Павел Антонов в качестве заметки "Федор Гааз: человек отчаянной смелости. Со дня кончины знаменитого врача и филантропа исполнилось 150 лет" выдал в НГР редкостную халтуру, совершенно недопустимую для претендующего на солидность специализированного издания. Чего стоит одна его хлесткая фраза о святом докторе, которого он с самого начала именует Федором Петровичем, как будто так его звали с рождения: "Немец по рождению, протестант по вероисповеданию, Федор Гааз совершил переворот в российской пенитенциарной системе". Вот так - ни больше, ни меньше.

Что на самом деле совершил доктор Гааз, я попробую оценить в конце этих заметок, а пока обращу внимание читателей еще на один пример, почерпнутый мной в Рунете, на этот раз уже многолетнего поминания всуе имени святого доктора. Оказывается, в России уже более десятка лет существует скаутское движение. Конечно же, речи не идет о движении такого масштаба, как, скажем, в Италии или во Франции. Но, тем не менее, несколько сотен российских подростков объединены в пару десятков дружин, обретающихся ныне под эгидой структуры Московской патриархии с амбивалентной аббревиатурой СОДМ (Синодальный отдел по делам молодежи). Есть среди них и существующий с октября 1990 г. Московский скаутский отряд доктора Ф.П. Гааза. Согласно собственной информации отряда от 18.08.03 (http://dfpg.narod.ru), сейчас в нем состоит 25 человек в возрасте от 22 до 11 лет. Свою деятельность юные (и не очень) "гаазовцы" характеризуют так: "Специализация отряда приемлет любые занятия и творчество, которое нравиться ребятам. Вот наши массовые увлечения: поездки в лес (в любое время года и погоду), исследования пещер, песни под гитару (более 10 человек играют на гитаре), походы на байдарках и велосипедах, разнообразнейшие сборы в клубе. Все остальное нас интересует тоже, так как скаута интересует все, что движется или прячется".

Что и говорить, занятия у этой разновозрастной компании, может, и впрямь интересные. Но при чем здесь доктор Гааз, имя которого носит отряд? Было бы понятно присвоение его имени, если бы скауты готовили себя к воистину священной в нынешней России правозащитной деятельности, которой, по сути, святой доктор отдавал много сил духовных и физических, а также занимались филантропией в отношении старых – больных и одиноких, каковых, кстати, немало среди жертв политических репрессий советского режима. Но "песни под гитару" и "разнообразнейшие сборы в клубе" как-то слишком далеко отстоят от того, чему посвятил свою жизнь Федор Петрович в нашей стране...

Но самое, пожалуй, показательное в этом обзоре может представлять тема (#16186), занявшая в октябре прошлого года скромное (всего одна реплика) место на "Форуме дьякона Андрея Кураева", являющимся одним из лидеров по посещаемости в религиозном сегменте Рунета. Некий "невоцерковленный верующий", как он себя позиционировал, вывесил следующее объявление: "Текст книги "Святой доктор Федор Петрович Гааз" размещен по адресу: http://www.icxc.narod.ru/links/hz.htm". Сразу скажу, что по данному адресу вывешен текст замечательной исторической повести Льва Копелева, уже упомянутой выше в связи со сборником "Врата милосердия". Казалось бы, нейтральное в информативном плане объявление, которое, вообще, могло не вызвать никаких реплик. Однако для тех, кто воспользовался указанной ссылкой, оно сразу обретет вполне конкретный идейный окрас. Явление реальной святости в контексте России, да и прочего "христианского" мира первой половины позапрошлого века, в котором читатель узнает многие черты, присущие нашей современности, делает уж больно суетным едва ли не большинство из тем, появляющихся на кураевском форуме. Та единственная реплика на приведенное объявление в этом плане весьма показательна. Некий молодой человек, поместивший свое фото с стихаре и при этом характеризующий себя как "православный христианин (новоначальный)" написал буквально следующее: "Спасибо. Только вопрос: кто, где и когда успел прославить доктора Гааза?". Конечно, первое, что приходит в голову, глядя на эту реплику, так это простая мысль: коли ты "новоначальный", так уж молчи в тряпочку, и лучше возьми в руки "Словарь библейского богословия" или другое достойное справочное издание (не важно, кстати, при этом какова будет конфессиональная принадлежность издателя) и посмотри, что там говорится о святости. Тогда поймешь, что святых Своих прославляет Бог, как прославил Он и Своего верного раба Фридриха Йозефа здесь в России в первой половине позапрошлого века, почему до сих пор сохраняется в нашей стране его почитание...
(...)
Hесколько слов о том, какие усилия к официальному прославлению (беатификации) доктора Гааза предпринимаются в лоне Церкви, к которой он принадлежит.
Странная медлительность с процессом беатификации святого доктора, которая началась всего лишь немногим более десятилетия назад, как мне представляется, связана с одним существенным моментом. Будучи верным сыном Католической Церкви, он, тем не менее, нес свой христианский подвиг в православной, причем не всегда только лишь по имени, среде. Достаточно сказать, что его нередким собеседником (в том же Московском попечительном о тюрьмах комитете), а потом и почитателем был сам Московский святитель Филарет. Именно в этой среде христианское человеколюбие доктора Гааза находило живой отклик, и именно в ней на многие десятилетия установилось его устойчивое почитание. Хотя, с другой стороны, к этому затем прибавилось и его почитание уже по чисто гуманистическим соображениям. Так что потребовалось, с одной стороны, наступление эпохи Второго Ватиканского Собора, а, с другой, приход в лоно Католической Церкви десятков российский интеллигентов, которые и инициировали этот процесс, вошедший затем уже в официальное церковное русло, кстати, одним из проявлений чего стал и выход сборника "Врата милосердия".

Ну вот и наступил год юбилея преставления доктора Гааза, о чем заранее знали все заинтересованные лица. Казалось бы, наступил момент для Католической Церкви эффектно заявить о своем присутствии в России прославлением в лике блаженных своего верного сына, столь явно просиявшего здесь подвигом святости среди российского народа. На фоне тех же Саровских торжеств объявление Папой или даже митрополитом Кондрусевичем, скажем, "Года доктора Гааза" с проведением недорогостоящих, но при этом привлекающих внимание общественности и СМИ мероприятий, помимо принесения несомненных духовных плодов, стало бы и сильной пиаровской акцией, делающей при этом совершенно безответными недоброжелателей из Московской патриархии. Тем не менее, никаких масштабных мероприятий по линии Католической Церкви проведено не было. В субботу, 30 сентября, на Немецком (Введенском) кладбище, где погребен доктор Гааз пройдет поминальная служба. Пока, пожалуй, и все. Что это? Обычный человеческий недогляд, приведший к упущению прекрасного шанса достойно заявить о себе при весьма к тому благоприятной внешней конъюнктуре (о чем следует сказать особо), или же проявление христианского смиренномудрия, когда святое дело не терпит внесения в него суеты? Ниже я попробую ответить на этот вопрос.

(продолжение в теме)


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #22679
Сообщение: #650965
18.09.03 16:49
Ответ на #650953 | Цыбин Юрий православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить



«Знаменитый врач. Святой....
Есть еще Лука (Войно-Ясенецкий)
…»

И епископ Лука - из любимых мною в Господе. Он ведь у нас в Красноярске оперировал - великий хирург, Божией милостью! Святой, истинно.

Cпасибо за отклик, братик.


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #22679
Сообщение: #650954
18.09.03 16:43
Ответ на #650945 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Иннокентий Павлов. НЕЮБИЛЕЙНЫЕ ЗАМЕТКИ О ЗНАМЕНАТЕЛЬНОМ ЮБИЛЕЕ.
29 августа 150 лет тому назад преставился Фридрих Йозеф Гааз – московский святой доктор (часть вторая)


III. Кто вы, доктор Гааз?

Уроженец Рейнской области Фридрих Йозеф Гааз уже в качестве Федора Петровича стал близок и понятен москвичам, собственно, и прославившим его еще при жизни как святого доктора. Причину этого следует искать в типологии святости, которую являл доктор Гаааз, но которая при этом была хорошо знакома тогдашнему россиянину по известным агиографическим образцам, причем образцам весьма чтимыми в нашей стране.

Так, выкупающий крепостных (по сути дела, рабов) и заботящийся о несчастных в силу их нахождения в нечеловеческих условиях арестантах святой доктор сразу заставлял вспомнить о святителе Николае, культ которого с древности был особенно силен в нашей стране. А его невиданное для того времени бессребренничество, когда он бесплатно лечил многих обездоленных, сразу заставляло вспомнить древних христианских врачей-бессребренников, и прежде всего великомученика Пантелеимона, также весьма почитаемого в России. Таким образом, российское религиозное сознание оказалось готовым к восприятию столь неожиданному проявлению известных ему типов святости.

Как сын Католической Церкви доктор Гааз, конечно же, знал эти и другие древние агиографические образцы христианского милосердия. Тем не менее, не следует забывать и того факта, что он приехал как в феодальную Россию и как человек, выросший в уже по преимуществу буржуазной среде, которая была характерна для тогдашней Рейнская области. Бесценность человеческой личности и ее прав имели там уже не только религиозную санкцию. В связи с этим, казалось бы, можно сказать, что доктор Гааз явил в феодальной стране образец именно буржуазной, то есть гражданской святости. Однако такой синтез окажется слишком поспешным. Вопреки хлесткому утверждению незадачливого автора упомянутого в первой части настоящих заметок материала в НГР, доктор Гааз своим деланием не ставил целей социальной реформы, будь то в сфере пенитенциарной системы, будь то в какой либо другой. Став российским чиновником, он являл образец верности Российскому Государю и полнейшую законопослушность. Но при этом он помнил о приоритете своего христианского призвания, служа стране, которая декларировала себя как христианская. Его представляющаяся теперь "реформаторской" деятельность, результатом которой стали отмена одиозных "прута" и "рогаток" при конвоировании заключенных, облегчение кандалов, наконец, учреждение лечебной помощи узникам, на самом деле была лишь проявлением христианского человеколюбия, которое встречало понимание и поддержку в силу общественных настроений, получивших развитие в александровскую эпоху.

А что касается реформы, причем воистину великой реформы российской правоохранительной системы, пример которой после десятилетий советской дикости кажется нам теперь чем-то труднодостижимым, когда по всей стране утвердилось независимое судебное следствие и суды присяжных, а "мертвые дома", стали обретать человеческий облик, то это произошло уже десятилетие спустя после блаженной кончины московского святого доктора. Другое дело, что в достижении этого была и его заслуга, но не заслуга политика-реформатора, а заслуга доброго христианина, напоминавшему обществу, именовавшему себя христианским, о его несоответствии этому имени.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=137


Цыбин Юрий

православный христианин

Тема: #22679
Сообщение: #650953
18.09.03 16:43
Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Знаменитый врач. Святой....
Есть еще Лука (Войно-Ясенецкий)....
Жизнь положили. Гааз не был русским по форме.... но сердце Христово. Русским бы так сегодня стране служить.


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #22679
Сообщение: #650945
18.09.03 16:38
Ответ на #609740 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Иннокентий Павлов. НЕЮБИЛЕЙНЫЕ ЗАМЕТКИ О ЗНАМЕНАТЕЛЬНОМ ЮБИЛЕЕ.
29 августа 150 лет тому назад преставился Фридрих Йозеф Гааз – московский святой доктор (часть вторая)

II. Упущенная возможность или смиренномудрие?

Если о ситуации с юбилеем святого доктора рассказать какому-нибудь московскому политтехнологу, то он схватится за голову и начнет причитать о том, что Католическая Церковь упустила прекрасную возможность реализовать в России свои важные интересы, вплоть до визита Папы в Москву включительно.

В самом деле, фигура Федора Петровича Гааза с точки зрения пиара, более чем "раскрученная", при чем довольно давно. Собственно, его юбилей - это уже событие национального масштаба, а не просто мероприятие в рамках общины российских католиков. Его правозащитная (по современным понятиям) и филантропическая деятельность, связанная с российской пенитенциарной системой, остающейся в силу известных причин одним из ведущих ньюсмейкеров российских и международных СМИ, способна поднять широкий общественный интерес к его личности, причем не только в историческом плане, а и в связи с проводимой в стране правовой реформой. Одним словом, повод для организации сколь угодно представительных симпозиумов более чем достаточный. Опять же, любой серьезный ученый, общественный деятель, правозащитник, политик, российский и зарубежный, сочтет за честь поучаствовать в таких мероприятиях. Учитывая укоренившуюся с советских времен манеру россиян жить от юбилея к юбилею, можно себе представить, какие общественные последствия могли бы иметь мероприятия, связанные с доктором Гаазом. Если четыре года назад Пушкин был "нашим всё", то в этом году московский святой доктор тоже стал бы для нас весьма многим.

Но если организовывать торжества, то встал бы вопрос об инициаторе и генеральном организаторе. Здесь, понятное дело, во главе угла и оказалась бы Католическая Церковь в лице ли Российской епископской конференции или некоего международного юбилейного комитета, поскольку речь, с одной стороны, идет о ее верном чаде, а, с другой, - о человеке, давным-давно почитаемом не только католиками в лике святых. Конечно, ради такого дела следовало бы собрать и некий национальный подготовительный комитет, куда, опять же, сочли бы за честь войти многие представители российской элиты, до чиновников администрации президента включительно. Упоминание последней в связи с этим не случайно. "Равноудаленность" Путина от религиозных структур, к неудовольствию руководства РПЦ МП наглядно продемонстрированная в Сарове, явно не была экспромтом. Так что и "высочайшее" участие в гаазовских торжествах, имей они место, также было бы вполне закономерно. Тем более, что в Германии тоже чтут своего святого земляка, просиявшего на московской земле. Поэтому наряду с высокими иерархами из этой страны мог бы пожаловать и кто-то из ее политических тяжеловесов, скажем, экс-канцлер Коль. Опять же, достойный повод для демонстрации столь пропагандируемого Москвой российско-германского партнерства. Но самое главное, если верить (а не верить нет оснований) весьма информированному обозревателю справочно-информационного портала "Религия и СМИ" А. Морозову, это было бы связано с тем, что, оказывается, "во время саровских торжеств Владимир Путин поставил перед Патриархом Алексием вопрос o посещении России Папой Иоанном Павлом II в формате межгосударственного визита". Как бы тут было не ухватиться за такой повод для визита Папы в Москву, как беатификация католического и при этом столь почитаемого в России, можно сказать, ее национального святого. Это вам уже не транзитная посадка в Казани с поздним списком со чтимой иконы. Тем более, что вопрос об этой беатификации поставлен достаточно давно, да и все материалы к ней также уже давно, что называется, "на мази". А тут и юбилей поспел...
(...)
Однако, как видим, ничего этого не происходит. Более того, никаких инициатив с католической стороны в этом направлении не было. Почему?

Ответ на этот вопрос я попробовал найти у, с одной стороны, лица, заинтересованного в церковном прославлении доктора Гааза, а, с другой, у весьма авторитетного иерарха Католической Церкви. Речь идет об архиепископе Кёльнском Иоахиме кардинале Майснере, в архидиоцезе которого находится Бад-Мюнстерэйфель – родина московского святого доктора, где также сохраняется о нем память. В конце июля мне пришлось провести несколько дней в Бонне, также входящем в Кёльнский архидиоцез, участвуя в одной научной конференции. А поскольку среди ее организаторов был католический богословский факультет местного университета, то один из приемов в честь ее участников как раз и давал кардинал Майснер. Устроенный в формате "буффет" он предоставлял возможность свободного общения всем его участникам. Так состоялась и моя беседа с кардиналом. На мой вопрос о беатификации доктора Гааза он ответил, что со стороны его архидиоцеза вся работа была проделана и соответствующие документы были направлены в Рим, где теперь все и решается. А далее он сказал буквально следующее: "Нужна канонизация. И надо, чтобы ее провели совместно Патриархи Рима и Москвы. Таково мое видение".

Этот ответ весьма показателен. Советская манера что-то делать или чего-то добиваться к тому или иному юбилею, как видим, не в стиле Католической Церкви. Конечно, беатификация, то есть причисление к лику блаженных, как первая стадия канонизации доктора Гааза, может произойти достаточно скоро и без увязки с какими-либо датами и другими мероприятиями. А вот что касается его полной канонизации, то здесь, хотя историческая перспектива и просматривается, следует говорить о событии куда более отдаленном, которого остается смиренномудро ждать. Ведь речь идет именно о российском святом, так что его прославление должно быть связано с национальной церковью России. Понятно для этого нужно восстановление общения святых (communication sanctorum), что в свете новозаветного богословия и традиционной святоотеческой православной экклезиологии означает восстановление единства с церковью Ветхого Рима.

Осознание этого давно уже зреет в российской церковной среде. В упомянутом выше обзоре тот же А. Морозов сообщает о начатом на прошлой неделе в недрах ОВЦС МП формировании "комиссии по проблеме унии". При этом г-н Морозов говорит о привлечении в нее "лучших церковных специалистов". Вот только хочется спросить: специалистов в области чего? По-видимому, специалистов в области идеологического обслуживания отживших цезарепапистских схем... Впрочем, оставим ныне эту грустную тему, к которой новоявленная комиссия еще, видимо, даст повод вернуться.

Лучше посмотрим, что значит для России Федор Петрович Гааз именно в агиологическом плане.
(продолжение, см III.)


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #22679
Сообщение: #609740
24.07.03 23:58
Ответ автору темы | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


«Спешите делать добро!» К 150-летию кончины доктора Гааза


Фридрих Иосиф Гааз родился в старинном живописном немецком городке Мюнстерейфеле около Кельна 24 августа 1780 года в семье аптекаря. Дед Гааза был доктором медицины. Внук пошел по его стопам и тоже стал врачом, а своей специальностью выбрал глазные болезни. Призванный случайно к заболевшему русскому вельможе Репнину и с успехом его вылечивший, он, вследствие уговоров своего благодарного пациента, отправился вместе с ним в Россию и поселился с 1802 года в Москве.

Любознательный, энергичный и способный молодой врач вскоре освоился в русской столице и приобрел в ней большую практику. Его приглашали на частные консультации, в больницы и богоугодные заведения, в которых бесплатно лечились бедные и неимущие. Обозревая их в 1806 году, он нашел в Преображенском богаделенном доме множество совершенно беспомощных больных, страдающих глазными болезнями, и принялся за их безвозмездное лечение. Успех этого врачевания был так велик, что по решению императрицы Марии Федоровны (супруги императора Александра I) доктор Гааз был взят на государственную службу и назначен главным врачом Павловской больницы. Вступив в эту должность, Гааз не оставил своих забот о больных бедняках и постоянно посещал их в различных московских богоугодных заведениях.

В 1809 и 1810 годах Гааз совершил две поездки на Кавказ, где занимался изучением целебных вод минеральных источников, и в 1811 году издал прекрасно написанную книгу по результатам своих работ. В значительной степени именно его трудам Россия обязана возникновению одного из известных курортов нашей страны – Кавказских Минеральных Вод.

Во время Отечественной войны 1812 года Гааз был в действующей армии и дошел до Парижа. Затем, выйдя по окончании войны в отставку, он возвратился к себе на родину, где застал всю семью в сборе у постели умирающего отца. Как вспоминала сестра Гааза Анна, старик был радостно тронут неожиданным свиданием и, благословив любимого сына, умер на его руках. Пребывание на родине было недолгим – Гааза неудержимо тянуло в страну, где он уже начал работать на общую пользу. Он вернулся в Россию – и уже до конца жизни не покидал ее. Овладев в совершенстве русским языком, он слился душою с русским народом, поняв и полюбив его.

Доктор Гааз принял русское имя Федор Петрович. Первое время он не поступал на государственную службу, а энергично и умело занимался частной практикой, стал состоятельным и уважаемым жителем Москвы. В 1825 году генерал-губернатор Москвы князь Голицын предложил Гаазу возглавить медицинское ведомство города. Для доктора эта служба была не из легких: для наведения порядка в запущенном медицинском хозяйстве, помимо административно-медицинской работы, постоянно приходилось бороться со всякого рода злоупотреблениями и просто воровством. Это, конечно, вызывало раздражение и злобу чиновников, спокойно занимавших свои «теплые» места в городской администрации. Полился поток жалоб и кляуз на «беспокойного доктора». Многое из того, что хотелось достигнуть, Федору Петровичу Гаазу так и не удалось осуществить, он был вынужден подать в отставку.

Оставив городское медицинское ведомство, Гааз снова обращается к частной практике, отзываясь на все призывы и просьбы о помощи. Владея домом в Москве и подмосковным имением в селе Тишки, где он устроил суконную фабрику, Гааз вел жизнь серьезного, обеспеченного и пользующегося общественным уважением человека.

К этому-то человеку и обратился с новым предложением генерал-губернатор Голицын. В 1830 году Федор Петрович Гааз становится членом попечительного комитета о тюрьмах и главным врачом московских тюрем. Это назначение стало главным делом жизни доктора Гааза. Поняв свое новое призвание, он отдался ему всей душой, начав с новой деятельностью и новую жизнь.

Будучи врачом, Федор Петрович Гааз приступил к участию в деятельности тюремного комитета с убеждением, что между преступлением, несчастьем и болезнью есть тесная связь – что трудно, а иногда и невозможно ограничить одно от другого, и что отсюда вытекает и троякое отношение к лишенному свободы. Необходимо справедливое, без напрасной жестокости, отношение к виновному, деятельное сострадание к несчастному и призрение больного. Положение вещей в России ко времени открытия тюремных комитетов было совершенно противоположное. За виновным отрицались почти все человеческие права и потребности, больному отказывалось в действительной помощи, несчастному – в участи.

С этим положением вещей вступил в открытую борьбу Гааз и вел ее всю жизнь. Его ничто не останавливало, не охлаждало – ни канцелярские придирки, затруднения и путы, ни косые взгляды и ироническое отношение некоторых высокопоставленных членов комитета, ни столкновения с сильными мира сего, ни даже частые и горькие разочарования в людях…

Увидев воочию положение тюремного дела, войдя в соприкосновение с арестантами, Федор Петрович, очевидно, испытал сильное душевное потрясение. Мужественная душа его, однако, не убоялась горького однообразия представившихся ему картин, не отвернулась от них с трепетом и бесплодным соболезнованием. С непоколебимой любовью к людям и к правде он вгляделся в эти картины и стал упорно трудиться над смягчением их темных сторон. Этому труду и этой любви он отдал все свое время, постепенно перестав жить для себя. С открытия комитета и до кончины Федора Петровича, в течение почти 25 лет, было 293 заседания комитета – и на них он отсутствовал один только раз… В журнале каждого заседания, как в зеркале, отражается его неустанная, полная энергии и забвения о себе, деятельность. Чем дальше шли годы, чем больше накапливалось этих журналов, тем резче изменялись образ и условия жизни Гааза. Быстро исчезли белые лошади и карета, в которой он каждый день выезжал по вызовам к пациентам; с молотка пошла оставленная без «хозяйского глаза» и заброшенная суконная фабрика, бесследно продана была недвижимость, обветшал костюм, и когда, в 1853 году, пришлось хоронить некогда видного и известного московского врача, это пришлось сделать за счет полиции…

За долгие годы службы в должности главного врача московских тюрем Федор Петрович Гааз сделал многое, казавшееся ранее невозможным, для облегчения участи осужденных. Условия содержания в московских тюрьмах были ужасными: стужа и жара, всегда – грязь и множество насекомых, голод и жестокость. Пользуясь поддержкой князя Голицына, доктору Гаазу удавалось, все-таки, что-то изменить к лучшему. К числу особых его заслуг относится борьба за отмену прута для ссыльных и облегчение кандалов. Прут был введен в 1825 году в целях предупреждения побегов. Группы по 8-10 человек (разных по возрасту, выносливости и состоянию здоровья) укреплялись за наручники к одному пруту, с которого людей не снимали даже ночью. Расковывали «нанизанных» на прут на короткое время, только при необходимости снять того, кто уже просто не мог идти. Гааз хотя и не добился отмены прута, но своей властью мог заменять прут на кандалы – идти поодиночке с ножными кандалами, которые прикреплялись к поясу и не мешали движению, было счастьем по сравнению с прутом. Он также разработал новые кандалы, отличавшиеся меньшим весом, которые так и прозвались «гаазовскими». Вот что говорил о докторе Гаазе в одной из своих проповедей св. архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), сам прошедший через страдания лагерей и ссылок: «Он видел, как угоняли на каторгу колодников в кандалах, он знал, что они должны были идти тысячи верст в Сибирь, и его сердце терзалось жалостью к ним. Для того чтобы ясно представить себе их мучения, он однажды надел на свои ноги кандалы и несколько часов подряд маршировал в них по двору своего дома, чтобы почувствовать, каково идти людям в них…» Не приказами, а, в основном, просьбами и мольбами доктор Гааз добивался, чтобы конвоиры перековывали заключенных на легкие кандалы.

Благодаря стараниям доктора Гааза, в 1847 году в Москве организовалась Полицейская больница для бедных и беспризорных, которую, по воспоминаниям современников доктора, благодарное простонародье Москвы вскоре «прочно и без колебаний окрестило именем “Газовской”»… При лечебнице этой была маленькая квартирка из двух комнат, в которой доктор Гааз и поселился. Те, кому выпало счастье знать доктора лично, свидетельствовали: когда в больнице не было места, а больные все продолжали поступать, он клал их в своей квартире и ухаживал за ними неустанно. Именно в этой больнице у доктора Гааза получали первые уроки самоотверженного служения страждущим сестры из организованной княгиней Натальей Борисовной Шаховской общины сестер милосердия «Утоли моя печали».

Доктора Гааза прозвали «святым» не только за облегчение физических страданий заключенных, но и за его истинно христианскую любовь к этим людям. Он старался уменьшить и разделить их душевные страдания, становясь другом и утешителем. Его обращение к арестанту не только исключало слово «каторжник» и тому подобное, а предполагало обычное употребление ласковых слов. Доктор Гааз не считал зазорным обнять и поцеловать самого униженного и оскорбленного. Врач сделался по сути духовным пастырем, пользующимся своими правами на врачевание тела, чтобы залечивать душевные раны. «Благодаря ему многие, будучи злодеями при вступлении в стены пересыльной тюрьмы, покидали их для пути в Сибирь, став лишь только несчастными…»

Очень характерный эпизод для поведения доктора по отношению к заключенным приведен у писателя и врача В.В. Вересаева. Однажды на заседании Московского тюремного комитета на реплику своего коллеги и духовного друга – святителя митрополита Московского Филарета «Да что Вы, Федор Петрович, ходатайствуете об этих негодяях! Если человек попал в темницу, то проку в нем быть не может», – доктор ответил кротко: «Ваше высокопреосвященство. Вы изволили забыть о Христе: он тоже был в темнице». Смущенный митрополит Филарет, который отличался строгостью не только к другим, но и к себе, достойно ответил: «Не я забыл о Христе, но Христос забыл меня в эту минуту. Простите, Христа ради».

Подвижнический труд доктора Гааза питала бесконечная любовь к ближним. У А.И. Герцена в книге «Былое и думы» можно прочесть, что, приезжая каждую неделю «в этап на Воробьевы горы, когда отправляли ссыльных», доктор «всегда привозил с собой всякой всячины, съестных припасов и разных лакомств – грецких орехов, пряников, апельсинов и яблок для женщин». Приводится там и такой эпизод: доктор осмотрел больного и пошел в кабинет что-то ему прописать. «Возвратившись, он не нашел ни больного, ни серебряных приборов, лежавших на столе». Все кончилось таким обращением к вору, когда тот был задержан с поличным:
«Бог тебя рассудит…», «да постой, у тебя нет ни гроша – вот полтинник, но старайся исправить свою душу…»
Марина Овчинникова
http://www.sedmitza.ru/


Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Календарь 4153

25 января - день памяти преподобного Мартиниана Белоезерского, игумена (1483).

24 января 2025 в 11:40Андрей Рыбак
25 января - день памяти святителя Саввы I, архиепископа Сербского (1237). 25 января - день памяти святителя Саввы I, архиепископа Сербского (1237). Святитель Савва, возлюбленное и лучезарное светило ... читать далее »

Высказывания 707

Попечения Бога о человеке весьма разнообразны

23 января 2025 в 16:37Андрей Рыбак
Преподобный Иоанн Лествичник Попечения Бога о человеке весьма разнообразны: "Иное есть промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божия; и иное – утешение. ПРОМЫСЕЛ Божий ... читать далее »

Помогите! 222

SOS! Спасти «Пилигрим»!

21 января 2025 в 20:37Андрей Рыбак
SOS! Спасти «Пилигрим»! Сергей Синельник: Друзья мои, может у кого-то есть возможность выложить текст о случившемся на каких-то платформах, каналах, группах. Недавний опыт показал, в соц сетях с ... читать далее »

Лица 494

Отец Симеон (в миру Иван Егорович Ларин) родился 1 января 1918 года

21 января 2025 в 13:36Андрей Рыбак
Отец Симеон (в миру Иван Егорович Ларин) родился 1 января 1918 года Из публикации в газете «Православный Крест» №12 от 2/15 июня 2015 г. 1) биографические данные о Старце: "Отец Симеон (в миру Иван ... читать далее »

Поиск Святой Руси 424

Что означает крещение Духом Святым и огнем.

19 января 2025 в 09:26Андрей Рыбак
Рождество Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Богоявлением и Крещением Святым Духом Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и ... читать далее »

Молитва 414

Господи, прошу Тебя, вразуми, или помилуй, или Сам направь этого человека

16 января 2025 в 11:50Андрей Рыбак
прп. Порфирий Кавсокаливит Молитва преп. Порфирия Кавсокаливита, при чтении ее Христос начинает влагать человеку, о котором ты молишься, благие помыслы: Господи, прошу Тебя, вразуми, или помилуй, ... читать далее »

История 575

Причины революции 1917 года. Антон Иванович Деникин

14 января 2025 в 18:20Андрей Рыбак
А.И. Деникин ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА. В данном отрывке один из руководителей Белого движения Антон Иванович Деникин, очень четко раскрывает духовное состояние русского народа перед 1917 годом. ... читать далее »

Святые 577

Старец Паисий поёт полиелей во время всенощного бдения в своей келлии -Панагуде

13 января 2025 в 13:45Андрей Рыбак
Старец Паисий Старец Паисий поёт полиелей во время всенощного бдения в своей келлии -Панагуде в праздник Успения Божией Матери 13 января — день прославления преподобного Паисия Святогорца в лике ... читать далее »

Иконы 367

Вифлеемская - единственная икона, на которой Богородица улыбается!

10 января 2025 в 14:40Андрей Рыбак
Вифлеемская - единственная икона, на которой Богородица улыбается! Вифлеемская - единственная икона, на которой Богородица улыбается! Радости о Господе! С Праздником! читать далее »

Праздники 375

С Рождеством Христовым, братия и сестры!

9 января 2025 в 21:31Андрей Рыбак
С Рождеством Христовым! С Рождеством Христовым, братия и сестры! читать далее »

Альпинизм

Казбек: связка | Фильм 4К

Казбек: связка | Фильм 4К читать далее »

Прочее

Спуск по одинарной и сдвоенной верёвкам с использованием карабинного тормоза.

Спуск по одинарной и сдвоенной верёвкам с использованием карабинного тормоза. читать далее »

Афон 245

Путешествие в Рай / Passages through Paradise (2000) | впервые в русской озвучке

24 января 2025 в 10:36Андрей Рыбак
Скит Апостола Андрея. Афон Путешествие в Рай / Passages through Paradise (2000) | впервые в русской озвучке «Звучание досок и колоколов, голоса монахов, поющих нараспев, услаждают душу человека. ... читать далее »

Выживание. 327

Хочешь мира, готовься к войне. Сергий Алиев

22 января 2025 в 21:21Андрей Рыбак
Сергий Алиев Хочешь мира, готовься к войне. Сергий Алиев читать далее »

Спорт - Экстрим 278

В Ковалевском центре помощи детям прошли первые в истории соревнования на призы выпускников

21 января 2025 в 20:15Андрей Рыбак
Алексей Бедняков и Сергей Петров В Ковалевском центре помощи детям под Костромой прошли первые в истории соревнования на призы выпускников Этот спортивный праздник – состязания по скалолазанию - ... читать далее »

Церковь 736

Венчание - Таинство Любви

20 января 2025 в 22:01Сергий Пономарь
Венчание в церкви Предисловие В данной статье использованы материалы беседы митрополита Антония Сурожского «Таинство Любви». В ней раскрывается суть совершаемого в Православной Церкви Таинства ... читать далее »

Эсхатология 755

Ересь католиков

16 января 2025 в 17:12Сергий Пономарь
Католический папа ПРЕДИСЛОВИЕ Данный материал, собранный из различных православных источников, содержит в себе краткие сведения, позволяющие получить представление об основных заблуждениях ... читать далее »

Предание 459

"Я никогда не бывал в несчастии".

15 января 2025 в 20:51Сергий Пономарь
Блаженный Один знаменитый богослов в продолжение восьми лет прилежно и непрестанно молил Бога о том, чтобы Он явил ему человека, могущего указать прямой и неложный путь к достижению Небесного ... читать далее »

Песни 128

Творец чудес - Наталья Грайф

14 января 2025 в 14:59Андрей Рыбак
"Троица" прп Андрея Рублева Творец чудес - Наталья Грайф 1 куплет: F#m Hm Творец чудес, величественно Имя Твоё, E A Творец чудес, величествен Ты ... читать далее »

Еда 441

Что касается запасов, то вот рекомендации на одного человека на полгода

11 января 2025 в 15:06Андрей Рыбак
Натуральный мёд — кладезь здоровья и долголетия! Что касается запасов, то вот рекомендации на одного человека на полгода: ### Основные продукты: 1. **Крупы и злаки**: - Рис: 15-20 кг - Овсянка: 5-8 ... читать далее »

Катастрофы 301

Бездомные звезды и сгоревший Голливуд: пожары в Лос-Анджелесе

10 января 2025 в 11:50Андрей Рыбак
пожары в Лос-Анджелесе Бездомные звезды и сгоревший Голливуд: пожары в Лос-Анджелесе Сколько можно растлевать мир и оставаться безнаказанным. Вопрос времени. Людей жалко, но это ... читать далее »

Чудо 346

Помощь Божия в дороге

3 января 2025 в 22:28Сергий Пономарь
Божия помощь в пути За три года жизни (1998-2001) в одном селе, когда мне пришлось жить и трудиться при церкви этого поселка, то, будучи находясь в разъездах, много раз испытал на себе помощь Божию ... читать далее »

Прочее

Организация аварийного узла UIAA для спуска по верёвке.

Организация аварийного узла UIAA для спуска по верёвке. читать далее »

Океанская гребля

Правда ли, что Фёдора Конюхова сопровождает судно поддержки.

Пришел запрос (не первый раз) - правда ли, что Фёдора Конюхова сопровождает судно поддержки. Я понимаю, сложно себе представить, как 1 человек на весельной лодке 9 метров пересекает самый большой и ... читать далее »

Детям 612

"Простоквашино" по-церковно-славянски

23 января 2025 в 18:03Андрей Рыбак
Письмо из Простоквашино "Простоквашино" по-церковно-славянски читать далее »

Здоровье 473

Атеросклероз. Что есть

21 января 2025 в 22:02Андрей Рыбак
Атеросклероз. Что есть Атеросклероз ✔ КАПУСТА. Кимчи — популярный корейский рецепт, который включает в себя ферментированную капусту, острый перец, ферментированную рыбу и многие другие ... читать далее »

Духовное 1098

Любовь есть нечто бесконечно совершенное, если мы определяем её не как чувство, эмоцию, проявление, а как личность.

21 января 2025 в 16:56Андрей Рыбак
Любовь " Моя вера для меня чётко определена, оформлена. Ведь только Православие ответило на все вопросы, расставило всё по местам. Разные религии много говорят о Боге, но ни одна из них не сказала ... читать далее »

Картины 114

Крещенское водосвятие. Кустодиев. 1921 г.

19 января 2025 в 10:20Андрей Рыбак
Крещенское водосвятие. Кустодиев. 1921 г. Крещенское водосвятие. Кустодиев. 1921 г. читать далее »

Литература 423

Те, которые приняли за истинную веру мёртвую веру

16 января 2025 в 13:35Андрей Рыбак
Автопортрет А. С. Хомякова, 1842 г. «Те, которые приняли за истинную веру мёртвую веру, т.е. ложную или внешнее знание, дошли в своём заблуждении до того, что из этой мёртвой веры, сами того не зная, ... читать далее »

Любовь 181

Что означает - "держи свой ум в Отце"

15 января 2025 в 11:04Андрей Рыбак
Держи свой ум в Отце Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Рождеством. С днем памяти прп Серафима Саровского Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: ... читать далее »

Стихи 1520

Ода «Бог». Гаврила Державин 1784 г.

13 января 2025 в 21:25Сергий Пономарь
"О Ты, пространством Безконечный..." Глубоко и пылко верующий человек, Гавриил Романович Державин (1743–1816) написал замечательную оду «Бог» . Как пишет автор, вдохновение пришло к нему в Светлое ... читать далее »

Память 411

Почил он, как и преподобный Серафим, стоя на коленях...

10 января 2025 в 20:34Андрей Рыбак
от кассетных снарядов погиб протоиерей Владимир Креслянский 10 лет назад, 31 июля 2014 года, в Луганске от кассетных снарядов погиб протоиерей Владимир Креслянский. Это случилось в канун дня памяти ... читать далее »

Интересно 555

Ашманов и Сидоренко про цифровой концлагерь

9 января 2025 в 21:37Андрей Рыбак
Нет электронному концлагерю АШМАНОВ И СИДОРЕНКО про цифровой концлагерь, РКН и запреты VPN, ИИ, нейросети, биткоин и Госуслуги читать далее »

Будущее 418

Встречайте БАМ 3.0. Началась стройка, которая изменит Россию

3 января 2025 в 12:49Андрей Рыбак
БАМ Встречайте БАМ 3.0. Началась стройка, которая изменит Россию читать далее »

Ледолазание

Основы. Ледолазание, упражнения для ног

Основы. Ледолазание, упражнения для ног читать далее »

Альпинизм

Восхождение на пик Свободная Корея по маршруту Барбера 5Б.

Фри соло восхождение по северной стене пика Свободная Корея в Ала-Арче. Маршрут Барбер 5Б. читать далее »

© 1999-2025 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru





/*