 Александр Смирновв
 православный христианин (невоцерковленный) модератор
|
Есть замечательный критерий православности, который можно условно назвать "Критерий православности Кураева-Шмемана"
Вот Андрей Кураев пишет своей в работе "Школьное богословие: зачем это надо детям?":
"Именно детей желательно было бы спросить при выборе между православием и протестантизмом: "Какая церковь вам больше по сердцу?". Религии, Основатель которой сказал, что в чем-то очень важном мы должны походить на детей, а иначе не сможем войти в Царство Небесное, не может быть безразлично мнение детей о ней самой. Спросите малышей: как они хотели бы - чтобы места молитвенных собраний походили на чисто выбеленные актовые залы баптистских молельных домов или на загадочные и сложные золото-иконные миры православных соборов? Хотели бы дети, чтобы человек, говорящий с ними о "Боженьке", был одет в костюм с галстуком и гладко выбрит, или им интереснее (при прочих равных условиях) говорить с бородачом, который иногда появляется в необычной черной рясе, а иногда - в еще более необычных сияющих облачениях?
Многие годы православную семинарию в Нью-Йорке возглавлял замечательный русский богослов отец Александр Шмеман. Ему, конечно, часто приходилось отвечать на вопросы американских протестантов, недоумевающих по поводу сложности православного Богослужения. И однажды он очень просто ответил: "Я могу долго объяснять вам, почему в нашем храме это так, а это - вот так. Я могу часами разъяснять вам смысл каждой детали нашего облачения, смысл каждого литургического жеста и слова. Но я скажу кратко: детям это нравится!"
Проще говоря, дети являются неким истинным фильтром, или критерием, позволяющим отличить православное от неправославного, истинное от неистинного.
Сей замечательный критерий Андрей Кураев слегка трансформирует и в сторону народной традиции:
"Нелогичность в богословии – признак того, что такой образ поведения сложился не в голове, а «по жизни». Таков опыт духовной жизни, таков опыт жизни в любви. Он не вмещается в логику? – Что ж, это лишний повод порадоваться тому, что этот мир придуман не нами."
Проще говоря, если поведение сложилось "по жизни", и уж тем более если такой образ поведения "нравится детям" - то тогда это уж точно истинно православное поведение.
Трудно не согласиться в этом вопросе, наверное, и в самом деле этот критерий имеет место быть. Пожалуй, русское православие - это и есть христианство, прошедшее сквозь фильтр народного творчества под названием "детям это нравится". Народное православие на Руси - это нечто вроде компромисса с язычеством.
Наиболее замечательно этот критерий православности работает, например, по отношению к Иоанну Крестителю. Чтобы понравиться детям и войти в компромисс с народной традицией православию пришлось провести Иоанна Крестителя сквозь "детский фильтр" и превратить его в Ивана Купалу. На Руси есть замечательный праздний - день Ивана Купалы, который идёт вместо или вместе с днём рождения Иоанна Крестителя.
Ведь Иоанн Креститель крестил водой? Правильно.
Поэтому в праздник сей дети бегают и обливают друг друга водой - это весьма и весьма православно.
А в чем суть Иоаннова Крещения? Разумеется, по православному народному пониманию оно состоит именно в том, чтобы облить водой ближнего своего, причем желательно сделать это в тот момент, когда он проходит рядом с окнами твоего дома.
Народный Традиционный Праздник воды и обливаний. Детям это нравится: все ходят мокрые, грязные, смешные, а из окон вновь и вновь выливается очередной ушат воды на голову случайно зазевавшемуся прохожему.
Разумеется, этот праздник Ивана Купалы целиком и полностью соответствует критерию православности Кураева-Шмемана. Праздник сей просто необходимо внести в копилку истинно православных мероприятий, и приводить этот пример всякий раз в качестве наглядного подтверждения истинности этого критерия. Ведь этот праздник сложился "по жизни", и он придуман массовым народным творчеством, а не чьей-то отдельно взятой думающей головой...
Вообще, народное творчество в лице избранных представителей-батюшек весьма существенно творчески развило и вырастило "младенческое христианство", которое проповедовали Христос и Апостолы. Православная интерпретация христианства куда как более проста и понятна, нежели Новый Завет. Церковно-славянское словотворчество показательным образом наложилось и на Христа сделав "Боженьку" простым и доступным для каждого младенца и весьма дополнив канонические понятия своими собственными.
Например, Отца и Сына и Святого Духа наиболее мудрые представители народа, выдвинувшиеся в батюшки, назвали простым и ёмким, гораздо более подходящим и куда как более вместительным словом: Троица.
Масленица, Пятидесятница - гораздо более простые и понятны народу эти слова, кончающиеся на "ца", да и детям нравяца :) С точки зрения православия, главное - это сделать Бога настолько доступным и упрощенным до понимания каждого, чтобы тем самым можно было обеспечить максимально возможную массовость прихожан, чтобы людям было достаточно знать в какой день какое "ца" следует произносить. Ну а все остальные люди, которые не говорят "ца" и не ставят свечки - они разумеется еретики и изгои, отпавшие от Бога, у них корова молока не даст и кобыла сдохнет в наказание.
Всё у православного народа просто: если маслениЦА - значит блины печь, ТроиЦА - значит пироги... И так далее. Ведь для РПЦ намного важнее обеспечить постоянный и максимально широкий поток прихожан - в конце концов, это же материально выгодно, и ещё очень сближает с народом.
Широка дорога православия, и многие ходили ею ещё до революции. И ныне желала бы РПЦ вернуть прежние, дореволюционные времена, да только препятствия различные есть.
Разные "враги" мешают православию победоносно шествовать по Руси, хотя бы как католицизм прошелся в своё время по Европе. Мешают православию, разумеется, протестанты и сектанты. Эти протестанты по выражению православных "вырвали у нас Библию". Протестанты посмели открыть эту Библию без разрешения епископа, и прочитать там, и открыли они "великую тайну", что суть Христианства вовсе не в том чтобы позолачивать купола и правильно ставить свечки и говорить правильное "ца" в правильное время, а в чем-то совсем-совсем другом...
Так в чем же суть Христианства? Христиане говорят что суть во спасении, основа - во Христе... Но широкая дорога православия имеет на сей счёт своё "единственноистинное" мнение, обусловленное простым критерием: "детям это нравится", и с этой широкомасштабной убеждённостью трудно спорить, тем более что на его защите стоят такие признанные и авторитетные богословы.
Моё же мнение состоит в том, что нет на земле ни одной "правильной конфессии", и что Церковь Божия - объединение небесное, а не земное. Христиане на земле - не от мира сего, и нет нам места ни в одной конфессии, поскольку конфессии - это объединения земные. Никакие земные предметы или обряды к Богу не приближают, и нет нигде на земле "правильного места" для поклонения Богу, а есть это место только в духе и истине. Православие - это как икона, то есть повод задуматься о Боге и обратиться к "младенческому" христианству, которое проповедовали Христос и Апостолы. А "всё что кроме" этого "младенческого христианства" - есть ни что иное как парахристианство, или позолоченный набалдашник возвысившийся над истиной.
|