Андрей Добронравов
 православный христианин
|
уважаемые участники,
я разместил фрагмент работы Сергея Худиева о предопределении спасения.
когда то я открывал тему об учениии "о предопределении" блаж. Августина.
в цитируемой работе сказано, что в некоторых конфессиях спасение человека предопределено ещё до его рождения, также как и гибель грешника. Что имеет в виду автор - Бог предвидит наше спасение или же избирает кандидатов для спасения ? утверждается, что Бог во всем содействет такому избранному, что бы привести его к спасению. Понятно, что Богу известна судьба каждого человека - спасенного и не спасенного.
Не совсем понятно, почему это называется "предопределение" - ведь результат зависит от наших поступков, а не потому что такой человек будет спасен, независимо от его воли - именно так утверждают некоторые. То, что Богу известна судьба каждого не вызывает сомнений, но едва ли это можно назвать предопределением
Сергей Худиев. О предопределении к спасению
Он избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей (Еф. 1:4-5, 11). Апостолы ясно свидетельствуют об этой удивительной истине: Бог избрал нас к спасению, когда нас еще и на свете не было, и самого света еще не существовало. В жизни каждого верующего Бог осуществляет Свой предвечный замысел: Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится (1 Петр. 1:1-2). Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:29-30). Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес 5:9). Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа (2 Фес. 2:13-14). (трудись силою Бога) спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен (2 Тим 1:9). Итак, верующие предопределены Богом ко спасению; Апостолы хотят, чтобы мы об этом знали. Может ли конкретный верующий быть уверен, что он предопределен? Насколько я могу понять, от такой уверенности трудно уклониться. Апостолы адресуют свои послания тем, кто "призваны по предведению" (1 Петр. 1:2), "избраны и предопределены" (Еф. 1:4-5), "определены быть наследниками (Еф. 1:11), "определены ко спасению" (1 Фес. 5:9), "от начала избраны ко спасению" (2 Фес. 2:13). Если я не избран и не предопределен, то Апостолы писали не ко мне, и я просто не должен читать письма, адресованные другим. Если же я принимаю апостольские послания как слово Божие, обращенное также и ко мне лично, слово, которому также и я лично обязан верить и повиноваться, то я также должен принимать, что и предопределение относится не только к другим людям, но и ко мне лично. Апостолы призывают утешаться этим в испытаниях (Рим. 8:28-30), благословлять за это Бога (Еф. 1:4-5), опираться на это в нашей христианской жизни (1 Фес. 5:9), благодарить за это Бога (2 Фес. 2:13-14), как и делает блаженный Августин: Прежде, чем родился я, Ты опередил меня, приготовляя мне путь, по которому бы я шел и вошел в славу дома Твоего. Прежде образования моего во чреве матери Ты знал меня, и прежде исхода моего из ложесн Ты все, что ни благоугодно было пред Тобою, предопределил обо мне (Цветы благодатной жизни, стр. 130). Что вообще означает Божие предопределение? Лучше всего на этот вопрос ответит само Писание: С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится (Ис. 14:24). Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю (Ис. 46:10-11). Никто не может расстроить Божий замысел: Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов. 42:2), Ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? (Ис. 14:27). Этот замысел существует в отношении каждого конкретного верующего: Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был втайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138:15-16). В Своем всеведении Бог не может ошибаться. Все, кого Он предопределил ко спасению, непременно будут спасены: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:29-30). День суда -- когда каждый человек восприимет вечное проклятие или вечную славу -- также уже записан в книге Божией. Когда я молился сегодня утром, я обращался к Богу, Которому уже совершенно определенно известна моя вечная судьба. Бог провидел мою жизнь от начала до конца и уже решил, что со мной делать. Учение о предопределении может вызывать глубокое смятение; падший человек относится к Богу с глубоким недоверием и подозрительностью, и его совсем не радует мысль о том, что он ни в коем случае не избежит предуготованной ему участи; но для того, кто доверяет Богу, предопределение -- источник величайшего утешения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:9). Очень интересен в этом отношении уже приведенный выше отрывок 2 Фес. 2:13-14. Здесь видны три последовательных этапа: а) Бог от начала избрал вас ко спасению, б) К которому и призвал вас благовествованием нашим в) Для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. То, что верующие были призваны через проповедь Благой вести, -- проявление того, что они были "от начала избраны". Не мы избрали Господа, но Он нас избрал (Ин. 15:16). Наше обращение к Богу -- не вопрос нашей, ненадежной и мятущейся воли, но вопрос Его, предвечного и непреложного решения нас спасти, для достижения не нашей славы, но славы Господа нашего Иисуса Христа. По какой причине Бог предопределил верующих к спасению? На этот счет существуют три основные точки зрения: а) Бог предопределил тех, кто, как Он от вечности предвидел, возлюбит Его, будет жить благочестиво и творить добрые дела (предопределение, основанное на предвидении человеческих заслуг); б) Бог предопределил тех, кто, как Он от вечности предвидел, уверует во Христа (предопределение на основании предвидения человеческого отклика на Божию милость); в) Бог предопределил людей ко спасению исключительно по Своей милости, без всякого повода или заслуги с их стороны (безусловное предопределение). Две последние точки зрения расходятся не так сильно, как это может показаться: говоря о "предведении" Божием, мы не должны забывать, что по отношению к сотворенной реальности Бог является Творцом, Хранителем и Промыслителем, а не только сторонним Наблюдателем. Он не просто наблюдает ход событий, но и активно его направляет. Бог не просто ожидает обращения грешников, но и действенно ведет их к этому (Ин. 6:37, 44). Покаяние является Божиим даром (Деян. 5:31, 11:18; 2 Тим. 2:25). Многие христиане, оглядываясь на свою жизнь, могут признать, что Бог направлял все обстоятельства их жизни задолго до их обращения и проявлял заботу об их спасении, когда они Его еще не знали и знать не желали. Таким образом, предвидя покаяние и веру грешников, Бог предвидит не какой-то внешний по отношению к Нему факт, а результат Своих Собственных действий. Довольно трудно поэтому провести четкую грань между предведением Божием и Его предопределением. Греческое слово, переведенное как "предузнал" в Рим. 8:29, по замечанию еп. Кассиана Безобразова, уже заключает в себе момент избрания (Христос и первое христианское поколение, стр. 225). Это деяния Божии в нашей жизни привели нас к обращению, а не наши деяния побудили Бога заняться нами. Я также должен признать, что мне не удалось найти в Писании убедительных подтверждений той точке зрения, которую мы обозначили в пункте а) как "предопределение по предвиденным заслугам". Если мы прямо спросим, почему Бог предопределил нас ко спасению, то Апостол ответит: по благоволению воли Своей (Еф. 1:5). Это исключительно дело Его доброй воли. Мы не можем претендовать на то, что какие-то наши собственные достоинства и добрые дела, которые Бог предвидел, расположили Его в нашу пользу: Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело (Рим. 11:6). Апостол Павел пишет, что избрание есть избрание по благодати (Рим. 11:5). Этот вопрос подробно объясняет блаженный Августин: Итак, уразумеем призвание, коим становятся избранными: не те, кто избирается, потому что уверовал, но, кто избирается, чтобы уверовать. Ибо сие призвание Господь достаточно открывает, когда говорит: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Ин. 15, 16). Поскольку, если были избраны потому, что уверовали, то они сами бы прежде избрали, веруя в Него, дабы заслужить быть избранными. Все это совершенно отнимает Сказавший "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал". Ведь и сами они без сомнения избрали Его, когда уверовали в Него. Посему не по какой другой причине сказал "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал", кроме как по той, что не они избрали Его, чтобы Он избрал их, а Он избрал их, чтобы они избрали Его: ибо милосердие Его предварило их (Пс. 58, 11) по благодати, а не по долгу. Итак, избрал Он их от мира, когда здесь жил во плоти, но тех, кто уже был избран в Нем прежде создания мира. Сия есть непоколебимая истина предопределения и благодати. Ибо почему Апостол говорит "Он избрал нас в Нем прежде создания мира" (Еф. 1, 4)? Ведь если это сказано потому, что Бог предузнал их веру, а не потому что собирался сделать их верующими; то Сын выступает против этого предузнания, когда говорит "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал": поскольку в этом случае Бог скорее предузнал, что они Его изберут, чтобы заслужить быть избранными Им. Итак, они были избраны до сотворения мира тем предопределением, которым Бог предузнал Свои будущие дела: избраны же были от мира тем призванием, коим Бог исполнил то, что предопределил. Ибо кого предопределил, тех и призвал; тем именно призванием, которое согласно намерению. Итак, не иных, а тех, которых предопределил, их же самих и призвал: не иных, а тех, которых так призвал, их же и оправдал: не иных, а тех, которых предопределил, призвал и оправдал, их же и прославил (Рим. 8, 30); с той, конечно, целью, которая в свою очередь не имеет цели. Итак, избрал Бог верных, но так, чтобы они стали верными, а не потому что уже были таковыми. Апостол Иаков говорит: "Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его" (Иак. 2, 5)?
|