Ольга Черепанова
 агностик
Тема: #21047
Сообщение: #584920 23.06.03 00:05
|
>>Вы полагаете - можно отказываться ходить к причастию, если некое определенное количество >>>раз ( какое?) причащался до того?
Я полагаю, что преподобный Серафим Саровский с благоговением и трепетом относился к Таинству Причастия и не считал, его просто обрядом.
Это не ответ на вопрос.
Ему ставили ультиматум? или приходить к причастию или переселяться в монастырь?
Касательно отношения интересующих Вас лиц к обрядам и таинствам посмотрите, пожалуйста, тему [В чем разница между обрядами и Таинствами?]
в ней сообщения
[Прот. Николай Афанасьев
ТАИНСТВА И ТАЙНОДЕЙСТВИЯ*
(Sacramenta et sacramentalia) ]
1. Школьное догматическое богословие содержит три основных положения учения о таинствах. Первым, наиболее важным является определение самого таинства: ⌠Таинство есть священное действие, ко╜торое, под видимым образом, сообщает душе верующего неви╜димую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, чрез Которого всякий из верующих получает божественную благодать■
1. Такого рода священнодействий имеется семь, причем ⌠ни менее, ни более сего числа таинств в Церкви не имеем■
2. Наконец, третье: это число состоит из таинств Крещения, Миропомазания, Причащения, Покаяния, Священства, Брака и Елеосвящения. Если эти положения о та╜инствах являются исчерпывающими, а таковыми они мыслятся в школьном богословии, то из них явствует, что действие благодати Божьей в Церкви ограничено этими священнодействиями, а следовательно, все остальные священнодействия не имеют благодатного характера, т.е. не сообщают верующим благодатных даров. Благодатная жизнь Церкви оказывается очень ограниченной: только в семи моментах ≈ ⌠ни больше, ни меньше■ ≈ проявляется благодать Божия, а вне этих моментов церковная жизнь оказывается вне прямого действия Духа Святого, через Которого подаются дары благодати.
Хотя общее церковное сознание усвоило этот вывод из учения о таинствах, что неизбеж╜но сказалось на самой церковной жизни, догматическая мысль бьется в тисках этого учения.
В той или иной мере современная догматическая мысль чувствует, что оно находится в скрытом противоречии с учением о Церкви, с самой церковной жизнью, не только древнего христианства, но даже современной. ⌠И будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всякую плоть...■ (Деян 2: 17). Основа жизни Церкви есть благодать: все, что в ней совершается, имеет благодатный характер, а все, что не имеет этого характера, ей, как благодатному организму, не принадлежит.
и так далее
[еще фрагмент ]
8. Таким образом, таинство заключает в себе не один момент ≈ священнодействие, но три: откровение воли Божьей в форме согласия Церкви на совершение священнодействия, само священнодействие и, наконец, свидетельство Церкви о совершившемся в ней. И первый, и третий момент направлены к центральному ≈ к священнодействию, так как в нем происходит то, что совершается в таинстве: дарование даров Духа.
---------------------------
Только то священнодействие, которое совершается согласно воле Божьей и которое засвидетельствовано Церковью как благодатно действительное, т.е. такое, в котором ниспосланы Богом испраши╜ваемые Церковью дары Духа, является таинством. Не священнодействие, как центральный момент в нем, отличает таинство от тайнодействий и от всего, что происходит в литургической жизни Церкви, а первый и особенно третий момент ≈ свидетельство Церкви о дарованных дарах Духа.
и далее по тексту
Прочитайте , пожалуйста.
>>Пример с Марией Егитпетской совсем притянут за уши.
>>>Почему?
По тому же, почему нельзя взять главу о послушании из "Лествицы" и применять ее напрямую к мирянам.
Понимаете, Мария Египетская пустынножительница, проводящая всю жизнь в затворе и молчании,
С какого момента она стала пустынножительницей? Через три седмицы после ухода? Уже пустынножительница ? А так как уход добровольный и ничто ей не мешало вернуться - она уже была отлучена от церкви по правилам.
Заметьте, перед уходом в пустыню, она причастилась и при появлении старца Зосимы проявила стремление причаститься, а не разглагольствовала об "обрядовой стороне".
2 раза, то есть, за 40 лет.
По собственному решению. Личному. Дала обет Богородице? Больше никого не спрашивая.
>>>Таинства и обряды не связаны прямо. Обряд может произойти а таинство -нет.
Ошибаетесь, Таинство Причастия происходит в любом случае.
А Симеон Новый Богослов также ошибается? Обратите внимание - он говорит не о причастии в осуждение, о котором писал ап Павел и призывал христиан "испытывать себя". Также как и в известной фразе о крещении - "вода останется водою" - здесь речь о том что причастия не происходит просто.
Преп. Симеон Новый Богослов Из слова 41-го:
«Хорошо вникни в смысл сказанного. Если причащаешься небесного Хлеба и Вина, т. е. Тела и Крови Христовых с чувством и сознанием того, чем они являются, то ведай, что причащаешься их достойно; если же не таким образом причащаешься, то ешь и пьешь недостойно. Причащаясь с чистым сердцем и верою, ты являешься достойным таинственной трапезы; если же ты не удостаиваешься этого, то не имеешь единения со Христом.
Те, которые причащаются божественных Таинств недостойно, пусть не думают, что через них так просто соединяются с Богом, потому что этого не бывает с ними, и быть не может никогда, пока они таковы.
