Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Идеи и концепции, явления и феномены. Православная точка зрения. / О внешнем облике Спасителя и Пресвятой Богородицы. Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
О внешнем облике Спасителя и Пресвятой Богородицы.
Логунов Сергей Николаевич

православный христианин
Тема: #105816    24.09.23 10:30    Просмотров: 198 [9]

Сообщений: 4    Оценка: 0.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

О внешнем облике Спасителя и Пресвятой Богородицы.
(Приведено фрагментами, из-за большого объёма, места изъятия текста обозначены "*")

http://www.golden-ship.ru/_ld/23/2300_1934.htm

Описывая жизнь Господа Иисуса Христа, святые евангелисты нигде не сказали о внешности Спасителя, не дали даже самого общего представления о Его лице.
Из святых евангелий об облике Спасителя можно узнать совсем немного: что внешне Господь не отличался от своих учеников, или вообще от галилеян (Мф. 26, 69-75); что будучи кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29), Он иногда одушевлялся во время беседы и тогда говорил как власть имеющий, как никто из людей говорить не может (Иоан. 7, 44-47). А обыкновенно говорил тихо, опустив глаза (Лк. 6, 20), и, может быть, от этого казался старше своих лет (Иоан. 8,57). По Воскресении внешний вид Его настолько изменился, что и ученики Его иногда не узнавали (Мф. 28, 17; Л к. 24, 16; Иоан. 21,12).
Иногда Он являл Свое человеческое в немощи - уставал, жаждал, отдыхал во сне, был схвачен и связан в саду Гефсиманском, претерпел поругание, был распят и погребен.
Иногда Он являл Свое естество в состоянии славы и величия.
До нас не дошли прижизненные изображения Спасителя. Известно, что Его лицо чудесно отпечаталось на убрусе. Это - доподлинное изображение Божественного Лика Спасителя, самое достоверное и точное изображение Его внешности.
У тех, кто видел подлинный Нерукотворенный образ Господень, он невольно вызывал благоговение.
Первое, что поражало в иконе, - это глаза Спасителя. Живые, блестящие, они пронизывали каждого приближавшегося к Образу. Они будто испускали из себя светлые лучи. Где бы ни стоял смотревший, создавалось ощущение, что Спаситель смотрит именно на него каким-то особо приятным и нежным взором.
Волосы, темные, почти черные, спускались с середины широкого и довольно большого лба по обеим сторонам Лика. Закрывая уши, они соединялись с бородой.
Нос прямой, немного длинный, но пропорциональный; усы едва покрывают верхнюю губу, но нижняя совершенно открыта, так что хорошо видны прекрасно очерченные губы.
Этот Образ имел что-то сверхъестественное. Многие художники и иконописцы, видевшие этот Образ, свидетельствовали, что никаким искусством нельзя было достигнуть такого эффекта, что нет таких красок, которые могут передать цвет Святого Образа.
В 944 году стараниями греческого императора Константина Порфирогенета Нерукотворенный образ Господень был перенесен из Едессы в Константинополь. Но в 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами, Нерукотворенный образ был похищен, и корабль, везший эту святыню, затонул в Мраморном море.
Казалось, что мир потерял единственное свидетельство о внешнем облике Спасителя.
Но христиане, бережно относящиеся к каждому слову о Спасителе, сохранили предание, как выглядел Господь Иисус Христос. Немало современников Спасителя могли рассказать о Его облике тем христианам, которые уже не могли видеть Учителя - ведь вся Иудея с Галилеей видела Его и слушала Его проповеди.
Сами святые апостолы далеко не всё передавали ученикам в письменном виде - "...многое имею писать вам, не хочу на бумаге чернилами, надеюсь придти к вам и устами к устам говорить" (Второе послание Иоанна, 12) - и несомненно рассказывали, как же выглядел Учитель.
Эти рассказы очевидцев, переходя из уст в уста, из рода в род, и помогли сохранить предание о внешнем облике Господа нашего Иисуса Христа.
Авторитетный церковный историк Никифор Каллист, живший и писавший в XIV веке, тщательно собиравший и изучавший произведения своих предшественников, в своей "Церковной истории" так описывает внешность Спасителя:
"Вот изображение Господа нашего Иисуса Христа, сколько мы узнали от древних и какое только можно сделать в описании, всегда несовершенном.
Лицо Его отличалось красотой и выразительностью.
Волосы русые, не слишком густые и слегка волнистые; брови черные, но не совсем круглые.
Смугловатые и живые глаза неизъяснимо приятны. Нос был у Него продолговатый, борода русая и довольно короткая; но волосы на голове Он носил длинные. Иисус Христос никогда не стригся; ничья рука не касалась головы Его, кроме руки Матери, и то только тогда, когда Он был еще Младенцем.
Голову держал Он несколько наклонно, и от этого рост Его казался не так высок.
Цвет лица Его был почти пшеничный, когда пшеница начинает поспевать. Лицо было ни кругло, ни продолговато. Он много походил на свою Матерь, особенно нижнею частью лица, и был нежно румян.
Вид Его выражал важность, мудрость, кротость и милосердие.
Наконец, Он во всем походил на Божественную и непорочную Свою Матерь".
Ссылка на древних авторов указывает, что Никифор Каллист заботливо и бережно собирал все сведения, как письменные, так и устные. И если в своем описании он и не представил нам истинного изображения Спасителя, то несомненно сохранил то, что дошло в устных и письменных сведениях до него, запечатлел, какой в его время представлялась внешность Спасителя.
Сохранились и другие свидетельства.
В послании к императору Феофилу о святых и честных иконах, приписываемом преподобному Иоанну Дамаскину, богослову и писателю XIII века, пишется, что Спаситель и Бог наш, соделовавшись человеком от Святой Девы и Богородицы Марии, "вместе с плотию и кровию имел душу разумную, носил дебелую плоть, имел вид, подобный нашему, очень многими чертами походил на Матерь Свою и представлял в Себе образ Адама".

В послании рассказывается, что император Константин велел изобразить Иисуса Христа так, как Он представлен древними историками: "благообразный, располагающий к себе вид, высокий рост, стан несколько согбенный, брови нахмуренные, нос правильный, волосы кудрявые, борода черная, лицо пшеничного цвета - как у Матери, пальцы продолговатые, голос звучный". Во всем Господь был "кроткий, великодушный, терпеливый" .
И хотя ученые сомневаются, что это действительно писал преподобный Иоанн Дамаскин, нет сомнений в достоверности самого послания.
Историки пришли к выводу, что это послание, адресованное действительно императору Феофилу, было написано в IX веке тремя патриархами - Иовом Александрийским, Христофором Антиохийским и Василием Иерусалимским.
Очень схоже описан Иисус Христос в послании Публия Лентула, который был назван проконсулом Иудейским при царе Ироде. Этот текст стал известен в XIV или XV столетии:
"В настоящее время явился у нас и теперь еще жив человек весьма добродетельный, по имени Иисус Христос. Народ называет Его великим Пророком, а ученики Его - Сыном Божиим. Он воскрешает мертвых и исцеляет всякие болезни и недуги. Он высок и строен; вид Его важен и выразителен, так что, глядя на Него, нельзя не любить и вместе не бояться Его. Волосы на голове отлива виноградного, до ушей без блеска и гладки, от ушей до плеч идут светлыми волнами и спускаются ниже плеч; на голове разделяются на две стороны, по обычаю назореев. Лицо гладкое и чистое, на всем лице нет никаких пятен. Щеки покрыты негустым румянцем. Вид благообразный и приятный, нос и уста правильные. Борода довольно густая и одинакового цвета с волосами; разделяется надвое с подбородка. Глаза голубые и очень блестящие. В выговорах и укоризнах - страшен; в наставлениях и увещаниях - ласков и любезен. Взгляд удивительно приятен и вместе важен. Никогда никто не видел Его смеющимся, но видели плачущим. Рост высокий, руки длинные и прямые, плечи совершенные. Речь Его ровна и важна; но Он говорит мало. - Это прекраснейший из всех человеков".
Нам не известно, кто такой проконсул Иудейский Лентул, которому приписывают это послание. Во время жизни Спасителя римскими прокураторами Иудеи были Колоний, Марк Амбивий, Аний Руф, Валерий Грат и, наконец, Понтий Пилат. После Пилата, осужденного в ссылку около 37 года н. э., следовал Маркел.
О Лентуле - ни слова! Но кем бы ни было написано это послание, подлинное оно или нет, важно, что оно, пусть даже созданное не позднее XV столетия - время обнародования текста, - во всем совпадает с тем изображением Спасителя, которое приводит в свой истории Никифор Каллист.
По разному изображался Спаситель первыми христианами.
Иудеи были традиционно не расположены к изображениям. Вторая заповедь десятословия - "не сотвори себе кумира, ни всякого подобия" - мешала христианам из иудеев, не проникшим в дух и смысл новой веры, перейти к православному иконопочитанию. И образ исторического Христа, запечатленный средствами живописи, мог оказаться для них камнем преткновения, соблазном. Для многих иудеев, как и язычников, почитание даже святейшего Лика Христа казалось идолопоклонством.
Кроме того, древняя Церковь опасалась оскорбления, поругания со стороны язычников. Вера в Распятого высмеивалась и преследовалась Его врагами, а над всем святым для христиан глумились и издевались.
***********************************************
Когда же Господь Иисус Христос изображался в качестве Просветителя, Учителя, то ему придавали бороду, атрибут зрелости, опытности и мудрости.
Тело Богочеловека имело необыкновенную красоту, как и воспел о Нем пророк Давид: красен добротою паче сынов человеческих (Псал. 44, 2).
Но эта красота производила на людей совсем не то впечатление, какое обыкновенно производят красивые лица и тела. Тело Христово исцеляло все страсти, телесные и душевные. Каким свойством оно было проникнуто, такое свойство оно и сообщало. Оно всеобильно преподавало Божественную благодать всем, взиравшим на него, всем прикасавшимся к нему. И мужчинам, и женщинам. Это то Божественное тело, о котором Сам Господь засвидетельствовал: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем" (Иоан. 6, 54,56).
При погребении тело Христово было положено в тесную, искусственную пещеру, высеченную в камне. Пещера была так тесна, что в Евангелии названа гробом. Вход так низок, что в нее надо почти заползать. Когда в пещеру внесли тело Христово, то вход в гроб был завален огромным камнем.
****************************************
Молодой афинянин, допущенный в дом и общавшийся с Самой Матерью Бога, был так потрясен этим, что даже через почти две тысячи лет сквозь строчки письма, написанного своему учителю, апостолу Павлу, чувствуется изумление и волнение, которые и сейчас охватывают каждого, читающего:
"Исповедую пред Богом, о славный учитель и путеводитель наш, что мне казалось невероятным, чтобы могло быть существо, так обильно исполненное Божественной силы и дивной благодати, кроме Самого Вышняго Бога. Но я видел не только душевными, но и телесными очами то, что никакой ум человеческий постигнуть не может. Да! Да! Я видел собственными очами Богообразную и выше всех духов небесных святейшую, Матерь Христа Иисуса, Господа нашего. Удостоился этого по особенной благодати Божией, по благословению высшего из апостолов, по неисповедимой благодати и милосердию Самой Пресвятой Девы. Еще и исповедую пред благодатью Спасителя и пред преславным совершенством Девы Марии Его, что когда Иоанн, верховный апостол и высший из пророков, сияющий в земной жизни своей, как солнце на небеси, ввел меня пред лице Богообразной и Пресвятой Девы, то меня озарил не только извне, но и изнутри столь великий и безмерный свет Божественный, и кругом разлились столь дивные ароматы и благоухания, что ни тело мое немощное, ни даже дух мой не могли вынести столь чудных знамений и начатков вечного блаженства. Изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от Ее славы и Божественной благодати. Свидетельствуюсь Самим Богом, рожденным от Ее девической утробы, что если б не были твои Божественные наставления и законы еще так свежи в моей памяти и новопросвещенном уме, то я почел бы Ее истинным Богом и почтил бы Ее поклонением, какое должно воздавать одному истинному Богу. Человек не может постигнуть блаженства, чести и славы выше того блаженства, которого я удостоился, увидя Пречистую. Я был тогда совершенно счастлив! Благодарю Всевышнего милосердного Бога, Божественную Деву и преславного апостола Иоанна, и тебя, верховного предстоятеля и начальника Церкви, за то, что ты явил мне высочайшее из благодеяний".
Никифор Каллист, который так тщательно собирал все дошедшие свидетельства о внешнем облике Спасителя, запечатлел в своей истории и внешний облик Его Матери:
"Она была роста среднего, или, как иные говорят, несколько выше среднего; цвет лица Ее был как цвет зерна пшеничного; волосы у Нее были светло-русые и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками как бы цвета маслины; брови немного наклоненные и умеренно черные; нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные.
В Ней во всем была простота и совершенное смирение".
Сохранилось предание, что "одежда Пресвятой Девы всегда была скромной; поступь величественная и твердая; взгляд серьезный и приятный; речь краткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца; обращение безыскуственное и простое. Вся красота Ее божественной души отпечатлевалась на Ее лице, но эта красота наружности была только прозрачным покрывалом, сквозь которое светились все добродетели непорочной красоты ума и души.
В каждом деле Она была исполнена кроткого величия и целомудрия.
Она была славнейшая и прекраснейшая из всех земных жен, потому что Она Пресвятая Дева не только плотью, но и духом, потому что в Ее лице сосредоточены все сокровища благодати".
Повторим слова святых отцов:
"Поистине в Святой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая красота телесная, но особенно совершенство Ее души. У Нее ум, Богом управляемый и к Одному Богу направленный; Ее желание устремлено только к единому достойному желания и любви; ненависть Она имела только к греху. Она была смиренна сердцем, благомудренная в беседе; на слова не скора, говорила мало и только необходимое, к чтению была прилежна, всегда трудолюбива, ко всем почтительна, наставляя не человека, но Бога своим судьею. К бедным и страждущим Она была милостива и никому не отказывала в помощи. Ее безусловное смирение и преданность воле Божией, непрестанная молитва, благодушное терпение тяжелых испытаний, сердечная теплота к ближним, постоянно проявлявшиеся в Ней от младенчества до Успения, поставили Ее выше всех святых людей, выше даже сил небесных: все предстоят со страхом и трепетом пред престолом Господа, как слабые творения пред всесильным Творцом, а Пресвятая Богородица предстоит пред Ним с материнским дерзновением, и многое может молитва Матери к Ее Сыну и Богу нашему!"

Бережно хранятся Церковью предания о чудесном рождении и об избранничестве с младых лет Пресвятой Девы.
Таинственно и чудесно уже само рождение Ее. Божия Матерь родилась от святых и праведных родителей, Иоакима и Анны, и была единственным плодом их супружества. Испрошенная многими молитвами и слезами, Дева Мария родилась после продолжительного бесплодия родителей, родилась, будучи извещена об этом родителям Ангелом, родилась, когда родители были уже в преклонных летах.
Родители - святые Иоаким и Анна - были из тех, кого возлюбил Бог. Иоаким происходил из царского рода Давида, Анна - из семьи иерея Матоана, рода славного, давшего не только мать Пресвятой Богородицы, но и мать той, которая родит Иоанна Предтечу.
Сейчас можно только предполагать, почему же именно в этой семье родилась Та, Которая родит Спасителя мира, - и можно рассказать о праведности и благочестии Иоакима и Анны, об их добродетелях, - но нам понятно, что это чудесное рождение не могло произойти по естественным, человеческим законам, что это был род, избранный Богом.
Блаженный Иероним пишет, что когда Богоматерь по обету, данному Ее родителям, привели в храм, то трехлетняя Мария Сама, без чьей-либо помощи, вдруг стала восходить по ступеням храма и остановилась на последней, пятнадцатой верхней ступени.
Далее произошли еще более чудесные события.
Архиерей Захария вдруг неожиданно для всех служащих в храме ввел трехлетнюю Деву Марию в святая святых, в самую сокровенную часть храма, куда не было входа не только женщинам - они не допускались туда никогда и ни под каким предлогом, - туда не позволялось входить даже священникам, в святая святых входил только архиерей, и то раз в год.
И вот именно здесь - в святая святых - было назначено место для молитвы Пресвятой Деве.
Вскоре Пресвятая Мария выучилась читать, научилась женскому рукоделию. По свидетельству св. Епифания: "Она была остроумна и любила учиться, часто читала Священное Писание и размышляла о нем, также пряла шерсть и лен, вышивала шелками. Ее благоразумие удивляло всех. Особенно любила Она вышивать такие одежды, которые необходимы были священникам во время их служения, и занималась таким рукоделием, которое позже, при Ее Сыне, дало Ей средства к существованию. Она сделала Своими руками для Господа Иисуса хитон, сотканный без шва".
Тот же св. Епифаний пишет, что Пречистая отдавала Свою еду странникам и нищим, а Сама, как воспевает Святая Церковь, питалась хлебом небесным. Св. Герман вслед за св. Епифанием повторяет: "пребывая во святая святых, Она принимала сладкую пищу от ангела".
Вот как описывает блаженный Иероним жизнь Пресвятой Девы в раннем детстве:
"Блаженная Дева еще в младенчестве и Детстве Своем, находясь с прочими девицами, Ее сверстницами, в храме, жила благочинно: от раннего утра до третьего часа она стояла на молитве, а от третьего часа до девятого занималась рукоделием или чтением. Потом от девятого часа она начинала молиться и только тогда заканчивала молиться, когда Ангел приносил ей пищу. Так все более и более возрастала Она в любви к Богу".
Святитель Захария собственными глазами видел, как ангел являлся к Пресвятой Богородице с пищей, об этом пишет св. Георгий Никодимийский. Об этом же пишет и блаженный Иероним: "ангелы посещали Ее каждый день, и если бы кто спросил меня, как Пречистая Дева проводила время Своей юности, я ответил бы ему: "Это известно только Самому Богу и архангелу Гавриилу, неотступному Ее хранителю, а также и другим ангелам, которые часто приходили к Ней и сладко с Ней беседовали".
Когда, по свидетельству Георгия Кедрина, Пресвятой Богородице исполнилось четырнадцать лет, архиерей и священники приказали Ей, чтобы она, как и другие девицы, воспитывавшиеся в храме, вышла замуж. Но Пресвятая ответила им, что Она еще с момента рождения была отдана Своими родителями Богу, и невозможно Ей соединиться со смертным, когда Она обещала Бессмертному. Пресвятая Дева была первой из дев, посвятившая Себя Богу, потому что в ветхозаветные времена супружеская жизнь считалась более почтенной.
Св. Григорий Нисский пишет: "пока еще была Она в юных летах, иереи соблюдали Ее, подобно как Самуил во храме, но когда вошла в совершенный возраст, то они совещались между собою, как поступить, чтобы не прогневать Бога".
Священники молились пред кивотом завета, прося Бога показать достойного мужа. Им было велено избрать из рода Давидова безбрачных мужей, положить жезлы их на алтарь и отдать девицу тому, чей жезл расцветет. Был праздник освящения храма, и со всех окрестностей собралось много мужей, среди них и родственники Девы Марии. Святитель Захария, отец Иоанна Предтечи, собрал двенадцать безбрачных мужей из племени Давида, взял их жезлы и положил на ночь в алтарь. На другой день утром священники увидели, что жезл Иосифа расцвел и на нем сидит голубица.
Так Пречистая Дева Мария была обручена Иосифу. Это был муж - праведный, старый, ему было около восьмидесяти лет. Под видом супружества Она была вручена ему для хранения и попечения о Ней. Св. Афанасий Александрийский пишет, что "посредство Иосифа было нужно для того, чтобы Дева слыла замужнею, и чрез то самое дьявол не мог бы узнать будущее, как благоволит Бог обитать на земле с человеками".
Св. Василий Великий также подтверждает, что "обручение Иосифово было устроено для скрытия тайны от князя мира".
Живя в доме Своего обручника. Пресвятая Дева не изменила тот образ жизни, какой Она вела в храме. Дом Иосифа стал для Нее храмом. Георгий Кедрин рассказывал, что Она никуда не выходила из дома, общалась только с дочерьми Своего мужа, а время проводила в чтении Писания, посте и молитве.
По свидетельству св. Евода, после четырехмесячного пребывания Святой Девы в доме Иосифа наступил час воплощения Бога-Слова, час, который ожидался веками, час, в который началось наше спасение.
Дух Святой низшел на Нее после благовестия, произнесенного архангелом Гавриилом. Дух Святой очистил Ее, чистую по человеческим понятиям соделал благодатно-чистой, способной принять в Себя Бога-Слово и соделаться Его Матерью.
На любой из множества икон Благовещения мы видим, что Гавриил нашел юную Деву читающей. Икона представляет Божию Матерь с открытой пред Нею книгой. В тот момент, когда к Ней явился небесный вестник, Она, как думают святые отцы, размышляла о словах пророка Исаии "Се Дева приимет во чреве".
*************************************************
Тут же в храме Богоматерь с Младенцем была встречена старцем Симеоном (Сретение), ведавшим, что приближается время ожидаемого Мессии, и Анной-пророчицей.
Есть предание, что на пути в Египет, куда вскоре должна была укрыть Младенца Богородица, на них напали разбойники, чтобы отнять осла, везшего бедную поклажу.

Один из разбойников, увидя неописанную красоту Младенца, изумленно сказал, что даже если бы Бог принял на Себя тело человеческое, то и тогда Он не мог бы быть прекраснее этого Младенца. Разбойник не допустил своим товарищам ограбить путников и тогда Пречистая Дева пообещала этому разбойнику, что Божественный Младенец со временем отплатит ему за это. Это был, по преданию, тот самый разбойник, который со временем будет распят по правую сторону Христа и которому Господь сказал: "днесь со Мною будеши в раи".
Неизвестно, сколько прожило в Египте Святое Семейство. Св. Епифаний говорит два года, Никифор - три, Георгий Кедрин - пять, Аммоний Александрийский - семь. Одно достоверно, что Они, по свидетельству Евангелия, оставались там до смерти Ирода.
По избиении Младенцев в Вифлееме и по смерти Ирода ангел Господень велел Иосифу с Матерью и Младенцем вернуться в пределы галилейские, в город Назарет. С этого времени начинается новое служение Божией Матери своему Божественному Сыну.
В последние три с половиной года пребывания Господа на земле, Богоматерь не могла быть постоянно при Нем. Это время Господь странствовал по земле Иудейской для возвещения Евангелия. Но и в это время Богоматерь часто виделась с Ним, часто следовала за Ним в числе учеников, внимая Божественному Откровению.
После страшных событий Голгофы, после чудесного Воскресения Богоматерь обрела покой в доме возлюбленного ученика Господа, апостола Иоанна Богослова.
Св. Лука пишет в "Деяниях апостольских", что по вознесении Христа на небеса, ученики Его возвратились с горы Елеонской в Иерусалим и, войдя в горницу, где совершалась тайная вечеря, пребывали там вместе в единодушии и молитве с женами и Марией, Матерью Иисуса.
***********************
Посещала Пресвятая Богородица новопросвещенных христиан и в других городах - например, была в Антиохии, у Игнатия Богоносца, которому писала: "приду с Иоанном, и тебя с твоими увижу".
К этому времени относится и предание о посещении Богородицей горы Афон. Праведный Лазарь, чудесно воскрешенный Господом Иисусом Христом, был посвящен во епископа острова Кипр. Желая увидеть Богородицу, но боясь придти в Иерусалим - иудеи грозились убить его, - Лазарь прислал корабль, чтобы тот привез Богородицу на Кипр. Богородица отправилась в плавание вместе с апостолом Иоанном и некоторыми другими учениками Христа.
Недалеко от Кипра корабль попал в страшную бурю, и его волнами отнесло к Афонской горе. Пресвятая Дева, поняв, что это указание промысла Божия, сошла на берег неизвестной Ей страны. На горе Афонской в то время было множество идольских храмов, среди которых возвышался огромный храм Аполлона. Как только корабль с Богородицей стал приближаться к афонским берегам, духи, находящиеся в идолах, призвали всех жителей поспешить к пристани для встречи Матери Бога Иисуса. Святая Проповедница совершила на острове много чудес, призвала язычников к крещению. Перед отплытием с Афона она пророчески сказала, что это место будет Ее жребием, данным Ей от Сына, и на месте этом почиет особая благодать.
Благодатные дары Святого Духа, которыми обиловали апостолы, преизобильно и более всех имела Богоматерь. Она имела и дар пророчества, и дар прозорливости, и дар чудотворений и другие бесчисленные дары. Прикосновение к Ней исцеляло неисцелимые недуги. Ее тело, освященное Богом, стало вместилищем и источником чудес. Иконы Божией Матери чудодействуют по всей земле, проповедуют, свидетельствуют.
Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах: Она царствует на небесах. Она, как Матерь Царя Небесного, объявлена Царицей Небесной, Царицей и святых Ангелов и святых человеков, Ей даны особая власть и особое дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве.
Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: "Молите Бога о нас".
И только к Той, Которая носила в Себе и родила Господа, Церковь взывает: "Пресвятая Богородица Спаси нас".
Первоисточник: http://www.road2church.ru/



Логунов Сергей Николаевич

православный христианин

Тема: #105816
Сообщение: #3979910
31.12.23 00:28
Ответ на #3976753 | Александр Салтыков православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

А вот Плащаница дала... Ату её!
А вот история, даёт! Вот, нечистая сила, а не наука!

********Любое другое упоминание Бога во Плоти привело бы к ложным мыслям типа: "рыжие лучше блондинов" и пр.************
Это, у Вас, "Догмат", или как?
Я, таки, думаю, что правда, лучше.


Логунов Сергей Николаевич

православный христианин

Тема: #105816
Сообщение: #3976756
25.09.23 08:59
Ответ на #3976753 | Александр Салтыков православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

""""""На это были причины! Любое другое упоминание Бога во Плоти привело бы к ложным мыслям типа: "рыжие лучше блондинов" и пр.""""""""

Да-да, как сейчас лучше - "чёрные лучше белых", так "каноничнее". Карикатурно - "благостнее". Чтобы русские не возгордились... Прочим место для гордости надо оставить...
Я-таки, по скудоумию своему считаю, что правда - лучше.


Александр Салтыков

православный христианин

Тема: #105816
Сообщение: #3976753
25.09.23 03:32
Ответ автору темы | Логунов Сергей Николаевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"Описывая жизнь Господа Иисуса Христа, святые евангелисты нигде не сказали о внешности Спасителя, не дали даже самого общего представления о Его лице."

На это были причины! Любое другое упоминание Бога во Плоти привело бы к ложным мыслям типа: "рыжие лучше блондинов" и пр. Жил как другие, но без греха. И точка.


Логунов Сергей Николаевич

православный христианин

Тема: #105816
Сообщение: #3976739
24.09.23 10:40
Ответ автору темы | Логунов Сергей Николаевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-shestoj-iavan-ioann-maronit/141

профессор Александр Павлович Лопухин
Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI
Источник
Иисус Христос как совершенный образец идеальной нравственностиИисус Христос в иконографии
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf19Мб
Иисус Христос по внешнему виду
Иисус Христос по внешнему виду на основание древнейших церковно-исторических и литературных данных. – Лик Богочеловека более, чем какое другое историческое лицо, имел право и основание рассчитывать на художественное воспроизведение и сохранение в христианском обществе. Вся Иудея с Галилеей видела И. Христа, слушала Его речи и легко, конечно, могла удержать в памяти облик своего божественного Учителя. Но Евангелия не говорят нам ни слова о наружном виде Спасителя, не дают даже самого общего представления о чертах и характере Его лица. Правда, некоторые из исследователей Свящ. Писания находили указание на красоту внешнего вида Христа в известных словах женщины: Блажено чрево, носившее Тя, и сосца, яже ecи ссал (Лк.11:27), но это очень искусственное заключение, да к тому же и оно ничего не дает для наглядного представления лица Христова. Не сохранилось таких сведений и из первых времен христианства. Церковные источники, говоря о Христе, везде имеют в виду Его нравственную сторону, Его значение, как божественной личности, и, забывая о внешности, видят в Нем выразителя духовных совершенств человеческой природы. Этот идеальный облик рисуют христианам апостолы, мужи апостольские, апологеты и другие древне-христианские писатели. Вот в каком смысле An. Павел имел право написать Галатам, что пред глазами их был начертан образ распятого Христа (Гал.3:1), хотя они Христа воочию не видали. В области искусства христианского изображение Распятого появилось, уже спустя четыре-пять столетий после этого события, и опоздало сравнительно с изображениями других событий в Его жизни, между тем An. Павел употребляет в Гал.3выражение такого рода, что речь идет как будто об изображении кистью на картине или о художественном образе, действующем на зрение: προεγρα’φη κατ᾿ ᾿jφθαλμυ’ς, – говорит он. Из этих и подобных источников, раз они богословского характера, разумеется, еще ничего нельзя выводить, ни за, ни против существования изображений Христа в эту пору и решать так или иначе вопрос об их портретности или условности. Решение последнего должно было принадлежать практике и исходило несомненно из той среды или кружка, где. в представлении о наружности Христа руководились не отвлеченными богословскими соображениями, но воспоминаниями о Его лице, преданиями от людей, близких к Нему по времени, где в простоте души хотели иметь изображение И. Христа, как всякому хочется иметь портрет дорогого ему или почему-либо замечательного лица. А сомневаться в существовании с самых первых веков христианства изображений Спасителя нет никаких оснований. По словам св. Иринея лионского, гностики, и преимущественно между ними карпократиане, имели у себя частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения (imagines depictas et de reliqua materia fabricatas) и возводили: начало их ко временам Самого Христа, указывая на Его подлинное изображение, исполненное будто бы по приказанию Пилата еще во время земной жизни Спасителя; они украшали их венками, ставили, вместе с изображениями философов: Пифагора, Платона, Аристотеля и других и оказывали им знаки религиозного почтения, подобно язычникам (Прот. ересей 1, 25по русск. пер. у о. П. А. Преображенского в Памятниках древн. христ. письменности, Москва 1868, стр.105). Епифаний кипрский, заимствуя рассказ у Иринея, поясняет его в том смысле, что одни из изображений у карпократиан были писанные красками (εἰκο’νας εὐζωγραφους χρωμα’των), другие сделаны из золота, серебра и иного вещества (ἐκ χπυσοῦ καὶ ἀργυ’που καὶ λοιπὴς ὑ’λης); что названные еретики совершали перед ними свои таинства и приносилb жертвы (ерес. 20, 6). Из Сирии и Египта, зтих главных центров гностицизма, изделия и частью статуэтки гностиков переходили на запад, и писатель, известный с именем Августина (De haeresibus, cap. 7; ed. Oeler, Corp. haer. I, 198), рассказывает, что некая женщина из секты карпократиан, по имени Маркеллина, прибывшая в Рим, по свидетельству Иринея, при папе Аниките (157–168 г.), поклонялась изображениям И. Христа, Ап. Павла, Гомера и Пифагора. Лампридий, жизнеописатель Александра Севера (222–235 г.), передает, что в своей домашней божнице «(ип larario suo) этот император вместе с изображениями богов, мифологических лиц: Аполлония и Орфея и своих предков имел еще образы Христа и Авраама, воздавая Им в утренние часы религиозное почитание (Vita Alex. Sever., cap. 29). Все это показывает, что существовало народное предание о сохранении настоящего изображения И. Христа, и под этим именем как между христианами, так и между язычниками ходило по рукам в первые века немало таких изображений: на них был, по-видимому, большой спрос и соответственно ему значительное приготовление. Констанция, сестра Константина вел., прося Евсевия, епископа кесарийского, достать ей изображение Христа, руководилась тем же непосредственным желанием, что и другие набожные люди, хотевшие во что бы то ни стало отыскать и иметь у себя подлинный образ Спасителя. Резко осудив вполне естественное желание Констанция, Евсевий, однако же, и в письме к ней (Е. v. Dobschütz, Christusbilder I, S.101–102 прилож.), и в своей церковной истории (7,18:4; русск. пер. стр.424–425) констатирует и существование в тогдашнем языческом быту обычая изображать замечательных в том или ином отношении лиц для домашнего, так сказать, употребления, и нахождение у христиан его времени живописных изображений Апостолов Петра и Павла и Самого Христа.
Другой совершенно вопрос: насколько вращавшиеся среди еретиков, язычников и православных изображения И. Христа соответствовали действительности и воспроизводили подлинные черты лика Христова? На этот вопрос можно отвечать с полным правом отрицательно64и уже с самых первых времен христианства теряется нить, по которой можно было бы дойти до такого подлинного изображения и сказать: вот этот из сохранившихся образцов есть истинный образ Христов; в таком-то известии идет речь об изображении, которое имеет за собою все преимущества подлинности. Вместо таких определенных указаний мы имеем несколько последовательно развивавшихся художественных типов лица Христова и целый ряд исторических свидетельств об отсутствии такого достоверного образа. Дело в том, что уже со второго века, со времен самых близких к преданиям о жизни и деятельности Спасителя, в церковной литературе возник спор о характере лица Христова, – спор, сводившийся к следующему простому вопросу: каков был Христос по своему внешнему виду – красив или невзрачен? Трактуя с догматической точки зрения, руководясь отвлеченными богословскими соображениями, последний решали тогда различно. Одни из учителей церкви, исходя из мысли об уничижении, принятом Искупителем, опираясь на слова прор. Исаии: Несть вида ему, ниже славы: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты, но вид его безчестен, умалет паче всех сынов человеческих (Ис.53:2–3; ср. Ис.52:14) и на основании буквального понимания слов Ап. Павла: Себе умалил, зрак раба приим (Флп.2:7–8), высказывали ту мысль, что И. Христос имел не только не представительную, но положительно некрасивую наружность. Мнение это держалось в течение первых трех-четырех столетий и имело на своей стороне видных представителей богословской мысли того времени. Иустин Мученик в Разговоре с Трифоном (§§ 85. 88. 100; русск. пер. в Памяти, др. христ. письм. у †о. П. А. Преображенского т. III, Москва 1862, стр.288–296. 312; [ср. еще §§ 15. 49. 110. 121]) неоднократно говорит, что Христос благоволил сделаться человеком без вида и славы, являлся, по словам Писаний, без красоты и, когда приходил на Иордан, «был принимаем за плотника». Сказав о божественном происхождении Спасителя, Ириней замечает, что Он был некрасив, подвержен страданию (indecorus et passiblis) и презираем в народе (Прот. ересей 3, 19русск. пер., Москва 1868, стр. 372; Спб. 1900, стр. 293). «Если плоть есть нечто рабское, как свидетельствует о сем св. Павел, то кто станет украшать рабыню подобно продавцу невольников? – спрашивает Климент александрийский. – А что сам Господь имел вид вовсе не прекрасный, говорит о том Дух Св. устами прор. Исаии»... (Paedag. III, cap. 1; русск. пер. у H. H. Коpсунского, Ярославль 1890, стр.244–245). Господь же «принял на себя тело невзрачное и презренное – по словам Климента ал., – потому, что опасался, как бы красота Его внешнего вида не отвлекла внимания слушателей от Его учения; истинная красота Сына Божия заключалась, – по нему, – не в красивой плоти, представляющейся глазам, а в Его душе и духовных совершенствах (Stromat. II, cap. 5; III, cap. 17; VI, cap. 17; русск. пер. †H. Н.Корсунского стр. 193. 195. 382. 767). В том же смысле выражался и Тертуллиан (Advers. Marc. 3, 17; Adv. Judaeos с. 14), а Кирилл александрийский уже ушел до крайности и утверждал, что Сын Божий принял образ самого некрасивого из людей. Что такое мнение, несмотря на свою парадоксальность, было довольно распространенно, это можно видеть отчасти из того, что Цельс в своих упреках христианству не затруднился высказать, как общепризнанное положение, что Христос имел наружность невзрачную. Указывая на несоответствие между Его нравственными достоинствами, о которых говорят Его последователи, и физическими несовершенствами, в которых они также соглашаются, Цельс замечает: «Если во Христе обитал Дух Божественный, то он должен был бы превосходить наружностью всех прочих людей, но вы сами сознаетесь, что Он был малоросл и некрасив лицом» (Origen. Contra Celsura 6, 74). Другие отцы и учители церкви: Григорий нисский, Августин, Амвросий Медиоланский, не разделявшие такого узко-буквального понимания пророческих и апостольского выражений об уничижении Христа, держались противоположного взгляда и считали Богочеловека представителем совершенной красоты. «Если бы Он не имел в лице и во взоре чего-то небесного, – писал (Ер. 65 ad Principiam) блаж. Иероним, – Апостолы никогда не последовали бы за Ним тотчас». И в другом месте: «Поистине сияние и величие сокровенного Божества, которые отражались и в Его человеческом лице, могли привлекать их к нему при первом взгляде на Него» (подлинные слова у Е. v. Dobschütz, Christusbilder I, 107 прилож.). «Не только тогда, когда творил чудеса, Он был достоин удивления, – пишет о Христе Иоанн Златоуст, – но и когда только видели Его, Он был исполнен великой благодати. Возвещая это, пророк воспевает: красен добротою паче сынов человеческих (Пс.44:3). Если же Исаия говорит о Христе: не имяше вида, ни доброты, то он имел при этом в виду то, что совершилось во время Его страдания, то поношение, которое понес Он, вися на кресте, то уничижение, какое терпел повсюду во всю Его жизнь» («Прибавл. К твор. св. отец», ч. 38, стр.254–255 [а полностью см. Творения св. Иоанна Злат. в русск. пер. V, Спб. 1899, стр.186–187: Беседа на Пс.44, § 2]).
При большей строгости догматических понятий о лице Христа и постепенном их уяснении эти два различные до противоположности мнения о наружности Его получили несколько иную постановку и примкнули к учению о двояком состоянии Спасителя: состоянии уничижения и состоянии прославления Его. Ориген высказал о внешнем виде Христа очень оригинальный и вместе как бы примирявший прежние противоречия взгляд, будто превосходство тела Христова, – по сравнению с телами других людей, – состояло в том, что Он всем, взиравшим на Него, являлся так, как того требовало внутреннее состояние и благо каждого. И не должно удивляться, если материя, изменчивая и непостоянная по своей природе, принимала такие формы и свойства по воле Творца, что можно было сказать о Христе: Он не имеет ни вида, ни доброты, а иногда становилась славною, столь поразительною и удивления достойною, что три Апостола, бывшие на горе с Иисусом, падали на лица свои от Его величия и красоты (Contra Celsum 6, 77). В приложении к изображениям И. Христа рассуждения Оригена, как и все вышеизложенные речи писателей церковных, будут значить то, что эти изображения не пользовались у последних большою верой, не имели в их глазах силы какого-либо авторизованного образца и были различны. Разнообразие зависело от того, как относился к делу тот или другой художник, какую задачу он себе ставил и в каком состоянии или в какой момент хотел он изобразить Христа. Тут открывалось широкое место субъективности, и блаж. Августин ясно дает понять (De trinitate 8, 4), что в его время не существовало прочно установившегося иконографического типа Спасителя, и всякий изображал Его по-своему, руководясь при этом личными соображениями. «Лицо воплотившегося Господа, которое во всяком разе ( – каково бы оно ни было – ) было одно, различно изображается по различию бесчисленных форм понимания» (dominicae facies carnis innnmerabilium cogitationum diversitate variatur et fingitur). Подобную же мысль, много спустя, выражали, по свидетельству патр. Фотия (Epist. 64), и иконоборцы защитникам иконопочитания, с упреком спрашивая их: «Какой из образов Христа истинный: тот ли, что у римлян, эллинов, египтян, или который пишут индейцы? Все они не похожи друг на друга» (Е. v. Dobschütz, Christnsbilder I,. S. 107 прилож).
Чем объяснить отсутствие или же весьма раннее исчезновение подлинного образа Христова? Как могло случиться, что первенствующие христиане не приложили стараний с помощью искусства закрепить и сохранить в памяти потомства дорогие черты своего Учителя, а ближайшие к эпохе Христовой лица так скоро позабыли внешний вид Его? То и другое могло зависеть от многих причин. Отметим из них те, которые представляются наиболее вероятными, объяснив при этом, в каком смысле нужно понимать дело, когда идет речь об исчезновении подлинного изображения И. Христа, о забвении Его наружности. Трудно допустить, чтобы мысль о художественном изображены Сына Божия могла зародиться в сознании уверовавших во Христа иудеев, которым прежняя религия строгою заповедью: Не сотвори себе кумира и всякого подобия (Исх.20:4; Втор.5:8) запрещала представление божества в каком бы то ни было чувственном образе. Веками воспитанное отвращение от всякого изображения и старые опасения идолопоклонства не могли быстро пройти в их душе и смениться, – при всем благоговении ко Христу, – потребности красками или резцом воспроизвести Его лик. Если бы даже и предположить подобное желание у христиан из иудеев, – сколько бы сомнительною ни представлялась нам его возможность, – то едва ли бы и оказался среди них художник, который сумел бы осуществить его. Совсем иной оборот получают наши речи в отношении к христианам из язычников, в статуях и изваяниях обыкновенно почитавших своих богов, с детства привыкавших к своей домашней обстановке видеть разного рода изображения тех или других замечательных людей. Здесь опасения идолопоклонства если и имели место по принятии новой духовной религии, то во всяком разе не в такой степени, как у обращенных из иудейства. У христиан из язычников могло скорее появиться и по-видимому легче осуществиться желание изобразить так или иначе И. Христа, Сына Божия. Но могли ли и у них попытки этого рода увенчаться полным успехом? Что такое было портретное искусство в то время и в каком положении оно тогда находилось? Предъявляя теперешние строгие требования, нужно будет сказать, что в общем оно было слабым подобием того искусства, с которым мы знакомы в настоящее время по точным фотографическим копиям. В большинстве случаев до безупречной передачи оригинала оно не поднималось и самое большее, что им достигалось, это типичность родовая, племенная, выражавшаяся в национальных признаках лица, в определенном покрое одежды, в известной манере постановки фигуры и вообще в обработке доличного, при чем почти все индивидуальное и случайное ускользало от внимания художника и о конкретном не могло быть и речи 65. Даже при соблюдены последнего требования в первоначальном изображении, при повторении его в снимках, черты индивидуальные постепенно сглаживались и оставались лишь самые крупные отличительные признаки. Мы не имеем теперь, строго говоря, портретов ни Константина Вел., ни Златоуста, несмотря на то, что это были лица чрезвычайно популярные: изображения их были очень распространены и помещались на разных памятниках. Бюст равноапостольного императора на монетах скорее можно признать условным снимком с его лица, чем портретом: удержан римский тип лица, принятый тогда официальный костюм, известные атрибуты царской власти – и только. Из множества однородных нумизматических фигур выделить эту последнюю очень нелегко, и решающее значение принадлежит надписи и другим условным признакам. Варров составленные им биографии знаменитых римлян снабдил их портретами. Нельзя сказать, чтобы они отличались портретностью. Так и относительно изображения И. Христа была полная возможность подобного обезличения даже при существовании относительно близкого, исторически верного снимка с Его лица. Это приблизительно та же история, которая повторялась, много спустя, в русской иконографии, где святых одного и того же лика писали на одно лицо, не исключая и некоторых своих отечественных, с которых изображения сделаны были еще при их жизни.
Церковно-исторические и литературные данные, на которые мы ссылались выше, не говорят также и против существования древних преданий о внешнем виде Христа. Разногласия отцов и учителей церкви в суждениях о лице Спасителя выходили не из различных преданий о наружности Его, потому что невозможно и предположить преданий до такой степени противоположных, а обязаны были своим происхождением соображениям отвлеченно-догматического свойства и отвечали состоянию и характеру тогдашнего библейского толкования. Отрицательная сторона в вопросе, конечно, не представляла себе Богочеловека re ipsa некрасивым, но имела в виду библейское представление Мессии, Его духовный облик, к которому прилаживало и свое представление о наружном виде Его. Точно также и сторона положительная судила о последнем, руководясь воззрениями идеального свойства. Говоря о красоте Спасителя на основании отдельных выражений Свящ. Писания и исключительных фактов из его жизни, отцы и учители церкви разумели не обыкновенную естественную красоту, а внутреннюю, неземную, просвечивавшую во взоре, во всех чертах Его лица. У Оригена, по которому Христос являлся каждому согласно его душевной настроенности, мы видим не Христа исторического, не объект внешнего изображения, а известного рода нравственный облик, идеальный тип, представляемый более или менее удачно, судя по степени духовной восприимчивости человека. Да представители духовной мысли того времени, как и ближайшие ученики Спасителя, глубоко проникнутые верою в Его божественную личность, относились как-то равнодушно к внешней стороне, к человеческому виду Его. Как предмет чувственного воззрения, Христос был далек или будто бы различен для них; между Ним, как историческим обликом, и сознанием богословов стоял, если позволительно так выразиться, туман философских умозрений, сквозь который истинные черты лица Иисусова доходили в неясном виде, а выдавался, напротив, идеальный Его образ или Христос символический. Подлинные изображения И. Христа имели более низменное, так сказать, происхождение основывались на неясных воспоминаниях о Его наружности, примыкали к разного рода сказаниям и вращались преимущественно в народной среде; но будущности, к сожалению, они не имели и не оказали заметного влияния на образование и развитие иконографического типа Христа. Они как-то затерялись, уступив место более принятым изображениям Спасителя, которые дошли до нас на памятниках катакомбных и во всех дальнейших произведениях церковного искусства.
А. Голубцов
* * *
64
Нужно, однако, иметь в виду, что еще и доселе делаются серьезные попытки доказать портретную основу в традиционном церковно-иконографическом изображении Иисуса Христа. Солидные и ценные работы этого рода принадлежать, напр., Sir Wyke Вayliss (F. S. A., President of the Royal Society of British Artists), Rex Regum, a Painter's Study of the Likeness of Christ from the Time of the Apostles to the Present Day, Samson Loо 1902, каковое сочинение сам автор называет (р. 2103 с) «трудом целой жизни» в своем реферате: The Likeness of Christ Rex Regmn в «The Guardian No. 3.080 (Wednesday, December 14, 1904), p. 2L03 a – 2104 b и (снимки) 2119. Соображения г. Бэйлиса производят впечатление уверенною убежденностью и заслуживают внимания – тем больше, что ( – сколько знаем – ) сходные воззрения защищает и поддерживает такой компетентный авторитет, как наш известный академик Я. П. Кондаков. В апологетических интересах необходимо указать еще на то обстоятельство, что научными преувеличениями сходства первоначальных воспроизведений лика Христова с языческими изображениями некоторые пользуются для доказательства не только зависимости христианства от язычества, но даже чуть не прямого происхождения первого от второго (см., напр., Pastor Albert Kalthoff Das Christus-Problem: Grundlinien zur Sozialtheologie, Lpzg 1903, S. 47, и Rab biner Dr. Joseph Eschelbacher, Das Jadentum nnd das Wesen des Clиristentums: vergleichende Studien, Berlin 1905, S. 135). – H. H. Г.
65
Совсем противное свидетельствует Bayliss (см. выше). – Н. Н. Г.]
Иисус Христос как совершенный образец идеальной нравственностиИисус Христос в иконографии


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.
Вам может быть интересно:
1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Варвар – профессор Александр Павлович Лопухин
Поделиться ссылкой на выделенное
• Twitter
• Facebook
• Вконтакте
Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Наши Telegram-каналы



Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Праздники 357

Защитник Отечества! муз. и сл. А.Куряева

23 февраля 2024 в 21:09Андрей Рыбак
Андрей Куряев С Днем Защитника Отечества! муз. и сл. А.Куряева Снова сердце, кровь толкая, Бьется в яростном бою; Есть профессия такая - Землю защищать свою! Забывая о покое, По законам чести ... читать далее »

Высказывания 652

Как найти ближнего?! Что чувствовали святые?

23 февраля 2024 в 14:23Андрей Рыбак
Монах Симеон Афонский. слева Как найти ближнего?! Что чувствовали святые? читать далее »

Жития 448

Житие преподобного Прохора, Печерского чудотворца

23 февраля 2024 в 07:16Андрей Бузик
23 февраля молитвенно вспоминается святая память преподобного Прохора, Печерского чудотворца. Его удивительная жизнь и в наш современный век может служить для многих примером!Преподобный Прохор ... читать далее »

Святые 503

Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского

22 февраля 2024 в 12:08Андрей Бузик
22 февраля Русская Православная Церковь отмечает великое событие – обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Святитель Иннокентий был мудрым руководителем, духоносным проповедником и ... читать далее »

Проповедь 179

Святитель Савва Сербский. Проповедь об истинной вере

21 февраля 2024 в 05:50Андрей Бузик
(1) Братья и друзья, отцы и дети призванных Богом, склоните свои боголюбивые сердца услышать божественные догмы. И когда вы услышали эти святые слова, вложите их, братья, в свои сердца и в совесть ... читать далее »

Общий 1412

Правда ли, что на всё воля Божия?

20 февраля 2024 в 05:42Андрей Бузик
«На всё воля Божия» – это изречение знакомо всем. Христиане используют его в самых разных контекстах, как по делу, так и не совсем. В большинстве случаев эту фразу используют в ситуациях, когда речь ... читать далее »

Планета 277

Горный Алтай. Гора Белуха. Телецкое озеро. Тува. Река Енисей. Nature of Russia

17 февраля 2024 в 11:43Андрей Рыбак
Алтай Горный Алтай. Гора Белуха. Телецкое озеро. Тува. Река Енисей. Nature of Russia читать далее »

Спорт - Экстрим 272

Пик Коммунизма 7495 м. Памир: выше 7К Фильм – погружение.

13 февраля 2024 в 22:21Андрей Рыбак
Пик Коммунизма 7495 м. Пик Коммунизма 7495 м. ПАМИР: выше 7К Фильм – погружение. читать далее »

Лица 489

Путин и Такер Карлсон. Интервью на русском языке.

9 февраля 2024 в 14:58Игорь Афонин
Это интервью будет получше любой программы президента, в нём душа и смысл задач президента, и воплощение надежд российского, и не только, народа. Техническая сторона выполнения обязанностей ... читать далее »

Любовь 167

Сакральный смысл Любви

6 февраля 2024 в 09:36Андрей Рыбак
Держи свой ум в Уме Отца и спасешься Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Блаженной Ксении Петербургской Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »

Путешествия

Путешественники экспедиции Russian Ocean Way задержатся на Шри-Ланке

Путешественники экспедиции Russian Ocean Way задержатся на Шри-Ланке. 19 февраля экипаж решил разделиться: Евгений Ковалевский отправился в город Кочин, Индия, для проведения встреч с населением и ... читать далее »

Скалолазание

Адам Ондра прошел один из сложнейших тредов "Bon Voyage"

14 февраля Адам Ондра первым повторил один из сложнейших тредовых маршрутов "Bon Voyage" E12 (9a) в Anno во Франции, открытый Джеймсом Пирсоном в феврале 2023 года. Ондре потребовалось три дня работы ... читать далее »

Предание 400

Доклад «Исихазм как школа общения и как основа космической миссии человека» - Хоружий С.C.

23 февраля 2024 в 19:57Андрей Рыбак
Сергей Сергеевич Хоружий — российский физик, философ, богослов Доклад «Исихазм как школа общения и как основа космической миссии человека» - Хоружий С.C. читать далее »

Фото 118

Патриарх Алексий II благословляет иконой Троицы

23 февраля 2024 в 14:12Андрей Рыбак
Патриарх Алексий II благословляет иконой Троицы. Андрей Рычковский / Рыбак Патриарх Алексий II благословляет меня иконой Троицы. Андрей Рычковский / Рыбак С тех пор я и подвизаюсь на богословском ... читать далее »

Детям 606

"Отважные альпинисты" 1950 г. Советский мультфильм для детей.

22 февраля 2024 в 20:30Андрей Рыбак
"Отважные альпинисты" © Тбилисская студия, 1950 г. Советский мультфильм для детей. "Отважные альпинисты" © Тбилисская студия, 1950 г. Советский мультфильм для детей. читать далее »

Стихи 1457

Храм Бога Живого

22 февраля 2024 в 08:42Владимир Лучит
Храм Бога Сущего, воистину Живого – Сами Земля и небо, явь и ширь мечты… И здесь под сенью мы Отеческого Крова С Ним в духе собственном едины: я и ты; И в Храме том нерукотворным, грандиозном Плоть ... читать далее »

Путешествия 330

Китай и Монголия. Поезда и грузовики

20 февраля 2024 в 12:57Андрей Рыбак
духовная жемчужина Монголии - Свято-Троицкий храм Китай и Монголия. Поезда и грузовики читать далее »

Туризм 174

Закрытые города России

19 февраля 2024 в 17:25Андрей Рыбак
Крестный ход на Праздник 110 летия обретения мощей прп. Серафима Саровского Чудотворца. Саров - Дивеево. 31.07.2013 года, 4 Закрытые города России | топ 10 В этом выпуске мы подобрали для вас топ 10 ... читать далее »

Паломничество 269

Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область.

17 февраля 2024 в 08:14Андрей Бузик
В 1397 году по указанию от Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, прибыл в обширную область древнего Белоозера архимандрит Симонова монастыря Кирилл вместе с симоновским же иноком Ферапонтом, ... читать далее »

Память 380

Память блаженной Пелагии Дивеевской

12 февраля 2024 в 16:05Андрей Бузик
12 февраля 1884 года, сто сорок лет назад, упокоилась о Господе раба Божия блаженная старица Пелагия Дивеевская. За ревностное служение Богу и людям Пелагию Ивановну называли «второй Серафим». С нее ... читать далее »

Эсхатология 728

Уния и папизм в Московском Патриархате. Древо экклесиологических ересей

8 февраля 2024 в 16:09Андрей Рыбак
Папа Франциск и Патриарх Варфоломей Уния и папизм в Московском Патриархате. Древо экклесиологических ересей Кто в этой теме разобрался? Неужели все так и есть на самом деле? читать далее »

Еда 429

Вкусные и полезные котлеты из гречневой каши и грецкого ореха.

6 февраля 2024 в 07:49Андрей Бузик
Необычные котлеты с грецким орехом приготовит сестра милосердия Свято-Елисаветинского монастыря Елена Романенкова. Вкусные и полезные котлеты из гречневой каши и грецкого ореха. Ингредиенты: • гречка ... читать далее »

Фристайл

Полина Рябова и Игорь Омелин   чемпионы России в дисциплине

21 февраля, в Чусовом (Пермский край) прошёл чемпионат России по фристайлу в дисциплине "ски-кросс". Победителями, как и на недавней Спартакиаде сильнейших, стали   Полина Рябова и Игорь Омелин. ... читать далее »

Сноуборд

Бодрые соревнования для любителей горных лыж и сноуборда пройдут на курорте  Роза Хутор  23 февраля

Бодрые соревнования для любителей горных лыж и сноуборда пройдут на курорте "Роза Хутор" 23 февраля. Принять участие в них могут все желающие, достаточно иметь горнолыжное снаряжение, защиту для ... читать далее »

Календарь 3824

24 февраля. Свяшенномученика Власия, еп. Севастийского. Праведной Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон. Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

23 февраля 2024 в 18:13Андрей Бузик
11 февраля по старому стилю / 24 февраля по новому стилю суббота Седмица 38-я по Пятидесятнице. Глас 4. Поста нет. Сщмч. Власия, еп. Севастийского (ок. 316). Блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении ... читать далее »

Творчество 459

Итоги Всероссийского конкурса «Адмирал Фёдор Ушаков моими глазами»

23 февраля 2024 в 07:32Андрей Бузик
Адмирал Фёдор Ушаков Конкурс "Адмирал Фёдор Ушаков моими глазами" – это творческий проект, направленный на популяризацию исторического вклада адмирала Фёдора Ушакова в развитие Отечества, формирование ... читать далее »

Кино 118

Подкидыш фильм комедия (2019)

22 февраля 2024 в 19:50Андрей Рыбак
Подкидыш фильм комедия (2019) Подкидыш фильм комедия (2019) читать далее »

Технологии 325

Что такое Искусственный интеллект - технологический пузырь или реальный прорыв?

21 февраля 2024 в 23:19Андрей Рыбак
Игорь Ашманов Что такое Искусственный интеллект - технологический пузырь или реальный прорыв? читать далее »

Поиск Святой Руси 406

Почему Сын Божий Спаситель? Образный смысл спасения.

20 февраля 2024 в 10:39Андрей Рыбак
Идя на Гору, мы жертвуем своим комфортом ради достижения Вершины Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Сретение Господне Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; ... читать далее »

История 557

Благоверный князь Юрий Всеволодович, последний владыка Древней Руси

19 февраля 2024 в 06:13Андрей Бузик
На излучине Волги, напротив того места, где впадают в нее реки Нёмда и Унжа, стоит маленький старинный городок Юрьевец. Он, основанный в 1225 году, всего на четыре года моложе своего старшего брата, ... читать далее »

Чудо 332

"Ты Михаил - и я Михаил" (Чудо Архангела Михаила в ВОВ)

14 февраля 2024 в 22:17С. Александра
Архистратиг Михаил "Ты Михаил - и я Михаил" Участница Великой Отечественной войны монахиня Лукина (Полищук), передавая в Самарское епархиальное управление семь тетрадок своих воспоминаний, сказала: ... читать далее »

Молитва 403

«Нам стоит поучиться у раненых искренней молитве»

10 февраля 2024 в 05:27Андрей Бузик
Священник Андрей Калугин из Надыма (Ямало-Ненецкий АО) трижды ездил с миссией в госпитали Донецкой и Луганской республик. Госпитальные священники там очень нужны. О своем служении отец Андрей ... читать далее »

Церковь 718

Храм там, Среднеуральский женский монастырь, Схиигумен Сергий

7 февраля 2024 в 22:36Андрей Рыбак
Среднеуральский женский монастырь - линия духовного фронта. ХРАМ там, Среднеуральский женский монастырь, Схиигумен Сергий читать далее »

Песни 117

Родина, поет монах Киприан и солист Рондо Александр Иванов

5 февраля 2024 в 20:11Андрей Рыбак
Герой Советского Союза Инок Киприан Бурков Родина, поет монах Киприан и солист Рондо Александр Иванов читать далее »

Фристайл

Москва примет Кубок Чемпионов по фристайлу

24 февраля 2024 года Москва примет Кубок Чемпионов по фристайлу при поддержке Департамента спорта города Москвы и Министерства спорта РФ. В столице уже много лет проходят масштабные международные ... читать далее »

Автомотоспорт

Чемпионат России по кроссу на снегоходах

Зима как ни в чем не бывало продолжается, а вместе с ней   серия сугубо зимних стартов, часто очень даже зрелищных! Гонки на снегоходах и сноубайках   в том числе. Очередные экстремальные заезды ... читать далее »

© 1999-2024 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru