Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Церковь - тело Христово / Статья "Есть ли благодать вне Церкви?" Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые сверху | В блокнот | Просмотр по страницам | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Статья "Есть ли благодать вне Церкви?"
Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин
Тема: #11192    21.02.02 08:08    Просмотров: 3405 [1]

Сообщений: 26    Оценка: 0.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

"Важнейший вопрос для современного православного человека: есть ли благодать вне Церкви? Если мы уверены, что нет благодати вне Церкви, то у нас есть основания думать, что наше священноначалие действительно заблудилось, и нужно наконец внимательнее прислушаться к голосам, предупреждающим нас об опасности незаметного превращения Церкви-Невесты Христа в Церковь-блудницу. Надо вспомнить о катакомбах и ИПЦ, надо вслушаться в голоса из РПЦ(з), надо, наконец, вернуться и к истокам проблемы, услышать тех, кто указал на неё первым: русских старообрядцев, в среде которых и родились все вводимые ныне в оборот идеи о том, как должна выглядеть Церковь последних времён. Многочисленные противники Московской Патриархии вне общения с Патриархом и оппозиционеры, пока не прерывающие общения, не видят этой преемственности своих идей - пока. "
Продолжение - в следующих сообщениях темы

Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #278857
21.02.02 08:11
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

/ПРОДОЛЖЕНИЕ/
Между тем, то, что благодати нет вне Церкви, говорили люди, мнение которых не может быть просто отброшено, к примеру, священноисповедник Илларион Троицкий, глубокий и тонкий богослов, ныне прославленный в лике святых. Между тем, на Соборе 2000-го года были приняты "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", где черным по белому говорится в пункте 1.15 (см. ЖМП №10 за 2000 год): "... общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному её исчезновению в отделившихся общинах."
Но если это правда, то необходимо разобраться, что есть "поврежденная благодатная жизнь" и может ли благодатная жизнь быть повреждена. Ведь благодать, по учению Церкви, нетварна. Она есть Сам Бог, насколько Он может быть познан чистыми сердцем. Ибо что есть благодатная жизнь как не познание Бога, благоволившего открытися человекам? Ибо всё, что мы делаем ради благодати, имеет своей целью познание Бога. Пусть же Сам Господь вразумит нас, где правда.
Я же хочу изложить здесь свое представление об этих вещах - не с целью поучения, но надеясь получить благодатное вразумление, если где ошибаюсь. Мне представляется, что в полном смысле благодатной жизнью живут только те, кто стяжал чистоту сердца и познал Господа Духом Святым. Для таких людей благодать - это не просто слово или какие-либо ощущения, но некоторая сверхчувственная реальность, недоступная нам, в чьем сердце обитают страсти. То, что способны ощутить, понять либо вообразить себе мы, грешники, - есть тварное, ибо тварны ведь сами ощущения и мысли. Благодать же не сотворена, и невозможно, по сути, представить, как она может быть воспринята тварным существом, само восприятие которого тварно. По человеческому рассуждению, нетварное и не может быть воспринято тварным восприятием. Можно верить, что святые познают благодать непостижимым образом, действием самой благодати, воспринимая её ни умом, ни сердцем, а один Бог знает как, но невозможно обосновать эту веру иначе как свидетельством самих святых. Это и есть православная вера, по сути своей вышеестественная. Естественно думать, что человеку могут быть доступны только тварные следствия благодатного действия, те особые мысли и чувства, которые знакомы всякому, кто имеет опыт благодатной церковной жизни. В просторечии - в церковном, так сказать, быту - эти явления и именуются благодатью, хотя в Церкви сохраняется сознание того, что если приходится испытывать отсутствие или ослабление этой "благодати", это вовсе не означает погибели и прекращения благодатной жизни: пока я продолжаю делать так, как учит меня Мать-Церковь, благодать продолжает действовать невидимо, сверхчувственно - и свидетельством тому является самое моё делание, согласное с пребывающей вместилищем благодати Церковью, ибо вне благодати никакое благое делание и невозможно: "Без Мене не можете творити ничесоже", - рече Господь. Считать же знакомые нам благодатные ощущения, или мысли, или иные какие тварные следствия благодати, считать их самой благодатью - это уже уклонение от чистоты православной веры. Бога зрят лишь чистые сердцем.
Но если так, если знакомая нам, грешникам, "благодать" - знакомая благодаря участию в благодатной жизни Церкви! - это вовсе не сама благодать как таковая, а только тварные следствия непостижимого для нас нетварного действия, если, говорю, самая благодать знакома лишь чистым сердцем, уместно ли говорить о нас, что мы живём благодатной жизнью?! Полагаю, уместно, только эту благодатную жизнь действительно правильнее назвать неполноценной или поврежденной, как нас учит Собор: благодать действует, оставаясь сокрытой, ибо наша жизнь повреждена грехом. Святые предупреждают нас от того, чтобы свой неполноценный опыт благодатной жизни полагать критерием в духовной жизни, ибо те же или практически неотличимые ощущения и мысли могут возникать у нас под действием иных, чуждых благодати, причин.
Нам, грешникам, отягченным страстьми, следует помнить, что собственно духовная жизнь начинается только с очищением сердца, ибо суть духовной жизни - в познании Бога. Прежде же очищения сердца познание Бога невозможно, возможно только правильное памятование о Боге, которое ведет к очищению сердца и именуется покаянием. Ибо смысл покаяния - в памяти Божией, из неё рождается и раскаяние во грехах. А простое раскаяние в своих делах не есть покаяние, оно возможно и вне Церкви, но не спасительно. Мы, живущие в Церкви, но нечистые сердцем, не знаем Бога, а только верим в Него, доверяя свидетельству Церкви, а Церковь знает Бога, ибо она живет в чистых сердцем. А в нас Церковь не живет так, как следует. Мы пока что больны или почти мертвы. Мы не знаем Бога. Нам оставлено покаяние, сиречь память Божия, очищающая сердце. Покаяние есть следствие непостижимого пока для меня действия благодати, оно только и есть надежный критерий того, что благодать еще действует. Когда я оставляю память Божию, я тем самым уже отступаю от Бога, какими бы важными и добрыми ни казались причины, к тому приводящие. Это и есть повреждение благодатной жизни. Так я понимаю.


Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #278859
21.02.02 08:13
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

