Губанов Александр Александрович
 православный христианин
Тема: #21152
Сообщение: #560511 20.05.03 14:03
|
Здравствуйте, Вячеслав!
К сожалению, у меня сейчас мало свободного времени, но так как Вам до сих пор никто не ответил, могу предложить Вашему вниманию кусок из текста, написанного по другому поводу, но в котором тоже затрагивается вопрос о смысле церковной иерархии.
///Необходимо обратить внимание, что разделение Православной Церкви на клир и мир не означает разделение служений в Церкви, установленное апостолами. Когда апостолы установили особые служения епископов (пастырей) пресвитеров и дьяконов для блага Церкви, они не мыслили выделение этих служений как иерархию, как разделение Церкви на две различных категории верующих, которые имеют разное значение и достоинство по отношению к Церкви. Апостолы постоянно настаивали, что служение должно быть всеобщим в соответствии с дарами, которыми Господь оделил верующих, и это должно быть так же естественно, как взаимодействие различных членов одного тела. Именно об этом свидетельствует апостол Павел в 1 Кор 12:12-31. (9)///
9) Очень туманна сама посылка.
9.1 Для того чтобы утверждать, что Православная Церковь разделяется «на две различных категории верующих, которые имеют разное значение и достоинство по отношению к Церкви», надо хотя бы объяснить, в чем суть этой разницы в «значении» и «достоинстве».
Действительно, в Православии «значение» и «достоинство» священнослужителя по отношению к Церкви не такое, как у мирянина. Мирянин не может совершать литургию и отпускать грехи. Но из этого вовсе не следует, что священство – это «особая категория верующих». И потом, разве православные миряне как-то ущемлены по отношению к православному священству?
Во-первых, как уже говорилось в пункте 6, Христос для мирян и для духовенства – Один и Тот же. Лица мирские и духовные причащаются одних и тех же Плоти и Крови.
Во-вторых, мирские точно так же, как и духовные, могут становиться святыми. И святость, стяженная не в сане, ничем не хуже святости, стяженной в сане. (Про равноапостольных князя Владимира и княгиню Ольгу уже говорилось в пункте 5. Еще, в качестве примера, можно назвать великомученика Георгия Победоносца, святых бессребреников Косму и Дамиана, равноапостольную Нину, преподобную Марию Египетскую. Более того, следует заметить, что ни одна из жен, прославляемых Православной Церковью, никогда не обладала саном, так как женщин-священников в православном христианстве в принципе не существует. И, наконец, обратим внимание на то, что Сама Пресвятая Дева, «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим», тоже не принадлежала к священству, но почитается при этом Церковью, как Царица Небесная).
Так в чем же ущербность мирян? Чего они недополучают в «разделенной на клир и мир» Православной Церкви?
9.2 Утверждение, что «разделение Православной Церкви на клир и мир не означает разделение служений в Церкви, установленное апостолами.», - тоже не очень понятно. Ведь клир, - епископы, пресвитеры и диаконы, - ставился именно апостолами. А то, что апостолы «не мыслили выделение этих служений как иерархию», по-моему, просто не соответствует действительности. (Кстати, в Ветхом Завете священство имеет аналогичную структуру: первосвященники, священники, левиты). Иерархия есть ни что иное, как способ организации, основанный на власти и послушании. (При этом нельзя забывать, что в данном случае речь идет о духовной власти и духовном послушании).
Апостолам власть дает Сам Христос:
«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». (Мф. 18, 18)
«Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, не к разорению». (2 Кор. 13, 10)
Апостолы передают данную им власть своим ставленникам – епископам:
«Сие говори, увещавай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя». (Тит. 2, 15)
которые, в свою очередь, ставят пресвитеров:
«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». (Деян. 14, 23)
«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал». (Тит 1, 5)
и обладают правом судить их (что является признаком власти епископов над пресвитерами):
«Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях». (1 Тим. 5, 19)
Духовная власть, данная епископам и пресвитерам, превращает их в пастырей, а остальных верующих в паству («стадо»):
«Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви. И, когда они пришли к нему, он сказал им: (…) Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». (Деян. 20, 17-18, 28-30).
Использование пастушеской символики («пастырь», «волки», «стадо») не только подчеркивает задачу церковной иерархии, но и выражает иерархичность отношений между клиром и миром:
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям...» (1 Петр. 5, 1-5)
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет…» (Евр. 13, 17)
Специфика священнической власти заключается в том, что, как уже говорилось выше, это не власть административная, а власть духовная. Суть же последней заключена в возможности совершать таинства (поэтому не стоит путать ее с духовным авторитетом):
«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». (Мф. 18, 18)
«…как послал Меня Отец, так и я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ин. 20, 21-23)
Власть совершать таинства дана только апостолам и их преемникам – епископам и пресвитерам (кроме таинства рукоположения). Правда, существует одно исключение: таинство крещения могут совершать даже диаконы и миряне.
«Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самаирйский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестивщись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго». (Деян. 8, 4-19).
Из данного фрагмента Писания мы видим, что Филипп (видимо, один из семи перводиаконов) не мог подавать Святого Духа, то есть совершать таинство, которое впоследствии стало называться таинством миропомазания.
***
Итак, духовенство:
а) соотносится с мирянами, как пастыри со стадом;
б) иерархично по своему внутреннему устройству;
в) обладает властью совершать таинства.
Следовательно, священническое служение Богу – это особый вид служения. И данное обстоятельство ни в коей мере не противоречит тому, что «служение должно быть всеобщим в соответствии с дарами, которыми Господь оделил верующих, и это должно быть так же естественно, как взаимодействие различных членов одного тела».
В том то и дело, что члены тела различны не только по форме, но также по «значению» и «достоинству» относительно всего тела. Например, сердце – более ценный орган, чем, глаз. Зубы человеку нужнее, чем волосы. А ампутированная рука – более страшная потеря, чем вырезанный аппендикс.
«Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения». (1 Кор. 12, 22-23)
Так и в Церкви служения бывают разными. И разница эта не обязательно «горизонтальна».
«И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные. Также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки: все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12, 27-30)
Как в теле обычного человека есть органы, потеря которых не смертельна для организма, и те, одно лишь повреждение которых опасно для жизни, так и в Теле Христовом. Церковь вполне может обойтись без пророков и чудотворцев. Гораздо хуже Ей придется без проповедников и богословов. Но без священства Церковь погибнет, потому что некому станет принимать исповедь и творить литургию. (Кто знает, может быть, именно с этим связан конец Истории? Может быть, именно здесь следует искать ответ на загадку христианской эсхатологии?)
Церковь без священства – это такая же аномалия, как тело без сердечно-сосудистой системы. При всей условности данного сравнения, стоит обратить внимание на то, что именно священство обеспечивает Кровообращение в Теле Христовом. И, если уж проводить такие аналогии, можно указать еще, как минимум, две функции, исполняемые священством. Это:
а) управление (нервная система);
б) очистка (печень, почки).
При этом не следует все же забывать, что «вертикаль» церковной иерархии – это «вертикаль» служебная. И смысл христианской жизни заключен вовсе не в движении «вверх» от сана к сану:
«…все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших. И я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто». (1 Кор. 12, 27-31; 13, 1-2)
Служение же любви является заповедью (и в то же время – даром) для всех христиан: не только для пастырей, но и для паствы.
**************************************************************
/зачем нам такая огромная земная бюрократия в лице церковных служителей, например: католиков и православных, которые в процентном соотношении намного более чем сословие раввинов? Неужели нам ума не хватит понять то, что Бог сказал через Пророков?/
Обращу Ваше внимание на два момента:
1) Смысл существования церковной иерархии не сводится к толкованию Библии.
2) Истинное истолкование Библии возможно только благодатью Св. Духа, а обителью Духа является именно Церковь – Тело Христово. Поэтому, чем крепче «прилепился» человек к Церкви, чем целостнее и полнее он вошел в нее, тем ближе Он ко Христу и тем сильнее в нем благодать. Именно поэтому толкования святых отцов являются для рядовых верующих более авторитетными, чем собственные интерпретации.
Александр.
|