Мерою духовного роста человека является его смирение. Чем выше духом человек, тем он смиреннее. И наоборот, чем смиреннее, тем выше. Не правила, не поклоны, не посты, не чтение слова Божия, а смирение приближает человека к Богу. Без смирения все, даже величайшие, подвиги не только не полезны, но могут и вовсе погубить человека.
"""Добавлю о смирении с забвением добрых дел и покаянии - а то, как-то невнятно получилось."""
О каком смирении с забвением? ==
Я имел ввиду, сначала дополнить своё сообщение о смирении, в котором приходит забвение своих добрых дел (по блж. Диадоху, это предел смирения) а потом ответить на ваше сообщение по стихам Ап. Павла.
Снова будете говорить что я отвечаю на удалённые сообщения? Ну, будьте хотя бы благоразумны, и не "профанируйте то, чего не понимаете", Вашими же словами совет даю..
Александр, воздержитесь от хулы на святого, прославленного Церковью, потрудитесь обходиться без оскорблений в его адрес. Не вам судить равноапостольного Константина Великого.
Так слова то его, причём и фарисей, еврей? Вы уж сами себе не противоречьте, не выкручивайтесь. Скажите уж, что не вместили слова Павла, так честно хотя бы будет
"""Ранние христиане страдали не меньше, чем Павел, когда из них делали живые факелы, а патриции прогуливались по парку с дамами под ручку или бросали на растерзание голодным львам, или схватки гладиаторов до смерти"""
При этом не говорили о словах Павла того, что говорите Вы
"""А чьи слова "всякая власть от Бога"? Павла!""
??? И что снова не вмещаете из слов Павла?
""""Это такая власть от Бога? """
Александр Петрович, уж который раз убеждаюсь, отвечать Вам на вопросы, себе лишь трата времени. Да и тема не об этом, о смирении, если не заметили
Вам недостаточно жертвенности Павла? Неужели, сбежавший в США ваш гуру имеет эту жертвенность? Вспомните какую кончину принял Павел, апостолы, и последующие все мученики и праведники, среди которых есть и евреи?
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
(Рим.9:1-9)
Неужели Вы не видите жертвенность любви Павла? К таким же как и Вы язычникам?
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед [Собою] с вами.
(2Кор.4:9-14)
Да, это воистину так. Согласен. Всего лишь хотел добавить к тому как необходимо смирение. Смирение не только позволяет увидеть себя во всей красе, показывает в каком положении мы находимся, но и позволяет не совершать новые грехи. И по поводу, духовного нрава, если я правильно понял, о праведности. Соломон об этом говорил ещё
"Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.(Прит.11:9)" Вот, эта прозорливость праведного и есть та возможность, что позволяет и распознать что добро и зло и увидеть пути ко спасению. Смирение и открывает это. В общем, я согласен. Всё внятно было и понятно. Только в конце я что то не понял :)
"""Добавлю о смирении с забвением добрых дел и покаянии - а то, как-то невнятно получилось."""
а говорит в общем о нравственности любви.
Или 1 Кор. !3:4-7: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”.
Не хватает жертвенности любви по Иисусу. Ну так Павел фарисей из фарисеев, ему можно исключить жертвенность ради других. Да и какую жертвенность можно ожидать от евреев, если живут по принципу "око за око"?
"Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков" (1Кор 21:25).
Юродство проповеди для соотечественников Иисуса уже привиделось в том, что Бог избирает на Царство сына плотника. «Не Иосифов ли это сын?» - часто вопрошают они.
Как будто у израильтян не было царя Давида, которого из пастухов Бог помазал на царство.
Ибо, в духовном мире для царей иные критерии: праведность, милосердие, чистота сердца,
кротость, любовь и преданность Богу.
И вот, к разочарованию многих, Иисус говорит народу о царстве Своём, которое не от мира сего. И это для многих не понятно и уже не интересно.
Когда же Иисус стал говорить о Своей предстоящей смерти от первосвященников, это принять и понять было ещё труднее, даже, Его ученикам.
По человеческому рассуждению, когда Апостолы проповедовали о том, что Иисус был Сын Божий, Которого казнили, распяв на кресте, это выглядело абсурдно. Даже в настоящее время, когда есть Священное Писание, двух тысячелетняя история христианства, и в богословии исследован предмет смерти и воскресения Господа Иисуса во многих аспектах, тем не менее, философы придумали на это изречение: «верую, ибо абсурдно». Или «Бог умер» (Ницше).
Спросим, кому же может быть это интересно: крест и царство небесное?
Это интересно тем, кто ищет Бога и понимает, что это путь духовный - путь святости.
Пс15:3. «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - к ним все желание мое».
Путь Креста – это путь святости, это путь святых людей – людей Божьих.
То есть, слово о кресте для тех, кто ищет Божьего, есть свидетельство о святости и духовном подвиге – что свойственно Пророкам Божьим.
19 …Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его (Лук.24).
Добавлю о смирении с забвением добрых дел и покаянии - а то, как-то невнятно получилось.
Часто добрые дела, сравнивая их с делами иных людей, например, переживших войну, голод, или людей выдающихся, не говоря уже о святых, апостолах и Самом Господе Иисусе - дела многих далеки от меры и идеала. И даже Иоанна Креститель говорил, что недостоин развязать ремень обуви у Иисуса Христа.
Даже, свои добрые дела, которые под силу можно было сделать, многое не сделано. Даже для своих родителей. А если где-то кого-то обидел, поступал несправедливо, то о каких добрых делах можно говорить? Вот и приходит смирение и покаянный дух. Но это свет, осознание, и уже рост.
Но в каком направлении этот рост? В умалении своего я и в уповании на Бога. Именно, это имел ввиду игумен Никон. И в этом происходит коренное изменение личности, и это основная область очищения сердца.
И здесь у каждого свой уровень роста. И здесь уже не будешь пускаться в суетные поиски практики Иисусовой молитвы, а по духу и истине будешь обращаться: “Помилуй меня Господи Иисусе”.
Насчёт стихов Рим. 7: 18-25 Ап. Павла, я всегда думал, что здесь он просто констатировал, что во плоти с пропитанной эгоизмом и лукавством, самости не живёт ничего доброго.
Но сейчас увидел больше. Ведь ум - это то же сознание человека и мера осознанности в прикладном значении. И если ум достиг понимания духовно-нравственного идеала, то ум в со-знании и со-вести свидетельствует нашему я о том, что “доброе и злое”...
И здесь, оказывается, самое ценное, это акцент на нравственном. То есть, я хочу сказать о духовном нраве. Например, духовный нрав ценит не внешнюю красоту, а “сокровенного сердца человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа” (1 Пет. 3:4). Духовный нрав - это “помышления духовные” (Рим. 8:6). Имеющий духовный нрав “ищет горнего, где Христос сидит одесную Бога, о горнем помышляет, не о земном” (Кол. 3:2).
Но это не только от веры, но и от духовного нрава. Духовный нрав - это показатель истинной духовности. И он суть ум, сознание и соответствующие чувства.
Почему Иисус сказал, что “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15:13)? Он здесь не акцентирует внимание на необходимости подвига и спасения, а говорит в общем о нравственности любви.
Или 1 Кор. !3:4-7: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”.
!!! Самость при этом не много исчезает. Напротив, даже может, как это не парадоксально, возрасти.!!!
Ну да, куда от неё?
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. (Рим.7:18-25)
Аминь. Конечно, опыт, это, тоже, духовный рост. И чтение Свщ. Писания просвещает, наставляет, исправляет... И Святой Дух, принятый через Благую Весть и искреннее сердце, также, преображает. Но это больше благодать, которую можно достигнуть через природные качества души и милостью Божьей, провидением спасения. Самость при этом не много исчезает. Напротив, даже может, как это не парадоксально, возрасти. Я, также, не так давно пришёл к выводу, что Ап. Пётру Господь попустил отречение, именно, для смирения. ибо ему будет доверено большое служение, благодать, откровение, дары, и чтобы он не превозносился.
Также, вначале веры часто даётся благодать, потом, отнимается для навыка и подвига хождения по вере. И тогда, если мы не очень способны исследовать себя, то начнём набивать шишки и Господь нам покажет наши грехи, и насколько на самом деле наши дела добрые. И тогда придётся смиряться и всё больше уповать на Господа. И именно этот процесс будет реальным очищением. И придёт вообще забвение своих добрых дел потому. что покаяние станет первоочередной задачей. Но вдохновение прибавится, ибо яснее будешь видеть истинное положение вещей и будет крепнуть вера.
Но я именно о смирении тоже говорил, духовный рост обусловливается и опытом тоже. Например, я когда не знаю что делать, в той или иной ситуации, ничего не делаю. Вернее, стараюсь ничего не делать. Надеясь что Господь укажет путь. И тогда я уже буду знать что делать. Обычно в неожиданных обстоятельствах, в искушениях, в первую очередь наступает паника и потребность "что то делать". Вот это как раз и попытка самостоятельно выбраться из обстоятельств, из проблем. А когда смиришься с ситуацией, воспримешь её как дОлжное, от Господа и будешь готов принять любое решение, какое Господь обозначит, то и всё совершается чудесным образом и чаще всего совсем не так как ожидалось, но гораздо лучше. Я это уже усвоил. Смирившись перед Господом, не начнёшь делать что то Ему неугодное. Смирившись в искушениях, обретёшь и благодать и не пойдёшь против Воли Божией
== Не только видеть, но и позволяет избежать новых грехов. Позволяет увидеть как их избежать когда уже казалось бы нет иного варианта как только согрешить ==
Есть и такая грань. Я это называю "смирение, как - страх Господень". То есть: "Боже упаси раздражаться, гневаться и т.д". Иными словами, покаянный дух и трезвенность.
Но тема начиналась о мере смирения, как духовном росте.