Андрей Добронравов
 православный христианин
|
Святая блаженная схимонахиня Параскева (Паша Саровская) и святой император Николай
Царь Николай II посещает блаженную Пашу Саровскую.
Настенная роспись Казанской церкви
Дивеевского монастыря
"....
В конце XIX столетия в Саров начал ездить будущий митрополит Серафим, тогда еще блестящий гвардейский полковник Леонид Михайлович Чичагов. Послушница блаженной Прасковьи Ивановны, Дуня, рассказывала, что когда Чичагов приехал в первый раз, Прасковья Ивановна встретила его, посмотрела из-под ручки и говорит:
— А рукава-то ведь поповские.
Вскоре он принял священство. Прасковья Ивановна настойчиво говорила ему:
— Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали.
Чичагов стал собирать материалы, написал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и поднес ее Государю. Когда Государь прочитал ее, то возгорелся желанием открыть святые мощи.
Несмотря на множество чудес, которые видели люди в течение семидесяти лет после преставления старца Серафима, с делом открытия его святых мощей и прославления были трудности. Рассказывали, что Государь настаивал на прославлении, но почти весь Синод был против.
В это время блаженная Прасковья Ивановна четырнадцать или пятнадцать дней постилась, ничего не ела и ослабела так, что не могла даже ходить, а ползала на четвереньках.
Как-то вечером к блаженной пришел архимандрит Серафим (Чичагов) и говорит:
— Мамашенька, отказывают нам открыть мощи.
Прасковья Ивановна сказала:
— Бери меня под руку, идем на волю.
С одной стороны ее подхватила мать Серафима, с другой — архимандрит Серафим.
— Бери железку. Копай направо — вот и мощи…
У батюшки Серафима сохранились лишь косточки. Это смущало Синод: ехать ли куда-то в лес, если нетленных мощей нет. На это одна из остававшихся в живых стариц, лично знавших преподобного, сказала тогда: «Мы кланяемся не костям, а чудесам». Сестры говорили, будто сам преподобный явился Государю, после чего он своей властью настоял на открытии святых мощей.
Когда был решен вопрос о прославлении и открытии святых мощей, Великие князья приехали в Саров и в Дивеево, к блаженной Прасковье Ивановне. Они привезли ей шелковое платье и капор, в которые тут же и нарядили.
В то время в царской семье было четыре дочери, но мальчика-наследника не было. Великие князья ездили к преподобному молиться о даровании наследника. Прасковья Ивановна имела обычай все показывать на куклах, и тут она приготовила куклу-мальчика. Постелила ему платки мягко и высоко уложила: «Тише, тише — он спит…» Повела им показывать: «Это ваш». Великие князья в восторге подняли блаженную на руки и начали качать, а она только смеялась. Все, что она говорила, передавали по телефону Государю, который сам приехал позже.
Е
Перед приездом Государя в Дивеево блаженной объявили, что после того, как его встретят в игуменском корпусе и пропоют концерт, он оставит свиту за завтраком и придет к ней.
Когда мать Серафима с Дуней вернулись со встречи, на столе стояли сковорода картошки и холодный самовар, но Прасковья Ивановна не дала их убрать. Пока с ней воевали, из сеней донеслось: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» Вошла августейшая чета — Император Николай Александрович и Императрица Александра Феодоровна. Уже при них стелили ковер, убирали стол; сразу принесли горячий самовар. Все вышли, оставив царственных гостей и блаженную одних, но Государь и Государыня не могли понять, что говорит Прасковья Ивановна, и вскоре Государь вышел и сказал:
— Старшая при ней, войдите.
И беседа состоялась при келейнице.
Прасковья Ивановна предсказала царственной чете все: войну, революцию, падение престола, династии, море крови. Императрица была близка к обмороку и сказала, что не верит. Блаженная протянула ей кусок красного кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».
Затем Прасковья Ивановна открыла комод. Вынула новую скатерть, расстелила на столе и стала класть на нее гостинцы: льняной холст своей работы, початую голову сахара, крашеные яйца, еще сахар кусками. Все это блаженная завязала в узел: очень крепко, несколькими узлами, и когда завязывала, то от усилий даже приседала. Потом дала узел в руки Царю со словами:
— Государь, неси сам. А нам дай денежку, нам надо избушку строить.
У Государя денег с собой не было. Тут же послали и принесли, и он дал ей кошелек золота, который сразу же был передан матери игумении.
Когда прощались, целовались рука в руку.
Тогда же Государь Николай Александрович сказал, что Прасковья Ивановна — истинная раба Божия. Все и везде принимали его как Царя — она одна приняла его как простого человека.
После этого со всеми серьезными вопросами Государь обращался к Прасковье Ивановне, посылал к ней Великих князей. Евдокия Ивановна говорила, что не успевал уехать один, как приезжал другой. После смерти келейницы Прасковьи Ивановны, монахини Серафимы, спрашивали все через Евдокию Ивановну. Она передавала, что Прасковья Ивановна говорила:
— Государь, сойди с престола сам.
Перед смертью она все клала поклоны перед портретом Государя. Сама она была уже не в силах делать их, и ее поднимали и опускали.
— Что ты, мамашенька, так на Государя молишься?
— Глупые! Он выше всех Царей будет!
Блаженная говорила о Государе: «Не знаю — преподобный, не знаю — мученик».
Незадолго до смерти блаженная сняла портрет Государя и поцеловала в ножки со словами: «Миленький уже при конце…»
Игумен Серафим (Путятин) неоднократно был свидетелем того, как блаженная ставила портрет царской семьи к иконам и молилась на него, взывая: «Святые царственные мученики, молите Бога о нас!» — и горько плакала.
После визита царской семьи Саров и Дивеево посещали многие приближенные ко двору люди, и некоторых блаженная нелицеприятно обличала. Приезжал Григорий Распутин со свитой — молодыми фрейлинами. Сам он не решился войти к Прасковье Ивановне и простоял на крыльце, а когда фрейлины вышли, то Прасковья Ивановна бросилась за ними с палкой, ругаясь
Приезжала и Анна Вырубова. Опасаясь, что Прасковья Ивановна опять что-нибудь выкинет, прежде послали узнать, что она делает. Прасковья Ивановна сидела и связывала поясом три палки (у нее было три палки: одна называлась «тросточка», другая — «буланка», третья — забылось, как) со словами: «Ивановна, Ивановна (так она себя называла), а как будешь бить? — Да по рылу! Она весь дворец перевернула!» Важную фрейлину не допустили, сказав, что Прасковья Ивановна в дурном настроении.
В 1914 году разразилось всемирное бедствие — мировая война. «Когда она была в самом разгаре, — рассказывали дивеевские сестры С. А. Нилусу, — блаженная «маменька» Прасковья Ивановна все радуется, все в ладоши хлопает да приговаривает:
— Бог-то, Бог-то милосерд как! Разбойнички в Царство Небесное так валом и валят, так и валят!»
По прозорливости Прасковье Ивановне было известно о грядущих гонениях на Православную Церковь. Так, архиепископу Петру Звереву она предсказала «три тюрьмы». После 1918 года он трижды был арестован, несколько лет провел в заключении и умер от тифа на Соловках в 1929 году.
Иногда приходившим к ней монахиням Прасковья Ивановна говорила:
— Вон отсюда, шельмы, здесь касса!
Действительно, после разгона обители здесь находилась сберегательная касса.
Умирала блаженная тяжело и долго. С. А. Нилус так описывает свою последнюю встречу с Прасковьей Ивановной летом 1915 года: «Когда мы вошли в комнату блаженной, и я увидал ее, то прежде всего был поражен происшедшей во всей ее внешности переменой. Это уже не была прежняя Параскева Ивановна, это была ее тень, выходец с того света. Совершенно осунувшееся, когда-то полное, а теперь худое лицо, впалые щеки, огромные, широко раскрытые, нездешние глаза: вылитые глаза святого равноапостольного князя Владимира в васнецовском изображении Киево-Владимирского собора: тот же его взгляд, устремленный как бы поверх мира в премирное пространство, к Престолу Божию, в зрение великих тайн Господних. Жутко было смотреть на нее и вместе радостно».
Перед смертью блаженную Параскеву парализовало. Она очень страдала. Некоторые удивлялись, что такая великая раба Божия так тяжело умирает. Кому-то из сестер было открыто, что этими предсмертными страданиями она выкупала из ада души своих духовных чад.
***
|