Девятова Светлана С.
 православный христианин
|
Мы слишком мало знаем о старчестве, а чудесные книги, которые могли бы принести духовное утешение, часто недоступны.
Собрав данные о жизни старцев, и их высказывания, я решилась, несмотря на мое неумение и духовную незрелость, излагать их в очерках.
«Сущность гордости – замкнуться для Бога, а сущность смирения – дать Богу жить в себе...
Уныние, и тем более отчаяние, есть признак малодушия...
Мужественные и твёрдые духом не отчаиваются в искушениях, каковы бы они ни были, но терпеливо ожидают конца их, и только усиливают молитву».
«Как зарождение и оформление цыплёнка в яичке определяют по времени, потому что скорлупа скрывает тайну роста зародыша, так рождение, обновление и оформление духовного человека можно, до некоторой степени определить тоже по времени с момента вступления его на путь истинного покаяния...
Когда человек, вступив на путь покаяния, полностью предаётся воле Божией, и когда врага своего спасения начинает видеть не в окружающих, только лично в самом себе, и когда яростное сражение начинает вести не с кем-то, а лично с собою, со своим высоким Я, тогда-то и начинается его бурный тайный духовный рост...
Благодать, как самая нежная и любящая мать, награждает человека за победу над самим собой и утешает его, миром и покоем...
Сила, свет, теплота (любовь), энергия в человеке накапливаются, увеличиваются, возрастают до гигантских размеров, и в этот момент скорлупа (тайна) разрушается...
Не может укрыться от взоров тот город, который стоит на вершине горы...»
Схиигумен Савва.
ЧАСТЬ 1
СТАРЕЦ САМПСОН
(1898-1979)
Эдуард Сиверс родился 27 июня 1898 года в городе Петербурге.
Мать будущего старца – Анна Васильевна, образованная англичанка, скрывающаяся в России от наемного убийцы, встретила графа Эспера Александровича Сиверса - своего будущего мужа, на балу в Петербурге.
В 1909 произошло некое событие, которое явилось как бы предзнаменованием будущей исповеднической деятельности Эдуарда.
В этом году некая еврейка, заметив пробегавшего мимо Эдуарда, внимательно посмотрев на мальчика, сказала его матери:
-Вы знаете, что он будет из чреды Аарона?
Из чреды Аарона – священников.
По милости Божией двенадцатилетний подросток, интересовавшийся всеми вероисповеданиями, выбрал православие. Он тайно посещал Православный Храм, дабы не огорчить свою мать.
В 1917 году при крещении в Православной Церкви Эдуард получил по жребию имя Сергий. Любовь к уединению, к Богообщению привели Сергия в монастырь.
В 1919 году большевики арестовали Сергия, ошибочно думая, что он из царского рода.
- Стреляли из ружья с 10-15 шагов. Попали в руку. Мне стало жарко, я потерял сознание. Кто-то ковырнул меня носком сапога: «Готов», - вспоминал старец.
Раненного Сергия подобрали монахи, переодели в красноармейскую шинель, и под видом раненого красноармейца привезли на лечение в Петроград.
Чудом хирургии называл старец сохранение правой руки, ведь после ранения началась газовая гангрена.
Постриг в мантию Сергий принял от владыки Николая (Ярушевича) 25 марта 1921 года с именем Симеон.
В 1928 году послушник Александро-Невской Лавры был арестован.
Удивительно, что за несколько часов до ареста, во сне Симеону явился преподобный Серафим Саровский, и начал читать молитву:
-Всемилостивая, Владычица моя.
Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дева,
Богородица Марие, Мати Божия,
Несумненная и единственная моя Надежда.
Не гнушайся меня, не отвергай меня,
Не остави меня, не отступи от меня.
Заступись, попроси, услыши, виждь
Госпоже, помози, прости, прости
Пречистая.
Проснувшись, старец тут же записал молитву, а через три часа его арестовали.
Эта молитва, по словам старца, оберегала его до последних дней.
Старец Сампсон рассказывал, как в Соловках его вместе с другими заключёнными бросали в ледяной подвал, в котором жили притравленные на человека крысы. Чтобы люди не сопротивлялись, их прикручивали так, что бы не могли пошевелиться. Крысы съедали людей заживо.
Из воспоминаний стареца Сампсона:
-Холод был жесточайший и всюду крысы.
Я молился:
-Всемилостивая, Владычица моя...
Читал и слышал, как плакали люди, когда их съедали крысы.
Мне же они погрызли только пятки.
Когда утром подняли клетку, и обнаружили, что старец остался невредим,
испугались его веры, и освободили от принудительных работ.
Старец так же рассказывал, как однажды зимой, когда уголовники проиграли его в карты, он несколько часов раздетый простоял на морозе.
Благодаря Всемилостивой и Иисусовой молитвам остался цел.
Освобождён был старец в 1934 году, а в 1936 году он был вновь арестован.
Ему предстояло ещё несколько лет провести в тюрьме на Дальнем Востоке.
В заключении безвинно осуждённый старец поражал всех своей прозорливостью.
Во время войны, когда японцы вели наступательные бои, тюремное начальство готовилось в случае оккупации района, расстрелять всех заключённых.
Все готовились к смерти, многие плакали, каялись, молились.
Ночью старцу было открыто, что доживёт он до глубокой старости.
Монах увидел себя седым старцем, окружённым духовными детьми.
Утром он объявил всем, что они останутся живы.
В1945 году вышел указ об освобождении церковнослужителей.
В Ставрополе в 1947 старец получил приход в большой казачьей станице Кольгута.
Появление в станице старца, заставило местные власти обеспокоиться, так как тысячи людей приезжали к прозорливому монаху.
Он не только был духовным наставником верующих, но и помощником, советником, умело отвечал на житейские вопросы, связанные с ведением хозяйства, с сельскохозяйственными работами.
Постепенно опустели танцевальные площадки, клубы - молодёжь шла в церковь.
Близился новый арест.
В Бакинской тюрьме старцу пришлось провести целый год в одиночной камере.
В 1948 году тяжелобольной старец вернулся в Борисоглебск, а спустя некоторое время стал настоятелем молитвенного дома в Рузаевке.
О своей первой встрече со старцем Симеоном вспоминает его духовная дочь:
-Я подала записочку о здравии, и отошла к задним дверям церкви.
-Вдруг батюшка вышел из алтаря, оглядел всех, и остановился на мне. Подозвал к себе, спросил моя ли записка.
-Да, моя, - ответила я.
-Вот это имя не пиши, за него подавай нищим.
-Он много ругается и пьёт
Прозорливость батюшки повергла меня в трепет.
С этого момента вся наша семья неотлучно находилась рядом с батюшкой.
Вскоре старцу был дан огромный приход в Макаровке, находящейся рядом с Саранском.
Один из макаровских прихожан рассказывал:
-Возраст его невозможно было определить. Ему можно было дать и тридцать лет, и восемьдесят. Слова говорил огненные. Он как будто был вне тела. Взгляд острый, пронизывающий душу человека, как у Судии, и в то же время любящий.
Последним местом служения старца в Мордовии стало село Спасское.
Весть о прозорливом старце молниеносно разнеслась по окрестным деревням.
К нему приезжали больные со всей Мордовии.
Даже врачи психиатрических больниц направляли своих пациентов в Спасское.
Были ложные обвинения, гонения – приходы в Полтаве, Волгограде.
Наконец - Псково-Печерская обитель.
Ему было запрещено показываться даже на клиросе, запрет лёг на переписку с духовными детьми.
В монастыре старцу было назначено послушание – стеречь сад.
В эти скорбные дни, охраняя яблоневый сад, старец непрестанно молился и каялся.
Наконец, после того как настоятель монастыря о. Августин написал ходатайство Патриарху Алексию, все запреты на служение были сняты.
Однако спустя два года старец был оклеветан, на него было заведено уголовное дело. Началось следствие.
Монастырская власть не стала дожидаться конца следствия и учредила свой суд – с него сорвали монашескую одежду и стали её сжигать.
Однако одежда не загоралась. Когда же её, наконец, облили керосином и подожгли, она вспыхнула и истлела.
Гражданское следствие было недолгим, батюшку оправдали, игумен монастыря попросил прощения...
Когда старец приехал в Москву, Святейший Патриарху Алексии, увидев старца в гражданской одежде, заплакал и воскликнул:
-Оденьте сейчас же иеромонаха!
16 сентября 1966 года старец Симеон принял Святую схиму с именем Сампсон.
Говорят, что после пострига от старца исходила такая благодать, что многие люди, у которых была не чиста совесть, не могли на него смотреть.
За четыре года до кончины, у старца были похищены книги и многие иконы.
Иеросхимонах Сампсон сказал тогда:
- Господь постепенно меня готовит к Вечности....
24 августа 1979 года здоровье старца резко ухудшилось.
По счастью в тот день среди посетителей был священник, он при врачах скорой помощи начал читать Акафист Божией Матери, а после акафиста причастил умирающего.
После этого священник начал читать канон на исход души, на восьмой песне канона старец три раза вздохнул и затих...
Отпевали Иеросхимонах Сампсона в храме Св. Николая в Кузнецах.
Похоронен старец Сампсон на подмосковном Николо-Архангельском кладбище.
Так закончилась сложная земная жизнь старца Сампсона.
Он не был ни суровым монахом-отшельником, ни жестким обличителем человеческих недостатков, он был любящим врачевателем скорбящих душ.
«Почему аскеты так ненавистны безбожным. А христианство православное есть религия аскетов. А человечество, близкое к дрессированному животному, нами не может быть ценимо, а систематически из нас вытесняемо.
Почему это рабство Христу так отвратительно любителям жить вольно, раскрепощенным от Христа, не быть пленником Христа.
А мы не только Его рабы, но и Его слуги, и в этом единственное и всё наше счастие.
Это и есть бездонная любовь к Нему нашего сердца и всего нашего сознания...
Господне благословение буде на Тя, чадо мое!»
« Не нужно уставать каяться. И надо каяться не только сознанием, а выпрашиванием прощения и помощи, чтобы не повторить грех.
Нужно бояться кого-то огорчить. Значит, следить за своим языком, не только за своим поведением...»
Старец иеросхимонах Сампсон
Москва, из-во «Современник», 1994г., 126 стр.
Старец иеросхимонах Сампсон
Издательство “ Народная Библиотека” 1994год, 96 стр.
***
О старчестве я впервые узнала, читая о жизни египетских пустынников подвижников (V век).
Выписанные из Лавсаика высказывания старцев не раз помогали мне в трудную минуту.
Особенно дороги для меня следующие высказывания святых отцов:
«Если хочешь стяжать истинное смирение, то приучайся мужественно претерпевать наносимые оскорбления от других» Авва Серапион
«Желай, чтобы с тобою сбывалось не то, чего тебе хочется, но то, что Богу угодно, и тогда будешь спасён и благодарен в молитве своей» Авва Нил
Лавсаиком или Лугом духовным двадцатого века можно считать книги о жизни афонских старцев.
Святую гору – Афон называют Втором уделом Божией Матери, островом молитвы.
Царица Небесная простёрла Благодатный Покров над всеми насельниками Афонским обителей.
«Я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть, но молиться за всех, как за самого себя» говорил своим духовным детям старец Силуан Афонский
Афонские святые старцы завещали нам:
-ХРАНИТЕ СВЕТ В ВАС И СВЕТИТЕ ДРУГИМ!
ЧАСТЬ 2
«Вы - СВЕТ МИРА. Не может укрыться Город, стоящий на вершине горы»
МФ. 5.14
Эти слова из Евангелия от Матфея относятся и к жизни старцев последних времён.
Старец Серафим Вырицкий, старец Феодосий Кавказский, старец Захария, Белгородский старец Серафим, блаженная старица Матрона, старица Нила, старица Рафаила прожили трудную многоскорбную жизнь.
В России в годы безверия люди тянулись к старцам как источникам живой воды.
По молитвам старцев страждущие исцелялись, обретали «духовную радость и свободу о Господе».
Для духовных детей старец становился непосредственным проводником воли Божией.
Благодатных даров: прозорливости и молитвенного представительства за духовных
чад, старцы удостаивались за великую веру, смирение, самоуничижение...
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий
(Василий Николаевич Муравьёв)
(1865-1949гг.)
В молодости Василий мечтал стать монахом, однако, прозорливый старец Александро-Невской лавры, благословил его оставаться в миру, создать семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить оставшуюся жизнь монашескому подвигу.
Василий занялся заготовкой пушнины. Успешно торговал в России, во Франции, Германии, Англии.
Большую часть доходов отдавал на нужды монастырей, богаделен.
Нажил с женой сына и дочь, после смерти годовалой дочки, по обоюдному согласию, жил с женой как брат с сестрой. Через несколько лет семья приняла решения раздать состояние по монастырям, и посвятить свою дальнейшую жизнь служению Господу.
По свидетельству духовных детей старец некоторое время пробыл на Афоне, молился о вразумлении, как жить дальше.
Получил откровение от Царицы Небесной - идти в Россию.
В 1920 году Василий принимает монашество с именем Варнава.
В 1927 году при принятии схимы инок был наречен Серафимом, и избран братией
Духовником Александро-Невской Лавры.
Весть о прозорливом старце приводила в монастырь сотни посетителей.
Страждущие получали от старца утешение и наставления как жить в сложное послереволюционное время.
С 1929 года старец арестовывался 14 раз.
И в тюрьмах и лагерях схимонах Серафим продолжал свой старческий подвиг, укреплял веру и вселял надежду в души заключенных.
После возвращения из заключения в 1933 году старец поселился в Вырице.
Из воспоминаний духовного сына старца Серафима:
-Всё здоровье отец Серафим оставил в лагерях, там его много били, сломали рёбра.
Врачи обнаружили множество болезней. Только благодаря тому, что старец находился в столь немощном состоянии и жизнь, на внешний взгляд, едва теплилась в нём, власти разрешили ему поселиться в Вырице, под Ленинградом.
После всех перенесённых испытаний у старца в полную меру открылся дар прозорливости, дар чудотворения.
Немощному физически старцу, по милости Божией, была дарована благодатная молитва.
Старец принимал всех нуждающихся в молитвенной помощи.
Старцу открывалось духовное состояние чад, где бы они ни находились. Он неустанно молился о спасении их душ, к скорбящим и больным посылал помощников.
Из рассказа духовной дочери старца Серафима Феодосии:
- Вернулась из лагерей больная, я находилась в полном отчаянии, без жилья, без средств. Старец прислал посланницу, она сказала, что батюшка меня зовёт в Вырицу.
Я не поверила, так как слышала, что он в заключении.
Набралась нахальства и сказала:
-Если это мой духовный отец, то пусть он меня исцелит, тогда я пойду к нему!
Наутро я с изумлением почувствовала себя здоровой.
Когда я приехала в Вырицу, старец встретил меня Евангельскими словами:
-«Блаженны не видевшие и уверовшие» Ин.20.29
Когда началась война, многие верующие спрашивали у старца Серафима, покидать ли дома.
Старец всем отвечал, что все дома будут целы и ни один из мирных жителей в Вырице не погибнет.
С сентября 1941 года в Вырице, размещалась тыловая команда православных румын. Начальником команды был немецкий капитан.
Сразу после оккупации была открыта церковь, ни грабежей, не убийств в посёлке не было.
Узнав о прозорливом старце, военные приходили к нему с вопросами.
Старец Серафим откровенно отвечал оккупантам:
«Санкт- Петербурга вы никогда не возьмёте. Мы – православная держава.
Вера сейчас гонится, но через короткое время снова возродится».
Комендант, услышав о пророчестве старца от подчинённых, отдал приказ расстрелять схимонаха.
Старец встретил солдат с крестом в руках:
-А в кого вы будете стрелять: видите у меня крест со Спасителем, в Христа будете стрелять? А ещё говорите, что вы верующие.
Старец произнёс эти слова на немецком языке. В юности он по торговым делам бывал в Германии.
Старец сказал каждому из солдат, сколько у них детей, и просил передать коменданту информацию, касающуюся его лично.
Убедившись в прозорливости старца, комендант отменил приказ.
Одному капитану старец сказал, что он дойдёт до Польши, там найдёт свой конец.
Много лет спустя в Вырицу, приехал пожилой румын, служивший с этим капитаном, и рассказал, что тот был убит под Варшавой, как и было, предсказано старцем.
Во время войны старец, подобно пр. Серафиму Саровскому, 1000 ночей молился в саду перед иконой святого, просил о спасении России.
Одна женщина оставила свидетельство о том, что после извещения о пропавшем сыне, пошла к старцу.
Он сказал ей, чтобы она немедленно ехала в Новороссийск.
Приехав в Новороссийск, женщина узнала, что корабль сына затонул, но его тело вынесло на берег. Так по молитвам старца, ей удалось похоронить своего сына.
Жительнице Вырицы Александре, муж которой не вернулся с войны соседи посоветовали:
-В посёлке живёт старый монах, который предсказывает – спроси у него, может быть, он скажет, что с мужем.
Александра пошла к старцу вместе с восьмилетней глухонемой дочерью.
Долго ждала женщина, пока её позовут к монаху, а когда вошла в келью, не проронила ни одного слова, тогда старец велел ей выйти, а девочку знаками подозвал к себе.
Когда девочка вышла из кельи старца, то обратилась ко всем ожидающим приглашения к старцу:
-Извините, что я задержала дедушку.
Из воспоминаний Александры:
-Боже мой! Я как услышала свою дочь говорящей, прибежала в келью и упала на колени перед старцем.
Он строго сказал:
-Ты в Бога не веришь, пришла ко мне как к гадалке, а я не гадаю, а молюсь, вот Господь дал, чтобы твоя дочь исцелилась.
Так вот не забывай об этом, я скоро отойду, приходи на мою могилку.
Ты хотела узнать о муже – он жив, и вернётся, сначала поживёт с тобой, а потом уйдёт к другой женщине.
Муж Александры вскоре вернулся, но жизнь у них не сложилась, он ушёл из дома.
Прославление старца Серафима Вырицкого состоялось в августе 2000.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий
М.: Издательство Братства святителя Алексия, 1996.-144с.
Жизнь Пустынных Отцев, творение Пресвитера Руфина
Свято-Троицкая лавра, 1898г.-118
Старец Захария
Изд.: Тим, 1993г.-95с.
Сказание о житии Блаженной Матроны
Составила Жданова, Свято-Троицкий Ново-Глутвин монастырь, 93г.-126с.
Жизнеописания Афонских Подвижников Благочестия Х1Х века
Иеромонах Антоний. М. Афонское Подворье, 1994г. –252с.
Тайна старца Феодосия
Анна Ильинская. Изд.: Православный Паломник, 1997г.-239с.
Белгородский старец Архимандрит Серафим (Тяпочкин)
Составитель иеродиакон Софроний. Изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998г.-
223с.
Жизнеописание старицы Нилы: Её любили в лагере
Татьяна Зотова, Самара,2000г.-101с.
Схимонахиня Нила
Составители А. Трофимов, З.Свириденкова
Изд.: Паломник,1998г-174с.
|