Зайченко Александр Анатольевич
православный христианин
|
Термином "покаяние" традиционно переводится греческое слово "метаноя", от "мета" ("после") и "ноео" ("понимать", "мыслить", "воспринимать") и, таким образом, буквально обозначает "после понимания", "после восприятия" ("поздняя мысль", "думать после"): "Библейское покаяние подразумевает перемену ума" (Constable Th.L., 1982). Однако христианское понимание этого термина не ограничивается переменой мыслей: "преобладающее интеллектуальное понимание слова "метаноя" как перемены ума играет очень незначительную роль в Новом Завете" (Goetzman J., 1986) и "непременно включает в себя стыд и сожаление о грехе" (MacArthur J.F., 1994). Наиболее ярко, почти гротескно, акцентуацию на греховности в подходе к пониманию покаяния делает, к примеру, теолог Д.Мартин Ллойд-Джонс, цитируемый J.F.MacArthur (1994): "Покаяние - это осознание того, что в присутствии Божьем вы - виновный, мерзкий грешник, заслуживающий гнев и наказание от Бога, что вы - пленник ада".
Если "Словарь греческого языка" под редакцией J.H.Thayer (1962) определяет "метаноя" как "перемену ума тех, кто стал ненавидеть свои блуждания и преступления и решил стать на путь лучшей жизни, которая принимает реальное осознание греха и сожаление о нем, и искреннее исправление, знаками которого являются добрые дела", то в статье J.Behm (1967) "Метаноя" из "Теологического словаря" под редакцией G.Kittel основной акцент прямо делается на обращение к Богу". Необходимо отметить, что термином "метаноя" в греческом переводе Нового Завета передается арамейское слово "тешува", означающее "ответить", "вернуться", "обратиться" (Зайченко А.А., 1999). То есть покаяние, по существу, представляет собой обращение к Богу в ответ на его призыв: одним из возможных переводов термина "метаноя" может быть "после восприятия" (призыва Бога). Покаяние дается Богом, (Деян.11:18; 2Тим.2:25): "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший меня" (Иоан.6:44), "никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего" (Иоан.6:65) (отметим при этом, что, согласно L.S.Chafer (1948), слово "покаяние" не встречается в Евангелии от Иоанна и только однажды встречается в Послании к Римлянам). "Всякий раз, когда кто-то ищет Бога, можно быть уверенным, что это отклик на побуждение ищущего Бога" (MacArthur J.F., 1994). Однако это "обращение к Богу", "ответ на Его призыв" может быть лишь результатом напряженной работы: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут" (Лук.13:24). Словом "подвизайтесь" переведен греческий термин "агонизомай", подразумевающий мучительную, напряженную и целеустремленную борьбу. Это же слово использовано в 1Кор9:24-25, где говорится об атлетах, стремящихся получить награду, в Кол.4:12 об Епафрасе, подвизающемся в молитвах, и в 1Тим.6:12, где дается совет подвизаться "добрым подвигом веры". Христос говорит: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Матф.11:28). Словом "труждающиеся" переведен греческий термин "копиао", обозначающий изнурительный труд до изнеможения.
Покаяние является условием спасения, неизбежным результатом которого является преобразованный человек. Иисус был рожден как Спаситель: "Он спасет людей Своих от грехов их" (Матф.1:21). Спасение является природой Иисуса. Проповедь Христа является ответом на вопрос "так кто же может спастись?" (Матф.19:25) и представляет собой систему, правила спасения. Как на пляже ставят доску "Правила спасения на водах", так Христос поставил доску "Правила спасения в этом мире". Он - учитель спасения и дает его, подобно тому, как давал хлеб и рыбу, спасая от голодной смерти (Матф. 14:15-21, 15:32-38; Марк 6:35-44; Лука 9:12-17; Иоанн 6: 5-13). Свобода выбора человека заключается в том, что он может выбрать другую систему, другие правила. Или тонуть. "Спасение" в проповеди Христа следует понимать буквально. Человеку лишь следует иметь острую необходимость, а также достаточно ума и решительности, чтобы обратиться непосредственно к идее спасения через покаяние. Свою проповедь Иисус начал со слов: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф.4:17), а свою задачу Он видел в том, чтобы "призвать ... грешников к покаянию" (Лук.5:32), так как "если не покаетесь, все так же погибнете" (Лук.13:3,5).
В Энциклопедическом словаре "Христианство" под покаянием понимается не только и не столько раскаяние, но, прежде всего, возрождение, полное изменение существа (Барсов И.И., 1995). В соответствии с выделением A.Strong (1907) и L.Berkhoff (1939) трех обязательных компонентов веры - интеллектуального ("нотитиа"), эмоционального ("ассенсус") и волевого ("фидициа") - G.Vos (1972) рассматривает покаяние как процесс, который "не ограничивается каким-то одним участком разума, а включает всего человека, интеллект, волю, чувства". Этот подход основан на анализе трех греческих слов, использованных, согласно G.Vos, в Евангелиях для описания этого процесса: "метамеломай" (сожаление, раскаяние) выражает эмоциональный элемент (Матф.21:29-32), "метаноео" (перемена мыслей) - интеллектуальный компонент (Матф.12:42; Лук.11:32; 15:7,10), "эпистрефомай" - замену одних потребностей другими, перемену направления жизни (Матф.13:15; Лук.17:4; 22:32). J.F.MacArthur (1994) еще более конкретен: "Покаяние в отношении ума начинается с признания греха, в отношении чувств сопровождается печалью, тогда как в отношении воли приводит к перемене поведения". При этом "покаяние требует духовного кризиса, ведущего к полному повороту, и в итоге, к абсолютному преобразованию".
В связи с экзистенциальным выбором современного человека между метаноей и паранойей, основные принципы христианского покаяния, включающие его интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты должны лечь в основу христиански-ориентированной психокоррекции (Зайченко А.А., 2000).
Список публикаций
Барсов И.И. Покаяние// Христианство/ Энциклопедический словарь. - Т.2.- М.: Большая Российская энциклопедия,1995.- С.357-358.
Воловикова М.И., Махнач А.В. Психология, психотерапия и христианство: ("Круглый стол")// Психол.ж.- 1995.- Т.16, №1.- С.176-178.
Зайченко А.А. Индивидуализация взаимодействия педагога и ребенка-жертвы сексуального насилия// Материалы межвузовского совещания "Антропология детей и вопросы воспитания".- Арзамас, 18-19 марта 1992г.- Арзамас, 1992.- С.32-33.
Зайченко А.А. Эндофилолагния - нарушение психосексуальных ориентаций по степени родства// Материалы научно-практической конференции "Психология и жизнь".- Саратов: Слово, 1996.- С.103-104.
Зайченко А.А. Эндофилолагния - нарушение психосексуальных ориентаций по степени родства// Вопросы полового воспитания.- Т.2(1).- Саратов: Изд-во СГПИ, 1996а.- С.20-26.
Зайченко А.А. "Дитя" или "раб", "союз" или "завет"// Античный мир и мы: Материалы и тезисы конференции. Саратов, 16 - 17 апреля 1999.- Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 1999.- Вып.5.- С.59-60.
Зайченко А.А. Концептуальные основы христианских праздников в психотерапии экзистенциальной депрессии// Проблемы диагностики и коррекции психического развития детей: Сборник научных трудов преподавателей кафедры дефектологии педагогического института Саратовского государственного университета.- Саратов: Изд-во СПИ, 1999а.- С.30-33.
Зайченко А.А. Концептуальные основы христианских праздников в психотерапии депрессии и самодеструктивных тенденций при эндофилолагнии и алекситимии// Античный мир и мы: Материалы и тезисы конференции. Саратов, 22-23 апреля 1999.- Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 2000.- Вып.6.- С.11-20.
Зайченко А.А. "Метаноя" или что бывает "после понимания"// Античный мир и мы: Материалы докладов и сообщений научной конференции, 25-26 апреля 2002.- Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 2002.- Вып.8.- С.57-61.
Зайченко А.А. Шустов Д.И. Опыт использования данных о конституциональной типологии лица в психиатрической практике// Новости антропологии и антропоэкологии.- 1992.- Вып.1-2.- С.23.
Зайченко А.А., Ивлиева И.А. Бегом от Электры: пошаговый метод психотерапии истерического невроза// Материалы I-й Всероссийской конференции по психотерапии "Современные направления психотерапии и их клиническое применение".- М.: Ин-т психотерапии, 1996.- С.140-141.
Занадворнов М.С. Я и иное//Моск.психотерапевт.ж.-1994.-№2.-С.179-190.
Игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным// Моск. психотерапевт. ж.- 1998.- №1.- С.151-186.
Нечипоров Б. Психология энергийности и праздничная стихия// Моск. психотерапевт. ж.- 1998.- №1.- С.187-194.
Православие и современность//Моск.психотерапевт.ж.-1997.-№2.-С.78-89.
Розин М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр?// Моск.психотерапевт.ж.- 1994.- №2.- С.191-200.
Behm J. Metanoia// Theologycal Dictionary of the New Testament.- T.1.- Grand Rapids: Zondervan, 1967.- P.1002.
Berkhoff L. Systematic Theology. - Crand Rapids: Erdmans, 1939.- P.837-838.
Chafer L.S. Systematic Theology.- T.3.- Dallas: Dallas Seminary, 1948.- P.372.
Constable Th.L. The Gospel Message.- Walvoord: A Tribute, Chicago: Moody Press, 1982. - P.207.
Cox R.H. Transcedence and imminence in psychotherapy// Amer.J.Psychoter.- 1997.- Vol.51, N.4.- P.511-521.
Goetzman J. Conversion// New International Dictionary of New Testament Theology.- T.1.- Grand Rapids: Zondervan, 1986.- P.358.
Gopaul McNicol S.-A. The role of religion in psychotherapy// J. Contemp. Psychother.-1997.- Vol.27, N.1.- P.37-48.
Ironside H.A. Except ye Recept. - Crand Rapids: Zondervan, 1937.- P.7.
MacArthur J.F. The Gospel According. - Crand Rapids, Michigan: Zondervan, 1994.- P.185.
Strong A. Systematic Theology.- Philadelphia: Godson, 1907.- P.837-838.
Thayer J.H. Greek-English Lexicon of the New Testament. - Grand Rapids: Zondervan, 1962.- P.406.
Vos G. The Kingdom of God and the Church.- Nutley, N.Y.: Presbyterian and Reformed, 1972.- P.92-93. Еще - на http://zaichenko1958.narod.ru/psych5.htm
|