Александр Смирновв
православный христианин (невоцерковленный) модератор
|
( Продолжение. Предыдущая часть - см. "Как я стал верующим (Часть 2)" )
( Начало см. здесь -- "Как я стал верующим (Часть 1)" )
Оказавшись на финансовом нуле я не отчаялся, но наоборот, решил прорываться вперёд в своих деловых начинаниях. У меня не было денег, но зато появился уже некоторый опыт и уверенность. Главным вопросом было достать денег для оборотного капиталла. С деньгами-то бизнес и дурак сделает, а вот без денег - попробуй развернись...
С самого начала своих деловых попыток я, разумеется, искал возможность взять кредит в банке. Но тогда сделать это можно было во-первых, только за взятки, во-вторых, только через оформление кучи документов, залогов, поручительств, бизнес-планов и прочей ерунды. Попытавшись получить кредит в Промстройбанке я упёрся в глухую бюрократию и совершенно презрительное отношение к "ничейному человеку", у которого к тому же нет денег. Если бы у меня хотя бы какой-то дальний родственник был каким-нибудь партийным работником, которого бы знали, который бы мог кому-то где-то за меня замолвить словечко, то отношение было бы совсем иным. Но у меня не было ничего. Я был сам по себе, то есть в глазах банкиров - никто. Разговаривали со мной так, что по тону сразу было ясно, что никаких кредитов мне не дадут ни при каких условиях, но ради соблюдения порядка могут рассмотреть мой бизнес-план. На банки у меня надежды не было, но однажды произошла случайность, которая изменила ситуацию.
Однажды я шел по улице в направлении своего офиса и вдруг заметил, что на одном из близлежащих зданий появилась небольшая вывеска - "Омторбанк". Что ещё за банк такой - я никогда о таком не слышал. Ладно, думаю, зайду. Зашел и увидел банк, принципиально иного характера, нежели уже знакомый мне брезгливо-щёконадутый Промстройбанк. Операционисты улыбались каждому незнакомому посетителю! Я спросил у первого попавшегося служащего - что это ещё за банк, что-то я такого раньше не видел? А мне отвечают, дескать, мы только открылись, ещё даже работать не начали, но вот-вот начнём. Тогда я решил "брать быка за рога", испрашиваю - а как насчёт возможности получить кредит? Мне отвечают - а вы поговорите с управляющим, он как раз сейчас на месте.
Чтобы вот так запросто зайти с улицы в банк и поговорить с самим управляющим - это было что-то удивительное. Зашел к управляющему, и говорю, что я предприниматель, но в промстройбанке мне кредиты не дают ни в какую. А он отвечает, знаю, говорит, что есть такие проблемы. Поэтому переходите в мой банк, и обещаю выдать кредит без всяких проволочек, если будет залог на эту сумму.
Я постарался как можно лучше запомниться своему новому знакомому - управляющему банка - чтобы он потом не забыл про своё обещание. Мы поговорили с ним на всякие интересные темы. Ему было важно увести максимум клиентов из Промстройбанка. Наверное, кого-то наверху интересовала статистика таких переходов, и я подвернулся очень кстати. Разумеется, я пообещал что немедленно двину все бумаги и переведу счёт. Таким образом мы обо всём договорились, пожали друг другу руки и я ушел воплощать в жизнь неожиданно подвернувшуюся возможность.
Для получения кредита требовался залог. Где его взять? У меня не было никакой собственности. Мы с мамой жили в её квартире, вот мамину квартиру я и решил заложить в банк. Мама отнеслась к моей затее настороженно, но возражать не стала. Всё было поставлено на кон моих деловых затей, в случае проигрыша мы бы потеряли сразу всё и оказались бы в роли бомжей. Мне было очень тяжело сознавать, что я фактически рискую тем, что мне не принадлежит, в случае моей ошибки не только мне придётся пострадать. Но всё же я твёрдо верил что поступаю правильно.
Управляющий сдержал своё слово. Как только я перевёл счёт в его банк и предоставил все документы на квартиру, мне безо всяких проволочек оформили кредит. Даже выдали деньги наличными. Это был целый рюкзак - два миллиона рублей, сроком на три месяца, под 120 процентов годовых.
Теперь мне оставалось только придумать, что делать дальше с этими деньгами. У меня была одна идея, которая мне показалась жизнеспособной - я нашел в Москве вариант, где можно было купить дёшево видеокассеты Polaroid, а в Омске всякие видеопираты с радостью покупали их процентов на тридцать дороже. И вот, обменяв деньги на более крупные, я улетел в Москву покупать видеокассеты. Надо сказать, что купить видеокассет на эти деньги - это была такая куча коробок, которую можно увезти только на грузовике. Делать всё это мне предстояло в одиночку. У меня в Москве не было ни одного знакомого, которого я мог бы хотя бы попросить хотя бы покараулить эту кучу видеокассет, пока я буду где-то бегать оформлять документы.
На всю операцию у меня был только один день: прилетев в Москву утром я должен был успеть купить и отправить товар, и следующим утром самолёт должен был уносить меня обратно в Омск. Прилетев в Москву и приехав на фирму я заплатил деньги, и получил свою гору видеокассет. Оставшейся суммы хватало в обрез на оплату доставки груза, и у меня не оставалось никакой страховки на случай возникновения неожиданных трудностей или непредвиденных затрат. Кое-как договорился чтобы мои коробки до утра полежали в коридорах фирмы-продавца, где меня строго предупредили, что если я их завтра рано утром не заберу, то каждый следующий час их хранения будет обходиться для меня в кругленькую сумму...
Следующий этап моего плана был самым экзотическим. Каким-то неведомым образом я должен был найти в незнакомой и чуждой Москве доверенного человека, который бы мне помог. Каким образом его искать? Здесь я полагался на свою интуицию. Времени у меня оставалось только вечер и ночь. Я шел по Москве неизвестно куда, стараясь "внутренним взором" просветить насквозь каждого встречающегося мне человека чтобы каким-то неведомым образом найти среди множества людей того единственного, кому бы я мог вполне довериться, кто не отказал бы мне и не стал бы строить какие-то козни. Очень трудно объяснить, каким образом происходит это "сканирование душ". Я просто как-бы внутренне настроился на какие-то "волны", исходящие от каждого человека, ходил повсюду и пытался найти того, на кого мои внутренние чувства "дадут добро". Тем временем стемнело (дело было зимой), а я всё ходил и не мог найти никого подходящего. Мой внутренний голос решительно отвергал каждую кандидатуру, какую бы я ни начинал рассматривать. Время шло, а результата не было, и меня это расстраивало: что-то здесь не так, либо у меня требования к чересчур завышенные, либо моё "внутренне чутье" работает неправильно...
Дело осложнялось ещё и тем, что я совершенно не представлял себе, каким образом можно заговорить с незнакомым москвичем таким образом, чтобы он не воспринял это как попытку какого-нибудь надувательства. Ведь это была бы естественная реакция - подходит на улице какой-то незнакомый тип и просит промочь в каком-то непонятном деле. Это же очень подозрительно! Скорее всего от меня попытаются немедленно отвертеться под любым предлогом.
Я шел и "сканировал пространство", а время уходило, и вместе сним начинала уходили мои надежды на успех этих "чудесных поисков". Наконец я догадался привнести в эти поиски элемент рационализма, и подумал, что гораздо лучше будет поискать человека среди тех, кто уже сам предлагает какие-то услуги, нежели ловить на улице случайного прохожего. Например, таксисты, продавцы, в общем, те люди, с которыми можно сравнительно естественно войти в контакт. Тут мне вспомнилось, где я видел сразу большое количество людей, предлагающих самые разнообразные услуги. Это же аэровокзал! Туда я отправился в надежде всё-таки успеть кого-то найти до наступления ночи.
На аэровокзале "сканирование" давало очень широкий диапазон ощущений. Кого там только нет... И вдруг я совершенно неожиданно почувствовал нечто близкое к ощущению искомого объекта. Ура! Это оказался мужчина преклонных лет, который предлагал недорого ночлег для приезжих. Внутренний колокольчик во мне звякнул решительным "да!", и вот уже я изображаю из себя приезжего, который ищет недорогое место для ночлега. Договорившись о цене мы отправились к нему, сели на какой-то трамвай, потом пересели на какой-то другой... Вскоре мы оказались в неказистой квартирке, в которой и сдавалась та самая комната. Пора было приступать к осуществлению моего коварного замысла.
Разговорить старика было легко. Добродушный, как оказалось, возрастом за 70, он явно испытывал некоторый дефицит общения с духовно близкими ему людьми. У него были убеждения, принципы, которые он ценил, и у него был сын, работающий в газете "Правда", с которым его убеждения явно расходились. Старичок был весьма трезвомыслящим, и мы с ним долго пили чай и разговаривали про недостатки советского режима, и о том, что в нынешней перестройке тоже всё идёт совсем не туда, куда по-хорошему следовало бы идти нашей стране...
Я напрямую рассказал ему о своих проблемах, и старик сразу стал придумывать, каким образом мне помочь. Он обзвонил множество своих знакомых, так сказать, разбудил свою "старую гвардию", и в конце концов нашел какого-то знакомого знакомых, у которого была в распоряжении грузовая машина, и договорился с ним за сравнительно небольшую оплату.
Следует заметить, что помогал мне старик абсолютно безкорыстно. Я не мог придумать, каким образом его отблагодарить - деньги он бы не взял. Поэтому я незаметно написал благодарственную записку, завернул некоторую сумму, и уходя рано утром из квартиры положил всё это на стол, чтобы он нашел её когда вернётся.
Мы выехали рано утром, в 5 утра. Как объяснил водитель, чтобы на грузовой машине проехать такое расстояние по Москве, необходимо очень много времени, а с началом рабочего дня мы окажемся в пробках и обязательно опоздаем. Здесь он был совершенно прав, а я о подобных "мелочах" прежде даже не задумался. Всё шло по плану, мы вовремя успели в аэропорт (Внуково), я оформил все документы на груз, но начались трудности. Разумеется, на грузовом складе в аэропорту на каждом шагу требовали денег. Причём денег там хотели гораздо больше, нежели у меня имелось в наличии. На каждом шагу возникали какие-нибудь необходимые личности (кладовщики, контролёры, охранники и т.д), которым было необходимо "отстёгивать" очередную сумму. Самыми прямолинейными были грузчики:
-Что везёшь?
-Видеокассеты.
-Таак.. Хрупкий груз. Наверное, привезёшь ты жалкую груду обломков..
-Не надо обломков. Надо чтобы было как надо.
-Тогда тариф. Сорок рублей за каждую коробку.
-Нет у меня таких денег. Вот 300 рублей, всё что осталось.
-Нуу.. Это же несерьёзно. Слишком хрупкий груз.
(я сосредоточенно роюсь в карманах)
-Вот ещё, сотня наберётся. Всего 400, нормально, всё равно больше у меня нет.
-Ну ладно.. Погрузим. А то уже вылет через полчаса..
А местные чиновники меня гоняли по грузовому складу как зайца: то требовалось бежать в один конец поставить какой-нибудь штампик, то бежать в другой ставить какую-нибудь подпись... Все эти трудности можно было бы легко преодолеть выложив кругленькую сумму, но у меня денег на это не было. За всей этой беготней я опоздал на самолёт, груз улетел без меня. Но это было не страшно, поскольку в Омске груз уже встречали мои сотоварищи, а билет мне в аэропорту без проблем переоформили на более поздний рейс...
Видеокассеты мы продавали энергично, подходя к делу творчески. Кому мы только их не предлагали! В конечном итоге мы довольно быстро распихали почти весь товар, и где-то через полтора месяца вернули вложенные деньги и сели подсчитывать прибыль. Получилось что мы за вычетом всех расходов заработали не менее 300 тысяч рублей. Теперь у нас наконец появился какой-никакой стартовый капиталл, и можно было начинать поднимать бизнес. Ведь с деньгами-то бизнес и дурак сделает. :)
В процессе продаж видеокассет вокруг меня сложился устойчивый коллектив из двоих наиболее дельных помощников. Подводя итоги нашей успешной торгово-закупочной операции я сказал им так: конечно, я вкладывал деньги и рисковал больше всех. Но без вашего участия у меня бы в одиночку всё это сделать так успешно бы не получилось. Поэтому я предлагаю так: давайте будем считать, что мы трое - равноправные учредители нашего дела. Будем вместе стараться двигать это дело, будем поравну разделять всю ответственность, равноправно решать все вопросы. Прибыль, соответственно, тоже будем делить на три части. Будет расти фирма - будем расти мы. Так мы и договорились. Так начался стремительный взлёт нашей фирмы.
Досрочно расплатившись за первый кредит мы приобрели ореол преуспевающих предпринимателей. Заплатив деньги знакомому предпринимателю мы получили от него поручительство, под которое взяли в банке уже 10 миллионов. На этот раз купили огромную партию цейлонского чая в Питере, а также целый Камаз какой-то газированной воды в полуторалитровых бутылях... Дело завертелось очень интенсивно. Со второго кредита мы заработали уже порядка 3млн. Всё развивалось стремительно. Понемногу мы даже начали открывать собственные торговые точки на местных ярмарках, одновременно расширяя и ассортимент товаров. По отработанной схеме я брал кредиты всё большего и большего размера, одновременно стремительно росли и проценты по кредитам (240 годовых!) - в стране полным ходом шла инфляция, и кредиты обходились всё дороже...
И вдруг мы опять оказались на нуле. Дело было так. Один из парней, который на начальном этапе начинал вместе с нами делать бизнес, вместе с другим парнем, который тоже "варился" в нашей среде, решили от нас отделиться и создать своё собственное дело. И отделились, и создали, и делали всё по нашему образу и подобию - точно также брали кредиты, покупали и перепродавали всякие товары. Но им не повезло. В один прекрасный день Евгений, главный заводила их бизнеса, загадочным образом погиб. Оставшаяся фирма после этого просуществовала недолго и рухнула. На фирме висел крупный кредит, за который с нашего общего знакомого бандиты обещали всю душу вытрясти и голову оторвать. Для расплаты ему требовалось как минимум 10 миллионов, идти ему с этим горем было некуда, и он пришел к нам. Мы посовещались, взвесили "за" и "против", и решили, что ввиду отсутствия иных вариантов, добровольно отдадим все заработанные фирмой деньги на выкуп нашего сотоварища. Так мы снова оказались перед фактом нулевого баланса.
Нет, господа, не в деньгах счастье, и не в их количестве. Счастье - это когда ты уверен что дело твоё правое. Счастье - это когда ты идёшь на крайний риск за правое дело, но высшая справедливость чудесным образом предотвращает твою погибель. Наивысшее счастье - быть соучастником той невидимой силы, которая утверждает справедливость над всем миром. Если ты веришь, что справедливость восторжествует, и не оглядываясь избираешь хотя и невыгодное, но правое, ты обязательно получишь благодарность небес за свои шаги. Только так можно приобрести то, что невозможно купить ни за какие деньги. Сокровища небесные превыше денег.
Но тогда мы не думали о каких-то небесных благодарностях за наше решение. Просто мы не могли поступить иначе. Разумеется, мы постарались найти в этой ситуации выгоду для фирмы. Парня, которого мы "выкупили", мы отправили в Москву работать нашим "резидентом". Впоследствии он исправно закупал и отсылал нам товары. А до этого мы были вынуждены почти каждую неделю мотаться на самолёте в Москву, и эти регулярные поездки со сменой часовых поясов отнимали немалые силы и средства.
Разумеется, неожиданное "обнуление" не убило нашу фирму. Ведь мы же сидели на кредитах, поэтому оборотный капиталл имелся, старались крутиться ещё быстрее... Раза два в неделю приходилось отправлять очередной груз. Поэтому мы знали в лицо всех грузчиков в аэропорту "Домодедово" и совершенно свободно разгуливали по всем запретным зонам, словно сотрудники аэропорта. Знали мы и почти всех местных бандитов, которые "держали аэропорт". Тогда там хозяйничали "домодедовские" и "нагатинские". У них было такое разделение: по чётным дням - одни, по нечётным - другие. При переходе с 31-го на 1 число следующего месяца можно было наблюдать забавные сценки, когда одновременно приезжали обе банды - одни приезжали "потому что сегодня наше, нечётное число", а другие приезжали потому что "вчера были вы, значит, сегодня должны быть мы". В итоге получались долгие разборки, хотя до перестрелок вроде бы не доходило. Вообще, бандитский этап российского бизнеса - тема интересная, но уж больно "избитая" и устаревшая, что не хочется на ней останавливаться особо.
Тем более что главная тема у нас совершенно иная...
(продолжение -- "Как я стал верующим (Часть 4) )
|