Пушкарский Михаил
 православный христианин
|
Прп. Максим Исповедник, формулируя определение о двух природах и двух волях во Христе, прежде всего, исходит из того, что Иисус не обычный святой, преданный Богу, человек. Иисус – Богочеловек.
Он (прп. М.И.) отлично понимает, что Божественный Логос в вечности видит Своё воплощение во Иисусе Христе. Это единая ипостась Богочеловека.
Однако, Божественная природа, соединяясь с человеческой природой, не может быть слитой с ней и поэтому не может образовывать новую природу.
Несмотря на процессы преображения и освящения человеческой природы Иисуса от Его рождения, по природе он остаётся человеком, который рос, развивался, и ничто человеческое Ему было не чуждо, кроме греха.
Мы не можем знать, через какие силы и энергии поддерживается, и связано с Богом, творение. Ясно, что силы есть, и возможно сверхъестественное воздействие на материю. Тем не менее, между Божественным и материальным большая пропасть.
Божий Замысел, в первую очередь, заключается в том, чтобы показать Путь жизни, путь спасения и свет, Божье призвание и благословение – именно, земному человеку.
И поэтому Божественный Логос, не сливаясь и не образуя новую природу, соединяется с безгреховной человеческой природой во Иисусе Христе.
1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
16. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1).
По Замыслу Искупления, Иисус – новый Адам. Но Он же – воплощенный Бог в полноте благодати Святого Духа.
Всё человечество имеет наследие первородного греха от первозданного Адама. И нет уже человека, способного явить чистый образ и подобие Божье с исполнением Божьей воли.
Но Творец в праве Сам стать человеком. Или, иными словами, Творец вправе явить Свой Замысел и образ и подобие в избранном сыне человеческом.
По предопределению Бога Слова, в истории человеческого рода им был Иисус. И конечно же, Господь знал Своего Сына Человеческого прежде бытия мира.
То есть, Спасение имеет две стороны одной медали (или две стороны краеугольного камня Божьего домостроительства).
Одна сторона – премудрость, сила и действие чисто Божье, другая – преданный Богу, по образу и подобию Его, безгрешный человек. Человек, в котором воля действует согласно ипостаси Бога Слова, согласуясь с Божественной волей, но природа остаётся человеческой. (С оговоркой на обожение при рождении от Святого Духа). Как в сложной ипостаси человека, в котором существуют духовные устремления и инстинкт самосохранения. Духовное сознание преодолевает немощь плоти, устремляясь к духовному.
Прп. Максим Исповедник не мог игнорировать тот факт, что в отличие от человека, Иисус Христос имеет Божественную природу. А воля – это, по сути, энергия природы, направленная на реализацию природного предназначения.
И поэтому прп. Максим Исповедник ссылается на Свщ.Писание:
Воля Божественной природы:
«Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин.5:21).
«Иерусалим, Иерусалим!., сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает детей своих под крылья» (Мф.23:37,38).
Также, Спаситель мог ходить по морской глади и приказывать ветру и буре.
Конечно, Пророки, тоже, Духом Святым изрекали Божье слово, и Духом Святым Апостолы воскрешали. И можно было бы сказать, что они, тоже, имели две воли.
Но более точное понимание заключается в том, что Пророки и Апостолы лишь принимали Божественную волю, и в отдельных случаях, Божья воля может довлеть через посвящение Ему.
А Христос, по единосущию Божественной природы, имел во многом превосходящее общение Духа Святого, заботящуюся и благоволящую, довлеющую ко благу, волю Отца, и образно говоря, Отцовские «гены».
Подтверждение через Свщ.Писания человеческой природы и воли во Христе, наверное, труда ни для кого не составит.
Чтобы не уйти в крайность монофизитства (монофелитства) или несторианства, прп. Максиму Исповеднику пришлось излагать, оставив всё по факту, ибо предмет не поддаётся привычной систематизации.
Прп. Максим Исповедник, в утверждении двух воль, исходит из того, что воля и энергия изначально принадлежат природе. В отличие от человека, во Христе две природы: Божественная и человеческая. Они в гармонии в сложной ипостаси Христа, и действуют в единстве Лица.
В дополнение, хотелось бы отметить несколько наблюдений.
При всей Божьей Отцовской любви и поддержке Единородного Своего Сына,
«Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс.90).
«И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).
«Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).
При всех возможностях Отца, Иисусу пришлось идти путём страданий.
И при всём совершенстве самообладания Иисуса, свойственных Ему мудрости и крылатых изречений в любых оскорбляющих и угрожающих ситуациях, свойственной Ему высоты и силы Духа, которую Иисус всегда являет, Ему пришлось однажды молиться до кровавого пота и пережить часы богооставленности на кресте.
Такой контраст в отсутствии свойственного Спасителю вдохновения, а также, благоволения Бога Отца, можно объяснить лишь необходимостью пути креста и Божьим водительством в Его искупительной миссии, как человека.
И один из самых важных смыслов - это поддержка веры в христианах. Если сам Господь терпел, значит, есть надежда в терпении, чтобы не отчаиваться и не терять веру. Как и Иов.
Второе наблюдение, или просто, мысль. О том, что Бог не требует от Своего разумного творения любви. Он просто даёт дар жизни и во многом благословляет в надежде на взаимность через понимание. И лишь Сыну Единородному Отец передал непосредственно любовь и дух целомудрия в страхе Господнем, «который чист и пребывает во век». Иными словами, это Божье ведение добра и зла. Хотя, известно, что серафимы, тоже, ангелы любви. Но это о другом.
Исходя из этого, также, видно, насколько тесная связь Отца и Единородного Сына.
Однако, Замысел "Бог стал человеком", причины которого – 1) Искупление, 2) пройденный и показанный Путь, и следствие 3) ограничения по взрослению Иисуса в Его человечестве – это требует Божьего водительства, с вынужденными ограничениями в знаниях и благодати Сына Человеческого.
И это видно по жизни Иисуса и Его свидетельству: "ничего не делаю без Отца", "Отец более меня", ночь в Гефсимании, часы богооставленности на кресте.
И это дополнение может объяснять возможные нестыковки в вопросе взаимодействия двух воль во Христе.
|