/ПРОДОЛЖЕНИЕ/
Верно ли такое разумение? Если ошибочно, то в чём? Если же верно, то следует стараться пребывать в памяти Божией всегда - это и есть синергия Божественного и человеческого, насколько она мне сейчас доступна. Память Божия есть тварное следствие благодати, но она же есть и моё ответное внутреннее действие. Чтобы прийти памяти Божией -это не моё, но дар свыше. А пребывать в ней - это синергия моего не с моим, но с Божиим. Так достигается очищение сердца. Нужно бы нам всегда и о всём делать лишь дела, угодные Господу. Но главное - делая их, нужно пребывать в памяти Божией. Пока мы не познали Бога через очищение сердца, мы не можем знать точно, угодно ли Ему то или иное дело. Мы должны зато знать, что даже дела, сами по себе Богу угодные, мы делаем не так, как следует, оскверняя их содействием страстей и потому спастись делами нашими мы не можем, а можем спастись только покаянным памятованием о Боге, очищающим сердце. Это и есть единственно доступное для нас спасительное дело веры, а остальные наши дела сим деланием очищаются, насколько то возможно. Впрочем, злые дела с памятью Божией по сути несовместимы.
Если все это верно, то неповрежденная благодатная жизнь свойственна только чистым сердцем. Но вот о чем тут теперь речь: а свойственна ли людям, пребывающим вне церковного общения, хотя бы и поврежденная благодатная жизнь? Уточню. Неповрежденностью благодатной жизни я называю состояние, когда благодать вселилась в сердце, очищенное от страстей, и человек непостижимым образом зрит Бога, всегда и во всем действуя в согласии с Его изволением. Поврежденная жизнь - это когда благодать действует лишь извне на сердце, остающееся пока вместилищем страстей, внешним же проявлением сего действия следует считать покаянное памятование о Боге.
Каким образом благодать могла бы действовать на людей, живущих вне Церкви? А то, что она МОЖЕТ действовать, недвусмысленно утверждается архиерейским собором. Единственная возможность, которую я вижу, заключается в том, что благодать почивает на церковных святынях, оказавшихся во владении раскольников и еретиков. Известно, что святыни не прекращают чудотворить и будучи похищены у Церкви (хотя похитителей и настигает возмездие). И одна из главных святынь, сделавшаяся за последние столетия едва ли не общим достоянием большинства грамотных людей - Слово Божие и писания Отцев. Благоговейное и внимательное усвоение этой святыни не может ли пробуждать в человеке память Божию, если благодать Его коснется человека?
Но если так, если поврежденная благодатная жизнь (то есть правильная молитва, именуемая иначе покаянием) в принципе доступна и отколовшимся от Церкви, то чем я отличаюсь, будучи членом Церкви? В чем моё преимущество? Прежде всего, в том, что мне доступна, при правильном усердии с моей стороны, и неповрежденная жизнь - познание Бога чистым сердцем.
А теперь, пока я пребываю в нерадении о даре, неужели я не имею никакого преимущества? Нет, имею и теперь. Ибо, пребывая в Церкви, пребываю в единении с теми, пусть немногими, кто познал Бога, а таковые будут в Церкви до последнего дня, ибо в них только и живет Церковь неповрежденно - и врата адовы её не одолеют. А те, отделившиеся от этого единства - что им делать с находящимся в их руках (не в сердце!) талантом? Пребывать в памяти Божией неотступно, и тогда Сам Бог приведёт их в лоно Церкви. И нам, и им - следует всемерно заботиться о неотступности покаяния, которым Сам Бог очищает сердце. От человека требуется огромный труд пребывания в памяти Божией, и тогда Сам Бог изменяет и перерождает свыше всего человека. Сие есть труд великий, так что внешний приход в Церковь является далеко не самым трудным из того, что предстоит и нам, и им, пока только ищущим истинной Церкви, хотя бы для этого нужно было и море переплыть.
Если это так, то сие-то и надлежит делать тем, кто обращает слово ко внешним: пробуждать память Божию и разъяснять её смысл, уповая, что кто восприимет это слово, того Отец Сам привлечет к Сыну и укажет, где искать Матери-Церкви. А смысл памяти Божией во внутренней молитве. Если же благодати нет вне Церкви, то этого делать, напротив, нельзя, ибо вне благодати - памяти Божией быть не может, а только суррогаты её. Но ведь Бог непостижим, и посему всякая мысль о Боге далече отстоит от Него, кроме мысли, адресованной Ему же. Не значит ли это, что вне действия благодати (то есть вне Церкви, по мысли священномученика Иллариона) опасно и говорить о Боге, ибо всякая мысль неизбежно будет искажена, похищена врагом спасения. Не следует ли тогда с принимающим Крещение говорить о Боге только уже после совершения обряда Крещения - ибо прежде Крещения мысль о Боге, непросвещённая благодатью, не может быть адекватной? Звучит нелепо.


Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #278860
21.02.02 08:15
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

/ПРОДОЛЖЕНИЕ/
Полагать же, что, живя ныне в Церкви, мы живём неповреждённой благодатной жизнью, это опасное заблуждение, равно как и возношение над раскольниками, будто бы чуждыми благодати вообще. То и другое полагаю заблуждением. Те, кто полагают, будто они по опыту познали действие благодати в Церкви (а они познали только тварные следствия благодати, которые бывают очень утешительны, но мало значат для познания Истины, в то время как покаяние бывает очень трудным, но всегда приближает к Ней), приписывают благодать и еретикам, по опыту общения сталкиваясь у них с чем-либо похожим. Но действительно важной вещью является только память Божия.
Памятование о Боге может быть и ошибочным - вспомним католические медитации над Распятием. Надо помнить, что Бог непостижим и недоступен воображению и не обманываться доступностью человеческого во Христе - ибо спасительным для нас является не то, что человеческое, а что Божие. Бога же нельзя вообразить. Потому спасительной памятью Божией является не то или иное представление о Боге, но мысль, обращенная к Богу, Слышащему наши мысли. Если мы встречаем вне Церкви такое делание - о, если бы чаще встречать его в собственной душе! - это заставляет думать, что мы встречаемся с невидимым действием благодати. Семена сего спасительного делания и должны насаждать миссионеры - а остальное есть дело благодати (впрочем, надобно и поливать). Ясно, что ложное представление о Боге искажает это делание и грозит оставить его бесплодным, а то и привести к прельщению. В этом случае нарушается синергия Божественного и человеческого. Бог стоит у двери и стучит, но в ответ отпирают не дверь, а окно или черный ход - вот следствие ошибочности вероисповедания! Потому-то самые ожесточенные споры велись всегда о Богословии, а не о нравственных проблемах. Допустить то или иное действие, противное воле Божией - это грех, и мы это каждый день совершаем. Всякий грех удаляет от Бога, примешивая к памяти Божией некую горечь, это всем нам знакомо, иначе мы молились бы непрестанно, но мы не молимся, а бегаем от молитвы. Как бегаем встречи с человеком, перед которым согрешили. Это и есть болезнь греха, как Адам прятался от Бога. А вот утратить здравые понятия о внутреннем делании - это смерть, ибо имеет следствием невозможность покаяния, а значит, и бесплодность раскаяния. Разделение по вопросу о правильности тех или иных действий называлось расколом, а по вопросу о Боге - ересью. Раскол узаконивает грех, искажая нравственное учение, ересь отнимает путь покаяния (сиречь изменения ума), искажая понятие о Божественном. Ясно, что второе куда хуже.
Но если все это так, то неправы те, кто вменяет нашему епископату в вину участие в диалогах с инославными. Всем нам следует прежде озаботиться вопросом о собственном покаянии, но не надо осуждать тех, кто надеется привести кого-то к Истинной Церкви, хотя бы сам он и принадлежал к ней пока только внешне. Сами-то мы очистили ли внутреннее?
Все это, повторюсь, всего лишь возможное понимание дела. Оно может оказаться и ошибочным, и если кто видит ошибку, прошу помочь мне исправиться. Я же попробую продолжить мысль, чтобы, быть может, сделать более явной мою погрешность.
Согласен с оппонентами в том, что важно не смешивать два понятия: Церковь-Организм и церковь-организация. Церковь как Тело Христово свята и непорочна, но не все члены церкви-организации являются и членами Таинственного Организма. Впервые это учение было сформулировано сщмч. Мефодием Патарским. "Совершеннейшие по степени преуспеяния составляют как бы одно лицо и тело Церкви." Ясно, кого здесь имеет в виду Святой: тех, кто достиг бесстрастия и творит волю Господню всегда и во всем непорочно, умом и сердцем неотрывно предстоя Господу, кто совершил уже дело покаяния и достиг его цели - истинного просвещения сердца в самодвижной молитве. Мнение таких людей непорочно, и они всегда между собой во всем согласны. "Несовершеннейшие и еще начинающие... возрастают и образуются, как бы в материнском чреве... пока они, достигнув зрелости-возрождения, приобретут величие и красоту добродетели, и потом сами, сделавшись Церковью, будут способствовать рождению и воспитанию других людей... осуществляя волю Слова." Итак, мы, грешники, пока только образуемся, как бы во чреве матери, и недостойны даже называться в полном смысле Церковью. Мы нуждаемся в вас, Святые, познавшие Бога, помогите нам. Ибо вы ещё есть и в земной Церкви.


Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #278861
21.02.02 08:16
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

/ПРОДОЛЖЕНИЕ/
Так мы и должны помышлять в себе, иначе непонятно, как же мы будем считать себя находящимися в истинной Церкви, а тысячи хороших людей, действительно лучших, чем мы, наподобие доктора Гааза, будут считаться находящимися где-то вовне. Нет, мы пока только внешне стали членами Церкви-Организации, лишь внешне исполняем то, чему нас учит Церковь, да ещё нерадим о спасительном внутреннем делании покаяния, а они, эти лучшие люди, даже оторваны от сей спасительной Организации (спасительной благодаря причастности Организму) - зато с них и спрос меньше. Но мы должны всемерно попещись об очищении сердца непрестанной молитвой, иначе с нас спросится за данные нам таланты Святых Таинств. Может ли быть, чтобы хороший человек пребывал вне Церкви? Ей, может! ибо то, что высоко у людей, мерзость есть пред Богом. Вся наша праведность яко порт нечистыя, ибо питается корнями своими из нечистот необрезанного сердца. Но как быть человеку, поставленному Промыслом учительствовать, да еще учительствовать в Церкви, если он сознает себя пребывающим пока что вне Церкви (судя по устроению сердца).
Князь Хилков, а за ними и новомученик Михаил Новоселов, полагали, что никто не может сказать о том или ином человеке прежде Суда, находится ли он в Церкви-Организме или вовне. Конечно, следует разуметь так, что сам человек должен знать о себе, что он ещё не вошёл в состав Церкви-Организма, если он примечает, что внимание ума его рассеивается во время молитвы или если ему дано зреть страсти, обитающие в сердце; такой человек да ведает, что он не достиг Цели, не стяжал Царство Небесное, иже внутрь нас есть. Знает о себе и стяжавший Сие Царство, кто отверстым духовным оком зрит Бога и ему ведомо, что он преплыл уже сланое море страстей и достиг брега бесстрастия, и вошёл в Церковь. Не знает сам о себе, в Церкви ли он уже или нет, лишь тот, кто еще и не ступил как следовало бы на путь покаяния. Таковой может воображать о себе, что он пребывает в Церкви-Организме, чем и объясняет себе порой, откуда у него право учить других. Это печальное состояние, и из него надобно выйти нам, грешникам. Но если я уже священник или (Господи, помилуй!) епископ, если на мне уже лежит непомерная ноша учительства, как помышлять мне о себе и о своем спасении??? И другой вопрос: как могут Соборы почитаться святыми, если в их состав входили немощные и заблуждающиеся люди? А едва ли было много Соборов, на которых представлены были лишь люди, стяжавшие Духа Святаго в Сердце! Мне представляется, что для того, чтобы Собор был застрахован от ошибочных решений, достаточно, чтобы на под его решениями подписался хотя бы один Святой, видящий Бога. Ибо если мы отрицаем принцип большинства и ищем единодушия (соборности), то у каждого есть "право вето". Но я склонен думать, что даже если среди епископов Собора не найдется и ни одного Святителя (в собственном смысле этого слова), то и тогда Бог не попустит, чтобы было принято ошибочное решение - ведь чтобы оно не прошло, достаточно, если одно погрешительное мнение непримиримо столкнется с другим погрешительным мнением. Тут преимущество самого принципа соборности - при всей его неповоротливости он затрудняет принятие ошибочных решений, ибо как Истина одна, так и ложь всегда разнолика. Конечно, Бог может попустить, чтобы ошиблись и все члены собора, но это требует ставить вопрос о том, имеем ли мы дело с той Церковью, которой адресованы слова Спасителя: "Что свяжете на земле, будет связано на небесах..." Если архиерейский собор РПЦ МП принимает ошибочное положение в таком важнейшем вопросе, как учение о благодати, не пора ли нам обрести действительно благодатную юрисдикцию? Вопрос-то о юрисдикции не маленький. Дело наше в молитве покаяния, но ошибочная юрисдикция по крайней мере затрудняет это делание, прерывая какие-то благодатные токи. Если, повторюсь, обнаружится, что действительно нет благодати вне Церкви, то уже созрела почва для решений: слово уже сказано. Только вот, куда нам идти? В ИПЦ? В РПЦ(з)? В старый обряд? Или все-таки идти указанный нам Путь к Богу, в усердной молитве уповая на Его вразумление? Но это осмысленно, только если есть основания верить, что Бог не презрит наших молитв. Но если я вне благодати пребываю, какой смысл и в молитвах? Допустим, нет благодати вне Церкви. Если у меня юрисдикция неправильная, туне мои молитвы: благодати нет вне Церкви, а неверная юрисдикция есть раскол. Итак, если нет благодати вне Церкви, туне мои молитвы, ибо моя иерархия сказала, будто благодать вне Церкви есть. Стало быть, не стоит прельщаться мне бесполезными молитвами, а искать надлежит истинной Церкви. Не абсурдом ли попахивает такой вывод? Чего будем искать? Упования ли на Господа, или человеческой мудрости? Ясно, что надо уповать на Господа всем: и тем, кто при Церкви, и тем, кто отстоит пока далече. Противное сему представляется мне человеческим мудрованием. Если же это так, то либо Бог очищает сердце и без благодати, либо благодать касается всякого сердца, толкущего в двери молитвы, в Церкви ли или вне Церкви пока что пребывает толкущий. Очевидно, что так. Итак, не правы ли наши иерархи в этом вопросе? Сдаётся мне, что всё-таки правы, хотя сие и удивительно нам, воспитанным на книгах Серафима Роуза, нечуждого благодати, но и не совсем бесстрастного автора. Так мне сдаётся. Но я могу и ошибаться. Се, ищу вразумления!


Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #278862
21.02.02 08:19
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

/ПРОДОЛЖЕНИЕ/
Но если нет ошибки, и всем надлежит прежде уповать на Господа, то никто из ищущих Его не отрешён совершенно от благодати, кроме тех, кто составил о Нём ложное и противное Ему мнение, а значит, и ищет не Его, а некоего мысленного идола. Действительно, не извне ли приходят люди в Церковь? И кто их приводит, если не благодать? Разве только добрые люди своим человеческим милосердием? Но они не милосерднее Господа. "Никто не может прийти ко мне, если не Отец мой привлечет его." Скажем ли, что Бог приводит их своим Промыслом, но не благодатью? Се, Бог сияет солнце Свое на злыя и на благия. Но не выше ли сего Солнце Правды? Кто вразумит меня, как привлекает Отец к Сыну - Промыслом ли Своим или Благодатию? Сам, Господи, вразуми меня. Разумеющие Господа, вразумите меня в этом и во всём! Если осмысленно принимает человек Крещение, молясь Господу и разумея, Кому молится, то не Благодать ли действует на него? И сие прежде свершения Таинства. И не действовала ли благодать в мучениках, сподобившихся пострадать за Христа прежде крещения, не она ли вела их ко Господу ПРЕЖДЕ пролития крови, ставшего для них Крещением? И не Саул ли был во пророцех? Итак, если кто ЗНАЕТ, что благодати нет вне Церкви, помогите мне разрешить мои недоумения. Мне пока что представляется, что благодать действует, где захочет, вне ли, внутри ли Церкви, и признаком Её действия является непогрешительное молитвенное памятование Бога, сколь бы редким и кратким оно ни было. (Другие явления остерегусь назвать признаком благодати, ибо они могут иметь иное происхождение.) А уж воспользуется ли человек сим действием и как воспользуется, зависит от многого, в немалой мере и от того, пребывает ли он в истинной Церкви или вне. Так и ветхозаветные молитвенники сподоблялись тварных следствий благодатного действия Духа, глаголавшего пророки, хотя Иисус ещё не был прославлен, и чистота сердца не воссияла ещё на земле, как сказано о праведниках Ветхого Завета: "И праведный седьмижды в день согрешает." Нам же дарована возможность ангельской чистоты помыслов, нам заповедовано Божественное совершенство. Сколь далече же мы отстоим пока что и от ветхой праведности, которая есть усердное непрестанное пестование памяти Божией. Мне, грешному, надлежало бы неустанно заботиться о том, как я пользуюсь сей приходящей ко мне памятью. А как быть тому, кто поставлен учительствовать, не имея Просвещения свыше, не мне знать. Но мне представляется, что надо либо считать непогрешительным соборное мнение своего епископата, либо искать истинной юрисдикции. Каждый епископ может ошибиться, но надо верить, что либо Бог не попустит, чтобы ошиблись ВСЕ епископы, либо мы уже вне истинной Церкви пребываем. Мыслим и иной подход: можно полагаться на мнение старцев, полагая их авторитет выше харизмы священноначалия. Но кто будет различать истинных старцев от ложных? Мы ли, следуя велению нашего сердца? А в наших сердцах обитает дьявол, начальник страстей, ибо из наших сердец исходят помыслы злые. Положим ли непогрешительным мнение церковного народа? А народ разделяется во мнениях, ибо и в сердце народа обитает сила вражия. Итак, остается нам выбрать своего старца и связать свою судьбу в вечности с его судьбой. Только истолкуйте мне, что значит "не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения". Ясно, что если мне посчастливилось узнать человека, зрящего Истину, который НИЧЕГО не говорит от себя, то я надеюсь не на сына человеческого, а на Того, Кто благоволил вселиться в нём как в храме. Но это редкий случай, да пошлет его мне Господь! Великий дар, и кто достоин сего? Но на что же надеяться теперь нам при скудости таковых Святых в нашем веке? Не на Господа ли, даровавшего Церкви иерархическое устроение? Только на Господа, на Которого и надеялись все, обретшие спасение. Если мы станем полагаться на мнение того или другого старца, нам противостанет Симеон Новый Богослов, предупреждавший нас тысячу лет назад против легкомысленности в таком деле: "...не отдай себя пребывающему в страстях учителю, чтобы вместо евангельского не научиться дьявольскому образу жизни..." (Сто глав богословских и практических, гл. 48.)Ему вторит наш современник, священноисп. Антоний: "Кто сам в пути, тот еще ошибается и нередко истину обращает в ложь, а ложь именует истиной." (О молитве Иисусовой и Божественной благодати.) О том же неустанно предупреждает Игнатий Брянчанинов. И говорится здесь не о злодеях некиих в овечьих шкурах, но о людях, усердно идущих по пути покаяния, о тех, "кто сам в пути". А что же, скажете, наши иерархи уже достигли бесстрастия? Не редкостью ли стали в последние столетия епископы, хотя бы всерьез идущие по пути внутреннего делания? Каждый иерарх, пока он обременён страстьми, непременно в чём-то заблуждается. Но да не попустит Господь заблудиться всем пастырям вместе!


Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #278863
21.02.02 08:22
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

/ОКОНЧАНИЕ/
Если кто-либо видит ошибочность моих мнений, прошу оказать мне милость исправить мою погрешность. Хочу попытаться указать и духовную основу, из которой вырастает такая система взглядов. Я замечаю, что для внимательной молитвы мне необходима не только вера, что Господь попускает лишь то, что полезно для ищущих Его, но твёрдая уверенность в том, что все, совершающееся в мире, наиболее оптимально для цели Богопознания. Потому какие бы иные, пусть самые благие, цели, я ни преследовал, меня в конечном итоге ждёт разочарование: не для того создан мир. Но, с другой стороны, кто бы что ни делал, мне не о чем печалиться, пока я сам крепко держусь той единственной Цели: сами того не зная, все способствуют мне, притом наиболее оптимальным образом. Итак, если кто согрешил (а Бог мой попустил ему согрешить), каким бы злодейским ни было его злодеяние, стало быть, так нужно было для того, чтобы ищущие Бога обрели Его, а обретшие восходили от силы в силу. Сие явление очень вредно и печально для того, кто преследует иные цели, в том числе, для самого злодея. Но и ему пойдет на пользу, если покается, то есть поставит Бога ЦЕЛЬЮ СВОЕЙ ЖИЗНИ. Итак, зла по существу нет, хотя есть иные (кроме Богопознания) цели, которые и становятся причиной греха. Зло не в реальности, а в произволении злодея, причём и само оно относительно: злодей вредит лишь тем, кто ищет не Бога, а чего-либо ещё (в частности, вредит злодей и себе самому). Итак, да взыщем Бога, и зла для нас не будет, разве только в непостоянстве и непрочности нашего устремления к Богу. Ибо ищущим Его вся споспешествует во благое, ибо весь мир имеет Его своей Целью, хотя и мнит о себе иное. Беда мира в том, что его цели неадекватны смыслу его бытия. Итак, хотя мир пал и погряз во зле, но в некотором отношении он не изменился ни на йоту: он наиболее оптимален для того, кто желает Единого. Когда я так помышляю в себе, попечение о мире перестаёт рассеивать ум: моё дело в Боге, мне нет дела ни до чего, обо всём промышляет Бог. Нет ли ошибки в таком устроении? Не следовало ли бы мне паче молиться о погибающем мире, как я наблюдаю в писаниях арх. Софрония. Он глубоко переживает падение мира, мир его нынешнем состоянии совсем неприемлем для него. Это, по-видимому, иное устроение. Я молюсь более о помиловании и прощении моих грехов - максимум - грехов ближних моих. А о мире молиться мне не рано ли? Довлеет мне, если я помню Господа, который одним мановением мог бы все исправить, если бы так было лучше. Верю Господу, Который знает, как лучше. Не могу согласиться, когда слышу: Бог не может отнять у нас свободу выбора, потому попускает грешить. Почему не может? Не единожды в этой жизни Господь отнимал у меня возможность согрешить, да будет благословен Он во веки, и да не попустит мне более грешить в этой жизни! Верно то, что когда благодать Его касается нас, у нас есть выбор: действовать в соответствии с благодатию или отвергнуть её. Иначе говоря, когда нам дарована память Божия, мы можем молиться Ему, но можем и предпочесть иные дела и мысли. Отнять эту свободу Бог тоже может, и отнимает благодать (а мы сами прежде отвергаем её, занимая ум помыслами) и молитва забывается, и мы не можем вспомнить. Свобода приходит и уходит с благодатью. Но познание Бога может происходить только действием Его благодати, ибо Бог свободен. Потому если к кому приходит Бог, тот обретает свободу. Между прочим, свободу пребыть с Богом или оставить Его. А вне действия благодати свобода по существу иллюзорна, ибо, по самому большому счёту, свободен Един только Бог. Не может ли Бог прежде моего выбора сказать, что я в конце концов изберу? Ей, может, ибо всё может Господь наш. Потому неверно думать, что это во имя свободы Бог попускает нам грешить, когда мы вне памяти Его пребываем. Для чего же тогда? Это нам во благо, ибо вызывает раскаяние, а раскаяние делает нас более склонными к покаянию, и когда придет память Божия, мы не так легко расстаёмся с ней. Потому и само попущение грешить - во благо. Но почему Бог попускает нам так легко расставаться с памятью Его? Потому что память Божия приобщает нас Божественной жизни, где царствует свобода. Тут-то мы и предопределяем свою судьбу. Почему же нам не пребыть с Ним? А ничего не мешает. Просто у нас есть иные цели. Это-то и есть состояние грехопадения, от чего исцелить нас пришёл Спаситель. Вот такое понимание сложилось у меня. Если кто имеет зрение, чтобы увидеть ошибочность, попекитесь исправить. Чтобы мне внимательно молиться, мне нужно верить, что все идёт как надо, и проблема только лишь во мне: что для меня важнее: память Божия или что иное? Но, быть может, это оттого, что у меня ошибочное духовное устроение? Ибо вот какие выводы вытекают из такого устроения! Я верю, что Советская власть была в XX веке необходима в России именно для того, чтобы кто-то познал Бога. С точки зрения земного и душевного блага для народа и человечества было бы лучше, чтобы не было отречения от Престола и революции. Но то, что было, должно было быть, чтобы ищущие Бога обрели Его, просящие просвещения приняли его, и стучащим отворилось. Значит, и эта власть была послана России от Бога - не для блага России, а для блага тех, кому вся споспешествует во благое - для блага ищущих Его. А искавшие не Бога, а иного чего, хотя бы и благого по человеческому рассуждению, будь то блага для Родины или для Церкви, претерпели наказание ко вразумлению. Посему надлежало и молиться Господу за эту власть, как от Него поставленную, надлежало повиноваться ей по слову Апостола, кроме только если требовали явного греха. Подобно и сегодняшняя демократическая власть видится мне поставленной от Бога для блага ищущих Бога, хотя бы её деятельность и была для России неполезна. Посему ищущим Бога надлежит повиноваться власти (кроме как если требуют противного заповеди), тогда как тем, кто ищет спасения России и других хороших вещей, следует поступать по-своему, по своему разумению и воле, разве только и они захотят во всём положиться на Господа.


Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #278866
21.02.02 08:32
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

P.S. Автора статьи зовут Максим.
Максим Сторож.


Пятник Дмитрий Иванович

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #279396
22.02.02 09:50
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте Брат во Христе Андрей.
Очень октуальные вопросы Вы написали.Мое мнение таковое.
Не надо искать иной иерархии ИПЦ и т.д
Я тоже не согласен с пунктами решений на Юбилейном Соборе.Я не согласен с принятием
за основу 4 мнение.Изучая пояснение к отношению к инославию собор выбрал на мой взгляд не полное обьснение Патриарха Сергия и т.д
Хотя мнение икономистов правильнее разве что надо его чуть чуть уточнить(сняв углы).Тогда мнение Патриарха Сергия уйдет полностью(т.е снимутся его сомнения).
Не буду писать как не зная Вашего мнения о нем.Хотя понял что знакомы с отношением к инославию икономистов(Св.Илларион Троицкий).
Еще хочу добавить что нельзя забывать что собор принял решение но только тогда он
есть истинное решение когда его приняла вся полнота.Т.е и миряне и монахи.
И Вся Церковь состоящая из поместных Церквей.
Дмитрий


Пятник Дмитрий Иванович

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #279414
22.02.02 10:20
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Да еще вспомнил Андрей.
У нас на Украине сейчас об экуменизме и говорить не приходится.
Хотя и говорят что кто то и что то делает экуменическое но подовляющая масса
священства не вошла даже на встречу с Римом когда приезжал их глава.
И они сами в России осознают это после действий Ватикана последних дней.
О какой Благодати может и идти речь когда они нас не понимают и творят свои беззакония.Мудрость их не более чем мудрость человека соединенная с ранее полученными истинными знаниями и теперь искаженными.И сташный дух подчинения и лжи и лести ведущих к подчинению.Это ужас. Это чувствуется еще с Америки и их политики.
Дмитрий


Федоров Сергей
Федоров Сергей

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #279832
22.02.02 20:34
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

У тех, кто живет церковной жизнью не возникает вопрос, есть ли благодать в РПЦ.
Не надо только смешивать моральный и сакраментальный (касающийся священнодействий) вопросы.


Феликс Мелкумян

эзотерик
нет доступа
на форум


Тема: #11192
Сообщение: #281041
25.02.02 20:00
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте! Андрей

Я думаю, что есть - если верить Библии:

1-е Коринфянам 3:16 (BLB)
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
1-е Коринфянам 3:17 (BLB)
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] --вы.
1-е Коринфянам 6:19 (BLB)
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
2-е Коринфянам 6:16 (BLB)
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

От Луки 17:21 (BLB)
и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Да поможет нам Бог


р. Б. Дмитрий

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #281083
25.02.02 22:23
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Я, Артем, не знаю что сказать, так как до конца дочитать так и не смог:)

Леонид Андреев

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #281221
26.02.02 11:07
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Что такое благодать? Благодать, благодать, есть она нет её, что сие?

Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #282125
28.02.02 09:35
Ответ на #281221 | Леонид Андреев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

> Что такое благодать? Благодать, благодать, есть она нет её, что сие?
Бог по существу непознаваем. Значит ли это, что мы будем всегда только верить в Бога, но никогда не увидим Его? Сам Господь сказал: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят." А Апостол говорит, что вера престанет, только любовь пребудет вовек. Отцы учат нас, что человек может познать Бога, но не Его непостижимую Сущность, а Его действие (по-гречески, энергию), именуемую ещё славой Божества и благодатью.
Если нет благодати, то Бог абсолютно непостижим. Можно догадываться о Нём, глядя на сотворённый Им мир. Можно яснее узнать о Нём, читая Писание и писания Отцов. Можно прийти к непоколебимому убеждению, что Бог есть, будучи свидетелем Его чудес. Но всё это - только вера, но не ведение Бога. Чудеса - следствие действия Божества, но не само это действие. Наконец, Сам Бог может прикоснуться к тебе, и ты узришь видение от Бога, но и это видение - не благодать, не благодать, не Сам Бог, а только следствие Его прикосновения. Что бы мы ни ощутили, что бы ни поняли, что бы ни представили, что бы ни постигли - само это ощущение, видение, представление - это не благодать, а только движение нашего тварного естества.
Благодать же не сотворена, но она есть Сам Бог. Как же может человек познать, что сие? А неизвестно как. Только Сам Бог знает, как. И те, кто познал Его в Его благодати, те знают, как. Ни умом, ни сердцем, ни духом, ничем тварным, но лишь Духом Святым познаётся Бог. Итак, мы можем только верить, что есть нетварная благодать, и что человек может познать её, приобщившись к ней. "Во свете Твоем узрим свет."
И ещё: нам открыт надёжный признак присутствия невидимой для нас благодати: когда благодать касается тебя, ты вспоминаешь Бога и обращаешь к Нему своё внутреннее слово. Не можем вспомнить Господа, если раньше Господь нас не вспомнит. Если и вспомним О НЁМ, о Его существовании, то ничего Ему не скажем. Невозможно осмысленно молиться без присутствия благодати. Потому вот верный признак благодати: если ты пребываешь в молитве, благодать с тобой пребывает. Оставляешь молитву - отступаешь от благодати.
Итак, если вспомнили Господа, да не оставляем молитвы; а если оставили, то когда Господь снова вспомнит о нас, опять да не оставляем. Так да приучаем себя к благодати, и благодать очистит наше сердце, да узрим Бога, ибо в этом смысл жизни христианской.

Максим Сторож.


Владимир. К.

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #292618
22.03.02 14:21
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, братья!
Не удивительно, что не все смогли прочитать это творение Максима.
Может быть, у меня есть объяснение. Взгляните: мысль Максима кружит- проходит одни и те же этапы снова и снова- загнанная в кольцо. Благодать-тварные последствия-юрисдикция-благодать-тварные последствия-юрисдикция-благодать-... Каждый виток выражен другими словами, приправлен дополнениями, но кольцо неизменно.
Методика осознанного кольцевания собеседника находит очень большое применение у цыган. Здесь вполне возможно, при написании этого текста, Максим закольцевал себя сам.
Мне кажется не зря возник и вопрос о благодати (спасибо Леониду). Андрей Авлаз же ответил словами Максима- о благодати, и зря. Этих слов мало(вот эти слова:"Наконец, Сам Бог может прикоснуться к тебе, и ты узришь видение от Бога, но и это видение - не благодать, не благодать, не Сам Бог, а только следствие Его прикосновения. Что бы мы ни ощутили, что бы ни поняли, что бы ни представили, что бы ни постигли - само это ощущение, видение, представление - это не благодать, а только движение нашего тварного естества.").
Благодать- Сам Бог, но сколь бы тварными не были последствия Его прикосновения- это всё, что у нас есть. Благодать, хоть сколько раз мы срываемся и падаем в прелесть, всё равно- начало нашей с вами христианской жизни. Как бы она ни действовала, как бы ни проявлялась. Отчёт это наш.
Другими словами у христиан, в том числе и тех, которые на Соборе,- есть благодать и это единственный определяющий фактор христианской жизни.
Тем более, благодать, хоть в каких тварных последствиях, имеет целью вырвать человека из времени и поставить его НАД временем- в той или иной степени, просветить то есть всезнанием.
Благодать по воле Всевышнего наставит рано или поздно, а не наставит, тогда и не зря будут звучать слова "убогого старца" Серафима - о времени, когда архиереи не будут веровать в Воскрешение. Что это за время? Последнии дни.
Господи, помилуй!


о. Николай Савченко

православный христианин
(священник)

Тема: #11192
Сообщение: #343391
03.07.02 09:47
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогой Андрей!

Вне Церкви по учению св. отцов благодати нет. Вне Церкви нет и спасения. Но надо помнить, что Христос -- Глава Церкви. Значит, преподание благодати и спасение -- в его ведении как Главного Архиерея. Если спасается кто-то из католиков или протестантов, то это значит, что он стал православным и принят в Церковь самим Господом без посредства земных священнослужителей. Об этом много свидетельств св. отцов. Еще надо отличать отпадения от Церкви с одной стороны и внутренние разделения внутри Церкви с другой стороны. В первом случае еретики отлучаются или сами уходят. Во втором случае лжеучители или грешники пытаются посеять смуты и разделить православных. очень много свидетельств св. отцов о внутренних болезнях Церкви. Наша Русская Церковь сейчас тоже больна экуменизмом. Господь да исцелит Ее от этого. Если же никто не будет стараться избавить Ее от экуменизма, то болезнь постепенно поразит все без остатка и РПЦ МП станет наподобие Сардисской Церкви Апокалипсиса.

диакон РПЦЗ Николай Савченко


Джозеф Лентеско

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #11192
Сообщение: #343704
03.07.02 15:05
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

>>Важнейший вопрос для современного православного человека: есть ли благодать вне Церкви?

Почему Вы считаете, что это важнейший вопрос для современного православного? Для меня, например, "как спастись?" намного более важен.


Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #431089
26.11.02 12:12
Ответ на #279396 | Пятник Дмитрий Иванович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ответ Максима Солохина:
Очень актуальную проблему Вы задели. О какой Благодати может и идти речь, когда мы с Вами творим свои беззакония и недостойны имени христианина, когда забываем Бога, а умом мечемся по книгам и конференциям. Мудрость наша не более, чем мудрость человека, соединенная с ранее полученными истинными знаниями, да еще искаженными действием страстей. Мы действительно не живем полноценной благодатной жизнью, как требуется жить всякому православному. В этом отношении мы ничем не отличаемся от инославных и даже заслуживаем большего осуждения, ибо кому больше дано, с того больше и спросится.
Но все-таки мы имеем огромное преимущество перед еретиками, ибо мы имеем неискаженную веру. Мы можем черпать из источников неискаженной Премудрости. Мы имеем преимущество и перед раскольниками, ибо это ведь не дело Божие - коснеть в расколе, а вера - истинная вера - без дел мертва есть. Пусть мы не достигли цели христианской жизни, но мы живем в Церкви, в Которой люди достигают этой Цели. А прочие, кто стремится к Ней, непременно придут в нашу Церковь, ибо Христос пришел «собрати расточенная».
Но полагать, будто мы с Вами уже имеем благодать, это нелепо. Благодать пока только стучится в двери нашего сердца, но мы не открываем, будучи заняты своим. А надо бы, чтобы Бог жил в нас как в Своем храме. В нашей Церкви Он живет, а в нас не живет, а только стучится. Но и к католикам Бог тоже стучится. В чем же разница?
В том, что в нашей Церкви Он живет.
И потому не погрешил Собор, сказав, что хотя инославные не совсем чужды благодати, но этого недостаточно для спасения. Для спасения надо жить по внушению благодати, а не так, как мы с Вами живем. Но - слава Богу! - мы уже в Истинной Церкви, а им это только предстоит. И то, увы, далеко не всем. А вне Церкви нет спасения.
Ибо для спасения надо жить по благодати, а благодать строит Церковь.


Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #431090
26.11.02 12:15
Ответ на #279832 | Федоров Сергей православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ответ Максима Солохина:
У тех, кто живет церковной жизнью, не возникает вопрос, есть ли благодать в РПЦ. У них зато возникает вопрос, есть ли благодать вне Церкви, которому и посвящена заметка. Спасибо за внимание.


Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #431092
26.11.02 12:16
Ответ на #281041 | Феликс Мелкумян эзотерикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ответ Максима Солохина:
Преклоняю главу пред человеком, уже стяжавшим чистоту сердца и ставшему достойным всех процитированных слов Апостола и Самого Христа. Если Вы не в прелести, готов стать Вашим учеником, ибо Вы ничего не говорите и не делаете по своему разумению, но во всем и всегда уподобляетесь Христу, сказавшему «от Себя не могу творить ничего», «но якоже слышу, сужду, и суд мой праведен есть, ибо не ищу воли Моея, но воли Пославшего Мя». Итак, умолите Бога, Которому Вы непогрешительно служите, да сподобит меня такой чистоты. Если Ему то угодно, пользуюсь нашим знакомством здесь, на Форуме, и повинуюсь каждому слову того, кто «от себя не говорит ничего».


Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #431099
26.11.02 12:20
Ответ на #292618 | Владимир. К. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ответ Максима Солохина:
Если всё, что у нас есть, это только тварные следствия Его прикосновения, если это тварное мы именуем Благодать, то нет конца нашим срывам и падениям в прелесть, ибо это - лишь начало христианской жизни. Как бы она ни действовала, как бы ни проявлялась, до тех пор, пока Само Нетварное мы почитаем недоступным, конца нашим заблуждениям не будет. Другими словами, у христиан есть благодать, благодаря которой только и способны они молиться Богу, но это не все, что нужно для спасения. Ибо для спасения надо еще и действовать в соответствии с Божественной волей, которая, между прочим, непременно ведет нас в Единую Истинную Церковь. Ибо благодать имеет целью вырвать человека из времени и поставить его НАД временем, где «будут они едино, как и Мы», по слову Христа.


Андрей Владимирович Лазар
Андрей Владимирович Лазар

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #431100
26.11.02 12:21
Ответ на #343391 | о. Николай Савченко православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ответ Максима Солохина:
Если спасается кто-то из католиков или протестантов, то это значит, что он стал православным и принят в Церковь самим Господом без посредства земных священнослужителей. Вопрос: если становится православным кто-то из католиков или протестантов, то Кто его спасает? Не благодать ли Божия, которая есть Сам Бог в Своем безначальном действии (сиречь, энергии)? А если спасает его благодать, значит, она-таки действует там, у католиков и протестантов? Но если «вне Церкви, по учению св. Отцов, благодати нет», то чьим же действием католик стал православным?
И еще: если «вне Церкви по учению св. отцов благодати нет», то как же вообще люди приходят в Церковь? Не действием Божественным, но действием человеческим, что ли? Правильно ли мы поняли учение святых отцов? Неужели в самом учении есть противоречие со словом Христа: «Никто не может прийти ко Мне, если не Отец Мой приведет…» Чем же приводится человек в Церковь, если не благодатью? Если вне Церкви нет благодати?
Быть может, учение Отцов о том, что «вне Церкви нет спасения» следует понимать так, что вне Церкви нельзя достичь чистоты сердца, которая есть совершенное исполнение воли Божией, ибо Бог пришел «собрати расточенная». Кто ищет чистоты сердца, непременно придет в Церковь, ибо так изволил Бог. Но ведь без содействия благодати и искать чистоты сердца нельзя, ибо «без Мене не можете творити ничесоже».
Представление о том, что вне Церкви нет благодати, непременно приведет нас к отрицанию Промысла Божия, действующего в мире, ибо «Промысл есть имеющее место со стороны Бога попечение в отношении к тому, что существует» (Иоанн Дамаскин. «Точное излжение…»), ибо «Он имел всесвободную волю содействовать к совершению попускаемого действия», коротко говоря, «Бог есть помощник всему истинно (немечтательно) бывающему» (Иоанн Максимович, «Илиотропион»). Чем же Бог содействует, помогает всему немечтательно бывающему, если не благодатию? Ибо благодать есть нетварное действие Божества.
Если же вне Церкви, как Вы толкуете святых Отцов, нет благодати, то вне Церкви Бог не действует; вне Церкви действуют только естественные законы сотворенного Богом мира. Что это, если не отрицание Божественного промышления о мире? Следствием такого толкования является, в частности, некое весьма специфическое истолкование слов Апостола о повиновении властям, имевшее печальные следствия для нашей с Вами Церкви в XX веке.


Миша

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #431130
26.11.02 12:42
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

А что следует понимать в теме под термином "Церковь"? РПЦ или что то иное?

Миша

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #431131
26.11.02 12:42
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

А что следует понимать в теме под термином "Церковь"? РПЦ или что то иное?

о. Николай Савченко

православный христианин
(священник)

Тема: #11192
Сообщение: #431214
26.11.02 14:12
Ответ на #431100 | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вне Православной Церкви спасения нет. Но Господь может Сам принять в Православную Церковь человека из еретического сообщества... При этом спасающая благодать не дана еретикам, Она им чужда, они против Нее борются. но Господь может из среды еретиков спасти Своей Благодатью тех, кто достоин присоединения к Православию, но по уважительным причинам не может обратиться к законным священникам.

Николай П.

православный христианин

Тема: #11192
Сообщение: #431224
26.11.02 14:18
Ответ автору темы | Андрей Владимирович Лазар православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Андрей.

Честно скажу, что подобный вопрос не считаю важным и главным. Придя в Православие, мы все получаем, что нужно для спасения.

Это все равно как, найдя источник чистой воды, затем ходить по всяким лужам, болотам, озерам с гнилой застоявшейся водой, с бактериями разными, в том числе смертельными для человека, задаваясь вопросом о том, можно ли пить из них воду.

Смерть и вечная погибель есть вне Церкви. Вот что ясно и очевидно.

Николай


Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Стихи 967

Выше облаков

9 марта 2021 в 12:12Владимир Лучит
ВЫШЕ ОБЛАКОВ На склоне дня даль горизонта поневоле завораживает взор, Его чаруя предзакатными своими миражами, А ясной полночью таинственными звёздными мирами Тревожит чаянья космический ... читать далее »

Календарь 2759

8 марта. Первое и второе обре́тение главы Иоанна Предтечи. Преподобного Еразма Печерского, в Ближних пещерах.

8 марта 2021 в 17:02Андрей Бузик
24 февраля по старому стилю / 9 марта по новому стилю вторник Седмица cырная (масленица) - сплошная. Глас 6. Из трапезы исключается мясо. Первое (IV) и второе (452) обре́тение главы ... читать далее »

Общий 1282

Пусть сначала привьются гои

7 марта 2021 в 23:19Сергей Д.И.
ЛИСТОВКИ В ИЗРАИЛЕ: «ПУСТЬ СНАЧАЛА ПРИВЬЮТСЯ ГОИ!» Зачем Израиль сделали тестовым полигоном для Бигфарма Израиль сегодня мировой чемпион не только по скорости вакцинации, но и по продолжительности и ... читать далее »

Праздники 296

Что в действительности "празднуется" 8 марта (и 23 февраля)

7 марта 2021 в 13:55Леонид Ф.
Стоит ли нам праздновать день, положивший начало восстанию против православного царя - Помазанника Божьего? Из статьи в Википедии, посвященной "Международному женскому дню 8 марта": "В 1921 году по ... читать далее »

Разное 1144

Вакцинация от коронавируса — обращение епископа Андрея

6 марта 2021 в 19:28Сергей Д.И.
Дорогие братья и сестры, чада нашей Церкви, Это наше заявление будет касаться крайне важной темы — вакцинации от коронавируса. Для многих из наших верующих этот вопрос стоит очень остро, потому что ... читать далее »

Портал 77

Комментарий по личностям на фотографии от праведного Иоанна Кронштадского. Может нам показали на наследника из дома Романовых?

6 марта 2021 в 13:52Андрей Рыбак
Святой праведный Иоанн Кронштадский и жена. Даю свой предварительный комментарий (делал его до того как ознакомился с другими версиями) для дальнейшего совместного обсуждения по личностям на ... читать далее »

Фото 100

Фотография на память с афонским старчиком Михаилом.

4 марта 2021 в 23:27Андрей Рыбак
С афонским старцем Михаилом + Отошел ко Господу в 93 года. В 2014 году осенью, спускаясь с вершины Афона, шли мимо Катунак на Карули. И где то между ними встретили вот этого добрейшего старчика. ... читать далее »

Помогите! 207

Нужна не большая помощь на продукты питания.

3 марта 2021 в 08:06Лариса Федоровна
Образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Братья и Сестра Доброго здравия и Мир вам.Всем кто читает данный пост. Видит Бог ,что не хотела обращаться. Все это время как то тянулась,понимая что ... читать далее »

Катастрофы 266

Ракова проболталась - вакцина Спутник V действительно опасна!

2 марта 2021 в 12:50Андрей Рыбак
Вакцина из ада Ракова проболталась - вакцина Спутник V действительно опасна! Во время очередного интервью Ракова проболталась и подтвердила что путинская вакцина действительно опасна. читать далее »

Эсхатология 640

Самоубийство для Церкви. Что выбрать: телесное или духовное?

2 марта 2021 в 01:55С. Александра
Архимандрит Григорий (Эстефан). Самоубийство для Церкви. Что выбрать: телесное или духовное? Христос воскресе! Воистину воскресе! Христос воскрес вопреки всем попыткам сатаны помешать Его ... читать далее »

Скалолазание

Кубок России, трудность: цветы и топы

8 марта на соревнованиях в Воронеже настала пора Кубка России в дисциплине "лазание на трудность". В Международный женский день не обошлось без приятных сюрпризов   площадку украсили связками ... читать далее »

Путешествия

10 Удивительных Мест, Которые Вы Должны Посетить в Своей Жизни

10 Удивительных Мест, Которые Вы Должны Посетить в Своей Жизни. В нашем мире существует множество красивых, интересных мест, в которых хотелось бы побывать. читать далее »

Молитва 335

Сергий Алиев - Как освободить о.Сергия (Романова) из уз несвободы!

8 марта 2021 в 18:10Андрей Рыбак
Сергий Алиев и Патриарх Сербский Ириней. Сергий Алиев - Как освободить о.Сергия (Романова) из уз несвободы! Всеобщая молитва с 2 до 4 ночи с постом на воде в среду и пятницу за отца Сергия. читать далее »

Видео 407

Наши наваляли не нашим за масочный режим!!!

8 марта 2021 в 12:38Андрей Рыбак
Маска, прививка, чип Наши наваляли не нашим за масочный режим!!! читать далее »

Предание 245

Стяжи постоянное покаяние и храни благодать — лишь с этими условиями ты полюбишь всех людей.

7 марта 2021 в 19:56Андрей Рыбак
Вышла новая книга иеромонаха Симона (Бескровного) о старце Кирилле (Павлове) отец Кирилл, открыв глаза. — Слушал я твое повествование, отец Симон, и вот что хочу тебе сказать: духовное слово, за ... читать далее »

Творчество 402

Церковь и её СМИ

7 марта 2021 в 11:06Андрей Рыбак
Нормальные и ненормальные Церковь и её СМИ За последнее время в церковных и возлецерковных СМИ прошла смена ведущих и их поведения. На экраны интернет-ресурсов со знаками Спаса, крестов и прочей ... читать далее »

Документы 217

Из официального документа Патриархии. Передача инфекции через Тело и Кровь Христову, Лжицу, и другие Святыни невозможна!

6 марта 2021 в 19:09Андрей Рыбак
Молебен у мощей преподобного Сергия. Троице-Сергиева лавра. Фото: Патриархия.Ru Выписка из официального ДОКУМЕНТА Патриархии Русской Православной Церкви (2005г.) о том, что передача инфекции ... читать далее »

Чудо 294

Отцы афониты о чудесном явлении св. прав. Иоанна Кронштадтского.

5 марта 2021 в 23:00Елена Любимоградская
Собор 12 апостолов «Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов» (Сурский И. К. ... читать далее »

Фотография 60

Библейский сюжет на стенах Мега Лавры на Афоне

4 марта 2021 в 22:48Андрей Рыбак
Библейский сюжет на стенах Мега Лавры на Афоне Библейский сюжет на стенах Мега Лавры на Афоне. 2018 год Фото Владимира Богданова читать далее »

Выживание. 274

Где найти, как добыть, очистить и сохранить воду

2 марта 2021 в 22:22Сергей Д.И.
Не секрет, что придет время когда ВОДА которую сейчас мы льем куда не попадя и тратим не задумываясь, станет САМЫМ ЦЕННЫМ РЕСУРСОМ! И вопросы: Где найти, как добыть, очистить и сохранить воду - ... читать далее »

Любовь 78

Закон Великой Божественной Симметрии.

2 марта 2021 в 11:36Андрей Рыбак
БогоЧеловек Иисус Христос Сын Божий и Сын Человеческий Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне ... читать далее »

Святые 246

Патриарх Ермоген и смутное время.

1 марта 2021 в 17:01Андрей Бузик
Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, чудотворец Миссионерский натиск католического Запада на православный Восток начался одновременно с отпадением Рима от Православной Церкви. Уже ... читать далее »

Гонки на собаках

Подведены итоги седьмого этапа

Участники камчатской гонки на собачьих упряжках 8 марта прибыли в село Воямполка, преодолев 87 километров от Тигиля. Погода на маршруте была ясная, с небольшим ветром, температура воздуха опустилась ... читать далее »

Путешествия

15 Опасных мест на планете которые вы захотите посетить

15 Опасных мест на планете которые вы захотите посетить. Выпуск для, туристов, любителей пощекотать свои нервы и людей которые любят делать самые опасные кадры читать далее »

Путешествия 258

Великие реки России. Обь.

8 марта 2021 в 17:29Андрей Бузик
Река Обь. Кто не видел сибирских рек, тот России не видел. На путешествие по Оби, которая является самой большой из всех наших рек, авторов фильма вдохновил Василий Шукшин, потому что начинается она ... читать далее »

Воины 343

Среднеуральский женский монастырь - линия духовного фронта.

8 марта 2021 в 12:27Андрей Рыбак
Среднеуральский женский монастырь - линия духовного фронта. Среднеуральский женский монастырь - линия духовного фронта. Жизнь в обители в ожидании возвращения духовного отца Сергия идёт по его ... читать далее »

Проповедь 31

Неделя о Страшном суде, мясопустная

7 марта 2021 в 17:24Чалкин Вениамин
Неделя о Страшном суде, или Неделя мясопустная — третий из четырёх подготовительных воскресных дней к Великому посту в Православных церквях, который следует после Недели о блудном сыне и пред Неделей ... читать далее »

Семья 108

Ученые против цифровизации

6 марта 2021 в 22:06Андрей Рыбак
Не стройте иллюзорный мир мёртвой цифровизации. Она погибельна для Жизни! Ученые против цифровизации читать далее »

Природа 194

Телецкое озеро. На пересечении двух сезонов и миров.

6 марта 2021 в 17:37Андрей Бузик
- В этой серии публикаций мы хотим показать как озеро менялось каждые 1-2 дня с приближением смены сезонов. У Алтын-Кëля особенный характер, здесь картинка может меняться каждые несколько дней и ... читать далее »

Мир 329

Мир, живущий в Матрице. Возможно ли оцифровать сознание? Игорь Шнуренко

5 марта 2021 в 15:05Андрей Рыбак
Игорь Шнуренко Мир, живущий в Матрице. Возможно ли оцифровать сознание? Игорь Шнуренко Известный американский астрофизик, автор телепрограмм Грасс Тайсон говорил, что с вероятностью 50% мы живем в ... читать далее »

Паломничество 218

«Валаам - ступень к небу».

4 марта 2021 в 17:12Андрей Бузик
«Валаам - ступень к небу». Зимний Валаам, суровая Ладога, песнопения братского хора, ступень к небу… Это фильм о жизни Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря сегодня; о том, почему люди ... читать далее »

История 501

Второе рождение Поднебесной. Китай глазами советских операторов.

2 марта 2021 в 13:28Андрей Рыбак
китай Второе рождение Поднебесной. Китай глазами советских операторов. Документальный фильм читать далее »

Высказывания 482

Ковид богословие. Как нам жить во время нынешних гонений на Православие?

2 марта 2021 в 11:15С. Александра
Архимандрит Савва Святогорец Ковид богословие. Как нам жить во время нынешних гонений на Православие? Архимандрит Савва Святогорец Интервью протопресвитера Петра Хиирса с архимандритом Саввой ... читать далее »

Шутка 182

1.000.000 $ за научные доказательства существования вируса sars-cov-2

1 марта 2021 в 13:03Андрей Рыбак
1.000.000 $ за научные доказательства существования вируса sars-cov-2 Основателя сайта Health Glade, на котором предлагают 1.000.000 $ за научные доказательства существования вируса sars-cov-2, зовут ... читать далее »

Ледолазание

Спортсмены из России заняли все призовые места Кубка мира по альпинизму

Сборная России заняла все призовые места прошедшего в Кирове Кубка мира по альпинизму (ледолазанию) в дисциплинах "трудность" и "скорость". В дисциплине "трудность" лучшей среди женщин стала Дарья ... читать далее »

Фридайвинг

Подлёдные рекорды Гиннесса Екатерины Некрасовой и Марии Ольшевской

Подлёдные рекорды Гиннесса Екатерины Некрасовой и Марии Ольшевской Первые весенние выходные выдались богатыми на рекорды российских ныряльщиц. 6 марта Екатерина Некрасова проплыла подо льдом на ... читать далее »

© 1999-2021 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru