Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Православный раздел / Несколько замечаний к богословию Хомякова. Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Несколько замечаний к богословию Хомякова.
Венцеслав Крыж

православный христианин
нет доступа
на форум

Тема: #18316    26.01.03 18:22    Просмотров: 3590 [4]

Сообщений: 45    Оценка: 5.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Несколько замечаний к богословию Хомякова.

Центральный нерв в литературной деятельности Хомякова составляет учение о Церкви. Оно не нашло поддержки среди профессиональных богословов, но ученики и последователи Хомякова восторженно приняли его богословские труды, а Самарин простер свое восхищение столь далеко, что объявил Хомякова учителем Церкви. Действительно, влияние Хомякова на становление русской религиозной мысли весьма велико, и до сих пор еще не нашло должной оценки. К середине 19-го века богословская мысль в России застыла между “Регламентом” скрытого протестанта Феофана Прокоповича, “наемного агента Петровской реформы”, испробовшего вкус всех вероисповеданий, и “Камнем веры” Стефана Яворского, латинские пристрастия которого слишком известны. Усилиями этих людей богословская мысль была втянута в прокрустово ложе католическо-протестантских споров. Именно эти два течения определили развитие богословия, привнеся в православную жизнь понятия, совершенно ей не свойственные. Мысль в России чуть ли не с 15-го века была скована традиционализмом, слепым преклонением перед авторитетами, постоянными оглядками на высшее начальство. На Руси хорошо помнили слова одного из учеников Иосифа Волоцкого, которое приняли за руководство к действию: “всем грехам мати мнение, мнение - второе падение”. Естественно, такое положение вещей, бережно культивируемое на протяжении столетий, не могло привести к положительным результатам. Церковная мысль не имела своего лица, она пребывала в формах, зависящих от западного богословия, и Хомяков стал первым, кто попытался прояснить своеобразный лик Православия. Нужно отметить, что все мышление ранних славянофилов вращалось вокруг понятия Церкви, именно в Православии они видели то начало, которое придало славянскому миру оригинальное лицо, создало своеобразную культуру и отделило восточный мир от западноевропейского. Богословие Хомякова - первая попытка выявить подлинный лик Православия, освободить его от латинопротестантской схоластики, и это притом, что образование высших классов в России было, по существу, европейским, и попытки осмысления происходили на почве чуждых понятийных структур.
Богословие Хомякова представляет “явление полнейшей свободы в религиозном сознании”, - говорит Юрий Самарин. Действительно, оно свободно от каких-либо ограничений и не связано ни с одним авторитетом. “Я позволю себе, - пишет Хомяков Аксакову, - не соглашаться во многих случаях с так называемым мнением Церкви”. Эта позиция настораживает своей полной неопределенностью. Где критерий, согласно которому следует отличать подлинные мнения Церкви от “так называемых”? К сожалению, в сочинениях Хомякова нет прямого ответа на эти вопросы, хотя с одной стороны, мы можем сказать совершенно определенно: Хомяков жил в Церкви и строго исполнял все обряды, предписываемые Православием, что вызывало немалое удивление в московских гостиных. С другой, жить в Церкви и мыслить о Церкви - не всегда одно и тоже. Жизнь и мышление вообще редко полностью соответствуют друг другу. Они могут совпадать, взаимно обогащаясь, но могут вступать и в яростные противоречия, особенно опасные в цельных натурах. Вопрос стоит следующим образом: как соотносится богословие Хомякова сознанию Церкви, ее догматам и вероучительным понятиям?
Мнения по этому поводу разделились: одни, подобно Самарину и протоиерею Иванцеву-Платонову, считали, что богословские сочинения Хомякова “представляют наиболее полное выражение широкой православной мысли, обогащенной результатами современного научного знания”. (Прав. обозрение. 1869-ый г., №1, стр.114). Другие видели в его учении скрытые влияния протестантизма и немецкой философии, хотя Хомяков всю жизнь полемизировал с протестантами. Самарин писал о том, что к учению Хомякова о Церкви нельзя подходить с рациональными мерками, ибо Хомяков строил свою систему не на доказательствах, а на описании реальности, свидетелем которой он был всю жизнь. “Хомяков предлагал вернуться на забытый путь опытного богословия”, - говорит Самарин, а “это значит: во-первых, иметь несомненное убеждение в том, что Церковь есть не только что-нибудь, не только нечто полезное или даже необходимое, а именно и действительное то самое и все то, за что она себя выдает, то есть явление на земле беспримесной истины и несокрушимой правды. Далее, это значит: всецело и свободно подчинять свою волю тому закону, который правит Церковью. Наконец, это значит: чувствовать себя живою частицей целого, называющего себя Церковью и ставить свое духовное общение с этим целым превыше всего в мире”. Позже мысль Самарина развил Георгий Флоровский, придав ей более мистический оттенок. “Хомяков исходит из внутреннего опыта Церкви, - говорит Флоровский, - Он не столько конструирует и объясняет, сколько именно описывает. В этом его сила. Как очевидец, он описывает реальность Церкви, как она открывается изнутри, через опыт жизни в ней”. (Пути русского богословия. Стр. 274). К этой мысли следует относиться с большой осторожностью. Церковь представляет собой единый организм, состоящий из Церкви видимой и невидимой, земной и небесной. Внутренний опыт постижения Церкви должен представлять мистическое проникновение в сверхреальность, но этот опыт имеет весьма специфические свойства. Если кто-то говорит: существуют золотые горы, а кто не верит, пойди и посмотри, то этот опыт может быть верифицирован и выражен в утвердительном суждении: да, существуют золотые горы. Мистический опыт имеет совсем другой смысл, мистик разрывает все концептуальные связи, погружая сознание в абсолютное, облечение данных опыта в понятия происходит post factum. Свой мистический опыт Хомяков осмысливает в категориях западноевропейского просвещения, соответствие которых мистическому опыту Православия весьма неполно.
Что есть Церковь сообразно понятиям, в которых застыл мистический опыт Хомякова? “Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм, организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм”. С точки зрения Хомякова, понятие Церковь существенно неопределимо, ибо Церковь есть ни авторитет, ни государство, ни общество, учрежденное людьми. Церковь существует от Бога. “Каждый из нас от земли, одна Церковь от неба”, (т.2 стр.112). “Церковь Божия - истина на земле”, (ibid. стр.187). В Церкви пребывает Дух Божий, который возвратил ей присутствие Христа, это то место, где мир небесный соединяется с миром земным. Дух Божий, пребывающий в Благодати Таинств, - это есть Небо, сошедшее на землю, пребывающее в обществе верующих, которые составляют тело Церкви. Человек свободно подчиняется Христу и Церкви, и его жизнь становится “нераздельной частью высшей жизни, которой она себя свободно подчинила”, (т.2 стр.120) “Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати”. Истина, любовь и свобода - существенные признаки Церкви, и отпадение хотя бы одного из них ведет к разрушению всех внутренних связей и самоисключению из Церкви, ибо “истина дается только взаимной любви”.
Одно из условий существования Церкви есть свобода, всякое принуждение пагубно. “В делах веры принужденное единство есть ложь, а принужденное послушание есть смерть... Костер мученика - торжество веры, крестовый поход - ее могила”, (т.5 стр.204). (К сожалению Хомяков не проясняет универсально ли последнее высказывание, или оно относится только к христианской Церкви.)
Отчетливо понимая не полное совпадение Небесной Церкви, “Церкви Апостолов” и церкви земной в ее историческом развитии, Хомяков все время настаивал на необходимости их соответствия. На Церкви держится земное устройство общества, чистота его нравственного идеала, залог земного процветания. Общество должно хранить “нравственную чистоту закона, ... в ней также вся сила государства, все начало будущей жизни”, (т.3 стр.18). Всякий утилитаризм, всякая ложь во спасение глубоко оскорбляли религиозное чувство Хомякова, в его учении постоянно проскальзывает мысль о подражании Христу. Человек спасается “силой своей веры и своей любви к Спасителю”, отрекаясь “от своей личности, греховной и злой” и облекаясь “в святость и совершенство своего Спасителя”, (т.2 стр.120). Соединенное любовью и верой, которые коренятся в Церкви Небесной, общество образует единство церкви земной, вне ее не существует ни истины, ни возможности познания Бога”. Одним из главных признаков земной церкви является соборность. Собор - это голос и сознание Церкви, ее учение вверено всему церковному миру и открывается всем во взаимной любви и согласии. Догматами Церкви признаются положения, признанные всеми членами Церкви. Непризнающие или искажающие эти догматы сами себя исторгают из Церкви, ибо разрушают ее Единство. “Тайна единства Христа с Его избранными, единства, осуществленного Его человеческою свободою, открыта в Церкви действительному единству и действительной свободе верных”, (т.2 стр.234). Многие упрекали Хомякова в иманентизме. “Хомяковская теория Церкви, - говорит отец Павел Флоренский, - оставляет впечатление, что постановления всей Церкви истинны потому, что они постановления всей Церкви. Важно, как будто, слово “всей”, как если бы постановления Церкви были не открытием истины, а сочинением ее, - как если бы Истина была имманентна человеческому разуму, хотя бы и соборно взятому, а не трансцендентна ему и из своей трансцендентности открывающаяся ему”. Флоренский полагал, что по Хомякову истина добывается всеобщим голосованием, догматы Церкви есть результат вечевого решения, принявшее его большинство и есть вся Церковь. Вопрос в том, что подразумевает Хомяков под словами “единство”, “всей”, коренятся ли они в трансцендентном, или они имманентны по своей сути. Я думаю, что эту проблему надо решить в последнем смысле, ибо понятия “Всей Церкви” и “Единство Церкви” у Хомякова, очевидно, имеют трансцендентные корни.
Церковный идеализм Хомякова проистекает из более широкого воззрения на природу сил, действующих на арене мировой истории. Согласно Хомякову, два противоположных начала действуют в истории: духовное “иранство” и материальное “кушитство”. В иранстве “свобода положена началом, благо нравственное - высокой целью всякого дробного бытия”, (т.5 стр.231). Этот принцип, присущий многим религиям, с наибольшей полнотой и силой был воплощен в религии Израиля. В кушитстве преобладает поклонение вещественности, стремление овладеть и покорить грубую материю, тяга к магии. В Православии воплощен дух иранства; на Западе христианство постепенно попало под власть кушитства и утратило дух любви и свободы.
Весь пафос учения Хомякова заключен в безмерной свободе и всепроникающей любви, он постоянно держал в своем сознании идеальный образ Церкви, хотя, конечно, видел исторические пороки православия и русской действительности, постоянно обличая их.
В судах полна неправды черной
И игом рабства клеймена
В этом неприятии пороков реальной жизни не следует вместе с Константином Леонтьевым видеть скрытое влияние либерально-эгалитарных идей. Хомяков утверждал, что рабство, в котором он видел “страшную язву нашего государства и быта”, не соответствует духу христианства и идеалам Православия. Естественно, что деятели, типа Филарета Московского, утверждавшего, что “рабство и жестокие кары не противны духу христианства; ибо физическое страдание не наносит вреда спасению души”, неуютно чувствовали себя среди воззрений Хомякова и принимали их с большой осторожностью.
Церковь не могла существовать без опоры на чудо, тайну и авторитет, в то время как Хомяков уповал только на любовь, единство и братское сочувствие. “Неужели, - говорит Флоренский, - оставаясь членом Церкви позволительно отрицать “авторитет, чудо и тайну” или хотя бы что-нибудь из трех”. Здесь обнаруживается удивительное совпадение, вплоть до мельчайших подробностей, между учением Хомякова и “Легендой о Великом Инквизиторе” Достоевского, в которой многие, не справившись с обстоятельствами, увидели разоблачение католичества. Но затем, постепенно обнаружилось, что мысль Достоевского универсальна и вполне приложима и к Православию, которое вовсе не совпадало с мнениями вдохновенного пророка свободы. Из внутреннего опыта жизни в Церкви Хомяков вынес идеалы, не совпадающие с исторической традицией Православия.
Терминология Хомякова дает повод для некоторого разномыслия в понимании его учения. Что же касается привкуса протестантизма во взглядах Хомякова на Евхаристию, то здесь Флоренский, несомненно, прав. Таинство Евхаристии - главное средоточие церковной жизни. В этом Таинстве хлеб и вино претворяются и преобразуются в самое истинное Тело Господа Иисуса Христа, и в самую истинную Кровь Его, сохраняя при этом вид и форму хлеба и вина. Догмат о Св. Евхаристии, провозглашенный на Иерусалимском соборе, который приняли представители всех церквей, гласит: “Веруем, что в сем священнодействии (Св. Евхаристии) присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для Евхаристии хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и неумело изъясняют; но истинно и действительно, так, что по освящению хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, преобразуется в самое истинное тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось в Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных, а вино претворяется, пресуществляется в самую истинную кровь Господа”. Хомяков пытается уклончиво стушевать этот момент, утверждая, что Церковь “не отвергает слова пресуществление, но не приписывает ему того вещественного смысла, который предписан ему учителями падших Церквей”. Он не хочет видеть в Св. Евхаристии факт субстанционального изменения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. “Тот, кто, так сказать, выпаривает таинство, и тот, кто обращает его в чудо чисто вещественное, одинаково бесчестит святую вечерю, приступая к ней с вопросами атомистической химии”. Как справедливо замечает Флоренский: “У Хомякова эмоциональное ударение падает на слово “вера в таинство”, а не на самое таинство, как предмет веры”. Такое “бескровное” отношение к Таинству, несомненно, влияние протестантизма.
Согласно учению Церкви, пришествие Иисуса Христа и учреждение Им на Св. Вечере Таинство Св. Евхаристии есть важнейший момент в домостроительстве Божием, предпринятым ради спасения творения Своего от печати тления и смерти, которые вошли в мир грехопадением прародителей. Первая книга Св. Писания, “Бытие”, повествует о том, как первенцы Божии, Адам и Ева, нарушили заповедь Божию, вкусив от древа познания добра и зла. Через этот акт в плоть мира были брошены семена тления и смерти. Грехопадение прародителей изгнало из мира Святой Дух, который наполнял его животворящим ведением. Творение, лишенное Подателя Жизни, медленно, но неотвратимо двинулось к смерти и небытию. И вот тогда Господь решил вернуть в мир Древо Жизни, Святой Дух, стереть с лица мира сего печать грехопадения и смерти. “Пошлешь Дух Твой - созидаются, Ты обновляешь лицо земли”. Господь наш, Иисус Христос, воплотившись в мир от Духа Святаго и Марии Девы, вновь низвел в мир Подателя жизни, разрушив печать грехопадения. “Он нас обновляет и снова творит образами Божьими, - говорит Василий Великий, - баней пакибытия и обновления Духа Святаго усыновляемся мы Богу. Тварь, причащающаяся Духа опять нова, тогда как лишенная Духа она обветшала”. Таким образом, Таинство Св. Евхаристии связано с грехопадением, как болезнь с исцелением. Взгляды Хомякова на существо Евхаристии станут для нас гораздо яснее, если мы познакомимся с его мыслями о грехопадении. “Бог дал первым векам мира, - говорит Хомяков, - предание единобожия и полную свободу разумения и богопочитания, но свобода оказалась бессильной соблюсти это неполное откровение”, (т.2 стр.143). Для Хомякова смысл грехопадения заключается в том, что человечество не смогло удержать свое мировоззрение в чистоте абсолютного монотеизма. Об искажении творения в результате грехопадения Хомякову ничего не известно. Даже избрание Авраама истолковано им вопреки смыслу Св. Писания: утраченное прародителями единобожие сохранил только Израиль в чистоте относительного монотеизма. Хранить это древнее предание, и был призван Авраам, от которого Господь произвел Свой народ. Миссия Израиля заключалась в распространении монотеизма по всему миру. “Народ иудейский один во вселенной сохранил учение о единстве Божием и судьбах мира”, (т.1 стр.148). Нет нужды далее доказывать разность учения Церкви и богословия Хомякова. Христианство не только монотеизм, но, прежде всего религия избавления и искупления. Мир через домостроительство Божие должен вернуться к Своему Творцу. Сын Божий своей крестной смертью и воскресением разрушил печать грехопадения, исторгнув из плоти мира жало смерти и тления. “Избавивший нашу жизнь от тления, - говорит Василий Великий, - дал нам силу обновления, которая, хотя имеет причину неизъяснимую и заключающуюся в Таинстве, однако же, приносит душам нашим великое спасение”. По Хомякову, духовное иранское начало и начало кушитское отделены друг от друга, и, подобно монадам Лейбница, не имеют окон. В действительной жизни Церкви кушитская плоть, взаимодействуя со Святым Духом, исцеляется и обновляется, становится новой тварью.
Где же искать источник воззрений Хомякова на эту проблему? Очевидно, не в учении Церкви и Св. Отцов. Разматывая эту проблему, мы попадем в скромную квартиру Петра Чаадаева, с которым Хомяков вел постоянные споры. Согласно Чаадаеву, Господь облек Израиль высшей миссией, - “сохранить на земле идею единого Бога”, чтобы эта идея “еще могла выявиться всесильной”, (7-е письмо). Окончательное решение этого вопроса мы найдем в “Философии мифологии” Шеллинга, с которым Чаадаев состоял в переписке, а Хомяков пристально изучал. По Шеллингу в древние времена в сознании людей господствовал “слепой относительный монотеизм”, который затем перешел в политеизм. Эта трансформация веры привела людской род к гибели в волнах всемирного потопа. Поколения, происшедшие от Ноя, различали монотеизм и политеизм, а Авраам и его народ - истинное единобожие и относительное. Дальнейшие высказывания Шеллинга рассеют все сомнения об источниках учения Хомякова о грехопадении: “Из монотеизма возникла вся религия, следовательно, и христианская... Не христианство создало эту идею, а, наоборот, эта идея привела к христианству”. Процесс искупления сводится к восстановлению единобожия, утраченного прародителями. Как это ни прискорбно, следует признать полное соответствие взглядов Шеллинга и Хомякова на природу грехопадения и искупления.
Но не следует забывать, что славянофилы были первыми, кто реально попытался создать самобытное мышление и оригинальную философию. Стихотворные опыты Ломоносова ныне вызывают усмешку, но, тем не менее, он первый заложил фундамент Русской науки, литературы и поэзии. Константин Леонтьев говорил, что славянофильство окажет реальное воздействие на общество лет через сто, может быть, это время уже наступило.



Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #18316
Сообщение: #490888
15.02.03 18:25
Ответ на #490794 | Венцеслав Крыж православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спасибо, Венцеслав! Я согласен здесь с Вами во всем (кроме титула, конечно же). Ваш Е

Венцеслав Крыж

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #18316
Сообщение: #490794
15.02.03 12:51
Ответ на #490272 | Евгений Мавродиев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Честно признаться, я тоже не могу смириться с пелагианской мыслью о Всепрощающем Боге. Бог милосерд, но Он и Господь Ревнитель, Грозный Судия мира. Об этом писал Флоренский в "Философии культа". Я знаю то, о чем говорю. С другой стороны, я против удалений чужих мнений. Некий господин на этом форуме присвоил мне титло козла, ничего страшного, для смиренья полезно. С уважением В.К.

Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #18316
Сообщение: #490272
14.02.03 16:38
Ответ на #489884 | Венцеслав Крыж православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спасибо, Венцеслав!

Я так и понял, что речь идет о выходках модераторов. Мы сейчас довольно жестко полемизируем с Андреем по поводу его понимания Бога - Судии (понимания откровенно еретического), так вот - он удалил из своей темы не менее десятка составленных мною святоотеческих и библейских постингов с прямыми свидетельствми о Господе - Судии - по его словам, "чтобы они не мешали обсуждению темы"... Ну Вы представляете, что делается...И это называется "миссионерский форум"

Евгений Мавродиев


Венцеслав Крыж

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #18316
Сообщение: #489884
14.02.03 07:55
Ответ на #489687 | Евгений Мавродиев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Евгений, простите меня, но я ничего не удалял. Никогда не удаляю я постингов, даже и самых ругательных. Кто-то удалил, но не я. Это какое-то недоразумение! С уважением, весь Ваш, Венцеслав Крыж!

Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #18316
Сообщение: #489689
13.02.03 23:40
Ответ на #486316 | Платонов Андрей Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Spasibo, Andrej Alexandrovich!

Rad, chto Vy ocenili po dostoinstvy svjatootecheskoe bogoslovie!

Evgeny V. Mavrodiev


Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #18316
Сообщение: #489687
13.02.03 23:39
Ответ автору темы | Венцеслав Крыж православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Венцеслав!

Я понимаю, что тема Ваша, а "хозяин - барин", но разрешите поинтересоваться, почему Вы удалили из нее Богородичные техты великих православных святах - св. Иоанна Дамаскина, св. прав. Николая Кавасилы и св. Григория Паламы? Я же их цитировал не по памяти

Евгений Мавродиев


Платонов Андрей Александрович

православный христианин
(диакон)

Тема: #18316
Сообщение: #486316
10.02.03 17:59
Ответ на #477319 | Евгений Мавродиев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Евгений В.!
Хочу заступиться за авторитет о.Александра Шмемана (не потому что он в этом нуждается, а чтобы кто-то не судил об о. Александре по Вашим словам. Вы пишите будто он не признает значения монашества, но на самом деле все наоборот. Вот цитата из его лекции о русском богословии: "имперский период в истории русской церкви явил замечательное возрождение монашества, которое, начиная с киевского периода, всегда фокусировало и вдохновляло большинство живых и духовных сил России".
http://personal.inet.fi/koti/ecclesia/academia/rustheology.htm
http://www.golubinski.ru/academia/rustheology.htm

Или если желаете в оригинале:
It is deeply significant, indeed, that man like A. S. Khomiakov -- the spiritual father and the chief inspirer of Russian "religious philosophy" -- "was . . . to exercise an enormous influence on the ways of Russian theology" (G. Florovsky). And, finally, the Imperial period in the history of the Russian church witnessed a remarkable revival of monasticism, which since the Kievan age always focused and inspired the most living and spiritual forces of Russia.

http://www.schmemann.org/byhim/russiantheology.html


Платонов Андрей Александрович

православный христианин
(диакон)

Тема: #18316
Сообщение: #478176
30.01.03 18:12
Ответ на #478166 | Евгений Мавродиев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Большое спасибо за труды, почитал неспеша.

Уважаемый Евгений В.!

Еще раз большое спасибо, тексты чудесные. Конечно, отцы очень тонкие различения проводят, хорошо знать и понимать, что Господь берет наши немощи не по естеству, а по произволению – если вдуматься, иного действительно не возможно представить в воплотившемся Слове.

Конечно, никакого монофизитства и монофелитства в этих текстах нет, рад, что Вы стоите на этой твердой отеческой почве.

Но я все же не думаю, что «ругался» совсем напрасно, т.к. Вы не давали той цельной позитивной всесторонней картины, которая есть у отцов, а использовали лишь одну ее сторону для критики.

Мне кажется, что у Хомякова нет противоречия тому, что говорят отцы – имеет он в виду то же самое, что Господь принимает на себя плоть, подверженную всему тому, воздействию зла, что и у всех нас. Отцы пишут точнее «по произволению» - но ведь это, по большому счету, ясно – как же иначе…

А из того, что писали Вы, казалось, будто тело Его уже от Рождества такое же, как по Воскресении, – что Он не нес на Себе наши немощи… Рад, что это мне только казалось.

Размышляя о монофелитстве, я подумал, насколько естественно было к этой ереси прийти – потому что, когда человеческая воля следует благу, она подчиняет себя воле Божественной и ее как бы и нет, а когда следует злу, она только выявляется сама по себе. Кажется из-за этого, что человеческая воля только к злу и стремится, а раз Спаситель всегда действовал по воле Божией, то не было у него воли человеческой, удобопреклонной ко греху. Но правда в том, что действуя по воле Божией, мы прилагаем к этому и свою волю, и сердце чувствует мир, радость, благодать, потому что это не просто послушание внешнему Авторитету, а целостное проявление нашего истинного существа, возвращающегося в Небесное Отечество. И все же, возвращаясь к предмету нашей дискуссии – первозданному Адаму дана воля, которой он может воспользоваться во зло. Принимая по произволению человеческую плоть, Господь принимает и человеческую волю – искушение в пустыне для человечества Христова то же, что и у Адама, но Адам пал, а Богочеловек удерживает от этого свою человеческую природу.


Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #18316
Сообщение: #478166
30.01.03 18:01
Ответ на #477970 | Платонов Андрей Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Nu choroscho, Andrej Alexandrovich, raz Vi nastaivaete, ja objasnju Vam sut Vaschich problem s Katechizisom - oni u Vas kak raz te ge, chto bili u Chomjakova. Raznitsa v tom, chto i Chomjakov, i Schmemmann soznatelno revizirujut kraeugolnie istini Katechizisa - razumeetsja, "iz luchscich pobugdenij", a Vi, poddavschis intellektualnomu obajaniju etich mislitelej, ne chotite vnimat Otcam, kotorich, tem ne menee, chitaete s udovolstviem.

Vi ne ponimaete togo, chto

"свойства плоти Богочеловека были человеческие, но вместе все они были обоженные, как принадлежащие одному Лицу, которое — Бог и человек. По этой же причине человеческие свойства Богочеловека были вместе и естественны а сверхестественны в отношении к человеческому естеству"

Sv. Ignatij (Brjanchaninov)

Vi pischete:

Господь принимает Крещение – погружение в воду в знак Покаяния, ибо так надлежит исполнить всякую правду. Что это за правда – правда о том, что он совершенный человек, и как человек (!) нуждается в обновлении природы, подвергшейся тлению – это написано в Евангелии заранее пророчески против монофизитов.

Napisannoe Vami BOGOSLOVSKI oznachaet Vasche nesoglasie posledovat Otcam, uchivschim o "lichnom i otnositelnom" usvoenii Bogochelovekom Christom togo, chto nadlegit ochistit i obnovit.

“Должно же знать, что есть два усвоения: одно - естественное и существенное и другое - личное и относительное. Естественное и существенное, конечно, то, соответственно которому Господь по человеколюбию, воспринял как естество наше, так и все естественное, по естеству и по - истине сделавшись человеком и испытав то, что относится к нашему естеству; личное же и относительное бывает тогда, когда кто-либо принимает на себя лице другого по причине какого-либо отношения, то есть сострадания или любви, и вместо него произносит направленные в его защиту речи, самого нисколько не касающиеся. Соответственно этому (!) Господь усвоил (!) Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не естественно (!), усвоил, Сам не будучи этим или не сделавшись, но принимая наше лицо и поставляя Себя наряду с нами....”

Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение...3, 25

Vot pochemu

“Он крестится не потому, что Сам имеет нужду в очищении, но усвояя (!) Себе мое очищение (!), для того, чтобы стереть главы змиев в воде, для того, чтобы погребсти всего ветхого Адама в воде, для того, чтобы освятить крестителя, чтобы исполнить закон, чтобы открыть таинство Троицы, чтобы сделаться нам Образом и Примером для крещения”

Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 4, 9

Vot pochemu Gospod

“Сам не подвергся ничему, требующему уврачевания”

Св. Григорий Богослов. Слово 45

Chotja i

“воспринял на Себя наши грехи и понес болезни”

Там же

Poslednee ponjatno, ved Christos imel TOLKO neukoriznennie (!) strasti (nepogreschitelnie nemoschi), Ego tlenie - neukoriznenno i ne trebuet "obnovlenija" ni v kakom smisle etogo slova. Eto kak raz Katechizis. Vi v upor ne chotite videt zvuchaschich kak grom svidetelstv sv. Palami ob absoljutnoj (!) CHISTOTE chelovechestva Christova, kotoruju Tot imel pregde Voskresenija, buduchi, povtorjaju, Novim Adamom ot samogo Blagoveschenija. I Vi ne ponimaete svjatootecheskogo uchenija o tom, chto Christos imel ISTINNO SMERTNOE (po prirode) telo, kotoroe bilo, tem ne menee, telom Pervozdannogo Adama i bilo absoljutnoj chistoti. Poslednee kagetsja Vam "monofizitstvom"

“Имя тления обозначает двоякое. Ибо оно обозначает эти человеческие страсти: голод, жажду, утомление, прокалывание гвоздей, смерть или отделение души от тела и подобное. Сообразно с этим значением мы говорим, что тело Господа было подвержено тлению. Но все это Он воспринял добровольно. Но тление обозначает также и совершенное расторжение тела на те стихии, из которых оно - сложено, и - уничтожение... Тело Господа не узнало этого по опыту, как говорит пророк Давид: “яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления”. И так, подобно безумному Юлиану и Гайану, говорить, что тело Господа, сообразно с первым значением тления, было нетленно прежде воскресения, нечестиво.... А что тело Господа - нетленно... сообразно со вторым значением тления, мы исповедуем так, как передали нам богоносные Отцы. Мы, конечно, говорим, что после воскресения Спасителя из мертвых тело Господа - нетленно и сообразно с первым значением, ибо через Свое Тело Господь даровал и нашему телу как воскресение, так после этого и нетление”

Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... 3, 28.

Vot Vam citata iz sv. Grigorija ob "ochischenii" Gospoda vo Iordane

Небеса, отверзшиеся над Христом во время Его Таинственного Крещения, “сделали очевидным, что Христос и по плоти приял всю безмерную и безграничную силу Духа. Небеса показали на деле, что для всей твари невозможно вместить всю силу и действие Божьего Духа, почему когда эти силы и действия Божьего Духа перешли на Сию Богоипостасную Плоть, то небеса, не выдержав, разверзлись... Прекрасно, следовательно, некто сказал Богу: “Ни небо не чисто пред Тобою” (Иов. 15. 15), называя “небом” - ангелов, сущих на небе, Архангелов, многоочитых Херувимов, шестокрылатых Серафимов, все иное, премирное естество. Следовательно, справедливо, что ни небо, т. е. сущие на нем Ангелы, не суть чистые перед Богом небес... Только единое человеческое естество во Христе, сущее, богоипостасное и обожествленное, богато владеет совершеннейшей чистотой и способно вместить все сияние и светозарность, так сказать, силу и действие Божьего Духа...”

Cв. Григорий Палама. Гомилия 60, 5 (произнесенная на Святой Праздник Светов).

Poetomu (esche raz)

“...если бы со-вечно Отчее Слово не вочеловечилось, то этим было бы очевидно, что по самой природе грех находится в человеке, поскольку от века не было человека свободного от греха, и можно было бы основание для упрека отнести к Творцу, якобы Он не есть Творец (только) добра, или Сам не есть добр; еще же - что Он и несправедливый Судия, как неправедно осудивший человека, который уже был создан Им как заслуживающий осуждения. Посему Бог воспринимает человеческое естество, чтобы показать, до какой степени оно - вне греха и настолько чисто, что было возможно соединить его с Собою по ипостаси, и чтобы нераздельно оно со-вечнствовало с Ним; и таким образом, на деле сделать явным для всех, что Бог - благ и праведен, и Творец добра, и наблюдатель справедливого приговора”

Св. Григорий Палама. Гомилия 16

Ne ponimaja prostich istin o tom, kak imenno Christos usvoli nasche prokljatie, Vi ne ponimaete i istini o stradanijach Christa. No posluschajte sv. Maksima Ispovednika, kotorij v Vaschich glazach toge budet "monophyzitom"

“Существует страх естественный и противоестественный. Естественный страх - это сила, которая, испытывая тесноту, стремится к сохранению бытия. А противоестественный - когда она впадает в тесноту по неразумию. Господь не принял противоестественного страха, который возникает из-за ненадежности помыслов. Он, будучи благ, принял вольно ради нас естественный страх... в Господе не вступают в противоречие, как в нас, природные страсти и воля. Но когда Он поистине алкал и поистине жаждал, Он алкал и жаждал не соответствующим нам способом, но способом, превосходящим нас, поскольку добровольно. Подобно этому и когда Он поистине устрашился, Он устрашился не так как мы, но превосходя нас...”

Св. Максим Исповедник. Диспут с Пирром. PG 91, 297 CD цит. по иеромонах Дионисий (Шленов) Гефсиманское моление в свете христологии преп. Максима Исповедника Богословский сборник. Вып. 8. М. ПСТБИ. 2001. С. 174.

A vot dogmaticheski bezuprechnaja citata iz Vladiki Ignatija (Brjanchaninova) - ja ee ne raz privodil v drugich temach i s udovolstviem privedu Vam esche raz

“Способ зачатия, сообщавший с жизнью греховность, не мог быть употреблен при зачатии Богочеловека, предназначенного в искупительную Жертву за человечество. Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждой греха, вполне непорочной. Этого мало: она долженствовала быть безмерной цены, чтоб могла искупить человечество, виновное пред бесконечным Богом, невыкупимое, следовательно, никакой ограниченной ценой, как бы эта цена ни была велико. Естество человеческое соделало Богочеловека способным быть Жертвой, а естество Божеское дало этой Жертве безмерную цену. Бог-Слово для принятая человечества заменил действие семени мужеского творческой силой Бога...
...
Богочеловек имел естество человеческое вполне непорочное, но ограниченное. Оно было ограниченное: ограниченное не только той ограниченностью, с которой человек создан, но и той, которая гораздо в большей степени явилась в естестве человека по его падении Богочеловек не имел греха, вовсе был непричастен греху, даже в самомалейших его видах: естественные свойства Его не были изменены, как в нас, в страсти; свойства эти находились в Нем в естественном порядке, в постоянном подчинении духу, в управлении духом, а дух находился в постоянном управлении Божества, соединенного с человеком. Богочеловек имел свойство печалиться и скорбеть; но печаль никогда не овладевала Им, как случается с нами, а постоянно была управляема духом.
...
Хотя свойства плоти Богочеловека были человеческие, но вместе все они были обоженные, как принадлежащие одному Лицу, которое — Бог и человек. По этой же причине человеческие свойства Богочеловека были вместе и естественны а сверхестественны в отношении к человеческому естеству.
...
Святость плоти Бога и Господа была бесконечно выше святости, в которой сотворена плоть твари — Адама. ... как зачатие (Христа) было Божественно, так и все последствия его были Божественны. — Богочеловек, как Искупительная Жертва, принял на себя все немощи человеческие — последствия падения — кроме греха, чтоб, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, явить его в обновленном состоянии, явить его без тех немощей, которые привлечены в естество наше падением....
...
Богочеловек восприял и носил наши немощи произвольно, а отнюдь не был им подчинен необходимостью естества: будучи совершенным человеком, Он был и совершенным Богом, Творцом человеческого естества, неограниченным Владыкой этого естества. По этой причине Он являл Свое человечество так, как Ему было благоугодно.

Иногда он являл Свое человечество в немощи естества падшего; утруждался, жаждал, принимал упокоение сном, был схвачен и связан в саду Гефсиманском, претерпел биение и поругание, был распят и погребен. Иногда Он являл человечество Свое в правах естества, с какими оно создано: ходил по водам; въехал в Иерусалим на необъезженном жеребце, на которого из человеков еще никто не садился; эта власть была первоначально достоянием Адама....

Иногда Господь являл Свое человеческое естество в том состоянии славы и величия, которое Он даровал человеческому естеству, совокупив в себе, в одном Лице, Божество и человечество, которого оно отнюдь не имело по сотворении, в самом состоянии невинности и бессмертия: это состояние величия и славы. Он явил дивными знамениями, преимущественно же явил избранным ученикам при преображении Своем, явил в такой степени, в какой они способны были видеть, а не в той, в какой оно есть.

Божество Богочеловека соединено неслитно, но вполне соединено с Его человечеством: Божество Богочеловека соединено с Его человеческим духом, с Его душой, с Его телом. Когда душа Христова разлучилась с телом Христовым посредством смерти, то Божество Христово пребыло неразлучным как с душой Его, так и с телом Его. Возглашет святая Церковь: Во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный
...
Это то Божественное тело, о котором Сам Господь засвидетельствовал: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем
Всякий праврславный и благочестивый христианин да представит себе непредставимое величие Божией Матери, носившей во чреве такое тело, потом носившей его в объятиях, продолжительное время бывшей в ближайшем отношении к этому телу. По причине Божественности Тела Христова, непогрешительно признать и назвать величие Божией Матери Божественным” .

Изложение Учения Православной Церкви о Божией Матри (составлено Святителем Игнатием Брянчаниновым). Изд. Радонеж. М., 1990. (репринт 1868). С. 5, 6, 8 - 9.

Vot pochemu Vi, kak i Scmemmann, i Osipov, i Chomjakov ne chotite pravoslavno ponimat slova Otcov o padschem Adame", kotorogo vosstanovil Christos. Vi - kak i Chomjakov - vopreki Katekchizisu uchite o tom, chto Christos voplotilsja v padschee estestvo Adama. Vchera ja Vam uge privel prjamie svidetelstva 2 Bogoslovov (sv. Grigorija i prep. Simeona), kotorie uchat o prjamo protivopolognom.

Dalee,

Ja Vam specialno kirillicej nabral konets moego pisma - chtobi Vam legche bilo chitat.

Но как же в таком случае нужно понимать слова Пасхального Канона “прiидите, вонями помажем тело живоносное и погребенное, плоть воскресившего падшего Адама, лежащую во гробе” (sv. Ioann Damaskin). Не содержат ли эти слова того смысла, что Христос носил на Себе саму поврежденную плоть (“естество”) падшего Адама?

Христос пришел именно в том чистом и лишенным всякой скверны естестве, которое, будучи чистым и нескверным, пало в Адаме и лишилось своей первозданной чистоты. Христос приемлет не падшую плоть Адама, а именно ту изначально нескверную плоть, в которой Адам ниспал с неба и которую осквернил грехом (!!!). Но именно поэтому Агнец Божий воспринимает Свое Пречистое Тело не откуда-то с неба, и не от смертной матери, а от Пречистой Девы, дщери Адама, являя тем то, что в Адаме ниспало в тление и смерть нетленным и искупленным от смерти. Почему Сын Человеческий, по слову Афанасия Великого, суть Сын единого первозданного Адама (Слово против Апполинария 3). Но именно поэтому Господь воскрешает из гроба тело не кого-то еще, но самого Адама, от Пречистой Чистой Нетленной Дщери которого Он и воспринял Свою непорочную и нетленную Плоть. Поэтому в том же каноне Святой Пасхи сказано о том, что “явися Христос, яко человек же: Агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны” (Песнь 4).


Evgeny V. Mavrodiev



Платонов Андрей Александрович

православный христианин
(диакон)

Тема: #18316
Сообщение: #477970
30.01.03 15:22
Ответ на #477416 | Евгений Мавродиев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Я с удовольствием прочитал святоотеческие тексты, но не понял какие у меня проблемы с катехизисом. И есть ли проблемы с катехизисом у о.Александра Шмемана и А.С.Хомякова?

Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #18316
Сообщение: #477418
30.01.03 00:59
Ответ на #477340 | Евгений Кадосов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Zdravstvujte, Evgenij!

Net, rech idet ne o magisterskoj, a o doktorskoj Schmemanna, kotoraja ne izdavalas v Rossii. No voprosa etogo ja bolsche ne kasajus. Prosto ne sleduet sebe kumirov tvorit

Evgeny V. Mavrodiev


Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #18316
Сообщение: #477416
30.01.03 00:55
Ответ на #477337 | Платонов Андрей Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Vascha beda, Andrej Alexandrovich, v tom, chto Vi ne ponimaete togo, chto termini "priroda" i "ipostas" - NE IMEJUT ABSOLJUTNOGO OPREDELENIJA - oni opredeljajutsja tolko v kontexte, skagem duscha ne edinosuchna telu - no v otnoschenii k chemu-to inomu duscha i telo mogut schitatjsa odnoj suchnostju. Chervivoe jabloko ne edinoschischno obichnomu jabloku v otnoschenii kachestva "chervivosti", no ono vpolne edinosuchno emu kak JABLOKO etc. Eto vse - azbuchnie, no, k sogaleniju, choroscho ne propisannie v naschich uchebnikach istini togo filosophskogo "ellinizma", kotorij i bil "vocerkovlen" Otcami.

Christos edinosuchen nam potomu, chto Bogomater - istinno dscher Adama. No kto (krome, konechno, Lurje) posmeet zajavit, "chto net takoj suchnosti "Telo Christovo". Kak eto, prostite, net - ved soglasno Otcam, Telo Christovo tlenno, NO NE ISTLENNO - kak tela ostalnich ljudej. I NEISTLENNO ONO IMENNO POTOMU, CHTO ETO TELO BOGA - SLOVA. I esli svjatoj ne istlevaet, to ne inache, kak v silu BLAGODATNOGO PRICHASTIJA KO GOSPODU. Poetomu mogno i nugno govorit, chto "telo Christovo - Duch givotvorjasch" (sv. Ioann Damaskin) - Ono ved ot Ducha rodilos, a rogdennoe ot Ducha est Duch. No eti kachestva - svjatost, neistlennost, rogdennost ot Ducha i mnogie drugie ne delajut ge Eto Telo ne edinosuchnim naschim telam - chotja i suchestvenno otlichajut Eto Telo ot tel kagdogo iz nas. Poetomu est takaja suchnost "Telo Christovo" i termin "presuchestvlenie" soverschenno zakonen. Dumaju, chto vopros s Prechistim Telom Netlennoj Otrokovitsi, kotoraja, po slovu Oktoicha, dolgna izbavit nas ot tli, Vi sami reschite bez truda.

Vot pochemu pervozdannost Adama ne delaet ego ne edinosuchnim nam, chtotja kto iz nachodjaschichsja v zdravom ume skaget, chto on imeet prirodu pervozdannogo Adama? Eto dage chuge, chem govorit o tom, chto Gospod prinjal prirodu s "pechatju smerti" etc...

Uchenie o tom, chto Christos - NOVIJ ADAM (a On takov ot Blagoveschenija) - vosprinjal Adama pervozdannogo, vosprinjav ot Bogoroditsi Plot, KAK OT PERVOGO ISTOCHNIKA (sv. Ioann Damaskin) - svjatootecheskoe. U menja net sejchas pod rukoj bolschinstva ssilok, no, dumaju, chto i etich dovolno:

“...воспринял того Адама, первоначально свободного, который не облекся еще грехом, пока не узнал змия, и не вкушал плода и смерти, питал же душу простыми, небесными помыслами, был светлым таинником Бога и божественного. Для сего-то воссоздания пришел в естество человеческое Бог, чтоб, преоборов и победив убийцу смертию, за вкушение приняв желчь, за невоздержанность рук - гвозди, за древо - крест, за землю - возношение на крест, обратно возвести Адама к жизни и славе.."

Св. Григорий Богослов (!). О девстве

“Бог желая иметь такого человека, каким в начале создал Адама, послал в последние времена на землю Сына Своего Единородного, и Он пришедши, воплотился, восприяв совершенное человечество, чтобы быть совершенным Богом и совершенным человеком…”

Преп. Симеон Новый Богослов (!). Слово 1, 3

Vot uge neodnokratno privodimoe mnoju v drugich temach rezume (!) voprosa, sdelamnnoe Vladikoj Vasiliem (Krivoscheinim):

“Безгрешный и бессмертный Господь, восприняв от Духа Святого и Девы Марии непорочную человеческую природу первозданного Адама и добровольно приняв за нас смерть, освободил нас от греха и смерти. Добровольность смерти нужно понимать не только в том смысле, что Христос не сопротивлялся распинавшим Его, но и что Он по собственной воле умер на Кресте по человечеству. Необходимо еще раз подчеркнуть, что на Кресте был распят не человек, воспринятый Сыном Божиим, но Сам Сын Божий, Само воплощенное Слово, Господь Славы” Арх. Василий (Кривошеин) Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении Православное учение о Кресте Господнем. М., 2000. С. 18 - 39. См. также ЖМП, № 2, 1973.

Tak chto sluschajte o. Siluana i ne sporte tam, gde ne nado. I na Katekhizis (luchse v redaktsii sv. Filareta) nalegajte - u Vas zdes serjeznie problemi

Evgeny V. Mavrodiev


Евгений Кадосов

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #18316
Сообщение: #477340
29.01.03 23:14
Ответ на #477319 | Евгений Мавродиев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

U Schmemanna v doktorskoj (kotoruju do sich por bojatsja izdavat v polnom obieme)

Простите, а что Вы имеете в виду? Насколько я знаю, его докторская диссертация - это "Введение в литургическое богословие". Она полностью была переиздана в 1992 году. Или что-то другое?


Платонов Андрей Александрович

православный христианин
(диакон)

Тема: #18316
Сообщение: #477337
29.01.03 23:09
Ответ на #477319 | Евгений Мавродиев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Гордюня есть, что уж говорить... Но не прикрываю. Правда, стараюсь учению старца следовать.

Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #18316
Сообщение: #477319
29.01.03 22:46
Ответ на #477298 | Платонов Андрей Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Gospodin Platonov!

Pogalujsta, moi citati s "vivodami", a potom - protivopolognie viskazivanija Otcov s ukazaniem istochnikov - kak u menja. Dalee, sudja po vsemu, u Vas neladi s Katechizisom - ja ne tolko po povodu Evcharistii, no i Kreschenij, i vsego ostalnogo. U Schmemanna v doktorskoj (kotoruju do sich por bojatsja izdavat v polnom obieme) est, naprimer, vivodi o vrede monaschestva dlja Pravoslavija - eto k voprosu o Vaschich "avtoritetach". Dalee, sporit nado jasno i konkretno - esli Vi umeete sporit takim obraszom, no uchodite ot spora - eto odno, a kogda Vi zdes gordinju svoju prekrivaete ssilkami na smirennejschego Siluana Afonskogo - eto sovsem inoe. Tak i skagite - ja ne znaju, kak vozrazit Vam po-suchestvu

More soon

Evgeny V. Mavrodiev


Страницы: 1 | 2 | 3 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Праздники 357

Защитник Отечества! муз. и сл. А.Куряева

23 февраля 2024 в 21:09Андрей Рыбак
Андрей Куряев С Днем Защитника Отечества! муз. и сл. А.Куряева Снова сердце, кровь толкая, Бьется в яростном бою; Есть профессия такая - Землю защищать свою! Забывая о покое, По законам чести ... читать далее »

Высказывания 652

Как найти ближнего?! Что чувствовали святые?

23 февраля 2024 в 14:23Андрей Рыбак
Монах Симеон Афонский. слева Как найти ближнего?! Что чувствовали святые? читать далее »

Жития 448

Житие преподобного Прохора, Печерского чудотворца

23 февраля 2024 в 07:16Андрей Бузик
23 февраля молитвенно вспоминается святая память преподобного Прохора, Печерского чудотворца. Его удивительная жизнь и в наш современный век может служить для многих примером!Преподобный Прохор ... читать далее »

Святые 503

Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского

22 февраля 2024 в 12:08Андрей Бузик
22 февраля Русская Православная Церковь отмечает великое событие – обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Святитель Иннокентий был мудрым руководителем, духоносным проповедником и ... читать далее »

Проповедь 179

Святитель Савва Сербский. Проповедь об истинной вере

21 февраля 2024 в 05:50Андрей Бузик
(1) Братья и друзья, отцы и дети призванных Богом, склоните свои боголюбивые сердца услышать божественные догмы. И когда вы услышали эти святые слова, вложите их, братья, в свои сердца и в совесть ... читать далее »

Общий 1412

Правда ли, что на всё воля Божия?

20 февраля 2024 в 05:42Андрей Бузик
«На всё воля Божия» – это изречение знакомо всем. Христиане используют его в самых разных контекстах, как по делу, так и не совсем. В большинстве случаев эту фразу используют в ситуациях, когда речь ... читать далее »

Планета 277

Горный Алтай. Гора Белуха. Телецкое озеро. Тува. Река Енисей. Nature of Russia

17 февраля 2024 в 11:43Андрей Рыбак
Алтай Горный Алтай. Гора Белуха. Телецкое озеро. Тува. Река Енисей. Nature of Russia читать далее »

Спорт - Экстрим 272

Пик Коммунизма 7495 м. Памир: выше 7К Фильм – погружение.

13 февраля 2024 в 22:21Андрей Рыбак
Пик Коммунизма 7495 м. Пик Коммунизма 7495 м. ПАМИР: выше 7К Фильм – погружение. читать далее »

Лица 489

Путин и Такер Карлсон. Интервью на русском языке.

9 февраля 2024 в 14:58Игорь Афонин
Это интервью будет получше любой программы президента, в нём душа и смысл задач президента, и воплощение надежд российского, и не только, народа. Техническая сторона выполнения обязанностей ... читать далее »

Любовь 167

Сакральный смысл Любви

6 февраля 2024 в 09:36Андрей Рыбак
Держи свой ум в Уме Отца и спасешься Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Блаженной Ксении Петербургской Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »

Путешествия

Путешественники экспедиции Russian Ocean Way задержатся на Шри-Ланке

Путешественники экспедиции Russian Ocean Way задержатся на Шри-Ланке. 19 февраля экипаж решил разделиться: Евгений Ковалевский отправился в город Кочин, Индия, для проведения встреч с населением и ... читать далее »

Скалолазание

Адам Ондра прошел один из сложнейших тредов "Bon Voyage"

14 февраля Адам Ондра первым повторил один из сложнейших тредовых маршрутов "Bon Voyage" E12 (9a) в Anno во Франции, открытый Джеймсом Пирсоном в феврале 2023 года. Ондре потребовалось три дня работы ... читать далее »

Предание 400

Доклад «Исихазм как школа общения и как основа космической миссии человека» - Хоружий С.C.

23 февраля 2024 в 19:57Андрей Рыбак
Сергей Сергеевич Хоружий — российский физик, философ, богослов Доклад «Исихазм как школа общения и как основа космической миссии человека» - Хоружий С.C. читать далее »

Фото 118

Патриарх Алексий II благословляет иконой Троицы

23 февраля 2024 в 14:12Андрей Рыбак
Патриарх Алексий II благословляет иконой Троицы. Андрей Рычковский / Рыбак Патриарх Алексий II благословляет меня иконой Троицы. Андрей Рычковский / Рыбак С тех пор я и подвизаюсь на богословском ... читать далее »

Детям 606

"Отважные альпинисты" 1950 г. Советский мультфильм для детей.

22 февраля 2024 в 20:30Андрей Рыбак
"Отважные альпинисты" © Тбилисская студия, 1950 г. Советский мультфильм для детей. "Отважные альпинисты" © Тбилисская студия, 1950 г. Советский мультфильм для детей. читать далее »

Стихи 1457

Храм Бога Живого

22 февраля 2024 в 08:42Владимир Лучит
Храм Бога Сущего, воистину Живого – Сами Земля и небо, явь и ширь мечты… И здесь под сенью мы Отеческого Крова С Ним в духе собственном едины: я и ты; И в Храме том нерукотворным, грандиозном Плоть ... читать далее »

Путешествия 330

Китай и Монголия. Поезда и грузовики

20 февраля 2024 в 12:57Андрей Рыбак
духовная жемчужина Монголии - Свято-Троицкий храм Китай и Монголия. Поезда и грузовики читать далее »

Туризм 174

Закрытые города России

19 февраля 2024 в 17:25Андрей Рыбак
Крестный ход на Праздник 110 летия обретения мощей прп. Серафима Саровского Чудотворца. Саров - Дивеево. 31.07.2013 года, 4 Закрытые города России | топ 10 В этом выпуске мы подобрали для вас топ 10 ... читать далее »

Паломничество 269

Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область.

17 февраля 2024 в 08:14Андрей Бузик
В 1397 году по указанию от Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, прибыл в обширную область древнего Белоозера архимандрит Симонова монастыря Кирилл вместе с симоновским же иноком Ферапонтом, ... читать далее »

Память 380

Память блаженной Пелагии Дивеевской

12 февраля 2024 в 16:05Андрей Бузик
12 февраля 1884 года, сто сорок лет назад, упокоилась о Господе раба Божия блаженная старица Пелагия Дивеевская. За ревностное служение Богу и людям Пелагию Ивановну называли «второй Серафим». С нее ... читать далее »

Эсхатология 728

Уния и папизм в Московском Патриархате. Древо экклесиологических ересей

8 февраля 2024 в 16:09Андрей Рыбак
Папа Франциск и Патриарх Варфоломей Уния и папизм в Московском Патриархате. Древо экклесиологических ересей Кто в этой теме разобрался? Неужели все так и есть на самом деле? читать далее »

Еда 429

Вкусные и полезные котлеты из гречневой каши и грецкого ореха.

6 февраля 2024 в 07:49Андрей Бузик
Необычные котлеты с грецким орехом приготовит сестра милосердия Свято-Елисаветинского монастыря Елена Романенкова. Вкусные и полезные котлеты из гречневой каши и грецкого ореха. Ингредиенты: • гречка ... читать далее »

Фристайл

Полина Рябова и Игорь Омелин   чемпионы России в дисциплине

21 февраля, в Чусовом (Пермский край) прошёл чемпионат России по фристайлу в дисциплине "ски-кросс". Победителями, как и на недавней Спартакиаде сильнейших, стали   Полина Рябова и Игорь Омелин. ... читать далее »

Сноуборд

Бодрые соревнования для любителей горных лыж и сноуборда пройдут на курорте  Роза Хутор  23 февраля

Бодрые соревнования для любителей горных лыж и сноуборда пройдут на курорте "Роза Хутор" 23 февраля. Принять участие в них могут все желающие, достаточно иметь горнолыжное снаряжение, защиту для ... читать далее »

Календарь 3824

24 февраля. Свяшенномученика Власия, еп. Севастийского. Праведной Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон. Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

23 февраля 2024 в 18:13Андрей Бузик
11 февраля по старому стилю / 24 февраля по новому стилю суббота Седмица 38-я по Пятидесятнице. Глас 4. Поста нет. Сщмч. Власия, еп. Севастийского (ок. 316). Блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении ... читать далее »

Творчество 459

Итоги Всероссийского конкурса «Адмирал Фёдор Ушаков моими глазами»

23 февраля 2024 в 07:32Андрей Бузик
Адмирал Фёдор Ушаков Конкурс "Адмирал Фёдор Ушаков моими глазами" – это творческий проект, направленный на популяризацию исторического вклада адмирала Фёдора Ушакова в развитие Отечества, формирование ... читать далее »

Кино 118

Подкидыш фильм комедия (2019)

22 февраля 2024 в 19:50Андрей Рыбак
Подкидыш фильм комедия (2019) Подкидыш фильм комедия (2019) читать далее »

Технологии 325

Что такое Искусственный интеллект - технологический пузырь или реальный прорыв?

21 февраля 2024 в 23:19Андрей Рыбак
Игорь Ашманов Что такое Искусственный интеллект - технологический пузырь или реальный прорыв? читать далее »

Поиск Святой Руси 406

Почему Сын Божий Спаситель? Образный смысл спасения.

20 февраля 2024 в 10:39Андрей Рыбак
Идя на Гору, мы жертвуем своим комфортом ради достижения Вершины Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Сретение Господне Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; ... читать далее »

История 557

Благоверный князь Юрий Всеволодович, последний владыка Древней Руси

19 февраля 2024 в 06:13Андрей Бузик
На излучине Волги, напротив того места, где впадают в нее реки Нёмда и Унжа, стоит маленький старинный городок Юрьевец. Он, основанный в 1225 году, всего на четыре года моложе своего старшего брата, ... читать далее »

Чудо 332

"Ты Михаил - и я Михаил" (Чудо Архангела Михаила в ВОВ)

14 февраля 2024 в 22:17С. Александра
Архистратиг Михаил "Ты Михаил - и я Михаил" Участница Великой Отечественной войны монахиня Лукина (Полищук), передавая в Самарское епархиальное управление семь тетрадок своих воспоминаний, сказала: ... читать далее »

Молитва 403

«Нам стоит поучиться у раненых искренней молитве»

10 февраля 2024 в 05:27Андрей Бузик
Священник Андрей Калугин из Надыма (Ямало-Ненецкий АО) трижды ездил с миссией в госпитали Донецкой и Луганской республик. Госпитальные священники там очень нужны. О своем служении отец Андрей ... читать далее »

Церковь 718

Храм там, Среднеуральский женский монастырь, Схиигумен Сергий

7 февраля 2024 в 22:36Андрей Рыбак
Среднеуральский женский монастырь - линия духовного фронта. ХРАМ там, Среднеуральский женский монастырь, Схиигумен Сергий читать далее »

Песни 117

Родина, поет монах Киприан и солист Рондо Александр Иванов

5 февраля 2024 в 20:11Андрей Рыбак
Герой Советского Союза Инок Киприан Бурков Родина, поет монах Киприан и солист Рондо Александр Иванов читать далее »

Фристайл

Москва примет Кубок Чемпионов по фристайлу

24 февраля 2024 года Москва примет Кубок Чемпионов по фристайлу при поддержке Департамента спорта города Москвы и Министерства спорта РФ. В столице уже много лет проходят масштабные международные ... читать далее »

Автомотоспорт

Чемпионат России по кроссу на снегоходах

Зима как ни в чем не бывало продолжается, а вместе с ней   серия сугубо зимних стартов, часто очень даже зрелищных! Гонки на снегоходах и сноубайках   в том числе. Очередные экстремальные заезды ... читать далее »

© 1999-2024 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru