Роман Веков
 неоязычник/new-age нет доступа на форум
Тема: #21235
Сообщение: #945896 06.08.04 23:58
|
Свобода выбора не только не принадлежит к совершенству свободы; напротив, есть умаление и искажение свободы. Подлинная свобода есть безраздельное, непоколебимое, целостное устремление души к Богу
Кажется, господин Дворкин ввел в число признаков тоталитарной секты создание особого языка, понятного только посвященным.
Чем больше я общаюсь с православными, тем явственнее замечаю, что у них создан именно такой язык. И добро у них - совсем не то, что понимают под добром нормальные люди (истреблять язычников до последнего человека, включая младенцев - добро), и зло у них - совсем не то, что называют злом нормальные люди (кормить голодных от имени неправославной конфессии - зло). А теперь вот и свобода - не свобода, а "устремление всех помыслов к Богу".
А между тем, про особый язык такого рода и придание словам несвойственных им значений пишет не только Дворкин, но и авторы справочников по психиатрии - в главе о сверхценных и навязчивых идеях.
|
|
Семенченко Сергей Владимирович
 православный христианин нет доступа на форум
Тема: #21235
Сообщение: #945870 06.08.04 23:16
|
Здравствуйте, брат Леонид
//Хочу дополнить, проявления нашей свободной воли в сторону отдаления от Бога - есть грех. Таково мое скромное мнение//
Странным образом, но даже в среде православных свобода воли всегда ассоциируется с т. н. "свободой выбора".
Однако, как пишет, например, светлой памяти батюшка протоиерей Георгий Флоровский (см. его "Восточные Отцы V-VIII веков") при изложении учения Преподобного Максима Исповедника:
"Свобода выбора не только не принадлежит к совершенству свободы; напротив, есть умаление и искажение свободы. Подлинная свобода есть безраздельное, непоколебимое, целостное устремление души к Богу... "Выбор" совсем не есть обязательное условие свободы. Бог волит и действует в совершенной свободе, но именно Он не колеблется и не выбирает... Выбор, т.е. собственно "предпочтение" (как замечает сам Максим) предполагает раздвоение и неясность, т.е. неполноту и нетвердость воли. Колеблется и выбирает только грешная и немощная воля. Падение воли, по мысли преп. Максима, именно в том и заключается, что утрачена цельность и непосредственность, что воля из интуитивной становится дискурсивной, что воление развертывается в очень сложный процесс искания, пробы, выбора.... Но мерило совершенства и чистоты воли есть её простота, т.е.именно цельность и единовидность. И возможно это только через: Да будет воля Твоя! это и есть высшая мера свободы, высшая действительность свободы, приемлющей первотворческую волю Божию... "
И вот здесь, брат Леонид, хочется сразу выйти с плана морали и нравственности и перейти в план христианской антропологии..
Преподобный Максим вводит различие между естественной волей и волей "гномической".
Воля естественная, в силу благости самого естества, всегда совпадает с волей Божией..
Откуда же берется воля "гномическая", по сути воля избирательная, колеблющаяся?
У Иисуса Христа есть воля естественная, но нет воли гномической..
Почему?
"Гномической воли у Христа быть не может, ибо она есть принадлежность тварной личности, а Спаситель воспринял человеческую природу в целом, а не только личность одного конкретного человека", - пишет светлой памяти свет-батюшка Протоиерей Иоанн Мейендорф ("Введение в Святоотеческое богословие")
Но что значит, "воспринял человеческую природу в целом"?
И здесь, Леонид, полезно вспомнить, что по словам Преподобного Иустина Поповича:
"ФИЗИЧЕСКАЯ личность Адама до падения органически простиралась на весь мир твари: всю совокупную тварь Адам ощущал как своё тело, как своё расширенное естество, оживляемое, поддерживаемое вселенской, всеединящей благодатью богообразного самосознания. Падение Адама: разрыв, отпадение, умаление личности, расстройство: тварь становится не своей, не личной, безличной, чужой".
А значит, Сам Иисус Христос, образно говоря, как некий айсберг: видимая его часть - это тот "росток из сухой земли" (Ис. 53, 2), который был распят на Кресте и воскрешен, а невидимая часть его естества, его личности "органически простиралась на весь мир твари: всю совокупную тварь Он ощущал как своё тело, как своё расширенное естество, оживляемое, поддерживаемое вселенской, всеединящей благодатью богообразного самосознания"
А значит, в отличии от нас, которые мысленно рассекают единое наше живое и животворящее естество (ср. Еф. 1, 23 или 1 Кор. 12, 13) на множество якобы "автономных" "ростков из сухой земли", якобы, скажем так, физиологически оторванных от всей полноты самой земли (Еф. 1, 23) и в силу этого имеющих в себе эту гномическую волю, Иисус Христос всегда действовал спокойно и естественно в полном согласии с естественной волей единого и целостного нашего естества, а значит, всегда действовал и в согласии с волей Божией..
Что же касается, "вселенской, всеединящей благодати богообразного самосознания", которой и "оживляется, поддерживается" это наше целое естество прежде всякого его деления на отдельные ростки, то здесь опять же полезно вспомнить, что Боговоплощение Христа оправдывает, в первую очередь, не кого-либо из нас, но саму материю мира сего, являет её нам не "сущим злом" и "источником зла", как мыслил Плотин, и не некой нейтральной, инертной, бездыханной и безжизненной средой, но, говоря словами Иустина Поповича, Христом "материя удостоена Божественного величия"..
Все это, Леонид, я пишу лишь для того, чтобы показать, что //проявление нашей свободной воли в сторону отдаления от Бога// начинается вовсе не на уровне морали и нравственности, не на уровне правил и норм хорошего поведения более менее одинаковых для всего "цивилизованного человечества", но начинается в области антропологии, начинается там, где даже тогда, когда казалось бы "все мы одним Духом крестились в одно тело" (1 Кор. 12, 13), однако все равно продолжаем видеть своим телом лишь наши видимые точки-точки-огуречки-вот-и-вышли-человечки, а не всю целую и неделимую полноту МАТЕРИАЛЬНОГО мира сего, "оживляемую, поддерживаемую вселенской, всеединящей благодатью богообразного самосознания"
"Человеческая душа обладает от Бога животворящим духом, с помощью которого поддерживает существование сопряженного с нею тела, тогда как ангелы, будучи бестелесными, не восприняли от Всевышнего эту животворящую способность. И Палама особо подчеркивает любовь человеческой души к оживотворяемому ею телу:
"душа, следуя закону естества, питает.. столь сильную любовную привязанность к сопряженному с нею телу, что не желает покидать его - и не покинет вовсе, если оно не подвергнется силовому воздействию извне, связанному с особо тяжелою болезнью или ранением"
Сама же эта любовь выступает как проявление духовной природы человека: по словам Паламы, человеческий дух ".. животворит сопряженное с душою тело, благодаря чему и открывается тем, кто разумеет, что человеческий дух является "умною любовью"", - пишет преподаватель Екатеринбургской Православной Духовной Семинарии Дмитрий Игоревич Макаров в своем труде "Антропология и космология Св. Григория Паламы (на примере гомилий)", стр. 194.
И если мы, Леонид, вспомним, что "одно тело и один дух" на всех верующих (Еф. 4, 4) и что "один Господь.. один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех и во всех нас" (Еф. 4, 6) и Который "производит в нас и хотение и действие по благоволению" (Фил. 2,13), то несомненно //проявление нашей свободной воли НЕ в сторону отдаления от Бога// начинается вовсе не на уровне морали и нравственности, не на уровне правил и норм хорошего поведения более менее одинаковых для всего "цивилизованного человечества", но начинается там, где мы говорим: да будет воля Твоя!, а значит:
1) признаем, что и в самом деле ВСЯ "материя удостоена Божественного величия", ибо воля Божия, например, по мысли Св. Григория Нисского и "есть материя и сущность творений"
2) признаем, что нашим телом, которое призван поддерживать наш животворящий дух (см. выше) является вовсе не один из можества точка-точка-огеречков-вот и вышли-человечки, но единое тело Господне (Еф. 1, 23), объемлющее Собою весь материальный мир в его целостности и неделимости..
Как и Священномученик Киприан Карфагенский говорит: "Какой же храм может иметь Бог, Которого храмом есть весь мир?"
Да и сами мы, призванные быть богами по благодати, "все одним Духом крестились в одно тело" (1 Кор. 12, 13), "облеклись во Христа" (Гал. 2, 27), Который, вспомним, "воспринял человеческую природу в целом, а не только личность одного конкретного человека", а значит, "ФИЗИЧЕСКАЯ личность" каждого во Христе "органически простирается на весь мир твари" и он: "всю совокупную тварь... ощущает/осознает как своё тело, как своё расширенное естество, оживляемое, поддерживаемое вселенской, всеединящей благодатью богообразного самосознания"
"Падение" же наше есть "разрыв, отпадение, умаление личности, расстройство: тварь становится не своей, не личной, безличной, чужой".
Все это, брат Леонид, пишу я вовсе не лирико-мистически, а буднично-прозаично-физически, чтобы показать, что проблему зла, проблему наказания и т.д. никогда не решить адекватно, если самому пребывать по сути во зле, и даже, будучи крещенным, ограничивать ЧИСТО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ свое тело "телом смерти" (Рим. 7, 24), точка-точка-огуречком-вот-и вышел-человечком, а не телом жизни, не животворящей полнотой (cр Еф. 1, 23) ВСЕЙ материи, являемой Христом в её изначальном Божественном величии.
Вы уже, наверное, заметили, Леонид, что я очень много цитирую Отцов... Просто ленив... и не люблю придумывать велосипед,, Не люблю придумывать фразы, которые и до меня сказаны и прекрасно отражают мое миропонимание.. Поэтому в заключении процитирую и Вас:
//Таково мое скромное мнение// Правда постоянно проверяемое и подтверждаемое в будничной и прозаической жизни..
Сергей..
P.S. У Святителя Николая Сербского есть молитвословие ("Молитвы на озере", Молитва 6):
"На колени, племена и народы, на колени пред величием Божиим... Как же говорите вы, разве нас, таких малых, накажет Господь?... Да, невелики вы видом своим, но великим именем вписаны вы в книгу судеб: праотец ваш величием и ликом сияющим архангельским обладал. Посему и вам определены венец архангельский или казнь архангельская.
Когда в сердце праотца вашего неслышно закралось желания познания творения без Творца, потемнел лик архангельский, словно земля, а величие его в пыль рассыпалось, вы же - семя его. Ибо пожелал он познать меньшее, вот и рассыпался на частицы мелкие, чтобы смог в мелкое войти, испробовать и исследовать его.
Все осколки, все частицы, все пылинки должны воссоединиться и, отвратившись от земного, обратиться к Творцу. Чтобы и праотец ваш, архангел, воссоздался из частиц и лик его вновь засиял, словно зеркало чистое, солнце отражающее.
Господи, сотворивший меня, воссоздай человека таким, каким Ты сотворил его от начала. Тот человек, который существует сейчас, не Твое творение. Имя ему - болезнь: откуда болезнь в руках Твоих? Имя ему - страх; откуда страх у Того, Кто всякий страх гонит?"
В самом деле, брат Леонид, пожалуй, между детским рисунком точки-точки-огуречка-вот-и вышел-человечка и ходячим огуречиком-вот-и вышел-человечиком больше сходства, чем между этим ходячим огуречиком, "имя ему - болезнь" и тем, вспомним Иустина Поповича, "ФИЗИЧЕСКАЯ личность которого органически простирается на весь мир твари" и кто "всю совокупную тварь... ощущает как своё тело, как своё расширенное естество, оживляемое, поддерживаемое вселенской, всеединящей благодатью богообразного самосознания"..
P. P.S. Светлая память Ричарду Фейнману, научившему меня не пасовать перед видимой абсурдностью там, где за кажущейся абсурдностью открывается простая логика и физическая истина, проверяемая экспериментально..
|
|
|