Андрей Добронравов
православный христианин
|
Думаю. что будет лучше вынести этот вопрос из перегруженной другими вопросами темы.
предлагается следующая тематика для обсуждения:
**1 "Судьба", её научное обоснование, является ли это понятие схожее с "кармой" и имеет ли языческие корни. И зачем нам гугл, если есть те, кто знают про научный факт? **
**2. Имеет ли человек свободу, и самое главное при этом, дать определение той свободы, которую он имеет. Задача трудная, всё человечество не в силах дать однозначное определение
**
думаю нам сложно будет обсуждать, если эти вопросы, если в качестве аргумента используются средневековые догмы и представления: "языческие корни", а слово карма скорее воспринимается, как нецензурное
я набрал предложенный запрос "наука о судьбе", сам
"Судьба"
https://azbyka.ru/sudba
•О судьбе свт. Николай Сербский
•Против веры в судьбу
•Слово против учения о судьбе свт. Григорий Нисский
•О судьбе и провидении свт. Иоанн Златоуст
•Судьбы Божии свт. Игнатий Брянчанинов
•Против учения о судьбе свт. Григорий Нисский
•Проповедь о человеческих судьбах свт. Николай Сербский
***
""Существует ли понятие «судьба», от которой не уйдешь?
Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф"".
https://pravlife.org/ru/content/sushchestvuet-li-ponyatie-sudba-ot-kotoroy-ne-uydesh
это к тому, что получить ответ из трёх букв, не получится. тема дискуссионная
привожу две цитаты из прострнных рассуждений святых на тему судьбы
святитель Николай Сербский (Велимирович)
Если под судьбой понимается слепая случайность или фатальность, Церковь решительно не принимает, отрицает существование такой судьбы. Церковь все обосновывает разумом, от разума и через разум. Она ничего не приписывает случайности или слепой фатальности, но все объясняет Промыслом всесильного и всевидящего Господа, исходящего из высшей целесообразности и характера тайных помыслов, чувств и действий человека. Само слово «судьба» происходит от слова «суд», в данном случае суд Божий. «Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся», – говорит псалмопевец351. То есть помнит, как Господь награждал праведников и наказывал грешников еще в этой земной жизни. И снова говорит: «от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящим мя»352. В славянском тексте везде вместо слова «судьба» стоит «суд». И мы часто говорим: «Как рассудишь об этом?», что значит – «Как ты думаешь?».
Следовательно, судьба – это мысль Божия обо всем происходящем, но не такая пассивная и немощная, как человеческая, а активная и решающая. Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий небесный град. И говорят люди: такова его судьба. Кто-то полюбил девушку, а пришлось жениться на другой, опять говорят: судьба! Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии – судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит «слепая судьба», исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего.
***
Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием.
По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Но вопреки сему учению распространено между многими превратное мнение о судьбе или роке. Некоторые верят, что судьбою для всякого человека предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия. И как они определены, так непременно и совершаются независимо от самого человека и его воли, и сколько человек ни старайся, ему ничего не изменить в своей судьбе. Эта вера закреплена пословицами: «от своей судьбы никуда не уйдешь», «чему быть тому не миновать», «на роду написано». Это поверье существует не только в темном простонародье, но и людей образованных, от которых приходится иногда: слышать: «роковая пуля», «роковой шаг и поступок жизни». Такое мнение о судьбе как о силе, прихотливо властвующей над всеми, милостивой к одним и грозной к другим без разбора, без сообразования своих распоряжений с требованиями правды, мудрости, благости имеет языческий характер и заимствовано у язычников.
Греки и римляне – язычники – верили, что судьба есть какое-то особенное божество, которое имеет власть не только над людьми, но и над самими богами. У магометан верование в судьбу дошло до крайней нелепости. Аллах Магомета сам производит добрые и дурные дела в людях, сам вводит в заблуждение кого хочет и направляет к добру кого хочет. Все зависит от него, а люди – только несчастные орудия в руках его. Ясно, что если человек не имеет свободы располагать собою и делает то, что ему предопределено, не человек виновник зла и греха, а Бог. Он, по учению Корана, сам посылает злых духов к неверным, чтобы подстрекать их ко злу. Бог Магомета – деспот, который руководствуется одним безусловным произволом и прихотью.
К сожалению, эти превратные понятия о судьбе суеверные христиане перенесли на единого истинного Бога, так что некоторые оправдывают тяжкие грехи, ссылаясь на волю Божию. Иной без просыпу пьянствует и в ответ на обличение и вразумление доброжелательных к нему людей говорит: «Рад что ли я, что так делаю? Сам вижу, что я пропащий человек, но знать уж доля моя горькая такая, наказал меня Господь этою проклятою страстью к вину. Больно, горько и самому, да ничего не поделаешь».
Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1Цар.2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч.20:24). Но во всех этих случаях Господь действует согласно с премудростью Своею, благостью и правосудием. Притом Он употребляет Свою власть, не нарушая свободы человеческой, не отнимая у человека его воли. Свобода воли есть такой дар Божий, который Господь сохраняет даже и в злодеях. Не отнимая у человека воли, Господь предоставляет ему на выбор живот и смерть… благословение и клятву (Сир.15:14; Втор.30:19), и уже совершенно в воле человека сделать выбор. Господь устрояет нашу судьбу согласно с тем, что изберет человек и чего заслуживает он. Если хотите и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же ли не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис.1:19). Стало быть, виновником бедствия, каким Господь грозит непокорным ему людям, является: не Сам Господь, а люди. Господь всем желает добра, всем желает спастись, и не Он виноват, если люди вопреки Его увещаниям, вразумлениям, угрозам, обетованиям идут путем погибели.
***
|