По музеям ходить я не любитель, но тут решил зайти: буквально через дорогу в музее выставили коллекцию черепков, выкопанных в каком-то архаичном поселении в окрестностях Омска. Меня интересовал единственный вопрос: нет ли на этих безделушках каких-нибудь значков, напоминающих какую-нибудь глаголицу.
Коллекция представляет в основном кухонную утварь - склеенные из кусочков глиняные горшки, бижутерия (из золота, серебра, меди, из того, что не истлевает за пару тысяч лет).
На бытовых горшках аборигены почему-то не потрудились сделать какие-нибудь надписи. Надписи имеются только на красивых тарелках, сделаных для каких-то более возвышенных нужд. Никакой глаголицей там не пахнет: буквы типично еврейские, точь в точь как в кумранских свитках. В местной рекламке эти надписи скромно назвали арабскими. Тарелки датируются в районе II века н.э.
Историки выдвинули такую версию: очевидно, аборигены бойко торговали с арабами, где и прикупили тарелки. Ведь сами аборигены могли делать только те предметы, которые без надписей, поскольку письменности у них не было.
Очень живо я представил себе местных жителей, снаряжающих гонцов за покупками тарелок в палестину - это же совсем недалеко, всего два локтя по карте, тысяч пять километров, если напрямки, через горы, леса, моря и болота. Продавали они евреям какие-нибудь безделушки, принесённые с собой, а взамен - покупали тарелки с надписями, чтобы вернуться тем же путём в родную деревню, усталыми, но довольными, с грузом заветных тарелок. Ведь местные умельцы могли делать только некрасивые тарелки без надписей.
Впрочем, если буквы условно считать арабскими, то до ближайшего ташкента расстояние сокращается раза в два, а две тысячи километров пройти, это, согласитесь, не пять. А если быстро скакать на конях, то за пару месяцев можно, пожалуй, обернуться. Туда пару тысяч километров, обтатно столько же, и ты уже дома.