Одни те, которые через причащение божественной Плоти Господней удостаиваются зреть умным оком, осязать умным осязанием, вкусить умными устами невидимое, неосязаемое и невкусимое Божество, — одни эти ведают, как благ Господь. Они не чувственный только хлеб вкушают и не чувственное только вино пьют чувственно, но в то же самое время вкушают и пьют мысленно Бога, двоякими чувствами — души и тела: вкушают плоть чувственно, Бога же мысленно, и соединя-ются таким образом и телесно и духовно со Христом, Который двойствен по естеству, как Бог и человек, и бывают сотелесники с Ним и сообщники Славы Его и Божества. Таким-то образом соединяются с Богом причащающиеся достойно, — вкушающие от хлеба и пьющие от чаши с ведением и созерцанием силы таинства, и с чувством душевным.
А те, которые причащаются недостойно, бывают пусты от благодати Св. Духа, и питают только тело свое, а не души свои.
Но, о возлюбленный, не возмущайся против меня, слыша истину, мною тебе возвещаемую: ибо это истина. Ибо если ты веруешь и исповедуешь, что Тело Христово есть Хлеб Жизни и дарует Жизнь вечную тем, которые вкушают его, и что Кровь Его для пьющих ее бывает источником воды, текущей в Жизнь веч-ную, то скажи мне, прошу тебя, почему ты, причащаясь этих божественных таинств, не приемлешь в душу свою ничего осо-бенного сравнительно с тем, что имел прежде причащения. Но если и чувствуешь малую некую радость, когда причащаешься, то спустя немного времени опять становишься таким же, каким был прежде того, и совсем не ощущаешь в себе самом какого-либо притока жизни или какого-либо прилияния света. Хлеб этот для тех, которые не возносились над чувственным, является простым хлебом, хотя таинственно он есть свет невместимый и непри-ступный, — равно как и вино таинственно есть Свет, Жизнь, Огнь, Вода живая.
Итак, когда вкушаешь ты божественный Хлеб этот и пьешь это Вино радости, а между тем не ощущаешь, что зажил Жизнью бессмертною, восприняв в себя силу светоносную и огненную, как пророк Исаия принял в уста угль горящий, и что испил Кровь Господню, как Воду живую и радостотворную, если, говорю, не ощущаешь в себе, что принял нечто из того, о чем я сказал теперь, то как думаешь, что приобщился Жизни вечной, приступил к неприступному Свету Божества, причастен стал Света не перестающего?
Нет, брат мой, нет, ничего такого не совершилось с тобою, так как ты не чувствуешь в себе ничего из сказанного. Но Свет этот светит на тебя, а ты слеп, и не освещаешься, и Огонь этот испускает на тебя теплоту, а ты остаешься холодным; и Жизнь эта вошла в тебя, а ты не чувствуешь, и пребываешь мертвым; и Вода живая протекла по душе твоей, как желобу, но не осталась в тебе, потому что не нашла в тебе достойного себе вместилища, чтобы вселиться внутрь тебя.
По-этому, если ты таким образом причащаешься пречистых Таинств, без того, чтобы ощущать какую-либо благодать в душе своей, то причащаешься только по видимости, а в себя самого ничего не принимаешь.
Ибо которые достойно приступают к этим таинствам и достодолжно приготовляются к принятию в них Сы-на Божия — Хлеба жизни, сходящего с Неба, к тем Он при-касается ощутитель-но, и с теми соеди-няется не смешива-ясь, давая осязатель-но испытывать Свое благодатное присутствие.
Итак если ты будешь причащаться божественных Таинств, как я тебе указал; то вся жизнь твоя будет одно непрерывное празднес-тво, одна непрестаю-щая Пасха — переход от видимого к невидимому, туда, где перестанут все образы, тени и символы празднеств, бывающих в настоящей жизни, и где вечночистые вечно имеют наслаждаться чистейшею жертвою, Христом Господом, в Боге Отце и единосущном Духе, всегда созерцая Его и видимы бывая Им, сопребывая и соцарствуя с Ним, — выше и блаженнее чего ничего нет в Царствии Его. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
>>Пить Кровь и есть плоть Владыки ты можешь не только в таинственном причастии, но и иным >>>образом.
Давайте-ка читая слова Феофилакта Болгарского, соотносить их с Церковным Предением в целом.
“Так как тело Господа есть истинное брашно и кровь Его есть истинное питие, то, по толкованию таинственному, в настоящем веке мы имеем только то единственное благо, если питаемся плотию Его и пием кровь Его, не только в таинстве (евхаристии), но и в чтении писаний: ибо истинное брашно и питие, которое приемлется из слова Божия, есть знание писаний” (Твор. Блаж. Иеронима. Ч. 6, с. 37).
---------------------------
“Дивно сие, братия мои, – говорит преп. Ефрем Сирин, – весьма досточудно, возлюбленные мои, непостижимо для горних и неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем, Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его, а чистое сердце – обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства – жилище Его. Если распрострется вся тварь, не заключит Его в пределы свои, но если взыщет сердца, то и малое сердце вмещает его.
Малое место избирает в человеке для жилища Своего, и делается человек храмом Божиим, в котором пребывает и обитает Бог.
Душа – храм Его, а сердце – святый жертвенник, на котором приносится хвала, словословие и жертвы.
Иереем же бывает Дух, Который стоит и священнодействует там” (Твор. Ефрема Сирина. Ч. 4, стр. 308).
-------------------------------------------------------
Впрочем ты можешь есть плоть и пить кровь Владыки
не только в таинственном причастии, но и иным образом.
Плоть есть тот, кто идет путем деятельности. Ибо плоть - неудобоварима, как и деятельность - многотрудна. Кровь пьет как бы вино, веселящее сердце, созерцатель. Ибо созерцание не сопряжено с трудом, есть даже успокоение от трудов, и похоже на питье, как и питье легче, чем пища Блаж. Феофилакт. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
блаженный Феофилакт говорит в символическом смысле -
И он, и Иероним и Ефрем Сирин - говорят о реальности, я это точно знаю:)
|