Васильев Александр Валентинович
реформат (клирик) нет доступа на форум
Тема: #21235
Сообщение: #946350 07.08.04 18:53
|
Здравствуйте, Андрей!
Мне, прежде чем вступать в дискуссию, хотелось бы уточнить несколько терминологию, чтобы не путаться потом.
Насколько я понимаю, здесь вы употребляете понятие «зло» в смысле мiрском, а не в духовном – т.е. как некоего рода телесный ущерб, утеснение, несчастие и т.д.
Ибо с духовной точки зрения зло – это грех, или же греховное деяние, совокупно с тем состоянием души, которым оно порождаемо и провоцируемо в человеке. Собственно, в самом себе, духовное зло – это похоть, или же чувство, противоположное любви к Богу, и к ближнему. И так как всякое чувство в себе субстанционально, то зло – это определённого рода духовная субстанция, противоположная Абсолютной Божественной Субстанции, как началу Творения, и духовной субстанции блага, из которой Творение создаваемо было Творцом. Не буду здесь вдаваться в подробности соотношения этих субстанций между собой (а также и касаться вопроса их внутреннего единства раздельности), но лишь хочу подчеркнуть, что изначально существует лишь Абсолютно Благая Субстанция Творца, и, по мере нисхождения Его в процессе творения, всё менее и менее абсолютные, но, тем не менее, благие в себе субстанции творения, вплоть до природных субстанций и субстанции материальной, которые в себе изначально также благи.
Возникновение духовной субстанции зла мною уже здесь истолковывалось однажды, так что, чтобы не повторятся, лишь приведу ссылку, где желающие смогут найти это истолкование:
Откуда произошло зло? (Сообщение: #825826)
Относительно же зла природного, или же мiрского, скажу лишь, что это, так называемое «зло», есть предметом чисто относительным, ибо оно представляется таковым, и таковым почитается исключительно плотской и мiрской составляющей человеческого сознания. Другое дело, если у человека духовная составляющая сознания совершенно отсутствует – тогда для него это совершенно абсолютное зло.
Теперь я попробую объяснить, что это значит. Совершенно очевидно, что Господь попускает случатся с человеком лишь тем несчастьям, которые идут на какую-либо пользу. Это очевидно из того, что проживает и проживало на свете бесчисленное множество людей совершенно внутренне злых, похотливых и греховных, которые во всю свою жизнь не испытали и биллиардной доли тех несчастий, которые должны были бы с ними случиться, если б мiрскоое утеснение существовало бы как возмездие и наказание за зло духовное. И, с другой стороны, люди, праведные перед Богом (или хотя бы стремящиеся к таковой) часто страдают гораздо более чем похотливые и развращённые безбожники. Сам Господь был распят и пострадал, в то время как миллионы современных ему похотливцев, как язычников, так и иудеев, безбедно просуществовали всю свою жизнь в этом мiре.
Итак, если Господь сдерживает несчастья для похотливцев, даже тогда, когда те, по всем человеческим прикидкам, должны были бы гореть в геенне уже при жизни, то Он мог бы и вообще избавить, по Милосердию Своему, мiр от любых видов мучений, как для нечестивцев, так и для праведников (по крайней мере от всех, не порождаемых злой волей человеческой)
Из того, что Он, не используя это как возмездие, тем не менее это не отменяет совсем, следует, что Он это попускает, по определённой причине.
Здесь я провёл бы параллель с болезнями и излечениями. Обычно думают, что Господь, будучи в мiре, лечил людей дабы избавить от болезней верующих в него. Но если вспомнить случай исцеления десяти прокажённых (Лука 17:12), то там исцелились все десять, а не только тот один, вера которого спасла его. И тому можно найти в Евангелиях и другие примеры. Из чего видно, что исцеления телесные у Господа вовсе не были жёстко корелированы с исцелениями духовными. А если, к тому же, вспомнить Павла, который страдал от болести всю свою жизнь, и многих других, праведно живших перед Господом, но не избавлявшихся от болестей, то совершенно очевидно, что Господни исцеления, как минимум, преследовали не только цель служить знамениями (особенно если учесть, что Слово в принципе к знамениям относится очень прохладно – «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет», «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных»), но что существовала определённая причина, по которой Господь излечивал одних, и не трогал других, и что причина эта лежит отнюдь не в том, что Он лечил «своих», и не лечил «чужих» (кого бы под этими «своими» и «чужими» здесь не понимать).
Ибо иначе будет совершенно непонятно, почему Он не излечил всех своих современников? Или почему Он вообще попускает существование всего этого мiрского зла?
А суть в том, что мiрское зло является видимым воплощением (по закону соответствий), зла подлинного, или же духовного, ибо всякая болезнь, всякое несчастье, всякое утеснение, война и т.д. являются лишь внешним, вотелесненным, зримым воплощением определённой внутренней духовной похоти.
Желающих узнать, что это за такой закон, и как этот механизм работает, я могу отослать к своей статье, где действие этого механизма рассматривается на примере существования в мiре зла войны, и всего того, что с нею связано:
О войнах мирских и духовных
И так как, не нарушая свободы воли человеческой, Господь не может предотвратить существования зла духовного, или похотей человеческих, и предотвратить впадение человека в них, то Он не может предотвратить и существования их природных следствий – или же зол чисто мiрских, ибо это значило бы нарушить законы, по которым существует и управляется всё творение. Ибо механизм творения таков, что раз уж существует что-либо духовное, то, совершенно автоматически, как следствие от своей причины, должно существовать и что-либо ему соответствующее природное. Механизм творения был создан таковым для того, чтобы всякому благу духовному соответствовало бы какое-либо природное добро, чем человек природный поощрялся бы для стяжания благ духовных (человек до падения разумеется, который существовал телом во внешнем раю, соответствовавшем Духовному Царствию Господнему в его душе).
Понятно, что ради нашего павшего человечества Господь не стал менять незыблемых законов механизма творения (на котором оно зиждется, и без которых оно распалось бы, так что и спасать никого уже не надо было бы), а лишь приспособил его проявления к натуре нашего падшего человечества.
Ибо в этих зримых проявлениях зла человек может видеть, насколько страшно зло внутреннее, которого лишь слабым подобием это зло внешнее служит, и, если захочет, вразумляться.
Кроме всего прочего, попуская злу этому случаться с человеком, Господь смиряет этим его натуру, ломает и размягчает её, что и побуждает человека к нему обращаться. Известно, что сытые и счастливые к Господу не приходят, ибо полагают, что они в нём не нуждаются, а если и приходят, то лишь затем, чтобы поразвлекаться в храме, как в театре. Вдумайтесь, если б Господь не попускал время от времени нам разных несчастий, многие ли бы к нему обращались бы, а обратившись, долго ли бы за ним следовали?
Этим объясняется и то, почему Господь часто избавляет от несчастий великих похотливцев. Ибо Он предвидит, что те к нему не обратятся в любом случае, и, учитывая бесполезность для них телесных мучений, по Милосердию Своему бесконечному, избавляет их хоть тут от мучений, ибо их и так ждёт невесёлая вечность.
И, думаю, излишне говорить, что так как Господь не является творцом зла духовного (что, надеюсь, смогли увидеть те, кто не поленился пойти по приведенной выше ссылке и почитать о происхождении духовной субстанции зла), то уж тем менее он может быть обвинён в существовании зла мiрского, ибо механизм воплощения субстанций духовных в феномены природные был Им создан исключительно и единственно для трансформации духовного блага в добро природное, и отнюдь не Его вина, что стараниями человеческими он теперь служит также и для воплощения греховных похотей в беды и несчастья человеческие. Наоборот, мы Его благодарить должны за то, что Он так использует действие этого механизма, что и такое, непредусмотренное изначально планом творения его использование, обращается для некоторых из нас в подлинное духовное благо вразумления и спасения от духовного зла.
С искренним уважением, Александр.
|