 Серебряков Сергей Васильевич
 православный христианин модератор
|
Новая история иконы Пресвятой Богородицы – Старорусской.
Слава Богу единому, великому, сотворшему вся! Благодарю Господа и Бога за великое ко мне неключимому благодеяние, удостоившего меня знать не по слухам, а по словам не очевидцев, а непосредственных участников, тех событий, которые развивались вокруг иконы старорусской Божьей Матери, во время войны и после, в дни её возвращения из города Дно, Псковской епархии, в город Старую Руссу.
В силу известных процессов, положенных Богом и определяющих дни пребывания человека на земле, тех непосредственных участников, уже нет в живых, но остались в памяти их слова и рассказы, о тех дивных и великих событиях, на которые несомненно была воля Божья, иначе бы, всё происходило не так, да и последствия были бы иные.
Первым человеком была Раиса Александровна Крестецкая, по невероятному стечению обстоятельств, она была моей тёщей, матерью жены, Елизаветы Ивановны, в девичестве - Крестецкой. В те горькие для страны и народа ея, военные дни, Раиса Александровна была угнана немецкими захватчиками в плен, и находилась в немецком лагере, расположенном на узловой станции, городе Дно. Где узники лагеря должны были обеспечивать бесперебойное функционирование крупного железнодорожного узла.
По неизвестным для нас обстоятельствам, в городе Дно прошёл слух, якобы в одном из вагонов, среди ценностей, вывозимых в Германию, находится чудотворный образ Старорусской Царицы Небесной. Немецкое командование стало формировать состав с ценностями для отправки в фатерланд, на одном из запасных путей. Беспокоясь о безопасности состава и его маневрирования, немцы решили отремонтировать и укрепить этот запасной путь. Для работ были привлечены немецкие специалисты железнодорожники, надсмотрщики, и люди из лагеря для военнопленных, среди которых была и приснопамятная Раиса Александровна.
Наконец работы по восстановлению и оптимизации пути были завершены и состав с ценностями для Рейха, мог свободно отправляться в путь. Пути тщательно проверены, поездная бригада сформирована, звучит колокол на отправку состава, машинист даёт прощальный гудок, И. А вот далее происходит совершенно невероятное событие. Едва тронувшись с места паровоз, проваливается между рельсов. Они оказывается расходятся в разные стороны. При чём, не так как бы они были плохо закреплены костылями на шпалах, и оттого разъехались, а так, якобы они и были изначально так размещены. Потому как к качеству крепления рельсов вопросов не было, всё было прочно и надёжно, просто путь почему-то разделился как-бы на два пути, взаимно неприемлемым образом. Отправка ценного состава было сорвана.
Немцы немало удивились происшествию и отнесли это к разряду курьёзных, ну бывает мол, что тут поделаешь, просчитались где-то специалисты, и таким странным образом спроектировали путь. Но народ православный сделал свой вывод, не хочет Царица Небесная ехать в неметчину, и без вмешательства Божьего в ситуацию, явно не обошлось. Уж слишком невероятным образом пути, многократно проверенные оказались совершенно непригодными по инженерным соображениям, а не качеству ремонта, к эксплуатации.
И всё же немцы отнеслись с изрядной долей недоверия и к качеству ремонта пути, особенно в свете разговоров о Небесном вмешательстве. Бригада рабочих по восстановлению, была отстранена от дальнейших работ. Из лагеря пригнали новых рабочих, среди которых была и Раиса Александровна. Немцы многократно усилили контроль, за ходом проведения восстановительных работ. Почти к каждому русскому, был приставлен надсмотрщик немец. Плохо сделать работу, даже если и захочешь, не сможешь, всё под жесточайшим контролем.
И всё же, не смотря на тотальный контроль, на следующий день, после прощального удара в железнодорожный колокол, и прощальный гудок машиниста, при троганьи паровоза с места, рельсы пути, вновь, совершенно непостижимым образом, приобрели прежнее состояние. Как будто они всегда были именно, так и проложены, они расходились в разные стороны, образуя путь в никуда. Паровоз вновь оказался между путями, не имея своего, нужного ему. Всё имело вид совершенно законченного, но бессмысленного пути, при чём, качество крепления рельсов было на высоте. И на второй день поезд с награбленным добром и иконой Старорусской Божьей Матери, остался на станции города Дно. Православный и даже не православный народ был уже убеждён, что Царица Небесная, не допускает отправления ея иконы, в земли захватчиков и завоевателей земли Русской, находящейся под её особым попечением, и пристальным вниманием.
Это происшествие стало известно не только жителям города, но слух о сем распространился далеко по весям Псковской многострадальной земли, и дошёл до ушей партизан, оных в земле древнего Пскова и родины равноапостольной княгини Ольги, было изобильно. Эти смелые и отважные люди, настоящие патриоты, доставляли немцам много хлопот и неприятностей, с первых дней войны и немецкой оккупации. Мало того, существовал целый партизанский край, кстати не так уж и далеко от Дновских лесов, где никогда не ступала нога фашистского звхватчика.
Рабочих, в том числе и Раису Александровну, после второй неудачной попытки, немцы подвергли жесточайшей проверке и допросу, дабы выявить лиц причастных к саботажу и вредительству на железнодорожной станции. Прошлую бригаду рабочих, и ту, которая была на работе сегодня, изолировали от местного населения, дабы исключить всякие контакты, с нежелательными людьми. Немецкое командование приняло решение проводить работы по восстановлению пути и порядка, с привлечением только немцев, находящихся на службе, в немецкой армии, то есть ремонтировать пути собственными силами.
Каково же было удивление и какова же была радость русских пленных людей, находящихся в жестокой изоляции, после сих происшествий с путями и рельсами, когда ночью был совершён рейд силами партизанского отряда. В и итоге внезапного нападения партизан на железнодорожную станцию, был открыт вагон, где находилась чудотворная икона, которую партизаны с величайшей осторожностью, погрузили на специально подготовленную подводу, и вывезли в леса. Озверевшие немцы бросились в погоню, но партизаны словно растворились в воздухе, даже следов их найти не удалось, не смотря на предпринятые чрезвычайные немецкие меры.
На следующий день поезд с награбленным добром, но уже без иконы, благополучно покинул станцию. Пленных русских людей, которые участвовали в ремонте путей, немцы, подвергнув жестокому допросу с пристрастием, и ничего не выявив полезного для себя, расформировали и отправили в глубокий немецкий тыл, для работ на благо Фатерланда. Партизаны хранили икону в местах известных только им одним, но судя по сохранности иконы, они это делали очень добросовестно. Хранить её в лесу вечно партизаны не собирались, святыня должна принадлежать и служить всему народу божьему, а не группе лиц, пусть даже и партизан, исполненных любви к Царице Небесней и иконе ея. Как только появилась возможность поместить икону в храм, а это было освобождение советскими войсками города и станции Дно, её поместили в Михайлово архангельском храме города, где она и находилась до времени, когда пришло время вернуться ей, в место своего обитания, землю Старорусскую.
Вторым человеком, имевшим непосредственное отношение к возвращению иконы пречистого образа Царицы Небесной из города Дно в Старую Руссу, был Леонид Ефимович Фролов. Были переговоры и на каком уровне, или вовсе не были, между епархиями, мне не известно. Может был просто договор между священниками Старой Руссы и Дно о возвращении её в храм древнего града. От лица Старой Руссы выступал отец Кузьма, иеромонах Косма (Прошкин), кто был от лица Дновского духовенства, мне не известно. Единственный священник приблизительно того времени, мне известный, был отец Петр Борода, кстати совершенно безбородый человек. Но вот служил ли он в 1946 году, не знаю, возможно там был кто-то другой.
Леонид Ефимович работал в то время шофёром в одной из гражданских контор города на полуторке. Ходил в храм и из усердия помогал отцу Кузьме по делам храма, используя подчас, автомобиль, по нуждам церковным. Сразу после войны, гонения большого на церковь не было и Леониду Ефимовичу, это иногда нецелевое использование машины сходило с рук.
Поскольку встал вопрос о возвращении иконы Божьей Матери Старорусской, из города Дно, в храм Георгиевской церкви, а была отцом Кузьмой выбрана именно она, потому как отец Кузьма жил близко, хотя ему было предложено восстановить церковь иконы Старорусской Божьей Матери, на территории Спасо-Преображенского монастыря, либо восстановить Троицкую церковь, для установки иконы. Леонид Ефимович пытался уговорить отца Кузьму, восстановить церковь иконы, её родную церковь, но отче остался непреклонен.
Что возвращать, когда возвращать, как возвращать, было не очень актуально, потому как шёл 1946 год, только закончилась война и время гонений на церковь. Поэтому пышного возвращения подобно возвращению из Тихвина, не могло быть и речи, да и народ прокоммунистически настроенный, был способен на любые провокации, самые нелепые и безобразные. Решили просто привести без всякой помпы, ко дню первого возвращения, а именно к 1-му октября.
Осень в тот год было хмурой и дождливой, все дороги разбиты войной, и почти непригодны для движения автотранспорта, об асфальте редко кто слышал, да и ямы в нём, только усугубили бы ситуацию. Леонид Ефимович говорил, что не только канавы, но и поля вдоль дорог, тоже были залиты водой и непроходимы даже для тракторов. Ситуация унылая и почти безвыходная. На дорогах, обочинах и вне дорог сидели буксующие автомашины, полуторки, ЗИСы, студобеккеры, и все остальные кто мог ехать. Вот в такое бездорожье и отправился Леонид Ефимович, за чудотворною иконою в город Дно.
Леонид Ефимович причастился святых даров на Божественной литургии, после которой отец Кузьма отслужил молебен и благословил в путь. Далее происходившее похоже на маловероятный рассказ. За всё время пути от Старой Руссы до Дно, полуторка Леонида Ефимовича ни разу и нигде не забуксовала, хотя машин, засевших было великое множество. Я объезжал их по дороге и даже по полю, и ни разу ни где не остановился, и ни разу машина даже не чихнула, это было просто удивительно, мало того, она шла на удивление ровно и плавно, говорил Фролов. Как будто неведомая сила помогла ей, но я-то знал, что это за сила, и что она мне ведома, это предстательство самой Царицы Небесной, и ни что не могло помешать её плану возвращения, в землю, откуда икона её была похищена.
Обратный путь был так же успешен, ни каких препон или препятствий на пути. Я, говорил Леонид Ефимович, сильно переживал за то, что икона была довольно слабо закреплена в кузове полуторки, и могла либо упасть, либо ещё как ни будь повредиться. Но слава Богу, всё прошло благополучно и икона была доставлена в кратчайший срок, во град своего пребывания.
Первого октября состоялось торжественное богослужение и пение акафиста, при великом стечении народа Божьего, радовавшегося о возвращении святыни, о покровительстве и предстательстве Царицы Небесной, и о великой милости Божьей, явленной и дарованной вновь, многострадальному народу земли Старорусской.
|