Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Культура и искусство / Протоиерей Русской Православной Церкви о "Розе Мира" Д.Л. Андреева Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Протоиерей Русской Православной Церкви о "Розе Мира" Д.Л. Андреева
Александр Галилеев

католик
Тема: #17777    08.01.03 09:48    Просмотров: 14677 [11]

Сообщений: 28    Оценка: 0.00   Страницы: 1 | 2 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить


Протоиерей Валентин ДРОНОВ - настоятель ХРАМА во имя ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, что в селе БЫКОВО. Фото храма см. в тексте. История храма изложена здесь и здесь. Размещение на форуме текста, на который ранее в других темах приводились ссылки, обусловлено желанием снизить зависимость от других ресурсов Сети. Полагаю также, что изложение мнения клирика РПЦ никоим образом не может рассматриваться как пропаганда чуждого Православию учения. От личных комментариев воздержусь.

ДАНИИЛ АНДРЕЕВ И ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ
"О ПЛАМЕННОМ ХОРЕ, КОТОРОГО НЕТ НА ЗЕМЛЕ..."
Из книги "Даниил Андреев в культуре ХХ века"
Москва, изд-во "Мир Урании", 2000
Стр. 151-155

Почему возникла эта тема?

В некоторых кругах Андреева определяют как поэта, чуждого православию, чуть ли не ересиархом, магом, язычником, как угодно, – лишь бы отнести его к явлениям "новой религиозной веры". Это ошибка и надо ее вовремя исправить. Многих поэтов в разное время пытались отделить от православия, подвергая сомнению либо их духовность, либо нравственность, либо тематику творчества. Мы знаем, какие диспуты велись вокруг Пушкина, тем не менее сказать или подумать, что Пушкин не православен – кощунственно.

Поэтому сегодня мне хотелось бы изложить некоторые мысли о православии Андреева, так сказать, в сочетании или в сравнении с православным оправданием Пушкина.

В русской культуре, полностью пронизанной Божественными Откровениями: в религии, музыке, философии, образе жизни и мысли – поэзия всегда была средством Богомыслия. Соловьев, Хомяков, Мережковский, многие поэты Серебряного, а вслед за ним и нашего века писали религиозные стихи. Поэзия Даниила Андреева – духовна по существу.

Поэт, не являясь ни священником, ни богословом, создает свой мир, через который познает Дух Святой, через него проводит навстречу Духу Святому другого человека. Здесь возникает тонкая грань, по которой и можно определить данную поэзию как описательную, религиозную или духовную.

Свое поэтическое вдохновение Пушкин называл "божественным и святым" не напрасно. Подлинное ощущение духовной связи поэта с иным потусторонним миром, трепетное мистическое состояние, охватывающее читателя, свидетельствует о его подлинной религиозности.

Главное, что сближает Андреева и Пушкина с православной точки зрения, это глубочайшая нравственность творчества. Пушкин являлся нравственной личностью, и что отмечалось многими исследователями, глубоко нравственным было его творчество, будь это лирические стихотворения, социально-бытовая поэма или сказка. Добро и зло и у Пушкина никогда не смешивались: добродетель всегда возвышена, порок и страсть осуждены. Те же глубоко нравственные позиции мы видим в творчестве Андреева: зло всегда подземно, четко обозначено, даже названо соответствующим именем. Добро всегда лучезарно и непобедимо. Личные падения Пушкина происходили из-за страстности натуры (так сказать "разнокровия" личности), часто парализующей волю, но она никогда не затемняла его нравственного сознания и не усыпляла совесть. Нравственная судьба Андреева не требует комментариев.

Постоянное нравственное обновление у Пушкина всегда опиралось на Библию, которая была для него воплощением истины и поэзии. Нравственное сознание Андреева воплощается в собственных духовных прозрениях, но они также неотделимы от всего свода пророчеств, законов и предсказаний, полученных человечеством из Библии. Можно провести отдельный анализ поэтических персонажей Андреева и доказать их вполне библейское происхождение.

Нравственная целеустремленность также объединяет двух великих поэтов. Они всегда стремятся быть искренними, самими собой, и одинаково смиряются перед величием божественной красоты своих видений. Вдохновение, посещавшее Пушкина в минуты поэтического озарения, приводило в священный трепет, очищавший и возвышавший душу. Он подлинно молился сердцем в эти минуты и смиренно радовался духовному полету. Религиозное созерцание открывает перед Пушкиным высокие нравственные обязательства быть орудием воли Божией (см. стихотворение "Пророк"). На ту же высоту возносит духовное проникновение и Андреев.

Нет в человеке черт более православных, чем тоска по иному лучшему граду, равнодушие к тщетным земным благам, неутомимая жажда правды, светлое восприятие Божьего дара жизни, гармоническая цельность нравственного существа, чуткость совести, примиренное отношение к смерти, стремление обнять весь тварный мир. Если мы говорим о Пушкине как художнике истинно православном, то все эти качества всецело находим в его личности. То же отличает и художника Андреева. К нему вполне применимы слова Жуковского, что его поэзия есть "религии небесной сестра земная". Родившаяся в хорах и гимнах церковных, а об этом мы часто читаем у самого Андреева, она продолжает звучать высокими небесными мелодиями и не перестает служить непосредственным религиозным целям. Ее сфера – тот идеальный мир, воплощения которого нельзя найти среди руин, тюрем и лагерей советского времени. Если для противопоставления земной человеческой юдоли церковная поэзия создает определенную архитектуру небесного града, то Андреев создает еще не виданные ни одним христианином и не воспетые ни одним песнопевцем виды Божественных запредельных пространств для противопоставления их миру, где уже и юдоли-то не осталось, где человеку не осталось места. И как бесконечен Бог в Своих пространствах, так бесконечен человек в их познании.

Устремление в мир непостижимого, как и неотступные мысли о смерти, соединяли Пушкина с религиозной стихией, где все обращено к вечности. Присущее ему от природы мистическое предощущение потустороннего мира создавало благоприятную почву для восприятия религиозных идей, но смутное и неясное по существу, оно не могло само по себе дать ему конечно твердого, обоснованного, законченного религиозного мировоззрения, которого тревожно искала его возвышенная идеалистически настроенная душа и которое ему пришлось вырабатывать вполне самостоятельно. Он не мог почти ничего получить для прояснения и укрепления своих религиозных взглядов ни из воспоминаний своего детства, прошедшего в атмосфере иноземных влияний, ни из преданий своей семьи, никогда не отличавшейся глубокой религиозностью, ни из лицейской и светской среды.

Андреев, напротив, многое для формирования своей православной личности вынес из семьи Добровых, где прошло его детство, из посещения немногочисленных открытых православных храмов, всегда посещаемых московской интеллигенцией даже в годы лихого безбожия. Однако формирование его конечного церковного мировоззрения было насильственно прервано. Андреев проходит сквозь жуткую мясорубку тюрем и лагерей. И именно там в этом вскипевшем аду перед ним Господь открывает дивные беспредельные просторы Своего Бытия. Творец и Его поэт остаются один на один.

Даниил Андреев – православный христианин по происхождению, воспитанию, миросозерцанию. Он таков и в литературе, и в жизни. После освобождения из тюрьмы в течение последних двух лет он был духовным сыном известного московского старца, протоиерея Николая Голубцова. Отец Николай исповедовал Даниила Андреева перед кончиной и напутствовал его Причастием Святых Христовых Тайн.

Православие Андреева пронизывает всю его поэзию. Здесь есть и стихи церковно-описательного характера, есть и необыкновенно пронзительные космические видения – подступы к Подножию Господнего Престола.

Из православного храма Даниил Андреев "свечку зажженную" пронес в "самый тихий", но самый важный тайник – в свою поэзию. Андреев – мистик, но его проникновения ясно и твердо оформлены. У него нет "снежной маски"; каждое слово конкретно означает явление пережитое, сопоставленное, согласованное со всем церковным Телом, со всем даже не миром, но собором. И этим собором утвержденное.

Андреев – космичен. Вместе с тем, он пишет только такие стихи, которые не могут вызвать смуту, сомнение, разночтение. Все, о чем пишет, – он видел и твердо помнит. Его поэзия – о Боге, и создана она без сомнения христианином.

Для Пушкина живое непосредственное общение с Церковью происходит через братию Святогорского монастыря, чей игумен святой старец Иона легко покорил его чуткую душу. Находясь в Михайловском, Пушкин дружил со священником с.Вороноча о.Иларионом Раевским. Ему он заказал отслужить заупокойную литургию по Байрону. Именно в Святогорском монастыре у Пушкина возник лучший в мировой литературе огненный образ "Пророка" – апофеоз призвания поэта на земле. Все католические персонажи Пушкина близки православию по своему духовному облику.

Андреев написал цикл "Русские боги", в котором не воспевает дохристианскую Русь и не идеализирует языческих богов. Он назначает имена глубинным национальным силам, исконным характерам и явлениям в трагическом полотне истории, развернувшейся на необъятных просторах России. Дореволюционная русская культура в лучших проявлениях не боялась незнакомых созвучий имен, как эхо долетающих до нее от предков, мы видим это в живописи, графике, музыке начала века, и никто не обвиняет Васнецова, Билибина, Зворыкина и Калинникова в антицерковности или языческом магизме.

Стихи "Русских богов" озарены яркою верою поэта в бессмертие и вечную неразрывную связь молитвы и любви между живыми и умершими. По своему духу эта поэзия глубоко православна.

Даниил Андреев – автор книги "Роза Мира". Она вызывает споры, ее причисляют к разряду теософской литературы. И здесь требуются некоторые уточнения. Книга написана православным христианином, не ставившим целью создать "учение" или выйти из общего русла русской православной культуры. В этом русле книга – весьма значительное явление. Кроме того, она поддержана как произведение христианской направленности всем поэтическим творчеством Даниила Андреева.

Книга написана в тюрьме, где шло противостояние только двух позиций: веры в Спасителя Иисуса Христа и безбожия. Гигантская космическая картина мира, развернувшаяся в "Розе Мира", открылась Андрееву из камеры, под колокольный звон замков и подкованных сапог. В таких тюрьмах, как советские – поэты не выживают. Они сходят с ума. Но Андреев выжил и вынес из ада чистоту рассудка и сердце, принадлежащее Христу. Выжил оттого, что Господь открыл перед ним Завесу тайны и водил его, как в свое время Данте, по кругам невидимой, нескончаемой, блаженной Премудрости Своей.

Вернейший путь к Богу – церковный. За две тысячи лет Церковная Полнота определила и сформировала все возможные направления человеческого Богомыслия. Чистейший путь православной церковности, может быть, не дается сразу, и Господь Человеколюбец иногда открывает не противоречащий ему путь познания мира.

Таков путь, открытый Даниилу Андрееву в тюрьме, в земном аду, путь ко Христу, путь только его собственный.

Как часто в болезни и ужасе, в который отправляет порой действительность, нам хочется удивляющей сказки. Сказки, согревающей, уносящей из томящей плоти. Читая "Розу Мира", можно подумать, что этим сказочным теплом согрел Господь плоть и душу пытаемого поэта. Поэтому нельзя видеть в "Розе Мира" никакого антиправославного мифотворчества, никакого теософского учения, часто приписываемого книге.

"Роза Мира" – это Дар Божий, благодаря которому поэт вышел из ада невредимым. Основной стержень романа – Логос Вселенной, Христос. Общая направленность Даниила Андреева – ко Христу. Через "Розу Мира" при всей ее неожиданности и необычности угадывается подлинная духовность всего его творчества.

Эта духовность в прямом смысле слова и выделяет Даниила Андреева из всей национальной поэзии. Его творчество – не пронзительное видение, и не мучительные поиски истины. Это – духовность данности бытия во Христе, это духовность спасения и вечной жизни в Царстве Божием. Утверждая это своим творчеством, Даниил Андреев входит в ряд немногих поэтов всех времен и пространств, послуживших человечеству пророческим служением.

Поэты, перекидывая мостики от земли к Небу, поделили между собой разные роли: есть поэты-художники, поэты-учителя, поэты-мученики. Даниил Андреев – поэт-пророк. И, может быть, в этом сказалась его глубокая принадлежность именно к православной культуре.


Текст статьи взят из христианской электронной библиотеки
Логос - София - Гнозис




Мезенцев Денис

невоцерковленный верующий

Тема: #17777
Сообщение: #476295
28.01.03 19:40
Ответ на #476127 | Федоров Сергей православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Итак, может ли это послужить основанием для полного отрицания "Розы мира"?

Федоров Сергей
Федоров Сергей

православный христианин

Тема: #17777
Сообщение: #476127
28.01.03 16:42
Ответ на #475358 | Мезенцев Денис невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"прельщение (или его отсутствие) выявляется из самого характера откровения" -
Вы сами себе ответили.


Мезенцев Денис

невоцерковленный верующий

Тема: #17777
Сообщение: #475358
27.01.03 21:00
Ответ на #460785 | Федоров Сергей православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Сергей,

интересно, а как Вы охарактеризуете "Иоанна Дамаскина" Алексея Толстого, с его конфликтом между чисто религиозным, монашеским аскетизмом и желанием сбросить мирские оковы (в лице наставника), и творческим импульсом, неудержимым потоком "кипящих первообразов", с которыми не в силах справиться смиренный послушник (Иоанн)? Ведь лишь вмешательство "Девы пресвятой с младенцем на руках" побудило черноризца просить прощения у "певца Христова":

"Во имя Господа Христа,
Певец, святые вдохновенья
Из сердца звучного излей,
Меня ж, молю, прости, о чадо,
Что слову вольному преградой
Я был по грубости моей!"

Андреев пишет по этому поводу, что творчество если не самый чистый источник вдохновения, то самый широкий, - и, в связи с этим, у меня такой принципиальный вопрос: возможно ли, чтобы творческое вдохновение (рассматриваемое с религиозной точки зрения, и совпадающее в нашем случае с христианством в одних утверждениях и противоречащее ему в других) не отвергалось бы или принималось полностью, но лишь в отдельных своих положениях? Другими словами, означает ли что прельщенный в одних случаях человек не может получить истинного откровения в дальнейшем? И будет ли правильным на основании одного или нескольких противоречий отвергать всю концепцию в целом?

Так же было бы интересно узнать - обязательно ли, с точки зрения православия, откровение, полученное не духовным лицом, есть обязательно прелесть? Или же прельщение (или его отсутствие) выявляется из самого характера откровения?

С уважением, Денис.


Игорь Кошелев
Игорь Кошелев

баптист
нет доступа
на форум


Тема: #17777
Сообщение: #463791
14.01.03 14:27
Ответ автору темы | Александр Галилеев католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В дополнение к процитированному А. Кураевым (в принципе, этого уже должно быть достаточным, чтобы сделать вполне однозначные выводы) приведу ещё несколько цитат из опуса Д. Андреева:

"Это есть интеррелигия или панрелигия в том смысле, что ее следует понимать как универсальное учение, указующее такой угол зрения на религии, возникшие ранее, при котором все они оказываются отражениями различных пластов духовной реальности, различных рядов иноматериальных фактов, различных сегментов планетарного космоса. Этот угол зрения обнимает Шаданакар как целое и как часть божественного космоса вселенной. Если старые религии - лепестки, то Роза Мира - цветок: с корнем, стеблем, чашей и всем содружеством его лепестков" (Книга 1, Глава 1, РОЗА МИРА И ЕЕ БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ).

"С течением веков человечество прониклось идеей о непримиримости, несовместимости монотеизма с многобожием, как своего рода аксиомой… К сожалению, это древнее недоразумение не разъяснено до сих пор: от античного многобожия давно ничего не осталось, но ожесточенная, узкая, лишенная всякой мудрости нетерпимость проявляется всякий раз, когда христианским церквам или по крайней мере тем, кто говорит от их имени, доводится высказывать свое суждение по вопросам индусских, китайских, японских, тибетских систем".

"Здесь налицо типичный случай разнствования религий по горизонтали: не противореча друг другу по существу, не сталкиваясь друг с другом в необозримом духовном космосе, христианство и индуизм, буддизм и ислам, иудейство и религия шинто говорят о разном, о разных, так сказать, духовных странах, о разных сегментах Шаданакара; ограниченность же человеческая толкует это как противоречия и объявляет одно из учений истинным, а остальные - ложными - "Если Бог един, то другие боги суть, так сказать, самозванцы: это - или бесы, или игра человеческого воображения". Какая детская мысль!".

"В этом воссоединении христианских конфессий и в дальнейшей унии всех религий Света ради общего сосредоточения всех сил на совершенствовании человечества и на одухотворении природы Роза Мира видит свою надрелигиозность и интеррелигиозность".

"Пусть христианин вступает в буддийский храм с трепетом и благоговением: тысячи лет народы Востока, отделенные от очагов христианства пустынями и горными громадами, постигали через мудрость своих учителей истину о других краях мира горнего. Сквозь дым курений здесь мерцают изваяния высоких владык иных миров и великих вестников, об этих мирах говоривших людям. Мирам этим не соприкоснулся западный человек; пусть же обогатятся его разум и душа хранимым здесь знанием" (Книга 1, Глава 3, ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИЯМ).

Не удивительно, что автор говорит об "искажении" Нового Завета (врагом!) и полностью отвергает Апостола Павла: совместить его "откровения" с Писанием невозможно в принципе.

Если не читать эту книгу с закрытыми глазами, то для того, чтобы увидеть в ней хоть что-нибудь христианское, надо не просто потерять способность самого элементарного "различения духов", но и вообще отказаться от христианства как такового.

Кстати, стоит обратить внимание на "КРАТКИЙ СЛОВАРЬ имен, терминов и названий, наиболее часто встречающихся в тексте" (http://worldrose.hotmail.ru/dict.htm). Вспоминается "Сектантский "новояз" (А.Л. Дворкин, "Сектоведение")…



Екатерина Генисаретская

православный христианин

Тема: #17777
Сообщение: #462934
13.01.03 15:38
Ответ на #462807 | Федоров Сергей православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Я могу сформулировать и еще жестче.

ОН ВЗОШЕЛ ЗА НАС НА КРЕСТ,
А МЫ ЧАЕМ НА ЕГО КРЕСТЕ ВЪЕХАТЬ В РАЙ

Как-то плохо это сочетается с апостольскими словами "уже не я живу, но живет во мне Христос". Ну не живет Христос в захребетниках! Не зря же народ сформулировал: "въехать в Рай на чужом горбу".

"Братия и сестры, предстоятель и клир приветствуют вас на борту нашего ковчега, совершающего рейс Земля-Небо. No smoking, fasten seat belts. Пост и молитва разрешаются в строгом соответствии с инструкциями" :))))))))

Ну ладно, утомилась я от этого пустопорожнего спора. Вы бы, Сережа, лучше открыли тему "Православие и рекламный бизнес - личный опыт". Полагаю, жизнь ставит перед Вами такие дилеммы, которые не снились ни "оккультисту" Андрееву, ни "квази-христианину" Соловьеву
:)))))))


Федоров Сергей
Федоров Сергей

православный христианин

Тема: #17777
Сообщение: #462807
13.01.03 13:33
Ответ на #461785 | Екатерина Генисаретская православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Начало Премудрости - страх Божий. Я думаю, мы с Вами находимся в начале (Вы же пишете в исповедании "православный (новоначальный)". Послушание Церкви никогда не рассматривалось как трусость. Не очень понятна установка "дерзания" по направлению к инобытию. Если уже все заповеди исполлнены, то наверное следует расчитывать на большее, а так...нужно признание своего недостоинства. Кроме того, стоит все таки отличать нецерковную мистику (Соловьев, Андреев) гностического типа, от православной мистики. Ведь даже святые подвижники стремились к стяжанию Духа Святого, а не к видениям, пророчествам и т.п. "таинственному знанию".

Евгений Кадосов

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #17777
Сообщение: #461978
12.01.03 02:28
Ответ на #460625 | Екатерина Генисаретская православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Как-то прошел мимо внимания отца Андрея Кураева тот любопытный факт, что венчал, исповедовал, причащал и отпевал Д.Л.Андреева о.Николай Голубцов - тот самый, кто отпевал и Святую Матрону Московскую...

И кто был духовником о. Александра Меня. Причем в то же самое время, в конце 50-х годов! Не исключено, что они и виделись...


Екатерина Генисаретская

православный христианин

Тема: #17777
Сообщение: #461785
11.01.03 16:47
Ответ на #460800 | Федоров Сергей православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Соловьев к богословию имеет весьма косвенное отношение...протаскивал гностические и откровенно оккультные сюжеты...

Ну желающие "покритиковать" Сло... простите, Соловьева в России всегда были, о них еще баснописец И.А.К. рассказывал.

О чем пророчествовать то?

Ну понятно. А пушкинский "Пророк" - не более чем художественный образ. Или, другой вариант, это изображение какого-то ветхозаветного пророка.

Несомненно, для прозрения в инобытие надо обладать личной смелостью. У Пушкина, у Андреева, у Святых Отцов I-го тысячелетия она была. Отцы не боялись осознавать и вслух формулировать то, что осознавали. А на Соборах потом оттачивали формулировки. Но личное откровение было первично.

Меня поражают матрасники, которые надеются заслужить места в Царствии Небесном... личной трусостью. "Вот, Господи, смотри какой я хороший: ни шага вправо, ни шага влево и в мыслях не допускал..."

Человек может струсить в некий решительный момент, как струсил Петр во дворе первосвященника - и ему это будет прощено, как было прощено Петру, ибо он тут же и раскаялся - "исшедши вон, плакал горько". Но возводить трусость в позитивный принцип - это нечто новое. Петр, между прочим, ключ-то получил за невиданную личную смелость - вопреки "мнению отцов", исповедал Иисуса "Сыном Бога Живаго".

А впрочем, живите как знаете.



Федоров Сергей
Федоров Сергей

православный христианин

Тема: #17777
Сообщение: #460800
10.01.03 12:16
Ответ на #460625 | Екатерина Генисаретская православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

А не очень понятно, зачем в новозаветную эпоху пророческое служение необходимо. Ветхозаветные пророки пророчествовали о Христе. Христос пришел. Разве евангельского откровения недостаточно? О чем пророчествовать то? Что касается богословских построений Соловьева, то это по его собственному определению была "свободная теософия", ставившая задачей оправдать догмат с т.зрения современной ему идеалистической философии (ШЕллинг, Гегель). Т.е. Соловьев к богословию имеет весьма косвенное отношение. И подозрительное отношение к нему вовсе не потому, что он "выскочка-мирянин" (к Хомякову или Владимиру Лоссколму, например, другое отношение), а потому что он протаскивал гностические и откровенно оккультные сюжеты в квази-христианской оболочке.


Федоров Сергей
Федоров Сергей

православный христианин

Тема: #17777
Сообщение: #460785
10.01.03 12:06
Ответ на #460266 | Мезенцев Денис невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"Вопрос в том, чтобы не отрицать подобные, пусть даже и рискованные для спасения, прозрения, но объяснять их, и - если возможно - оправдывать. Православная же аскетика нисходит лишь до полного отрицания подобного духовидения - насколько я понимаю. Хорошо ли это?"

Для гуманистической культуры индивидуальный творческий акт, индивидуальное прозрение есть всегда расширение поля культура, вне зависимости от связи с традицией.

Для православия, в центре которого не творческое развитие человека, а его спасение, индивидуальные прозрения должны мерятся на доброкачественность аскетической традицией и догматом. Если они не выдерживают этого мерила, то пускай остаются культурными явлениями, но не дерзают быть религиозно-значимым, христианским "откровением". РМ никак не вписывается в православный догмат и традицию, отсюда я делаю вывод о неправославии содержащихся в ней прозрений, и вредности с т.зр.спасения. А как поэзию, как миф читайте на здоровье.


Федорец Алексей
Федорец Алексей

православный христианин

Тема: #17777
Сообщение: #460723
10.01.03 11:15
Ответ на #460611 | Евгений Кадосов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

А почему бы и нет? И что такого бредового в подобной идее? Между прочим, многие русские православные философы не брезговали и Ницше читать (который написал работу "Антихристианин. Проклятие христианству", а в конце жизни сошел с ума), и выделять из его трудов положительное. Гитлер тут наверняка помельче будет.

Совершенно верно, method хорош, когда направлен на достойную величину. Гитлер конечно мельче Ницше, равно как и Андреев, который явно не дотягивает ни до серьезного философа, ни до гранда оккультизма.

В том-то и дело, что не банальный. "Банальный оккультизм" базируется на пантеизме (читайте нетленные труда о. диакона), а тут явно монотеистическая концепция, причем с идеей творения и трасцендентности Бога. С элементами оккультизма, но не более.

Хорошо, пусть оккультизм Андреева не банален, тем хуже для Андреева и его адептов.



Екатерина Генисаретская

православный христианин

Тема: #17777
Сообщение: #460625
10.01.03 09:38
Ответ автору темы | Александр Галилеев католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Причина глубинного, "животного" неприятия Розы Мира "книжниками от Нового Завета" заключается в том, что пророческое служение в Церкви Христовой по факту отменено. Остались лишь царское и священническое. Как иначе объяснить, что за 2000 лет в новозаветной Церкви не появились пророки, сопоставимые по масштабу с Даниилом, Илией, Иезекиилем? И что церковным начальством принимаются во внимание лишь богословские построения священников? Соловьев, и тот под подозрением, как выскочка-мирянин.

Д.Л.Андреев должен был бы принести РМ на духовную цензуру в МП. А он этого не сделал. Кстати, как пишет в своих воспоминаниях "Плавание к Небесному Кремлю" его вдова Алла Александровна, присутствовавшая при последней исповеди - (уйти некуда и невозможно было - Даниил умирал), "в создании "Розы Мира" он НЕ каялся".

Как-то прошел мимо внимания отца Андрея Кураева тот любопытный факт, что венчал, исповедовал, причащал и отпевал Д.Л.Андреева о.Николай Голубцов - тот самый, кто отпевал и Святую Матрону Московскую...


Евгений Кадосов

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #17777
Сообщение: #460616
10.01.03 09:22
Ответ на #460388 | д. Андрей Кураев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Е.К.: "а разве кто-то говорит о православности "Розы мира"?"

Д. А. Да вот о. Михаил гворит: "Книга написана православным христианином, не ставившим целью создать "учение" или выйти из общего русла русской православной культуры. В этом русле книга – весьма значительное явление".

Вы намеренно не понимаете, почему я выделил слова "Розы мира"? Я (и о. Валентин) говорим о возможном православии личности автора, а Вы продолжаете твердить о самой книге. Повторю еще раз, что об отсутствии неправославных мыслей в книге ни я, ни прот. Валентин, ни Александр Галилеев не говорим.

Или, по-Вашему, между православием личности и творениями существует однозначная корреляция? То есть, Вы считаете, что у православных авторов не может быть неправославных мыслей и наоборот?

Но глупости и кощунства, сделанные им до того остаются таковыми

Рекомендую Вам все-таки корректно употреблять термины - ибо Ваши оппоненты будут всегда стараться ловить на подобных вещах. Кощунств в книге Андреева нет, ибо кощунство по определению - это насмешка над святыней. Точно так же, как и глупостей - в рамках Андреевской концепции в ней все довольно последовательно и логично. Другой вопрос - совместимость этой концепции с Православным Преданием.

И Отцов не трогайте. Так как Андреев, они не "ошибались".

А где мера ошибки, по Вашему?




Евгений Кадосов

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #17777
Сообщение: #460611
10.01.03 09:10
Ответ на #459819 | Федорец Алексей православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Почему бы, пользуясь Вашим методом, не разобрать какую-нибудь “Майн Камф”. Посмотрите, вот здесь фюрер выступает перед нами как национал-социалист, здесь – как умный политик, на этих страницах на нас смотрит человек глубоко религиозный, возводящий идею нацизма до религиозных высот, а здесь мы видим просто здравые мысли, к которым неплохо было бы прислушаться всем.

А почему бы и нет? И что такого бредового в подобной идее? Между прочим, многие русские православные философы не брезговали и Ницше читать (который написал работу "Антихристианин. Проклятие христианству", а в конце жизни сошел с ума), и выделять из его трудов положительное. Гитлер тут наверняка помельче будет. Я вот, грешный, и трудами Дулумана не брезгую, и на сайт научного атеизма захожу. Кстати, очень полезный метод выявления бревен в наших, христиан, глазах - там то их точно не упустят...

Так вот красная нить в творчестве святых отцов, несмотря на их богословские ошибки – это православие. Таким же образом “Майн Камф” Гитлера - это нацизм. А творчество Даниила Андреева – “православного христианина по происхождению, воспитанию, миросозерцанию” – самый банальный оккультизм, и это самое главное.

В том-то и дело, что не банальный. "Банальный оккультизм" базируется на пантеизме (читайте нетленные труда о. диакона), а тут явно монотеистическая концепция, причем с идеей творения и трасцендентности Бога. С элементами оккультизма, но не более.


Евгений Мавродиев

православный христианин

Тема: #17777
Сообщение: #460583
10.01.03 07:17
Ответ автору темы | Александр Галилеев католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Vdogonku!

Choroschi bi etogo popa anafematstvovat kak pologeno v takich sluchajach. No bolsche vini na tech, kto, polemiziruja s velikoj traditsiej sv. Filareta Moskovskogo i Vladiki Makarija (Bulgakova) RAZLOGIL dogmaticheskoe soznanie pravoslavnich do takoj stepeni. Vot Vam i "satanizm dlja intelligentsii"

Evgeny V. Mavrodiev


Страницы: 1 | 2 | >>

Помогите пожалуйста!

Творчество 429

Чудо

9 декабря 2022 в 07:10Андрей Бузик
Чудо Все белым-бело. Снег и снежный вихрь... Если смотреть сверху, глазами птиц, то можно увидеть большой город, протекающую через него Волгу, а на высоком ее берегу – храм. Большой, новый, красивый. ... читать далее »

Народный промысел 90

Россия. Тайга: Как живут Русские Старообрядцы

8 декабря 2022 в 19:50Андрей Рыбак
Старообрядцы Россия. Тайга: Как живут Русские Старообрядцы читать далее »

Календарь 3385

9 декабря. Преподобного Алипия столпника. Святителя Иннокентия, еп. Иркутского. Преподобного Иа́кова отшельника, Сирийского

8 декабря 2022 в 16:38Андрей Бузик
26 ноября по старому стилю / 9 декабря по новому стилю пятница Седмица 26-я по Пятидесятнице. Глас 8. Рождественский пост. Пища с растительным маслом Прп. Алипия столпника (640). Освящение церкви ... читать далее »

Высказывания 598

Преподобный Исаак Сирин. Об образе молитвы и о прочем, необходимо потребном.

8 декабря 2022 в 07:49Андрей Бузик
Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский Слово 30. Об образе молитвы и о прочем, необходимо потребном для всегдашнего памятования и во многих отношениях полезном, если сохранит это читающий с ... читать далее »

Стихи 1301

По сути, тот же беспредельный...

6 декабря 2022 в 08:33Владимир Лучит
*** По сути, тот же беспредельный, и однако же единый, всюду Космос, в направлении каком ни бросить пристального взгляда, бесконечно простирается что в бесконечно малом, что в большом! *** Как ни ... читать далее »

Воины 371

5 декабря День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой

5 декабря 2022 в 10:05Андрей Бузик
5 декабря — День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год), установленный в соответствии с Федеральным законом ... читать далее »

Предание 338

Введение во Храм — было! Пастыри о чуде Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

4 декабря 2022 в 04:42Андрей Бузик
Тициан Вечеллио. Введение во храм Пресвятой Богородицы (фрагмент) Введение во Храм Пресвятой Девы Марии является великим праздником и чудом для православных христиан. Трехлетняя Девочка без ... читать далее »

Песни 95

Иван Дятлов. Песня о далёкой Родине

3 декабря 2022 в 00:17Андрей Рыбак
Иван Дятлов. Песня о далёкой Родине Иван Дятлов. Песня о далёкой Родине читать далее »

Детям 592

Жития святых: Блаженная Матрона Московская

30 ноября 2022 в 14:57Андрей Рыбак
Блаженная Матрона Московская Жития святых: Блаженная Матрона Московская читать далее »

Проповедь 111

Встреча в Ташкенте. Отец Андрей Ткачёв

25 ноября 2022 в 20:04Андрей Рыбак
Протоиерей Андрей Ткачев Встреча в Ташкенте. Отец Андрей Ткачёв читать далее »

Парапланеризм

Спидфлай, спидрайдинг и фрирайд. Сказочный полет над Каппадокией

Француз Валентин Деллюк, один из лучших в мире скоростных пилотов, недавно совершил захватывающий полет над знаменитым турецким регионом Каппадокия, выполняя необычные трюки, которых до этого никогда ... читать далее »

Альпинизм

Валентина Ерохина из Череповца стала чемпионкой России по альпинизму среди ветеранов

Жительница Череповца Валентина Ерохина стала чемпионкой России по альпинизму среди ветеранов. Валентина Владимировна кандидат в мастера спорта, инструктор и уже несколько лет занимается восхождениями. ... читать далее »

Жития 365

Преставление святителя Иннокентия, епископа Иркутского

9 декабря 2022 в 06:55Андрей Бузик
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский (1731 г.) Отрасль древней дворянской Волынской фамилии Кульчицких, блаж. Иннокентий получил умственное образование в Киевской академии. В Киевской лавре ... читать далее »

Планета 263

Тур на Камчатку

8 декабря 2022 в 17:12Андрей Рыбак
Вулкан. Камчатка Тур на Камчатку с группой в августе 2022 г читать далее »

Эсхатология 697

Речь митрополита Неофита (Морфского) о ситуации с Украиной.

8 декабря 2022 в 12:39С. Александра
Митрополит Морфский Неофит Речь митрополита Неофита(Морфского)о ситуации с Украиной. 5 месяцев тому Сейчас,то что происходит с Россией и Украиной-это духовная война ,а не война России с ... читать далее »

Святые 384

Творения и учение святителя Амфилохия Иконийского

6 декабря 2022 в 06:00Андрей Бузик
Святитель Амфилохий Иконийский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь, 985 год Святитель Амфилохий Иконийский вошел в историю Церкви не только как ревностный пастырь, но и как плодотворный ... читать далее »

Путешествия 315

Глубина Телецкого озера

5 декабря 2022 в 01:09Андрей Рыбак
Осенние краски Телецкого озера. Алтай. Глубина Телецкого озера читать далее »

Праздники 325

3 декабря — День Неизвестного Солдата в России

3 декабря 2022 в 08:57Андрей Бузик
3 декабря — День Неизвестного Солдата в России В память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, 3 декабря отмечается День Неизвестного ... читать далее »

Музыка 201

Ты не печалься. Песня 1964

2 декабря 2022 в 23:40Андрей Рыбак
Ты не печалься Ты не печалься читать далее »

Технологии 309

Наступает эра российской микроэлектроники: у нас будут свои литографы, своя фабрика, свои процессоры

29 ноября 2022 в 13:03Андрей Рыбак
Наступает эра российской микроэлектроники: у нас будут свои литографы, своя фабрика, свои процессоры Наступает эра российской микроэлектроники: у нас будут свои литографы, своя фабрика, свои ... читать далее »

Семья 136

Я Марина и я живу в аду. Бросили бизнес, чтобы спасти семью. Клочковы уплыли в Антарктиду

25 ноября 2022 в 11:59Андрей Рыбак
На яхте через Атлантику. Тристан да Кунья. Самый недоступный остров Я Марина и я живу в аду. Бросили бизнес, чтобы спасти семью. Клочковы уплыли в Антарктиду Сейчас расскажу вам про историю, которую ... читать далее »

Альпинизм

Харила зимой полезет без О2 на Чо-Ойю из Непала

Альпинисты Гьялдже Шерпа, Кристин Харила и Адриана Браунли 6 декабря дошли до Намче Базара. Должны добраться до базового лагеря Чо-Ойю самое позднее к понедельнику. Они попытаются подняться новым ... читать далее »

Сноуборд

III этап Кубка России в СК "Чекерил" (PGS, PSL)

Удмуртия открыла соревновательный сезон спортивных мероприятий по сноуборду в СК "Чекерил". Соревнования по альпийским дисциплинам прошли в период с 07 по 08 декабря 2022 года. Участниками спортивного ... читать далее »

Литература 402

"Люди с Чёрными нимбами" - Презентация новой книги Юрия Воробьевского.

8 декабря 2022 в 23:56Андрей Рыбак
Юрий Воробьевский "Люди с Чёрными нимбами" - Презентация новой книги "Люди с черными нимбами" - новая книга Юрия Воробьевского. Она - об измене и верности в Русской истории и в наше время. Предстоят ... читать далее »

Будущее 402

Обратный процесс пошел? Ольга Четверикова

8 декабря 2022 в 16:46Андрей Рыбак
Ольга Четверикова Обратный процесс пошел? Ольга Четверикова читать далее »

Духовное 1044

Жил - казался человеком, а умер - как скотина.... Кто виноват?

8 декабря 2022 в 09:08Андрей Рыбак
Свиньи в монастыре Дохиар. Афон Жил - казался человеком, а умер - как скотина.... Кто виноват? читать далее »

Разное 1201

Радости Рождественского поста

7 декабря 2022 в 07:18Андрей Бузик
Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начался 28 ноября и закончится 6 января. Чем можно занять себя на протяжении сорока дней, чтобы не потерять духовный настрой? Можно ли ... читать далее »

Туризм 157

Кавказ: экстремально красиво, но очень доступно. | Фильм-путешествие | Кавказ – в объятьях облаков

5 декабря 2022 в 22:11Андрей Рыбак
Кавказ: экстремально красиво, но очень доступно. Кавказ: экстремально красиво, но очень доступно. | Фильм-путешествие | Кавказ – в объятьях облаков читать далее »

Поиск Святой Руси 356

От тления к преображению

4 декабря 2022 в 13:51Андрей Рыбак
Живите в Небесном Царстве Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Введением во Храм Богородицы! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, ... читать далее »

Патерик 295

Древний Патерик. О боголюбезной жизни различных отцев

3 декабря 2022 в 06:14Андрей Бузик
Совет прозорливого старца 1. Рассказывал авва Дула, говоря: ходя некогда по пустыне, я и отец мой Виссарион, пришли к некой пещере, и нашли брата, который сидел и делал веревку и не восклонился он ... читать далее »

Лица 473

В мире Дроздовых.

2 декабря 2022 в 05:55Андрей Бузик
2 декабря Православная Церковь празднует память митрополита Московского и Коломенского, святителя Филарета (Дроздова). О своем знаменитом предке в интервью газете "Православная Москва" рассказывает ... читать далее »

Видео 435

Истинные причины начала СВО, в очереди на утилизацию. Владимир Боглаев

26 ноября 2022 в 20:26Андрей Рыбак
Кто и зачем тащит нас в Электронный концлагерь Сводки (25.11.22): истинные причины начала СВО, в очереди на утилизацию / Владимир Боглаев читать далее »

Общий 1366

Лучшие в аду

25 ноября 2022 в 00:45Андрей Рыбак
ЧВК «Вагнер» "Контракт с Родиной" Российский общественный деятель , меценат, автор фильма "Оболганный Государь. Правда о Последнем Русском Царе", и Лидер Боевого Братства "За Державу обидно!", ... читать далее »

Альпинизм

Это уже не хобби: альпинисты Казахстана завоевали золото на чемпионате мира

Казахстанские альпинисты выиграли Чемпионат мира по альпинизму в высотно-техническом классе до 6 тысяч метров. Корреспондент Ulysmedia.kz узнала, в чём особенность этой победы и как в Казахстане ... читать далее »

Альпинизм

Базовый лагерь Эвереста перенесут от Кхумбу?

За четыре месяца до сезона восхождения на Эверест в Непале думают переносить ли базовый лагерь? Насколько безопасен базовый лагерь и не обрушится ли на него ледопад Кхумбу? Во время весеннего сезона ... читать далее »

© 1999-2022 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru