Однажды Ламех (тот который седьмой от Адама по линии Каина) собрал своих жен, и начал нести сущий бред: стал сознаваться в убийстве двоих человек, и горделиво заявлять что ежели кто убьёт его самого - тому отмститься всемьдесят раз семеро. Полный бред: "И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро." (Быт.4:23-24)
В иудейском предании существует такая легенда: Ламех был слепой, но ходил на охоту, стреляя из лука куда попало (по наводке своего сына). Однажды он нечаянно попал в Каина, и убил его, а узнав об этом удивлённо всплеснул руками и задел ими своего сына Тувал-Каина, который от этого умер. Вот такое двойное убийство. А жены - Ада и Цилла - его узнав об этом двойном убийстве отказались с ним спать, и пришлось Ламеху перед ними оправдываться, городить всяческую ерунду чтобы склонить их обратно к сожительству.
Но давайте попробуем разобраться в том, что говорил Ламех, заглянув в текст на древнееврейском, читаем то место, где Ламех "сознаётся в двойном убийстве":
כי איש הרגתי לפצעי וילד לחברתי
Почти буквальный перевод такой: "Коего мужа убиваешь - в язву, [тоего] и отрока - в рану".
Смысл здесь совершенно прозрачный: Ламех начинает свою речь с абстрактного рассуждения о том, что ежели убийство некоего человека влечёт язву, следовательно, убийство его отпрыска тоже должно повлечь некую рану. Вполне логично. Значит, если убившему Каина наступает семикратное отмщение, то и за его дальнего отпрыска, Ламеха, отмщение будет ещё серьёзнее.
Именно об этом он и говорит в следующей строке:
כי שבעתים יקם-קין ולמך שבעים ושבעה
"Если семикратно отмщение Каиново, то Ламеха в семьдесят семь".
Действительно, если за Каина, на котором висит прямой грех убийства, отмщение семикратное, то каковым должно быть отмщение за Ламеха, который отделён от него несколькими поколениями и сам никого не убивал? Очевидно, отмщение должно быть ещё более весомым. Поэтому он и говорит своё мнение - "семьдесят раз всемеро", подобно тому, как Христос ответил на вопрос "сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз." (Матф.18:21)
Ну и разумеется, если бы Ламех действительно кого-то убил, то он бы не использовал для их указания такие абстрактные идентификаторы как "некто (некий муж)" и "некий отпрыск", но указал бы конкретно, кого убил, при каких обстоятельствах.
Переводчики запутались из-за непривычности абстрактных рассуждений, поскольку конструкция фразы такова, что получается, будто Ламех говорит о себе, а не абстрактно. Однако, сама конструкция фразы подразумевает некую условность, "{Если} некоего {мужа} убиваю {я} - в язву{мне}, {следовательно} и отрока {если убить, то будет} в рану {мне}", а отбросив эту условность получили "признание в двойном убийстве", дескать, "я убил мужа в язву мне, и отрока в рану мне". Если теряется условность, абстрактность рассуждения, то в результате смысл в корне изменяется, полностью отрывается от сути повествования.
В общем, слова в переводе должны быть примерно такими:
"И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: если убийство мужа - в язву, то и отрока - в рану; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро."
Интересное место нашел у Феофилакта Болгарского. Он, ссылаясь на прежде живших , говорит:
Господь обнаруживает также, что иудеи - потомки Каина и наследники его злобы, когда говорит, что вся кровь, пролитая от Авеля до Захарии, взыщется от рода сего. Вы, говорит, убивали пророков, братьев ваших, как и он Авеля. Почему не без основания некоторые принимали Каина за образ людей, побивавших пророков, за что отмщено им в семь раз, то есть наказанием легчайшим, а Ламеха - за образ людей, убивших Христа, за что отмщено им в семьдесят раз седмижды (Быт. 4, 24), именно рассеянием в плен безвозвратный.
Таким образом, можно предположить что Ламех рассуждал абстрактно и сказал - "если за пророков отомщено пленом, то за Пророка - пленом безвозвратным".
Cаша, как же рассуждал абстрактно, если пригрозил им, коварным женам?:) Я вообще сомневаюсь, а были ли жены? Как-то вообще сомнительно, что в Ветхом Завете все время говорится о каких-то якобы многочисленных женах. Если бы можно было все понять, как Апостол Павел объясняет, может быть тогда было бы можно "слушать закон":)
"21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26 а вышний Иерусалим свободен: он -- матерь всем нам.
27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной."
интересны некоторые совпадения по двум ветвям. Там и там имеются Енох и Ламех. Там и там есть Мафусал. Но у каина это просящий серти, а у Сифа это прогоняющий смерть - этот человек жил дольше всех на земле - 969 лет. Так же в обоих ветвях присутствует Каин. Складывается впечатление, что линия Сифа - повторный , несколько измененный вариант человечества, взамен линии Каина.
Еще более интересна линия Ламеха, того что от Каина. Он берет себе в жены Украшение и Тень. Тоесть, жена это совокупность предпочтений, его вера. Получается, образы Ламеха украшение (чем он себя украсил?) и тень, защита Божья. Жены родили ему сыновей и дчь - упоминание о рождении дочери в Библии факт крайне редкий. Не возмусь прокоментировать закономерность имен деетей Ламеха, но отмечу следующий факт - у сыновей выплвает такое сочетание - [ бейс-ламед ] Оно известно как бал, ваал. В имени жены Ахава Иезавель также бейс и ламед, правда само слово ваал пишется как [ бейс-айин-ламед ] . Интересно то, что бал всплыл впервые по линии убийцы.
Табличку тут сделал - как пишутся имена от Адама до Ноя. Но так как с загрузкой имиджев на форум теперь небольшая проблема возникла, страничку пришлось отдельно положить.
*** Не понятно, почему иудеи не разобрались в этом месте
Да просто "абстрактные рассуждения" им оказались не по зубам :)
Привычка к иудейскому буквализму не оставляет места для абстракций:
Что ещё за "если я убил"? Убил или не убил? Молчишь? Значит убил. Так и запишем.
Кому приходилось в жизни сталкиваться с людьми, неспособными к пониманию абстрактных рассуждений, тот сразу поймёт насколько это реалистично. Есть люди для которых такие условности просто непостижимы.
Интересно, почему Ламех обращается с этим поучением именно к своим жёнам
Интересно, что Ламех значит "учитель", Ада - "семья", Цилла - "кров".
возможно, мы имеем дело с первым в истории выступлением против абортов
Более правдоподобной версией мне кажется запрет на кровную месть. То есть, если Каин виноват и убивать его запрещено, то тем более запрещено убивать его отпрысков которые не виноваты. Сын за отца не отвечает.
В иудейском предании существует такая легенда: Ламех был слепой
Не понятно, почему иудеи не разобрались в этом месте. Они ведь пользовались не переводом, а оригиналом.
*** Интересно, почему Ламех обращается с этим поучением именно к своим жёнам
Ещё интереснее понять, зачем вообще в Писании присутствует описание ветви Каина с акцентом на 7-го от Адама - Ламеха. Именно этот вопрос и накладывает отпечатки на версии переводчиков, которые рассуждают примерно так: зачем весь этот фрагмент? наверное, чтобы показать развращенность нравов. Отсюда и переводы следуют обвинительные, вплоть до того, что строка "Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели." толкуется так, что речь идёт о ЯЗЫЧЕСКИХ богах, которым таким образом поклонялись. То есть обвинительность вырастает из непонятности назначения фрагмента вцелом.
Я думаю, что сюжет с линией Каина является своеобразной подсказкой к толкованию линии Сифа, имена там одинаковы - Енох и Ламех, и другие имена похожи, Мафусаил - Мафуселай (Метослав), Ирад и Иаред. Закономерности там прослеживаются интересные, подсказывающие, почему за одним именем следует другое и как оно связано с прочими словами-понятиями.
Например, вот это место: "И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох." (Быт.4:17) - оно очень интересно в плане конвертации слов. Во-первых, бросается в глаза тождественность слов "родить" - "отрок" и "построить" - "сын". Это фактически одни и те же слова, и смысл их меняется в зависимости от употребления: "родить" и "отрок" (отпрыск) - "йлд", только в случае рождения мы рассматриваем это слово как глагол, в случае "отрок" - как существительное. Кстати, английское "build" - очевидно, от "бйлд", то же самое слово. То же самое и с бени-бена, сын и строить, одно и то же слово если существительное - сын, если глагол - то строить.
Таким образом, именно в этом месте очень ярко подчеркивается фактическая тождественность понятия "причинно-следственная связь" и рождению сына от отца.
Вот эти слова - "И построил город, и назвал город по имени сына Енох", они фактически отождествляют рождение сына со строительством города. Если буквально переводить, то получается так:
(И было так:)(строить)(город),(определять)(имя)(the-город)(подобно)(имя)(сын)(Енох)
В данной строке идёт аналогия между понятиями "строить" и "сын", бена - бено.
А в следующей строке - аналогия со словом "город" - "Ирад". ("У Еноха родился Ирад")
Слово "ирад" образуется от слова "город" добавлением "д" в конце.
Получается даже некоторая двусмысленность:
И родился у Еноха Ирад = И построен на Еноха городД.
Дальнейшая цепочка рождений тоже весьма интересна с точки зрения конвертации слов.
А в конце её Мафусаил рождает Ламеха, это очень похоже на Мафуселай рождает Ламеха по линии Сифа.
Вот именно здесь и происходит этот загадочный сюжет, когда Ламех начинает говорить нечто своим женам. А по линии Сифа - Ламех рождает Ноя, коий тоже персонаж важнейший.
Мне думается, что существует некая аналогия между этими сюжетами, когда Ламех говорит нечто своим женам и Ламех рождает Ноя. К тому же по счёту Ламех по Каиновской ветви седьмой от Адама - всё это повышает значимость данного сюжета, и уж конечно всё это Моисей в книгу записал не для того, чтобы подчеркнуть "развращенность нравов". Наверное, всё-таки для того, чтобы научить нас лучше понимать причинно-следственные связи, свойственные Писанию.
*** Тоесть, "я убил" перевод не верен?
Да, в исходном тексте такого утверждения нет, но есть условность: "если убиваю".
Указание "я" домыслено переводчиками из окончания слова "убиваю".
*** С другими местами может сравнить где стоит "я убил" ?
Можно сравнить. Например, 2Цар.1:16
"твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: я убил помазанника Господня."
Здесь конструкция совсем иная, никаких условностей, перевод буквальный и дословный:
לאמר אנכי מתתי את-משיח יהוה
говорил: "я убил помазанника Господня"
Здесь "я" не домысливается из окончания, но указывается отдельным словом, и условность отсутствует.
Интересно, почему Ламех обращается с этим поучением именно к своим жёнам, а не, скажем, к сыновьям или ко всему роду-племени. Может быть он подозревал их в покушении на убийство своего мужа? :) Но, скорее всего, пример Каин-Ламех чисто риторический, и, возможно, мы имеем дело с первым в истории выступлением против абортов. :)
Посмотрел, как переводится это место на другие языки. Бывает ещё интересней :)
Польский: Lamek rzekł do swych żon, Ady i Silli: "Słuchajcie, co wam powiem, żony Lameka. Nastawcie ucha na moje słowa: Gotów jestem zabić człowieka dorosłego, jeśli on mnie zrani, i dziecko - jeśli mi zrobi siniec! Jeżeli Kain miał być pomszczony siedmiokrotnie, to Lamek siedemdziesiąt siedem razy!"
То есть, Ламех говорит: "Готов убить человека взрослого, если он меня ранит, и ребёнка - если он мне сделает синяк! Ежели Каин имел быть отмщён всемеро, то Ламех - в семьдесят раз семеро!"
И примечание к переводу: Свидетельство моральной дикости и развращённости потомков Каина.
Интересна также попытка украинского перевода: І промовив Ламех до жінок своїх: Адо й Цілло, послухайте ви мого голосу, жони Ламехові, почуйте ви слова мого! Бо якби я мужа забив за уразу свою, а дитину за рану свою, і як буде усемеро пімщений Каїн, то Ламех у сімдесятеро й семеро!
Смысл такой, что если бы Ламех убил мужа или ребёнка в отмщение за свою рану, то сам Ламех, подобно Каину, был бы при этом "защищён" от убийства отмщением в семьдесят раз всемеро.
27 марта 2024 в 09:34
— Андрей Бузик
15 марта по старому стилю / 28 марта по новому стилю
четверг
Седмица 2-я Великого поста. Глас 1.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Мч. Агапия и с ним семи ... читать далее »
26 марта 2024 в 09:51
— Андрей Рыбак
Сергий Алиев провел в горах две ночи
Подполковник Александр Фёдоров - Кто же такой Сергий Алиев на самом деле
Александр Фёдоров
🔹Экс-сотрудник Управления собственной безопасности МВД ... читать далее »
25 марта 2024 в 09:14
— Андрей Бузик
Салат из картофеля с чесноком
1 кг картофеля, 1 луковица, 1 головка чеснока, 2 ст. л. растительного масла, 0,5 cт. воды, соль, укроп.
Картофель отварить в мундире. Очищенные дольки чеснока истолочь ... читать далее »
24 марта 2024 в 05:11
— Андрей Рыбак
ученые на пуи создания искуственного мозга
Искусственный интеллект проповедует Евангелие! В чем опасность? читать далее »
23 марта 2024 в 14:02
— Андрей Рыбак
игумен Никон (Воробьев)
Бесы имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека - Никон Воробьев. Составитель Осипов А.И. читать далее »
23 марта 2024 в 00:49
— Андрей Бузик
Таганрог, известный как малая родина великого Чехова, стал и местом притяжения для русских православных людей, приезжающих к нам поклониться и помолиться святому праведному старцу Павлу ... читать далее »
20 марта 2024 в 22:45
— Андрей Бузик
Издалека прибыл в холодный Олонецкий край преподобный авва Лазарь. Он родился и получил воспитание в Царьграде. От юности Христа возлюбив, он принял и иночество в обители Афанасия Дискота, в ... читать далее »
19 марта 2024 в 02:46
— Андрей Бузик
Василий Поленов. Жизнь и творчество
Василий Дмитриевич Поленов – один из ярчайших русских художников второй половины XIX века и начала XX века. Он известен картинами «Московский Дворик», «Бабушкин ... читать далее »
17 марта 2024 в 02:54
— Андрей Рыбак
Круговорот Любви Святого Духа
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Прощенное воскресение. Простите.
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »
Российские ски-альпинисты стали шестыми на командной гонке Sellaronda Ski marathon. В гонке стартовало больше 550 команд(1100+ человек). О том как это было, в своих соцсетях рассказал один из ... читать далее »
Участники регионального спортивного проекта "Суперлига Подмосковья" достигли цели совместно пройти, пробежать, проплыть и проехать 10 миллионов километров. Подсчет включает весь километраж, ... читать далее »
27 марта 2024 в 05:51
— Андрей Рыбак
Почему люди племени хунза живут больше 100 лет
Пакистан. Главный секрет долголетия. 120 лет не предел читать далее »
26 марта 2024 в 06:04
— Владимир Лучит
***
Бог – податель всех благ, всего сущего Он и Исток, и Основа!
Что ж никак не утихнет о вере наш спор? – Ведь, казалось бы, так:
От признания, собственно, Бога Единого, вечно Живого,
До единства ... читать далее »
24 марта 2024 в 22:40
— Андрей Бузик
История Европы дохристианской и христианской
Ученый и аскет
Преемником Пелагия на Римском престоле стал один из самых масштабных в истории папства иерархов – святитель Григорий Великий. Он родился в ... читать далее »
24 марта 2024 в 03:00
— Андрей Рыбак
Пс. 138, 7-10: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя ... читать далее »
23 марта 2024 в 06:46
— Андрей Рыбак
Крестный ход на Праздник 110 летия обретения мощей прп. Серафима Саровского Чудотворца. Саров - Дивеево. 31.07.2013 года, 32
Миротворческий Крестный ход "Слезное покаяние спасет Отечество"
С САМОЙ ... читать далее »
17 марта 2024 в 17:00
— Андрей Рыбак
Упокой Господи Артема в Своих Обителях и прости ему прегрешения вольные и невольные ,яко благ и человеколюбец
Доброволец из Костромской области героически погиб в зоне СВО
В Костромской области ... читать далее »
16 марта 2024 в 00:11
— Андрей Бузик
Кончается «широкая Масленица», и уже совсем близко – всего два дня – до начала самого строгого поста, дороги к Пасхе. Готовя православных к будущему поприщу, Церковь напоминает о подвиге поста, ... читать далее »
12 марта 2024 в 17:46
— Андрей Рыбак
Патриарх Алексий II благословляет иконой Троицы. Андрей Рычковский / РыбакБудь бдителен
Срочный Сбор!
Вот и пришло время обратиться к нашему собору
Мир вам братия и сестры и все кто посещает наш ... читать далее »
Вероника Цупикова, 20-летняя воспитанница краевой СШОР "Горные лыжи", на первенстве России удивила и специалистов, и даже саму себя. У нее серебро в супергиганте и бронза в супер-комбинации. ... читать далее »
Организаторы традиционной камчатской гонки на собачьих упряжках "Берингия-2024" сократили маршрут гонки из-за сильного таяния снега на одном из ее этапов, сообщил Камчатский выставочно-туристический ... читать далее »
26 марта 2024 в 23:53
— Андрей Бузик
О добродетели и пороке
Господь наш Иисус Христос Апостолом Своим рек: Шедше научите вся языки, учаще их (Мф.28:19), не едино блюсти, а о другом нерадеть: но блюсти вся, елика заповедах вам, то есть, ... читать далее »
25 марта 2024 в 23:54
— Андрей Бузик
Мужественный защитник православной веры святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем ... читать далее »
23 марта 2024 в 23:06
— Андрей Бузик
Ин. 1:43–51 (5 зач.).
Как велико и страшно присутствие Божие – о, как велико и страшно присутствие Бога живаго!
В трепете предстоят Ему ангельские силы; серафимы закрывают крылами лица свои от ... читать далее »
21 марта 2024 в 23:34
— Андрей Бузик
Похвальное слово святым сорока мученикам (1-е)
Чем, предполагаю, многие тяготятся, тому я мысленно радуюсь. Многим, вероятно, неприятно толпиться между собою в тесноте, а для меня это верх радости. ... читать далее »
17 марта 2024 в 07:15
— Владимир М.
Кому эта тема интересна (а это на сегодняшний день и в преддверии грядущих событий, эта тема для России судьбоносна), тот может ознакомиться с ней более внимательно по адресу: ... читать далее »
15 марта 2024 в 05:18
— Игорь Афонин
Сегодня день памяти иконы Божий Матери Державная. Бог явил эту икону в день отречения царя от престола, показав тем самым, что оставляет Свой Промысел о России под покровом Божией Матери даже в таком ... читать далее »
12 марта 2024 в 15:26
— Андрей Рыбак
Голуби / Схиигумен Сергий Романов
О.СЕРГИЙ РОМАНОВ/ЛЕГКО НЕСТИ СТАРЦА, КОГДА ОН НЕСЁТ ТВОИ НЕМОЩИ, А ПОПРОБУЙ ПОНЕСТИ ЕГО/СЕРГИЙ АЛИЕВ читать далее »
Юрий Штанков забрал финишную ленту на дистанции 50 км Vietnam Ultra Marathon. Гонку с набором высоты 2 450 м Юрий пробежал за 5:36:12, отрыв от соперников около 30 минут. Этот ультрамарафон во ... читать далее »
Как и предполагалось, последний скоростной спуск в Заальбахе не состоялся. Француз Сиприен Сарразин не получил шанс побороться за "Малый хрустальный глобус" и остался на втором месте после Марко ... читать далее »