Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Писание и предание. Догматика. Богословие. (Вопросы и обсуждение) / Пантеизм и христианство Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Пантеизм и христианство
Юрий С

невоцерковленный верующий
Тема: #103403    05.06.19 16:46    Просмотров: 760 [20]

Сообщений: 32    Оценка: 0.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Хотелось бы обсудить эти два понятия. Близки ли они, или же несопоставимы.
Имеет ли пантеизм в своих корнях язычество?
Я буду периодически тут размещать определения христианских богословов и учителей по этому поводу. Потому как некоторые люди имея языческие воззрения используют терминологию присущую христианству, что создаёт иллюзию сходства язычества и христианства, пантеизма и христианства. Хотелось бы разделить эти два понятия. Ну, или соединить их в одно

Какие будут мысли по этому поводу?

Для начала - определения. Что по этому поводу думают различные люди и мировоззрения?

Вот, мнение из православного ресурса

Пантеи́зм (от греч. πᾶν (пан) – всё, и θεός (теос) – бог, божество) – философское учение, основанное на идеях:
1) о Боге как безличном начале;
2) о причастности всех существующих вещей Божественной субстанции (сущности).

Пантеизм имеет 4 основные формы:
1.теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия;
2.физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования;
3.трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм;
4.имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах.

Здесь собраны определения различных словарей

Имеет ли пантеизм что либо общее с христианством кроме терминов?

Юрий С

невоцерковленный верующий

Тема: #103403
Сообщение: #3922660
16.09.19 13:00
Ответ на #3922648 | Латинов Сергей православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Понимаете ли, Ваше личное мнение, не аргументированное чем либо, для меня ничего не значит. Вы уж определитесь с пантеизмом. Являетесь ли Вы его последователем или же нет. Вы ведь только своё несогласие высказываете но без аргументов. Причём только лишь по самому термину. Возьмите любой тезис из приведённых и произведите его анализ. Потом уже можно о чём либо рассуждать. А после "это не так потому что это не так", разговаривать вообще то не о чём

Латинов Сергей
Латинов Сергей

православный христианин

Тема: #103403
Сообщение: #3922648
16.09.19 12:21
Ответ на #3922628 | Юрий С невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

>>> ... Ньютон верил в материальное присутствие Бога в каждой точке Вселенной и называл пространство «чувствилищем Бога»
.
Интересно, чья это формулировка. Ньютона или автора текста.
Вот это точно пантеизм.
От непонимания природы бытия Духа.


Юрий С

невоцерковленный верующий

Тема: #103403
Сообщение: #3922642
16.09.19 10:28
Ответ автору темы | Юрий С невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

И ещё об одном апологете пантеизма, словами своих же, пантеистов

Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI века. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. При этом Кузанский критиковал схоластику как «учёное незнание» — противопоставляя ей «мудрое незнание» (docta ignorantia), в стиле Сократа.

Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время, отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли: именно в разуме — богоподобие человека.

Немецкому мыслителю принадлежит и ряд проектов крупных взаимосвязанных церковных и политических реформ. В его предложениях причудливо сплетались трезвое понимание насущных потребностей развития Германии, опасение затронуть традиционные основы полновластия духовных и светских князей и утопия преодоления межконфессиональных споров, всеобщего согласия различных вер, в том числе христианства и ислама. Веяния гуманистического характера, независимость ума, способного подвергнуть сомнению такие важнейшие церковные документы, как Константинов дар и Лжеисидоровы декреталии, сочетались в Николае Кузанском с верностью основам схоластических традиций и позицией крупного католического иерарха, кардинала, призывавшего к терпимости на словах и жёстко проводившего линию Рима на деле.


Юрий С

невоцерковленный верующий

Тема: #103403
Сообщение: #3922640
16.09.19 10:19
Ответ на #3922638 | Григорьев Александр Петрович сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

С какой целью Вы вторично отправили мне сей пост?

Григорьев Александр Петрович

сомневающийся

Тема: #103403
Сообщение: #3922638
16.09.19 10:14
Ответ на #3922632 | Юрий С невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*Отвергнув представление о пространстве и времени как самостоятельных сущностях, отличных от материи и независимых от неё, Толанд настаивал на неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. Он решительно утверждал идею вечности и бесконечности Вселенной.**

Молодец какой. И не возразишь.


Юрий С

невоцерковленный верующий

Тема: #103403
Сообщение: #3922637
16.09.19 10:11
Ответ автору темы | Юрий С невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

И немного о Спинозе. Часто упоминаемом

Барух де Спиноза родился в семье сефардских евреев, чьи предки после изгнания евреев из Португалии осели в Амстердаме. В семье Михаэля (Габриэль Алварес) и Ханны Деборы де Спиноза было пятеро детей: Исаак, Ребекка (оба от первого брака Михаэля), Мириам, Барух и Габриэль. Мать очень рано умерла от туберкулёза — в 1638 году, когда младшему Баруху было всего 6 лет. Отец (до его смерти в 1654) ведёт преуспевающую семейную фирму по торговле южными фруктами. Спиноза посещает начальную религиозную школу «Эц Хаим», где изучает иврит, Тору с комментариями Раши, Талмуд и другую равиннистическую литературу, а также основы еврейского богословия и риторики. Уже здесь он знакомится с трудами Аверроэса и Аристотеля в средневековой интерпретации Маймонида (1135—1204). Позднее берёт уроки латыни. Спиноза говорил на португальском, испанском, голландском и немного французском и итальянском языках, владел литературным ивритом; разговорным языком в семье вероятно был ладино.
Учителями Спинозы были раввины – философ-каббалист Исаак Абоаб де Фонсека, Менаше бен Исраэль и Саул Moртера. Тонкие методы учителей Талмуда несомненно усовершенствовали его интеллект и особенно способность аналитического доказательного рассуждения. Гёте считал, что Спиноза благодаря математической и древней раввинской культуре поднялся на вершину мышления, которая и доныне является целью всех спекулятивных устремлений.

Спиноза был знаком с трудами таких философов как Авраам ибн Эзра и Маймонид, Герсонид, а также с трактатом «Свет Господа» («Ор Адонай») Хасдая Крескаса. Особое влияние оказала на него книга «Puerta del Cielo» («Врата небес») каббалиста Авраама Когена Эрреры, который жил в Амстердаме и умер, когда Спиноза был совсем юным. К этим авторам необходимо добавить Леона Эбрео (т.е. Иегуду Абраванеля с его «Диалогами о любви» («Dialoghi d' Amore»), аль-Фараби, Авиценну и Аверроэса. С. Дунин-Борковский также указывал на имеющуюся связь между «странной», как он выразился, работой Ибн Туфайла «Хайй ибн Йакзан» и концепцией Спинозы.

После смерти отца Барух и его брат Габриэль перенимают управление фирмой. Высказывания Спинозой «неортодоксальных» взглядов, его сближение с сектантами (коллегианты, течение в протестантизме) и фактический отход от иудаизма вскоре приводят к обвинению в ереси и исключению из еврейской общины (херем 1656).

Спиноза принимает имя Бенедикт (уменьшительное Бенто), продаёт свою долю в фирме брату и уезжает в пригород Амстердама Оверкерк. Однако вскоре возвращается и (пока ему ещё разрешено пребывание в Амстердаме) поступает учеником в частный колледж экс-иезуита «весёлого доктора» ван ден Эндена, где совершенствует латынь, учит греческий, философию (греческую и новую, в том числе Гоббса, Гассенди, Макиавелли, возможно, Джордано Бруно), естественные науки, обучается рисованию и шлифовке оптических стёкол (преподаёт иврит). Здесь же знакомится с трудами Ренэ Декарта (1596—1650), что кардинально повлияет на его взгляды. Хотя Декарт и жил в Амстердаме длительное время, но, по-видимому, он и Спиноза никогда не встречались — Спиноза был тогда ещё слишком молод.

Вокруг Бенто группируется кружок преданных ему друзей и учеников — Симон де Фриис (Simon Joosten de Vries), Йарих Йеллес (Jarig Jelles), Пиитер Балинх (Pieter Balling), Лодевийк Майер (Lodewijk Meyer), Ян Рёйвертц (Jan Rieuwertsz), фон Шуллер (von Schuller), Адриаан Курбах (Adriaan Koerbagh), Йоханнес Курбах (Johannes Koerbagh), Йоханнес Боувмеестер (Johannes Bouwmeester) и др.

В 1660 Амстердамская синагога официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и последний вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рийнсбурге (в то время центре коллегиантов) — деревне близ Лейдена. Шлифовка линз даёт ему доход, достаточный для жизни. Здесь он пишет «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бо́льшую часть «Основ философии Декарта» и первую книгу «Этики». Время от времени к нему наведываются студенты из близлежащего Лейдена. В 1661 Спинозу посещает один из председателей Лондонского королевского научного общества Генрих Ольденбург, переписка с которым длится затем многие годы.
В июне 1663 Спиноза переезжает в Воорбург, близ Гааги, где знакомится с физиком и математиком Христианом Гюйгенсом, филологом Фоссиусом (Vossius). В 1664 публикует в Гааге «Основы философии Декарта» (единственное сочинение, изданное под собственным именем Спинозы при его жизни) вместе с «Метафизическими размышлениями». Опубликованный анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат» (1670) создаёт прочное мнение о Спинозе как атеисте. От серьёзных преследований Спинозу спасало то, что во главе государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу (Ян де Витт был картезианцем). Параллельно с трактатом (и во многом для него) он пишет «Еврейскую грамматику».

В мае 1670 Спиноза переезжает в Гаагу (с 1671 живёт в доме на канале Павильюнсграхт (Paviljoensgrachts); сейчас этот дом носит латинское название Domus Spinozana), где остается вплоть до своей смерти. В 1673 Спиноза отказывается от приглашения пфальцского курфюрста занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять свободу в высказывании мыслей. В 1675 он заканчивает «Этику» — труд, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но после того как в 1672 братья де Витт «потеряли власть» (были убиты в результате государственного переворота), он не решается опубликовать его, хотя рукописные копии ходят в кругу ближайших друзей. В 1675 Спиноза знакомится с немецким математиком Э. В. фон Чирнгаусом, а в 1676 остановившийся в Гааге Г. В. Л. Лейбниц часто посещал Спинозу.
В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза умирает от туберкулёза (болезнь, которой он страдал в течение 20 лет, невольно усугубляя её вдыханием пыли при шлифовке оптических линз, курением — табак считался тогда лечебным средством), ему было всего 44 года. Тело предварительно хоронится 25 февраля и вскоре подвергается перезахоронению в общей могиле. Делается опись имущества (которое включает 161 книгу) и оно распродаётся, часть документов (в том числе, и часть переписки) уничтожается. Произведения Спинозы, в соответствии с его желанием, в том же году публикуются в Амстердаме Rieuwertsz с предисловием Иеллеса без обозначения места издания и имени автора под названием B. d. S. Opera Posthuma (на латинском языке), в 1678 — в голландском переводе (Nagelate Schriften). В том же 1678 все произведения Спинозы запрещаются.


Григорьев Александр Петрович

сомневающийся

Тема: #103403
Сообщение: #3922636
16.09.19 10:10
Ответ на #3922632 | Юрий С невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*Отвергнув представление о пространстве и времени как самостоятельных сущностях, отличных от материи и независимых от неё, Толанд настаивал на неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. Он решительно утверждал идею вечности и бесконечности Вселенной.**

Молодец какой. И не возразишь.


Юрий С

невоцерковленный верующий

Тема: #103403
Сообщение: #3922635
16.09.19 10:00
Ответ автору темы | Юрий С невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Нельзя не упомянуть и украинского странствующего философа

Сковорода, Григорий Саввич

Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия.
В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» — видимой (тварной) и невидимой (божественной). Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа».


Юрий С

невоцерковленный верующий

Тема: #103403
Сообщение: #3922632
16.09.19 09:51
Ответ автору темы | Юрий С невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Если уж начинать разговор об терминах, то стоит упомянуть и этого славного мужа

Термин «пантеист», от которого впоследствии произошло слово «пантеизм», впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705).

Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако ранее во всемирной истории многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.
...Философу пришлось спасаться бегством от угрозы тюремного заключения.

Он много путешествовал, по приглашению прусской королевы Софии Шарлотты, увлекавшейся философией, некоторое время жил в Берлине. Беседы с королевой, а впоследствии переписка с ней послужили Толанду основой для написания его наиболее выдающегося произведения «Письмо к Серене». Умер он в жестокой нужде.

Основные идеи Толанда, оказавшие влияние на развитие английского и французского материализма XVIII в., связаны с доказательством единства материи и движения, признанием движения существенным свойством материи. Обосновывая мысль о всеобщей активности материи, мыслитель рисует впечатляющую картину беспрерывного движения «мировой материи», извечного круговорота природы, постоянного созидания и разрушения, возникновения и уничтожения явлений и предметов внешнего мира.

Отвергнув представление о пространстве и времени как самостоятельных сущностях, отличных от материи и независимых от неё, Толанд настаивал на неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. Он решительно утверждал идею вечности и бесконечности Вселенной.

Мышление Толанд рассматривал в связи с деятельностью мозга, считал его «особенным движением» мозга как «специального органа этой способности». Очень жёстко критиковал религию и церковь с точки зрения материализма, однако полностью атеистическую позицию считал, как и многие мыслители того времени, безнравственной. Стоит отметить, что Толанд был первым философом Нового времени, посвятившим Гипатии Александрийской специальное сочинение.


Юрий С

невоцерковленный верующий

Тема: #103403
Сообщение: #3922628
16.09.19 08:44
Ответ на #3922488 | Латинов Сергей православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ну, вот и давайте обсуждать суть, а не спорить о терминах. Я использую общеупотребительные термины. Если они Вас не устраивают, думаю Вам будет труднее. Но, потрудитесь не влазить в новояз.

Можете начитать в такой последовательности

1.Первобытные, языческие времена.
2.Формирование древнеиндийских учений.
3.Древний Китай и Япония.
4.Пантеистические воззрения древней Греции.
5.Философия ближнего востока (арабские страны, Египет и пр.)
6.Пантеизм в средневековой Европе...
7...В эпоху Возрождения...
8...И в Классической немецкой философии.
9.Современность. ;-)

И объективности ради, выслушаем последователей пантеизма, как они рассматривают историю их мировоззрения

Началом религиозного мировоззрения человека, из которого вырос и пантеизм, можно считать первобытный анимизм - понимание нашими прапредками всех явлений природы как проявления их (явлений) собственной воли.

Термин «пантеист», от которого впоследствии произошло слово «пантеизм», впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако, ранее во всемирной истории многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.

Так, в индийских религиозных текстах содержатся предположительно наиболее древние пантеистические идеи. В индуистской теологии "Брахман" — неизменная, безличностная, бесконечная, имманентная реальность и является божественным основанием всех вещей во Вселенной, также суммой всего, что было, есть и будет. Идея пантеизма прослеживается от нескольких древнейших Вед и Упанишад к более поздней философии адвайта-веданты. Все махавакьи («великие изречения») Упанишад, в той или иной степени, указывают на единство мира и Брахмана. Пантеизм является ключевым компонентом философии адвайты, однако остальные разновидности веданты менее пантеистичны.

В Древнем Китае ранний даосизм у Лао-цзы и Чжуан-цзы также пантеистичен.

В Европе же пантеизм зарождался в философии досократиков. Таких как Анаксимандр, Фалес, Анаксимен, Ксенофан, Гераклит, Пифагор и Парменид.

По мнению В. Дильтея, наиболее последовательной формой пантеистического монизма в Древней Греции был стоицизм, начиная с Зенона Китийского и в развитии позднего стоицизма у философа и императора Марка Аврелия. В дохристианской Римской Империи стоицизм стал одной из главенствующих философских школ, наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом (в рамках которого к пантеизму относят неоплатоническое учение Плотина об эманации). К концу эллинистического периода пантеизма можно отнести философию Филона Александрийского.

На Западе, между IV и XV веками, пантеизм был в упадке и рассматривался как ересь (например, амальрикане). К числу выдающихся христианских богословов этого периода с воззрениями близкими к пантеизму относятся: Иоанн Скот Эриугена, Мейстер Экхарт, Николай Кузанский, Бёме, Давид Динанский, Кампанелла. Сэр Исаа́к Нью́тон (1643—1727 года), Григорий Саввич Сковорода (18й век, 1722-1794 года).

Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения у Джордано Бруно (был предан сожжению в 1600 году). «Этика» Бенедикта Спинозы, оконченная в 1675 году, стала главным источником через который пантеизм получил распространение в Европе (хотя Спиноза сам не использовал термин «пантеизм» его считают самым известным представителем пантеизма). Джордано Бруно и Спиноза были главными представителями пантеистического монизма с середины XVI до начала XVIII веков.
Джон Толанд, который находился под влиянием Спинозы и Бруно, в 1720 году написал «Пантеистикон: или способ празднования общества Сократа» на латинском языке.

В 1785 году открытый диспут между критиком пантеизма Фридрихом Якоби и защитником обвинённого в пантеизме и атеизме Лессинга, Мозесом Мендельсоном, способствовал дальнейшему распространению знания о пантеизме среди немецких мыслителей конца XVIII — начала XIX веков. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.

В течение XIX века в Европе пантеизм многими расценивался как религия будущего, привлёк внимание таких мыслителей, как: Вордсворт в Англии; Шеллинг и Гёте в Германии; Уолт Уитмен, Ральф Эмерсон и Генри Дэвид Торо в США; Лев Толстой и Владимир Сергеевич Соловьев в России.

В дальнейшем пантеистические мотивы проявляются всюду, где философия начинает тяготеть к теологии.
В том числе и в Исламе, где ярким представителем пантеизма стал Мухйидди́н Абу Абдулла́х Муха́ммад ибн А́ли аль-Андалу́си.

Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий IX в «Syllabus Errorum» назвал пантеизм среди «важнейших заблуждений нашего времени».

В XX веке пантеизм был оттеснён политическими идеологиями коммунизма, национал-социализма и фашизма, последствиями двух мировых войн, релятивистскими философиями экзистенциализма и постмодернизма.

Но одновременно с тем, уже с середины XXго века, в фундаментальной науке стало набирать силу стремление к обнаружению и описанию "Теории всего", в чём-то созвучной идеям пантеизма. К сожалению, современные светила науки, в большинстве своём, не склонны ясно обозначать свою мировоззренческую ориентацию.

К числу известных пантеистов XX века можно отнести архитектора Фрэнка Ллойда Райта, учёных Альберта Эйнштейна и возможно Карла Сагана, английского писателя Лоренса и американского поэта Джефферса.

Ватикан же продолжил выступления против пантеизма в папской энциклике от 2009 года и в послании 1 января 2010 года, в котором раскритиковал пантеизм за отрицание превосходства людей над природой и «видение источника спасения человека в природе».

Кстати, нами всеми любимый Ньютон тоже был пантеистом

"""....В религиозном мировоззрении Ньютона усматриваются элементы деизма. Ньютон верил в материальное присутствие Бога в каждой точке Вселенной и называл пространство «чувствилищем Бога» (лат. sensorium Dei). Эта пантеистическая идея объединяет в единое целое научные, философские и богословские взгляды Ньютона, «все области ньютоновых интересов, от натурфилософии до алхимии, представляют собой различные проекции и одновременно различные контексты этой безраздельно владевшей им центральной идеи»....

Ну, ещё немного истории. Апостол Павел в Афинах, в ареопаге, продемонстрировал знания стоиков и эпикурейцев, которые были пантеистами, как "особо набожные". Но которые не зная Бога чтут Его. Что по сути является невежеством. Когда же начал им рассказывать именно об этом Боге, который создал и небо и землю, они насмехаясь, не стали его слушвать. Вот, такова примерно история самого пантеизма, а не история термина. К обсуждению которого Вы пытаетесь увести разговор. Это в другой теме. В этой же - "пантеизм vs христианство". Извольте излагать свои возражения, аргументы и тезисы


Латинов Сергей
Латинов Сергей

православный христианин

Тема: #103403
Сообщение: #3922488
15.09.19 11:42
Ответ на #3922482 | Юрий С невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Приведённые вами фрагменты текстов с разных сайтов по поводу пантеизма я буду разбирать отдельно.
Для ознакомления с ними я и зашёл в этот топик, предполагая, что вами здесь будут собраны наиболее существенные (на ваше мнение) аргументы по теме.
.
Этот тематический диапазон необходимо также разобрать, как и была разобрана деятельность Ньютона, оказавшего разрушительное, дезориентирующее, тормозящее его влияние на науку.
По Ньютону значимая доля вопроса выяснена. Теперь необходимо разобраться с сутью и масштабами разрушительного влияния на философию, богословие и теологию соратника и современника Ньютона, каковым был Джозеф Рафсон (1648-1715).

А определиться я вас попросил по поводу используемой вами терминологии.
Чтобы вещи вами назывались своими именами.
Если говорите о понятии "пантеизм", то и говорите о понятии "пантеизм", которое возникло (было создано англосаксами как уничижительный ярлык негативного характера) в XVII-XVIII веках.
Если же говорите о явлениях (течениях, направлениях) в философии и религии, которые стало принятым с XVIII века относить к пантеистическим, то и говорите, что речь идёт о таковых. А их немало, и существуют они в религиозной и философской сфере с давних времён.
И по ним (по основной части перечня) тоже надо будет в дальнейшем проводить разбор того, насколько они на самом деле "отождествляют Бога и мир". Так как есть два принципа классификации (определения, выявления) того, отождествляет ли то или иное религиозное или философское направление Бога и мир.
.
Первый принцип классификации (назовём его "англосаксонский") не располагает компетентностью по поводу природы бытия духовной субстанции. В голове у основателей этого принципа классификации немало мешанины, и фокусировка их мышления и восприятия религиозных и философских учений происходит через их поклонение материи. Поэтому я и привёл ранее слова Гегеля об этих "знатоках-мыслителях" - "... Ибо они, по-видимому, представляют собой в Европе народ, который ограничивается пониманием действительности, предназначен, подобно сословию лавочников и ремесленников в государстве, жить постоянно погруженным в материю ..."
И с точки этих "знатоков-мыслителей" к пантеизму можно приписать немалый перечень философий, воззрений, религий.
.
Второй принцип классификации (назовём его "европейский") располагает компетентностью по поводу природы бытия духовной субстанции. В ряду философов, располагающих знаниями по данному вопросу можно назвать следующие имена:
- Платон (он знал, что существуют неотождествляемо "мир идей" (духовная субстанция) и "мир вещей" (материя); кстати, Платона тоже "знатоки-мыслители" отнесли, исходя из своего ограниченного разумения, к пантеистам);
- Декарт (его понимание о природе духовной субстанции выражается в словах "Бог это чистая идея");
- Спиноза ("Бог это субстанция мышления");
- Гегель;
- Лейбниц.
С точки зрения этих философов и, соответственно, с точки зрения второго ("европейского") принципа классификации утверждение о том, что Бог (духовная субстанция - информация; идея, мысль, мышление, операционно-логические системы) может быть отождествлён и отождествляем с материей есть полнейший и глупейший абсурд и бред.
Эти люди знали и понимали то, о чём писали.
Не понимали и не понимают их тексты только (погружённые в материю) англосаксонские "знатоки-мыслители" и их последователи, часть (как понимаю, большая часть) из которых даже не понимает и не осознаёт во след кому они идут.
Поэтому ранее в топике я разместил небольшую просьбу к православным верующим, авторам, редакторам, священникам и богословам. Чтобы они не велись бездумно на созданную англосаксонскими "знатоками-мыслителями" систему представлений, поскольку она недостоверна и ложна.
.
.
А причина вашей апологетики понятия "пантеизм", насаждённого общественному мышлению англосаксами, для меня понятна и объяснима.
Вы защищаете не христианство от якобы ереси, а созданный англосаксами инструмент, который они используют для разрушительных процессов, торможения и деградации в религиозной и философской среде.
Точно таким же образом вы защищаете Ньютона и его ложь о пространстве и времени.
.
И о том, насколько для вас ценен этот инструмент разрушения, показывает статистика открытых вами топиков на форуме.
Этот топик ("Пантеизм и христианство") единственный из созданных вами за последние пять лет. Вот насколько велика для вас ценность созданного англосаксами инструмента.

.


Юрий С

невоцерковленный верующий

Тема: #103403
Сообщение: #3922482
15.09.19 08:13
Ответ на #3922481 | Латинов Сергей православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Я, Сергей, могу и третий раз повторить. Терпения хватит. Пантеизм, как форма язычества возникла после грехопадения человека. По причине отсутствия Откровения от Бога
Про англосаксов и не надейтесь, не поведусь

"""Поэтому далее (если, конечно, сумеете и захотите) постарайтесь не создавать путаницу, а говорить конкретно:
а) либо - понятие "пантеизм" (возникшее в XVII-XVIII веках);
б) либо - явления (течения, направления) в философии и религии, которые принято относить к пантеистическим."""

Это вообще то Вам надо уяснить, а не мне. В теме предостаточно определений. Несогласие высказываете Вы, Вам и предоставить аргументы, на основании чего Ваше несогласие. Ваше несогласие заключается в чём? В самом определении или в том, что это определение не связывает пантеизм с христианством? Вам "слово" не нравится или "что слово означает"?


Латинов Сергей
Латинов Сергей

православный христианин

Тема: #103403
Сообщение: #3922481
15.09.19 08:06
Ответ на #3922480 | Юрий С невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


>>> Пантеизм является ничем иным как формой язычества. Поэтому и дату, эпоху, историческое событие я УЖЕ ВАМ НАЗВАЛ. Это - грехопадение. Не согласны?
.
Вы с самого фундамента рассмотрения темы пантеизма вносите путаницу.
И так, обратим внимание на ваш текст:
- "... Если не согласны с его характеристикой, аргументируйте. Напомню, тема о пантеизме vs христианстве. Эти понятия зародились гораздо ранее Вашего пресловутого "англосаксонства"... "
.
Определитесь, о чём вы говорите.
Или о понятии "пантеизм"?
Или о явлении (течении, направлении) в философии и религии, которые теперь принято (с подачи англосаксов) относить к пантеистическим?

Так как если вы говорите о понятии "пантеизм", то ваше утверждение по поводу времени его рождения ("... Эти понятия зародились гораздо ранее Вашего пресловутого "англосаксонства"... ") не соответствует действительности, т.е. есть ложь.

Поэтому далее (если, конечно, сумеете и захотите) постарайтесь не создавать путаницу, а говорить конкретно:
а) либо - понятие "пантеизм" (возникшее в XVII-XVIII веках);
б) либо - явления (течения, направления) в философии и религии, которые принято относить к пантеистическим.



Юрий С

невоцерковленный верующий

Тема: #103403
Сообщение: #3922480
15.09.19 06:38
Ответ на #3922476 | Латинов Сергей православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Сергей, у Вас не получится заболтать тему. Отправляйтесь рассуждать об англосаксонстве в любую тему. Эта же - об пантеизме и христианстве. Вы, как я понимаю, являетесь вместе с Гегелем и Спинозой последователем этого мировоззрения, которое в последствии назвали "пантеизмом"? Вот Вам и карты в руки. Защищайте своё мировоззрение. Но не эпитетами и метафорами. Не голословными личными высказываниями. А обоснуйте истинность своего, пантеистического мировоззрения. Я не собираюсь доказывать его истинность. Это Ваша задача. Я же привёл, довольно много, высказывания и определения христианских мыслителей и богословов. И я с ними согласен. Ежели Вы не согласны, то и разместите тут свои возражения. Но только не подобные такому - "я возражаю". Если не согласны, обоснуйте каждый тезис с которым не согласны. Я не вижу этих Ваших тезисов.

И повторю ещё раз, если Вы пропустили то что написано. Язычество - отсутствие Откровения от Бога, присуще падшему человечеству на всей его истории. Начиная с момента грехопадения. Пантеизм является ничем иным как формой язычества. Поэтому и дату, эпоху, историческое событие я УЖЕ ВАМ НАЗВАЛ. Это - грехопадение. Не согласны? Аргументируйте. Но не устраивайте мне здесь свои экзамены по своему произволу. Я не в Вашей теме. Желаете участвовать в ней? Следуйте её направлению. Это направление обозначено. Разница между христианством и пантеизмом. Вы не видите этой разницы? Тогда покажите почему. Иначе это выглядит как голословное утверждение последователя ложного мировоззрения, пытающегося оправдаться в своём заблуждении. Все у Вас неправы, все не знают что пишут, все напрасно клевещут на Гегеля со Спинозой. Но вместо пустых слов приведите аргументы. И уясните одну простую истину. И язычник может говорить истинные вещи. Как и Гитлер вполне мог утверждать что "2х2=4". Возможно Спиноза достиг каких либо достижений, но не в области познания Бога. Может быть и Гегель добился каких либо успехов. Но не в Богопознании. Так же, как и Гитлер, утверждая что "2х2=4" - не может быть оправдан за свои злодеяния. Речь о мировоззрении, которое не является христианством. Ибо противоречит ему. Об этом и тема. Следуйте в этом направлении. Если не согласны, "аргументируйте аргументами". Иначе получается что Вы не понимаете о чём речь


Латинов Сергей
Латинов Сергей

православный христианин

Тема: #103403
Сообщение: #3922476
15.09.19 01:51
Ответ на #3922472 | Юрий С невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

По теме заданного вопроса отвечайте.
А не увиливайте, прикрываясь христианской риторикой.
.
Повторяю вопрос:
- Назовите дату или эпоху, историческое событие (или череду событий), с которыми вы связываете зарождение понятия "пантеизм".
.
Вы же уже засвидетельствовали наличие у вас знания по данному аспекту, написав "... Эти понятия зародились гораздо ранее Вашего пресловутого "англосаксонства". ..."
Вот и поделитесь с читателями вашего топика своим таковым знанием.


Страницы: 1 | 2 | 3 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Общий 1144

Украина: е-малятко - "право" на сатанинские цифровые имена с рождения

11 декабря 2019 в 22:27Александр В.А.
Ребенок с "именем зверя" и "числом имени его" Православные очень волнуются из-за духовной опасности для ребенка в связи с вводом в действие комплексной услуги «е-малятко» по регистрации ... читать далее »

Святые 158

Священник Петр Петриков и иеромонах Андрей (Эльбсон): две жизни – одна судьба. ·

11 декабря 2019 в 16:47Андрей Бузик
Осень – удивительная пора. Окрашенная чудными красками, с которыми, кажется, навечно сплелись пушкинские строки… Чем бы была наша русская осень без его «очей очарованья…»?! Однако случилось так, что ... читать далее »

Картины 95

Мои дети - мои крылья за спиной

11 декабря 2019 в 15:17Андрей Рыбак
Мои дети - моя радость мое Я! Мои дети - мои крылья за спиной, Мои дети - мои звезды над Землей. Мои дети - мое счастье навсегда, Мои дети - и богатство, и года... Мои дети - продолжение мое, Мои ... читать далее »

Детям 532

Не повторяется такое никогда

10 декабря 2019 в 20:56Андрей Рыбак
Не повторяется такое никогда Не повторяется такое никогда ВИА Самоцветы читать далее »

Молитва 295

Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя.

10 декабря 2019 в 19:04Андрей Рыбак
Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам ... читать далее »

Стихи 716

Не в том ли...

10 декабря 2019 в 16:53Владимир Лучит
*** Не в том ли вся, как она есть, неприукрашенная правда и заключена как раз, что ради нашего спасения никто самого главного не сделает за нас? *** Вполне возможно, с точки зрения, с какой на нас ... читать далее »

Музыка 149

Высоцкий В.С. "... значит, нужные книги ты в детстве читал"

9 декабря 2019 в 22:22Андрей Рыбак
Высоцкий Владимир Высоцкий В.С. "... значит, нужные книги ты в детстве читал" читать далее »

Афон 111

Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иеромонах Симон (Бескровный)

9 декабря 2019 в 18:46Андрей Рыбак
Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иеромонах Симон (Бескровный) Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иеромонах Симон (Бескровный) Книгу «Практическое ... читать далее »

Еда 360

Архиерейская солянка. Постный Наполеон.

8 декабря 2019 в 20:36Андрей Рыбак
Монастырская кухня Архиерейская солянка. Постный Наполеон. читать далее »

Катастрофы 236

Биометрию собирают, чтобы "взломать" человека!

8 декабря 2019 в 17:20Андрей Рыбак
Биометрию собирают, чтобы "взломать" человека! Биометрию собирают, чтобы "взломать" человека! читать далее »

Альпинизм

Безенгийская стена - снова наша!

Безенгийская стена - снова наша! Усилия руководства "Безенги" (и нового президента ФАР, в том числе) не пропали даром: бюрократическая машина сдалась и вернула, пусть и с некоторыми ограничениями, ... читать далее »

Альпинизм

Алексей Слотюк - новый президент ФАР!

Алексей Слотюк - новый президент ФАР! 8 декабря 2019 года состоялась конференция Федерации альпинизма России. Новым президентом ФАР большинством голосов выбран Слотюк Алексей Анатольевич. читать далее »

Кино 29

На таежных ветрах. (1979)

11 декабря 2019 в 22:23Андрей Рыбак
Горная тайга На таежных ветрах. Серия 1 (1979) читать далее »

Природа 164

Как нас зомбируют через телефоны. Беседа со старцем в Молдавии.

11 декабря 2019 в 16:21Андрей Рыбак
Урожай Как нас зомбируют через телефоны (беседа со старцем путешественника Андрея Сотникова (Молдавии). Как делают оранжевые революции. Иоанно-предтеченский мужской монастырь В монастыре погибнуть ... читать далее »

Эсхатология 568

Развал СССР был спроектирован в США и носил название «Гарвардский проект»

11 декабря 2019 в 15:02Андрей Рыбак
Флаг СССР То, что развал СССР был спроектирован в США и носил название «Гарвардский проект» — уже давно ни для кого не является секретом. В его основу легла популярная в кругах американской элиты ... читать далее »

Туризм 95

Песня "Морзянка". Но только ты об этом лучше песню расспроси.

10 декабря 2019 в 20:45Андрей Рыбак
Поёт Владислав Гейх Русская романтика. Песня "Морзянка". Поёт Владислав Гейх. Но только ты об этом лучше песню расспроси. читать далее »

Высказывания 411

Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал в себе самом

10 декабря 2019 в 19:00Андрей Рыбак
Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал в себе самом Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал в себе самом, поэтому отношение человека к ближнему есть ... читать далее »

Акафисты 234

Акафист и Канон священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому

10 декабря 2019 в 16:30Андрей Бузик
Священномученик Серафи́м (Чичагов), Петроградский Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 15 апреля ... читать далее »

Фото 86

Удивительные фотоснимки

9 декабря 2019 в 20:01Андрей Рыбак
Удивительные фотоснимки Отражение самолета в каплях на стекле Что же там под накрывающей волной? Отражение северного сияния в разрыве льда Пикирующая калибри читать далее »

Наука 202

Числа фибоначи

8 декабря 2019 в 22:03Андрей Рыбак
земля шар Числа фибоначи читать далее »

Паломничество 174

Свято-Пантелеимонов монастырь. Афон

8 декабря 2019 в 20:32Андрей Рыбак
Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь. Свято-Пантелеимонов монастырь. Афон Holy Panteleimon Monastery Athos читать далее »

Интересно 463

Грядущий Князь мира сего, Грядущий Хам.

8 декабря 2019 в 16:10Андрей Рыбак
Д. Мережковский. Иногда, глядя на этих молодых стариков, интеллигентных аскетов и постников, хочется воскликнуть. - Милые русские юноши! Вы благородны, честны, искренни. Вы - надежда наша, вы - ... читать далее »

Приключенческие гонки

Рогейн  Рожайка в декабре  от Евгения Батуева

Рогейн  Рожайка в декабре  от Евгения Батуева. В субботу, 14 декабря, Евгений Батуев и группа SURR закрывают сезон рогейнов 2019 года в столичном регионе соревнованием  Рожайка в декабре  в ... читать далее »

Ледолазание

В Кирове завершились два крупных старта по альпинизму

С 6 по 8 декабря в Кирове на базе спортивного комплекса "Трамплин" прошли всероссийские юношеские соревнования и первый этап Кубка России по ледолазанию зимнего сезона 2019   2020 годов. Как сообщает ... читать далее »

Портал 75

Флаг "Экстремально-приключенческого портала" покрестил нашу планету!

11 декабря 2019 в 18:50Андрей Рыбак
Флаг "Экстремально-приключенческого портала" в самом сердце Сибири. Рядом с флагом Андрей Рыбак и лайка Удыгей. Флаг "Экстремально-приключенческого портала" в самом сердце Сибири. У флага Андрей ... читать далее »

Календарь 2309

12 декабря. Мученика Филумена Анкирского. Преподобного Акакия Синайского, о котором повествуется в Лествице.

11 декабря 2019 в 16:16Андрей Бузик
29 ноября по старому стилю / 12 декабря по новому стилю четверг Седмица 26-я по Пятидесятнице. Глас 8. Рождественский пост. Пища с растительным маслом. Мч. Филумена (ок. 274). Прп. Акакия ... читать далее »

Литература 340

Русские молокане, или Как в ХХI веке остаться человеком (чудесная экспедиция в Армению)

11 декабря 2019 в 13:11Андрей Рыбак
Андрей Владимирович Сотников . Автор очерка и куст граната. Русские молокане, или Как в ХХI веке остаться человеком (чудесная экспедиция в Армению, часть 2) Это небольшой отрывок из прошлогодней ... читать далее »

SOS! 446

Интернет с их поисковыми системами ниже телевидения. Он не в яме, он в аду

10 декабря 2019 в 19:22Андрей Рыбак
Интернет с их поисковыми системами ниже телевидения. Он не в яме, он в аду Интернет с их поисковыми системами ниже телевидения. Он не в яме, он в аду Наше ТВ находится в глубокой яме! Я бы назвал ... читать далее »

Шутка 153

Понимаешь… Мы ведь ссоримся… Всё время…

10 декабря 2019 в 18:56Андрей Рыбак
Понимаешь… Мы ведь ссоримся… Всё время… — Понимаешь… Мы ведь ссоримся… Всё время… Мы не можем быть вместе, да? — А ты любишь вишню? — Да. — А ты выплёвываешь косточки, когда её ешь? — Ну да. — Так и ... читать далее »

Путешествия 205

Фёдор Конюхов о путешествиях, космосе, Высоцком и Пикассо

10 декабря 2019 в 00:35Андрей Рыбак
Фёдор Конюхов о путешествиях, космосе Фёдор Конюхов о путешествиях, космосе, Высоцком и Пикассо читать далее »

Помощь храмам 31

Построим ХРАМ Вместе! Помогите!

9 декабря 2019 в 19:14Андрей Рыбак
Построим ХРАМ Вместе Дорогие друзья! В связи с тем, что за последние годы в Свято-Алексиевской Пустыни значительно увеличилось количество детей и взрослых насельников, наш главный храм прп. Алексия ... читать далее »

Народное творчество 17

Сотворение мира согласно книге Бытие

8 декабря 2019 в 21:23Андрей Рыбак
Земля и солнце Сотворение мира согласно книге Бытие читать далее »

Творчество 372

Забери меня на Пасху, сынок...

8 декабря 2019 в 17:22Андрей Бузик
Забери меня на Пасху, сынок... — Вась, возьми меня на Пасху домой, возьми меня, сынок. Я прислонюсь где-то в уголке, в рот платок, чтобы не кашлять, и пробуду несколько дней в родном доме, где и ... читать далее »

Документы 201

Как Яндекс сам себя выпорол. Детям не показывать! Строго 18+

8 декабря 2019 в 12:31Андрей Рыбак
Яндекс дарк Прошу ваших молитв, а особенно Патриарха и монашествующих. Будем говорить о самом главном, об антихристовых технологиях киберцифрового безумия. Господи, огради от одержимых! Через ... читать далее »

Парусный спорт

Sochi Winter Cup от PROyachting. Итоги второго этапа

Sochi Winter Cup от PROyachting. Итоги второго этапа. С 6 по 8 декабря компания PROyachting провела второй этап зимней серии Sochi Winter Cup. Регата проходила на яхтах GP 26 в Сочи на курорте ... читать далее »

Парусный спорт

Программа Парусный спорт. Выпуск 19. Ноябрь 2019

Смотрим ноябрьский выпуск авторской программы Алексея Жирова на телеканале МАТЧ! СТРАНА. В этом выпуске: итоги сезона RC44 CUP и класса "Дракон", обзоры Геленджикской и Черноморской регаты, итоги ... читать далее »

Всего проголосовало: 197 человек
Одобряете ли вы навязчивую рекламу поисковыми машинами?
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что поисковые машины собирают и хранят всю историю ваших запросов?
Да
Нет
Одобряете ли вы пропаганду порнографии поисковыми машинами?
Да
Нет
Одобряете ли вы то что поисковые почтовые сервисы читают всю вашу личную переписку
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что поисковики занимаются растлением наших детей?
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что они отдают всю собранную о вас информацию третьим лицам?
Да
Нет
Одобряете ли вы то, что они за ваш счет становятся по своей сути антихристовой властью?
Да
Нет
Важно!
1. В имени разрешено использовать только
буквы ( латинские / русские ), цифры и пробел.
2. Количество символов в имени может варьироваться от 2-х до 50-ти.
3. В качестве имени необходимо использовать нормальное человеческое имя ( не кличку, не ник, не логин ).
4. После правильного заполнения формы, на указанный email отсылается письмо с кодом для подтверждения голоса, поэтому email обязательно должен быть рабочим.
* Ваше имя:
* Email:
Итоги голосования
Одобряете ли вы навязчивую рекламу поисковыми машинами?
Да ( 2.0%, 4 голоса )
Нет ( 98.0%, 193 голоса )
Одобряете ли вы то, что поисковые машины собирают и хранят всю историю ваших запросов?
Да ( 4.1%, 8 голосов )
Нет ( 95.9%, 189 голосов )
Одобряете ли вы пропаганду порнографии поисковыми машинами?
Да ( 1.5%, 3 голоса )
Нет ( 98.5%, 194 голоса )
Одобряете ли вы то что поисковые почтовые сервисы читают всю вашу личную переписку
Да ( 1.0%, 2 голоса )
Нет ( 99.0%, 195 голосов )
Одобряете ли вы то, что поисковики занимаются растлением наших детей?
Да ( 1.5%, 3 голоса )
Нет ( 98.5%, 194 голоса )
Одобряете ли вы то, что они отдают всю собранную о вас информацию третьим лицам?
Да ( 1.0%, 2 голоса )
Нет ( 99.0%, 195 голосов )
Одобряете ли вы то, что они за ваш счет становятся по своей сути антихристовой властью?
Да ( 2.5%, 5 голосов )
Нет ( 97.5%, 192 голоса )
© 1999-2019 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru